во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

По воле Сталина

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Как начиналась история автомобилей Москвич? Общеизвестно: послевоенные репарации, вывезенный в Москву опелевский завод и трофейный Opel Kadett, представший как Москвич-400… Но ветеран АЗЛК Евгений Борычев, который в 2000—2004 годах был членом экспертной группы Авторевю, заинтересовался неувязками в исторических описаниях, отправился в архивы — и обнаружил документы, которые представляют историю появления первого Москвича в совершенно ином свете!
К несчастью, Евгений Иванович не дожил до этой публикации всего лишь месяц — в июле его не стало. Этот материал посвящается его памяти.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Известный советский дизайнер и журналист Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль» рассказывал: «На заводе малолитражных автомобилей была начата подготовка производства довоенной германской модели «Опель-Кадет» под маркой «Москвич». Это мероприятие было, несомненно, экономически выгодным, поскольку оборудование завода, инструмент и чертежи достались нам по репарации и появилась возможность быстро наладить выпуск машин».

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Но авторитетный автомобильный историк Лев Шугуров в капитальном труде «Автомобили России и СССР» излагает иную версию событий: «Немецкой технической документации не было, и все чертежи пришлось составлять заново по имевшемуся образцу машины. Несколько помогло делу то обстоятельство, что завод располагал технологической оснасткой для дверей…»

А в новейшем энциклопедическом справочнике Сергея Канунникова «Отечественные легковые автомобили» сказано так: «Документацию по образцам автомобилей создавали на МЗМА».

Так был завод вывезен по репарации или нет? Если был, то куда делись чертежи и оснастка? А если ничего не было и Opel Kadett пришлось копировать с уцелевших образцов в Москве, то в чем же заключалась экономическая выгода?

И вот мы листаем пожелтевшие страницы отчетов и постановлений, которые более шестидесяти лет хранились в Государственном архиве Российской Федерации…

Весна 1945 года. Бои на территории Германии еще идут, а Государственный комитет обороны (ГКО) уже принимает решения о вывозе трофейного оборудования. Вот, например, Постановление №8269 от 26 апреля 1945 года «О вывозе оборудования с автомобильных заводов фирм «Зауэр», «Греф-Унд-Штифт» и «Австро-Фиат» в г. Вена». Или другое — №8466, от 10 мая 1945 года «О вывозе оборудования с немецких заводов фирм «Бюссинг» и «Амби-Бадд» в районе г. Берлин».

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

А вот и тот документ, что сейчас интересует нас больше других, — Постановление ГКО №9905 от 26 августа 1945 года «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Среди прочего читаем: «В результате осмотра перспективных образцов отечественной автомобильной техники в Кремле 16 июня 1945 года и принятого решения о постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде предложено использовать трофейную техдокументацию, оснастку и оборудование, которое надлежит вывезти по репарации из американской оккупационной зоны Германии. Окончательно утверждены опытный образец и техническая характеристика нового объекта производства МЗМА».

В тексте постановления не упомянуто лишь одно, но самое важное обстоятельство: решение о выборе прототипа принял сам Сталин.

Opel Kadett понравился Сталину еще до войны. В 1940 году на показе в Кремле образцов зарубежных и перспективных отечественных легковых автомобилей Сталин отверг двухдверный КИМ-10, спроектированный с оглядкой на компактный Ford Prefect, и указал на Opel — вот каким должен быть советский народный автомобиль! Желание вождя не обсуждалось — конструкторы сделали два четырехдверных прототипа под маркой КИМ-10-52, соединивших шасси Форда с внешностью четырехдверного Кадета. Потом началась война. А на показе трофейной и союзнической техники в начале 1945 года Иосиф Виссарионович вновь выхватил взглядом Kadett — и судьба Москвича была решена окончательно.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Правда, в ходе послевоенного раздела побежденной Германии опелевский завод в Рюссельсхайме, где до войны делали Кадеты, остался в американской зоне оккупации. Но на Берлинской конференции летом 1945 года Советский Союз получил право на четверть всего промышленного оборудования, оставшегося в Западной Германии, — в том числе и на три из двадцати пяти имевшихся в американской зоне автозаводов. Это были предприятия Mercedes-Benz в Штутгарте, Bussing (грузовики) в Брауншвейге и тот самый рюссельсхаймский завод Opel!

Но когда в Рюссельсхайм для паспортизации и описи оборудования прибыли советские специалисты, оказалось, что вывозить оттуда нечего. Ведь опелевский завод во время войны производил отнюдь не легковые автомобили, а детали для самолетов Junkers Ju-88. И поэтому еще в августе 1944 года британские пилоты на американских бомбардировщиках Liberator превратили его в развалины.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Но часть оборудования все-таки уцелела — серийное производство легковушек свернули еще в 1940 году, и все «ненужное» для изготовления самолетов рачительные немцы демонтировали и спрятали. В тайниках удалось обнаружить оснастку для изготовления узлов шасси и кузова, но только для двухдверного Кадета, который был дешевле и до войны пользовался в Германии большим спросом. А Сталину понравился именно четырехдверный Kadett!

Просить чертежи и оснастку у американцев? Ведь с 1929 года Opel являлся филиалом американской корпорации General Motors: и Opel Olympia, и Kadett разрабатывались в Детройте, поэтому оригиналов чертежей двигателей и мастер-моделей кузовных деталей в Рюссельсхайме никогда не было. Но союзнические отношения после войны сменились жесткой конфронтацией: начиналась холодная война.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

В сложившейся ситуации логично было бы отказаться от затеи с Кадетом и выбрать для постановки на производство другой автомобиль. Например, в Восточной зоне оккупации оказался практически целый завод BMW в Эйзенахе, где до войны производили удачные шестицилиндровые BMW 321 и 326. Причем завод в Эйзенахе заработал уже в 1946 году, а в 1949 году там начали выпускать новую модель BMW 340 с четырехдверным кузовом. Или, может быть, стоило договориться с союзниками и истребовать в счет репараций завод в Вольфсбурге с его сохранившимся в бункерах оборудованием, который уже в 1946 году начал выпускать Жуки тысячными тиражами?

Но в Постановлении ГКО №9905 от 26 августа 1945 года было сказано четко: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде». Это был приказ самого Сталина, перечить которому боялись даже Жуков с Рокоссовским…

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Кстати, Kadett и Olympia полюбились не только Сталину. Французский автопромышленник Луи Рено еще до войны взял эти опелевские машины за образец для бюджетной модели Renault Juvaquatre: машины по мотивам Олимпии в парижском пригороде Булонь-Бийянкур выпускались вплоть до 1960 года! Как вы догадываетесь, без всяких лицензий: французы просто скопировали американскую конструкцию, изменив внешность и шасси, а также приспособив собственный силовой агрегат.

Теперь примерно то же самое нужно было выполнить и советским инженерам. Без кузовной оснастки, с минимумом чертежей, по нескольким найденным образцам Кадета наладить серийное производство самой редкой его версии — четырехдверной и с независимой передней подвеской. Причем запуск производства «народного автомобиля» на МЗМА был назначен на июль 1946 года!

Сделать это силами конструкторского бюро МЗМА было нереально. И поэтому к «разработке» Москвича было решено привлечь… немцев.

То была массовая практика — уже с лета 1945 года при Советской военной администрации в Германии (СВАГ) создавались смешанные «трудовые коллективы», в которых под началом советских «профсоюзных полковников» (так называли гражданских специалистов, срочно рекрутированных на военную службу) работали уцелевшие немецкие инженеры и рабочие. Немцы работали не как военнопленные, а как наемные специалисты, получая за свою работу немалую зарплату и продуктовые пайки.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

О деятельности подобных центров по разработке военной техники можно прочитать, к примеру, в книге «Ракеты и люди» Б. Е. Чертока, одного из заместителей главного ракетчика страны С. П. Королева. Ведь давно не секрет, что первая советская баллистическая ракета Р-1 стала точной копией немецкой ракеты А-4 (больше известной как V-2) благодаря тому, что в подземном заводе Миттельверке в Нордхаузене даже после американцев удалось обнаружить немало сохранившихся узлов и оборудования. А первые советские серийные турбореактивные двигатели для боевых самолетов скопированы с немецких авиамоторов BMW-003 и Jumo-004, тоже найденных в Нордхаузене.

Ничего зазорного в этом не было: народ-победитель имел полное право на использование научно-технического потенциала поверженной страны. И если «выездные» центры по военной тематике работали под завесой секретности, то под эгидой Минавтопрома СССР совершенно официально было создано одиннадцать немецких бюро, объединенных в научно-технический отдел. Там-то и был создан Москвич-400 — американский Opel заново разработали в Германии уцелевшие немецкие инженеры!

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Кузов, включая «недостающие» двери и их проемы, проектировало бюро в небольшом саксонском городке Шварценберге. В корпусах бывшего кузовного ателье под руководством советского инженера О. В. Дыбова, исполнявшего обязанности главного конструктора, трудились 83 немецких специалиста. В научно-техническом отчете Управления СВАГ читаем: «В техническом бюро кузовостроения в г. Шварценберг с декабря 1945 года по март 1946 года, согласно заданной теме, разработаны и изготовлены: мустер-модель четырехдверного стандартного кузова-лимузин, комплекты рабочих чертежей (всего 268 комплектов), 319 алюминиевых шаблонов, по которым сделаны 44 деревянные модели на штампуемые детали кузова». В марте 1946 года все было отправлено в Москву, на МЗМА, для работ по монтажу и наладке оборудования для начала производства. Тогда же, в начале 1946 года, впервые появилось название «Москвич».

Воссоздать двигатель оказалось сложнее. Немалых усилий стоили даже поиски «живых» экземпляров мотора и технических статей в специальной немецкой прессе. Работа над силовым агрегатом велась в Берлине: в центральном научно-техническом бюро под руководством профессора МАМИ В. И. Сороко-Новицкого, видного специалиста по двигателям внутреннего сгорания, трудились 12 советских инженеров и более 180 немецких, включая шестерых профессоров. История сохранила нам их имена: профессор Засс, специалист по двигателям внутреннего сгорания, профессор Линдер, специалист по испытаниям ДВС, профессор Малинсон, специалист по исследованиям моторного топлива…

Источник

Почему «современная» Opel Olympia так и не стала первым «Москвичом» и при чём тут Сталин?

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

В 1989 году на волне перестройки и гласности московская газета «Авто» из номера в номер публиковала отрывки из книги воспоминаний известного советского автомобильного конструктора Бориса Михайловича Фиттермана «Первые шаги». Это был очень интересный рассказ свидетеля становления нашей автомобильной промышленности. В чём-то он шёл вразрез со сложившейся на тот момент «официальной» историей автопрома, а главное, раскрывал множество неизвестных подробностей. Заметки Фиттермана интересно читать и сейчас, когда для исследователей стали доступны множество архивных документов: с некоторыми утверждениями прославленного инженера возникает желание поспорить. Давайте разберём эпизод с выбором иностранного аналога для первого «Москвича»: им вполне мог стать не Opel Kadett, а более совершенная в техническом отношении Opel Olympia.

В январе 1945 года Гипроавтопром СССР, институт, занимавшийся проектированием автомобильных заводов и предприятий смежных производств, выпустил интереснейшую докладную записку о состоянии автомобилестроения в Германии. Из документа следовало, что Opel был самой богатой немецкой автомобилестроительной компанией. Ее уставной капитал составлял 60 миллионов рейхсмарок. Для сравнения, в активе у Daimler-Benz было примерно 37-38 миллионов рейхсмарок уставного капитала, а знаменитый концерн Auto Union, выпускавший машины четырёх марок – Horch, Wanderer, Audi и DKW – с уставным капиталом всего 14,5 миллионов марок на этом фоне вообще выглядел «бедняком».

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Opel Olympia внешне был похож на чуть увеличенный Kadett

Такое феноменальное благополучие Opel объясняется просто. Ещё с конца 20-х годов в капитале Опеля участвовал концерн General Motors, а в начале 30-х немецкий производитель полностью перешёл во владение GM. Заокеанские хозяева щедро финансировали свой немецкий филиал, забирая основную часть его прибыли. Это положительно отражалось на техническом уровне автомобилей и применяемых технологий. Например, во второй половине 30-х на легковых моделях Opel широко применялись несущие цельнометаллические кузова. В то же время Daimler-Benz по-прежнему строил рамные седаны с деревянным каркасом кузова.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Opel Admiral – европеец американского размера

Линейка легковых автомобилей Opel в 1941 году состояла из четырёх семейств. Самым большим и дорогим был Admiral, «одноклассник» будущего советского ЗИМа, оснащавшийся 3,6-литровым шестицилиндровым двигателем. В 1943 году главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт, планируя послевоенный модельный ряд, указал Opel Admiral как один из аналогов запланированной ещё тогда модели ГАЗ-12. Но конструктивно и технологически Admiral особого влияния на советские машины не оказал.

Фото 1. Седан Opel Kapitan – немецкий родственник «Победы»

Фото 2. Несущий кузов не мешал делать даже фаэтоны Kapitan

Следующей моделью в иерархии Opel следует считать машину среднего класса Kapitan, тоже шестицилиндровую, но 2,5-литровую. Несущий кузов и рычажно-пружинная передняя подвеска автомобиля Opel Kapitan были взяты за основу ГАЗом при разработке «Победы», закупленный перед войной экземпляр седана Kapitan служил аналогом во время испытаний опытного образца М-20 в 1944 году. Две другие модели относились к малому классу – как тогда говорили, были малолитражными автомобилями, а значит, рассматривались как возможные аналоги будущего «Москвича».

Фото 1. Opel Olympia модели 1938 года

Фото 2. Opel Olympia модели 1935 года

Olympia была побольше, и оснащалась верхнеклапанным 1,5-литровым двигателем. Первое поколение Olympia увидело свет в 1935 году, а к началу Великой Отечественной войны актуальным считалось второе поколение образца 1938 года. Самым же маленьким и бюджетным среди Opel был нижнеклапанный 1,1-литровый Kadett. Впервые машины этой модели появились в 1937 году, но уже в 1938 подверглись рестайлингу, получив добавку к названию K-38. В конце 1939 года, когда завод КИМ только строился, небольшую партию машин Kadett K-38 закупили для продажи в СССР заслуженным деятелям науки и культуры, передовикам производства. Машины семейства K-38 прошли цикл испытаний в НАТИ.

Фото 1. Двухдверный Kadett K-38 – базовая модель

Фото 2. Первый Kadett 1937 года

Все четыре указанных модели – Admiral, Kapitan, Olympia и Kadett – в большом количестве попали в СССР в качестве военных трофеев и встречались на наших дорогах. Правда, среди немецких трофейных автомобилей было немало и других моделей Opel – P-4, 2,0, Super 6. Но эти машины считались устаревшими, их сняли с производства ещё в 30-х годах.

Фото 3. Opel Super 6

Итак, могла ли Olympia стать первым «Москвичом»? Дадим слово Фиттерману, сохраняя авторскую орфографию. «Все инженеры голосовали за Опель Олимпию, но получилось совсем не так. Этот вопрос решался не на техническом совещании, а на встрече со Сталиным в Кремле. На показ были приведены два конкурента – Opel Olimpia и Opel Kadett. Первый, безусловно, был современнее, по крайней мере, на пять лет». На этом месте остановимся.

Про какие 5 лет говорит Фиттерман, непонятно, ведь Kadett и Olympia появились в один и тот же год – 1938! У обеих машин были несущие кузова и независимые передние подвески типа Dubonnet, которую применяли также на более ранних машинах Opel, например, на 2,0 и Super 6, а также на солидном «флагманском» Admiral. Все модели Opel выгодно отличались от советских автомобилей ГАЗ-М1 и КИМ-10 гидравлическим приводом тормозов.

