во время чего деятельность дошкольников приобретает общественную направленность
А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника
…Быть активным – значит находиться в состоянии действования. Элементарную активность обнаруживает еще зародыш, отвечая беспорядочными движениями конечностей и туловища на воздействия внешней для него среды (А. Пейпер). В основе таких движений лежит обычный безусловно-рефлекторный механизм.
Постепенно под влиянием естественных упражнений, а затем и специального обучения движения приобретают организованность и целенаправленность, становятся произвольными, а затем и подлинно волевыми, т.е. управляемыми.
Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми.
Изменившиеся содержание, формы и побуждения к активности ребенка, являясь результатом его развития в предыдущие периоды жизни, в то же время становятся условием дальнейшего формирования личности.
В активности ребенка-дошкольника происходят заметные изменения. Прежде всего другим становится содержание активности. Если двухлетние дети охотно выполняют простые движения и удовлетворяются процессом самого действия: охотно прыгают, бегают, чиркают карандашом по бумаге, возят что-то по комнате или по саду, то дошкольники все чаще направляют свою активность на получение какого-то результата действия Четырехлетний ребенок уже не просто проводит линии, а пытается нарисовать что-то конкретное, не прыгать,. а перепрыгнуть через веревочку, через канавку, не возить грузовик, а перевозить на нем кирпичики.
Поскольку действия ребенка все чаще направляются на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправленность и организованность. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности: игры, выполнения отдельных трудовых, физкультурных или учебных действий.
Хотя активность дошкольника приобретает форму деятельности, трех-, пятилетние дети еще нередко удовлетворяются тем, что выполняют отдельные разрозненные действия: наматывают веревочку на палочку, копают и пересыпают песок, переливают воду, лепят из пластилина шарики и т.п.
Возврат к предметной деятельности имеет место на всех этапах развития ребенка, в том числе и у младшего школьника, когда он встречается с новым предметом или материалом. Действуя, он узнает свойства предмета или материала (дерева, песка, глины, воды).
С развитием ребенка не только обогащаются формы и виды его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности – умственная деятельность. Сначала она лишь включается в практические действия, изменяя их форму. Ребенок сначала осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправляет.
С середины дошкольного возраста мыслительная деятельность уже освобождается от обязательной опоры на физическое действие. Ребенок способен заниматься «чистой» умственной деятельностью: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказ к картинке, спрашивает, спорит. В этой новой форме активности огромная роль принадлежит речи. Слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.
После 4-5 лет заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Накопленный путем подражания образцам и исполнительным действиям практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания и побуждают к инициативному, а затем и творческому активному действию.
В играх и рисунках, в общении с детьми и взрослыми дошкольник все чаще проявляет инициативу, выдумку.
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Речевое развитие детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила: учитель-логопед Анашкина Т. Г. На сегодняшний день образная,.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для.
Консультация для педагогов и родителей «Социальное развитие — что это такое? Что нужно знать родителям и педагогам?» I. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Cоциальное развитие – что это.
Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Конспект на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Введение Проблема владения языком издавна привлекала внимание.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его.
Речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное образование – главный этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо.
Социальное партнёрство в работе дошкольного учреждения На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения.
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников эмоционального интеллекта».
Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста
Для определения приоритетного вида деятельности сначала стоит разобраться какие существуют виды деятельности и что они дают в развитии образовании ребенка дошкольного возраста.
– двигательная, в том числе в основные движения (ходьба, бег,
прыжки, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровая (сюжетная игра, в том числе сюжетно-ролевая, режиссёрская и игры с правилами);
– коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения);
– познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе);
– конструирование из различных материалов (строительный материал, конструкторы, модули, бумага, природный материал и т. д.);
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах).
Приоритетными видами деятельности не могут быть все виды. Поэтому свое внимание я остановлю на 3 видах деятельности – это игровая, познавательно-исследовательская (экспериментирование) и трудовая.
Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Экспериментирование позволяет развивать познавательные интересы, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том,что в процессе эксперимента:
— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
— идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
— развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
При этом отличительными признаками развертывания игры является быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей.
Проанализировав данные виды деятельности можно сделать вывод, что данные виды необходимы при развитии и образовании дошкольника:
1. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – она должна быть основной в образовательном процессе.
3. Все начинается с труда, прежде чем научиться играть, ребенок учится обслуживать самого себя. Трудовая деятельность – основная в образовательном процессе ДОО.
Но все таки игра остается самый приоритетным видом. Игра является проводником для других видов деятельности, т. к. она является наиболее доступна для ребенка. Именно через игру ребенок учится элементарной трудовой деятельности, даже экспериментирование находит свое отражение в игре.
Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета.
Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста» Цель: расширение представлений родителей об.
Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста. Выполнила: Спирина Ирина Викторовна Воспитатель.
Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель: • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение.
План по самообразованию «Роль подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста» План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Сентябрь: 1. Изучение методической и периодической литературы по выбранной теме; 2. Изучение.
Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» Составила: воспитатель Шишкина Наталья Александровна.
Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста» Эссе. Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. (В. Г. Белинский).
Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников
Светлана Миронова
Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников
Совершенствование процесса трудового воспитания начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач образования. Семья является естественной воспитывающей средой для ребенка. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье ребенок получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными трудовыми навыками. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения. Бесспорно, условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но, все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.
Анализ полученного нами материала показал, что воспитанием детей (45 %) старшего дошкольного возраста, главным образом, занимается мать. В то же время в 39 % семей обращают на воспитание детей одинаково и отец и мать. Но есть и такие семьи (10 %, где главным воспитателем является дедушка или бабушка. В ведении домашнего хозяйства процент участия других членов семьи выше, чем их участия в воспитании детей. Так, если воспитанием детей в 45 % всех семей занимается одна мать, то домашнее хозяйство ведет одна только мать в 27 % семей; оба родителя участвуют в воспитании детей 39 % семей, а домашнее хозяйство в 45 % семей ведут оба супруга.
Эти показатели весьма убедительно говорят о том, что чем активнее члены семьи участвуют в ведении домашнего хозяйства, тем больше дополнительного времени освобождается у женщины – матери, которое она может использовать на воспитание своих детей.
Между распределением педагогических сил родителей и их участием в ведении домашнего хозяйства существует некоторая зависимость в семьях, члены которых принадлежат разным социальным группам и имеют различное образование. Чем выше образование женщины – матери, тем больше муж и другие члены семьи помогают ей в воспитании детей (разница 6 – 7 %) и в ведение домашнего хозяйства (6 – 13 %). В семьях служащих и интеллигенции оба родителя занимаются воспитанием детей на 6% больше, чем в семьях рабочих, зато в семьях рабочих отцы принимают большое участие в ведении домашнего хозяйства.
Очень велико воспитательное значение систематического труда. Поэтому в опросах, анкетирование и наблюдениях мы обращали большое внимание на то, систематически ли дети выполняют трудовые обязанности, то есть занимаются помимо самообслуживания еще каким – либо ежедневным трудом.
Педагогический анализ фактического материала показал, что между пониманием родителями важности трудового воспитания и практическим его осуществлением наблюдается некоторое несоответствие. Из 99, 6 опрошенных родителей вполне осознанно относятся к целям трудового воспитания, однако только 52% детей в этих семьях регулярно выполняют не только интересующие их, но и необходимые для семьи трудовые обязанности.
В семьях рабочих систематическим трудом дети старшего дошкольного возраста заняты на 10 % больше, чем в семьях служащих и интеллигенции.
По существу, в трудовом воспитании старших дошкольников в семьях различных социальных групп грани в основном стерты и можно говорить только о некоторых различиях. Наши наблюдения не подтвердили представления о том, что принадлежность к той или иной социальной группе зависит вовлечение детей в труд семьи.
Наши данные показали, что место ребенка в семье в некоторой степени определяют и его трудовые обязанности: У старшего дошкольника их больше, чем у среднего или младшего дошкольника, трудовых обязанностей по отношению к другим членам семьи.
Трудовое воспитание старшего дошкольника определяется укладом домашней жизни, распределением педагогических сил в семье и в организации деятельности детей и их родмтелей.
Выявились основные факторы, эффективно влияющие на трудовое воспитание детей,на его социальный аспект:
Общественная направленность родителей – отношение к производственному и семейному труду, потребности, интересы, трудовые традиции в семье.
Осуществление целенаправленного воспитания – понимание родителями целей трудового воспитания, создание педагогических условий для трудового воспитания ребенка в семье, его трудовой деятельности, правильное распределение педагогических сил,
Климат семьи – положительные взаимоотношения родителей и детей, других членов семьи в повседневной жизни и труде, уровень развития взаимопомощи, эмоциональная атмосфера в семье, справедливое распределение домашнего труда.
Для решения задачи по формированию начал социально направленной трудовой деятельности были разработаны рекомендации.
На первом этапе предлагалось привлечь ребенка к выполнению трудовых поручений при опоре на его интересы и положительные черты личности, постепенно усложняя трудовые поручения и обязанности, выполняя их не только для себя, но и для других членов семьи; формирование у ребенка на этой основе социально направленных мотивов трудовой деятельности.
На втором этапе формирования – усложнение содержания труда, включение обязанностей, в которых выражается забота о близких людях; эти обязанности определяются жизненной необходимостью и отвечают интересам детей.
К концу года заметно повысилось осознание ребенком необходимости и важности его посильного труда в семье, социальные мотивы трудовой деятельности вышли на первый план.
Особенно возросли мотивы чувства долга и ответственности за выполненную работу, желание расширять практический опыт на пользу других членов семьи (повысилось в три раза); сочувствие и желание помочь родителям, облегчить им труд стало занимать значимое место.
Значительно увеличилось количество детей самого высокого уровня (развитие социально направленной трудовой деятельности). Эти дети умели самостоятельно ставить и реализовывать цель. У таких детей появилось осознание чувства долга и желания помочь родителям.
Для повышения уровня трудового воспитания детей в семье и его социальной направленности необходима сознательная деятельность взрослых по организации трудовой деятельности на примерах – образцах трудовой направленности поведения, взаимоуважения и взаимной заботе в трудовых делах семьи. Весьма существенное влияние оказывает правильная организация трудовой деятельности и сотрудничества с другими членами семьи, а также варьирование мотивов труда в плане их личностной и общественной значимости.
При создании педагогических условий для целенаправленного трудового воспитания в семье необходимо предусмотреть наличие у ребенка трудовых поручений и обязанностей, а также их правильный отбор по содержанию, степени трудности и длительности выполнения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрыть свои таланты и способности, найти свое место в жизни.
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием.
Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности. Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это.
Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.
Патриотическое воспитание старших дошкольников Автор: Ракова Евгения Сергеевна Организация: ГБДОУ Детский сад №15 Пушкинского района «Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным.
Самообразование на тему «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» План по самообразованию воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна (Ф. И. О. педагога) Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой.
Самоотчет по общественной деятельности Самоотчет общественная деятельность В МБДОУ ЦРР Д/с № 3 «Катюша» работаю 8 год из них воспитателем 7 лет 4 мес. Прошла курсы повышения.
Специфика трудовой деятельности дошкольников Специфика трудовой деятельности дошкольников. Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему.