водитель фельдъегерь что это
Фельдъегерская служба: что это такое
В любом современном государстве имеются специальные органы и ветви власти, обеспечивающие сохранность государственной тайны. Это помогает не только на правовом, но и на силовом уровне обеспечивать охрану государственных секретов и объектов, которые к ним относятся. Полномочия органов обеспечиваются специальным правовым режимом и специальными законодательными актами.
В процессе государственной деятельности возникает необходимость постоянно пользоваться секретными данными и информацией. При этом на этапе взаимодействия между органами и отделами необходимо контролировать распространение информации и не допускать ее утечек. Особенно трудновыполнимой эта задача является в век информационных технологий. С целью недопущения нарушения уровня секретности, а также для предупреждения возможных информационных сбоев существует специальный государственный орган, который носит название фельдъегерской службы РФ. Правовая база, полномочия и структура этого органа будет рассмотрена в этой статье.
Понятие фельдъегерской службы РФ
Основной функцией фельдъегерской службы можно считать обеспечение связи. Это исполнительный орган, обеспечивающий взаимодействие межведомственный структур при использовании информации, являющей собой государственную тайну. Структура занимается передачей информации, ее доставкой и распространением, что обеспечило возникновение еще одного названия ведомства – Служба специальных федеральных курьеров.
На структуру возложено немало функций государственной важности. Организация имеет обширным спектром полномочий и играет массу ролей в государственной деятельности. Именно поэтому управление структурой осуществляется только Президентом РФ напрямую. Фельдъегерская служба возникла еще в начала двадцатого века и имеет богатую историю.
История государственной силовой структуры
Впервые ведомство, о существовании которого до сих не подозревает большинство жителей государства, возникло во времена Петра I. В то время служба отвечала за сопровождение особо ценных бумаг, грузов и пассажиров.
Далее количество подразделений в организации росло, а его функции были несколько видоизменены со сменой государственного режима и во время переворота.
История фельдъегерской службы в СССР
В СССР подготовка первых подразделений фельдъегерской службы началась в 1918 году. Необходимость формирования структуры обусловлено массой секретной информации и государственными тайнами, за сохранностью которых необходимо было следить при транспортировке и хранении. Без этого правительство не представляло реализацию поставленных внутригосударственных задач. В Советском Союзе деятельность службы была важна, как никогда и значимость ведомства постоянно подчеркивалась неподдельным интересом к ее работе со стороны государства.
Начиная с 1938, была проведена реструктуризация подразделений, которые теперь вошли в состав НКВД. По своей специфике, члены фельдъегерской службы занимались доставкой наиболее ценных грузов, секретной информации и людей, нуждающихся в дополнительной защите.
Такими функции организации оставались вплоть до восьмидесятых годов двадцатого века, когда начались медленные метаморфозы и структура приобрела свои современные черты.
Современные задачи фельдъегерской службы РФ
В двадцать первом веке произошло изменение структуры и роли фельдъегерской службы РФ в государственном аппарате. На современном этапе роль структуры сводится к:
Кроме того, членами организации осуществляется доставка корреспонденции, которая отправлена или адресуется определенным службам. Существуют и другие роли структуры, выполнение которых не менее важно для работы государственного аппарата.
Органы, чья корреспонденция подлежит доставке фельдъегерями
Любая корреспонденция от нижеперечисленных лиц и ведомств всегда доставляется членами фельдъегерской службы РФ:
При этом доставке подлежит корреспонденция не только в случае переписки между субъектами, но и в случае, если хотя бы один из вышеперечисленных органов и людей является отправителем или получателем документации.
Права Государственной фельдъегерской службы РФ
С целью обеспечения заданного диапазона функций, ГФС имеет ряд полномочий. Эти полномочия значительно превосходят возможности большинства других государственных ведомств. Так среди прав организации можно выделить:
Правовые особенности деятельности
Права и обязанности ведомства закреплены на законодательном уровне. При этом большинство правовых аспектов прописано в Конституции РФ. Благодаря целому своду законов, регламентируется деятельность организации, происходящая таким образом, чтобы в своей работе не были нарушены права и свободы гражданина при достижении высокой эффективности функционирования службы.
Дополнительно правовая деятельность организации регламентирует:
Внесения изменений в функции и права организации вносятся Указом Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и прочими законодательными актами.
Структура организации
Как и все прочие государственные силовые структуры, ГФС обладает четкой структурой. Она включает в себя подразделения центрального аппарата, посредством которых достигается высокая эффективность поставленных задач. Дополнительно имеются подразделения территориального характера и отделы в крупных города РФ.
Для обеспечения быстрой транспортировки грузов в структуре имеются подведомственные организации, которые также выполняют ряд функций. При этом непосредственного взаимодействие с другими органами и службами осуществляется посредством отделов ГФС, которые являются его наименьшей структурной единицей.
Особенные функции органа
ГФС выполняет исключительно специальные задачи. К таким задачам относится транспортировка специальной информации, завладеть которой хотят как иностранные организации, так и ряд заинтересованных лиц. Кроме того, ведомство осуществляет перевозку важных документов при проведении государственных выборов.
Заключение
Итак, представленная организация играет очень важную роль, работая с секретными материалами и конфиденциальной корреспонденцией. Подробнее о роли органа в правовой государственной деятельности РФ можно узнать из соответствующих государственных актов.
Автомобили Фельдъегерской службы и службы Спецсвязи России
Современные средства связи позволяют мгновенно передавать информацию на любые расстояния, однако во все времена существовала корреспонденция или некие материальные объекты, требующие, во-первых, передачи «из рук в руки», а во-вторых, сопровождения и охраны на всем пути следования. Доставку посланий государственного значения сегодня осуществляет Фельдъегерская служба, а менее ответственные поручения выполняет Служба специальной связи.
ГАЗ-4 на службе Фельдъегерьской службы
В России служба гонцов существовала уже во времена зарождения государства, а к XI веку была хорошо отлажена — князь Олег использовал гонцов для связи с соседними племенами. В древней Руси была введена повинность, которая называлась «повоз», обязывающая предоставлять проезжающим «княжим мужам» «подводных», т.е. сменных коней. Для идентификации государственных гонцов в Киевской Руси с X века был введен специальный знак отличия — щит красного цвета, дающий его владельцу преимущественное право замены лошадей и получения ночлега.
Команда самокатчиков Совнаркома, г. Петроград
Постепенно выработалась методика, позволяющая осуществлять безостановочное продвижение корреспонденции по маршруту. У дорог, соединяющих крупные политические центры державы с ее окраинами, строились станции, на которых круглосуточно дежурили «связисты» и наготове стояли запряженные лошади.
Послание по эстафете передавалось от одного гонца к другому. Разумеется, наиболее заметные реформы начались в период правления Петра I. Реорганизация всех институтов общественно-политической’жизни требовала создания механизма, позволяющего быстро доставлять многочисленные государевы циркуляры на места. И если обычная корреспонденция правительственных учреждений переправлялась через «общегражданскую» почту, то для доставки особо важных правительственных документов были созданы специальные каналы гак называемой «необыкновенной», или «чрезвычайной» почты, на службе в которой состояли правительственные гонцы или нарочные военные курьеры.
Станция фельдъегерской почтовой связи, полевая почта 82610-Б, в Афганистане, аэропорт Кабула, 1987
Кроме того, для доставки «стратегической» почты при главнокомандующих армиями были учреждены должности военно-полевых курьеров. Особо важную корреспонденцию из личной канцелярии императора доставляли «кабинет-курьеры», впрочем, таковых штатное расписание предполагало всего 6 человек. На рубеже XVIII—XIX веков, когда Россия вела постоянные войны, что требовало регулярной доставки оперативной военной и дипломатической почты, разрозненные государственные курьерские службы были объединены в единую организацию.
17 декабря 1796 года император Павел I утвердил штаг Фельдъегерского корпуса в составе одного офицера и 13 фельдъегерей, который уже в феврале следующего года был расширен более чем связи не просто была выделена в самостоятельную военизированную службу, но получила законодательный «фундамент», регламентирующий обязанности «гонцов», их денежное довольствие, образцы военной формы и прочие атрибуты регулярного государственного института. Более четкой организации деятельности Фельдъегерского корпуса способствовала его передача в январе 1808 года, при императоре Александре I, в ведение военного министра.
Автомобиль фельдъегерского корпуса
Во второй половине XIX века фельдъегерская служба уже являлась своеобразным «сервисом», обслуживающим не только правительство и военные ведомства, но и ряд государственных учреждений. В конце XIX века на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. Казалось, что Фельдъегерская служба со временем, по мере развития дальней связи, утратит свое значение, однако практика показала, что в ряде случаев никакая техника не может заменить человека. К 1917 году Фельдъегерский корпус стал настолько высокопрофессиональной и узкоспециализированной организацией, что продолжал выполнять свои обязанности и при Временном правительстве, и при большевиках.
Ленинградские фельдъегери перед отправкой на маршрут
В мае 1918 года Фельдъегерский корпус был упразднен, а на его базе создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба с штатом в 30 человек. В январе 1921 года Служба внешней связи влилась в состав вновь созданного Фельдъегерского корпуса — на сей раз при Управлении связи Красной Армии. А в 1922 году в общегосударственное, т.е. готовое обслуживать не только органы госбезопасности, но и любые политические структуры и государственные учреждения, превратилось бывшее ведомственное «курьерское» подразделение ВЧК. Между Фельдъегерскими корпусами РККА и ГПУ возникла конкуренция и даже некоторая враждебность. В сентябре 1924 года «чекисты» в этом соперничестве одержали безоговорочную победу: Фельдъегерский корпус РККА был упразднен, а его функции переданы Фельдъегерскому корпусу ОГПУ. К 1935 году Фельдъегерская связь ОГПУ-НКВД обслуживала уже 54 тысячи организаций и учреждений страны.
Ford Transit службы спецсвязи
В 1939 году Совет народных комиссаров нарушил монополию Фельдъегерского корпуса НКВД, передав часть узурпированных «силовиками» функций в другие структуры. В ведении отдела Фельдъегерской связи НКВД сохранялось обслуживание важнейших государственных и партийных органов с доставкой корреспонденции в крупнейшие республиканские, областные и районные центры. Перевозка ценностей и денег возлагалась на службу инкассации Государственного банка. А для перевозки «от всех ведомств секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно» из состава фельдсвязи НКВД СССР была выделена Служба специальной связи Наркомата связи.
IVECO EuroCargo службы спецсвязи
О транспорте следует сказать особо. Понятно, что для доставки корреспонденции фельдъегерская служба всегда выбирала самый быстрый и надежный для того или иного маршрута вид транспорта. Если для авиаперевозок иногда организовывались специальные рейсы (хотя курьеры часто пользовались услугами гражданской авиации), то по железной дороге грузы и депеши доставлялись обычными поездами. Изредка — в спецвагонах. Этим объясняется малое количество сугубо автомобильных маршрутов, используемых «правительственными» фельдъегерями. Машина оказывалась наиболее быстрым и эффективным транспортным средством лишь при доставке корреспонденции по городу или в районы. Именно поэтому главным «пользователем» автотранспорта стала «недальнобойная» спецсвязь.
Новая организация оказалась настолько эффективным механизмом, что порой ей поручались «неформатные» задания, далеко выходящие за пределы локального внутреннего сообщения. Например, в мае 1945 года для обслуживания Военной Миссии СССР в Берлине была организована группа спецсвязи, оборудовано помещение, и на выделенных для этой цели самолетах установлена ежедневная авиасвязь Москва-Берлин.
Автопоезд с тягачом Scania службы спецсвязи
День фельдъегерской службы. Самые секретные курьеры России
17 декабря в России отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. О существовании этой службы знают далеко не все наши сограждане, и еще меньшее количество людей имеет хотя бы приблизительное представление о том, чем занимаются фельдъегеря и как происходило становление этой важной государственной структуры.
В этом году Государственной фельдъегерской службе России исполняется ровно 220 лет. 17 декабря 1796 года император России Павел I издал указ об учреждении Фельдъегерского корпуса. Этому решению предшествовало осознание глубокой потребности и российской власти, и военного командования в существовании особой системы связи. По замыслу императора, фельдъегеря должны были обеспечивать курьерскую связь между императором и гражданскими и военными чиновниками. Был утвержден штат фельдъегерской службы в составе 13 фельдъегерей и начальника – офицера. Начальником группы фельдъегерей был назначен унтер-офицер Преображенского полка Шелганин, произведенный по этому поводу в армейские капитаны.
Однако, уже через год император понял, что численность Фельдъегерского корпуса слишком мала для обслуживания растущих потребностей империи в оперативной связи. Поэтому в 1797 году было принято решение увеличить численность корпуса до 2 офицеров и 30 фельдъегерей. Отбирали на службу лучших – владеющих иностранными языками, хорошо подготовленных. Как правило, в Фельдъегерский корпус набирали военнослужащих из Кавалергардского полка, а оставшиеся места заполняли унтер-офицерами лейб-гвардии Измайловского, Преображенского и Семеновского полков. Таким образом, изначально подчеркивался привилегированный статус фельдъегерской службы. В 1800 году численность корпуса была увеличена до 4 обер-офицеров и 80 фельдъегерей.
Дальнейшее развитие Фельдъегерского корпуса характеризовалось только ростом его численности и упорядочением службы. Это было связано с развитием системы государственного и военного управления в Российской империи. В середине XIX века Фельдъегерский корпус состоял из 3 рот. В обязанности фельдъегерей входили доставка сверхважной корреспонденции – как по Российской империи, так и за границу, сопровождение членов императорской фамилии, иностранных монархов и принцев. Примечательно, что чины Фельдъегерского корпуса в это время обладали также полномочиями сопровождать к месту отбывания наказания особо опасных государственных преступников.
Шесть лет службы в корпусе позволяли уволиться в отставку с чином 14-го класса и получить должность в почтовом ведомстве. Спустя 9 лет службы фельдъегерь мог рассчитывать уже на увольнение с чином 12-го класса. В 1858 году император запретил принимать на службу в корпус дворян. Одновременно было принято решение об организационном переустройстве корпуса. В частности, были ликвидированы роты, а над корпусом поставлен заведующий, находившийся в непосредственном подчинении начальника Главного штаба.
Свои коррективы в развитие фельдъегерской связи внесли появившиеся железные дороги и телеграф. Потребность в конных курьерах значительно снизилась, поскольку сообщения стало возможно отправлять или железной дорогой, или по телеграфу. Тем не менее, некоторые особо важные документы все равно требовалось передавать из рук в руки. В 1891 году был утвержден штат Фельдъегерского корпуса в составе 40 офицеров и 20 фельдъегерей. На службу в корпус принимали всех желающих из числа почетных граждан и купцов, окончивших курс учебного заведения 3 разряда. Устанавливались жесткие возрастные рамки – кандидат на службу в Фельдъегерский корпус должен был находиться в возрасте от 18 до 25 лет. От кандидата требовалось знание иностранного языка. После шестимесячного испытательного срока кандидата зачисляли на службу в должности младшего фельдъегеря. В старшие фельдъегеря производили через год службы, после чего предоставлялись права кандидатов на классную должность. Офицером корпуса мог стать фельдъегерь, прослуживший не менее четырех лет. Действовало и еще одно очень важное правило – офицер Фельдъегерского корпуса не мог быть переведен в армию на должность армейского офицера.
Существенные изменения в организационной структуре фельдъегерской службы произошли после Октябрьской революции. Несмотря на желание «весь старый мир разрушить до основанья, а затем…», большевики вскоре столкнулись с необходимостью обеспечения связи между правительством, руководством партии, красноармейскими соединениями. Поскольку структура, такую связь осуществлявшая, уже существовала прежде, оставалось лишь воссоздать ее в новом виде. 2 мая 1918 года была создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Должности фельдъегерей появились в Красной Армии – при штабах фронтов и армий. Поручения советского руководства выполняла специальная Военная команда самокатчиков при Управлении делами Совета народных комиссаров, существовавшая с ноября 1917 по декабрь 1920 гг. Самокатчики перемещались на велосипедах и доставляли важные поручения, осуществляя связь между различными советскими учреждениями.
6 августа 1921 года специальная Фельдъегерская часть была создана при ВЧК РСФСР. Она подчинялась Управлению делами ВЧК РСФСР. В 1922 году Фельдъегерская часть была реорганизована в Фельдъегерский корпус при Управлении делами ВЧК. Перед советскими фельдъегерями, как и перед их предшественниками из Фельдъегерского корпуса Российской империи, ставились задачи по доставке важных документов и грузов советских руководящих органов – СНК, ЦК ВКП (б), ВЦИК, ВЦСПС, НКВД, НКПС, НКИД, Народного комиссариата обороны. В сентябре 1924 года все службы, выполняющие доставку секретной корреспонденции и ценных грузов, были слиты в составе Фельдъегерского корпуса, который входил в состав ГПУ, ОГПУ, НКВД СССР.
Кстати, именно в 1920-е – 1930-е гг. численность сотрудников фельдъегерской службы достигла максимума – в тот период в Советском Союзе служили около 20-30 тысяч фельдъегерей и других сотрудников службы. Это объяснялось сложной политической обстановкой в мире и потребностью советской страны в серьезной защите перевозимых секретных документов от попыток захвата агентами вражеских разведок и другими антисоветскими элементами.
Однако, в 1939 году последовала новая реорганизация. Советское руководство пришло к выводу, что необходимо разделить фельдъегерскую и специальную связь. В компетенции отдела фельдъегерской связи НКВД СССР осталась доставка корреспонденции советского и партийного руководства в республиканские и областные центры. Доставка корреспонденции менее важного характера, а также ценных грузов, была передана в ведение специальной связи, которая была переподчинена Народному комиссариату связи СССР. Что касается транспортировки денежных средств и ценностей, то она была переведена в ведение специальной службы инкассации Государственного банка СССР. Так произошло окончательное формирование фельдъегерской службы примерно в том виде, в каком она и сохранилась вплоть до настоящего времени.
Фельдъегерская служба доблестно выполняла свои обязанности в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники службы доставляли корреспонденцию на передовую, рискуя своими жизнями. Ряд сотрудников в годы ВОВ погиб при исполнении служебных обязанностей.
После того, как в 1947 году было образовано Министерство внутренних дел СССР, фельдъегерская служба осталась в его составе. Однако в 1968 году фельдъегерская служба была вновь переподчинена – на этот раз Управление фельдъегерской связи было включено в состав Министерства связи СССР. Тем не менее, офицеры и сержанты фельдъегерской связи числились в кадрах органов внутренних дел, только были прикомандированы к Министерству связи. Поэтому они носили специальные звания внутренней службы – как и сотрудники ряда подразделений внутренних дел. На службу по-прежнему были возложены обязанности по доставке важнейшей корреспонденции советского государственного и партийного руководства – как в пределах страны, так и в социалистические страны.
25 ноября 1991 года Управление фельдъегерской службы при Министерстве связи СССР было реорганизовано и переименовано в Государственную фельдъегерскую службу РСФСР при Министерстве связи РСФСР. После провозглашения независимости Российской Федерации служба была преобразована в Федеральное управление фельдъегерской связи при Министерстве связи Российской Федерации, затем, 24 января 1995 года, в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации. В 1996 году ГФС включили в состав Министерства связи Российской Федерации, однако уже в следующем 1997 году дали ей статус службы при Правительстве Российской Федерации. 17 мая 2000 года Государственная фельдъегерская служба при Правительстве Российской Федерации была преобразована в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации. Ее директор находится в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации.
Сотрудников фельдъегерской связи не готовит ни одно учебное заведение в стране, учитывая малочисленность этой службы. Поэтому профессиональную подготовку российские фельдъегеря проходят в специальных учебных центрах самой службы. Несмотря на то, что начальной должностью в службе является должность офицера фельдъегерской связи, на ней может находиться и сотрудник, имеющий звание сержанта внутренней службы. Но потом он, скорее всего, все равно вырастет в звании до офицера. В последние годы личный состав фельдъегерской службы значительно помолодел, теперь средний возраст сотрудников составляет, по данным публикаций в открытых источниках, 25-30 лет.
«Военное обозрение» поздравляет всех сотрудников и ветеранов Государственной фельдъегерской службы России с профессиональным праздником. Желает здоровья, спокойной и успешной службы и, конечно же, отсутствия потерь.
День образования Российской фельдъегерской связи
17 декабря в России отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. Фельдъегерь (от нем. Feldjager) — военный курьер по доставке важнейших государственных документов.
Одним из первых Указов императора Павла I после восхождения его на российский престол в ноябре 1796 года был Указ об учреждении в России Фельдъегерского корпуса, изданный 17 декабря 1796 года. Сегодня эта дата считается Днём образования Российской фельдъегерской связи.
Создание фельдъегерского корпуса стало одним из этапов реформы Павла I, проводимой императором в армии, аппарате государственного управления, а также и в военно-курьерской связи. Это была специальная воинская часть, в задачи которой входило выполнение поручений по связи, а также специальных поручений императора. Штат первой части состоял из 1 офицера и 13 фельдъегерей.
Начав практически выполнять императорские поручения, фельдъегерская служба сразу попала в атмосферу чрезвычайной занятости — доставка важнейших правительственных документов во все уголки России и за границу, а также выполнение многочисленных личных поручений императора требовали значительных усилий и времени. Буквально в первые дни стало понятно, что необходимо расширение штата военных курьеров.
Новый штат был набран из личного состава Лейб-гвардии Кавалергардского полка, в который подбирались самые рослые и красивые люди, а также за счет унтер-офицеров Лейб-гвардии Измайловского, Преображенского и Семеновского полков.
Эмблема ГФС России
На протяжении последующих десятилетий службы и вплоть до наших дней фельдъегерский корпус рос, переоснащался, и ни разу со дня основания фельдъегерская служба не прекращала свою деятельность, даже во время Октябрьской революции 1917 года и Великой Отечественной войны.
Задачи Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (ГФС России), которая является федеральной службой в структуре федеральных органов исполнительной власти РФ, определены в Положении о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ № 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» от 13 августа 2004 года.
В соответствии с Положением, в задачи службы входит оперативная доставка и гарантированная сохранность отправлений особой важности; доставка корреспонденции за рубеж; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи; доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации и другие. Подчиняется служба непосредственно Президенту России.