Важными преимуществами Olympia перед Kadett следует считать верхнеклапанный двигатель и четырехступенчатую коробку передач. Однако Olympia относилась к более высокому классу, считалась относительно «солидной» и дорогой машиной, а Kadett был всё-таки бюджетной моделью. Применение на нем более консервативных с конструктивной точки зрения, но и более дешёвых в производстве узлов казалось полностью оправданным.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Двухдверный кабриолет Opel Olympia

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

На заседании упомянут такой четырёхдверный седан Opel Olympia.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Двухдверный седан Opel Olympia

Далее замечаем откровенную неточность. Тот участник заседания, что сказал про разницу в15 кг, вводил товарища Сталина в заблуждение. Смотрим технические характеристики: масса автомобиля Kadett K-38 составляет 740 кг, а автомобиля Olympia – целых 907 кг. О каких 15 килограммах речь, когда набегает сразу 167 кг?! Сравниваем габариты – длину, ширину и высоту. У Kadett эти показатели составляют 3810х1375х1545 мм. У Olympia – 4020х1500х1520 мм. Колея передних колёс обеих машин одинаковая – 1100 мм, зато колея заднего моста Olympia побольше (1250 мм против 1168 у Кадетта), длиннее колёсная база (2430 мм против 2337). Небольшое, но приятное для наших дорог преимущество Olympia – дорожный просвет 195 мм против 190 мм у Kadett. Впрочем, и то и другое по нынешним временам очень много, сейчас у иных кроссоверов меньше.

Какой можно сделать вывод? Дело происходило в 1945 году, когда значительная часть металлургических заводов страны лежала в развалинах. Стальной прокат, чёрные и цветные металлы были в остром дефиците. Автомобилей «Москвич» планировалось выпускать по 60 тысяч в год. При таких объёмах производства экономия 167 кг материалов на каждой машине была более чем уместна. По длине, ширине, размерам базы и колеи задних колёс, как мы выяснили выше, Olympia заметно превосходит Kadett. А это – лишняя металлоёмкость, огромный в масштабах производства 60 тысяч автомобилей перерасход дефицитного металла, наконец, более высокая себестоимость. Уже из приведённых цифр следует, что для разрушенного войной Советского Союза бюджетный Kadett был более-менее «автомобилем по карману», а выпуск большой и якобы «передовой» Olympia попахивал расточительством.

Добавим еще одну деталь. У Olympia размер шин 5,00-16, у Kadett поменьше – 4,50-16. А это в масштабах массового производства заметная экономия резины. Конечно, для грузовых фургонов «Москвич-400-422» приходилось выпускать шины «олимпийского» размера 5,00 и даже 5,50. Но на покрышках для седанов и кабриолетов «Москвич» всё равно выходила приличная экономия.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Принятый к производству в СССР четырёхдверный седан Opel Kadett K-38

Верхнеклапанный газораспределительный механизм Olympia, без сомнения, с инженерной точки зрения был намного современнее, чем нижнеклапанный механизм Kadett. Но посмотрим на это с позиций 1945 года. Изготовить простейшую нижнеклапанную головку цилиндров несоизмеримо проще, чем требующую сложной отливки верхнеклапанную, к тому же с целым набором дополнительных коромысел. Что больше соответствовало ограниченным возможностям периода послевоенной разрухи? Ответ очевиден.

К тому же в приоритете был фактор времени. Малолитражную машину требовалось освоить как можно скорее. Сколько лишнего времени и лишних сил потратили бы конструкторы МЗМА, чтобы вычертить все детали верхнеклапанного ГРМ, а производственники завода – чтобы освоить его выпуск? И каков был бы на первых порах процент брака? Ведь ошибиться при изготовлении простейшей нижнеклапанной головки сложно, а при отливке и сборке верхнеклапанной головки очень многое, выражаясь по-современному, может «пойти не так». А это – дополнительный расход материалов, причём напрасный.

То же самое касается четырёхступенчатой коробки. Лишняя ступень, безусловно, никогда не помешает, но ведь это – и дополнительный металл, и повышенная трудоёмкость.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Вспомним, что класс автомобиля в СССР определялся по рабочему объёму двигателя. Ещё когда принимали решение о выпуске КИМ-10, чётко указывалось, что он не должен превышать 1-1,2 литра. У Olympia он составлял 1488 см3, то есть автомобиль «уходил» в более высокий класс и приближался к 2,1-литровой «Победе». Здесь уместно сравнить экономические показатели. Паспортный расход топлива Kadett составлял 7,8 литров на 100 км, а у Olympia – 9,9! Целых 2,1 литра на каждые 100 км пробега каждого автомобиля! Чем не существенная экономия?! Правда, степень сжатия у обоих моторов одинаковая – 6, значит верхнеклапанный двигатель Olympia мог работать на том же низкосортном бензине А-66, что и мотор Kadett, и в плане требований к качеству топлива выигрыша не получилось. Зато, чтобы заправить маслом двигатель Kadett, требовалось 2,7 литров, а для Olympia – уже 3,2 литра, то есть экономия составляла пол-литра моторного масла на каждую машину.

В общем, лучший по конструкции автомобиль – не всегда более выгодный в производстве при определенных условиях. В 1945 году материальных ресурсов и реальных производственных возможностей у нашего автопрома было немного, так что выбор Кадета представляется оправданным. Коллектив завода МЗМА всего через год и четыре месяца после начала ОКР и подготовки производства сумел выдать в отдел сбыта первые товарные автомобили. И это удалось во многом благодаря простой конструкции взятого за основу прототипа Opel Kadett. И неважно, что она была в чём-то якобы «устаревшей» с точки зрения высокого инженерного искусства. Когда страна лежит в руинах, а хлеб выдают по карточкам, «не до жиру, быть бы живу».

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Opel Olympia образца 1935 года тоже встречался в СССР в качестве трофея.

Доводилось слышать и другие претензии по поводу Opel Kadett. Например, один наш читатель назвал переднюю подвеску Dubonnet «устаревшей». Это суждение – спорное. Во-первых, на Olympia применялся тот же Dubonnet. Во-вторых, шаг вперёд заключался уже в том, что она была независимая, а в СССР до войны вообще не выпускалось легковых машин с независимыми передними подвесками. К тому же узел, совмещающий пружину и амортизатор, казался очень компактным и уместным на маленьком автомобиле. Да, со временем вылезли недостатки такой подвески, но её уже на первом макетном образце «Москвича-402-425» со спокойной совестью заменили на рычажно-пружинную.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

КИМ-10-52. Внешне похож, а шасси совсем иное, на уровне начала 30-х.

А в целом Kadett, он же первый «Москвич», во многом выгодно отличался от довоенных советских автомобилей, от того же КИМ-10. Несущий цельнометаллический кузов, независимая подвеска, гидравлические тормоза, «нормальная» система охлаждения с водяным насосом. Для 1945 года этого набора новшеств было вполне достаточно.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Послевоенная модернизация Opel Olympia

Один из пассажей «Первых шагов» содержит на наш взгляд и совсем уж некорректные высказывания: «мы… вводили всё то, что было в Олимпии, пока не воссоздали её в виде модели Москвич-407, а потом 412, вместо того, чтобы начинать с Олимпии. Вот к чему может привести волюнтаризм в технике». Здесь налицо подтасовка фактов, и, похоже, главное для уважаемого Бориса Михайловича здесь – слово «волюнтаризм».

Что общего у Opel Olympia образца 1938 года и «Москвича» второго поколения, появившегося в 1957 году, кроме четырёх колёс, классической компоновки и принадлежности к малому классу? Ну, допустим, верхнеклапанный ГРМ, четырёхступенчатая коробка и аллигаторный капот – обычные для множества машин, наших и иномарок, особенности.

«Москвич-407» с бесшкворневой рычажно-пружинной передней подвеской, современной для 50-х и полностью разработанной в СССР формой кузова, с просторным даже для 60-х годов салоном не имел ничего общего ни с каким довоенным Опелем.

Тем более, что у нас на руках имеется заводской отчёт МЗМА, где чёрным по белому перечислено, что осталось в двигателе модели 407 от «опелевского» двигателя 400. Только межцилиндровое расстояние и несколько деталей, которые можно пересчитать по пальцам. Упоминание автомобиля «Москвич-412» в этом контексте на сто процентов неуместно. Впрочем, Фиттерман никогда не работал на МЗМА и никакого участия в конструировании ни одной из моделей «Москвича» не принимал.

во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Смотреть картинку во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Картинка про во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года. Фото во что превратился в ссср германский опель кадет 1938 года

Olympia с установленными в гаражных условиях агрегатами «Москвича».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *