военная приемка что это такое в госзакупках

Контроль по гособоронзаказу: кто и как проверяет заказчиков и поставщиков

Проверка исполнения гособоронзаказа — это мероприятия, которые направлены на выявление нарушений при выполнении контрактов ГОЗ и предотвращение их.

Нормы о контроле в 275-ФЗ

Механизм проведения контроля государственного оборонного заказа изложен в ФЗ-275 от 29.12.2012. Положения закона раскрывают:

Полномочия по контролю в сфере гособоронзаказа возложены на казначейство, ФАС и прокуратуру.

Как контролирует казначейство

Правила взаимодействия казначейства с организациями, которые задействованы в реализации гособоронзаказа, изложены в постановлении правительства №1819 от 25.12.2019. Документ содержит информацию о:

Порядок проведения контроля казначейством наглядно представлен в таблице:

Как контролирует ФАС

Контрольные мероприятия в сфере ГОЗ управление контроля государственного оборонного заказа ФАС России проводит на основе приказа ФАС №240/16от 15.03.2016. Основные положения приказа, который содержит порядок проведения контроля ГОЗ антимонопольной службой наглядно представлены в таблице:

В 1 ст. 294-ФЗ указано, подпадает ли под юрисдикцию ФЗ-294 исполнение законодательства в сфере гособоронзаказа, — нет. Этот закон регулирует взаимодействие надзорных органов с предпринимателями (ИП и юрлицами). На действия прокуратуры и ФАС действие этого закона не распространяется.

Как надзирает прокуратура

Рассказываем, что регламентирует проведение проверки прокуратурой в сфере гособоронзаказа: ведомство проводит проверки организаций, которые заключают контракты в рамках ГОЗ на основании Федерального закона №2202-I «О прокуратуре» от 17.01.1992. Основные положения о порядке проведения прокуратурой контрольных мероприятий наглядно представлены в таблице:

Плановые и внеплановые проверки

Также работу ведомства регламентирует приказ №723 от 02.11.2018, который разъясняет, может ли прокуратура проверить исполнение ГОЗ: да. Документ содержит рекомендации по усилению контроля для генеральной, транспортной и военной прокуратуры в сфере контроля гособоронзаказа. Основное содержание:

военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть фото военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть картинку военная приемка что это такое в госзакупках. Картинка про военная приемка что это такое в госзакупках. Фото военная приемка что это такое в госзакупках

За прошлый год прокуратурой совместно с другими ведомствами:

Перечислим наиболее частые нарушения в ГОЗ:

Уже в этом году прокуратура раскрыла хищение 850 млн руб., которые были получены компанией в виде аванса за работы на объекте Минобороны и успешно присвоены ООО «Еврострой».

Об авторе этой статьи

военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть фото военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть картинку военная приемка что это такое в госзакупках. Картинка про военная приемка что это такое в госзакупках. Фото военная приемка что это такое в госзакупках

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

Источник

Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности страны проходят в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Заказчики ГОЗ проводят закупки по 275-ФЗ. В статье разберемся в нюансах закона, расскажем об основных правилах организации закупок по ГОЗ и алгоритмах участия в таких торгах.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Особенности гособоронзаказа

Закупки проводят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но с ограничениями по 275-ФЗ. Основные отличия ГОЗ от «простых» госзакупок:

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Финансовая прозрачность сделки

Головной исполнитель по согласованию с заказчиком должен открыть отдельный банковский счет (далее –– ОБС) для расчетов по контракту в уполномоченном банке. Через этот счет будут проходить все расчеты в рамках одного контракта. Исполнители в кооперации также должны открыть отдельный счет в этом же банке.

Реестр уполномоченных банков раньше был на сайте ЦБ РФ, но сейчас он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п 4.3 ст. 3 № 275-ФЗ).

Заказчик присваивает госконтракту идентификатор (ИГК), который объединяет все счета в рамках одного госконтракта. ИГК нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками.

По ИГК банк отслеживает целевое расходование по ГОЗ и направляет сведения в информационную систему гособоронзаказа. Расходовать средства не по назначению нельзя.

Деньги, которые головной исполнитель получил от заказчика, можно переводить на ОБС подрядчиков для расчетов в рамках договора по ГОЗ. В ст 8.3 275-ФЗ есть исключения, когда деньги можно переводить и на другие счета. Например:

Раздельный финансовый учет

Всем исполнителям по ГОЗ придется вести раздельный финансовый учет по каждому контракту. Это нужно для контроля целевого использования денег. Правила ведения раздельного учета установлены в постановлении правительства № 47.

Обоснование цены

Исполнителям всех уровней нельзя необоснованно завышать цену выше рыночной и включать в себестоимость затраты, не связанные с производством или реализацией продукции. Цены некоторых видов товаров и услуг из перечня постановления правительства №1465 регулирует государство. В постановлении № 1465 прописаны методы расчета цены на продукцию.

В контракте исполнителям придется раскрыть сведения о доходах и расходах по контракту:

Для головного исполнителя, который определяет цену продукции затратным способом, прибыль считают по формуле: «20 + 1», где 20 % прибыли умножаются на собственные издержки: заработная плата, затраты на производство деталей или целого продукта, затраты на выполнение работ, если он выполняет их сам.
Если исполнитель перепродает товар или привлекает субподрядчиков, то на такие издержки можно добавить только 1 % для расчета цены.

Например, если вы по контракту поставляете двигатель и сами его производите, то можно добавить 20 % к своим издержкам. Если вы какие-то детали покупаете у подрядчика, то на эти детали можно добавить 1 %, а на собственные издержки – 20 %. Если вы полностью покупаете двигатель у подрядчика, то добавить можно только 1 %.

Открытость сведений

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке.

Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.

Регистрация на АСТ ГОЗ

Регистрация на АСТ ГОЗ отличается от регистрации на других площадках и может занять до 10 дней. Регистрируйтесь заранее, если планируйте участвовать в закупках оборонзаказа.

Регистрация состоит из этапов:

Первые два пункта действий нужно выполнять при регистрации в ЕИС и на других площадках. Остановимся подробнее на третьем пункте.

Для организации защищенного канала связи поставщику нужно выполнить следующие действия:

Оператор площадки проверит документы и может запросить дополнительные сведения. После принятия положительного решения, он пришлет уведомление в личный кабинет. После этого поставщик получит доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ, сможет видеть документацию по закупкам и участвовать в них.

Нюансы требований документации по ГОЗ

Почти во всех закупках по ГОЗ действует национальный режим, при котором нельзя поставлять иностранные товары и оказывать услуги иностранными лицами. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск иностранных товаров для нужд обороны страны.

Процесс участия в закупках по ГОЗ кажется сложным и непонятным, из-за чего в этой области госзакупок низкая конкуренция. Если вы разберетесь в этом процессе и начнете участвовать в закупках, возможно, сможете занять новую нишу, которая будет приносить вам стабильный доход.

Источник

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть фото военная приемка что это такое в госзакупках. Смотреть картинку военная приемка что это такое в госзакупках. Картинка про военная приемка что это такое в госзакупках. Фото военная приемка что это такое в госзакупках

эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

Головной исполнитель вправе:

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название ведомстваПрокуратура
Что контролируетИсполнение законов на территории РФ
Как именно