во что превратили соловецкий монастырь после революции
Во что превратили соловецкий монастырь после революции
Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II –I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.
Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.
Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.
Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.
Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.
С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.
Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.
Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца Х VI века, он становится защитником северных рубежей России.
Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.
В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.
Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время.
Никона (Осипенко), мон. Соловецкая обитель: история святыни. Книга паломника (2017)
Книга «Соловецкая обитель: история святыни», предлагаемая вниманию читателя, рассказывает о шести веках жизни одной из древнейших обителей Русского Севера. История Соловецкого монастыря порою светлая, а порою – трагическая, представлена как совокупность жизни святых и подвижников, которые в этой обители совершали путь спасения. Жизнеописания Соловецких насельников разных времен объединены по хронологическому принципу, содержат цитаты из исторических источников (патериковых повествований, архивных документов, следственных дел) с комментариями, учитывающими результаты современных исследований Соловецкого наследия. Помимо представления широкой панорамы почти шестисотлетней истории монастыря, книга включает описания скитов и пустыней. В особом разделе помещены песнопения и молитвы святым, особо почитаемым в Соловецкой обители. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей Православия в России, историей Русского Севера, и в особенности тем читателям, кто готовится или совершил паломническую поездку в монастырь.
Кремли и крепости Земли Русской. СОЛОВКИ
Вышел в свет 20-й номер журнала «Кремли и крепости Земли Русской», который посвящен рассказу о Соловках.
Станулевич В. С императором на Соловки, от «Императора» и погиб
Волков А. Соловки. Краткая история монастыря
Миссионерский медиа-проект «ВПравославии» предлагает вниманию серию фильмов, посвященных Соловецким островам. Постоянный ведущий нашего канала катехизатор Алексей Волков, восемь лет работавший на Соловках экскурсоводом, менее чем за 20 минут в живой увлекательной форме расскажет историю этого удивительного места.
Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)
16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».
Соловки. Преображение
Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…
У истоков Русской Арктики
Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.
Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы
В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.
Гуреев М. Путь одинокого странствия
11 января 2015 года на Соловецком вечере в Малом зале Центрального дома работников Искусств (ЦДРИ) состоялся премьерный показ документального фильма режиссера М. Гуреева «Русская Фиваида», вторая часть которого посвящена Соловкам. В картине снимались: духовник Соловецкого монастыря архимандрит Герман (Чеботарь), научный руководитель Соловецкого морского музея, к.и.н. А.В. Лаушкин (МГУ, ПСТГУ), ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин.
Во что превратили соловецкий монастырь после революции
21 июня архимандрит Иоанникий рапортовал в Московскую контору Святейшего Синода о спуске на воду нового каботажного монастырского судна «Святитель Николай» [71. С. 47].
Сооружен по проекту архитектора В. Е. Вуколова на острове Большая Муксалма деревянный двухэтажный Сергиевский келейный корпус для проживания священников и клира [56. С. 21].
Летом на Соловках работал выдающийся русский художник В.М. Нестеров.
Соловки посетил военный министр А.Н. Куропаткин, после чего последовало решение об упразднении тюрьмы в Соловецком монастыре [14. С. 421].
Монастырю переданы все тюремные здания, построенные за счет казны [14. C. 422].
Началась их перестройка под нужды обители.
10 августа скончался подвижник соловецкий, старец-иеросхимонах Иоанн (до принятия схимы – иеромонах Нестор). «Поступил в Соловецкий монастырь вскоре после Крымской войны. Отец Нестор был одним из немногих учеников и собеседников анзерского подвижника монаха Даниила (из Голгофо-Распятского скита). Перед своею кончиною принял схиму с именем Иоанн (в день памяти преподобного Иоанна Лествичника)». Похоронен был на левой стороне монастырского кладбища, недалеко от церкви во имя преподобного Онуфрия Великого [66. С. 57].
Трехэтажное здание тюрьмы (древней иконописной палаты) приспосабливается под больницу. На третьем этаже больничного корпуса для больных и немощных иноков пост-роен домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Тюремный флигель, где жила конвойная команда тюрьмы и офицер, переоборудован под аптеку, квартиры врача и фельдшера [14. C. 422].
В Сергиево-Радонежском скиту на острове Большая Муксалма окончено строительство вместительного двухэтажного каменного келейно-хозяйственного корпуса для проживания трудников и обработки молока, сооруженного по проекту архитектора Г.К. Иванова [56. С. 22].
Начаты работы по расширению старых межозерных каналов до размеров, позволяющих лодкам и небольшим паровым буксирам свободно проходить по ним [55. С. 57]. Руководил работой по устройству судоходных каналов монах Иринарх (Иван Семенович Мишнев), из крестьян Вологодской губернии.
В Северном дворике монастыря между Никольскими воротами и Чоботной палатой пос-троен новый трехэтажный корпус для почетных гостей монастыря [51. С. 85].
Соловецкий монастырь получил золотую медаль за мех нерпы на выставке в Бордо [122. С. 140].
13 июля архимандритом Иоанникием был освящен храм во имя святителя Николая на Кондострове. Строительство храма велось в течение четырех лет под наблюдением соловецкого иеромонаха Геронтия.
Монастырь начинает крупномасштабные работы по мелиорации и созданию луговых угодий на Большой Муксалме [56. С. 23].
28 июня в возрасте 76 лет скончался игумен Матфей (Баев), постриженник соловецкий. Прожил он в Соловецкой обители 50 лет, был первым скитоначальником Свято-Вознесенского скита на Секирной горе, затем, с 1892 по 1896 год, управлял Крестным монастырем на Кий-острове, оставив настоятельство по состоянию здоровья. Похоронен на соловецком монастырском кладбище [61. С. 536].
24 сентября в возрасте 70 лет скончался игумен Никандр, постриженник соловецкий. Был ризничим обители, затем в 1886 году назначен настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря, в 1890 году переведен настоятелем в Георгиевский Балаклавский монастырь, оставил настоятельство по старости. Похоронен на соловецком монастырском кладбище [61. С. 108].
Академию художеств закончил воспитанник соловецкой живописной школы Николай Бекряшев, художник-иконописец, основатель Великоустюжского краеведческого музея.
Соловецкий монастырь посетил архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский [95].
Завершилось строительство монастырской гидроэлектростанции. «Оно осуществлялось по чертежам акционерного общества “Сименс и Гальске”. Две динамо-машины, мощностью в 25 и 15 киловаттов, давали энергию, достаточную для освещения монастыря» [51. С. 97].
В октябре настоятелем Антониево-Сийского монастыря с возведением в сан архимандрита назначен духовник Соловецкой обители иеромонах Вениамин (Кононов), позже – новомученик, настоятель Соловецкий [75. С. 8].
В июле Соловецкую обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она присутствовала на открытии недавно построенной судоходной канальной системы. «Ее высочество после совершения молебного чина изволила перерезать ленточку, тем самым обозначая открытие канала, названного по сему случаю Елисаветинским» [72. С. 21–24; 73. С. 49–50].
В том же году по ходатайству архимандрита Иоанникия Братскому богословскому училищу Соловецкого монастыря были предоставлены права семинарии.
В мае Московская синодальная контора, рассмотрев ходатайство архимандрита Иоанникия, постановила: «Разрешить настоятелю с учрежденным Собором ставропигиального Соловецкого монастыря принять участие в построении совместно с Главным управлением почт и телеграфов радиостанции, имеющей быть в непосредственном ведении Соловецкого монастыря с обслуживанием ее из братии Соловецкой обители» [74].
22 июня в возрасте 83 лет скончался подвижник соловецкий, схимонах Азарий (в монашестве Герасим), «прожив и потрудясь в монастыре 45 лет». Был малограмотным, постоянно творил Иисусову молитву [66. С. 38].
23 июня скончался соловецкий ревнитель послушания монах Мамант. «Около 50 лет без перерыва из особого усердия к труду работал на кузнице. Был на редкость трудолюбив и добросовестен» [66. С. 68]
Летом Соловки посетил известный русский писатель Е.И. Замятин [97. С. 27].
В декабре «вблизи Архангельской гостиницы на расстоянии 200 саженей от монастыря» закончено строительство монастырской радиотелеграфной станции. Архимандрит Иоанникий сообщал начальнику Архангельского почтово-телеграфного округа статскому советнику Николаю Петровичу Лапину: «В настоящее время здание станции вполне выстроено, не-обходимое помещение под размещение аппаратов и машин закончено 20 декабря, с какого числа и начата установка приборов радиостанции» [74. Л. 117].
В монастыре находилось 213 монахов (в том числе, 33 на покое) и 137 послушников [77].
11 января открыта соловецкая монастырская радиостанция.
15 января «настоятелем Иоанникием совершено молебствие, и с этого числа начались занятия с монахами и послушниками, определенными для обслуживания радиостанции. Соловецкой радиостанции присвоен позывной сигнал “ RSL ”» [74].
Летом в Соловецкой обители на богомолье побывали великий русский поэт С. Есенин со своей женой, актрисой З. Райх, и другом, поэтом А. Ганиным [96. С. 107].
4 августа указом Священного Синода архимандрит Иоанникий уволен на покой по ста-рости с правом проживания в обители [106. С. 6].
В конце августа настоятелем Соловецкого монастыря был избран архимандрит Вениамин (Кононов), постриженник обители, из настоятелей Антониево-Сийского монастыря.
В ночь с 7 на 8 декабря загорелся Бучильный корпус монастыря в Южном дворике. Огонь грозил перекинуться на другие здания, но был потушен [78. С. 89].
28 декабря был расстрелян священномученик Никодим, епископ Белгородский, новомученик Соловецкий.
19 апреля на Пасхальной неделе скончался подвижник соловецкий, заведующий монастырской больницей иеромонах Дорофей (в миру Яков Иванович Лебедев). «Много лет трудился он в Соловецкой обители, облегчая телесные недуги и ободряя малодушных и тяжко и безнадежно больных. Он почти не знал покоя в заботах и хлопотах» [66. С. 47–48].
В августе Учрежденный Собор монастыря отправил обращение в Англию к епископу Кентерберийскому с просьбой не выводить английские войска из Северной области и за-щитить православную церковь от большевиков [79].
К этому времени монастырь имел 6 скитов, 3 пустыни, 19 храмов и 30 часовен. Более трех тысяч поклонных и памятных крестов, воздвигнутых на островах, ограждали Соловецкую святыню. В монастырских типографиях издавались патерики и летописи, жития святых, труды по истории обители и другая духовная литература. Святцы монастыря включали в себя имена более чем пятидесяти преподобных. Ежегодное число паломников достигало двадцати тысяч. Монастырь содержал училище-семинарию и ремесленные классы-мастерские, выпускавшие ежегодно 200–300 подростков. Обитель имела гидроэлектростанцию, радиостанцию, метеостанцию, множество ремесленных мастерских и заводов, производивших все потребное для нужд братии, ботанический сад, молочную ферму, флотилию пассажирских и грузовых морских судов. Веками на Соловках создавались уникальные многокилометровые системы каналов, которые являлись образцами гармоничного подхода к освоению природы.
14. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI — XIX вв. Репр. 1908 // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.
51. Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1991.
55. Неизвестные Соловки / Труды Морской арктической комплексной экспедиции под ред. П.В. Боярского. М., 1991.
56. Столяров В.П. Монастырское хозяйство Муксалмы (очерк быта и истории) // Соловецкие острова. Большая Муксалма / Труды Морской арктической комплексной экспедиции / под ред. П.В. Боярского. М., 1996.
61. Русский православный некрополь. Т. 1. М., 1914.
66. Мануил (Лемешевский), митрополит. Соловецкий цветник // Духовный собеседник. 2000, № 2 (22).
71. Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 1. М., 2002.
72. Архангельские епархиальные ведомости. 1914, № 2.
73. Архангельские епархиальные ведомости. 1914, № 3.
74. ГААО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 2935.
75. Столяров В.П. Настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Вениамин // Московский журнал. 1995, №9.
76. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 899 (1908 г.).
77. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 911 (1915 г.).
78. Мануил (Лемешевский), митрополит. Соловецкий цветник // Духовный собеседник, 2000. № 1 (21).
79. Боговой И. В Соловецком монастыре // Известия Архгубисполкома и Архгубкома РКП. 4 мая 1920.
95. Попов Г. Губернаторы Русского Севера. Архангельск, 2001.
96. Шабунин А. Есенин едет на Север // Север. 1969, № 1.
97. Вигорь Ю. (Е.И. Замятин) Северные просторы. 1992, № 2.
122. Вереш С.В. Архитектурные сооружения на Соловецком архипелаге // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общ. ред. Д.С. Лихачева. – М., 1980.
Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков ( XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. – С. 609–612.
Соловки — русская голгофа: чем жил древний монастырь и как выживали в нём заключённые первого советского концлагеря СЛОН
Почему российский сериал «Обитель» по роману Захара Прилепина стоит посмотреть. Лайф сделал подборку фактов из истории Соловецкого монастыря, который в эпоху становления советской власти стал полем для непростых экспериментов, а для тысяч заключённых — самым последним экзаменом в жизни (1923–1939 гг). Чем известна святая обитель, угодившая на весы кровавого Молоха, где отсчёт жизней вёлся в геометрической прогрессии, — сначала для бывших дворян и священников, а потом и самих красных комиссаров.
Фильм снят по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель», изданного в 2014 году, но лента практически не отступает от сюжета и основных линий. Автор смог примирить две России — царскую и советскую, попытался собрать в пазл крайне сложную и трагичную историческую правду. Уже в первой серии зритель наблюдает за теми, кто всего лишь пытается выжить, и теми, кто на костях решил построить «новый мир», когда верующие мужики снимают с кладбищ кресты, чтобы расчистить место для новой застройки, а главные революционеры пересыпают речь фразами на чистейшем французском.
В одном из своих интервью Захар Прилепин сказал, что в фильме «нет ни одного образа, который бы провис и потерялся». Звёздный состав сериала поддержали Сергей Безруков в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса, Евгений Ткачук, сыгравший главного героя — Артёма Горяинова, Александра Ребенок в образе чекистки, Виктор Добронравов, Виктор Раков — в образе заключённых и многие другие.
Сергей Безруков (справа) в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса. Фото © Wikipedia, «Обитель»
Фото © ТАСС / Шпикалов Георгий
Соловецкий монастырь, основанный в XV веке известным обличителем деяний Ивана Грозного святителем Филиппом, всегда занимал в истории России особое место. Соловки были не только местом молитвы, но и местом изгнания, ссылки, крепостью, стоявшей на самом краю земли и выдержавшей на своём веку немало осад. Сюда сами уходили из мира навсегда, сюда бежали в поисках спасения, сюда насильно отправляли жить и умирать бунтарей и старообрядцев, и не было в России края более далёкого, чем суровый Соловецкий остров. Бежать отсюда было некуда. Со временем Соловки стали настоящим символом России: далёкий холодный край, навсегда меняющий жизни и души, приближающий людей к Богу.
Со времён Ивана Грозного и до 1883 года в узких и холодных камерах монастыря находились узники — вероотступники и сектанты, изменники и заговорщики — всего около 500 человек. Самыми известными узниками стали сподвижник Петра I граф Пётр Толстой, сосланный вместе с сыном Иваном за заговор против Меншикова. Оба нашли последний приют на местном кладбище. Здесь же до казни содержался князь Василий Долгоруков — за заговор.
В 1776 году на Соловки был отправлен последний атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский. В камере размером метр на два он провёл 26 лет, а после помилования отказался уезжать и умер через два года. С 1815-го по 1820 год здесь содержался шпион Наполеона Август Турнель. В 1827 году за сочувствие к декабристам в соловецкую тюрьму попал двоюродный дядя Александра Пушкина полковник Павел Ганнибал. Он вышел через шесть лет. Позже в тюрьме содержались мятежники и заговорщики.
Секс в царской России: почему жениться можно было «хоть на козе», как жили и работали элитные «камелии» и трактирные «хористки»
Но, конечно, самой горестной была судьба монастыря в советское время. В 1920 году его ликвидировали, в 1923-м там появился первый в СССР лагерь особого назначения — СЛОН, позже реорганизованный в СТОН — Соловецкую тюрьму особого назначения. В СЛОНе на первых порах политические зэки имели поблажки — они могли покупать продукты в магазине, их могли навещать родственники, им можно было отправлять продукты и одежду. В 1923 году там находилось 400 эсеров, анархистов, меньшевиков. Позже их место заняли белогвардейцы, интеллигенция и духовенство.
В 1927 году на Соловках из 12 896 зэков 9364 были русскими, 739 — евреями, 502 — белорусами, 353 — поляками, далее следовали украинцы, тюрки, грузины, татары, карелы, чуваши, чеченцы, ингуши, калмыки, греки и представители других национальностей. Были в лагере болгары, эстонцы, литовцы, венгры и турки — граждан других стран держали как заложников — для обмена в случае ареста коммунистов. Были даже индусы.
Возглавил СЛОН, а потом и систему соловецких лагерей 26-летний латышский стрелок Теодор Эйхманс — один из организаторов ГУЛАГа. По сути, он строил «государство в государстве» — систему со своими законами, своими СМИ и министерствами. Основными видами работ стали добыча торфа и лесоповал, но благодаря стараниям заключённого коммерсанта Нафталия Френкеля СЛОН превратился в настоящую страну со своей экономикой: зэки работали в мастерских, снабжали лагерь продукцией и даже отправляли её на экспорт.
Заключённые соловецкого лагеря особого назначения. Фото © Wikipedia
В СЛОНе была своя «валюта», существовало «высшее сословие» — зэки-чекисты, которые принимали участие в управлении.
Какие технологии западные страны выкрали в СССР
Сотрудники ОГПУ вели себя как князьки: сам Эйхман женился на девушке, приехавшей навестить отца. Латыш пообещал, что отпустит его. История умалчивает, сдержал ли он обещание.
Помогала лишь молитва
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Самым страшным местом на Соловках была Секирная гора. На ней умирали через два-три месяца. На макушке горы стояла церковь — её не топили и использовали как штрафной изолятор. Там зэка оставляли в нижнем белье. Спали штабелями, нижних задавливали до смерти. Заставляли сидеть на тонких жердях, а тех, кто падал, забивали дубинами. Забавой для охраны было привязать зэка к бревну и спустить с лестницы длиной в 300 ступеней. Окровавленный труп внизу отдирали от бревна и закапывали здесь же. Иногда устраивали соревнования: ставили заключённых гуськом и состязались — кто одним выстрелом убьёт больше человек.
За первые 10 лет на Соловках было загублено 7500 жизней. Самыми известными заключёнными лагеря стали учёный Дмитрий Лихачёв, протестовавший против реформы русской орфографии, философ и священник Павел Флоренский. Здесь же оказались иерархи, выступавшие против обновленчества: епископы Мануил Лемешевский, Игнатий Садковский, Нектарий Трезвинский и другие. Любопытный момент: всю историю существования лагеря в монастыре продолжалась церковная жизнь. Там жили монахи, они заведовали производством и молились.
В книге «Неугасимая лампада» Борис Ширяев писал, что заключённые тоже постились и причащались. Таинство евхаристии происходило в тёмном чулане театрального кружка, куда Дары приносили в солдатской кружке. На стрёме стоял турок Решад-Се-дад, который недавно был наркомом просвещения Аджаристана. Наказание за причастие было одно — гора Секирная.
В СЛОНе был учреждён даже Собор соловецких епископов — орган церковного управления. Его архиереями избирались архиепископы Евгений Зёрнов, Прокопий Титов, Иларион Троицкий, Петр Зверев. Все они были убиты и причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Что западные СМИ пишут о расстреле в Казани
Говорят, к Богу от земли всегда идёт вопль невинно убиенных, поэтому чего удивляться, что организаторы СЛОНа вскоре сами стали жертвами «большой чистки». Изобретатель ГУЛАГа Эйхманс был арестован в 1937 году как враг народа, обвинён в троцкизме и приговорён к расстрелу. Вы будете удивлены, но в 1956 году реабилитировали даже его.
