во что верили мусульмане до возникновения ислама
Каким богам поклонялись арабы до ислама
До появления ислама на Аравийском полуострове жили племена скотоводов-бедуинов. Это было примерно до 700 года. Некоторые из племён становились оседлыми и создавали свои цивилизации. Доисламская религия в Аравии была смесью местных политеистических верований, древнего арабского христианства, несторианского христианства, иудаизма и зороастризма.
Доминирующей системой верований у древних арабов был политеизм. Он основывался на вере в божеств и других сверхъестественных существ, подобным джиннам. В Каабе и Мекке находились арабские святыни, где они поклонялись богам и богиням. Некоторые историки считают, что Аллах мог быть одним из многочисленных богов религии, которой придерживались в Мекке.
Доисламскому Аллаху даже была посвящена одна из святынь. Есть мнение, что в те времена Аллах вовсе не имел отношения к религии. Возле Каабы археологами было найдено большое количество доисламских идолов, около 360-ти.
Также у древних арабов были и другие религии, но они были представлены в меньшей степени. Когда Аравия попала под влияние Римской, Аксумской и Сасанидской империй, в ней стали появляться первые христианские общины. Особенно это проявилось на северо-востоке и юге.
Однако христианство не смогло оказать большого влияния на народ, но этой религии всё же удалось обеспечить некоторые преобразования в обществе. Только северо-восток Аравийского полуострова и в Персидский залив христианство почти не задело. У арабов доминирующей формой христианства было монофизитство.
Кроме христиан со стороны Римской империи в Аравию стали мигрировать и евреи. Они создавали там свою диаспору, которую пополнили новообращённые. Со стороны Сасанидской империи в Аравии появились и иранские религии. На востоке и юге процветал зороастризм, а также манихейство и маздакизм. Особенно это было заметно в Мекке.
До появления ислама почти все племена бедуинов придерживались политеизма, который чаще всего проявлялся в виде анимизма. Исповедующие его свято верили, что не только люди, но и неодушевлённые предметы, животные и растения имеют духовную сущность. Арабы поклонялись тотемам и идолам, которые олицетворяли природные явления.
Это были довольно распространённые религиозные практики в доисламском арабском мире. Идолы в Мекке и Каабе привлекали большие толпы поклонников, которые стекались в эти святые места со всей Аравии. Даже в Священном Коране написано, что Ибрагим и его сын Исмаил заложили фундамент дома, начав работу в Каабе примерно в 2130 году до нашей эры.
В Аравии верховным богом считался Хубал, сирийский бог Луны. У него были три дочери. В мекканской арабской мифологии их звали: Аллат, Аль-Узза и Манат. Царицей поземного царства считалась Аллат. Также была у арабов богиня плодородия Аль-Узза, которую они называли «Сильнейшей».
Ей молились во время военных действий, прося защиты и победы. Манат считали богиней судьбы. С древних времён сохранилась книга идолов, которая считается самой древней из всех, где описаны идолы. Там приведены арабские боги и обряды, связанные с ними. В этой книге сильно критикуется идолопоклонство доисламской религии.
Евреев учёные считают самыми известными монотеистами. Однако кроме них монотеистами были персы и мидяне. Но одной из самых древних монотеистических религий всё же считается иудаизм. В доисламском мире арабов была и еврейская община. В ней присутствовали как оседлые, так и кочевые племена. Евреи появились в Аравии во времена Рима. Они прекрасно владели как ивритом, так и арабским, и арамейским языками.
Они поддерживали связь с евреями Вавилонии и Палестины. Сначала, в IV веке, в иудаизм были обращены йеменские химьяриты и их вассалы кинда. Все они обращались за советами к вавилонским раввинам. Есть исторические свидетельства, что одно из арабских племён тоже было обращено в иудаизм. Некоторые арабские женщины Ясрибы и Медины говорили, что сделают своего ребёнка евреем, если он выживет после сильной болезни. Они считали евреев очень образованными людьми.
После завоевания Константином Византии в 324 году, христианство стало стремительно распространяться в Аравии. Христианство приняли химьяры, гассаны, рабиа, тагабы, быхры, тунчухи, жители Наджрана и арабы Худа. И евреи, и христиане верят в единого Бога, Создателя Вселенной. И в христианстве, и в иудаизме полностью отвергается, что Бог полностью трансцендентен и отделён от мира. В этих религиях полностью отвергается и атеизм, и политеизм.
Особенно христианскому влиянию подверглись регионы на северо-востоке и северо-западе, также на юге, где сейчас находится современное государство Йемен. На северо-западе особое влияние оказывали римские миссионеры, которые обратили в христианство Гассанидов. На юге, в Наджране, христианство развивалось под влиянием царства Аксум, которое располагалось по другую сторону Красного моря, где сейчас находится современная Эфиопия.
Как и Гассаниды, южные христиане стали придерживаться монофизитства. Только в 622 году растущий ислам смог остановить распространение христианства в Аравии. Однако в Мекке продолжали сосуществовать обе эти религии, постепенно вытеснив анимистических божков.
