военная автоинспекция что это такое
ВАИ Военная автоинспекция.
В приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии № 0101 от 26 августа 1942 года предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, а отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
К чему сводились функции автоинспекторов времен войны, понятно из названия новообразованного отдела: инспекция дорог на предмет проходимости тех или иных видов техники, при необходимости – определение оптимального маршрута движения колонн, а также проверки на дорогах.
Конечно, всем хорошо знакомы фотографии, на которых запечатлены одетые в солдатскую форму девушки-регулировщицы. Фотография военной регулировщицы Марии Лиманской на фоне Бранденбургских ворот в Берлине стала классикой военной фотожурналистики. Между тем, на деле все выглядело отнюдь не столь «празднично», как было принято изображать в советской прессе послевоенных лет. осеннюю распутицу и зимнюю стужу на разбитой колее, по которой в одну сторону идет колонна грузовиков с боеприпасами, а в противоположную – колонна с ранеными, стоит девочка-регулировщица, на хрупких плечах которой лежит организация движения. Со слезами на глазах, трясясь от холода и превозмогая страх, она мужественно несет свою службу, не выпуская из рук непременный служебный атрибут: два флажка – красный и желтый. Красный флажок – всем стоп, желтый – проезд свободен.
Никакого специализированного транспорта у фронтовой ВАИ, конечно же, не было. Дорожные батальоны передвигались в общем порядке, как и все прочие подразделения: железнодорожными эшелонами, на грузовиках, а где и пешком. Первым военным инспекторам верой и правдой служили вездесущие полуторки и «Захары», возможно, начальству посчастливилось поколесить на ГАЗ-67 или «Виллисах». Ни о какой целенаправленной моторизации ВАМ в ту пору речи не было.
Победа в Великой Отечественной войне позволила «расслабиться» практически всем родам войск, но не военной автоинспекции. Бесконечные колонны двинулись с Запада на Восток, и это движение необходимо было организовать и упорядочить. Не утратили актуальности и проверки на дорогах. Если в годы войны основными нарушителями, которых задерживали военные инспектора, были дезертиры, то теперь появилась новая проблема – мародеры. Кроме того, за годы войны автопарк Вооруженных сил, по сравнению с довоенными показателями, существенно расширился. На 22 июня 1941 года его численность составляла 2726 единиц, а уже к середине 1945 года «в строю» насчитывалось 664 500 автомобилей различных типов, «32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% – трофейная». Какую-то часть мобилизованных машин предстояло вернуть народному хозяйству, но и оставшаяся «армада», как показала фронтовая практика, нуждалась в организации своих перемещений.
Чтобы понять, по какому «сценарию» происходила автомобилизация ВАИ, достаточно ознакомиться с основными задачами этого ведомства, актуальными на сегодняшний день:
1) проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках (силах);
2) контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооруженных сил;
3) руководство деятельностью ВАИ (службами безопасности дорожного движения видов, родов, войск Вооруженных сил, военных округов, флотов, объединений, гарнизонов) в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по повышению эффективности их работы;
4) организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных сил РФ;
5) организация экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП);
6) организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ;
7) осуществление взаимодействия с государственными и ведомственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все это, за вычетом военной специфики, настолько близко к задачам ГИБДД, что вполне очевиден и принцип формирования оперативного гаража ВАИ: качественно (но, разумеется, не количественно) он близок к номенклатуре автопарка Госавтоинспекции. Поскольку столь обыденный, с точки зрения современного автомобилиста, реестр функций в послевоенные годы формировался постепенно, то и моторизация ВАИ проходила по мере роста потребностей ведомства в технике.
1959 году в распоряжение военных автоинспекторов поступили мотоциклы. 60-х – первые автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с надписью «ВАИ» на передних дверях. 70-х компанию им составили УАЗ-452А, УАЗ-469 и ГАЗ-24.
Автомобили и мотоциклы, «работающие» в автоинспекции, практически не отличаются от своих военных собратьев, за исключением, пожалуй, внешней атрибутики. С 1960 года согласно Приказу Министерства обороны сбоку на автомобили или коляску мотоцикла наносилась голубая полоса с черными буквами «ВАИ».
Помимо специальной окраски, автомобили военной автоинспекции в обязательном порядке получали спецсигналы: проблесковые маячки синего цвета и установку громкой связи (СГУ) для предупреждения других участников движения о прохождении военной колонны. Количество и форма проблесковых маячков и СГУ, установленных на крыше автомобиля, жестко не регламентировались, поэтому на машинах они встречались в различном сочетании, но чаще всего использовался следующий вариант: два проблесковых маячка по краям и два динамика громкой связи в центре. К специальному оборудованию автомобилей ВАИ можно отнести и имеющуюся на борту радиостанцию, и дополнительно устанавливаемые фары-искатели.
Надпись «ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ» наносится на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей и маломестных автобусов; надпись «ВАИ» – на капот и крышку багажника легковых машин и на боковые двери кабины грузовых автомобилей. На передние боковые двери легковых автомобилей и маломестных автобусов ВАИ, под информационной надписью, допускается нанесение геральдического знака – эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации или иной структуры, которой данное подразделение ВАИ принадлежит: МЧС, МВД и т. п.
Глава 1. Общие положения
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7. Военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.
8. Руководство военной полицией осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Начальник центрального органа военной полиции осуществляет управление органами, воинскими частями и подразделениями военной полиции в соответствии с перечнем, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.
(статья 8 в ред. Указа Президента РФ от 24.10.2018 N 597)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Военная полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Деятельность военной полиции осуществляется на основе принципов законности, гласности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
(в ред. Указа Президента РФ от 24.10.2018 N 597)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Военная полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами и гражданами Российской Федерации в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, указанными органами и настоящим Уставом.
12. Военнослужащие обязаны оказывать содействие военной полиции при выполнении возложенных на нее функций.
13. Для целей настоящего Устава и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся деятельности военной полиции, используются следующие понятия:
(п. 1.1 введен Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.2017 N 210, от 21.12.2020 N 803)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7.1 введен Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(п. 9 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 15 в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2020 N 803)
(см. текст в предыдущей редакции)
Что такое ВАИ и имеют ли они право останавливать водителей?
Что означает аббревиатура «ВАИ»? Вправе ли сотрудники этого ведомства останавливать машины и проверять документы?
ВАИ или Военная автомобильная инспекция является структурным подразделением полиции Министерства обороны. Представители этой службы несут ответственность за безопасность колонн с военной техникой, а также принимают участие в разборе причин ДТП с участием автомобилей, принадлежащих военной структуре.
Сейчас инспекторы ВАИ имеют право останавливать и проверять документы только у водителей военных автомобилей. Но в 2019 году правительство планирует выпустить новый закон, наделяющий ВАИ правами гаишников.
По неподтвержденным данным, представители военной полиции смогут:
останавливать любые автомобили;
проверять документы у гражданских;
фиксировать нарушения на камеру.
Источник изображения: motorpage.ru
Однако ВАИ не сможет выписывать штрафы гражданским водителям. В случае выявления правонарушения доказательная база будет направлена в ГИБДД, где составят протокол и отправят «письмо счастье» на адрес нарушителя.
Правда, в правительстве пока не рассказали о том, как они будут бороться с коррупцией на дорогах. Ведь инспекторы ВАИ получат право проверять документы и обязательно появится повод дать взятку. Если же исключить коррупционную составляющую, то цель нового закона — повышение безопасности дорожного движения и уменьшение количества нарушений ПДД.
Военная автомобильная инспекция
Военная автомобильная инспекция (ВАИ) — структурное подразделение (до 2010 года) Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны Российской Федерации. Ныне — самостоятельное подразделение, подчинённое органам военного управления центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации. С 1 декабря 2011 года подчиняется Главному управлению военной полиции Минобороны России.
Содержание
Задачи
Основными задачами ВАИ являются:
История
Первое упоминание о военной автомобильной инспекции в РККА встречается в приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы № 0101 от 26 августа 1942 года. В нем предусматривалось «…провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы…, отделы: военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский отдел слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог. Военным автоинспектором назначить военинженера 2 ранга Румянцева И.Е….» Приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии № 130 от 31 августа 1945 г. предусматривалось «…в помощь начальникам автомобильной службы гарнизонов организовать внештатные военные автомобильные инспекции».
Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации» предусмотрела формирование к 1 марта 2006 г. 9 региональных и 87 территориальных ВАИ, подчиненных ВАИ Минобороны России и входящих в состав ГАБТУ Минобороны России.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Военная автомобильная инспекция» в других словарях:
Военная автомобильная инспекция (ВАИ) — орган Министерства обороны СССР, иа который возложено проведение мероприятий по предупреждению дорожно транспортных происшествий с воинским автомобильным транспортом, контроль за соблюдением военными водителями дисциплины, правил движения и… … Словарь военных терминов
Военная полиция России — Главное управление военной полиции Минобороны РФ Страна … Википедия
Военная полиция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
ВАИ — военная автомобильная инспекция Всероссийская ассоциация инженеров (до 1925 г.) Всесоюзный арктический институт … Словарь сокращений русского языка
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Министерство обороны Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия
коэффициент световозвращения — 3.6 коэффициент световозвращения : Характеристика видимости разметки водителем из транспортного средства в темное время суток при освещении ее фарами транспортного средства. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.43 2011: Автомобильные дороги. Устройство… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент световозвращения (R’) — 3.17 коэффициент световозвращения (R ): Результат деления силы света R на плоскости световозвращающей поверхности А на ее площадь: R = R/A. Коэффициент световозвращения R выражается в кд · м 2 · лк 1 [1]. 3.16, 3.17 (Введено дополнительно, title … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Индекс автомобильных номеров России — У этого термина существуют и другие значения, см. Индекс автомобильных номеров. Регистрационные номерные знаки Российской Федерации специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала)… … Википедия
Коды регионов — Регистрационные номерные знаки Российской Федерации используются для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой и строительной техники, прицепов. Устанавливаются на передней и задней частях автомобиля. Содержание 1 Формат 2 Типы регистрационных… … Википедия
Военные автоинспекторы смогут выписывать штрафы
В Минобороны «Известиям» подтвердили, что ведомство разработало административный регламент исполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в области безопасности дорожного движения в Вооруженных силах. Сейчас проект документа проходит межведомственные согласования. Ожидается, что он вступит в силу в мае нынешнего года.
Сотрудники ВАИ впервые получат документ, где будут перечислены их права и обязанности. Ранее военные автоинспекторы руководствовались в работе Уставом военной полиции Вооруженных сил РФ и несколькими статьями из Устава гарнизонной и караульной службы.
Полномочия сотрудников ВАИ распространяются на водителей, управляющих транспортными средствами Вооруженных сил РФ, Росгвардии, МЧС, инженерных или строительных военизированных структур. Военные автоинспекторы получат в работе с ними практически такие же полномочия, которые их коллеги из ГИБДД имеют в отношении гражданских водителей. И даже большие: например, сотрудники ВАИ смогут направлять военнослужащих на гарнизонную гауптвахту за грубое нарушение правил.
На дорогах общего пользования армейская техника должна находиться под особым и надежным контролем, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Кодекс чести автоинспектора
Согласно проекту регламента, сотрудники ВАИ при исполнении обязанностей должны носить форменное обмундирование и нагрудный знак с указанием фамилии, иметь при себе служебное удостоверение. Дежурные автомобили необходимо оснастить регистраторами, позволяющими вести видеозапись.
Взаимоотношения инспектора с автомобилистами должны основываться на «сочетании решительности и принципиальности». Сотрудник ВАИ обязан быть вежливым, тактичным и обращаться на «вы».
При разговоре не допускаются высказывания дискриминационного характера по признакам пола, расы, национальности и языка. Запрещаются грубости, пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики.
При проверке документов инспекторам нельзя брать у водителей «материальные ценности, вещи и предметы». Документы, в которые вложены деньги, ценные бумаги и т.п., надо немедленно вернуть владельцу.
От штрафа до ареста
Инспекторы ВАИ получат право возбуждать дела об административных правонарушениях. Назначить штраф и составить протокол можно будет непосредственно на месте. При этом солдат, проходящих военную службу по призыву, штрафовать не будут. Об их проступке сообщат в часть, где командир применит к ним дисциплинарное взыскание — от выговора до гауптвахты.
Сотрудники ВАИ получат право на освидетельствование водителей на месте остановки с помощью алкотестера. Нетрезвых сразу же отстранят от управления автомобилем.
Видеорегистраторы и дирижабли
При выявлении нарушений инспекторы смогут использовать стационарные и мобильные (в том числе носимые) средства автоматической фиксации.
Также ВАИ получит возможность наблюдать за дорожной обстановкой с помощью вертолетов, аэростатов, дирижаблей и беспилотников. Такой контроль важен, например, при перемещении колонн военной техники. Следующие в начале и конце колонны экипажи ВАИ не видят всего происходящего.
— Военнослужащие могут воспользоваться этим, чтобы незаметно свернуть в магазин, но авианаблюдение исключит такую возможность, — заявил Вячеслав Лысаков.
Группа быстрого реагирования
Право на телефонный звонок
Сотрудники ВАИ смогут использовать спецсредства — это дубинки, газ, наручники, электро- и светошокеры, окрашивающие и маркирующие спецсредства. Оснащенные шипами ленты типа «Еж» или «Гарпун» можно использовать для принудительной остановки транспорта.
Нарушителей будут доставлять в отделение военной полиции. В течение трех часов им будет предоставлена возможность совершить телефонный звонок. Сотрудники ВАИ также смогут арестовывать транспортные средства и направлять их на штрафплощадку. Если машину невозможно переместить на стоянку, колеса заблокируют при помощи блокираторов.