во что верят христиане кратко
Во что верят христиане кратко
Что такое христианство и во что верят христиане?
В 1 Коринфянам 15:1-4 говорится: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».
По сути, в этом и заключается христианство. Христианство отличается от всех других религий тем, что основывается больше на взаимоотношениях, а не на религиозных обрядах. Вместо следования перечню «что нужно и не нужно делать», цель христианства – в достижении близких отношений с Всемогущим Отцом. Эти отношения возможны только благодаря работе Иисуса Христа и служению Святого Духа в жизни христианина.
Христиане верят, что Библия – вдохновенное и непогрешимое Божье Слово, и что ее учение обладает высшим авторитетом (2 Тимофея 3:16; 2 Петра 1:20-21). Христиане верят в одного Бога в трех лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух.
Чтобы получить спасение человек должен просто поверить в подвиг Иисуса Христа на кресте. Если кто-то верит, что Иисус умер вместо него и заплатил за искупление его греха, а потом воскрес, то этот человек получит спасение. Никто не может самостоятельно заслужить спасение, и никто не может ублажить Бога своим «хорошим поведением», потому что все мы грешны (Исаия 64:6-7; 53:6). Тем более что ничего больше и не надо делать, ведь Христос уже выполнил всю работу за нас! Умирая на кресте, Он сказал: «Совершилось!» (Иоанн 19:30).
Как невозможно заработать спасение, так нельзя его и потерять тому, кто поверил в подвиг Иисуса на кресте. Не забывайте, что Иисус полностью совершил искупление грехов! В спасении ничего не зависит от человека, который его принимает! В Евангелии от Иоанна 10:27-29 утверждается: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».
В свете вышесказанного кое-кто может придти к выводу: «Чудесно! Если я спасен, то могу делать все что захочу, так как спасение нельзя потерять!» Это не так, поскольку спасение – это не свобода делать все, что захочется. Спасение – это независимость от старой греховной натуры и возможность иметь близкие отношения с Богом. Пока верующие живут на земле в своих греховных телах, они постоянно будут пребывать в борьбе с искушениями. Грех препятствует нашим отношениям с Богом, и если мы возвратимся к греху, то не сможем поддерживать необходимую связь с Богом. Тем не менее, мы можем победить в борьбе с грехом, изучая Слово Божье (Библию), применяя ее на практике в нашей жизни, подчиняясь указаниям Святого Духа и руководствуясь Его наставлениями.
Таким образом, в то время как другие религии требуют от человека выполнения или воздержания от определенных действий, христианство заключается в духовной близости с Богом и в вере в то, что Иисус умер на кресте, заплатив за искупление наших грехов, а на третий день воскрес. Ваш грех искуплен, и вы можете стать другом Божьим. Вы можете победить грех и жить в общении с Богом, а также в послушании Ему. Вот в чем заключается настоящее христианство.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Христианство — что это такое? Виды христианства и их краткое описание
Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.
Что такое христианство? Определение этого понятия
Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Главные постулаты христианства
Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».
Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.
Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.
Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.
Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.
Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
Суть христианства лежит не только в учениях, а в самой вере в божественность Христа. Всемогущий Бог послал своё дитя на землю. Иисус верно водил свои проповеди по городам Иудеи и получил прозвище «Сын Бога Живаго». Иудейские власти ревнители чистоту учений и открыли охоту на мирного странника.
Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.
Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.
Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.
Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.
Виды христианства и их краткое описание
Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.
Православие
Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.
Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.
В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.
Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.
Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.
Католицизм
Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.
Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.
Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.
Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.
Протестантизм
Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.
Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.
Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.
У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.
Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.
Заключение
Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.
Во что верят христиане
№22 (56)
На первый взгляд этот вопрос кажется праздным. Но если попробуем сами или попросим знакомых-христиан рассказать о своей вере, немногие смогут сделать это четко и ясно. Хотя проповеди Иисуса Христа, апостолов и всей Церкви говорят о вере как о главном условии христианской жизни. Где есть вера, туда приходят и надежда, и любовь, и христианская добродетель. В Писании, у апостола Павла, мы можем найти определение веры «Вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 2, 1) Есть такие люди, которые говорят, что они безусловно верят «во что-то такое, над нами», называя это «что- то» — Космическим разумом, Энергетическим центром или еще как-нибудь. К примеру, человек рассуждает о вере во Христа, а в воскресение Его не верит, или вещает о Боге, а сам живет по астрологическому прогнозу и т.д. Что самое интересное, многие из этих людей называют себя христианами. Чтобы не было подобных ересей, в 325 году в городе Никее византийским императором Константином был созван Первый Вселенский Собор для формулировки христианского вероучения. Вселенский Собор — это съезд почти всех епископов Церкви, на котором утверждались и решались те или иные богословские вопросы. В 325 году в Никее, а позже в 381 году в Константинополе на Втором Соборе был полностью сформирован Символ христианской веры, который ныне и существует в Православной Церкви. Его можно встретить в каждом Молитвослове в утренних молитвах под названием «Верую» или услышать в храме на богослужении. Итак, что же исповедуют христиане?
Мы — христиане верим в Единого Бога Отца, Вседержителя. Верим, что Господь есть Совершенство — совершенная Любовь, Добро, Истина, Чистота, Премудрость и знаем, что Он долготерпелив и многомилостив» (Пс 102) Православное учение говорит о Боге как о Творце неба и земли. Однако Господь не творил все одномоментно. Сначала им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно, миллионов лет, см II Петр 3, 8) эта основа творческой силы Божией, в нее вложенной, произвела все то многообразие, которое наполняет весь мир. Господь является Творцом существ не только видимых, но и не видимых — т.е. ангелов. Еще православные христиане исповедуют Сына Божия Иисуса Христа словами апостола Петра «Симон же Петр, отвечая, сказал Ты Христос Сын Бога живого» (Мф 16, 16) Иисуса называют Единородным — т.е. одного рода с Отцом Небесным. Он рожден от Бога-Отца прежде всех, еще до акта творения, до начала всякого времени. Всегда пребывая с Ним, Сын также является и одной жизнью, одной волей, одной силой и одним действием. Если Отец — это Творец, то Сын это Тот, через Кого все было сотворено. Вот что говорится у евангелиста Иоанна «Оно (т.е. Слово — Сын) было в начале у Бога (т.е. Отца), все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин 1, 2–3) Самое главное утверждение Священного Писания и нашей веры состоит в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16) Мы верим, что Христос воплотился от Святого Духа и Марии Девы и приобрел ценность человеческой природы, тела и души. Сын и Слово Божие стал Человеком, цельным и совершенным, Он был во всем как человек, но был свят и безгрешен. Он добровольно принял грехи мира на Себя и был подобно разбойнику распят во времена наместника римского императора Понтия Пилата, страдал и умер на Кресте, и был погребен. Своей пречистой Кровью Христос — Господь и Бог наш омыл от греха и указал путь спасения человечесгву. Через три дня Он воскрес. Христос воскресе! Это самая главная весть, провозглашенная христианской верой. Многие люди, даже весьма образованные, говорят, что Христа не было исторически, что это придуманный миф, сказка. Ох, как они заблуждаются, достаточно взглянуть в источники, и мы увидим, что только о воскрешении Христа до наших дней дошло более 130 (!) летописей, заметок и свидетельств того времени на еврейском, греческом и других языках.
Мы веруем, что Господь — Искупитель наш, возшедши к Небесному Отцу придет как справедливый судья и будет судить живых и мертвых и установит Царство Божие навечно. Судной книгой будет Евангелие и кто жил по Нему, тот будет оправдан. Апостол Павел говорит что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона (Рим 2, 6–13) Христиане также верят в Духа Святого. Он есть Дух Божий и его тоже называют Господом и прославляют с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы. Святой Дух «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся происхождении» (Ин. 15, 26) Так же православные веруют в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь (кто не знает — это полное название нашей Церкви) Она — едина, потому что Бог — един и Христос и Дух Святой — едины. Единство Церкви происходит от Бога. Слово «соборная» значит полная, законченная, не требующая дополнения, изменения; «апостольская» — потому, что апостолы были основанием, «фундаментом» нашей христианской Церкви. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное общение с Богом было бы невозможным без Церкви — без духовной жизни, без таинства. Еще мы исповедуем едино (одно) крещение во оставление грехов. Православная Церковь верит в бессмертие души, воскресение и вечную жизнь. Как видим, не верят христиане в 13 число, в гадания, «черных кошек», домовых, в звезды и прочие предрассудки и знают, что их вера истинна. Подлинность нашей веры определяется тем, как мы живем. Мы должны действовагь в соответствии с нашей верой и постоянно доказывать ее делами, а не словами. Цель наша — жизнь верой, какой бы маленькой и слабой она ни была, и тогда с Божьей помощью многое, что даже трудно было себе представить раньше, станет осуществимым.
А. КАНЕВ,
студент 5 курса исторического факультета УрГУ
Христианство: основы и сущность религии
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Религия христианство… Невместимое умом, потому странное богословие Воплощения Творца мира на грешной земле. Собрание нравственных заповедей, согласно которым надо «всех прощать». Красивые обычаи Пасхи, Рождества, других традиционных праздников. Вот что, пожалуй, знает о христианстве средний «современный человек», не слишком часто задумывающийся о духовных вопросах. Что же это за учение?
Что означает термин «христианство» — объяснение названия
Само название, как говорит св. Лука (Деян. 11:26), появилось в Антиохии, где была грекоязычная еврейская община. Отсюда именование новой религии от «Χριστός», что значит Мессия, Помазанник.
Слово это неизменно соединяют с именем «Иисуса из Назарета». Это означает, что Он – Тот, пришествие Которого было обещано еще Адаму и Еве, когда по грехопадении они были изгнаны из Рая. Уже тогда Господь открыл им будущее – без указания времен и сроков: однажды придет Помазанник, «семя жены», согрешившей в Раю, восстановит нарушенное грехом единство Бога и человека – Его создания.
Кто такие приверженцы христианства?
В I в. они называли себя также «учениками» Иисуса. Это те, кто следует учению Иисуса Христа, соединяется с Ним через Таинства, молитву.
Три направления
Ереси
С I в. начинаются попытки рационально осмыслить истины христианства, познаваемые верой. Как правило – безуспешные, ибо понять учение можно лишь опытом подвига, молитвы. Поэтому «умствования» порождают ереси, о которых упоминает еще «Откровение» св. Иоанна Богослова, где говорится о «николаитах». Церковные историки, однако, не имеют единого мнения, о чем они учили. Позже появились ереси:
Ответом на еретические движения стало ясно выраженное учение, которое создано соборным разумом Церкви за первые столетия ее существования.
Имя Бога и какой Он
Имя, которым человек называет Создателя, «Яхве», значит «Сущий», то есть Тот, кто имеет действительное предвечное существование без начала и конца. Около III в. до Рождества Христова у иудеев возникла традиция не произносить Имя Бога даже во время богослужения. Оно заменялось словом, звучащем как «Адонаи», что означало «мой Господь».
Дословный его перевод – «Яхве спасает», что отражает саму сущность христианства. Изображения Бога были запрещены у иудеев, а вот христиане – те, кто знают Его «по человечеству», как Воплотившегося. Именно на этом основана возможность писать Христа на иконах.
В чем суть и основная идея христианства
Христианство часто именуют «религией спасения». По его учению, Сам Бог спасает человека от греха, смерти, помогает ему осуществить то, что оказалось непосильным первым людям, Адаму и Еве, согрешившим в Раю.
Вокруг нее столетиями «ломали копья» философы, «от своего ума» пытающиеся понять суть учения. Многие не понимают ее до наших дней.
Иисус Христос
Основателя ведущей на сегодняшний день мировой религии (2,4 млрд. последователей – чуть меньше половины населения Земли), современники знали как «Иисуса из Назарета». От года Его Пришествия ведется христианское летоисчисление «от Рождества Христова», время начала совершенно новой эпохи истории людей – или, может быть, последних времен их истории.
Ведь Иисусом сказано уже практически все о человеке, его жизни, о Боге, вере, а значит история человечества, можно сказать, закончена. Ему явлена Истина, принять которую или остаться вне – личный выбор каждого.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Ангелы и пророки о христианстве
Пришествие Мессии предсказано:
Земная жизнь
Ее большую часть Он провел в Галилее, которую правоверные иудеи именовали «языческой» из-за действительно во множестве проживавших здесь представителей народов, не знавших Бога Израиля.
Евангелисты пишут о множестве чудесных обстоятельств, сопровождавших Рождение Спасителя:
«Слава в вышних Богу, на земли мир…».
Но политических потрясений не случилось. Постепенно все успокоилось. Так прошли десятилетия вполне «обычной» жизни Иисуса, наполненной трудами добывания хлеба насущного. Тем неожиданнее стал Его уход из дома по исполнении 30 лет – сначала на Иордан, к пророку Иоанну, возвещавшему Пришествие Спасителя, потом – в пустыню, наконец – на странствование по Иудее. Недаром Евангелисты вскользь, но упоминают человечески понятное недоумение Его родных, соседей.
Три года прошли как бесконечная дорога по городам и весям Иудеи. Проповедь «простого плотника» потрясала сердца глубиной – ибо Он вел своих слушателей от внешних предписаний Закона Моисеева к изменению внутренней жизни. Но не меньше было тех, кто ненавидел Мессию. Его «странные слова», когда Он, не обинуясь, именовал Себя Богом, требуя веры в Себя – не в учение, именно в Себя! – восстанавливали против Него иудеев.
Распятие, Воскресение
Так проповедь Сына Божия вела Его на Крест. Его врагам казалось, что они покарали «обманщика». Но по Его смерти в храме разодралась завеса, скрывавшая Святое Святых, место присутствия Яхве – разодралась от верха до низа, не рукой человеческой. Это стало видимым знаком: преграды между Богом и человеком больше нет. А значит, это не конец – а начало. На третий день ученики впервые увидят Его Воскресшего. На пятидесятый – уже по Вознесении Учителя – получат дар Святого Духа. Так совершится рождение Церкви.
Жертвоприношение
Долгие тысячелетия по изгнании из Рая люди искали пути к Богу – большей частью собственными слабыми силами. Так появилась практика жертв, когда ради Богообщения отдавалось дорогое, ценное. Увы, такие жертвоприношения тысячелетия привлекали падших духов, которых люди и принимали за богов.
Истинному же Богу приносили жертвы лишь иудеи, народ избранный. Вот как описывает жертвенник Иерусалимского храма священник Павел Флоренский:
«Вечный огонь горел на нем: это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться, – ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и т. д.
Вообразите, какой стоял запах гари, сала, – если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц!
Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался Ариэл, Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять почку – их оказалось 600000.
При освящении Соломонова храма было заклано 22000 быков и 120000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью».
Для непосвященного такое богослужение казалось откровенно страшным. Еще и поэтому был строжайший запрет для иноплеменников даже приближаться к храму.
Совершившееся на Кресте прекратило жертвы. Отчаянные усилия человека «прорваться» к Богу завершились тем, что Бог Сам пришел к людям – принес Себя в жертву, навсегда разрушив преграду между Собой и людьми. И ныне Он, по слову богослужения, «Приносящий и Приносимый» ежедневно соединяет с Собой верующих через Причастие.
Зачем нужны священники
Но в христианских храмах, где более не льется кровь жертвенных животных, прикровенно совершается то, что потрясло когда-то евреев у горы Синай, даже более того: Сам Бог приближается к людям, соединяется с ними. Благочестивые иудеи не дерзнули тогда даже подойти к горе, как бы пылавшей огнем, смиренно прося Моисея – быть посредником.
Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино.
А некоторые современные христиане дерзко заявляют о якобы ненужности священника – носителя благодати, даруемой Богом. Характерно, что христианские конфессии, отказавшиеся от священства, не имеют, собственно, и Таинств. Ведь совершать их просто некому.
Последователи (проповедники)
Первыми проповедниками учения стали Апостолы. Они несли Слово Божие во все концы Римской империи. Посеянное семя дало плоды: к концу «Апостольского века» существовали сотни христианских общин. За последующие столетия многие христиане мужественно пострадали за веру – теперь проповедью стал сам их подвиг. Множество святых засвидетельствовали о Господе самой жизнью, подвигами. Доныне эта миссия фактически лежит на каждом христианине.
Блаж. Августин писал:
История христианства от зарождения до наших дней — даты и факты:
Основные положения
Современная иконопись «Адам и Ева»
Душа до и после смерти
Смерть считается противоестественным отделением души от тела, причина которого – отпадение человека от Источника жизни, Бога. Но после прихода Христа каждый, кто доверит свою жизнь Ему, получит спасение: здесь, на земле, сугубую помощь в борьбе с грехами, страстями, а по конце земного пути – радость соединения со Христом.
Не случайны слова Акафиста о упокоении усопших:
Завершится же история человечества всеобщим воскресением, полной победой над смертью, бесконечной жизнью со Христом.
Ад и Рай
Церковное предание избегает подробного их описания, как невместимого человеческим умом. В общем виде можно сказать, что ад – состояние души, которая удалена от Бога грехами, Рай – иное состояние человека, душа которого сродна Господу, достойна общения с Ним.
Смерть, загробная жизнь и судный день
Традиционно считается, что рубежными по отделении от тела для души являются:
Все 40 дней о усопшем требуется сугубая молитва, так как он предстоит суду Бога и своей совести, давая ответ, как провел земную жизнь. На 40 день совершается так называемый частный суд – душе определяется место до последнего, Страшного Суда, который произойдет при конце мира. До этого времени судьба человека может быть изменена благодаря молитвам родных, близких людей.
Почему христианство не принимает теорию реинкарнации
Прежде всего, потому, что человек признается ценнейшим, любимейшим творением Божиим – причем неповторимым.
Что же до множества описанных случаев «воспоминаний о прошлой жизни», христианство однозначно признает их следствием воздействия на человека падших духов – бесов.
Личность в христианстве
Христианские богословы понимают ее не как замкнутую на себя, самодостаточную. Христианин имеет задачу стать подобным Самому Богу, Который по любви, не терпящей одиночества, творит мир, человека. Когда же верующий может, подобно Апостолу, сказать о себе «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), он не может жить своими узкими интересами, но изливает любовь на окружающих – будь то добрые поступки, или пронизанное Божией любовью творчество – проповедь, как у Апостолов, или стихи, картины, иные произведения человеческого духа.
Судьба и свобода
Христианству чужд фатализм языческих религий, говоривших о предопределенности «богами» человеческой жизни. Учение Иисуса говорит, что каждый из людей имеет данные Богом дары, большие или меньшие, следовательно, о каждом из людей имеется свой «план», каждый – необходим Господу на том или ином жизненном поприще. А вот распорядиться дарами или, по Евангельской притче, талантами (Мф. 25:14-30) – уже дело его свободы.
Женщина и семья в христианстве
Уже первые христианские общины высоко ценили сестер, горячих проповедниц Господа, жертвовавших ради Него всем. Даже Воскресшего первыми увидели Мироносицы, шедшие отдать последний долг Учителю, не боясь репрессий от иудеев.
Жизнь семейная должна быть построена на началах любви. Известно, что в понятие «домашней церкви» первых веков христианства входили не только супруги, дети, но также слуги, забота о материальной, духовной жизни которых лежала на обязанности господина-христианина.
Что содержит Священная Книга
Так называемый христианский канон – список признаваемых священными книг, складывался на протяжении нескольких первых веков жизни Церкви.
Ветхий Завет
Это так называемый Танах: Тора (первые пять книг прор. Моисея), писания пророков, и учительные, молитвенные тексты.
Новый Завет
Его составляют 27 книг. Все они относятся к I в. от Рождества Христова.
Другая литература
Это – часть сокровища Церкви, именуемого Священным Преданием, текстами, которые несут традицию и вероучение, опыт. К их числу принадлежат:
Богословие образа
К области Предания относится также так называемое «церковное искусство». Термин общепринятый, но неточный, так как чисто «эстетического», характерного для искусства содержания не несет ни иконопись, ни архитектура. Это всегда не просто приятная глазу красота, но – богословие в красках или камне.
Главный свод религиозных догматов христианства
Их кратчайшее изложение содержит Символ Веры. Большие, бесконечно глубокие тексты – Евангелия, Деяния Апостолов, их Послания. Не случайно отрывки из них постоянно читаются за богослужениями. Всякий читающий, слушающий находит ответы на жизненные вопросы, но главное – вступает в духовное общение с Самим Христом, Его святыми.
Символ веры
Это не молитва, а исповедание – точное изложение того, во что христиане верят, чему последуют. Текст, ныне принятый Православной Церковью, называют Никео-Царьградским, так как он окончательно сложился на Первом (в г. Никея, 325 г.) и Втором (в Константинополе, или Царьграде, 381 г.) Вселенских Соборах.
В Символе – 12 частей, или «членов».
Они содержат краткие установления, выражающие истины веры – догматы:
10 заповедей (заветов) христианства
Понятие «Декалога», или Десяти заповедей, относится ко временам Ветхого Завета. 10 постулатов, составивших основу иудаизма, были переданы Самим Богом пророку Моисею на горе Синай, а написаны на каменных плитах – скрижалях.
Моисей получает Скрижали Завета
По слову Иисуса, Который пришел «не нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17), христианство признает эти заповеди. Вот они (Исх. 20:1-17):
Наряду с этими заповедями, которые удерживают человека от зла, Господь также предлагает новые, не отменяющие, а углубляющие прежние, например:
Господь не раз говорит о том, что необходимо:
Это – условие принятия Богом молитвы христианина. Данная Самим Господом молитва, по первым словам именуемая «Отче наш…» содержит такое прошение: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Следовательно, имеющим злобу на ближних не будут прощены и их грехи.
Какие нравственные принципы христианства определяют моральные ориентиры поведения человека
Основной из них – видение ближнего как образа Божия. Так же, конечно, необходимо видеть себя самого. Не случайно основанием для любви, терпения, прощения является, по словам Христа, то, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5: 45-48).
Запреты
Основная цель ограничений – не дать христианину «утонуть» в пучине мирской суеты, подготовить его к Царству Небесному. Действующие запреты можно условно разделить на:
Самый большой грех
По учению святых отцов, нет греха, который Господь не мог бы простить, изгладить, «яко не бывший».
Поэтому самым большим грехом можно назвать, пожалуй, нераскаянность – основана ли она на беспечности или на том, что человек отчаялся в милосердии Божием.
Убийство и самоубийство
Христианину запрещено отнятие как чужой жизни, которую дает Бог, Он же – забирает, так и собственной. Церковь не молится за самоубийц, так как они, не будучи больше в этом мире, не могут и покаяться, грех остается непрощенным.
Другие смертные грехи и добродетели
Своего рода список грехов, именуемых «смертными», то есть особо тяжелыми, предложил Папа Римский Григорий Великий около 590 г. Впоследствии понятие «семи смертных грехов» распространилось на склонном к некоторой рационализации христианском Западе.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха
На Востоке же считали ведущим к умиранию души, то есть смертным, любой грех, как удаляющий от Бога, так что «списки грехов» такого рода не очень приветствовали.
Сейчас обычно принято считать, что к таковым относятся:
Свт. Игнатий (Брянчанинов) также называет добродетели, противоположные смертным грехам: например,
Творя дела, противоположные грехам, соответствующие добродетелям, христианин достигает спасения. Легко сказать, да трудно сделать. Фактически на этом пути совершенно неизбежны падения, поэтому необходима помощь Божия, подаваемая через Таинства.
Таинства и обряды
Сейчас насчитывается 7 главных таинств.
Крещение
Таинство – первое условие вхождения в Церковь. Христианин приобщается Богу, становится Его чадом, доверяет Ему свою жизнь.
Миропомазание
Совершаемое сразу по Крещении, оно – отдельное Таинство. Через помазание благодатным миром новый христианин получает дары Святого Духа. Таинство совершается единожды. Исключение долгое время составляли цари, получавшие второе помазание при коронации.
Евхаристия
Сейчас существует практика Причащения новокрещенных или сразу по Крещении, или на другой день. Ведь это Таинство соединяет с Богом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Оно установлено Самим Христом во время Тайной Вечери, трапезы с Апостолами, накануне Его взятия на Распятие.
Покаяние (исповедь)
Исповедь (покаяние) — это таинство восходит к Апостолам, в нем, под условием искреннего раскаяния грешника, он освобождается от грехов, получает силу для исправления своей жизни.
Таинство создает христианскую семью, благословляет любовь мужчины и женщины.
Соборование (елеосвящение)
Также возникшее в Апостольский век, оно представляет собой семикратную молитву над больным с помазанием его освященным маслом – елеем. Проходить Елеосвящение ежегодностараются также физически здоровые христиане – ведь Таинство врачует не только физические, но духовные недуги, от которых не свободен никто.
Священство
Это древнее Таинство, когда через возложение рук архиерея подается благодать Духа тому, кто получает право сам совершать Таинства.
Святыни
Святость, прежде всего, означает неотмирность, приобщение к Богу. Христиане твердо верят – мир, сотворенный Им, благ, прекрасен, достоин спасения, пусть даже поврежден грехом. Верующие почитают особые проявления Благодати в этом мире. Среди таковых:
Мощи преподобного Александра Свирского
Символы – Рыба, Крест и другие атрибуты христианства
Они сложились за первые века Церкви, когда гонимые христиане должны зачастую были узнавать друг друга по особым знакам. Это были:
Молитва
Ее можно разделить на соборную (богослужение) и келейную, совершаемую дома. Богослужебная традиция, складывание которой началось еще во времена Апостолов, а завершилось к V-VI вв. содержит соборный опыт множества святых – создателей песнопений, даже целых служб (как, например, литургии свтт. Иоанна Богослова, Василия Великого, Григория Двоеслова). Его глубина поистине «неудобозрима». Поэтому даже дома христиане предпочитают приобщаться к этому опыту, молясь словами, составленными угодниками Божиими.
Религиозные праздники и традиции
Посты
К настоящему времени их существует 4:
Животные
Согласно христианскому учению это – существа низшего порядка по отношению к человеку, не имеющие бессмертной души. Однако, христиане полностью признают правоту мудрого Соломона, сказавшего: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:4). Пример доброго отношения ко всему живому, сотворенному Богом, показывали многие угодники Божии, например:
А вот прп. Нектарий Оптинский, с которым в келье жил кот, необыкновенно любивший хозяина, с улыбкой говорил: «Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев. А мы малы, и у нас – кот». Кот ли, лев, змей – животные всегда чувствуют человека как своего хозяина, поставленного на то Создателем. Чем христианин ближе к Богу, тем это чувство у «братьев меньших» сильнее.
С. Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна.
В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
Влияние христианства на культуру
Сформировав европейскую цивилизацию, христианство, прежде всего, дало ей новые смыслы.
Духовные ценности
К их числу можно отнести:
Чем отличается философия от религии христианство?
Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.
Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.
Проблемы христианства (история и современность)
К их числу можно отнести:
Словом, к современному миру вполне применимы слова естествоиспытателя, философа Блеза Паскаля:
«Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет».