во что переросли детские забавы юного петра
Пётр Великий
В истории России царь Пётр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год). Царь неустанно заботился о пользе Отечества.
Пётр был провозглашён царём в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Смышлёного мальчика тяготила придворная жизнь. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» — сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора — были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками.
Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь — простой мастеровой — это было в диковинку.
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.
Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться. [an error occurred while processing this directive]
Царь-преобразователь
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем Новый год 1 января — это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Пётр упростил азбуку-кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей — Кунсткамеру — и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук.
В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы. Жители России стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы.
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.
Работа с исторической картой
«Морским судам быть!»
Эти слова принадлежат Петру Первому. При нём Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год). Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.
А начиналось всё так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда — царя Михаила Фёдоровича. Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещёево озеро (близ города Переславля-Залёсского). Здесь началась постройка первых судов.
Но навсегда Пётр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание.
С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.
Град Петра
Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.
Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.
Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга — Невский проспект.
Но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос.
Преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился свой флот, возникли новые города, новая столица — Санкт-Петербург. |
На следующем уроке_
Узнаем о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом учёного XVIII века.
Вспомни, что ты уже знаешь о М. В. Ломоносове.
1 «Император» в переводе с латинского — повелитель. Этот титул присваивался правителям некоторых крупных монархий.
Классный час «Потешные войска Петра».
Тема: «Потешные войска Петра»
Цель : привлечение внимания к истории российского государства, возникновению регулярной армии в России, знакомство с «Потешными войсками» Петра I как прообразом российской армии и боевыми возможностями прошлого времени.
— формирование интереса к деятельности и личности Петра I, его реформам, внешней и внутренней политике государства;
— расширение представлений о роли и значении личности в истории;
— формирование чувства уважения к прошлому своей Родины, чувства патриотизма.
2. Постановка темы урока.
На доске портрет Петра I. Показ презентации.
— Кто из вас знает: как зовут человека, который изображён на этом портрете? Сегодня на уроке мы будем говорить о времени правления этого великого человека.
3. Вступительное слово.
— Пётр I- один из самых выдающихся государственных деятелей за всю историю России. Московский царь из рода Романовых, с 1721 г.- император Всея Руси, великий реформатор и уникальный человек. (Слайд 1.)
Пётр I родился в 1672 г. В Москве. (Слайд 2)
Его отцом был царь Алексей Михайлович, а матерью – царица Наталья Нарышкина. (Слайд 3.)
Ему суждено было войти в историю под именем Петра Великого.
Рос Пётр на редкость крепким и здоровым, очень подвижным. С трудом с ним управлялись многочисленные мамки и няньки, порой и сёстрам царевича помогать приходилось. Спасали игрушки, которые мальчик очень любил., особенно лук со стрелами, узорчатый щит, сабельку, ружьё и маленьких солдатиков.
Осенью и зимой выстраивал из них полки с игрушечными знамёнами в покоях Московского Кремлёвского дворца., а в летнее время играл во дворцах в сёлах Преображенском, Коломенском, Измайлове, резвился на просторных лужайках.
Весной 1682 г. Пётр был провозглашён царём, но страной управляла старшая сестра царевна Софья Алексеевна. Пётр с матерью переселился в село Преображенское. Здесь учёба вскоре прекратилась. И зажил царь привольной жизнью.
— В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семейств сверстников для игр и потехи. Ещё когда Пётр был совсем маленьким, царь Алексей Михайлович приказал набрать для него товарищей из сыновей придворных. Образовался целый «потешный полк», который назвали «Петровым». Этот полк вместе с царевичем прибыл, в Преображенское и здесь пополнился детьми придворных служителей и крестьян из близлежащих деревень.
Войско своё Пётр разбил на две части: одни защищали крепость, другие любой ценой стремились взять её. Иной раз в таком нешуточном сражении были не только раненые, но и убитые. Подрастал Пётр, подрастали его «потешные», их становилось всё больше. Так зародились два полка российской гвардии: Преображенский и Семёновский. (Слайд 4)
— Со временем потешные полки стали первыми полками русской гвардии. Проявляя небывалую смелость и мужество, Пётр того же требовал и от других. Преображенский и Семёновский потешные полки должны были соблюдать дисциплину и выполнять все приказания царя. (Слайд 5.)
За провинности солдат строго наказывали.
— При Пётре I в России появилась регулярная (постоянная) армия. Из крестьян и горожан в армию брали по рекруту – новобранцу. Такой солдат служил долгие годы.
— Создание флота в нашей стране – тоже заслуга Петра Великого. Под его руководством в стали строить корабли, фрегаты. (Слайд 6)
— Так в начале 18 века в царствование Пётра I в России были созданы
Постоянная, хорошо обученная и дисциплинированная армия и военно-морской флот. Русская армия и флот показали свою силу и боевые качества в тяжёлой войне со Швецией. С победой над Швецией Россия стала могущественной державой Европы.
Были построены литейные, оружейные, полотняные и суконные фабрики и заводы.
— По приказу Пётра I были открыты школы, где дворянских детей обучали математике, корабельному и артиллерийскому делу, медицине, иностранным языкам. Иногда в эти школы попадали и не дворянские дети. Пётр выдвигал способных, знающих людей.
Для продолжения образования некоторых учеников посылали за границу – в Англию, Голландию, Францию.
— Расширялась торговля с другими странами. Россия стала оказывать большое влияние на международные дела.
Русское государство окрепло и усилилось. Оно стало называться Российской империей.
С именем Петра связано основание города Санкт Петербурга. 1713 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства. (Слайд 8.)
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
Памятники Петру I есть во многих странах Европы. Самый известный монумент в России – «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Петр Первый твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу.
4. Просмотр видеоролика.
— Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Великий.)
— Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)
— Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
— Как назывался его полк? (Потешный.)
— Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
— Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)
— Какой город на Неве построил Петр Первый? (Санкт- Петербург.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Император Пётр I и народные забавы
Петр I — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года) с детства был незаурядным и неспокойным ребенком.
Самой любимой игрой Петра была война. И, если мы в детстве во дворе играли в «войнушку», то у юного правителя уже с детства было всё по-взрослому, масштабно и по-настоящему.
Петр с малолетства любил играть в войну. Его детская комната с разбросанными повсюду деревянными лошадками, солдатиками, ружьями, пушками напоминала поле битвы. Оказавшись в Преображенском, мальчик почувствовал себя как рыба в воде: кругом раздолье, рощи, поляны, рядом течет Яуза.
Он не мог усидеть подле матери, слушая докучливые пересуды ее наперсниц о ненавистных Милославских, и при каждом удобном случае убегал на улицу. Теперь его детской комнатой становится все село с его загородным дворцом, избами для прислуги, конюшнями, псарнями. Впервые за русскую, а может, и всю мировую историю несовершеннолетний монарх получил возможность быть самим собой и делать что его душе угодно.
Правда, теперь у него вместо деревянных ружей — настоящие мушкеты и даже пушки, вместо деревянных солдатиков — потешные солдаты из числа дворни и местных крестьян. Тихое благословенное место под Москвой оглашается грохотом барабанов, холостыми выстрелами и криками «ура!». Правда, в иные дни юный царь словно бы теряет интерес к «марсовым потехам». Но тогда в Преображенском стучат топоры, визжат пилы. Это по приказу царя-мальчика строится потешная крепость Пресбург и, значит, скоро снова затрещат барабаны и раздастся «ура!».
Кроме военных игр Пётр I очень любил шахматы и шашки. Он даже в походы всегда брал с собой шахматы и двоих своих постоянных партнёров. Даже на ассамблеях он приказывал устраивать отдельные комнаты для игры в шахматы.
Франц Лефорт, швейцарский дворянин, волею судеб оказавшийся в конце XVII века на московском Кукуе, где еще со времен Ивана Грозного селились прибывавшие на Русь иноземцы из Европы, оказал на юного Петра колоссальное влияние. Множество интересов и хобби будущего первого русского императора связано с господином Лефортом. В беллетристике упирают все больше на то, что друг Франц привил Петру Алексеевичу страсть к горячительным напиткам, войне и западноевропейскому политесу и этикету. Но сдается, Лефорт повлиял и на физкультурные интересы царя-друга. И личным примером, и рассказами о европейском житье-бытье.
Как вам такой пассаж? «Москвитяне… пользовались зимним временем и усердно учились кататься на коньках. Причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались в воду по шею.
Этим они занимались столь ревностно, что делали успехи. Некоторые из них могли отлично бегать на коньках».
Эту цитату можно найти в записках некоего голландца Яана Номена, сделанных в 1698 году в связи с нахождением в Нидерландах великого русского посольства во главе с плотником Петром Михайловым. Под этим незамысловатым псевдонимом скрывался от любопытствующих сам царь Петр.
Спрашивается, снарядил бы такое посольство государь в молодом возрасте, если б не длинные беседы с другом и единомышленником Лефортом?
Остались свидетельства, что Петр Первый отлично катался на коньках. Более того, в голландской книге по истории коньков, изданной в 1848 году, высказывается версия, что русский царь, он же – плотник Петер из города-порта Заандам изобрел прообраз современных коньков. То есть привинченных к обуви лезвий. Ранее, мол, в Европе коньки привязывали к ботинкам веревками.
Документального подтверждения эта версия не имеет, а все ж таки приятно.
В любом случае Петр Великий дал конькам вторую жизнь в собственной стране. Это он привез сапоги-коньки в Россию и представил ко двору. А дальше, понятное дело, заработала вертикаль власти.
Раз появилась вторая жизнь, значит, была и первая? Верно. Известно, что Петр умел кататься на коньках еще в мальчишеском возрасте, однако после 10 лет эту забаву забросил.
Где коньки, там и клюшка. По крайней мере, в России. Это в Голландии люди со времен художника Брейгеля нарезали круги по замерзшим каналам и прудам. Русскому человеку нужна игра.
Сегодня трудно представить, что хоккей с мячом старше хоккея с шайбой. Уж слишком велик разрыв в популярности этих игр в мире. Однако ж канадский хоккей по сравнению с бенди не просто ребенок, а грудничок. Вся история – всего-то полторы сотни лет.
В некое подобие хоккея на льду люди играли еще в Древнем Риме и в государстве ацтеков. По крайней мере, такой вывод можно сделать, глядя на сохранившиеся изображения. Некоторые историки утверждают, что бенди был популярен и в Элладе, и в Египте, и в странах Древнего Востока. Но тут начинают терзать смутные сомнения – имелось ли в этих землях в достатке льда две-три тысячи лет назад?
В старинных русских летописях встречается слово «клюшкование». Это обобщенное название древней игры, имевшей и названия местные. «Свинка», «погоня», «догон», «юла», «козий рог», «загон», «клюшки» – все это древнерусское бенди. Все это – клюшкование! Есть основания считать, что клюшковали еще до пришествия ордынцев в русские пределы.
И абсолютно точно известно, что в клюшки любил сражаться русский царь Петр. Таким образом, сегодня за первую любовь Петра сражаются и хоккеисты с мячом, и конькобежцы, и представители фигурного катания. Даже последние говорят о том, что их вид спорта начали культивировать в России с тяжелой руки Медного всадника.
XXX
До европеизации быта, насаждавшейся Петром Первым, русский народ тоже физкультурничал. В основном это были прикладные дисциплины боевого типа. Один из самых очевидных вопросов, на который, например, в советское время ответов избегали. Англичане культивировали бокс, японцы – карате, китайцы – ушу. Ну и так далее. Эти виды единоборств легли в основу подготовки воинов данных стран к рукопашному бою. А что лежало в основе знаменитого русского рукопашного боя? Суворовский штык?
Историк XIX века Фомин писал о кулачных боях: «В том виде, в котором они происходят сейчас – это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости».
Любил ли и участвовал ли Петр Великий в рукопашных схватках, допустим, на масленичных гуляниях, столь распространенных в XVII–XVIII веках?
Прямых доказательств тому нет. Но вот любопытный факт. В 1648 году власти запретили участвовать в кулачных забавах дворянскому сословию. На игрища остальных представителей общества смотрели с неодобрением. Именно Петр Алексеевич снял запрет на кулачный бой. Да и сам, как известно, владел кулаком изрядно. А без тренировки даже такой физически одаренный человек, как государь-батюшка, вряд ли преуспел бы в этом нелегком деле.
Из других народных забав царь Петр особо выделял городки.
Играл в них часто, умело и с наслаждением.
До Петра люди в России гребли и налаживали паруса только в случае надобности. Царь первым показал, что то же самое можно делать ради удовольствия. Ради самого процесса.
Один из иностранцев, наблюдавших Петра Алексеевича близко, по фамилии Геркенс вспоминал: «Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует. И единственную его потеху, которую он отличает от всех других монархов, составляет плавание на воде. Вода, кажется, единственная его стихия. Он нередко катается по целым дням на буере или шлюпке».
– Чего боитесь, Царя везете! Не было такого, чтоб русский царь утонул! – так шутил сам Петр, обращаясь к гребцам государевой шлюпки при слишком крутой волне.
Существует гипотеза, что именно по этой причине – из-за безудержной тяги к водным видам спорта и жажды приучить к ним всех без исключения жителей Петербурга, – в новой столице категорически запрещалось строить мосты через километровой ширины Неву. Чтоб не мешали!
Петр однозначно предпочитал парус веслам. Иван Потемкин получил специально созданную должность смотрителя за тем, чтобы при наличии ветра по Неве ходили на парусе, а не на веслах. Ослушников тот же Потемкин жестоко штрафовал именем государя.
Еще в актив царя-яхтсмена можно записать такой факт. Петр первым в мире основал то, что впоследствии получило название яхт-клуба. Даже шустрые и привыкшие к морю островитяне-британцы раньше не додумались. Петровский клуб именовался «Невской флотилией».
Всю жизнь Петр воевал. Он – отец военной реформы, превратившей стрелецкое войско его отца Алексея Михайловича Тишайшего в русскую регулярную армию. Резонно сделать вывод, что и сам государь умел делать то, чему генералы и офицеры его армии учили десятки тысяч солдат, попавших в первые рекрутские наборы.
Стрельба стрельбой, но и шпагу со штыком со счетов не списывали. В самом начале XVIII века Петр распорядился ввести «рапирную науку» в реестр обязательных предметов в военных учебных заведениях: Морской академии и Кадетском корпусе. Любопытно, но материальная мотивация к успехам в занятиях и тогда имела место. Царь приказал особо успешным ученикам-фехтовальщикам платить повышенное жалование.
Учебных заведений при Петре было по пальцам руки пересчитать. Однако и остальных подданных государь не забывал. Он отличал всякого дворянина, умевшего эффектно и эффективно фехтовать.
Отрадно, что в любви к физической культуре государь не был одинок. И одним Францем Лефортом список не ограничивается. Близкий советник Петра граф Татищев стал, пожалуй, первым теоретиком от физкультуры. Он написал и издал работу «Разговор о пользе наук и училищ». В ней недвусмысленно утверждалось, что основатели академии сильно ошиблись, не включив в программу обучения фехтование и верховую езду.
И уж самым экзотическим сподвижником Петра на ниве физического воспитания народа был известный церковный деятель Феофан Прокопович. Он неоднократно – публично и письменно – призывал к тому, чтобы физическое воспитание стало неотъемлемой частью воспитания вообще. А в собственном уделе ратовал за то, чтобы физкультура появилась в качестве обязательного предмета в расписании духовной академии.
Чем играли дети русских царей, или Влияние игрушки на мировоззрение будущих правителей. Часть первая
Столетней годовщине мученической смерти Царской семьи посвящается.
Так уж вышло, что тем или иным образом, большую часть моей трудовой биографии я была связана и с педагогикой, и с куклами.
Действительно, игрушки играют огромную роль в воспитании будущих личностей. Это всегда знали и наши предки, и новаторы, которые приходили на место свергнутых лидеров. Именно поэтому, сразу после Октябрьской революции игра в «дочки — матери» была объявлена буржуазной и вредной для подрастающего поколения юных революционеров.
О влиянии игрушки на мировоззрение ребенка знали и в царских семьях России. И игрушки для будущих князей, княжон и цесаревичей подбирали всегда с особой тщательностью.
С давних пор в играх учились принципам жизни, принятым в то время. Так, согласно «Домострою», хозяйство должно вестись максимально бережно и рачительно: «остатки и обрезки ко всему пригождаются в домовитом деле», и царицы XVI и XVII в. применяли этот принцип и в жизни, и в игре их дочерей. Последний вершок ткани, остаток и обрезок сохранялся и шёл в дело или в домовом обиходе, или в дар. Сохранились записи царского казначейства: «Вершок атласу золотного по лазоревой земле на потешные куклы», «камки двоеличной шелкъ рудожелтъ да празелень 9 вершковъ 1643 г. Мая 9 приняла въ хоромы девка Марфа Голохвастова, а сказала, что царевнамъ на потехи». Потехами были не только куклы, а и лоскутные мячики, только украшенные не «по-простонародному», а, как подобало в царских хоромах для государевых детей, более богато, красиво и великолепно, набивались они хлопчатою бумагою и украшались серебряным или золотым галуном, а в средину их клали медные круглые бубенчики.
Девочка в наряде боярыни
Надо сказать, что мячики появлялись в детских потехах очень рано, «как только ребенок начинал смыслить». Например, для четырехмесячной царевны Ирины Михайловны 22 августа 1627 г., было изготовлено из сафьяновых лоскутьев семь мячиков с бубенчиками внутри.
Царь Алексей Михайлович до четырех лет играл в мячики, а трехлетнему его сыну Симеону Алексеевичу, в «1668 г Мая 16 сделано было двадцать мячиков в бархатах гладких, в алом, в червчатом в зеленом, в голубом; потом 19 Августа сделано еще 10 мячиков, бархат виницейский по серебряной земле морхъ рудожелт». Играли еще княжичи да царевичи деревянными лошадками и миниатюрным военным снаряжением.
Особенно преуспел в военных играх будущий Император российский Петр Первый. Когда Петруше исполнился год, ему сделали деревянного коня на колесиках. Вырезал его из липы старец Ипполит, затем деревянного коня обтянули жеребячьей шкурой. И хотя предназначалась игрушка для годовалого ребенка, все снаряжение делалось, как для настоящего скакуна. Деревянное седло обили войлоком и красным сафьяном, а упряжь в самых малых деталях копировала подлинную. Уздечку — все пряжки, наконечники и запряжники — сделали из серебра. А паперс — нагрудник — украсили серебряными запанами с изумрудами.
А в Оружейной палате московского Кремля до сих пор хранится «потешная» карета, которую сделали Петру, когда тому исполнилось два года. Карета была удивительная! Чуть выше колеса большой кареты, от настоящей она отличалась только размерами. Да и лошади в эту карету тоже запрягались настоящие, только очень маленькие — особой «пигмейской» породы. И во время торжественных выездов эта карета занимала свое место в царском поезде
Потешная карета Петра Алексеевича
Кроме того, у Петра была качель на веревках, обшитых червчатым бархатом, цынбальца, книжка в сафьяновом алом переплете с золотым неводом и серебрянным застежками, потешная баба деревянная во всем наряде…
Но более всего любил он военные потехи.
Когда просматриваешь описи приобретаемых для двухлетнего царевича игрушек, возникает ощущение, что читаешь описание небольшого арсенала:
20 июня 1674 года — куплено для царевича девять луков с жильной тетивой, «жильничков»;
14 июля — живописец Иван Безмин расписал красками для царевича пять маленьких знамен, а еще через день — шесть игрушечных барабанов.
Приобретались бердыши, копья, топоры, булавы.
Петр 1 и Никита Зотов, мин. 18 в.
Как свидетельствует каталог «Юбилейной выставки в память державного основателя С-Петербурга к 200-летнему юбилею Петербурга», в мае 1903 года в Летнем дворце были выставлены две пушки, подаренные по преданию еще царем Алексеем Михайловичем Петру для его потешных забав.
Петр был младшим сыном и шансов стать правителем, у него почти не было. Поэтому и учением его особо не изводили и времени для игр у него было достаточно. А военные игры Петра усложнялись с каждым днем.
Петр 1 и Никита Зотов
В Писцовых книгах за 1676 год можно найти такие записи:
«Мая 15-го. Велено сделать царевичу и великому князю Петру Алексеевичу в лубье саадашское саадан (колчан — М.К.) стрел, по счету 17 стрел, да 10 гнезд стрел яблоневых с белохвосцы перьями, да 10 гнезд стрел березовых с простым перьем.
Июня 2-го. Велено сделать два лука недомерочков (малого размера. — М.К.) жильников.
Сентября 30-го. Для царевича куплен пояс сабельный шелковый, турецкого дела, к сабле потешной.
Декабря 20-го. Куплено кожи на пять барабанов…
Декабря 23-го. Поданы в хоромы потешные пистоли, карабины, пищали винтованные с замком деревянныя. »
Как и дети, еще в малиновые суконные кафтаны на беличьем меху были одеты четыре карлика — Никита Комар, Василий Родионов, Иван и Емельян Кондратьевы. Подражая ребятам, участвовали они в забавах, и при этом следили изнутри игры за детьми, вовремя упреждая опасность.
Потешная карета Алексея Петровича
Мне неизвестно, в какие игрушки играл его сын, несчастный Алексей Петрович, а вот внук Петр III играть в солдатики просто обожал!
Петр 3 и Екатерина
Когда Елизавета Петровна привезла племянника в Петербург, тому было 13 лет — юноша по тем временам! Но наследника интересовали только игрушки, прежде всего — солдатики. Куклы привлекали его больше, чем государственные дела или юная невеста. И с возрастом его приоритеты не изменились. Он продолжил играться, но тайно. Екатерина Великая пишет: «днём его игрушки прятали в мою кровать и под неё. Великий князь ложился первый после ужина и, как только мы были в постели, Крузе (камеристка) запирала дверь на ключ, и тогда великий князь играл до часу или двух ночи».
Сын его и Екатерины Великой, бедный Павел, был первым русским императором, которого готовили к этому титулу с первого дня жизни. И многое, что делалось для Павла, делалось для всей страны и в прямом, и в переносном смысле. Павел был еще ребенком, но с его именем уже прочно связывалось само это понятие — первое.
Ему была сделана первая в стране детская прививка оспы, а первый русский учебник по физике назывался «Краткие понятия о физике для употребления Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Петровича».
Игрушечный корабль Павла 1
Но детство его было одиноко и несчастно. Ребенка с рождения навсегда отняли от матери, и теперь Екатерина могла узнавать о нем только украдкой, потому что спрашивать о его здоровье значило бы сомневаться в заботе, которую имела о нем императрица, и это могло быть принято очень дурно.
Павла держали в чрезвычайно жаркой комнате, запеленавши во фланель и уложив в колыбель, обитую мехом чернобурой лисицы. Та распорядилась Елизавета Петровна и ребенок теперь принадлежал не матери, а Российской империи.
Жестокое убийство отца, интриги вокруг престола, в которые втягивали малолетнего Павла, не могли не подействовать на его характер. Несчастливая звезда российских императоров, кажется, тогда и взошла над его судьбой.
Современники вспоминают, что уже в десять лет взгляд Павла сделался схожим с взглядом старика. Напряженная и непосильная для ребенка духовная работа изнуряла его тело и ум.
Лошадка Павла Петрвича, сделанная по приказу Екатерины 2, ею играли все русские императоры.
Быть может, если бы у Павла появились товарищи-сверстники, детские игры и игрушки, он сумел бы позабыть о разыгравшейся трагедии, но этого не было.
Еще восьми лет от роду Павла пожаловали полковником в лейб-кирасирский полк, а в десять — назначили генерал-адмиралом Российского флота.
«1764 год. 20 сентября. День рождения Его Императорского Высочества: минуло десять лет. »
С утра Павел ходил с матерью-императрицей к обедне, после выслушал проповедь отца Платона и поплакал…
Возвратившись к себе, принимал поздравления от придворных, потом позавтракал…
Потом в одиночестве играл в бильярд.
В шесть часов отправился на бал…
В десятом часу лег опочивать.
Вот такой день. Еще один день одиночества и холода, еще один день взрослого человека десяти лет от роду.
В одной из комнат у Великого князя стоял токарный станок, в другой была сделана решётчатая птичня. Птицы были единственными друзьями юного наследника.
Екатерина Вторая не жалела денег на Павла и на игрушки для него, но игрушки эти точно соответствовали нешуточным званиям, возложенным на Павла.
2 октября 1764 года в приёмной зале у Павла появился четырехметровый корабль, сделанный мастером Качаловым.
Все было настоящим на этом корабле. Все снасти, вся палубная обстановка. Это и был настоящий, только уменьшенный корабль. Его можно было разглядывать, можно было изучать по нему устройство парусного оснащения, но играть этим кораблем было нельзя.
Павел забрал с корабля шлюпку и поставил на стол. Установил парус, потом разложил весла. Шлюпка тоже была совсем настоящей, только притворившейся игрушкой, и скоро Павел позабыл и пре неё.
На следующий день, как пишет Семен Прошин, «Его Высочество изволил разбирать и укладывать сигнальные флаги у корабля своего».
«7 октября. Незадолго перед обедом поднес Его Высочеству артиллерийский один офицер родом грузинец князь Чухлыманов две духовые гаубицы и две пушки. В зале делали им пробу. Стреляли деревянными ядрами».
Пушечки эти, изготовленные в 1756 году мастером Даниловым в масштабе один к двенадцати, и сейчас хранятся в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Но о том, как играл этими пушечками Павел, как и тем кораблем, что несколько дней простоял в приёмной зале, кроме короткой записи Прошина не найти ни полслова. Это более чем странно, ведь Павел — первый русский (опять первый!) император, дни детства которого расписаны почти по минутам.
А, может быть, потому и нет записей, что не играл. Может, потому и не играл, что ясно понимал — все это не игрушки.
АЛЕКСАНДР I
Екатерина Великая своего внука обожала! Именно его она видела на престоле. И, может быть, бессознательно, но она, как бы торопила Александра поскорее взрослеть. «Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение знаний». Она писала: «Полезно будет детям вдруг не давать более одной вещи, и когда захотят иметь другую, тогда отбирать первую».
Давала она и распоряжение, чтобы игры цесаревича проходили в строгости и тишине. А в детской его, словно провозвестники грядущей эпохи машин и механизмов, начали появляться самые разнообразные заводные игрушки. Кукла-модница смотрелась в зеркало, и сама расчесывала волосы, куклы-солдаты маршировали по столу, производя все воинские артикулы, заводной барабанщик отбивал ритм настоящего марша. Появились тогда и «говорящие книги»: потянешь за веревочку — и заблеет коза, замычит корова, захрюкают свиньи. Появились стульчики с музыкой — садишься, и начинает играть музыка.
Механическая карета 18 в.
Но Александру быстро надоели эти детские забавы, слишком скоро повзрослел наследник. Простые игры уже не интересовали его – вместо игрушек наследник забавлялся столярным искусством, печатанием на карманной машинке, раздобытой им в Германии, ловлей рыбы, планированием путешествий по глобусу. Строгие требования, которые предъявлялись к будущему императору почти что лишили его детства с той приятной беспечностью и сразу же возложили на юные плечи груз ответственности за всю страну.
Общее детство у них было с братом Николаем — однако младшему в семье намного больше были по душе военные игрушки царских детей. Уже взрослым, император вспоминал свое первое деревянное ружьецо и любимых лошадок, а больше всего нравились ребенку оловянные солдатики. Даже после того как он вырос, продолжал коллекционировать эти в точности воссоздающие военные чины и костюмы стройные фигурки. В детские игры он любил включать исторические детали и позже эти качества, любовь к строгости и порядку, сделают из его образа «жандарма Европы».
Павел в женой и детьми
Мария Федоровна с Александром 1 на руках
Николай I
Рассказывают, что в 1797 году Николай уже танцевал на придворном балу. Было ему тогда от роду один год и четыре месяца… В три года Николай надел малиновый лейб-гвардии конного полка мундир…
Но из первых лет жизни запомнилась ему встреча с Суворовым. Однако Суворов запомнился не великим полководцем, а просто — спасителем няни, которую Николай очень любил, и которая научила его и русской азбуке, и молитве «Отче наш». А войска Суворова спасли любимую няню из плена в Варшаве.
Николай 1 с братьями Александром и Владимиром
Запомнилась и первая игрушка — деревянное ружьецо, купленное за полтора рубля. Потом появились в детской литавры, деревянные шпаги, алебарды, гренадерские шапки, трубы, пушечки, зарядные ящики.
Ему не исполнилось еще пяти, когда ему подарили уже не деревянную, а настоящую лошадь и он начал ездить верхом. Но любимыми игрушками Николая I были оловянные солдатики. Русские мастера к тому времени в совершенстве овладели техникой «нюрнбергской» школы, и оловянные фигурки — пехотинцы высотой 32 мм, конники — 44 мм, в точности копирующие и форму, и вооружение русских полков, начали поступать в продажу.
Николай с братом Константином
Кстати сказать, интерес к оловянным солдатикам сохранился у императора Николая I на всю жизнь, и собранная им коллекция нюрнбергских фигурок считалась наиболее крупной и значительной.
АЛЕКСАНДР II
Детство императора-освободителя Александра II проходило в атмосфере семейного уюта, ведь его отец Николай Павлович тогда и не знал, что станет императором, поэтому мог посвятить много времени воспитанию своих детей. Отец и взрослым сохранил любовь к мальчишеским военным играм и попытался сделать миниатюрные сражения семейной традицией. Оловянные солдатики, пушки и палатки должны были научить маленького Сашу не только искусству сражений, но и нравственному кодексу военного.
Но судьба отца и сына резко изменилась, когда на их плечи легла ответственность за всю Россию: говорят, семилетний Александр плакал, когда узнал, что теперь он стал наследником престола.
Мы многое знаем о воспитании императора: наставления В. Жуковского, изучение наук, спортивные занятия, служба в кадетском корпусе – все это похоже на детство обычного мальчика. Но именно в своих играх он мог почувствовать себя маленьким императором: специально для наследника на детском островке был выстроен красный домик, где Александр заведовал небольшими лодками, которые в его воображении не просто путешествовали по Царскосельскому пруду, а совершали целые кругосветные путешествия.
Александр 2 с сестрой Марией
В то время, годы ребенка с восьми до тринадцати лет отводились для «приготовления к путешествию» — в этом возрасте необходимо было развить ум и нравственное чувство. Следующие шесть лет занимало само «путешествие» — усвоение общеобразовательного курса, и ещё два года — «завершение путешествия — учение применительное. »
Потому и к выбору игрушек подходили с особой тщательностью.
Александр 3 с братом
Александр III
Он был вторым сыном Александра II. Но старший брат умер 12 апреля 1865 года, и 15 августа Александр был представлен народу как наследник. Говорят, что, умирая, брат сказал Александру: «Оставляю тебе тяжелые обязанности, славный трон, отца, мать и невесту, которая облегчит тебе это бремя». И действительно, после смерти старшего брата Александру пришлось жениться на принцессе Дагмаре, ставшей в замужестве с ним императрицей Марией Фёдоровной.
Рассматривая игрушки Александра III — все эти игрушечные паровозики, водокачки, мосты, перебирая книги, которые он читал (кстати, любимым писателем в детстве у Александра III был автор исторического романа «Ледянной дом» И. Лажечников), можно рассуждать, что еще в детстве Александра заранее ориентировали на внутренние интересы России… Говоря о самоограничении, воспитываемом в процессе образования царских детей, надо подчеркнуть, что здесь и речи не было ни о каком стирании личности, нивелировке облика и характера. Итогом этой предварительной подготовки должна была стать их готовность в момент принесения присяги на верность Отечеству принять ту единую, высшую силу, что осеняла будущих монархов. И тогда-то личностные интересы и заботы, их собственные симпатии и увлечения становились несущественными по сравнению с теми заботами страны, что брали они на свои плечи.
Сохранились счета, которые оплачивала императрица Мария Федоровна, покупая своим детям игрушки. 28 марта 1881 г. в «Игрушечном магазине Фохта» куплены: карета (14 руб.), три куклы (по 5 руб.), кукла (4 руб.), картинка для складывания (5 руб.), игра «Зоологический сад» (15 руб.), разных кукольных украшений (2 руб. 50 коп.). Всего игрушек куплено на 60 руб. 50 коп.289 Надо сказать, что этот «детский счет» имеет непосредственное отношение к «большой истории». Дело в том, что 27 марта 1881 г. семья Александра III переехала в Гатчинский дворец, где начала обстраиваться в низких и сырых комнатах антресольного этажа Арсенального корпуса. Видимо, игрушек во дворце не оказалось, поэтому их срочно купили 28 марта и привезли в Гатчинский дворец для детей».