Лавры, которыми венчают поэтов и победителей, обязаны своим происхождением превращению нимфы Дафны в лавровое дерево. Об этом сложился следующий древнегреческий миф.
Гордясь только что одержанной победой над Пифоном, Аполлон встречает сына Венеры — Эрота (Купидон, Амур), натягивающего тетиву своего лука, и подсмеивается над ним и его стрелами. Тогда Эрот решает отомстить Аполлону.
В колчане Эрота находятся различные стрелы: одни вселяют в раненном ими любовь и страстное желание, другие же — отвращение. Бог любви знает, что в соседнем лесу живет прелестная нимфа Дафна; Эрот знает также о том, что Аполлон должен пройти через этот лес, и он ранит насмешника стрелой любви, а Дафну — стрелой отвращения.
Лишь только Аполлон увидал прекрасную нимфу, он тотчас же воспылал любовью к ней и подошел к ней, чтобы рассказать Дафне о своей победе, надеясь таким образом победить ее сердце. Видя, что Дафна не слушает его, Аполлон, желая во что бы то ни стало прельстить ее, стал говорить Дафне, что он — бог солнца, почитаемый всей Грецией, могущественный сын Зевса, целитель и благодетель всего рода человеческого.
Но нимфа Дафна, чувствуя к нему отвращение, быстро убегает от Аполлона. Дафна пробирается сквозь чащу лесов, перепрыгивает через камни и скалы. Аполлон следует за Дафной, умоляя выслушать его. Наконец Дафна добирается до реки Пенея. Дафна просит речного бога, ее отца, лишить ее красоты и тем спасти от преследований ненавистного ей Аполлона.
Речной бог Пеней внял ее просьбам: Дафна начинает чувствовать, как члены ее немеют, тело покрывается корой, волосы превращаются в листья, ноги ее прирастают к земле: Дафна превратилась в лавровое дерево. Прибежавший Аполлон дотрагивается до дерева и слышит еще биение сердца Дафны. Из веток лаврового дерева Аполлон сплетает венок и украшает им свою золотую лиру (кифару).
В древнегреческом языке слово Дафна (δάφνη) как раз и означает лавр.
В Геркулануме сохранилось несколько живописных изображений превращения Дафны.
Из новейших художников скульптор Кусту изваял две прекрасные статуи, изображающие бегущую Дафну и преследующего ее Аполлона. Обе эти статуи находятся в саду Тюильри.
Из живописцев писали картины на этот сюжет Рубенс, Пуссен и Карло Маратте.
Современные исследователи древних мифов полагают, что Дафна олицетворяла зарю; поэтому древние греки, желая выразить, что заря скрывается (гаснет), лишь только появляется солнце, поэтически говорят: прекрасная Дафна убегает, лишь только Аполлон хочет к ней приблизиться.
Отчаяние нимфы Клитии
Аполлон, в свою очередь, отверг любовь нимфы Клитии.
Несчастная Клития, страдая от равнодушия Аполлона, проводила дни и ночи в слезах, не принимая никакой пищи, кроме росы небесной.
Глаза Клитии были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Мало-помалу ноги Клитии превратились в корни, а лицо — в цветок подсолнечника, который и до сих пор продолжает повертываться к солнцу.
Даже в виде подсолнечника нимфа Клития не перестает любить лучезарного Аполлона.
Лира (кифара) и флейта
Лира (кифара) — всегдашняя спутница Аполлона, бога гармонии и поэтического вдохновения, и, как таковой, он носит наименование Аполлона Мусагета (предводителя муз) и изображается художниками увенчанным лаврами в длинной ионической одежде и с лирой в руках.
Лира (кифара), точно так же как колчан и стрелы, — это отличительные признаки бога Аполлона.
Для древних греков лира (кифара) была инструментом, олицетворяющим национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку.
Древнегреческое слово кифара (κιθάρα) живет в европейских языках в своем потомке — слове гитара. Да и сам музыкальный инструмент гитара — это не что иное, как изменившаяся с течением веков древнегреческая кифара — принадлежность Аполлона Мусагета.
Силен Марсий
Наказание Марсия
Фригийский силен (сатир) Марсий нашел флейту, которую бросила богиня Афина, увидав однажды, как искажается ее лицо, когда она на ней играет.
Марсий довел искусство игры на флейте до высокого совершенства. Гордясь своим талантом, Марсий осмелился вызвать бога Аполлона на состязание, и было решено, что побежденный будет совершенно во власти победителя. Музы были выбраны судьями этого состязания; они решили в пользу Аполлона, одержавшего таким образом победу. Аполлон привязал побежденного Марсия к дереву и содрал с него кожу.
Различные этапы состязания сатира Марсия и бога Аполлона, римский мраморный саркофаг из города Коза (Анседония) в Этрурии, около 300 г. от Р.Х. Музей Лувр-Ланс. <Фото: (Creative Commons license): dalbera>
Сатиры и нимфы пролили столько слез о несчастном фригийском музыканте, что из этих слез образовалась река, названная потом именем Марсия.
Казнь Марсия очень часто воспроизводилась художниками. В Лувре находится прекрасная античная статуя, изображающая Марсия, привязанного за вытянутые руки к дереву; под ногами у Марсия голова козла.
Состязание Аполлона с Марсием послужило также сюжетом для многих картин; из новейших пользуются известностью картины Рубенса.
Соперничество между Западом и Востоком проявлялось в древнегреческих мифах в самых разнообразных формах, но чаще всего в виде музыкального состязания. Миф о Марсии оканчивается очень жестоко, что вполне соответствует диким нравам первобытных народов. Впрочем, и последующие античные поэты как будто не поражаются жестокостью, проявленной богом музыки.
Комические поэты очень часто выводят сатира Марсия в своих произведениях. Марсий является в них типом самонадеянного невежды.
У римлян этому мифу было придано совершенно иное значение: его признавали за аллегорию неумолимого, но справедливого правосудия, и вот почему миф о Марсии так часто воспроизводят на памятниках римского искусства. Статуи Марсия ставились на всех площадях, где происходили судилища, и во всех римских колониях — в зданиях судов.
Уши царя Мидаса
Подобное же состязание, но окончившееся более легким и остроумным наказанием, состоялось между Аполлоном и богом Паном. Все присутствовавшие на нем высказались за игру Аполлона и признали его победителем, один только Мидас оспаривал это решение. Мидас был тот самый царь, которого боги уже однажды покарали за его непомерную жадность к золоту.
Теперь же разгневанный Аполлон за непрошеную критику превратил уши Мидаса в ослиные, длинные.
Мидас тщательно скрывал ослиные уши под фригийским колпаком. Один только брадобрей Мидаса знал об этом, и ему было запрещено под страхом смертной казни говорить об этом кому бы то ни было.
Но тайна эта страшно тяготила душу болтливого брадобрея, он отправился на берег реки, выкопал яму и несколько раз произнес, наклоняясь над ней: «У царя Мидаса ослиные уши». Затем, тщательно закопав яму, он ушел облегченный домой. Но на том месте выросли тростники, и они, колеблемые ветром, шептали: «У царя Мидаса ослиные уши», и тайна эта стала известна всей стране.
В Мадридском музее находится картина Рубенса, изображающая «Суд над Мидасом».
Древнегреческая мифология богата на любопытных персонажей. Помимо богов и их отпрысков, легенды описывают судьбы простых смертных и тех, чья жизнь оказалась связана с божественными созданиями.
История происхождения
Статуя Аполлона
Этот автор придерживался мифа, повествующего о том, что Аполлон влюбился в прелестную девушку, будучи пронзенным стрелой Эрота. Красавица не ответила ему взаимностью, так как другой конец стрелы сделал ее безучастной к любви. Скрываясь от преследований бога, Дафна обратилась за помощью к родителю, который превратил ее в лавровое дерево.
Греческая мифология славится вариативностью интерпретаций, поэтому современные читатели знают и третий миф, согласно которому в девушку были влюблены Аполлон и Левкипп, сын правителя Эномая. Царевич, переодевшись в женское платье, преследовал девушку. Аполлон заколдовал его, и юноша пошел купаться вместе с девушками. За обман нимфы убили царевича.
Лути Бенедетто, Аполлон и Дафна.
Ввиду того, что Дафна ассоциируется с растением, ее самостоятельная судьба в мифологии ограничена. Неизвестно, стала ли человеком девушка впоследствии. В большинстве упоминаний она ассоциируется с атрибутом, повсюду сопровождающим Аполлона. Происхождение имени уходит корнями в глубины истории. С иврита значение имени переводилось как «лавр».
Миф об Аполлоне и Дафне
Покровитель искусств, музыки и поэзии, Аполлон был сыном богини Латоны и Зевса. Ревнуя, жена Громовержца не давала женщине возможности найти пристанище. Гера отправила за ней дракона по имени Пифон, который гнал Латону до момента, пока она не обосновалась на Делосе. Это был суровый необитаемый остров, который расцвел с рождением Аполлона и его сестры Артемиды. На пустынных берегах и вокруг скал появились растения, остров озарился солнечным светом.
Борьба Аполлона с Пифоном
Вооружившись серебряным луком, юноша решил отомстить Пифону, не дававшему его матери покоя. Он прилетел по небу к мрачному ущелью, где располагался дракон. Яростный страшный зверь был готов поглотить Аполлона, но бог поразил его стрелами. Юноша похоронил своего соперника и воздвиг на месте захоронения оракул и храм. По легенде сегодня на этом месте находятся Дельфы.
Неподалеку от места сражения пролетал проказник Эрот. Озорник игрался с золотыми стрелами. Один конец стрелы украшал золотой наконечник, а другой – свинцовый. Бахвалясь перед хулиганом своей победой, Аполлон накликал гнев Эрота. Мальчонка пустил в сердце бога стрелу, чей золотой наконечник вызывал любовь. Вторая стрела с каменным наконечником угодила в сердце прелестной нимфы Дафны, лишив ее способности влюбиться.
Эрот
Увидев прекрасную девушку, Аполлон полюбил ее всем сердцем. Дафна же пустилась в бега. Бог преследовал ее долгое время, но не мог нагнать. Когда Аполлон вплотную приблизился, так, что она стала ощущать его дыхание, Дафна взмолилась к отцу о помощи. Чтобы избавить дочь от мучений, Пеней превратил ее тело в лавровое древо, руки в ветви, а волосы в листву.
Увидев, к чему привела его любовь, безутешный Аполлон долго обнимал дерево. Он решил, что лавровый венок всегда будет сопровождать его в память о возлюбленной.
В культуре
«Дафна и Аполлон» – миф, вдохновлявший деятелей искусства разных столетий. Он входит в число популярных легенд эпохи эллинизма. В античные времена сюжет находил изображение в скульптурах, описывающих момент превращения девушки. Существовали мозаики, подтверждавшие популярность мифа. Художники и скульпторы более позднего времени руководствовались изложением Овидия.
Дафна и Аполлон скульптура Бернини
В период Ренессанса античности вновь уделялось большое внимание. В 15 веке популярный миф о боге и нимфе находил отклик в картинах живописцев Поллайоло, Бернини, Тьеполо, Брейгеля и Рубенса. Скульптура Бернини в 1625 году была размещена в кардинальской резиденции Боргезе.
В литературе образы Аполлона и Дафны неоднократно упоминаются благодаря Гомеру. В 16 веке написаны произведения «Царевна» авторства Сакса и «Д.» авторства Беккари, в основу которых легли мифологические мотивы. В 16 столетии пьеса Ринуччини «Дафна» была положена на музыку и, равно как произведения Опица и Лафонтена, стала оперным либретто. Вдохновляясь историей о невзаимной любви, музыкальные произведения написали Шюц, Скарлатти, Гендель, Фукс и Штраус.
► воплощение отвергающей мужчин вечной девственницы.
Согласно легенде, Эрот золотой стрелой поразил Аполлона, и тот страстно влюбился в нимфу Дафну, которую настигла стрела со свинцовым наконечником. Благодаря его холодности она отвергала любую попытку мужчин к сближению. Когда Аполлон преследовал ее, Дафна убегая умоляла богиню земли Гею помочь ей и та превратила нимфу в лавровое дерево едва бог попытался её обнять. Аполлону удалось лишь отломить ветку, чтобы носить ее в качестве венка на голове.
Превращение Дафны считается выражением возможности всеобщего изменения в природном мире.
Дафна, преследуемая Аполлоном в момент ее превращения в дерево. В. Картари, 1647 г.
По имени нимфы названы рачки «дафниды», имеющие разветвлённые придатки («антены») на голове – единственный их орган движения.
Stесhow W., Apollo und Daphne, Lpz.-В., 1932.
(«Мет.», 1:452 и далее; Гигин, 203). Нимфа Дафна, дочь речного бога Пенея, была первой и самой известной из возлюбленных Аполлона. Согласно Овидию, причиной случившегося был Купидон, пребывавший в плохом настроении. Он поразил Аполлона золотой стрелой — той, что разжигает любовь, а Дафну, наоборот, той, «что гонит, — тупа и свинец у нее под тростинкой». Бог преследовал сопротивляющуюся девушку, и когда у нее уже не было сил бежать, она взмолилась своему отцу, чтобы он спас ее. В этот самый момент «волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви», корни вырастают из ее ног, и вся она обращается в лавр. У художников она была популярна во все века. преследовал нимфу Дафну, которая предпочла превратиться в лавровый куст, только бы не стать добычей Аполлона.
Однажды Эрот, обиженный презрительным отношением со стороны Аполлона, решил показать ему свою силу и власть над сердцами богов и смертных. Он пронзил сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, другую же стрелу — убивающую любовь — он пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась от него бежать. Сколь ни уговаривал ее Аполлон остановится, нимфа бежала лишь еще быстрее. Как на крыльях мчится за ней Аполлон. Уж настигает он прекрасную нимфу. И тут взмолилась она отцу своему Пенею и богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила ее. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями. Долго стоял опечаленный Аполлон перед лавром, в который превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень! Стой вечно зеленым».
Карло Маратти "Аполлон, догоняющий Дафну", 1681
Ф. Тревизани (1656-1746) "Аполлон и Дафна"
Robert Lefèvre "Pauline as Daphne Fleeing from Apollo", 1810
История третья: "Эх, хорошо в Стране Советской жить…"
Как боги людей дурачили и другие увлекательные «сказки для взрослых» из Древней Греции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эти превращения часто играли важную роль в культе некоторых божеств. Попытка пережить, воспроизвести или увековечить трансформацию, произошедшую в воображаемом пространстве, которое представляла собой греческая мифология, часто занимала центральное место в мистических ритуалах и народных празднествах.
Но больше всего эти истории преображения показывают очарование живым опытом. Они также указывают на раннюю попытку понять естественный мир, исследуя его пределы.
Наконец, стоит отметить, что эти мифологические трансформации были не только частью анимистического мировоззрения, что духи населяют всё: от деревьев до рек и статуй. Они также были частью богатой народной традиции, имеющей параллели почти во всех других культурах мира.
1. Миф о Дионисе
В одном мифе Дионис, бог вина, принял облик юноши и начал скитаться по земле. Возле моря несколько тирренских пиратов увидели и похитили бога, не подозревая о его истинной личности. Пока пираты связывали Диониса, намереваясь продать его в рабство, лоцман корабля по имени Акет (Акойт) понял, что с похищенным персонажем что-то не так. Полагая, что за спиной юноши скрывается бог, Акет тщетно пытался остановить своих товарищей.
Пираты не слушали лоцмана, и, наконец, Дионис раскрыл свою истинную сущность, наполнив корабль виноградными лозами и зверями. В ужасе пираты бросили корабль и нырнули в море. Прыгая, они превращались в дельфинов. Единственный, кого миновала злая участь, был Акет.
2. История Ганимеда
История Ганимеда обычно всплывает в каждом разговоре о педофилии в Древней Греции. Согласно мифу, Ганимед родился в Трое. Будучи юношей исключительной красоты, он привлёк внимание богов, а точнее, Зевса. Затем последний превратился в орла и похитил Ганимеда, приведя его на Олимп. Там юноша служил виночерпием богов. Зевс позаботился о том, чтобы Ганимед остался бессмертным и вечно молодым.
У Вергилия Гера, жена Зевса, рассматривала Ганимеда как противника, который имеет эротические отношения с Зевсом. Эта история стала одной из самых излюбленных тем не только среди художников, а и поэтов, которые при любом удобном случае упоминали о ней.
3. История Леды и Лебедя
Леда была дочерью этолийского царя Тестия (Фестий). День, когда она вышла замуж за своего мужа Тиндарея, был также днём, когда она привлекла интерес Зевса.
4. Похищение Европы
История похищения Европы — это ещё одна история Зевса, превращающегося в животное, чтобы соблазнить смертную женщину. В этом случае бог принял форму быка. Европа была потомком нимфы Ио из Финикии. Зевс превратился в белого быка и смешался с другими животными при дворе её отца, Агенора, царя Тира. В какой-то момент Европа погладила быка и забралась ему на спину. Зевс не упустил возможности и похитил женщину на остров Крит, где Европа стала царицей и дала своё имя всему континенту, ныне известному как Европа.
5. История Данаи
История Данаи связана с самым известным персонажем греческой мифологии – одним из самых могущественных олимпийских богов, Зевсом. Зевс частенько появлялся в облике орла, лебедя или быка. Однако из любви к прекрасной Данае, матери Персея, Зевс пошёл гораздо дальше, дабы овладеть девушкой, он обратился золотым дождём.
История такова. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса. Акрисий получил пророчество, в котором говорилось, что сын его дочери убьёт его. Чтобы убедиться, что пророчество не сбудется, Акрисий заключил Данаю в бронзовую камеру, специально сделанную для неё под королевским дворцом. И этот план сработал бы, если бы не игра богов. Короче говоря, Зевс принял форму золотого дождя и прокрался через крышу комнаты Данаи. В конце концов Даная родила Персея, и Акрисий понял, что сопротивляться судьбе бесполезно.
6. Пигмалион и Галатея
Пигмалион был скульптором, который был разочарован безнравственностью некоторых женщин. Решив воздержаться от женского общества, он приложил все усилия, чтобы создать идеальную скульптуру женщины. Пигмалион в конце концов создал самый прекрасный женский образ. Она была настолько совершенна, что он стал одержим ею. Не успел Пигмалион опомниться, как влюбился в статую и стал называть её своей женой.
На празднике Афродиты, богини любви, Пигмалион умолял богиню дать ему жену, подобную его статуе, и богиня слушала. Когда скульптор вернулся домой, он обнаружил, что его скульптура становилась всё более и более живой, чем больше он прикасался к ней. В конце концов желание Пигмалиона было исполнено, Афродита, растроганная такой одержимостью, оживила статую, даровав Пигмалиону желанную возлюбленную.
7. Аполлон и Дафна
Однажды Аполлон, бог музыки, оскорбил Эроса, бога любви. Тогда Эрос придумал идеальную месть. Используя свои силы, он заставил Аполлона почувствовать сильное влечение к речной нимфе Дафне. Однако он также позаботился о том, чтобы Дафна дала отпор Аполлону.
Бог не мог контролировать свои эмоции и выследил Дафну, которая также дала клятву остаться девственницей на всю жизнь. Аполлон охотился за Дафной и в последний момент, когда он схватил её, она закричала, призывая на помощь своего отца, речного бога Пенея. Затем Пеней превратил Дафну в лавровое дерево (буквально «дерево Дафны» по-гречески). Аполлон никогда не забывал о своей любви к Дафне и заботился о дереве и о том, чтобы его листья всегда оставались зелёными.
8. Нарцисс
Нарцисс был чрезвычайно красивым молодым человеком, чья красота привлекла внимание нимфы по имени Эхо. Когда она призналась ему в любви, Нарцисс отверг её и попросил оставить его в покое. Убитая горем, Эхо ушла и стала бродить одна. Её горе было так велико, что её тело растворилось в воздухе. Единственное, что осталось, — это её голос, который до сих пор слышен в лесах и горах.
Печальный финал Эхо привёл в ярость богиню мести Немезиду, которая решила наказать Нарцисса. Однажды Немезида заманила молодого человека выпить воды из озера со спокойной зеркальной водой. Нарцисс увидел своё отражение в воде и влюбился в него.
Трагический конец Нарцисса наступил вскоре после этого. Как только он понял, что его кумир находится вне его досягаемости, парень почувствовал невыразимую боль. Отказавшись от жизни, он лёг на землю и превратился в цветок с белыми лепестками и жёлтым «сердцем».
9. Миф о Цирцее
В эпической поэме Гомера «Одиссея» Одиссей и его спутник пытаются вернуться на Итаку после Троянской войны. На обратном пути их прибивает к берегу острова, на котором обитает могущественная ведьма – одна из самых интересных персонажей греческой мифологии по имени Цирцея.
Цирцея приглашает спутников Одиссея на пир и использует свои силы, чтобы превратить их в свиней. Только одному человеку удаётся спастись, и он бежит обратно к Одиссею и другим своим спутникам, чтобы сообщить им о случившемся.
С помощью Гермеса Одиссею удастся убедить Цирцею разрушить чары и снова сделать своих спутников людьми. Самое странное в этой истории не то, что Цирцея превратила людей Одиссея в свиней, а то, что он прожил с ней один год, и у них родилось двое сыновей.
10. Миф о Медузе
Немногие другие греческие мифы получили такое же внимание, как миф о Горгоне Медузе. Все более или менее знают, на что способна Медуза. Вместо волос у неё змеи, а взгляд её превращает всех тех, кто на неё смотрит, в камень.
Афина превратила девушку в отвратительное существо, настолько ужасное, что она обращала всех, кто смотрел на неё, в камень. Более тревожным, чем эта несправедливость, было то, что Афина сделала дальше.
11. Миф о Кадме
Когда Зевс похитил Европу, Кадм, брат Европы, начал скитаться по Греции в поисках своей сестры. Добравшись до Дельф, он посоветовался с оракулом, который велел ему прекратить поиски Европы. Вместо этого ему было велено следовать за коровой и построить город, где она ляжет.
Кадм действовал соответственно. На том месте, где лежала корова, он решил посеять зубы дракона, убитого им в одном из своих приключений. Зубы превратились в группу могущественных воинов. С их помощью Кадм основал Фивы.