В бедуинских племенах поэзия была излюбленным средством общения. Её использовали и в качестве пропаганды. Поэты воспевали священные места, черпая, как считалось, своё вдохновение от Бога. Свои стихи они записывали на классическом арабском языке, значительно отличающемся от разговорного.
Поэзия и музыка исламских поэтов разлеталась по всей Аравии до Северной Африки, Персии и Сирии. Однако начало её было положено ещё за тысячу лет до появления ислама. Она превратилась их простых караванных песен в сложные вокальные произведения. Певцы пели о красоте природы, воспевая кочевой образ жизни. Постепенно эта музыка становилась религиозными гимнами, хвалой всевышнему Аллаху.
Каким богам поклонялись арабы до ислама
До появления ислама на Аравийском полуострове жили племена скотоводов-бедуинов. Это было примерно до 700 года. Некоторые из племён становились оседлыми и создавали свои цивилизации. Доисламская религия в Аравии была смесью местных политеистических верований, древнего арабского христианства, несторианского христианства, иудаизма и зороастризма.
Доминирующей системой верований у древних арабов был политеизм. Он основывался на вере в божеств и других сверхъестественных существ, подобным джиннам. В Каабе и Мекке находились арабские святыни, где они поклонялись богам и богиням. Некоторые историки считают, что Аллах мог быть одним из многочисленных богов религии, которой придерживались в Мекке.
Доисламскому Аллаху даже была посвящена одна из святынь. Есть мнение, что в те времена Аллах вовсе не имел отношения к религии. Возле Каабы археологами было найдено большое количество доисламских идолов, около 360-ти.
Также у древних арабов были и другие религии, но они были представлены в меньшей степени. Когда Аравия попала под влияние Римской, Аксумской и Сасанидской империй, в ней стали появляться первые христианские общины. Особенно это проявилось на северо-востоке и юге.
Однако христианство не смогло оказать большого влияния на народ, но этой религии всё же удалось обеспечить некоторые преобразования в обществе. Только северо-восток Аравийского полуострова и в Персидский залив христианство почти не задело. У арабов доминирующей формой христианства было монофизитство.
Кроме христиан со стороны Римской империи в Аравию стали мигрировать и евреи. Они создавали там свою диаспору, которую пополнили новообращённые. Со стороны Сасанидской империи в Аравии появились и иранские религии. На востоке и юге процветал зороастризм, а также манихейство и маздакизм. Особенно это было заметно в Мекке.
До появления ислама почти все племена бедуинов придерживались политеизма, который чаще всего проявлялся в виде анимизма. Исповедующие его свято верили, что не только люди, но и неодушевлённые предметы, животные и растения имеют духовную сущность. Арабы поклонялись тотемам и идолам, которые олицетворяли природные явления.
Это были довольно распространённые религиозные практики в доисламском арабском мире. Идолы в Мекке и Каабе привлекали большие толпы поклонников, которые стекались в эти святые места со всей Аравии. Даже в Священном Коране написано, что Ибрагим и его сын Исмаил заложили фундамент дома, начав работу в Каабе примерно в 2130 году до нашей эры.
В Аравии верховным богом считался Хубал, сирийский бог Луны. У него были три дочери. В мекканской арабской мифологии их звали: Аллат, Аль-Узза и Манат. Царицей поземного царства считалась Аллат. Также была у арабов богиня плодородия Аль-Узза, которую они называли «Сильнейшей».
Ей молились во время военных действий, прося защиты и победы. Манат считали богиней судьбы. С древних времён сохранилась книга идолов, которая считается самой древней из всех, где описаны идолы. Там приведены арабские боги и обряды, связанные с ними. В этой книге сильно критикуется идолопоклонство доисламской религии.
Евреев учёные считают самыми известными монотеистами. Однако кроме них монотеистами были персы и мидяне. Но одной из самых древних монотеистических религий всё же считается иудаизм. В доисламском мире арабов была и еврейская община. В ней присутствовали как оседлые, так и кочевые племена. Евреи появились в Аравии во времена Рима. Они прекрасно владели как ивритом, так и арабским, и арамейским языками.
Они поддерживали связь с евреями Вавилонии и Палестины. Сначала, в IV веке, в иудаизм были обращены йеменские химьяриты и их вассалы кинда. Все они обращались за советами к вавилонским раввинам. Есть исторические свидетельства, что одно из арабских племён тоже было обращено в иудаизм. Некоторые арабские женщины Ясрибы и Медины говорили, что сделают своего ребёнка евреем, если он выживет после сильной болезни. Они считали евреев очень образованными людьми.
После завоевания Константином Византии в 324 году, христианство стало стремительно распространяться в Аравии. Христианство приняли химьяры, гассаны, рабиа, тагабы, быхры, тунчухи, жители Наджрана и арабы Худа. И евреи, и христиане верят в единого Бога, Создателя Вселенной. И в христианстве, и в иудаизме полностью отвергается, что Бог полностью трансцендентен и отделён от мира. В этих религиях полностью отвергается и атеизм, и политеизм.
