водяного клина что это
Аквапланирование, что это и как с ним бороться?
Всем приветы! Лето, жара, ну просто красота! Вот только что выглянул в окно и увидел, что за оном гроза и льёт как из ведра. А если на улице дождь, то на дороге скользко, но просто мокрый и скользкий асфальт, это пол-беды, гораздо страшнее на дороге попасть в «аквапланирование». Что это такое и как с этим бороться, постараюсь описать ниже:
Эффект аквапланирования – это всплытие колеса на водяном клине. Физика аквапланирования достаточно проста — при движении по водяной плёнке в какой-то момент шина теряет способность к эффективному отводу воды из пятна контакта. В итоге под колесом образуется водяная плёнка толщиной в несколько миллиметров и транспортное средство в буквальном смысле всплывает.
Водяная «плёнка» под колесом намного опасней льда и укатанного снега. Недавние тесты показали, что тормозной путь на мокром асфальте в три раза больше, чем на сухом и на треть выше, чем на льду и укатанном снегу. Разница не просто большая, а ошеломляющая. С учётом того, что отличить сухой асфальт от асфальта, покрытого тонким (самым опасным) слоем воды, может далеко не каждый начинающий водитель, опасность возрастает вдвойне. Но возросший в несколько раз тормозной путь ещё не самое страшное. Аквапланирование опасно и неожиданной потерей контроля над машиной.
Предсказать начало аквапланирования практически невозможно, так как факторов влияния слишком много. Среди основных – состояние и конструкция шин, скорость движения и качество покрытия. Наиболее опасна трасса, где скорости высоки и нередки участки со сравнительно хорошим асфальтом, но при этом с колейностью. В этих колеях скапливается вода даже после самого небольшого дождя и при определённом стечении обстоятельств возникает аквапланирование. Какой-то определённой скорости, ниже которой можно не опасаться «всплытия», не существует. Тяжёлый автомобиль на современных и узких дождевых шинах может без потерь преодолеть участок, покрытый водой, на скорости в 150 км/ч, в то время как заднеприводный «Москвич» на лысых БЛ-85 «поплывёт» на том же участке и при 40 км/ч.
Если предсказать начало «всплытия» почти невозможно, то почувствовать его нетрудно. Ощущение «катера» не перепутать ни с чем. Руль внезапно становится «пустой», меняется и кинетическое восприятие автомобиля. Самое неприятное – когда всплывают не все колёса (это редкость), а одно или два. Очевидно, что в этом случае занос неминуем.
Как избежать аквапланирования?
1. Внимательно следить за состоянием шин. Именно на шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта. Для этого на шинах существуют разнообразные канавки и водоотводные каналы. Чем они глубже и многочисленней – тем лучше. Естественно, что важна и степень износа протектора. Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих «дождевых» качеств. Современные производители шин уделяют аквапланированию огромное внимание и при выборе новых шин можно легко подобрать модель, которая будет отлично работать на мокрой дороге. Но в любом случае не стоит забывать о то, что шины – не панацея. Они не избавляют от аквапланирования, а лишь отодвигают его начало в область более высоких скоростей.
2. Следить за состоянием дорожного полотна. Как это не странно, наиболее опасны именно хорошие дороги. Отсутствие на них разнообразных дыр и бугорков приводит к тому, что вода равномерно распределяется по площади. Дорога при этом выглядит лишь слегка влажной. Но это зрительный обман – именно в таких условиях риск аквапланирования очень высок, так как колёсам, потерявшим контакт с «твёрдой землей» и всплывшим на водяной плёнке, просто не за что зацепиться. Ещё более неприятно, когда на дороге есть колейность, вызванная движением грузовиков – по сути это узкие бассейны, где Ваш автомобиль может всплыть в самый неожиданный момент.
3. В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Хотя современных научных теорий, связывающих скорость движения с началом аквапланирования не существует, можно утверждать, что для практически любого современного автомобиля, обутого в шины приличных производителей, скорость в 50 км/ч будет безопасной даже в самых сложных «водных» условиях. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям рисковать крайне не советуем.
