водитель и водитель автомобиля в чем разница
Какая разница между водителем и шофером, да и как их различать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Оба слова, «водитель» и «шофер», до сих пор присутствуют в лексике. Но обычно люди употребляют их, не задумываясь об истинном значении. По большому счету мало кто из нас вообще понимает разницу между этими определениями, да и не знают, есть ли она вообще. В действительности разница есть и существенная.
Прежде всего, разберемся, какой смысл несет в себе определение «шофер». Это слово в русском языке появилось благодаря французскому Chauffeur (в нашем варианте именно благодаря ему ударение ставится всегда не на первый, а на второй слог). Если его перевести дословно, то это «истопник» или «кочегар». В девятнадцатом веке именно так называли железнодорожных работников, подкидывающих в паровозные топки уголь или дрова.
Постепенно это определение прижилось и в отношении машинистов, управляющих локомотивами. А с появлением первого автотранспорта слово «шофер» плавно перекочевало и в автомобильный мир. В принципе все понятно – человека, который управлял машиной, как и предыдущим транспортом, тоже стали так называть, чтобы ничего нового больше не придумывать.
Стоит отметить, что управление автомобилями раньше и сейчас – это далеко не одно и то же. Дело было не настолько легкое, да и достаточно грязное. Электроники, электрических стартеров не существовало в природе. Поэтому все делалось вручную. Регулярно где-то, что-то приходилось подмазать или подкрутить, подремонтировать. О станциях техобслуживания тоже речь не шла. Поэтому человек не только водил автомобиль, но еще и ремонтировал, обслуживал его.
В Советском Союзе после Великой Отечественной войны происходила массовая автомобилизация. В разных регионах огромной страны на дорогах, кроме правительственных и грузовых автомобилей, стали встречаться и легковые машины. Параллельно начали открывать и СТО, где работали механики, обслуживающие все виды транспортных средств. Именно тогда и появились водители.
Чтобы понять, что же обозначает слово «водитель», лучше всего вернуться к его истокам происхождения. Изначально так назывался человек, который указывал кому-нибудь путь. То есть водитель – это тот, кто провожает, водит.
Разобравшись в происхождении и значении обоих понятий, несложно увидеть разницу между ними. Водитель – человек, который занимается только управлением любого автотранспорта, будь то машина или автобус. Шофер же не только водит транспорт, но и без проблем справится с любой поломкой, самостоятельно сможет отремонтировать, обслужить технику.
В Союзе Советских Социалистических Республик классных водителей, профессионалов, называли не иначе, как шоферами. Они без посторонней помощи могли определить неисправность, перебрать коробку и мотор, вернуть свое средство передвижения к жизни. Нередко такие мастера даже опытным механикам не доверяли свои рабочие или личные автомобили.
Если говорить о нашем времени, то шоферов с каждым годом становится все меньше, а водителей, наоборот, больше. Даже если речь заходит о профессионалах, работающих в крупных транспортных компаниях, службах такси, автопарках, то и здесь нечасто встретишь настоящего шофера. Эта профессия разделилась на две – водитель и механик. Соответственно, каждый занимается своим делом. Ну а если шофер, как специалист исчезает, то и само слово скорой уйдет в разряд устаревших.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Правильное название должности «водитель» по ЕТКС при оформлении на работу
Существуют «Тарифно-квалификац.характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих», утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 согласно которым есть должность «водитель автомобиля 4 разряда», «. 5 разряда», «. 6 разряда», а также «водитель мототранспортных средств 3 разряда» и много других «водитель. «
ВОПРОС:
1) можно ли писать при приеме на работу должность просто «водитель» или обязательно писать «водитель автомобиля такого-то разряда»
2) есть ли разделение «водитель такого-то разряда» и «водитель 1 класса» (соответственно 2, 3 класса). Или классы сейчас не существуют, а есть только разряды?
3) если у водителей всё-таки существует «классность» (1, 2, 3), то где это посмотреть, от чего зависит «класс» от наличия стажа вождения или разных категорий в водительском удостоверении? нигде не могу найти ответ на этот вопрос. ПОМОГИТЕ!
4) что касается тариф.-квалиф.характеристик, то при разделении водителей на рязряды указаны только «характеристика работ» и «что должен знать». А как тогда определить при приеме на работу, на «водителя автомобиля» на какой разряд мы его принимаем, т.е. «требования к квалификации»?
СПАСИБО ВСЕМ!
Вот с этим согласна. Если монархия, то только как в Англии: исключительно ради искусства.
Писать, на мой взгляд, надо четко по ЕТКС. Разряд определяет требования, предъявляемые к водителю.
спасибо, можете ссылку скинуть? не поняла, существует ли все таки классность?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 06.02.2001) руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Как поясняется в Письме Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ, к таким надбавкам в том числе относятся надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств.
Если работодатель считает, что не имеется достаточных оснований для введения надбавки водителям за классность, то указанная надбавка не вводится. Если принято решение о введении указанной надбавки, то работодатель самостоятельно присваивает водителям транспортных средств соответствующие квалификационные категории (классы) с целью учета профессионального мастерства и качества выполнения работ при установлении системы оплаты. Для этого ему необходимо определить порядок присвоения классности (квалификационной категории), создать квалификационную комиссию (комиссии) и обеспечить ее (их) функционирование.
Д. Л. Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008
Класс водителя
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления
механическими транспортными средствами, относящимися к категориям
Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками
водителей
предусмотренным квалификационными характеристиками водителей
или других возможных сочетаний категорий
3-й класс: В или С
В и С
Требования по стажу не предъявляются.
При управлении автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой
сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля
не менее двух лет
2-й класс:
В и Е
С и Е
D
D и Е
В, D
С, D
В, С, Е
В, С, D
В, D, Е
С, D, Е
В, С, D, Е
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не
менее двух лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса
Наименование должностей водителей в автотранспорте
У нас автотранспортное предприятие. Занимается междугородными и городскими перевозками. В штатном расписании водитель именуется «водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах». Нименование такой должности позволяет водителям оформить досрочную пенсию. Однако, в квалификационном справочнике такой должности нет. Нужно ли нам переименовывать должность на «водитель автомобиля»? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано «водитель автомобиля». Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Нужно ли нам переименовывать должность на «водитель автомобиля»? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано «водитель автомобиля». Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.»
Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности. А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился, пойдет в суд, то мало тоже не покажется. У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции «как лучше работнику», то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты. И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.
:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?
А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,
Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?
пойдет в суд, то мало тоже не покажется.
Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.
У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции «как лучше работнику», то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты.
И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:
«Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР
от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017
Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров
Начальник Управления пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ А.Д.Скворцов».
Работаю водителем школьного автобуса, а в трудовой книжке написали просто водителем.
Работаю водителем школьного автобуса, а в тркдовой книжке написали просто водителем.
Ответы на вопрос:
Подойдите в отдел кадров поговорите чтоб написали водитель школьного автобуса. С уважением к Вам.
Ну значит так должность называется. В чем Вы увидели проблему то?
Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих (с изменениями на 24 ноября 2008 года)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 ноября 1992 года N 31
Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих
(с изменениями на 24 ноября 2008 года)
Водитель автомобиля (4-й разряд)
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.
(Примечание дополнительно включено постановлением Минтруда России от 4 ноября 1993 года N 168; в редакции постановления Минтруда России от 28 декабря 1994 года N 88.
(Тарифно-квалификационная характеристика в редакции постановления Минтруда России от 3 марта 1993 года N 43.
Водитель автомобиля (5-й разряд)
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.
(Примечание дополнительно включено постановлением Минтруда России от 4 ноября 1993 года N 168; в редакции постановления Минтруда России от 28 декабря 1994 года N 88.
(Тарифно-квалификационная характеристика в редакции постановления Минтруда России от 3 марта 1993 года N 43.
Водитель автомобиля (6-й разряд)
Должен знать: влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.
(Примечание дополнительно включено постановлением Минтруда России от 4 ноября 1993 года N 168; в редакции постановления Минтруда России от 28 декабря 1994 года N 88.
(Тарифно-квалификационная характеристика в редакции постановления Минтруда России от 3 марта 1993 года N 43.
Суд признал самодеятельность работодателя с наименованием должности водителя незаконной
minervastock / Depositphotos.com |
Работодатели нередко пытаются уточнить или расширить функционал водителей автомобилей, что нередко отражается и на наименовании должности. Водитель-перегонщик, водитель-охранник, водитель-инкассатор и тому подобное уже давно стали привычными названиями трудовых функций.
Вот и «Почта России» воспользовалась общепринятой практикой и включила в свое штатное расписание должность «водитель-курьер». На данный факт при проверке обратил внимание инспектор труда и потребовал переименовать должность в водителя автомобиля. Работодатель попытался обжаловать предписание ГИТ через суд, однако проиграл дело (Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 8а-10019/2020[88а-10902/2020]).
Свою позицию судьи аргументировали следующим: ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса определено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.
Для водителей соответствующие ограничения установлены. Так, согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 и содержит в том числе профессию «водитель автомобиля». Кроме того, к работе по этой профессии не допускаются лица моложе 18 лет (ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет).
Соответственно, и называться данная профессия должна именно так, как предусмотрено ЕКС или профстандартами. А вот такого названия должности, как «водитель-курьер», ни ЕКС, ни профстандарты не содержат.