Считается, первые признаки появления религии у древнего человека относятся к эпохе среднего палеолита. Вера формировала картину мира, помогала справиться с психологическим напряжением и объединяла людей.
В науке превалирует мнение, что именно религия стала двигателем эволюции, способствовала умственному и социальному развитию.
Однако, во что верили жители палеолита и, как ученые смогли это выяснить?
Причинами, позволившими предположить наличие у древних людей религии, стали погребальные обряды.
Правда, сказав, что вера у человека появилась в среднем палеолите, мы немного слукавили. Первые погребальные традиции зафиксированы у неандертальцев – параллельной ветке эволюции рода Homo Sapiens, 100 тысяч лет назад.
К слову, ряд ученых оспаривают эту точку зрения, называя обряды неандертальцев не верой в жизнь после смерти, а попыткой защитить тело от хищников. Соплеменнику придавали позу эмбриона, покрывали его благоухающими цветами, заваливали камнями и замуровывали могилу в пещере.
Что касается Homo Sapiens, конкретно кроманьонцев, то здесь погребальные обычаи зафиксированы не раньше 40 тысяч лет – в позднем палеолите.
Погребали человека там, где он жил. Захоронив сородича, племя покидало стоянку и искало себе новую.
Во что верили в каменном веке?
Религией древности был преанимизм – ранняя стадия развития анимизма, вера в существование духов.
Мир, в сознании первобытного общества, населялся Духами – добрыми и злыми, большими и малыми. Свой дух был у неба, леса, озера, у различных предметов и даже камней.
Всё на свете представлялось живым и разумным. С духами можно было общаться, просить защиты или помощи. Любой предмет, например копье, при определенном обращении, мог наделить хозяина сверхъестественной силой и поспособствовать удачной охоте.
Таким образом, природные явления происходили не просто так, а исходя из замыслов Духов. Дождь идет, потому что Дух неба плачет, нога ушиблена из-за вредного Духа камня, болезнь вызвана злым Духом леса и т.д.
Смерть, вероятнее всего, рассматривалась как освобождение Духа человека. Души предков почитались. Считалось, что они незримо присутствовали рядом и помогали потомкам.
Несмотря на примитивность религиозных взглядов, анимизм позволял человеку найти свое место в природе, формировал систему ценностей и придавал смысл происходящим явлениям.
самостоятельная работа, расчитанная на 10-15 минут
Просмотр содержимого документа «Культура первобытного человека. Тест»
Культурна первобытного человека. Тест. 1 вариант (10-15 мин.)
1. Выберите верное определение
2. Расположите в правильном хронологическом порядке следующие периоды:
а)Каменный век, Железный век, Бронзовый век, Медный век б)Бронзовый век, Каменный век, Медный век, Железный век
в) Каменный век, Медный век, Бронзовый век, Железный век
г) Железный век, Бронзовый век, Каменный век, Медный век 3.Первым видом искусства в истории первобытного общества было: а) архитектура б) наскальная живопись в) танец
4. 3.Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали: а) неандертальцы б) кроманьонцы в) это науке не известно
5.Выберите верное определение
а)Культура – это уникальность и неповторимость.
6.Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, устремленных в небо, назывались___________________ 7. Перечислите основные художественные инструменты первобытного художника
Культурна первобытного человека. Тест. 2 вариант (10-15 мин.)
а)Часть духовной культуры человека, специфический род духовно-практического освоения мира.
б)Часть матриально-духовной культуры человека, специфический род духовно-практического освоения мира.
в) Часть материальной культуры человека, специфический род духовно-практического освоения мира
2. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках: а) изображение животных б) изображение людей и растений в) и люди и животные изображались одинаково редко
4. Назовите характерные черты фигурки «палеолитическая Венеры»
а) стройные ноги, тонкая талия, красивое лицо б) отсутствие головы и рук, высокая грудь в) красивое лицо, стройная фигура, длинные ноги, гибкие руки
г) увеличенные груди, живот и бедра; нет ступней ног; черты лица отсутствуют
5.Что из себя представляет дольмен?
а) каменный прямоугольный дом с окнами
б)каменный круг без отверстий
в)каменный ящик с крышкой и круглым отверстием
6.Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, поставленных по кругу, назывались___________________ 7.Кто и при каких обсточтельствах обнаружил пещеру Альтамира _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Первобытное письмо называется
9.Слово «культура» пришло из.-а) латинского языка б) английского языка в)древнегреческого языка
10.Расположите в правильном хронологическом порядке следующие периоды:
а)Каменный век, Железный век, Бронзовый век, Медный век б)Бронзовый век, Каменный век, Медный век, Железный век
в) Каменный век, Медный век, Бронзовый век, Железный век
г) Железный век, Бронзовый век, Каменный век, Медный век
1. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших: а) более 2 млн. лет назад + б) более 3 млн. лет назад в) более 1 млн. лет назад
2. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад: а) люди научились обрабатывать металлы б) появился Человек разумный + в) люди перешли к земледелию и скотоводству
3. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы привел: а) к строительству городов б) к появлению государств в) к появлению религиозных верований +
4. Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших: а) они были уверены, что все это понадобится сородичу в “стране мертвых” + б) они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей в) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков
7. В чем состояло преимущество медных орудий труда перед каменными: а) медные орудия труда более прочные б) медное орудие труда стоило дешевле каменного в) медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново +
8. Главным отличием человека от животного является его способность: а) делать орудия труда + б) охотиться в) прожить в одиночку
9. Укажите черты, присущие первобытной эпохе: а) люди жили маленькими семьями б) люди использовали только деревянные орудия труда в) люди не угнетали друг друга +
10. Племенем называли: а) жителей одного города б) несколько родов, живущих в одной местности + в) коллектив родственников
11. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека: а) люди с помощью огня изготавливали орудия труда + б) огонь привлекал животных к жилищу человека в) люди перестали нуждаться в одежде
12. Как древние люди добывали себе пищу: а) скотоводством и охотой б) охотой и собирательством + в) земледелием и скотоводством
13. Более полумиллиона лет назад первобытные люди появились на … нынешней России: а) юге + б) севере в) востоке г) западе
14. Огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями: а) стегодон б) лесной слон в) мамонт +
15. Для охоты на крупную рыбу первобытные люди использовали: а) гарпун + б) копье в) рубило
16. Пещера на севере Испании, на потолке которой были изображены бизоны: а) Ласко б) Альтамира + в) Киик – Коба
17. Когда возникли земледелие и скотоводсто: а) более 10 тыс. лет назад + б) более 20 тыс. лет назад + в) более 30 тыс. лет назад +
18. Самые опытные и мудрые старики племени: а) сородичи б) старейшины + в) мудрецы
19. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли: а) семью б) народ в) племя +
20. Какое ремесло появилось 9 тысяч лет назад: а) шитье б) обработка металлов + в) ткачество
21. Глава племени, которого избирали для ведения военных действий: а) вождь + б) царь в) жрец
22. Около 150 тысяч лет назад на Земле проживали: а) кроманьонцы б) неандертальцы + в) австралопитеки
23. Какой период первобытной истории не относится к каменному веку: а) мезолит б) палеолит в) энеолит +
24. Когда возникают первые государства: а) ІІІ — ІІ тыс. до н. э. б) IV-III тыс. до н. э. + в) V- IV тыс. до н. э
25. Форма первобытной религии, основанная на вере в происхождение людей от общего животного предка: а) магия б) анимизм в) тотемизм +
26. Каменный век – период истории человечества, который получил такое название потому что: а) первобытные люди строили жилища из камня б) первобытные люди изготавливали орудия труда из камня + в) первобытные люди изготавливали из камня идолов своих богов
27. Средний рост неандертальца составлял: а) 165 см + б) 145 см в) 175 см
28. Каменный век ученые разделили на три периода. Какой из них – давний каменный век: а) мезолит б) энеолит в) палеолит +
29. Сплав меди с оловом или со свинцом называется: а) бронза + б) нейзильбер в) мельхиор
30. Одна из самых древних стоянок человека и его предков: а) Альтамира б) Олдувай + в) Аньян
Входной тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс
Входной тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 15 заданий.
Вариант 1
A1. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад?
1) появился Человек разумный 2) люди научились обрабатывать металлы 3) люди перешли к земледелию и скотоводству 4) появились первые стоянки первобытных людей
А2. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы привел:
1) к появлению государств 2) к строительству городов 3) к появлению религиозных верований 4) к отказу от занятий охотой и собирательством
А3. Прочтите отрывок из книги и укажите название животного, о котором идет речь.
Ао подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков…
1) носорог 2) бизон 3) мамонт 4) африканский слон
А4. Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших?
1) они имели излишки продуктов 2) они бьmи уверены, что все это понадобится сородичу в «Стране мертвых» 3) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков 4) они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей
А8. В чем состояло преимущество медных орудий труда перед каменными?
1) медные орудия труда более прочные 2) медь чаще встречается в природе, чем камень 3) медное орудие труда стоило дешевле каменного 4) медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново
А9. Главным отличием человека от животного является его способность:
1) охотиться 2) прожить в одиночку 3) делать орудия труда 4) строить жилище
A10. Укажите черты, присущие первобытной эпохе.
1) люди не угнетали друг друга 2) люди жили маленькими семьями 3) только старейшины и вожди умели читать и писать 4) люди использовали только деревянные орудия труда
A11. Племенем называли:
1) несколько родов, живущих в одной местности 2) коллектив родственников 3) жителей одного города 4) коллектив охотников
А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?
1) люди перестали зависеть от природы 2) люди перестали нуждаться в одежде 3) огонь привлекал животных к жилищу человека 4) люди с помощью огня изготавливали орудия труда
В1. Какие орудия труда использовались в земледелии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
В2. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Понятие
А) рабы Б) ремесленники В) знатные
Определение
1) потомки вождей, знаменитые люди 2) люди, которые занимаются изготовлением различных изделий 3) захваченные на войне пленники 4) могущественные боги
В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.
А) выделение знати Б) рост урожаев, появление излишков В) переход от родовой общины к соседской Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли
Вариант 2
A1. Какое событие произошло примерно 2 млн лет назад?
1) появились первые стоянки первобытных людей 2) люди научились обрабатывать металлы 3) люди научились приручать животных 4) появился Человек разумный
А2. Необходимость использовать при изготовлении орудий труда специальные приемы и навыки способствовала появлению:
А3. Прочтите отрывок из книги и укажите название животного, о котором в нем идет речь.
Племя выскочило наружу и облепило утес; опять все пронзительно визжали и завывали, и камни полетели с утеса пуще прежнего. Саблезубый теперь словно взбесился. Невзирая на неудачи, вновь и вновь он пытался взобраться на утес. При каждом его прыжке нас охватывал невообразимый ужас.
1) тигр 2) мамонт 3) бизон 4) лев
А4. Религиозные верования появились, потому что:
1) появилась письменность 2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер 3) главными занятиями людей стали земледелие и скотоводство 4) люди не могли понять причины многих природных явлений
А5. Впервые использовать медь научились жители:
1) Сибири 2) Южной Америки 3) Африки 4) Западной Азии
А6. Какое правило действовало в родовой общине?
1) каждый сам за себя 2) мой дом — моя крепость 3) один за всех, все за одного 4) богатый глух, а знатный слеп
А8. В чем состояло преимущество земледелия перед собирательством?
1) земледелием можно заниматься круглый год 2) земледелие более легкое занятие, чем собирательство 3) земледельцы постоянно меняют территорию проживания 4) человек благодаря земледелию стал меньше зависеть от природы
А9. Главным отличием Человека разумного от древнейших людей является его способность:
1) охотиться 2) делать орудия труда 3) прожить в одиночку 4) пользоваться речью
A10. В первобытное время человеческие коллективы возглавляли:
1) идолы 2) старейшины 3) предки 4) рабы
A11. Представителей известных, знаменитых семей называли:
А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?
1) люди стали жить поодиночке 2) люди смогли осветить улицы городов 3) люди перестали бояться природных явлений 4) огонь позволил расселиться на территории с более холодным климатом
В1. Какие орудия труда использовались первобытными людьми во время охоты? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
В2. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Понятие
А) неравенство Б) религия В) ткачество
Определение
1) разделение общества на богатых и бедных 2) поиск в лесах съедобных растений и плодов 3) вера в сверхъестественные силы 4) создание изделий из волокон
В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.
А) выделение знати Б) появление неравенства В) переход к соседской общине Г) возникновение земледелия и скотоводства
Ответы на входной тест по истории Жизнь первобытных людей 5 класс Вариант 1 А1-1 А2-3 А3-3 А4-2 А5-3 А6-4 А7-3 А8-4 А9-3 а10-1 А11-1 А12-4 В1. 12 В2. А3 Б2 В1 В3. ГБВА Вариант 2 А1-1 А2-3 А3-1 А4-4 А5-4 А6-3 А7-4 А8-4 А9-2 а10-2 А11-3 А12-4 В1. 24 В2. А1 Б3 В4 В3. ГВБА