Особенно христианскому влиянию подверглись регионы на северо-востоке и северо-западе, также на юге, где сейчас находится современное государство Йемен. На северо-западе особое влияние оказывали римские миссионеры, которые обратили в христианство Гассанидов. На юге, в Наджране, христианство развивалось под влиянием царства Аксум, которое располагалось по другую сторону Красного моря, где сейчас находится современная Эфиопия.
Как и Гассаниды, южные христиане стали придерживаться монофизитства. Только в 622 году растущий ислам смог остановить распространение христианства в Аравии. Однако в Мекке продолжали сосуществовать обе эти религии, постепенно вытеснив анимистических божков.
В бедуинских племенах поэзия была излюбленным средством общения. Её использовали и в качестве пропаганды. Поэты воспевали священные места, черпая, как считалось, своё вдохновение от Бога. Свои стихи они записывали на классическом арабском языке, значительно отличающемся от разговорного.
Поэзия и музыка исламских поэтов разлеталась по всей Аравии до Северной Африки, Персии и Сирии. Однако начало её было положено ещё за тысячу лет до появления ислама. Она превратилась их простых караванных песен в сложные вокальные произведения. Певцы пели о красоте природы, воспевая кочевой образ жизни. Постепенно эта музыка становилась религиозными гимнами, хвалой всевышнему Аллаху.
Арабы до Ислама
Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из мировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.
Традиционная арабская архитектура
Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство. Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.
Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков. В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.
Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.
Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.
Реконструкция древнего арабского города
Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.
Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга». Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.
Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана».
В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи. И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.
О вере у арабов до ислама и какая тут связь с евреями?
Арабы, как и евреи, считали себя потомками библейского патриарха Авраама, а потому их собственная народная религия весьма напоминала классический иудаизм с некоторыми незначительными отличиями. Но со временем она стала испытывать влияние соседей-язычников, в результате чего началось поклонение множеству мелких богов и духов, которые правда, считались происходящими и берущими силу от единого бога.
Город Мекка считался общеарабским духовным центром уже в древние времена. Ее главной святыней была Кааба, по легенде возведенная самим Авраамом. Это было грандиозное святилище, в котором находились идолы большинства арабских кланов. Они были расположены вокруг бога Хубала – покровителя племени курайшитов, которые владели Меккой. Уже в ту эпоху появилась традиция время от времени совершать паломничество к святыням, впоследствии замененная на хадж.
Хотя формально все арабы почитали только единого бога, считалось, что для получения благодати нужно приносить жертвы его представителям. Известны такие младшие боги:
Конечно, имелись и другие божки, отвечавшие за более узкие вопросы.
Лишь небольшая часть жителей Аравии всегда оставалась монотеистами и поклонялась истинному богу Авраама и Измаила. В качестве примера можно назвать Абда аль-Мутталиба, деда пророка Мухаммеда. Когда эфиопский царь Авраам и его армия пришли уничтожить Каабу, он молился Аллаху, чтобы защитить свой дом. Впрочем, некоторые княжества и племена принимали классический иудаизм как более развитую религию с хорошо разработанной доктриной.
У арабов нет загробной жизни
Существенным отличием веры арабов от иудейской было отсутствие идеи о загробной жизни. Поскольку посмертного воздаяния не имелось, мало кто заботился о самосовершенствовании во время земной жизни. Жертвоприношения проводились самые разные: богу могли принести в жертву сельскохозяйственных животных или даже человека.
Уже в первые века существования христианства, оно приобрело в Аравии некоторое влияние. О том, что арабам проповедовал сам святой Петр записано в Библии. Дальнейшее распространение учения Христа шло с двух сторон. На севере его приверженцами стало государство Гассанидов, арабское царство, вассальное Риму. На юге крестились жители нынешнего Йемена, который на тот момент был подчинен эфиопским владыкам. Имелись христиане и в других частях полуострова. В основном, это были жители городов, тогда как кочевники сохраняли верность старым богам.
Когда пришел Мухаммед, его проповеди не являлись чем-то исключительно радикальным. Он лишь старался восстановить строгое единобожие, принятое среди его народа в древности. Тем не менее, курайшиты, которые получали немалые барыши от паломников, из-за того, что владели Каабой, стали противниками проведения религиозной реформы.
Многобожие постепенно ушло из у арабов
Некоторые мусульмане сбежали от преследований в Эфиопию и получили убежище у ее царя. Тогда противники пророка отправили туда послов, которые сказали правителю той страны такие слова: «Некоторые глупые люди из нашего народа нашли убежище в стране царя. Они оставили нашу религию и не приняли вашу, но создали вымышленную веру, о которой ни мы, ни вы ничего не знаем. Наши шейхи послали нас к вам, чтобы вернуть их. Поэтому отдайте их нам, ибо их собственный народ обладает самым острым пониманием и знает больше всего об их недостатках.»
Но ислам в итоге оказался сильнее, и арабы-многобожники были вынуждены склониться перед ним. В краткие сроки было создано единое государство, которое начало экспансию по всему периметру своих границ. Практически за одно столетие весь Ближний Восток был захвачен мусульманами.