4. Лужи преодолевать по прямой. Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Помимо снижения риска начала аквапланирования, нахождение колёс в положении «прямо» позволит также и избежать глубокого заноса, если автомобиль всё-таки «всплывёт».
Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч. Это не так.
Что делать, если аквапланирование началось?
1. Не поворачивать руль. Это самое главное правило. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Причина проста – погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и из катера опять превратится в колёсное транспортное средство. Если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому надо преодолеть соблазн и постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. Во многих случаях это не так просто, как может показаться – при контакте с «земной твердью» руль может вырвать из рук. Поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.
2. Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на переднеприводных автомобилях – правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.
Исходя из вышесказанного, можно вывести простую формулу борьбы с аквапланированием – «руль прямо, тормозим двигателем».
Что такое водяной клин на дороге?
Водяной клин на дороге (аквапланирование) – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки.
То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.
Также не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.
Чем опасен эффект глиссирования
Главная опасность состоит в том, что водитель практически беспомощен в такой ситуации. Пятно контакта шин с дорогой исчезает, поворот руля становятся не только бесполезным, но даже вредоносным решением. Поэтому неправильные действия водителей (новичков) могут привести к развороту либо, что ещё хуже, заносу с последующим вылетом на большой скорости на встречную полосу или в кювет.
Условия возникновения водяного клина
Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:
Разберём подробнее каждый:
Скорость движения
Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.
Дорожное покрытие
Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов.
Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.
Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.
Погода, толщина водяной плёнки
Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.
Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.
Глубина протектора
Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:
Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях.
Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).
Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:
Давление воздуха в покрышках
Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.
Изношенность амортизаторов
Другие факторы
Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:
Что происходит при аквапланировании
В принципе из выше сказанного уже можно понять, что происходит во время аквапланирования. Остаётся лишь зарезюмировать. Итак, во время движения колесо машины съезжает с относительно сухой поверхности на поверхность, покрытую тонким слоем воды.
Перед покрышкой образуется водяной вал. Водоотводящие канавки протектора не успевают полностью справиться с гидроударом, большая часть воды попадает под покрышку, образуется своего рода «водяной клин». Грубо говоря, автомобиль «всплывает». Пятно контакта шины с дорогой практически исчезает, машина становиться неуправляемой.
Процессы на переднем приводе
Существуют небольшие отличия в поведении транспортных средств в зависимости от ведущих колёс. Если автомобиль переднеприводный, то задние покрышки больше склоны к планированию по воде. Это не означает, что передние не подвержены такому эффекту. Всё зависит от глубины водной преграды. Водитель может даже не почувствовать, что автомобиль начал глиссировать, а задние колёса уже давно будут оторваны от земли.
На заднем приводе
На заднеприводных автомобилях, наоборот, первыми всплывают передние колёса. Водитель сразу почувствует, что руль стал «мягким». При этом время на принятие правильного решения немного больше, так как пятно контакта задних покрышек всё ещё остаётся значительным. Однако это длится лишь до того момента, пока скорость не будет снижена.
Как избежать аквапланирования
Для того чтобы избежать аквапланирования автомобиля, нужно соблюдать 10 основных правил:
«Не водите машину быстрее, чем летает Ваш ангел-хранитель»
Что делать при возникновении гидропланирования
Соблюдение перечисленных выше пунктов практически полностью исключают попадания на водяной клин. Что делать, если аквапланирования избежать не удалось? Для этого желательно следовать следующим эффективным советам.
Как вести себя водителю
Самое главное не паниковать. Впервые ощутив всю «прелесть» въезда в лужу на большой скорости, неопытный водитель зачастую поддаётся панике. В результате ошибочных действий он только усугубляет ситуацию. Поэтому обязательно надо проявлять хладнокровие.
Въехав в лужу, крепко двумя руками (в положении «10 и 2 часа») держите руль, с направленными прямо колёсами. Любая попытка повернуть их в сторону в самой луже не даст никакого результата. А на выезде, когда колёса вновь получат сцепление с дорожным покрытием, автомобиль сразу сорвётся в занос.