Начальник СЛОНа Иван Апетер был уволен из НКВД за расстрел этапа в Карелии, затем арестован и расстрелян. То же самое случилось с его заместителем — Петром Раевским. Следующий начальник — Эдуард Березин, доведший количество зэков с шести тысяч до 30 тысяч, в 1938 году получил пулю в затылок от своих же «товарищей». Ещё один начальник тюрьмы — Мохов — помер во Владивостоке на пересылке.
В мае 1939 года заключённых разбили на две группы — тех, кто мог работать, отправили в Дудинку и Норильск, остальных, по слухам, погрузили на баржу «Клара» и затопили в ледяных пучинах Белого моря. Так окончилась судьба Соловецкого лагеря.
Только в 1967 году на Соловках был открыт музей-заповедник, а монастырь возобновил свою работу в 1990 году.
С чего всё начиналось
Фото © ТАСС / Сергей Яковлев
История монастыря началась с двух монахов — Савватия и Германа. Савватий некоторое время подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине, но потом избрал стезю пустынничества и ушёл сначала на Валаам, а оттуда — на север. Искал глухие места, где можно было бы спокойно посвятить жизнь Богу. В Карелии Савватий познакомился с монахом Германом, вдвоём они ушли дальше и поселились на острове в Белом море.
Там Савватий провёл последние годы жизни, а когда настала пора умирать, пришёл в ближайшее село, причастился и умер. Герман в это время ушёл в Поморье за продуктами. Вернулся он не один, а с монахом Зосимом, который тоже решил спасать душу вдали от мира. Постепенно община монахов разрасталась, и по указанию Зосимы они поставили первый деревянный храм во имя Преображения Господня.
Куда исчезло НЛО, упавшее в карельское озеро, и почему жители до сих пор боятся ходить в лес по ночам
Зосима, Савватий и Герман стали первыми святыми монастыря, первыми духовными «кирпичиками», заложенными в основание обители. Однажды монах Иосиф, поднявшись на гору на острове Кузов, увидел, как из середины Соловецкого острова к небу восходят огненные столпы. Братия объяснила ему, что это святые «сияют из гробов своих».
Но по-настоящему Соловецкий монастырь был отстроен и возвысился при игумене Филиппе — будущем митрополите всея Руси. Вырастал он на скудной, северной, каменистой земле под стать природе и самой России: кряжист, каменист — не храм, а крепость, способная и веру отстоять, и перед врагом не склониться. При нём монахи возвели каменные храмы, создали систему каналов между озёрами, поставили мельницы, кузницу, амбары, провели каменные дороги, обустроили ферму.
Отношения с властями были сложными, но монахи всегда называли себя «царскими богомольцами», подчёркивая принадлежность к России. Во времена Смуты Соловки стали настоящим духовным центром Руси. Поэтому немудрено, что они отказались принимать «новый обряд» и не подчинились царю Алексею Михайловичу, за что попали в долгую продовольственную блокаду.
Противостояние длилось восемь лет, и в 1677 году монастырь был взят за ночь: благодаря предателю стрельцы разломали в стене заложенное окно и ночью проникли в обитель. Расправа с монахами была жесточайшей — их резали, рубили головы, вмораживали в лёд. Местные крестьяне ещё долго находили по берегам моря тела страдальцев.
Но бывали и времена, когда монахи обители стояли насмерть, защищая рубежи Отечества. В XVI и XVII веках монахи отбили несколько нападений шведов, а в 1854-м до Соловков докатилась Крымская война и на горизонте появились два английских фрегата — «Миранда» и «Бриск». Арсенал Соловков состоял из бердышей и секир, оставшихся от стрельцов, и 20 старинных пушек. К счастью, в обитель успели привезти восемь 6-фунтовых пушек и 60 снарядов к каждой, осадных инженеров и артиллеристов. Очень помогла монахам инвалидная команда, охранявшая заключённых. Отставные солдаты установили пушки, соорудили береговые батареи и совершали вылазки против англичан.
Англичане предъявили ультиматум и предложили «гарнизону крепости» сдаться, а после отказа начали бомбардировку монастыря, но единственное, что смогли сделать, это разбить сарай и разбомбить кладбище. В конце концов им пришлось уйти несолоно хлебавши. Впрочем, «цивилизованные» европейцы отыгрались, разорив сёла на берегу Белого моря и разграбив Онежский Крестный монастырь.