во что превратится стол без ножек ответ
Игры, упражнения, развивающие речь и словесно-логическое мышление
Игры, упражнения, развивающие речь и словесно-логическое мышление
Игры, развивающие навыки анализа:
Игра «Меняем порядок»:
Цели: развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ расположения, порядка следования.
Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «Если …, то»
Придумай, что будет, если…
· Сначала утро, потом ночь.
· Сначала взрослый, потом ребёнок.
· Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.
· Сначала спят, потом ложатся в кровать.
Возможный ответ: Если бы сначала было утро, а потом ночь, то все люди ложились бы спать, только что проснувшись.
Игра «Складываем слова из половинок»
Упражнение формирует способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всём слове в целом, установку на тщательный анализ буквенного состава слова для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по звучанию, и их недопустимо путать друг с другом.
Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро сложить их так, чтобы получилось целое слово. Как усложнённый вариант предлагается к одной первой половинке подобрать несколько окончаний и наоборот. Затем предлагается прочитать слова.
Лжезагадки можно использовать у детей для развития аналитического мышления. Каждая загадка имеет ярко выраженную принадлежность к какой-либо теме работы по ознакомлению с окружающим, по экологии. Необходимо связно, логично аргументировать свой ответ:
· Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;
· Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.
· Одновременно, если гусеница летит на бабочке.
Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные. По каждой отгаданной загадке можно составить рассказ или сказку.
Примером игр на развитие операции синтеза могут служить разного рода «нелепицы», где ребёнку требуется «навести порядок», задания на восстановление последовательности слов в предложениях, фраз в рассказе. Воспитателем или логопедом может быть задано начало, середина или конец рассказа, а ребёнку предлагается придумать недостающую часть.
Игра «Расставь по местам»
Ход: Детям предлагается расставить правильно строчки у перепутанного стихотворения, которое или нарисовано –символически или (если дети читают) – написано. Наиболее эффективно, если соединены надпись и картинка, изображающая героя или действие.
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей – точил клыки,
Дикобраз – давал гудки,
Ёж – накрыт к обеду был
Чиж – усами шевелил,
Рак – летал над облаками,
Стол – гонялся за мышами,
Чайник – прыгал во дворе.
Мальчик – булькал на костре.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Может ли кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь
и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой.
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!
— («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее падёт на землю?
23. Для чего зимой надевают шубы?
24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повтори получившуюся фразу целиком.
Ø Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)
Ø Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)
Ø Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось
(зеркало, багажник, руль)_______________
Ø Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё
( прутик, камни, крошки)______________ _7
Ø Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую
(металлическую, деревянную, пластмассовую)ручку сковородки.
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного
признака, и подробно объяснить свой выбор.
• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк__________
Огурец, морковь, трава____________________
Халат врача, помидор, снег________________
• Форма: телевизор, книга, колесо__________
Косынка, арбуз, палатка__________________
• Величина: бегемот, муравей, слон________
Дом, карандаш, ложка____________________
• Материал: банка, кастрюля, рюмка______
Альбом, тетрадь, ручка___________________
• Вкус: конфета, картошка, варенье_______
Торт, селёдка, мороженое_________________
• Вес: вата, гиря, штанга__________________
Мясорубка, перышко, гантеля______________
«Почему это случилось».
Цель: закончить предложение, обьяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
• Бабушка выключила телевизор___________
• Собака грозно зарычала__________________
• Гости громко рассмеялись________________
• Собака весело завиляла хвостом__________
• Кот выгнул спину и зашипел_____________
• Мама открыла окно______________________
• Петя громко вскрикнул___________________
• Стая ворон поднялась над полем_________
• Машины резко затормозили______________
• Милиционер громко засвистел____________
Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат, это просто скрепленная бумага.
• Ночник, торшер, свеча___________________
• Глаза, нос, брови_________________________
• Простыня, пододеяльник, наволочка______
• Пруд, река, озеро_________________________
• Слива, яблоко, персик____________________
• Брюки, шорты, юбка_____________________
• Стол, полка, стул_______________________
• Кофта, свитер, рубашка_________________________
• Коза, свинья, корова______________________________
• Картошка, морковь, огурец_______________________
• Ёлка, береза, сосна_______________________________
Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.
Съедобно в сыром виде (земляника, орехи, морковь, яблоко).
Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т. п.
ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.
Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Дима нагнулся над кустом
• Водитель открыл багажник автомобиля______
• Мама подошла к телефону___________________
• Лена налила в миску суп___________________ ___
• Марина открыла окно_________________________
• Серёжа подошёл к ручью______________________
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-ли: признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем отличия.
Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).
Муравейник — нора — скворечник — дупло.
Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.
Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.
Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.
Называть словосочетания наоборот
Логические упражнения для развития речи
Серия «Развитие и коррекция»
Закончить предложение одним из слов, данных в скобках.
Повторить получившуюся фразу целиком.
Три девочки трудятся, одна – смотрит телевизор.
- Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить). Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки). Машина не могла двигаться дальше, так как у нее сломался (подфарник, багажник, руль). Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в банку (прутик, камни, крошки). Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Подобрать к каждому данному слову слово, подходящее по смыслу, с учетом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример:
кисточка — краски (клей, рисунок, рама, батарея и пр.).
Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы.
Выбрать (с учетом выделенного признака) из трех предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
Цыпленок, лимон, василек.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
Конфета, картошка, варенье.
Торт, селедка, мороженое.
Чеснок, огурец, морковь.
Бегемот, муравей, слон.
Ванна, миска, тарелка.
Дом, карандаш, ложка.
Море, лужа, аквариум
Мясорубка, перышко, гантель.
Подушка, одеяло, кровать.
Шкаф, платье, куртка.
Телевизор, книга, колесо.
Яблоко, апельсин, огурец.
Косынка, арбуз, палатка.
Банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
Юбка, платье, ремень.
Сумка, кошелек, газета.
Подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.
Кисель, кефир, сок, чай — напитки.
Клюв, перья, крылья, коготки —
Салат, каша, борщ, запеканка —
Серьги, браслет, цепочка, кулон —
Муравейник, нора, логово, берлога —
Двойка, тройка, пятерка, единица —
Топор, лопата, пила, отвертка —
Глина, шерсть, дерево, пластмасса —
Самолет, корабль, лодка, мотоцикл —
Дирижер, шофер, воспитатель, портной —
Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка —
Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло —
Есть, спать, учиться, гулять —
Храбрость, доброта, трудолюбие, честность
Найти связь между парой слов. По аналогии подобрать недостающее слово. Подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — …
Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка — часы, колесо —
Коза — капуста, белка —
Лошадь — сено, кошка
Кофта — шерсть, шуба —
Ваза — стекло, кастрюля —
Магазин — продавец, больница —
Инструмент — работа, кукла —
Молоко — масло, мясо —
Машина — руль, корабль —
Самолет — аэропорт, корабль —
Продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие
Жасмин, шиповник, сирень,
Земляника, клюква, малина,
Сыроежка, лисичка, подберезовик,
Сосиски, колбаса, котлета,
Автобус, электричка, трамвай,
Телевизор, утюг, настольная лампа,
Учебник, карандаш, тетрадь,
Корабль, катер, яхта,
Закончить предложение, используя союз потому что. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Мама улыбнулась, потому что
Дети прибежали домой,
Собака грозно зарычала,
Петя громко вскрикнул,
Мама отругала сына,
Учительница весело рассмеялась,
Бабушка выключила телевизор,
У Саши заболело горло,
Мальчик решил переодеться,
Собака весело завиляла хвостом,
Кот выгнул спину и зашипел,
Машины резко затормозили,
Милиционер громко засвистел,
Мальчик быстро бежал к школе,
Стая ворон поднялась над полем,
Девочка поднялась с сиденья автобуса,
Внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что
мать пьет лекарство с трудом, и говорит: «Дай, я за тебя выпью!»
• Для чего врач прописал маме лекарство?
• Каким оно было на вкус?
• Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?
• Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
• Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?
• Как можно назвать такую девочку?
• Как может девочка помочь больной матери?
Найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким либо признаком. Объяснить ход рассуждений
книга, альбом, тетрадь. Лишний предмет — книга, так как в ней есть готовый текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.
Коза, свинья, корова.
Свёкла, морковь, огурец.
Слива, яблоко, персик.
Трамвай, электричка, троллейбус.
Сковородка, чашка, кастрюля.
Ночник, торшер, свеча.
Простыня, пододеяльник, наволочка.
Внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку
Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее и трава для корма слаще».
А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моем, а о своем корме
• Мог ли волк к ней подобраться?
• Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?
• Как ты думаешь: внизу трава действительно была слаще?
• О каком корме для волка говорит коза?
• Кто из зверей (волк или коза) хищник?
• Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?
• Могла бы коза стать кормом для волка?
• О чьем корме заботился волк?
Рассказать, во что превратятся следующие предметы.
Кепка без козырька
Снеговик без холода
Мороженое без холодильника
Карандаш без грифеля
Телевизор без электричества
Всадник без лошади
Подушка без перьев
Объяснить, кем является человек, если он оказывается:
На собственных именинах
За шахматной доской
На теннисном корте
Закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Папа купил цветы, чтобы
Марина открыла окно,
Лена налила в миску суп,
Мама подошла к телефону,
Рабочие привезли кирпич,
Сережа подошел к ручью,
Дима нагнулся над кустом,
Петя закрыл лицо руками,
Вова взял собаку за поводок,
Мама надела нарядное платье,
Катя подняла с земли птенчика,
Дедушка поставил в огороде пугало, _
Водитель открыл багажник автомобиля,
Лена достала лед из холодильника, _
Внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лег в
пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев
хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла
Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?»
Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру?» А
Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу — входило к тебе много
зверей, а не выходил никто!»
• Для чего Лев притворился больным?
• Почему он не ходил на охоту?
• Для чего Лев звал Лису в пещеру?
• Как Лиса догадалась, что ее поджидает опасность?
• Что особенного было в звериных следах?
• Как узнать направление следа?
• Удалось Льву обмануть Лису?
• Кто из зверей (Лев или Лиса) оказался хитрее?
Ответить на вопросы с учетом того, что подсказка прячется в последнем слове каждого из них.
Под кустом, где играл медвЕЖОНОК, спрятался ежонок.
Какой цветок получил на соревнованиях ЧЕМПИОН
Кто спас от злого Волшебника кота ТИМОФЕЯ?
За что в огороде зацепился мамин КАБЛУК? Что взял в руки самый высокий МАТРОС? Что летом опустилось на ЛОПУХ
Что тащил по лесу БАРСУК?
Кто спрятался под кустом, около которого играл МЕДВЕЖОНОК?
Кто съел листок, над которым кружила СТРЕКОЗА?
Что построили перед ЗАВОДОМ?
Что малыш налил в НОСОК?
Подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.
Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря
Ольга Литовкина
Логические упражнения для детей с нарушением речи в процессе обогащения словаря
Автор: Добренькая Г. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области»
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью готовы к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция) были систематизированы игры и упражнения, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка. Игры и упражнения систематизированы в порядке нарастания сложности.
Для дошкольников с проблемами в речевом развитии, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждается в совершенствовании, логические игры и упражнения помогут пополнить словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
УПРАЖНЕНИЕ №1.
Цель: проанализировав картинки с изображением 4 детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и четко объяснить свой выбор.
2- Три мальчика играют на музыкальных инструментах, один пилит доску.
3- Три девочки с игрушками, одна – с кошкой.
4- Три девочки трудятся, одна – смотрит телевизор.
5- Три мальчика играют, один – читает.
РИС №1, 2, 3, 4, 5 прилагаются.
УПРАЖНЕНИЕ №2.
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
• Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
• Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
• Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее (прутик, камни, крошки).
• Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
УПРАЖНЕНИЕ №3.
Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение.
1 ряд слов – удочка; цветок; ключ; топор; отвертка;
2 ряд слов – ваза; дрова; шуруп; замок; рыбка.
УПРАЖНЕНИЕ №4.
Цель: выбрать из 3 объектов один лишний, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
•Цвет: цыпленок, лимон, василек;
Огурец, морковь, трава;
Халат врача, помидор, снег.
•Форма: телевизор, книга, колесо;
Косынка, арбуз, палатка;
•Величина: бегемот, муравей, слон;
Дом, карандаш, ложка;
•Материал: банка, кастрюля, рюмка;
Альбом, тетрадь, ручка;
•Вкус: конфета, картошка, варенье;
Торт, селедка, мороженое;
•Вес: вата, гиря, штанга;
Мясорубка, перышко, гантеля.
УПРАЖНЕНИЕ №5.
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано, и объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ №6.
Цель: озаглавь группу понятий (одним или несколькими словами). Объясни свой выбор.
• Кисель – кефир – сок – чай (напитки).
• Утюг – холодильник – пылесос – кофеварка …
• Муравейник – нора – логово – берлога …
• Глина – шерсть – дерево – пластмасса …
• Дирижер – шофер – воспитатель – портниха …
• Салат – каша – борщ – запеканка …
• Топор – лопата – пила – отвертка …
• Серьги – браслет – цепочка – кулон …
• Волейбол – баскетбол – футбол – водное поло …
• Клюв – перья – крылья – коготки …
• Есть – спать – учиться – гулять …
УПРАЖНЕНИЕ №7.
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
• Корабль, лодка, яхта…
• Паровоз, электричка, трамвай…
• Книга, альбом, блокнот…
• Сосиска, колбаса, котлета…
• Земляника, клюква, малина…
• Сыроежка, лисичка, подберезовик…
УПРАЖНЕНИЕ №8.
Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким – либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
Пример: книга – альбом – тетрадь. Лишний предмет – книга, т. к. в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.
• Ночник, торшер, свеча…
• Простыня, пододеяльник, наволочка…
• Слива, яблоко, персик…
• Кофта, свитер, рубашка…
• Коза, свинья, корова…
• Картошка, морковь, огурец…
• Сковородка, чашка, кастрюля…
• Петух, гусь, воробей…
УПРАЖНЕНИЕ №9.
Цель: проанализировав свойства предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.
• Самолет, мяч, бабочка, стрела (Все движется по воздуху).
• Клубника, орехи, морковь, яблоко (Съедобное в сыром виде).
• Телевизор, книга, компьютер, радиоприемник (Дают знания людям).
• Мальчик, гриб, дерево, цыпленок (Растут).
УПРАЖНЕНИЕ №10.
Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор.
Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала…
•Огород: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
•Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейка.
•Улица: дорога, дома, фонари, люди, магазины.
•Море: пляж, соленая вода, песок, отдыхающие, рыбы.
•Река: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.
УПРАЖНЕНИЕ №11.
Цель: рассказать, во что превратится.
УПРАЖНЕНИЕ №12.
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.
Пример: три предмета (снег, мороженое, сосулька) всегда холодные, а чашка чая, от которой поднимается пар – горячая. Поэтому, чашка чая – лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.
• Муравейник – нора – скворечник – дупло.
• Снежинка – мороженое – горячий чай – сосулька – снеговик.
• Велосипед – коньки – санки – лыжи – снегокат.
• Расческа – зубная щетка – мочалка – бант – зубная паста.
• Курица – сосиска – колбаса – сыр – ветчина.
УПРАЖНЕНИЕ №13.
Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ №14.
Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, т. е. пару слов с противоположным значением.
Пример: умный друг – глупый враг.
УПРАЖНЕНИЕ № 15.
Цель: подобно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений. Используя по – отдельности обе части каждого сравнения, составить два правильных варианта.
Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говориться про форму фрукта, а во второй части – про вкус. Сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вкус). Яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон – кислый.
• Морковь оранжевая, а огурец растет на земле…
• У гуся длинная шея, а цыпленок маленький…
• Ваза хрустальная, а стаканчик легкий.
• Холодильник белый, а ковер мягкий…
• Вата легкая, а гиря черная…
• У зайца длинные уши, а медведь коричневый…
• Зебра полосатая, а леопард злой…
УПРАЖНЕНИЕ № 16.
Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных предметов.
Пример: Самолет – птица. Птица живая, а самолет – неживой; у птицы есть голова, а у самолета – нет; птица машет крыльями, а самолет – нет; птица покрыта перьями, а самолет – нет…
• Самолет и птица… Кукла и девочка…
• Река и озеро… Солнце и луна…
• Туча и облако… Книга и альбом…
• Трамвай и метро… Зонт и крыша…
• Компьютер и телевизор… Велосипед и автобус…
• Кастрюля и сковородка… Коляска и санки…
• Ваза и банка… Платье и сарафан…
• Шкаф и тумбочка… Топор и молоток…
• Гвоздь и шуруп… Вилка и грабли…
• Дом и теплица… Будка и клетка…
• Половник и ложка… Наволочка и пододеяльник…
УПРАЖНЕНИЕ № 17.
Цель: подробно объяснить – что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождем можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.
• Листопад … Купание в реке…
• Гонка на мотоциклах… Рубка леса…
• Просмотр телевизора… Путешествие…
• Пребывание на пляже… Езда на машине…
• Празднование дня рождения… Солнечные ванны…
• Компьютерные игры… Прогулка по лесу…
• Катание на аттракционах… Долгий сон…
• Ремонт в квартире… Охота…
УПРАЖНЕНИЕ № 18.
Цель: подробно объяснить – в чем ошибочность приведенных суждений.
• У Кати кукол больше, чем игрушек…
• Трехэтажный дом ниже одноэтажного…
• Самолет движется медленнее машины…
• В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира…
• Папа моложе сына, но старше дедушки…
• Черепаха ползает быстрее змеи…
• Петя собрал поганок больше, чем грибов…
• У зайца ушей больше, чем у медведя…
• Стол квадратнее окна…
• Стул деревяннее тумбочки…
УПРАЖНЕНИЕ № 19.
Цель: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.
• Все овощи растут на грядке. Морковь продается в магазине. Значит… (ее привезли в магазин с огорода).
• Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит…
• Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит…
• Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит…
• Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…
• Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит…
• Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит…
Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; «Домик Деда Мороза» МБДОУ №15 «Дюймовочка» комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет «Сладкая.
Рисунок «Голубь мира» Конкурсная работа под названием «Голубь мира» для Всероссийского дистанционного конкурса творческих работ «Знаю! Помню! Горжусь!» Центра.
- влюбилась в египтянина что делать
- буузная что это такое