С рулевым колесом разобрались. Теперь, что касается педалей. В самом начале статьи было упомянуто, что аквапланирование – это не скольжение, поэтому нажатие на педаль газа не помогает, а, наоборот, делает ситуацию хуже. Если ведущим является задний привод, как только автомобиль попал в аквапланирование, следует отпустить педаль газа и начать плавно притормаживать. Если автомобиль переднеприводный, нужно просто отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию на педаль тормоза. В обоих случаях рекомендуется дополнительно применять торможение двигателем.
Основные ошибки
Существуют три самые распространённые ошибки, присущие, в основном, неопытным водителям:
Внимание! Перечисленные 3 действия при аквапланировании автомобиля значительно ухудшат ситуацию, поэтому прибегать к ним не стоит!
Аквапланирование – как победить это явление, учитывая привод автомобиля
Передвижение на автомобиле в дождливую погоду связано с некоторыми рисками. Покрытие дорог становится особенно скользким, а наличие льда, снега и воды на дорожном полотне часто может спровоцировать такое явление как водяной клин или аквапланирование.
Что такое аквапланирование
Водяной клин или аквапланирование представляет собой потерю управляемости транспортным средством в связи с попаданием колес в гидродинамический вал, возникающий под ними. Это провоцирует резкие рывки рулевого колеса, что может привести к аварийным ситуациям на дороге.
В большинстве случаев аквапланирование возникает при преодолении луж на скорости более 60 километров в час.
Основными показателями, от которых зависит образование водяного клина, являются:
Стоит сказать, что часто именно на дорогах с качественным полотном очень часто образуется водяной клин, поскольку более качественное покрытие исключает наличие выступов, ямок и других недостатков, которые создают дополнительное сцепление авто с дорогой.
Также нужно отметить, что для опытных водителей аквапланирование не представляет проблемы и очень редко приводит к дорожным происшествиям. Наиболее распространенной ошибкой, приводящей к неблагоприятным последствиям, является слабый хват руля руками, а также вывернутость колес авто.
Начало аквапланирования – как определить
Чтобы понимать, как победить аквапланирование, учитывая привод автомобиля, нужно, прежде всего, уметь распознать начало этого явления. Самыми оптимальными условиями для образования водяного клина является тандем высокой скорости движения транспортного средства и наличие луж на дороге. В большинстве случаев это приводит к резкому удару в руль, после чего теряется управление транспортным средством.
Иногда могут всплывать не передние колеса, а задние. Это обусловлено тем, что у авто передний привод. Тяжесть передней части не позволяет авто приподняться над дорожным полотном. А легкий багажник очень просто приподнимается и начинает «вилять» по дороге, что приводит к заносам и авариям.
Как справиться с ситуацией
Попадание в водный клин передней оси авто приводит к полной потере управления транспортным средством. Попытки установить контроль над рулевой частью не дают результата и неминуемо приведут к заносу авто. Основным решением, которое позволит безболезненно справиться с ситуацией и понять, как победить аквапланирование, учитывая, какой привод автомобиля, является плавный сброс газа. А вот в случае с заднеприводными авто плавное торможение поможет гораздо эффективнее. В результате автомобиль снижает скорость и достигает того уровня, на котором образование водяного клина невозможно.
Как избежать аквапланирования
Есть несколько советов, которые помогут как начинающим, так и опытным водителям не попадать в водяной клин. Следуя этим рекомендациям, вы всегда будете спокойны за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и за состояние своего транспортного средства:
Аквапланирование на мотоцикле — как это?
Ситуацию, когда под вашим колесом образуется водяной клин начали называть термином — аквапланирование. По факту мало кто планирует этот клин и тем более смутно понимает, как с ним справиться, если вдруг в какой-то момент ты вдруг осознаешь, что колесо потеряло сцепление из-за водяной прослойки.
Что такое водяной клин?
Представьте себе, что вы выехали в дождь или после него. Если вы едете по хорошей дороге, то вода растекается по асфальту более менее равномерно, но когда путь складывается через плохое покрытие, то вода скапливается в углублениях.
Когда шина вашего мотоцикла не успевает вывести влагу, она скапливается перед колесом. Сначала образуется водная подушка, скопление воды. Чем больше влаги перед колесом, тем хуже влагоотводящие канавки справляются со своим предназначением. В какой-то момент воды становится все больше. В критический момент колесо теряет сцепление с дорогой, потому что покрышка уже движется не по поверхности дороги, а по воде в прямом смысле слова.
Аквапланирование опаснее чем движение по льду, так как на льду у резины остается хотя бы трение, а на воде и того нет.
Из-за чего можно поймать водяной клин?
Мыслим логически, если клин это по сути своей чрезмерное скопление влаги, то получить его можно или попадая на поверхность с излишком влаги, или при использовании резины, которая не справляется с ней.
Резина не справляется с выводом влаги в трех случаях:
При повышенной скорости все просто: мы влетаем на всех порах в водное препятствие, наша скорость слишком велика и протектор физически не успевает отводить воду. Ему проще толкать ее перед собой, пока часть влаги не начнет скапливаться под пятном контакта.
В случае, когда протектор не соответствует условиям использования или банально стерт в потроха, влагу выводить просто нечем. Обратите внимание, что даже для резины спортивных мотоциклов обязали наносить канавки для отвода влаги, но это не значит, что они будут отводить ее эффективнее, чем более подготовленная для этого резина. Когда ваш протектор стерт, результат будет как при выезде на дорогу трекового байка на гоночных сликах. Стертая резина не может в полном объеме выводить воду из-под колеса.
При низком давлении происходит увеличение пятна контакта и с одной стороны это нам на руку. На повышенном давлении колесо быстро и легко врезается в водную гладь, даже встречает меньше сопротивления, но при крохотном пятне контакта маневренность балансирует на гране краха. С большим пятном контакта на пониженном давлении ехать комфортнее, но вот незадача — колесо не прорезает водную гладь, а как бы наступает на нее. Проглатывает начало лужи, подминая влагу под себя. Отсюда ожидаемая беда, что если канавки не успели отвести воду, клин образуется быстрее.
Как не попасть в аварию при аквапланировании?
Во-первых, выезжая в дождь или после него, вы должны помнить про возможность поймать водяной клин. Лучше позаботиться о предотвращении его, чем потом гадать из кювета, почему вас занесло и выкинуло с поворота.
Самый удачный вариант, когда у вас нет серьезной необходимости маневрировать. Тогда вы просто даете мотоциклу отдышаться, преодолеть участок водной глади до относительно сухой поверхности.
Выход из ситуации: не паниковать, не делать резких лишних телодвижений, иметь постоянную скорость или снижать ее за счет торможения двигателем и держать равновесие.
Что такое водяной клин
Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.
Что такое аквапланирование?
Эффект аквапланирования ворвался в реальность автомобилистов в первой трети прошлого века с достижением автомобилями больших скоростей. И по прошествии десятилетий эта проблема все еще актуальна, а так как техническими средствами ее решить практически невозможно, предвидеть и бороться с ней должен уметь каждый автовладелец.
Аквапланирование — эффект полной или частичной потери сцепления колеса с дорожным покрытием вследствие образования в пятне контакта гидродинамического (водяного) клина. Проще говоря, при определенных условиях между колесами автомобиля и дорожным покрытием образуется тонкая водяная пленка, вследствие чего колесо приподнимается над дорогой и теряет с ней контакт. Данное явление возникает только на мокрой дороге с твердым покрытием, по которым возможно движение на высоких скоростях, а также в лужах небольшой высоты.
Как возникает аквапланирование? Все довольно просто. При движении по мокрой дороге или по луже колесо вытесняет из-под себя воду (чему способствует рисунок протектора), и благодаря этому имеет контакт с дорожным покрытием. На малых скоростях наибольшая часть воды вытесняется справа и слева от шины, и за колесом, однако с ростом скорости все больше воды оказывается перед катящимся колесом — так образуется водяной вал, или гидродинамический клин, частично занимающий площадь пятна контакта. Такой клин, несмотря на свою малую высоту, обладает упругостью, и колесо с ростом скорости стремясь наехать на него. В какой-то момент колесо полностью наезжает на клин, отрывается от дороги и начинает планировать над водой — отсюда и появился термин «аквапланирование.
В этом процессе участвует и кузов автомобиля — на высоких скоростях вследствие аэродинамических эффектов автомобиль приподнимается над дорогой, вследствие чего снижается давление колес на дорожное покрытие. Все это снижает силу, необходимую для подъема колеса на гидродинамическом клине.
Обычно данный эффект длится доли секунды, самое больше — одну-две секунды, но зачастую этого достаточно для создания аварийной ситуации.
Следует отметить, что явление аквапланирования возникает вследствие целой совокупности факторов:
Однако наибольший вклад делают именно скорость движения автомобиля и состояние шин. Например, при движении в ливень на изношенных шинах с высотой протектора 1,6 мм и менее подъем колеса на водяном клине может произойти уже на скоростях 50-55 км/ч, а на новой резине с глубоким протектором аквапланирования можно избежать вплоть до скоростей 90-100 км/ч.
Таким образом, аквапланирование — простой, но практически непредсказуемый эффект, и его опасность заключается не только в этой непредсказуемости.
В чем опасность аквапланирования?
Главная опасность аквапланирования — кратковременная потеря контакта колес с дорожным покрытием, что влечет за собой несколько негативных последствий:
Как нетрудно заметить, главная опасность аквапланирования — это занос автомобиля буквально на ровном месте. И хорошо, если эта дорога прямая и пустая, тогда все может завершиться без аварий. Но на дороге с плотным движением или на поворотах это может закончиться трагедией.
А в последнем случае (при наезде одного из колес на сухой участок дороги) возможен и другой эффект — выбивание руля из рук водителя вследствие резкого повышения сопротивления. Потеря руля происходит, если аквапланирование началось при отклоненных управляемых колесах, и это может обернуться разворачиванием автомобиля и другими негативными последствиями.
Поэтому каждый водитель должен позаботиться о том, чтобы не допустить возникновения данного явления.
Как не допустить аквапланирования?
Как уже было сказано, аквапланирование — эффект практически непредсказуемый, однако вполне возможно снизить вероятность его возникновения. Есть несколько рекомендаций, которые помогут в этом.
Соблюдайте скоростной режим! Рекомендуемая скорость движения — 60-70 км/ч, и ее необходимо сбрасывать при прохождении поворотов, а также при выезде из-за леса или плотной застройки на открытую местность (чтобы порыв ветра не спровоцировал автомобиль на занос при возможном начале аквапланирования). Снижать скорость рекомендуется сбросом газа, делать это необходимо заранее.
Проезжайте лужи правильно! Проезжать через лужи необходимо на сниженной скорости, при этом руль необходимо держать прямо — это предотвратит занос в случае заезда одного из колес на сухой участок. При въезде в лужу на малой скорости нельзя резко прекращать торможение, ногу с педали необходимо убирать плавно.
Следите за состоянием шин! Остаточная высота проектора имеет критическое значение для безопасности автомобиля, движение на «лысой» резине может привести к началу аквапланирования на скорости менее 50 км/ч. Применение специальных дождевых шин может несколько улучшить ситуацию, однако, как показывает практика, такие шины не помогают полностью исключить «всплытия» на водяном клине.
Держите автомобиль под контролем! При движении по мокрому участку дороги и в дождь необходимо пользоваться стеклоочистителями, а руль держать двумя рукам в максимально удобном положении — руки на «10» и «2» часа.
Если же неприятности избежать не удалось, и в какой-то момент вы почувствовали, что руль стал слишком свободным (что и говорит о начале аквапланирования), то необходимо предпринять все меры для предотвращения негативных последствий.
Аквапланирование уже началось — что делать?
Начало аквапланирования — еще не беда, и водителю необходимо сделать все, чтобы автомобиль не сорвался в занос. Здесь следует придерживаться двух основных рекомендаций.
Держите руль прямо и избегайте маневрирования! У более или менее опытных водителей работа рулевым колесом при возникновении заносов выработана на уровне рефлексов, однако в случае аквапланирования эта работа только ухудшает положение. Дело в том, что занос в данном случае — это не то же самое, что скольжение на обледенелой или покрытой грязью дороге, и отклонение колес в любую сторону здесь может стать причиной еще более серьезного заноса. Так что старайтесь держать руль в таком положении, в каком он находился перед «взлетом» колес.
Тормозите двигателем! При возникновении опасной ситуации не нужно жать педаль тормоза — так вы гарантированно спровоцируете занос. Необходимо полностью убрать ногу с педали газа, и дать автомобилю снизить скорость самостоятельно. И только для заднеприводных автомобилей можно использовать тормоз, хотя и в этом случае необходимо действовать очень аккуратно.
И в этот момент очень важно соблюдать спокойствие, не паниковать, не делать резких движений рулем, не переключать скорости и не жать на все педали.
Зная все об аквапланировании, вы сможете избежать этой неприятной ситуации, и чувствовать себя уверенно на любой дороге и в любую погоду.
Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. В интернет-магазине AvtoALL.RU вы найдете всё, чтобы сделать свой отдых приятным и полезным.
Майские праздники — это первые по-настоящему теплые выходные, которые можно с пользой провести на природе в кругу семьи и близких друзей! Сделать досуг на свежем воздухе максимально комфортным поможет ассортимент продукции интернет-магазина AvtoALL.
Трудно найти ребенка, которому не нравились бы активные игры на улице, и каждый ребенок с самого мечтает об одной вещи — велосипеде. Выбор детских велосипедов — ответственная задача, от решения которой зависит радость и здоровье ребенка. Типы, особенности и выбор детского велосипеда — тема этой статьи.
Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. Но велосипед будет комфортным и принесет удовольствие только в том случае, если он подобран правильно. О выборе и особенностях покупки велосипеда для взрослых (мужчин и женщин) читайте в статье.
Шведский инструмент Husqvarna известен во всем мире, он является символом настоящего качества и надежности. Среди прочего под этим брендом выпускаются и бензопилы — все о пилах Husqvarna, их актуальном модельном ряду, особенностях и характеристиках, а также о вопросе выбора читайте в данной статье.
Отопители и предпусковые подогреватели немецкой компании Eberspächer — известные во всем мире устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации техники. О продукции данного бренда, ее типах и основных характеристиках, а также о подборе отопителей и подогревателей — читайте в статье.
Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным, депрессивным временем года. Однако дети совсем другого мнения. Для них зима — это возможность поваляться в снегу, покататься на горках, т.е. весело провести время. И одним из лучших помощников для детей в их нескучном времяпровождении — это, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень обширен. Рассмотрим некоторые виды из них.
В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
Водяное скольжение – или так называемое аквапланирование – возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один – сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».
Аквапланирование – это одна из самых опасных ситуаций на дороге, которая может случиться с каждым водителем. Возможность избежать неприятной ситуации напрямую зависит об осведомленности человека о ней. Благодаря этой статье вы сможете узнать о том, что такое водяной клин, и как его избежать.
Что такое водяной клин на дороге
Водяной клин – это возникновение водяной пленки между колесом и дорогой. Во время такой ситуации на скорости выше 40-60 км/ч машина становится фактически неуправляемой. Сцепление шин с поверхностью покрытия пропадает, вода отделяет их друг от друга. Представьте себе ситуацию, в которой вы на летней резине выехали на лед. Вот примерно такие ощущения появляются и во время водяного клина.
В каких условиях можно «поймать» водяной клин? Чаще всего это происходит при проезде больших луж на скоростных шоссе. Видя разлив, водитель не притормаживает и со всего маху оказывается на несколько секунд в неуправляемой машине. Также образование водяного клина может произойти на дорогах с колеей. Во время дождя на них моментально скапливается вода, которая и служит причиной для заноса.
Чем он опасен
Аквапланирование на дороге гораздо опаснее, чем езда по снегу или даже льду. Зимние шины ориентированы на плохое сцепление, а вот колес, предназначенных для езды по воде, пока еще не изобрели. Чем же коварен водяной клин?
Как образовывается водяной клиной
Как ни странно, но водяной клин чаще всего образовывается на новых шоссейных покрытиях с идеальным асфальтом. На старой дороге выпавшая влага быстро уходить сквозь неровности и трещины. А новенькое шоссейное покрытие становится пленкой, удерживающей влагу на поверхности. Проезжая такие участки на большой скорости, машины зачастую не справляются с нагрузкой и попадают в ДТП. Современные узкоколесные автомобили с дождевыми шинами могут даже и не почувствовать ничего на высокой скорости, так как площадь соприкосновения с водой будет маленькая и непродолжительная. А вот модели с широкими колесами и старой резиной могут и на 40 км/ч уйти в занос. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно заранее озаботиться правильными покрышками и регулярно их проверять. Профилактика – лучший способ борьбы с аквапланированием.
Водяной клин: что делать в такой ситуации?
Избежать гидропланирования можно, внимательно следя за состоянием шин. Они – главное подспорье в безопасной езде по лужам. Специальные углубления и канавки помогают избежать «полета» колеса, вовремя отводя воду. Не забывайте и о том, что у колес есть срок годности, а шины изнашиваются с каждой поездкой. У колес, которые отслужили половину своего срока, опасность аквапланирования увеличивается на 70%. Что еще можно сделать для предотвращения опасных ситуаций на дороге?
Следите за состоянием дороги. Во время или сразу после дождя на дороге нужно быть особо внимательным. На первый взгляд может показаться, что дорога лишь чуть-чуть влажная. А на деле на ней окажется та самая тонкая пленка, которая уведет машину в сторону. Гнать по влажному покрытию также не стоит. Не зря во время осадков на всех скоростных трассах вывешивают ограничения скорости, как правило, не больше 90 км/ч. А если у вас старые шины, то выше 60-70 км разгоняться точно не стоит.
Если вы увидите впереди лужу, объехать которую нет возможности, постарайтесь сбросить скорость и держать руль прямо. Колеса автомобиля наиболее устойчивы в ровном положении. При попытке свернуть уже после начала гидропланирования ваша машина поведет себя непредсказуемым образом.
В случае потери сцепления в водяном клине ни в коем случае не нажимайте на тормоз. Помните о том, что торможение хорошо во время сцепления с дорогой, но во время гидропланирования его просто нет. Наиболее эффективно торможение двигателем. Отпустите педаль газа и держите руль прямо – и таким способом вы выберетесь из гидропланирования с наименьшими потерями.
Советы опытных водителей
В межсезонье, весной и осенью, дороги особенно опасны. Советы опытных водителей помогут вам избежать неприятностей и водяного клина:
Соблюдая эти несложные и очевидные правила, вы сможете сохранить контроль над ситуацией на дороге.
Ошибки начинающих водителей
Зачастую неопытные новички при возникновении водяного клина не знают, что делать. Спокойствие и уверенность определяют правильное поведение на дороге. Самая большая ошибка – начать паниковать и пытаться вывернуть руль и затормозить во время аквапланирования. Этим вы не только не исправите ситуацию, напротив, ухудшите ее, подвергнув опасности других участников дорожного движения, которые едут за вами.
Согласно ПДД, водяной клин нужно предотвращать, но если это не удалось, предпримите действия, которые указаны выше. Четкое знание возможных путей решения проблемы поможет вам остаться спокойным во время непредвиденных ситуаций.
Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования
При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей: