военный эколог чем занимается
Честное Слово
Свежие записи
Популяные рубрики
Шахта должна работать
«Гранч» вывел шахтеров
Спасатели – не боги
Бывший депутат назвала вакцину «фуфлом»
Квота стоила ноги
Впервые в России? Отлучили от интернета за нацизм
В камеру по списку «Форбс»
Нет «Мира» под оливами
Экология в погонах
Про экологию сегодня говорят много, как никогда. Больше, наверное, говорят только о все растущей опасности войны. А вот про военную экологию почти никто не вспоминает. А между тем, завтра, 15 июля, в России отмечают как раз день военного эколога
Если кто-то подумал, будто само появление такого праздника в Вооруженных силах России – дань нынешним экологическим веяниям, тот – ошибся. Праздник учрежден еще в 1992 году. 15 июля 1992 года приказом МО РФ № 4020 было образовано Управление экологической безопасности ВС РФ.
И все-таки военная экология – относительно новая специализация, которая исследует влияние военной деятельности на окружающую среду и призвана минимизировать вред, наносимый военными действиями. Основная задача любых военных действий – это остановка кровопролития, а теперь еще особое внимание уделяется и минимизации ущерба для окружающей среды, жизни и здоровья людей. По ходу стремительного развития научно-технического прогресса и его негативных следствий она становится с каждым днём всё более значимой.
Надо отметить, что Вооруженные Силы Российской Федерации – крупнейший потребитель природных, людских, финансовых, энергетических и других материальных ресурсов. По данным Росреестра, для нужд Министерства обороны России предоставлено 11,98 миллиона га земель, в том числе более 4,75 миллиона га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов, военные лесхозы, складские комплексы и иные военные и оборонные объекты.
В современных условиях, когда необходимость сохранения окружающей природной среды продиктована условиями выживания человечества, значительно возрастает и приобретает особую остроту проблема экологической безопасности. Обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации — это комплекс правовых, научных, организационных, технических, социально-экономических, воспитательных и других мероприятий. Они обеспечивают такое состояние Вооруженных Сил, которое исключает (сводит к минимуму) неблагоприятное воздействие их деятельности на окружающую среду, население, личный состав, вооружение, военную технику и военные объекты. Тем самым эти меры становятся составной частью экологической безопасности государства.
Негативное воздействие на окружающую природную среду может исходить от разных военных объектов. Прежде всего, это аэродромы, ядерные энергетические установки, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива, склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив, боевых химических веществ. К большому сожалению, в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только активные военные действия, но и повседневная деятельность войск. По оценкам специалистов Службы экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, суммарный эффект от влияния Вооруженных Сил на окружающую среду в мирное время сопоставим с влиянием отрасли промышленности среднего масштаба. Кроме того, на этих объектах могут возникать аварии с загрязняющими выбросами в воздух, почву, загрязнением поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира.
Центральным органом военного управления, выполняющим функции руководства обеспечением экологической безопасности войск, является Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (Штаб МТО).
Одна из основных задач штаба – развитие системы экологической безопасности деятельности войск. В целях реализации этой задачи штабом совместно с органами военного управления в 2019 году была проведена инвентаризация загрязненных территорий и разработан комплекс мер по ликвидации экологического ущерба на военных объектах. В реестр загрязненных территорий вошло 76 участков, преобладающие загрязнения на них были образованы нефтепродуктами, твердыми коммунальными и строительными отходами.
Мероприятия по первичной локализации загрязнений разливов нефтепродуктов и очистке территорий от твердых коммунальных отходов планируется выполнять силами подразделений по ликвидации экологического ущерба, сформированных по временным штатно-должностным расписаниям. В состав таких подразделений включены личный состав и техника инженерных войск, войск радиационной химической и биологической защиты, а также инженерно-аэродромных подразделений.
Вместе с тем работа по очистке загрязнений уже активно ведется специалистами службы экологической безопасности штаба МТО. Только в 2019 году службами военных округов было заключено 53 государственных контракта. В ходе их реализации было утилизировано более 600 тысяч отработанных ртутьсодержащих ламп и 8,3 тонны отходов 2-го класса опасности, передано на утилизацию 10 тонн нефтесодержащей жидкости, разработаны два технических проекта на очистку загрязненных нефтепродуктами земель в Восточном военном округе.
Деятельность военных экологов с каждым годом становится все более активной, так что праздник, о ктором мы сегодня вам рассказали, появился вовсе не напрасно.
Ведущий рубрики «Другие праздники» Павел ГОЛУБЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Военная экология
Военная экология ― это дисциплина прикладного уровня, которая исследует влияние военной деятельности на окружающую среду. По ходу стремительного развития техно-научного прогресса и его негативных следствий она становится все более значимой.
Геофизические, экологические и другие войны подобного разрушительного действия, направленные на противника, приводят к разрушению воздушных, водных и биологических экосистем.
Побочные результаты повседневной деятельности военных (обслуживание техники и вооружения, обеспечение частей жизненно важными ресурсами, производственные и текущие аварии) наносят неоценимый ущерб окружающей среде.
Как следствие этого, задачей военной экологии является:
• исследование этих факторов и разработка действенных мер их устранения и предупреждения;
• разработка методов и средств защиты объектов и субъектов военной инфраструктуры от неблагоприятных проявлений их деятельности.
В РФ этим вопросом занимаются Управление экологической безопасности ВС РФ и разнообразные экологические службы.
Постановка проблемы военной экологии в мировом сообществе
Особое внимание обращается на энерго-климатическую и энерго-климато-военную экологию. Эти процессы характерны повышенными выделениями в биосферу углекислого газа, что приводит к глобальному потеплению.
Из-за прогнозируемого таяния льдов, а в следствии этого, повышения уровня мирового океана, Североатлантический альянс считает данные действия прямой угрозой странам-членам альянса. Этим обоснованы его действия, направленные на расширение географической зоны ответственности на Арктику.
На данный момент этот вопрос становится приоритетным для большинства мировых военных политических и социальных объединений.
ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ» в других словарях:
Военная академия РВСН имени Петра Великого — Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН) … Википедия
Военная академия береговой охраны США — Военная академия береговой охраны США … Википедия
Военная история Австралии — История Австралии … Википедия
Военная академия РВСН им. Петра Великого — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
Военная академия им. Петра Великого — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
Военная академия РВСН — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
Военная академия имени Петра Великого — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого — Здание академии со стороны Москвы реки Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого») командное и… … Википедия
ЭКОЛОГИЯ ВОЕННАЯ — (от гр. oicos дом, место, и лат. logos слово, учение), прикладная научная дисциплина, исслед. механизмы и формы влияния воинской деятельности на окружающую природную среду. Э.в. призвана разрабатывать меры,… … Энциклопедия РВСН
Военный эколог чем занимается
от 23 января 1998 года N 46
Министр обороны Российской Федерации
Маршал Российской Федерации
И.Сергеев
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
1998 года N 46
ПОЛОЖЕНИЕ
об Экологической службе Вооруженных Сил
Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет предназначение, задачи Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, основные права и обязанности ее должностных лиц по вопросам обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).
2. В своей деятельности должностные лица Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаниями начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Положением.
Положения об экологических службах центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации военных округов, флотов разрабатываются соответствующими службами, согласовываются с начальником экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждаются соответствующими командирами (начальниками).
3. Экологические службы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, объединений, соединений, военно-учебных заведений, воинских частей центрального подчинения непосредственно подчиняются соответствующим командирам (начальникам).
4. Экологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации взаимодействует по вопросам обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил), организации и проведения мероприятий по их защите от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с видами Вооруженных Сил Российской Федерации, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.
5. Структура Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяется штатом, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
II. Предназначение и задачи Экологической службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
6. Экологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации предназначена для организации, координации и непосредственного руководства обеспечением экологической безопасности деятельности войск (сил), их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и организации рационального использования природных ресурсов в районах дислокации, базирования и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Основными задачами Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации являются:
комплексное управление в области обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил), их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
контроль за обеспечением экологической безопасности деятельности войск (сил), выполнением требований природоохранительного законодательства, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, выявление причин экологических правонарушений и загрязнений объектов окружающей среды, разработка предложений и проведение мероприятий по устранению причин экологических правонарушений;
оценка и прогнозирование влияния деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации на окружающую среду;
оказание методической помощи командирам (начальникам) при решении вопросов оценки и возмещения ущерба, причиненного окружающей среде в результате деятельности войск (сил);
формирование нормативной правовой и методической основы деятельности в области обеспечения экологической безопасности войск (сил), их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
организация и обеспечение функционирования системы экологического мониторинга в Вооруженных Силах Российской Федерации;
оценка экологической обстановки на территории военных объектов, а также в местах дислокации войск (сил);
оперативное информирование командования об экологической обстановке на военных объектах;
планирование и организация работ по очистке и восстановлению загрязненной окружающей среды в местах дислокации войск (сил);
разработка и представление для утверждения в государственные природоохранные органы нормативов природопользования, организация паспортизации военных объектов;
ведение статистической отчетности об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, учета, их состояния, ведение кадастра загрязненных территорий и регистра опасных объектов в местах дислокации войск (сил);
организация проведения государственной экологической экспертизы вооружения, военной техники и военных объектов;
создание, развитие и эффективное использование материально-технической базы;
осуществление взаимодействия и сотрудничества с природоохранными органами Российской Федерации;
организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
III. Права и обязанности должностных лиц Экологической
службы Вооруженных Сил Российской Федерации
8. Должностные лица Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации решают задачи обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил) в соответствии с обязанностями, возложенными на них настоящим Положением, а также положениями, утвержденными соответствующими командирами и начальниками.
9. Должностные лица Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеют право:
представлять предложения соответствующим командирам (начальникам) о временном запрещении эксплуатации образцов вооружения и военной техники, военных объектов, не отвечающих требованиям по экологической безопасности;
представлять предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении природоохранительного законодательства;
проверять и оценивать состояние экологической безопасности деятельности войск (сил), принимать меры к ее улучшению;
получать от соответствующих должностных лиц воинских частей сведения по вопросам охраны окружающей среды;
заслушивать должностных лиц нижестоящих экологических служб о состоянии работы по обеспечению экологической безопасности деятельности войск (сил).
10. Должностные лица Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязаны:
руководить деятельностью подчиненных экологических служб;
планировать, организовывать и проводить мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности войск (сил);
участвовать в формировании и реализации военно-технической политики по основным направлениям обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил);
разрабатывать вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил) в боевых и мобилизационных документах;
организовывать аккредитацию экоаналитических лабораторий на право проверки качества окружающей среды в местах дислокации войск (сил);
разрабатывать проекты нормативных документов по вопросам нормирования природопользования и согласовывать их в природоохранных органах;
организовывать и проводить экологический контроль;
анализировать и обобщать результаты проверки состояния обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил), разрабатывать и представлять командованию предложения по ее совершенствованию;
участвовать в организации заказа и снабжения войск (сил) средствами экологической безопасности;
готовить предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры соответствующих экологических служб;
организовывать экологическое обучение, воспитание и формирование экологической культуры личного состава войск (сил), подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов-экологов;
вести установленную документацию и отчетность обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил) в соответствии с табелями срочных донесений.
Начальник экологической безопасности
Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-лейтенант
С.Григоров
Основы военной экологии, источники загрязнения окружающей среды в воинской части, предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды, возникающего в результате военной деятельности
Общие понятия об экологии
Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др.
Нельзя бездумно относиться к природе, безжалостно ее эксплуатировать! Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать, как устроена и функционирует природа, как она реагирует на вмешательство человека.
Экология изучает организацию жизни на трех уровнях.
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмом и средой обитания на уровне популяций, носит название демэкологии, или популяционной экологии.
Но и популяция изолированно существовать не может, поскольку нуждается в энергии, веществе, пространстве и других жизненных ресурсах. Поэтому популяция обязательно вступает во взаимоотношения с другими популяциями: популяция хищного животного черпает энергию от популяции травоядного, популяции могут бороться за пространство, пищу и т.п. Однако они могут и помогать друг другу: почвенные животные, перерабатывая мертвое растительное вещество, увеличивают плодородие почвы, насекомые участвуют в опылении растений, некоторые растительноядные животные обеспечивают перенос семян растений, способствуя их размножению. Таким образом, популяции не могут существовать друг без друга. Стабильность природной системы во времени поддерживается посредством взаимодействия между всеми ее живыми и неживыми составляющими.
Экологические факторы
Среду обитания организмов характеризуют условия и ресурсы. Понятие «условия среды» в экологии заменяют и определяют понятием «экологические факторы». Экологические факторы оказывают определяющее влияние на жизнедеятельность и географическое распространение живых организмов.
Экологические факторы весьма разнообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Их можно условно подразделить на три основные группы: абиотические, биотические и антропогенные.
Биотические факторы связаны с совокупным влиянием одних организмов на другие. К этой группе относятся особенности питания тех или иных организмов и вытекающие из этого различные формы взаимодействия видов и особей между собой (хищничество, конкуренция, паразитизм и др.).
Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный характер. Они тоже могут оказывать и прямое, и косвенное влияние.
Одни и те же экологические факторы воздействуют на различные живые организмы по-разному, и потому степень их важности для тех или иных видов неодинакова.
Наша планета обладает следующими четырьмя основными средами обитания, освоенными и заселенными организмами: водная среда; наземно-воздушная среда, почвенная среда; наконец, сами организмы, которые выступают в качестве среды для других видов живых существ. И каждая из четырех имеет специфические особенности. У организмов, живущих в определенной среде, вырабатывается приспособленность к условиям именно этой среды.
Способность организмов выдерживать изменения в определенных пределах условий жизни называется толерантностью. Это важное свойство всего живого, позволяющее переносить колебания условий, приспосабливаясь к их изменениям, и позволяет организму существовать в конкретной среде.
Любой вид, будь то животное, растение или микроорганизм, способен нормально обитать, питаться, размножаться только в том месте, где его «прописала» природа за многие тысячелетия эволюция. Иначе говоря, любой вид приспособлен (адаптирован) к строго определенным экологическим факторам. Выход хотя бы одного фактора за пределы толерантности организма приводит к его гибели. Для точного обозначения этого феномена экологи стали говорить о том, что каждый вид живых существ занимает в природе свою, лишь ему присущую экологическую нишу.
Любой организм черпает энергию, получает необходимые вещества для жизнедеятельности из ресурсов среды обитания. Ресурсы могут расходоваться и исчерпываться.
Вместе с тем, даже если основные факторы и ресурсы определенной среды вполне благоприятны для жизнедеятельности данного организма, его длительному существованию могут воспрепятствовать особи других видов (например, хищники или паразиты). Поэтому биотические факторы, или биотические взаимоотношения, тоже следует включать в понятие ниши.
Источники загрязнения окружающей среды в воинской части
Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду.
Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются:
— точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);
— хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество;
— регион, откуда поступают загрязняющие вещества.
Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы:
— казарменный и жилой фонд;
— котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство;
— системы канализации, очистные сооружения;
— подсобные хозяйства;
— транспортные средства общего назначения;
— пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники;
— заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции;
— склады горючего и смазочных материалов;
— места сбора бытовых отходов и мусора.
Следует отметить, что нарушения требований экологического законодательства могут быть устранены в значительной степени мерами воспитательно-образовательного характера. Они в основном допускаются не по злому умыслу, а из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и привычек. Безусловно, очистка отходящих газов, сточных вод, оборотное водоснабжение и пр., требуют определенных финансовых и материальных затрат, без которых в принципе не могут быть созданы природозащитные сооружения при строительстве и модернизации военных объектов.
Гораздо сложнее будет решаться проблема со специфическими факторами воздействия (под факторами воздействия на окружающую среду здесь понимается любое абиотическое, биотическое и антропогенное воздействие, оказывающее влияние на процессы, явления или состояние этой среды), свойственным только военным объектам.
Предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды
Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выбросов и сбросов, если загрязнение уже состоялось.
Приоритет безусловно должен отдаваться выполнению первой задачи: не допускать загрязнения собственной среды обитания.
К сожалению, удовлетворение материальных потребностей общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Каждый из нас должен стараться находить такие возможности удовлетворения своих потребностей, которые не причиняли бы вреда природе, а наоборот, способствовали бы поддержанию экологического равновесия, помогали бы ее устойчивому развитию.
Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов.
Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов.
Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.
Меры организационного характера включают в себя следующие мероприятия:
— планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности;
— планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;
— соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;
— соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;
— исключение проливов и утечек нефтепродуктов;
— сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;
— сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов;
— исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности;
— сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу;
— установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации;
— прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.
К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду.
Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства.
Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.
В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.
Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:
— уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;
— уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;
— рекультивация земель.
Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.
Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.
Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков.
С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.
Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду.
На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5-6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод.
Вопрос очистки и восстановления природной среды приобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.
В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят:
— оценка типа, характера и источника аварии;
— определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде;
— определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды.
В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории.
Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ.
Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы:
— обработка пылеподавляющими композициями;
— химико-биологическое задержание;
— экранирование слоями чистого материала;
— обволакивание.
В качестве пылеподавляющих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения.
Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.
Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.
Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.
Обволакивание загрязнениых территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.
Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.
Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.
Основными методами восстановления акваторий являются:
— устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);
— сжигание нефтепродуктов на воде;
— использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);
— сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.
Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.
В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:
— удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;
— удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;
— продувка почвы воздухом;
— термическое воздействие на загрязненный грунт.
Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.