во что верили шумеры
Цивилизация шумеров религия и быт
Шумеры – одна из древнейших (а по некоторым источникам – самая древняя) цивилизаций Ближнего Востока, и всё, что с ней связано, овеяно множеством тайн и загадок.
Загадка первая: как возникла цивилизация шумеров?
Временные рамки возникновения этой цивилизации, определённые исследователями, очень размыты. Одни учёные утверждают, что шумерская цивилизация между реками Тигром и Евфратом (юг современного Ирака – «Двуречье») появилась на рубеже 3–4 тысяч лет до н. э., другие считают, что это произошло много раньше – примерно за 6 тысяч лет до н.э.
Странно, что упоминаний о шумерах нет ни в египетских, ни в греческих летописях. Между тем, имеются легенды и мифы шумеров, о которых речь пойдёт чуть позже.
Загадка вторая: кем были шумеры?
Кем были первые шумеры, тоже никто не знает. В это время Ближний Восток почти повсеместно был заселён семитской группой народов, к которой шумеры не принадлежали ни этнически, ни в языковом отношении, ни в смысле культуры. Это был совершенно иной, отличный от семитских племён, народ. И невольно возникает вопрос: как шумеры там оказались?
По одной из версий, они пришли с моря, возможно, из Азии. По другой, было завоевание Месопотамии. Но кем и когда?
Третья версия гласит, что шумеры пришли с гор. В пользу этой версии говорит способ постройки шумерских храмов – они возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича и глиняных блоков холмах – террасах. К тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Правда, у «горной» гипотезы имеются изъяны: в шумерском эпосе упоминается родина шумер, которую они называли прародиной всего человечества, или остров Дильмун, где нет гор!
А между тем находятся подтверждения другой теории, согласно которой шумеры пришли на Ближний Восток морским путём. Ведь, во-первых, они заселялись в устьях рек, а во-вторых, активно занимались ирригационным хозяйством, мореплаванием и судоходством.
Получается, что единственное, на чём сходятся все учёные, это на том, что шумеры – были народом «пришлым», чужеродным для Ближнего Востока. При этом остается тайной, почему они прозвали себя «черноголовыми»?
Загадка третья: куда делась цивилизация шумеров?
Древняя шумерская цивилизация состояла из городов-государств, не имевших политической общности, соперничавших между собой, но в то же время торговавших друг с другом. Таких территориально-общественных образований, во главе которых стояли правители, совмещавшие в себе роли военачальников и верховных жрецов, в Двуречье существовало около полутора десятков, и естественно, им подчинялись более мелкие территории.
Позднее шумерская цивилизация начала незаметно пропадать, тая постепенно, как утренний туман. Поскольку она не имела единой государственной целостности, сначала возникло более сильное шумеро-аккадское царство, затем пропал шумерский язык (его вобрал в себя аккадский), а потом появился и легендарный Вавилон. Так, семиты эволюционно сменили шумеров, которые то ли ассимилировали с другими народами, то ли вовсе исчезли.
Загадка четвертая: письменность шумеров и их открытия
Шумерская письменность считается едва ли не первой на земле. Ярчайшим примером её использования служит табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За табличкой следуют документы, обнаруженные на раскопках древнего города Урук и датируемые 3300 годом до н. э.
Язык шумеров обладал уникальной агглютинативной структурой; письменность представляла собой пиктограммы, а точнее – клинопись. В шумерском существовало много односложных слов, использовались также логограммы и силлабограммы. Первоначально число шумерских языковых символов достигало тысячи, пока не снизилась до 600.
Загадка пятая: мифы шумеров
Мифы и легенды – особая «категория» в исследовании любого народа. Тут часто речь идёт о тайнах, постигнув которые, можно узнать очень многое. Жаль только, что приоткрыть этот сакральный покров редко кому удаётся.
Самым известным произведением шумерской литературы слывёт «Эпос о Гильгамеше», где собраны первые легенды, позже переведённые на аккадский язык.
Также в библиотеке царя Ашшурбанапала была найдена табличка с эпосом, где повествуется о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге Энкиду и поисках секрета бессмертия. Любопытно, что одна из глав эпоса, а именно история Утнапиштима, который спас человечество от всемирного потопа, практически дублирует библейское предание о Ноевом Ковчеге. Вообще компетентные исследователи полагают, что шумерские мифы о происхождении мира и всемирном потопе за несколько тысячелетий до появления Библии уже стали достоянием индоиранско-арийской культуры и были отражены в Ригведе.
Не менее известны, чем вышеупомянутые легенды, шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш» и серия табличек «Урра-Хубуллу», которые можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, состоящую из 24 книг. Помимо перечисленных литературных памятников есть и другие, не менее будоражащие интерес учёных всего мира. К примеру, при археологических раскопках среди развалин Ниневии (столицы Ассирии) была найдена библиотека глиняных табличек с рассказом об истории шумеров и Земли, уходящей в прошлое на сотни тысяч лет! Но самый интересный шумерский миф рассказывает о происхождении вселенной. Он учит нас о том, что изначальный Океан (А-ки-ан: «Не-земля-небо») породил праостров-гору Киан, внутри которого зародился Энлиль («воздушное колыхание», «ветер»), разделивший мать Ки («земля») и отца Ан («небо»).
Загадка шестая: религия шумеров
Некоторые учёные убеждены, что религия древних шумеров нашла своё отражение в индоиранской и других культурах мира.
Для шумерской религии был характерен целый пантеон богов и божеств, именуемый DINIGIR, но в Ниппуре находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля, которого шумеры чтили как бога верховного. Существовала даже специальная печать, где верховное божество сочетало в себе признаки создателя вселенной Энлиля и бога мудрости Энки.
В целом религия шумеров напоминала язычество Египта и Древней Греции, поскольку необъяснимые и непонятые природные явления шумеры приписывали деятельности богов.
Возвращаясь к мифам, заметим, что в одной из шумерских легенд рассказывается об умирающем и воскресающем божестве. Это свидетельствует о вере шумер в великую цикличность, царящую повсюду.
Ещё шумеры думали, что любое божество может обратиться к кому-то из «избранных», но что самому человеку не дано увидеть бога, ибо его можно лишь услышать.
Что же касается шумерских храмов, то на их стенах часто встречались изображения лодочников, а также жертвоприношений. При этом рисунки земных жертвенников и участков небес, куда были устремлены жертвоприношения, очень напоминали «решётку» и помещённый вверху над ней Х-образный знак. Щ-образный знак левее «решётки» был похож на жертвователей шумерских печатей, а «ёлочка» правее Х-образного знака сочеталась с принимающими жертву небесными божествами.
Для начала, приведем небольшую справочку о древней цивилизации Шумера …
Шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию («Месопотамия» по др.-греч. – «Междуречье» или «Двуречье») приблизительно в то же время или несколько позднее.
Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.
Более того, в VI тысячелетии до нашей эры – Шумер был страной болот и озер, заросших кустарником, где по берегам и на островах ютилось редкое население.
Религия шумеров
Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован.
В целом же, в религиозных представлениях шумеров отражались черты социальной действительности или следы недавно прошедшей эпохи. Огромную роль в повседневных обрядах играли женские божества, шумерские имена которых включали слово «нин» («госпожа»). Богиня Инанна занимала одно из самых видных мест в пантеоне: от нее зависело плодородие земли и плодовитость женщин. Женщина-мать пользовалась большим уважением в шумерском обществе.
Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку.
Важно также отметить, что Бог Энлиль не был полновластным владыкой – деспотом. По важным вопросам собирался совет Богов, и порой Энлилю приходилось выслушивать горькие упреки за свои слова и поступки. Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками «да будет так!» принимались собранием. В силу они вступали после провозглашения семеркой «богов-законодателей». Младшие боги не имели права голоса, а свое мнение могли выражать «шумом». Несомненно, что этому небесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере. Таким образом, порядки в мире богов напоминают «военную демократию», характерную для варварского общества, стоящего на пороге формирования государства.
Ассамблея богов (см. Табл. 1) также состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на «креативных» и «некреативных». Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль).
«…Вавилонский жрец Бэрос, живший во времена Александра Македонского, описывает прибытие загадочного морского «рыбочеловека» Оаннеса. Он приплыл из Эритрейского (Индийского) моря, обучил людей наукам, искусству, письменности, законам, строительству храмов. Ночью «рыбочеловек» погружался в воду, так как был амфибией и дышал, видимо, жабрами. Оаннес был назван вавилонянами Богом Волн, амфибией, имевшей голову и торс человека с нижней половиной похожей на рыбу, покрытой чешуей. Это своеобразный пересказ шумерского мифа о приходе бога воды Эа или Энки. Оказалось, что название этого бога не шумерское, а убаидское, т. е. протошумерское. Ученые доказали, что распространение высокой культуры, созданное убаидцами, шло с юга на север, со стороны Эриду, самого южного города Двуречья, стоявшего на берегу Персидского залива…».
Таблица 1. Шумерские боги и герои
Имена шумерских Богов и Героев Их функции и роль в создании и развитии
Шумерской Цивилизации
Бог Ан (Ану) Сотворил небеса – обитель богов.
После этого Ан почил,
погрузившись в созерцание.
Завершал творение Энлиль.
Богини Анату Богиня земли и супруга Ан (парное ему женское божество)
Бог Энлиль Бог Неба, создатель колеса и зерна
Бог Энки Морской бог
Нинхурсаг Богиня-матерь, богиня плодородия и вообще земли
Нинкаси Зачинательница пивоварения
Утту Зачинательница ткацкого ремесла
Садовник Шукалитудда Зачинатель садоводства
Царь Энмедуранки Изобретатель способов предсказаний
Нингаль-Папригаль Изобретатель арфы
Энмеркар Изобретатель письменности
Гильгамеш и Энмеркар Основатели градостроения
Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемой энергии «Мэ» (или «Ме»), которая означала прототип всего живого, излучаемого богами и храмами. Другими словами, «Мэ» — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества.
Правила Мэ:
Å энство
Å истина
Å царская власть
Å закон
Å искусство
С энергией «Мэ» также была связана и шумерская космогония. Так, шумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина Мэ Вселенной” и “Божественной госпожи Мэ Вселенной”:
В Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира из космического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небо и земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.
Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Это царство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественные сущности “ме”, где обитают младшие боги – «абгали». Подземная река отделяет мир живых от мира духов.
Некоторые шумерские мифы весьма любопытно трактуют причины появления людей на Земле: «Боги не захотели заниматься тяжелым физическим трудом – строить и копать каналы, таская глину в тяжелых корзинах. И тогда они слепили из глины, замешанной на божественной крови, людей, на которых и возложили эти обязанности. Здесь очевиден параллелизм между богами и знатью, освобожденной от трудовых повинностей, которые возлагались на основную массу населения».
Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.
Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай – это обитель богов. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.
Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.
Сохранились многочисленные памятники шумерского искусства – в основном статуэтки, вылепленные из глины: фигурки богов и их почитателей («адорантов»). Боги наделяются разными атрибутами, свидетельствующими об их величии (особые головные уборы, окружающие их астральные знаки: звезды, лунный серп и пр.). Земные их почитатели совершенно безличны и лишены всякой индивидуальности. Единственное, что выражают их молитвенно сложенные у груди руки, это богобоязненная преданность. Отношения с богом не имеют характера личной связи: человек всего лишь участник общинного культа.
Кроме того, известен [1] круг раннешумерских тотемов. Его удалось установить по изображениям на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре (Двуречье): первый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, вторая изображает скорпиона, третья, по-видимому, — голова человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак — какое-то строение, шестой — птицу. Таким образом, историками было высказано предположение, что на табличке изображены тотемы: «козленок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть», «птица».
О богослужении шумеров можно получить представление по упоминаниям в клинописных табличках. Условно ритуалы можно подразделить на освятительные, очистительные, служебные и погребальные.
Среди освятительных ритуалов прежде всего следует упомянуть ритуал закладки первого камня храма. На месте, указанном главным жрецом, вбивали кол и зарывали умилостивительные жертвы. Кол – символ оплодотворения земли богом.
Таким образом, согласно представлениям шумеров, открывается прямой путь нисхождения животворящей благодати в храм. Это ось земли, ход на небо.
Ритуалы проводились под пение гимнов и благодарственных молитв в сопровождении арфы, флейты и барабана. Труба и барабан изображали глас Божества.
Перед закланием черного быка магическими средствами делали «священным», оказывали ему поклонение, чтобы могущество его передалось барабану.
После того, как быка забивали, сердце сжигали перед барабаном. Затем отделяли шкуру и сухожилия с правого плеча. Тушу умащивали благовониями, закутывали в красное одеяло и погребали головой на запад, как человека.
Поскольку убийство быка считалось грехом, в некоторых храмах жрец, замаливая вину, причитал: «Боги совершили это, а не я».
После облачения статуи проводился ритуал потребления даров. Блюститель священных сосудов приносил пожертвования. Жгли ладан. Возливали благовонное кипарисовое масло. Сливки, молоко, мясо, фрукты, вино и другая снедь подавались на жертвенный стол.
Божество “насыщалось” ароматами и видом жертв. Освященная прикосновениями к статуе пища подавалась на стол царю, жрецам и служителям храма. Кроме пищи, в храм жертвовали одежду, ткани, кожу, утварь, украшения.
На отдельный жертвенник приносили непорочных сосунков. Перед закланием на голову животного принесший возлагал руки, знаменуя передачу на него своих грехов. Потом окровавленные руки омывались в воде, во искупление грехов.
Возложение рук практиковалось также при передаче священной власти и при освящении.
Боги в представлении шумеров очеловечивались. Перед статуями пели эпические баллады, разыгрывались представления с танцами, музыкой и даже цирковыми номерами. Богов носили “в гости” к их “родственникам” в другие храмы.
В святилище совершалось самое важное таинство брака храмовой жрицы и божества (или жреца и богини). Это таинство определяло смысл шумерской религии – возобновление жизненных сил через отмирание и возрождение.
Таинство было приурочено к священным дням празднования новолетия. В день весеннего равноденствия Божество света преодолевало силы тьмы и возобновляло жизнь.
Ритуал божественного брака исполнялся царем (“богом” и храмовой жрицей (“богиней”). Вот одно из описаний ритуала:
“В безлунный день, на Новый Год, в день ритуала, они накрыли ложе для моей госпожи. Они очистили матрац кедровой эссенцией и уложили ее в постель. И еще положили покрывало. Пока покрывало украшало постель, моя госпожа омывала чресла, она омывала чресла царя, она омывала чресла Иддин-Даган.
Праведная Инанна натирала себя мылом, орошала маслом и кедровой эссенцией землю. Царь вошел в чистые чресла высокой головой, высокой головой он вошел в чресла Инанны. Амаусумгаланна [Думузи] разделяет с ней ложе, в ее чистые чресла войдя”.
В праздник новолетия около недели шли грандиозные пиршества. Статую Божества носили по городу, освящая ее присутствием улицы. Перед ней пели гимны о сотворении мира и человека.
Таким образом, религия наполняла жизнь шумерского общества. Вероятно, не все могли выполнять свой долг в полном объеме. Одной из форм «заочного» участия в храмовом богослужения стали небольшие (в 1-2 локтя) скульптуры, сделанные по заказу. На одной из них археологи нашли надпись: “Пусть статуя, к которой да обратит свой слух моя повелительница, произнесет мои молитвы”.
Статуи обеспечивали “присутствие” тех, кто отправлялся в военный поход или с торговым караваном. Со статуями проводились те же очистительные ритуалы, что и с человеком. Их окропляли водой, над ними читали заклинания для изгнания болезни и всякого зла. После смерти человека статуи тоже хоронили.
Самые стойкие обряды связаны с почитанием предков. Отношение к предкам у шумеров было традиционно почтительным. К предкам ходили на могилы. Их “угощали”, с ними разговаривали.
Умирая, старики могли надеяться только на почитание своих близких. Те, в свою очередь, ждали помощи от умерших. На могилы в ямку клали жертвы и взывали о помощи. После этого ждали сновидения, в котором родственник являлся с советом.
Существовала традиция хоронить родных не на кладбище, а во дворе или под полом, чтобы семья была в сборе. Люди очень дорожили родовым гнездом. До сих пор у народов Междуречья сохранилась эта необычайная привязанность к дому. Продать дом своих предков считается там последним делом.
При исполнении похоронного обряда родственники одевались в рубище, шли в дом собраний, били в барабан, извещая о кончине.
Родные умершего обходили все храмы города и окрестностей, чтобы испросить у всех богов поблажку родственнику в царстве мертвых. На похоронах царила глубокая скорбь. Страдания усиливали, царапая лицо, нанося себе ножевые раны и причитая.
Нанесение ран на похоронах происходит из древнего обычая “сопровождения в смерти”, когда в могилу вместе с умершим вождем шли любимые животные, придворные и слуги.
Процессия шла к месту захоронения под музыку труб, свирелей и барабанов.
Молитвы обреченных тонули в мощном хоре храмовых певцов и окружающего народа, реве жертвенных животных. Весь город взывал к небу. Вероятно, участники великой трагедии не сомневались в смысле жертвы. Участие в смерти господина было честью на земле и надеждой на небесное воздаяние.
Сойдя в яму, наложницы, свита и слуги выпивали смертную чашу. Музыканты продолжали играть до момента, пока инструмент не выпадал у них из рук.
Жертвенных животных забивали, после чего всех засыпали землей.
И начиналась поминальная трапеза. Вокруг могилы зажигали костры. Делались благоуханные возлияния небесным богам и богам нижнего мира. Чаши с дарами прикрывали крышкой и засыпали землей. По глиняному желобу возлияния текли в могилу.
Вероятно, обряд “сопровождения в смерти” сохранялся до тех времен, пока цари и знатные люди могли подтверждать делами идею своего богоподобия.
4. Дьяконов И. М., Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Восточная лите-ратура, Москва, 1994, стр. 352
9. Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002
10. Белицкий Марианн, Шумеры. Забытый мир (пер. Д. Гальперина), Варшава, 1965 г.
12. Вулли Л. «Ур халдеев». — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока).
13. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956
С искренним уважением,
Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций» (http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Тема 5. Религия в культуре Древнего Шумера
Религия в культуре Древнего Шумера
© Панищев Алексей Леонидович
кандидат философских наук, доцент, профессор РАЕ.
Профессор кафедры «Теология»
Славяно-Греко-Латинской Академии
E-mail: Alexeipl1980@mail.ru
ORCID 0000-0003-4327-1225
Панищев А.Л. Религия в культуре Древнего Шумера(дидактические материалы по курсу «Религиоведение») // Вопросы культурологии. – 2014. – № 2. – С. 66-74 (начало) и № 3 (окончание).
Представленная работа посвящена культуре древнего Шумера. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован к студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурами мира и древними цивилизациями.
The work is devoted to the religion of ancient Sumer. This material addresses to decide to didactical questions and can be use by students of humanitarian specialization. This work can be applied for any people, who interest to culturology and religious studies.
Ключевые слова: культура, религия, шумеры.
The key words: culture, religion, Sumer.
Культура Древнего Шумера в последнее время вызывает особый интерес общественности. В значительной степени это связано с массой сведений о шумерской культуре, которая носит явно экзотический характер. Здесь уместно обратить внимание на предположения о контактах древних шумеров с внеземными цивилизациями, о путешествиях шумеров во времени, о знаниях касательно места расположения библейского рая, о царях, живших много сотен лет, и т.п. Однако все эти данные, несмотря на их неординарность, не должны оставлять вне внимания то, что является уже научно проверенной, парадигмальной информацией. В шумерской литературе содержатся сведения и о глобальном потопе, а археологические данные указывают на то, что Междуречье, действительно, некоторое время находилось под водой. В 1914 году археологи открыли то, что культурный слой в Междуречье сменяется двухметровым слоем ила, под которым снова начинается культурный слой. Этот факт указывает на то, что данный регион, а возможно, и весь мир, в древности пережили настоящий потоп.
Пользуясь благами цивилизации XXIвека, не следует забывать, что именно шумеры в обозримой истории человечества дали основы правового регулирования, социальной защиты населения, системы образования и многих других феноменов, составляющих повседневность современного общества. Если мы обратимся к сравнительному анализу Библейских законов, изложенных в Торе и касающихся как иудеев, так и христиан, то увидим много пересечений в области законодательства, прежде всего, относящихся к институту семьи и брака. Родоначальник еврейского народа Авраам, согласно библейской традиции, был выходцем из шумерского города Ур. Все эти обстоятельства заставляют внимательно отнестись к культуре Древнего Шумера, поскольку именно в её среде мы находим истоки многих явлений, органично вписывающихся в современную жизнь общества.
Язык культуры
С 3300 г. до н.э. наличествуют свидетельства о существовании рисунчатого письма шумеров: 2 тыс. знаков этого письма послужили основой для развития клинописи. В принципе ещё задолго до шумеров письменность была известна в некоторых общностях, но о ней мы знаем очень мало. Так, на территории Румынии были обнаружены таблички с иероглифами, датируемые V тыс. до н.э. Причём эти тексты сильно похожи на шумерские. Так или иначе, но шумерский язык в IV–III тысячелетиях до н.э. был разговорным. Наиболее древние архивы на шумерском языке датированы XXVII-XXVIвв. до н.э. (из городов Ура и Шурупака). После того, как государственность шумеров пала под ударами аккадцев, шумерский язык стал вытесняться аккадским, хотя оба языка долгое время считались равными друг другу, и документация велась на обоих этих языках. Причём, если религиозные, художественные тексты старались записывать на шумерском, то математические – на аккадском. Вплоть до XVII века до н.э. шумерский язык довольно-таки широко использовался в качестве официально-делового; в последних нескольких веках до нашей эры шумерский язык, хотя и ограниченно, но также находил своё применение. По мере подчинения шумерских городов другими государствами происходило сокращение масштабов употребления шумерской речи. Как разговорный язык, шумерский исчез в XV в. до н.э. после того, как закончилось правление последней династии царей с шумерскими именами. Таким образом, в шумерской культуре человеческое общество мыслилось в контексте городской жизни.
Перевод шумерского языка долгое время оставался неразрешённым вопросом. Однако вскоре, после обнаружения при раскопках Вавилона текстов с анализом древними учёными шумерского языка, этот язык был переведён. Шумерский язык усиленно изучался в Хаттусе и в Вавилоне, и там были найдены шумерско-хеттские словари, аккадские учебные пособия по шумерскому языку. В городе Ниппур американские археологи обнаружили несколько тысяч табличек с клинописью. Подобные таблички были найдены и в других городах древнего Междуречья. Не смотря на большое количество текстов на шумерском языке, его детали, особенно в области фонетики, вызывают полемику и до сих пор уточняются. В ряде случаев произношение на шумерском языке является реконструируемой условностью. Необходимо подчеркнуть, что клинопись разнообразна и применялась не только шумерами, но также и многими другими народами: хеттами, хурритами, вавилонянами, ассирийцами, персами и др. Каждый народ использовал клинопись сообразно особенностям собственного языка.
Долгое время в Междуречье население говорило преимущественно на двух языках: шумерском и аккадском (восточносемитском). Шумеро-аккадская система письма называется клинописью. Впервые термин «клинопись» в отношении культур Междуречья употребил Томас Хайд в книге по истории Древней Персии, изданной в 1700 году. Под клинописью Хайд понимал не систему письма, а украшения, орнамент. Надо отметить, что признать в клинописи систему письма было очень сложно, и когда учёные впервые увидели клинописные глиняные таблички, то они решили, что это, возможно, стая птиц пробежала по мокрой глине и оставила следы. Лишь в более позднее время стало ясно, что речь идёт о письменности. Шумеро-аккадская клинопись и выработанные аккадцами строгие письменные каноны получили распространение далеко за пределами Вавилонии, вплоть до Египта. Клинопись была заимствована населявшими Малую Азию хаттами, а потом пришедшими сюда хеттами, лувийцами, палайцами.
При анализе шумерского языка может привлекать внимание и техника письма (материал и инструмент для нанесения графических знаков). Так, египтяне высекали иероглифы резцом на камне, а скорописные знаки наносили кисточкой на папирус или ткань. Шумеры тоже начинали с иероглифов, представляющих собой пиктограммы (рисунчатое письмо). Но, изобретя для строительства зданий кирпич, они со временем по достоинству оценили свойства глины, которая, затвердевая, способна надолго сохранять изображения. Ускорился и сам процесс письма. Нанесение непрямых линий на глину оказалось неудобным, и иероглифы были заменены знаками клинописи, которые выдавливались специальной заострённой палочкой (каламом) на ещё влажных глиняных табличках. Такие таблицы могли долго храниться, и до наших дней дошло значительное их количество.
Благодаря дошедшим до нас древним учебникам по шумерскому языку, учёные знают основные звуки этого языка. Интересен тот факт, что шумерский язык неоднороден. Некоторое время считалось, что в нём выделяется шумерский язык мужчин и язык женщин. Однако в последние года эта версия была опровергнута. Дело в том, что изначально слово «саль» было переведено в значении женщина, но недавно учёные открыли и другое значение этого термина – тонкий, утончённый. Таким образом, речь идёт не о женском языке, а об утончённом языке. По произношению диалект эн-ку (правильный) и диалект эн-саль (утончённый) шумерского языка отличаются друг от друга. Например, если в эн-ку слово бог произнесится, как dingir, то в эн-саль произносится это же слово как dim-me-er (двойных согласных в шумерской речи нет, так что здесь двойная «m» пишется по орфографическим соображениям); слово поле человек в диалекте эн-ку скажет, как agar, а в эн-саль, как a-da-ar; слово образ, соответственно, как e-gar и a-mar; слово слово – inim и e-ne-eg; слово женщина – munus и nu-nus.
Число знаков в шумерском языке первоначально достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. Изначально шумерский язык основывался на идеограмме, но к середине III-го тыс. до н. э. сложилась словесно-слоговая система.
Покажем образцы произношения и перевода фрагментов некоторых текстов:
1. Старошумерский язык. Из надписи Энтемены, правителя Лагаша, на глиняном конусе. XXV–XXIV вв. дон. э.
Транскрипция:
En-lil–lugal–kur-kur-a (k), aba–dingir-ene-(a) k-e,
inim–gen-a-(a) ne-ta Nin-ngirsu-(ak)–Shara-be-(e) ki-e-n+e-(n)-sur…
Перевод:
(Бог) Энлиль, господин всех стран, предок богов, по своему верному решению для Нингирсу (бога города Лагаша) и Шары (бога города Уммы) (территорию) размежевал…
2. Позднешумерский язык. Из эпической песни «Гильгамеш и гора живых». Запись XVIII (?) вв. дон. э.
Транскрипция:
Bilga-mes-e mash-par-par-a shu-i-m+e-n-tag,
mash-si mash-dari-a gaba-(a) ne-(e) b+a-n-tab…
Перевод:
Гильгамеш козлёнка светлого взял, Козлёнка пёстрого, козлёнка жёртвенного к груди своей прижал…
Письмом шумеры овладевали в школах. Здесь надо обратить внимание на то, что в Древнем Шумере была развита система образования. Вероятно, первые школы организовывались жрецами для решения храмовых нужд, но постепенно сформировались школы и вне храмов. В городах действовали школы, в которых царила строгая дисциплина, а авторитет учителя был непререкаем. Преподавание в школах были системным и разносторонним. Школы возглавлял специальный педагог – уммиа (знающий человек, учитель), он же считался «отцом школы». У него были «старшие братья» – помощники. Ученики считались «детьми школы». Если дом ученика находился далеко от школы, то он мог жить при школе (говоря современным языком в университетском общежитии). В списках писцов обычно указывались и их родители, поэтому современным учёным известно то, что писцы происходили из материально обеспеченных семей. Важнейшей составляющей обучения было освоение грамматики, после овладения которой был возможен выбор дельнейшего направления в учёбе: либо литературно-гуманитарное, либо научно-техническое. «Писцы делились на младших и старших; были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось немалое значение».[1] Значительное место в системе образования в Древнем Шумере было отведено изучению иностранных языков. В ассирийском архиве в Боказгёе археологи обнаружили шумерский словарь (силлабарий), который содержит клинописные значки и их шумерский, аккадский и хеттский эквиваленты.
Некоторые шумерские тексты, посвящённые теме воспитания детей, содержат слово «намлулу», то есть «человечность», которым обозначаются поведение и поступки, соответствующие достоинству человека.
Религия в Древнем Шумере
Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!
Видеть тебя благо, воля твоя – светоч!
Помилуй меня, Иштар, надели долей!
Ласково взгляни, прими молитвы!
Выбери путь, укажи дорогу!
Лики твои я познал – озари благодатью!
Ярмо твоё я влачил – заслужил ли отдых?
Велений твоих жду – будь милосердна!
Блеск твой охранял – обласкай и помилуй!
Сиянья искал – жду для себя просветления!
Всесилью молюсь твоему – да пребуду я в мире!
Да будет со мною Шеду благой, что стоит пред тобою!
Милость Ламассу, что за тобою, да будет со мною!
Да прибавится мне богатства, что хранишь ты справа,
Добро, что держишь ты слева, да получу от тебя я!
Прикажи лишь, и меня услышат!
И что сказал я, так как сказал я, пусть и свершится!
И здоровье плоти, и веселье сердца веди меня ежедневно!
Продли дни мои, прибавь мне жизни!
Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю!
Да достигну я моих желаний!
Тебе да воздадутся небеса, с тобой да возликует Бездна!
Благословенна будь богами вселенной!
Великие боги сердце твоё успокоят!
Ряд ритуалов сопровождался омовением или окроплением, что связано с представлениями о чистом и нечистом. Понятия греха у шумеров не было, грех мыслился как нечистота.
Тем не менее со временем у шумеров стало развиваться идолопоклонничество, то есть подмена духовного образа бога предметом, который становится не просто вещью, символизирующей божество, а самим объектом поклонения – воплощением бога. В результате совокупность обрядов, выполнявшихся из рода в род без их глубокого интеллектуального осмысления, привела к материалистическому миропониманию. Например, обряд оживления предполагал изготовление или реставрацию статуи бога. При помощи определённых манипуляций статуя наделялась особыми силами, ей отверзали уши, нос, очи, что обеспечивало непосредственное, физическое присутствие божества в храме.
Многие бытовые действия также синтезировались с религиозными представлениями. Например, маслобойня являлась символом сотворения мира, при котором сливки и жидкость сбивались в твердь – кусок масла.
Из поколения в поколение чувственность религиозных представлений шумеров привела к вырождению духовной составляющей религии, спровоцировавшему впоследствии такое низменное явления шумерской культуры, как храмовое блудодеяние. Таким образом они хотели выразить своё служение богине Иштар, хотя в действительности они подчиняли себя животным стихиям. Кстати, не без причины в момент своего падения Вавилон стал символом разврата и всякой нечистоты.
Шумеры верили во многих богов, что частично объясняется тем, что в Междуречье существовало множество культур, объединённых Шумерским государством. Существуют упоминания о том, что вначале было первичное бесконечное море, в котором зародилась вселенная. Слово вселенная шумеры обозначали при помощи двух слов ан и ки – ан-ки (небо-земля). Ан – это мужское начало, связанное с порядком, а ки – женское, ассоциируемое с хаосом. Слово Ан в Шумере также обозначало бога. Ему соответствовала его супруга – богиня Анату, от имени которой произошли другие имена богинь, такие как Анта, Анат, Аната, Анахита. То, что имя богини происходит не от слова ки, а от слова ан, которое одновременно есть имя бога мужского пола, указывает на распространённость патриархата. Тем не менее супруг и супруга обладали общей природой и выражали единую идею. Соответственно, в тех городах, где главной богиней была женщина, верховным вождём был мужчина. Если в городе почитался верховным божеством бог мужского рода, то жреческую иерархию возглавляла женщина.
Шумеры имели представления о мэ – некой таинственной силе, образующей сущность каждой вещи. Многие исследователи считают, что мэ – это совокупность божественных правил мироздания. Без мэ даже боги не могли ничего сотворить. Хранителем мэ считался бог Энки – владыка земных и подземных вод. Энки отличается добрым отношением к людям; именно Энки создал для людей зерно и скот, дал людям мотыгу, плуг и формы для изготовления кирпичей. В принципе Энки не был идеальным. Легенда говорит, что он не отличался опрятностью, а, сотворив людей, напился вина и начал бессмысленно творить бесполых уродливых существ.
Надо отметить то, что доброе отношение богов к людям было для шумеров скорее исключением, а в целом люди не верили в то, что боги могут быть к ним милосердны. Более того, с высшими богами человек мог общаться только через своего бога-покровителя, дарующего удачу, и богини-покровительницы, определяющую судьбу. Однако и эти низшие боги далеко не всегда благоволили к людям, а главное – они сами подчинялись высшим богам. В целом шумерской религии была присуща трагичность, неверие в конечное человеческое счастье и упадничество, что особенно проявилось в аккадской религии. Религиозный пессимизм привёл к тому, что люди начали всецело уповать на жрецов, которые, по их поверьям, могли защитить простых верующих от гнева богов. Вскоре у шумеров стали распространяться суеверия, магические ритуалы, суть которых мало кто понимал. Жрецы же становятся замкнутой корпорацией со значительными властными функциями.
Цари в Шумере носили титул лугаль[2], что дословно обозначает большой человек. Словом лу изначально обозначали мужчину, ведущего своё хозяйство, потом человека и людей вообще. Лугаль же есть самый могущественный человек в общине. Дошедшие до нашего времени изображения лугалей или знатных людей, отображают сущностный их свойства – милосердие, доброта, благочестие. Впоследствии эти качества сменились суровостью, твёрдостью, хотя благочестие и в последующие времена подчёркивалось в образе царя. Здесь учитывалось то, что только благочестивый человек достоин представлять свой народ перед лицом бога или богов и заслуживать его или их милость. Лугаль был наделён вещами, которые символизировали его связь с богами и его могущественность. Так, скипетр понимается как источник пастырской власти; штандарт означает власть над общиной; стела – власть над покорёнными народами и некий гарант сохранения посмертной памяти о царе; особое одеяние означает защищённость лугаля от злых демонических сил; закладной колышек правителя указывает на его стремление к созидательной деятельности. Также для лугаля свойственно занимать особое место – трон. Некоторое время лугаль занимал именно трон, однако постепенно вместо трона, как одного из символов царской власти, появляется престол, что указывает на то, что царь стал наделяться божественными силами. Здесь важно понимать то, что трон помещается в зале по решению людей, которые могут его вынести и в другое место, а престол есть центральная часть зиккурата, которую занимает божество. Цари отличались также тем, что инициировали строительство храмов, как правило, собственноручно принося на место строительства первую корзину с глиной. Считалось, что этим поступком царь уподоблял себя богам. Однако стремление уподобиться богам приводило к централизации власти, тем более, что при данных обстоятельствах ослаблялась роль иных жрецов, в первую очередь эну – жрецов, которые при выполнении религиозных обрядов исполняли роль богов. Отход лиц, наделённых властными полномочиями от религиозных дел, привёл к нравственному регрессу общества, что заставило царей ввести законодательство, которое частично решало вопросы морали.
Помимо царской и жреческой власти в шумерских городах были совет отцов города (старейшин) и юношей города, выполнявших роль некого сената. Обычно эти советы принимали прямое участие в решении важных вопросов жизни города.
Шумерские города время от времени воевали друг с другом, причём отношение к военнопленным было жестоким. Сохранились список женщин, которые содержались в лагере для военнопленных в конце IIIтыс. до н.э. По этому документы виден высокий уровень смертности в этом лагере. Начальная история Шумерского государства схожа с египетской. В XXI или XXII веке до н.э. в городе Ура был создан первый сборник законов. С 2300 года до н.э. шумерские города были объединены царём Саргоном. Имя Саргон означает с аккадского «законный царь». В действительности, он не был из царского рода, а его отец работал садовником. Саргон вооружил свою армию дальнобойными луками, что стало для шумеров новшеством. Этот царь не принял ни одного уже утвердившегося титула, не выбрал ни один из шумерских городов в качестве столицы. Он стал называть себя царём Шумера и Аккада и построил столицу – город Аккад. Единое Шумеро-Аккадское царство просуществовало примерно одно столетие. В 2200 г. до н.э. оно распалось под ударами кочевников гутиев, которые правили 125 лет и быстро ассимилировались. После частичного восстановления Шумеро-Аккадского царства были предприняты попытки его усиления. Для этого правители составили летопись истории Шумерского государства – «Царские списки». Согласно им, в Южном Междуречье правило 8 династий «допотопных царей», сменивших 5 столиц. Их правление продолжалось 241200 лет. В «Царских списках» отражена идея, согласно которой Шумерское государство изначально было единым и что состояние обособленности номов неестественно.
С рубежа XXII-XXI века до н.э. на обширном географическом пространстве от берегов Ганга до Балкан начинаются природные катаклизмы. В Междуречье произошла длительная засуха, которая спровоцировала тяжёлый кризис экономики и голод. На этом фоне на шумеров напали аморейские кочевые племена, и государство в 2000 году до н.э. окончательно распалось. Есть точка зрения, согласно которой аморейцы не воевали, а приехали в шумерские голода, спасаясь от голода. Первоначально аморейцы занимали низкое социальное положение и выполняли черновую работу, однако постепенно их позиции усилились и в их среде шумерская культура растворилась. На руинах Шумеро-Аккадского царства возникли два небольших государства – Исин и Ларса, а вскоре возникает Вавилонское царство.
В Вавилонском царстве, во многом на основе шумерских законов, вырабатывается крупный сборник законов – законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Несмотря на то, что меру наказания в законах Хаммурапи определяло государство, а не частное лицо, всё же этот законодательный сборник с трудом можно назвать правовым, ибо сама власть Хаммурапи не была свободной от родовых предубеждений. Сборник законов Хаммурапи состоит из 282 статей, но полностью сохранились 247. Остальные оказались стёртыми, хотя некоторые из стёртых статей удалось восстановить по документам ассирийского царя Ашурбанипала.
Законодательство и право в Древнем Шумере
Антропологические взгляды шумеров
Важным памятником культуры в Вавилоне стал «Эпос о Гильгамеше». Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамеш, живший и правивший в Уруке в первой половине третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников зафиксированы на отдельных предметах (на кирпичах, вазах). В шумерском «списке царей» и так называемой «Истории Туммула» даётся противоречивая информация о Гильгамеше. Согласно «списку царей», Гильгамеш был пятым по счёту царём от основания первой династии Урука (после потопа) и правил 126 лет, тогда как его сын царствовал всего лишь 30 лет, а последующие цари были совсем обычными людьми. В этом эпосе поставлен вопрос о человеческом бессмертии и путях его достижения. Одним из выводов эпоса является то, что человек достигает бессмертия своими делами для пользы человечества и родины, но в этом мире ему не дано обессмертить себя.
Сам же человек, согласно шумерским легендам, был создан после бунта младших богов Игигов, уставших от изнурительного труда. Тогда для тяжёлых работ и служения богам боги Эа и Мами создали людей. По общему согласию был принесён в жертву один из старших богов Аннуаков, который тяжко провинился перед остальными богами. Его кровь, смешавшись с глиной, стала материалом для создания человека. Шумерские мифы так описывают историю создания человека:
После жалоб Богов на их трудную долю и требования сотворить им «служителя для Богов», бог мудрости и морских глубин Энки встал во главе «превосходных и царственных мастеров» и обратился к Богине – Матери (первородному океану):
В шумерских текстах эти новые существа – люди – называются лу-лу, что в буквальном переводе означает смешанные.
Искусство в Древнем Шумере
Позднее были найдены и более ранние версии месопотамского предания о потопе, включая старовавилонскую и даже шумерскую.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.
2.Драчук В. Дорогами тысячелетий / В. Драчук. – Смоленск: «Русич», 2001.
3.Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света / Войтех Замаровский. – М.: Детская литература, 1980.
4.Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (Категория МЕ и весенние праздники) / В.В. Емельянов. – СПб., 2009.
5.Крамер С.Н. История начинается в Шумере / С.Н. Крамер. – М.: Наука, 1991.
6.Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.
7.Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту. СПб.: Издательство – Филологический факультет СПбГУ, 2011.
8.Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / А. Оппенхейм. – М.: Наука, 1990.
9.Шумов С.А. Ирак: история, народ, культура / С.А. Шумов. – М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.
10.Шумеры: древний народ – Режим доступа: http://virtlib.odessa.net/encyclopedia/shumer/ind.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.В чём специфика законов Хаммурапи?
2.Почему царь Саргон не стал выбирать столицу из уже существовавших городов, а построил в качестве столицы новый город?
3.Почему Шумеро-Аккадское царство не смогло сохранить длительное единство?
4.Как вы охарактеризуйте «Эпос о Гильгамеше» с антропологических, религиозных позиций?
5.В чём культурная значимость «Эпоса о Гильгамеше»?
6.Что общего между шумерскими и египетскими молитвами?
7.Как вы охарактеризуете правовое положение женщины в Шумере и Вавилоне?
8.Почему в государствах Междуречья вопрос о расторжении брака решался в судебном порядке?
9.Почему слово человек у шумеров обозначалось понятием смешанный (лу-лу)?
10.Почему шумерская религия характеризовалась высокой чувственностью?
11.Влияет ли, по вашему мнению, наследие культуры Древнего Шумера на жизнь современных государств Междуречья, таких как Ирак и Иран?
1. Как называется город, который построил Саргон Великий?
а) Ур
б) Ларса
в) Урук
г) Киш
д) Аккад
2. Древнейшие системы письма в Шумере были…
а) Клинописными
б) Пиктографическими
в) Руническими
г) Идеографическими
д) Алфавитными
3. Как называются храмовые постройки в шумерской культуре?
а) Мечеть
б) Минарет
в) Собор
г) Зиккурат
д) Синагога
4. Какой день недели, по мнению шумерских жрецов, является несчастным?
а) Понедельник
б) Суббота
в) Воскресение
г) Четверг
д) Пятница
5. Какой из этих городов принадлежит к шумекрской цивилизации?
а) Хараппа
б) Ларса
в) Мохенджо-Даро
г) Саис
д) Сиракузы
6. какое из данных литературных произведений принадлежит шумерской цивилизации?
а) Махабхарата
б) Эпос о Гильгамеше
в) Одиссея
г) Сказание о Синухе
д) Книга Перемен
9. Какая река протекает на територии междуречья?
а) Ганг
б) Янцзы
в) Евфрат
г) Нил
д) Днепр
10. Какая страна в XXIвеке занимает территорию древнего шумера?
а) Пакистан
б) Ирак
в) Йемен
г) Эфиопия
д) Египет
Ключи к тесту
1 – д 2 – а 3 – г 4 – б 5 – б 6 – б 7 – г 8 – в 9 – в 10 – б
[1] Крамер С. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. С. 18. [2] Согласно другой точке зрения, шумерский правитель именовался энзи, а лугалем мог считаться любой богатый или влиятельный человек. [3] Часто его имя читается как Уруинимгина. Этот человек стал лугалем в период общего морального разложения, жестокости, подлости, которые процветали в то время в Лагаше, однако Урукагине удалось путём социально-правовых реформ, зафиксированных в письменном виде, возродить своей народ, заставить людей уважать друг друга, ответственно относиться к своим полномочиям.