вогул что это у бунина
Иван Бунин — В деревне:
Краткое содержание
Глава 1
Рассказчик вспоминает детство, годы учебы в гимназии. Тогда он думал, что «декабрь – вот это зима». Суровая, мглистая, бессолнечная. А с Рождества, вместе с праздником, елкой и вкусной едой, «начинается весна». И можно на все 2 недели каникул уехать в деревню ее встречать. Ведь в городе нет ни настоящего солнца, ни простора.
Мальчик едет туда с отцом – и в эти дни особенно сильно любит «папочку». В поезде шумно, весело. Оба сходят на маленькой станции. В полях «тихо-тихо». Дальше скачут степью среди снега на тройке лошадей. Звездной ночью въезжают в село. Наконец, отец с сыном входят в теплый деревенский домик.
Глава 2
У мальчика весенняя радость в сердце. Он с восторгом бегает по большим комнатам старинного дома, рассматривает узоры на окнах. И в первое же утро просится покататься на лыжах. Как настоящий «вогул» (северная народность манси), в самый мороз. Светит солнышко, начинается капель. «Все радует»: сад, пруд, возня воробьев, солома в снегу. Ему сладко просто смотреть в окно на сверкающий снег.
Глава 3
Дни мелькают быстро – пора возвращаться в город. Мальчик вдыхает запах весны – в городе его не будет. Обратно он приедет сюда только летом. Отец рад, что мальчик любит деревню, природу. Он говорит, что это хорошо – любить родное. Пусть деревня бедная, но в ней точно не скучно. Надо помогать деревенским людям, трудиться – тогда всем будет хорошо.
В пути мальчик смотрит, прощаясь, на бедные избы, и дома из кирпича, побогаче. В тех домах вкусно пахнет хлебом, и все за работой. И слушают мастера рассказывать истории обо всем на свете. Вот уже и село позади, вновь кругом поля. «Весна близко», скоро март. Вся природа очнется «от зимнего сна», зазеленеет. «Хорошо в полях!»
Читательский дневник по рассказу «В деревне» Бунина
Сюжет
Мальчик любит проводить рождественские каникулы с отцом в деревне. Там весна чувствуется, там солнце, природа, простой работящий народ. Отец учит сына, что бедным надо помогать. На обратном пути мальчик представляет, как украсит деревню веселая, шумная весна.
Отзыв
Тема малой родины, семьи, любви и дружбы отца и сына. Главная мысль – любовь к родной природе, народу, труду. Деревня и город глазами ребенка. Весна чувствуется на свободе, в полях. Мальчик очарован спокойствием, красотой зимы в деревне. Рассказ учит любить свою семью, простую, здоровую жизнь, общение с природой и людьми-тружениками.
Рассказ И.А. Бунина «В деревне»
Описание презентации по отдельным слайдам:
И.А.Бунин Рассказ «В деревне»
Объясните значение непонятных слов Вогул Иноходь Коренник пристяжные Лексическая работа
Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина Н.Крылов «Русская зима» К.Юон «Мартовское солнце»
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части. 1 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину? 2 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение отличать оттенки характеризует автора?
Приметы зимы. Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной. Краски зимы. В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона. Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
Предчувствие весны. Какой представляет весну герой рассказа?
Домашнее задание Составить план-конпекст биографии Андреева Читать «Петька на даче»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1291933
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературе: И.А.Бунин. Рассказ «В деревне»
Тема: И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
І. Организационный момент.
II. Выразительное чтение стихотворения.
IiI. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне».
Вступительное слово учителя.
Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».
Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».
В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.
Беседа по первичному восприятию рассказа.
— Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).
— Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?
— Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные?
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.
Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.
Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке.
Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.
Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!»
— Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?
— Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».
Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».
— Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?
— Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?
Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».
— Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
Назовите сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы?
Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.
Назовите сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.
Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!»
— В чём смысл совета отца?
— Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».
— Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).
Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление).
Домашнее задание. А.И.Куприн рассказ «Детский сад».
Вогул что это у бунина
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ВОГУЛ
Сергей Бахтияров, 1987, фото Владимира Муканова
«… устойчивое выражение дыш вогув (ленивый вогул) или устойчивое сравнение вогув кодь (как вогул) действительно употребляются в значении «ленивый человек». Данные сочетания имеют ярко выраженную гендерную нагрузку – так скажут только о мужчине. Этим этнонимом могут назвать одинокого мужчину, преднамеренно отгородившегося от остального общества, не желающего контактировать с соседями, знакомыми (не путать с понятием бобыль): «Вогув моз олö. – Живёт как вогул» в значении «одиноко». Вряд ли современные носители коми-пермяцкого языка в большинстве своём знают первоначальное значение термина вогул. Совершенно точно можно утверждать, что никаких ассоциаций с народом манси при употреблении названного выражения нет». (Лобанова А.С. Об эмоционально-оценочных этнонимах в языке коми-пермяков// Коми-пермяцкий этнографический сборник, 2014, с.176-177.)
«— Собак не перебейте, — оглядев все наше воинство, серьезно предупредил Матвей, — собаки — золото, медведь — дерьмо! — И пошел вперед косолапо, усадисто. Мы за ним. Парнишки, напряженные, подобранные, бледные — сзади.
— Ну как, страшно? — спросил одного парнишку старший вогул и потряс головой, засверкав узенькими смеющимися глазами: — Уй-буй-бы-ыыыр! Страшно! Парнишки вежливо посмеялись. Мы тоже. » (Астафьев В. Медведи идут следом, 1977)
Во втором отрывке совершенно точно известно, что старший вогул – это коми-ижемец. Астафьев зарядил пастуха вогулом намеренно, добиваясь брутального эффекта. Вогул-манси про медведя бы так никогда не сказал, зырянин, другое дело. Оказалось, кваркушские оленеводы-ижемцы любили прикидываться вогулами. Например, бригадир Петр Александрович Хозяинов звал себя Петькой-вогулом: «…он сам так, выпивши, себя называл: «Александрычем никогда не был! Я Петька – вогул!» (Соловьев В. Забой // Уральский следопыт. 2017, №1). Его бригада, единственная в госпромхозе «Денежкин Камень» в начале 1990-х гг., состояла всего из трех мужиков: двух коми-ижемцев и одного манси. Летом они кочевали на плато Кваркуш: без женщин, без чумов, жили в избах – они были самыми южными оленеводами на Урале.
Оленевод коми-ижемец из района г.Денежкин Камень
Маршрут кочевания: Денежкин Камень-Белый Камень-Кваркуш (Вогульский Камень)
1990-е годы – излет североуральского оленеводства и вогульской традиции. Столетием ранее, когда многооленные коми-ижемцы Хозяиновы и др. только пришли в эту часть Урала, убегая от полярной копытки и тесноты, местных оленеводов угров они на дух не переносили. В верховья Вишеры они пришли с большими стадами, сильно потеснив вогулов с их табунками на островных горных пастбищах. В 1899 году в одном из ижемских чумов на Чувальском Камне гостил публицист Белдыцкий и хозяева жаловались ему, как притесняют их: «Теперь нам здесь тесно становится. Остяки и самоеды выживают нас. Везде занято: на Чувале мой сын, на Мань Юру – остяк, на Урале – остяк, на Муравье – остяк, везде остяк…» (Белдыцкий Н.П. Очерки Вишерского края, 1899, с.50)
Стоянка вогулов в тундре Вишерского края. Бородатый мужик не идентифицирован // Пермский обл.краеведческий музей
Белдыцкий поторопился. Вышло не то чтобы наоборот, но иначе. Последним кто пас в тех горах оленей, стал как раз вогул – из уже упомянутой выше денежкин-каменской бригады, – Сергей Савельевич Бахтияров. Это был настолько олдовый вогул, что брал отгулы, в то время как его друзья ижемцы поднимали оленей на пастбища Денежкиного Камня, священную для манси гору.
Сергей Бахтияров // фото из коллекции Константина Возьмителя
Сергей стал первым манси в моей жизни. То была случайная и весьма экзотичная встреча. Я тогда вообще ничего не знал о вогулах, несмотря на то, что они пару раз сожгли мой родной город – слишком давняя история. Сергей буквально материализовался из кваркушского тумана, когда мы с братом подошли к маленькому балку под Вогульским Камнем августовским вечером 2002 года. Недремлющий шестым чувством вогул почувствовал приближение людей и вышел встретить.
Олени под Вогульским Камнем, 2002
Кваркуш, вид на Вогульский Камень, январь 2017
У Алексея Слепухина на сайте можно почитать еще о Сергее Бахтиярове, его последних днях.
У Вячеслава Соловьева, в прошлом госпромхозного сотрудника, можно почитать интересные истории с участием Сергея, например, «Шешнатцать ведер воды», и прочие очерки из жизни ГПХ «Денежкин Камень»
Манси (Вогулы) – северные богатыри бескрайних лесов
Манси принадлежат к одним из самых малочисленных народов России, однако это вовсе не означает, что культура и история этих людей не представляют интереса. Напротив, жители Ханты-Мансийского автономного округа сохранили традиции и образ жизни, что не слишком отличаются от того, что вели их предки.
Исторический путь мансийцев (или, как их ещё называют, вогулов) нельзя назвать бурным и наполненным войнами, однако именно он открывает нам, как складывался из отдельных племён этот народ. Всегда ли жили манси на землях Югры, на своей родине, или пришли из других краёв? Давайте проследим за судьбой народа, а заодно лучше познакомимся с племенами оленеводов и превосходных охотников.
Два народа – в одном
Знакомясь с историей манси, сразу замечаешь, насколько сложным был процесс формирования этого народа. Изначально манси жили не на своей современной родине, а на западных склонах Уральских гор. Как предполагают историки, манси стали результатом объединения двух культур, что сложились в том регионе. Одну из них несли уральские племена, зародившиеся её в неолите, а другая принадлежала угорским народам.
Я хочу отметить, что последние двигались к юго-западному направлению, покоряя новые территории. Из-за этого родственными народами стали не только племена Урала, но и венгры, что живут на значительном расстоянии от исторической родины.
Вогулы
Автор: Николай Сорокин «Путешествие к вогулам», 1873 год
Вероятно, и манси не смогли бы сформироваться как народ, если бы не великое кочевье, что создали угорские племена. Согласно сведениям археологов, к X веку нашей эры манси развивали свою культуру, обживая Уральские горы, однако эта идиллия продлилась недолго. В XI веке на Урал приходят другие народы, которым манси заметно уступали в силе.
Главными противниками местных жителей стали коми, а вслед за ними появились и русские, что понемногу оттесняли мансийцев. Многим племенам приходилось отступать к восточным и северным землям, что, конечно, были далеко не так богаты и пригодны для жизни, как горные склоны. Так и вышло, что манси оказались в Зауралье, однако их не слишком смущали природные сложности и жёсткий климат. Главное – они были хозяевами на этих территориях.
Зимний костюм манси
Автор: Николай Сорокин «Путешествие к вогулам», 1873 год
Манси – значит, «человек»
Запутанная история получилась и с названием народа. Сами манси так себя и называли, а с их языка это слово переводится как «человек». А вот известное определение «вогулы» появилось благодаря русским, что после присоединения Сибири к Российскому государству не только осваивали новые земли, но и делали наблюдения относительно местного населения. Некоторые историки предполагают, что слово «вогулы» могло быть связано с названием реки Вогулки, что пересекала мансийские земли.
С усилением русской колонизации сибирских территорий число манси неизбежно уменьшалось, уступая превосходство новоприбывшим покорителям лесов. Серьёзные перемены начали происходить и в культуре манси. Если прежде народ этот относили к язычникам, а в традициях было немало шаманистских обрядов, то уже в XVIII веке большинство манси становятся христианами.
«Освоение Сибири»
Художник Н.Н Каразин
Забыли ли они свою веру? Нет, здесь всё оказалось не так просто. Нередко русские купцы соглашались торговать с манси лишь при условии, что те являются христианами. Посудите сами: принять новую религию было попросту выгодно. А вот от прежних верований манси едва ли спешили отказываться.
Конечно, время внесло свою лепту, и сегодня большинство манси действительно исповедуют православие, однако религия та в местной интерпретации приобрела некоторые колоритные черты. Например, нередко в рассказах манси древние духи сравниваются с христианскими святыми, а порой и вовсе старинные языческие мифы пересказываются на новых, «православный» лад.
Трое русских (слева) и двое манси на севере Свердловской области
Положительное разделение
И сегодня у манси сохранился шаманизм, а также деление на две фратрии. Одна из них называется Пор, вторая – Мось. В этих разных группах различия есть не только в религиозных взглядах, но и в происхождении. Дело в том, что Пор традиционно принадлежали к уральской ветви, а Мось – к угорской. Как я уже говорила, манси стали итогом слияния двух основных культур, однако разделение это и по сей день заметно.
Казалось бы, какой смысл в подобном разветвлении? Оказывается, издавна у манси было принято заключать браки за пределами своей фратрии. Например, женщина Пор выходила замуж за мужчину из рода Мось. Несложно догадаться, что такие законы брака предотвращали всяческие близкородственные связи, что для малочисленного народа очень важно.
Женщина манси / Vortexmag.net
Манси – и охотник, и воин
Сегодня многие манси, как и их соседи ханты, занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, разводят скот и выращивают культуры. Но не стоит представлять предков манси эдакими тихонями, что скромно жили в лесах и лишь в редких случаях заявляли о себе.
Нет, в исторических источниках сохранилось немало сведений о том, что манси участвовали в военных походах, были превосходными дружинниками. Среди манси были и известные богатыри, что стали героями местного фольклора. Эти люди умели выживать в самых суровых условиях, а лес был их родным «братом» едва ли не с рождения.
Сегодня в России насчитывается чуть более 12 000 манси. Мало? Пожалуй, да, но для сравнения приведу статистику. В середине прошлого века их число не превышало 7 000, а это уже говорит о многом. Манси действительно развиваются и укрепляются как народ. Несомненно, у этих племён есть будущее, ведь идут они к нему решительно и твёрдо. Кто знает, может быть, манси ещё не раз сумеют удивить всех нас?