во что одеты художники
Мода и художники
Великие художники вдохновили многие поколения на настоящие подвиги в изобразительном искусстве. Мы можем наблюдать яркие и оригинальные работы последователей Ван Гога, Дали, Пикассо, удивляться продуманным сюжетам, очаровываться гармоничностью подобранной палитры. Но во все времена наибольший интерес вызывал стиль жизни известных людей, их привычки, прически, манера одеваться.
Естественно, что всегда находились люди, которые копировали образы художников. Да, не стоит вспоминать сейчас старых мастеров, ведь найти описание гардероба Микеланджело, к примеру, практически невозможно. А вот наряды художников ХХ и ХІХ веков можно повторить в малейших деталях.
Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Дома моды очень часто отдают дань уважения знаменитым художникам и их произведениям. Так, Moschino под руководством Джереми Скотта представил мужскую коллекцию в стиле Роберта Мэпплторпа.
Кудрявые симпатичные модели вышли в куртках и рубашках с открытым воротом, а на голове у них были черные кожаные кепки. Именно таким увидел Боб Коласелло, редактор журнала Interview, Роба Мэпплторпа в 1971 году. «Он был красив, как женщина, но при этом крепок и силен».
Французский дом моды Céline решил показать всему миру, как одевалась Ли Миллер. Модель, участница сюрреалистического движения, модный фотограф, подруга Пикассо, она во время войны кардинально сменила имидж и стала военным фотожурналистом.
Миллер носила стиль милитари и в ее гардеробе были грубые мужские ботинки, штаны на толстом ремне, рубашки с закатанными рукавами и жилетки. В наши дни таким набором в женском арсенале не удивить, но для середины ХХ века это было смело.
Невозможно пройти мимо яркого и неординарного Пабло Пикассо. Человек, который заставил громко говорить о своих картинах весь мир, умел красиво и стильно одеваться.
Один из его образов использовал фотограф Ютака Сакано еще в 1983 году, когда сделал фотосессию американскому художнику Жан-Мишелю Баския. Теплое пальто, берет, шарф, перекинутый через плечо, и кисть — узнаваемый образ, не правда ли? Таким мы часто видим Пикассо на фотографиях.
Самый эксплуатируемый образ в индустрии моды — стиль Фриды Кало. Неоднозначная, эксцентричная, красочная и такая темпераментная.
В разные годы различные дома моды посвятили Фриде свои коллекции — это Жан-Поль Готье, Валентино, Стелла Джин, Dolce & Gabbana, Alice + Olivia и даже журнал Vogue. Очень благодатная почва для создания нестандартной и вечно модной одежды.
Что носят художники и почему это имеет значение
Британский эксперт в области моды и куратор Чарли Портер рассказал о своей новой книге «Что носят художники»
Многие художники выбирают очень характерную одежду, и эксперт в области моды, куратор Чарли Портер уверен, что их гардероб рассказывает куда больше, чем только о чувстве стиля. В новой книге What Artists Wear («Что носят художники») он повествует о любимой одежде модернистов и современных художников — от фирменной джинсы Энди Уорхола до калейдоскопических нарядов Яёи Кусамы, от строгих костюмов Гилберта и Джорджа до функционального облачения Барбары Хэпуорт и повседневного стиля Мартин Симс. Портер показывает, как в их руках и на телах одежда становится мощным выразительным средством. Он объясняет, что вещи, в которые художники облачаются для работы и в свободное время, могут служить дополнительным источником информации об их творческом методе и жизни, и призывает всех нас внимательнее оценить наш собственный гардероб.
Что вдохновило вас на создание этой книги?
Все началось с того, что в 2015 году, когда в Тейт Модерн шла выставка Аньес Мартин, я написал статью для газеты Financial Times. Мое внимание приковала фотография Мартин, сделанная в 1960-е годы в ее мастерской. На ней был очень простой функциональный стеганный ромбом костюм грязно-белого цвета — брюки и верх. Самой интересной на фотографии была для меня именно одежда. Она выглядела невероятно современно.
В то время я писал о модных показах, на которых вы видите наряды, созданные для того, чтобы быть надетыми лишь однажды, в которых никто не жил. Но я все четче осознавал, что интересные вещи, связанные с одеждой, далеко не заканчиваются на стадии ее производства.
От нарядов Джорджии О’Кифф до ярких рубашек Дэвида Хокни — вы исследуете то, как художники работают и играют с различными условностями и стереотипами.
Мы живем во времена, когда художники самыми разными способами встраивают самих себя в свое творчество — открыто, как Синди Шерман или Хелен Каммок, которая может войти в кадр, чтобы переставить камеру, или незаметно, но при этом все равно осознанно присутствуют. Практически все мы надеваем для работы специальную одежду. Но художникам, с учетом особенностей их труда, с куда большей вероятностью не нужно соблюдать никакие правила, и поэтому в том, как они одеваются, больше инстинктивности и прямой связи с тем, как они видят себя в обществе.
Глядя на художников, можно понять, какую роль одежда играет в обществе, как она транслирует информацию о власти, классе, расе и гендере и каким образом художники ниспровергают это, или пытаются идти против, или стремятся найти рабочую одежду, в которой могут просто функционировать как человеческие существа (пример — Аньес Мартин).
Ваша книга посвящена не только тому, какую одежду носят художники, но и тому, как они ее носят. Мне понравилось, что в ней есть отдельная глава под названием «Живопись на одежде».
Я получил огромное удовольствие, когда писал эту главу, потому что она обнаруживает физическое измерение работы художника и усилия, которые требуются от него для ее выполнения. Прекрасным примером служит Энн Труитт. Она сама смешивала краски для своих минималистических скульптур, у каждой из которых есть одно или два цветовых поля. Она хотела высвободить цвет и дать ему жизнь, и она видела себя так, будто бы сама была цветом. Отсюда эта невероятно заляпанная одежда и бардак в мастерской. Глядя на пиджак, который сохранился у ее дочери, на краску на нем, понимаешь, какого труда ей стоило создание искусства. То же самое у Филлиды Барлоу: необыкновенный труд и физические усилия, которые требуются для того, чтобы ее яркие инсталляции состоялись.
Вы также исследуете ряд менее известных фигур, например одежду американской художницы-перформансистки Линн Хершман Лисон или тайваньского художника Тайчина Ше.
Мне хотелось подробнее остановиться на некоторых из этих менее заметных персонажей. Например, я решил, что Пикассо получит всего одну строку — этого достаточно. Это позволило дать больше места другим.
Вы начинаете книгу с нарядов индивидуального пошива и заканчиваете повседневной одеждой. И то и другое представляет собой тип одежды с очень сильными культурными коннотациями.
Надеюсь, путь от одного к другому дает некоторое чувство освобождения. Ведь, надевая костюм, вы начинаете говорить на языке власти белых мужчин, и людям, которые носят костюмы, стоит подумать об этом. Почему костюм, эта абсолютно мужская одежда, служит униформой власти? Но и повседневный стиль очень проблематичен, поскольку дорогие бренды копируют его у небелых людей из рабочего класса, у которых нет денег, зато есть стиль.
Мартин Симс (основательница ресурса Dominica, сфокусированного на исследовании проявлений темного в визуальной культуре. — TANR) и цифровая Сондра Перри говорят об этом очень красноречиво. Моя книга завершается этапом напряженного, возбужденного состояния, в котором искусство находится сейчас, когда художники пытаются освободиться от давления институций или от ожиданий относительно их действий. Она заканчивается Премией Тернера 2019 года, когда художники обратились с просьбой рассматривать их как коллектив, — заканчивается в этой точке взбудораженности, которой свойственно использование одежды для подрыва устоев общества.
В конце книги вы обращаетесь ко всем нам, читателям, с призывом внимательнее присмотреться к нашему собственному гардеробу.
Сара Лукас говорит, что хочет, чтобы предметы ее одежды, которые она использует в своих работах, замещали ее, будто бы это она лично находится здесь, перед зрителем. Когда вы видите другого человека, вы одновременно видите и самих себя. Глядя на то, как художники носят одежду — чтобы жить, чтобы подрывать социальные устои, чтобы пытаться изменить или радикализировать общество, мы можем делать то же самое. Мы можем освободиться и начать задумываться над тем, что и почему мы носим, и отдавать себе отчет в существовании всех этих тайных языков власти.
Как одевались художники
Хочу рассказать о пяти художниках, которые уделяли столько же внимания своему внешнему виду, сколько и своим полотнам.
Стиль Фриды Кало отличается своеобразной игривостью и максимализмом. Она любила драгоценные камни и вышивку, а ее лицо часто обрамляли кружевные головные уборы. Художницу не раз можно было увидеть в брючных костюмах мужского кроя. Такую эстетику она называла «десексуализированной».
2. Жан-Мишель Баския
Знаменитые слова художника: «Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни».
В то время как искусство Баскии поднимало вопросы о гражданских правах и расовой дискриминации в Манхэттене 1980-х, его гардероб был относительно аполитичным, но очень интересным. Он любил таких дизайнеров, как Йоджи Ямамото, Джорджио Армани, Иссей Мияке.
Жан-Мишель искусно комбинировал находки из секонд-хендов. Его одежда бросала вызов социальным ярлыкам, а прическа подчеркивала уникальность личности. Как однажды написал поэт Рене Рикар: «Жан-Мишель выглядел как искусство».
3. Наталья Гончарова
Наталью Гончарову называют амазонкой русского авангарда. Худжница вдохновлялась русскими иконами, языческими идолами и каменными «бабами». Выставки ее работ проходят по всему миру.
Как и Фрида Кало, Наталья Гончарова рисовала яркие картины, на которых конфликтовали цвета и принты из народной культуры. Но в отличии от одежды Кало, наряды Гончаровой были утеряны. Зато ее своеобразные «fashion-иллюстрации» сохранились и сейчас демонстрируются в лондонской Tate Modern. Ее дизайны характеризуются жгучими оттенками, противоречащими друг другу. Факт того, что эта эстетика неподвластна времени, – очевиден.
Эксцентричного британского художника называют поп-идолом современного искусства.
В возрасте 15 лет Грейсон Перри покинул семейный дом в парике и теннисных туфлях. С тех пор он стал иконой «странного» стиля и доказал, что нет ничего более вневременного, чем одеваться так, чтобы соответствовать собственному «я». В своем типичном облике Грейсон сливается с толпой. Однако его альтер-эго Клэр – это другая история. Огромные воротники, ленты, банты, головные уборы, макияж «вырви глаз» – все в безвкусных пастельных и неоновых оттенках. Как и в творчестве Перри, все стало настолько «чересчур», что превратилось в сатиру.
Занеле Мухоли – это абсолютный феномен. Ее портреты чернокожих квир-людей демонстрируют достоинство, с которым они принимают все сложности своей жизни. Художница наиболее известна автопортретами. В них она использует одежду и аксессуары, чтобы создать поразительные образы с четким политическим посланием. К примеру, на одном из автопортретов у нее на шее находятся шины как отражение метода пыток, который применяли при апартеиде. При этом показательная андрогинная внешность демонстрирует вдохновляющую храбрость.
Правила арт-дресс-кода от Натальи Гольденберг, Ксении Таракановой и Екатерины Мечетиной
Е ще вчера культурная программа для многих ограничивалась походом в Большой театр или просмотром фильмов вроде «Диор и я» на языке оригинала, а сегодня посещение выставок, аукционов, лекций и показов документальных фильмов стало обязательной частью жизни современной московской девушки. Швейцарские скульпторы, японские акционисты и русские концептуалисты с непростыми в произношении именами стали популярной темой для любого светского диалога. Задавшись целью узнать, что надеть на открытие следующего частного музея или лекцию заморского куратора, мы расспросили стильных и нечуждых искусству девушек о табу, негласных правилах арт-дресс-кода и модных брендах с интеллектуальным уклоном.
1. Ксения Тараканова, совладелец агентства V Confession
Если вы — не Андрей Бартенев, и ваш образ — не часть перформанса, то, по-моему, чтобы хорошо выглядеть на арт-мероприятии, нужно прежде всего не раздумывать над своим нарядом слишком долго. Вымученный образ — совсем не то, что нужно.
Я особо не задумываюсь о том, что надеть на вернисаж, но уважать заявленный дресс-код — это вежливость, этикет. Поэтому если я собираюсь на ужин с рассадкой и торжественный прием с пометкой black-tie на пригласительном, я, конечно, надену нечто соответствующее, например, простой и графичный комбинезон в пол с открытой спиной или смокинг.
Мне кажутся уместными вещи от A.W.A.K.E., Walk of Shame, Jacquemus и Lemaire. Нужно просто выглядеть адекватно ситуации, и самое универсальное, на мой взгляд, сочетание — белая рубашка из Zara с черными брюками Lemaire и часы на стальном браслете.
2. Наталья Гольденберг, креативный директор ЦУМа
Когда я собираюсь на открытие выставки, совсем не хочется надевать что-то в стиле casual. Я бы даже назвала это тенденцией: к примеру, на годовщину музея «Гараж» мало кто пришел в джинсах — на вернисажи такого уровня принято наряжаться. У меня на этот случай, как выяснилось, есть много винтажных вещей, которые довольно сложно применить в других ситуациях, но на арт-мероприятиях они «выстреливают».
«Разрисованная» мелками юбка от Вики Газинской из коллекции 2012 года как раз оказалась к месту на вечеринке «Гаража» на прошлой неделе. Мне нравится, что на арт-события можно надеть что-то сумасшедшее. В отличие, например от кинопоказов — глупо наряжаться туда, где ты возьмешь попкорн и будешь сидеть в джинсах в темном зале.
С искусством у меня ассоциируются бренды Prada, Proenza Schouler, Celine. Из девушек искусства мне нравится стиль нью-йоркской художницы Олимпии Скэрри и дизайнера Ольги Томпсон: ее наряды – это абсолютный арт.
В Нью-Йорке, Лондоне и Париже арт-мероприятия в глобальном тренде уже лет пять–десять: Москва в этом плане только начинает догонять остальной мир. Кстати, заметила, что многие нью-йоркские арт-девушки ходят с красными ногтями. А мне сейчас нравится прозрачный маникюр, укладки с эффектом мокрых волос и красные губы.
3. Маргарита Пушкина, основатель московской международной ярмарки современного искусства Cosmoscow
Строгого дресс-кода на арт-мероприятиях нет, и это позволяет воплощать в жизнь самые смелые идеи. Если вы не успеваете переодеться к вечеру, это не повод пропускать вернисаж. В арт-сообществе вас будут рады принять в любом виде: на таких мероприятиях комфортно себя чувствуют и банковские сотрудники в костюмах, и творческая богема, и художники в футболках, перепачканных красками.
Для культурных мероприятий, на мой взгляд, подходят вещи брендов Chloe, Marni, №21, Stella McCartney, Saint-Laurent, а также наряды от московского дизайнерского дуэта Ruban, в одном из которых я в прошлом декабре была на премии The Moscow Times Awards. Еще мне нравятся «интеллигентные» платья от Вики Газинской: в одно из них я выбрала для открытия Cosmoscow в 2014 году.
Мой личный must-have для больших мероприятий, типа ярмарки современного искусства, — это кеды Golden Goose, в которых удобно оббежать все галерейные стенды, и сумка Hermes через плечо, куда я складываю многочисленные визитки новых знакомых коллег.
4. Екатерина Мечетина, бренд-директор Beluga
Выбор наряда прежде всего зависит от формата мероприятия: это может быть неформальная вечеринка под открытом небом где-то на просторах «Винзавода» или торжественное открытие новой площадки, которое предполагает более торжественную атмосферу. Чрезмерная женственность, нарядность, сексуальность или остромодность на вернисаже не по адресу: люди ведь собираются поговорить об искусстве, тенденциях и веяниях в культуре. В любом случае, вам должно быть удобно ходить по выставке, долго стоять и разговаривать, поэтому высокие каблуки или платье в полмогут сковывать движения.
В арт-среде люди позиционируют себя по-разному: кто-то одевается нарочито и вычурно, подчеркивает таким образом свою креативность и принадлежность к миру искусства, кто-то предпочитает исключительно черную одежду, а кто-то любит стиль smart casual — я в последней категории.
Под интеллектуальной модой традиционно понимают бельгийских и японских дизайнеров, но мне их эстетика не подходит ни внешне, ни внутренне. Я выбираю, скорее, «интеллигентные» вещи от Marni, Stella McCartney, Bottega Veneta, Celine, Prada. Считаю, что вещи должны быть либо простого кроя и сложного цвета, либо наоборот, при этом строгие и без излишнего декора.
Беспроигрышной комбинацией для арт-мероприятия я считаю джинсы, обувь на низком каблуке, рубашку или футболку и пиджак. В зависимости от цветов, которые вы выберете, — от строгих до ярких — образ будет меняться от нейтрального к нарядному. Меня часто выручают темно-зеленый пиджак Dior, нейтральный клетчатый от Louis Vuitton или желтый oversize жакет от Stella McCartney. Снизить градус праздничности всегда можно, надев кеды вместо туфель.
5. Ксения Чилингарова, журналист и основатель бренда ArcticExplorer
В арт-мире, пожалуй, существует негласный дресс-код. Например, у архитекторов всех возрастов самый любимый и идеально подходящий цвет — черный. Я не являюсь профессионалом от мира искусства, поэтому никаких табу у меня нет, для меня мода — это живой организм.
Celine, Prada, Marni, Loewe, Vika Gazinskaya — одежда этих брендов будет уместно смотреться на вернисаже. Я люблю и часто практикую принцип color blocking, сочетание разных локальных цветов в одном образе, главное — не переборщить.
Меня вдохновляет искусство. Чистота и функциональность архитектурных линий, колорит импрессионистов, графичность авангардистов и отсутсвие границ у современных художников могут повлиять на мой макияж или прическу: все зависит от настроения.
Как одеваться людям творческих профессий
Творческий человек — это созидатель, создающий что-то новое и оригинальное. Однако и этих людей с их космическими идеями и нестандартным мышлением модное вдохновение может обойти стороной. Нет, мы не создаем стереотипы и не вешаем ярлыки, как следует одеваться креативному классу. Мы стараемся помочь тем, у кого яркий внутренний мир диссонирует с внешним обликом. Поэтому, если ты творческий человек и тебе хочется добавить своей жизни пару ярких нот, этот обзор обязательно станет проводником в мир творческого стиля.
Внимание: цвет
Возможно, это самый популярный ответ на вопрос «что отличает творческого человека?». Да, именно яркие цвета. Многие творческие личности не скупятся на чувства и эмоции, а значит привыкли высказывать свое «я» через одежду. Это может быть хаотичная игра цвета. Или одна броская колоритная деталь в образе. Чтобы у вас не возникло сложностей при комбинировании оттенков, рекомендуем обратиться к подборке цветовых схем, которая предлагает замечательные, достойные «творца» решения.
Baon Юбка ( 3 999 руб. / 995 руб.)
Необычные принты
Приложите свою мастерскую руку и к вашему гардеробу! Пусть это будет сюрреализм, строгая геометрия, полная асимметрия, авангард и экзотика — всё то, что творится в голове творческого человека. Да, такие специфичные сюжеты возможно будут далеки от обычных людей, но понятны и близки вам, обладателю утонченного вкуса.
Lavish Alice Платье (6 179 руб.)
Orion Elsa Платье ( 6 301 руб. / 4 065 руб.)
Стиль поп-арт
Готовое стилистическое решение для креативного слоя — стиль поп-арт. Это буйство красок, эпатажные принты, задорная игра геометрии и сочетание самых разных материалов. Тотальный, поп-артовый с ног до головы лук выдержит не каждая. Но что стоит подарить свои образам топ с мультяшным изображением знаменитости или бомбер, будто сшитый из комиксов. И вас уже заметят. Да, поэтессу представить в таком амплуа сложно. А вот дизайнеры, модельеры, журналисты, представители современного искусства вполне могут подсластить свой гардероб этим стилем.
Wind vane Fashion Clothing Co. Толстовка ( 704 руб. / 493 руб.)
CONMEIVE Топ ( 1 066 руб. / 736 руб.)
Kevin’s Popular Clothes Топ (1 285 руб.)
Стиль авангард
Повышаем градус эксцентричности и предлагаем стиль авангард. Носить такую одежду — высший пилотаж и надежная гарантия того, что за вами закрепится репутация творческого и незаурядного человека. Классические силуэты могут сочетаться с фантастическими красками, а один цвет сопровождать самые затейливые линии. Здесь так же нет необходимости бросаться в крайности. Творческому образу вполне может быть достаточно одной детали.
MQQAF Куртка ( 2 369 руб. / 2 014 руб.)
Стиль бохо
Стиль бохо — свободный, легкий, романтичный. Прям как душа поэта или живописца, которая восхваляет красоту окружающего мира. Вы обязательно полюбите этот стиль, ведь из всех он максимально близок природе, которая вдохновляет тысячи творцов по всему миру. Это флоральные принты, легкие, как воздух, ткани, дерево, натуральные камни и естественные цвета.
Milk It Юбка (3 659 руб.)
New Look Юбка (1 625 руб.)
Аксессуары
Здесь сразу хочется написать о культовом берете художника. А почему бы и нет? Во многих образах этот головной убор волей неволей вносит творческую составляющую. Таких деталей много — шляпки, перчатки, скинни шарфы. А способов носить последние — великое множество. Попробуйте дополнить вашу любимую рубашку оригинальной бабочкой или галстуком. И не забудьте про украшения — яркие, массивные, с намеком на хэндмэйд.