во что можно поиграть устно
Игры разума: топ-10 словесных игр, которые точно понравятся вашим детям
Ох уж эти длительные поездки – в поезде, в самолете, в машине! Уже и сказка прослушана, и все песенки спеты по нескольку раз и с выражением, и раскраски изрисованы – а еще ехать и ехать… Выручают словесные игры – в них можно играть где угодно, хоть по дороге в школу. Мы составили топ-10 лучших игр для всех возрастов.
Читайте на Еве
Словесные игры стары как мир: в них обожали играть дети и в прошлом, и в позапрошлом веке (причем некоторые игры дошли до нас почти в первозданном виде). Плюсов у таких игр море: они не требуют никаких приспособлений, позволяют интересно провести время, узнать кое-что новое, а еще – тренируют массу полезных навыков. И самих игр, и модификаций очень много. Мы выбрали самые интересные – среди них есть и посложнее, и попроще, и гуманитарные, и технические. Поиграем?
Как играть : ведущий загадывает любое слово (для продвинутых – словосочетание). Игроки могут задавать любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Кто первый отгадал слово, тот и выиграл.
Количество игроков : от двух человек.
«Данетки» – бесспорный и многим знакомый лидер нашего хит-парада. Правила элементарные, а игра захватывающая – играть можно и с трехлеткой, и с десятилеткой. А главное, игра полезная: она учит логическому мышлению и навыку правильно формулировать вопрос. Кроме того, более-менее опытные игроки разрабатывают для себя систему вопросов, которые позволяют максимально сузить поиски: это живое? Это сделано человеком? Это съедобное? И так далее.
Как играть : ведущий загадывает слово, один из игроков выбирает любую букву. Ведущий должен объяснить загаданное, используя слова только на эту букву. Например, слово «дерево», буква – «с». Ведущий говорит что-то вроде: стоящее снаружи, стройматериал, саженцы, сосна и так далее.
Количество игроков : от двух человек
Эта игра позволяет значительно расширить словарный запас и заставляет работать воображение, конечно!
Как играть : ведущий ненадолго покидает комнату (или затыкает уши). Игроки выбирают, кого загадать (это могут быть сами игроки, ведущий, или, например, общий друг). Ведущий выясняет, какие ассоциации вызывает загаданный, например: с каким жанром музыки ассоциируется этот человек? С каким цветом? С каким транспортом?
Количество игроков : от трех человек (чем больше, тем лучше).
Как правило, во время этой игры никто не может удержаться от смеха, особенно если ведущий загадывает забавные ассоциации. А вот отгадать бывает не так-то просто: ассоциации-то у всех разные. Кроме того, это прекрасный способ немножко посмотреть на мир глазами своего ребенка: может оказаться, что желтая – картошка – велосипед – это именно вы!
Как играть : ведущий загадывает слово (существительное в единственном числе, чем длиннее, тем интереснее), например, «квартира», и говорит первую букву – «К». Задача игроков – выяснить, какое слово загадано, не называя его напрямую. Один игрок спрашивает: «Это то, что едят на завтрак?» Если ведущий догадывается, о чем идет речь, он отвечает: «Нет, это не каша».
Если ведущий не понимает, что это, а другой игрок догадался, он добавляет: «Есть контакт!» Тогда игроки начинают хором считать до десяти, а у ведущего еще есть шанс найти ответ. На счет «десять» игроки хором произносят загаданное слово – «каша». Если они имели в виду одно и то же слово, ведущему приходится раскрыть вторую букву своего слова – «в». Теперь игрокам нужно загадывать слова, начинающиеся на «кв». Игра продолжается, пока не будет отгадано слово ведущего.
Количество игроков : от трех человек.
Хоть описание игры довольно длинное, правила совсем не сложные. Игра увлекательная и азартная. Она учит давать определения и описания, причем особо искушенные игроки умудряются так описывать предмет, чтобы догадался именно один игрок, а не ведущий.
Как играть : игроки выбирают любое число от одного до десяти – например, семь. Затем начинают по очереди считать до ста, причем вместо чисел, которые делятся на семь или содержат семь, надо говорить «опля». Кто ошибся – выбывает.
Количество игроков : от двух человек
Эта забавная игра прекрасно тренирует навыки устного счета.
Как играть : нужно доказать, что ты победил. Почему? Придумывайте правила сами!
— Я победил, потому что я старше.
— Да, но сегодня побеждают только те, в чьем имени есть буква «М», а тебя зовут Петя!
— Да, но в этой игре такие правила, что правило номер два не работает!
Количество игроков : от двух человек.
Хотя правила с виду элементарные, игра получается довольно хитрая: нужно придумывать свои условия, при этом соблюдая все предыдущие. Вот они, приемы софистики в действии! Упражняясь в этой игре, ваш ребенок сможет переубедить кого угодно (осторожно: вас тоже).
7. Трёхлитровая банка
Как играть : выбираете любую букву и называете всё, что поместится в трехлитровую банку. Например: «б» – баранка, букашка, барбарис, бульон и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Помимо всего прочего, игра развивает пространственное воображение: нужно помнить, что банка большая, а вот горлышко у нее узкое, поэтому большой вопрос, поместится ли туда, например, стакан?
Как играть : ведущий называет любое слово, игрок должен придумать слово на последнюю букву первого. Ананас-собака-апельсин-носок.
Количество игроков : от двух человек.
Наверное, самая популярная игра всех времен и народов. Играть можно в города, в имена, в животных – выбор тем неограничен. Заодно получается расширить познания ребенка в той или иной области: загадывайте редких рыб или любимых сказочных персонажей.
Как играть: ведущий говорит любое слово, например, кошка. Игрок добавляет следующее – кошка проснулась. Далее каждый добавляет по слову, повторяя предыдущие. В результате может получиться целый рассказ, главное – не сбиться!
Количество игроков : от двух человек.
Игра шутливая, ведь результат совместного «творчества» непредсказуем! Заодно неплохо тренируется память и работает фантазия.
Как играть : загадывайте друг другу слова в их «зеркальном» прочтении: «лутс» – стул, «оверед» – дерево и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Во время игры тренируются память и внимание, и потом некоторые слова при их прочтении наоборот оказываются просто уморительными.
7 словесных игр, которые подойдут детям любого возраста
Когда сил на активные и требующие тщательной подготовки игры не остаётся, на помощь приходят словесные. Мы собрали подборку из семи классных игр, для участия в которых нужно лишь быть в компании больше двух человек и иметь хорошее настроение! А ещё в них можно играть по видеосвязи.
1. «Угадай слово!»
Количество игроков: от 2 человек
Очень простая и смешная игра. На одного игрока надеваются наушники, в которых громко играет музыка, чтобы он ничего не слышал. Его задача — угадать слово по губам, когда его произносит другой игрок. Если участвует несколько людей, то можно объяснять слово по очереди или распределиться по парам.
2. «Я никогда не…»
Количество игроков: от 2 человек
Сегодня у этой игры есть множество вариаций. Мы предлагаем самую распространённую версию. Участники по очереди должны называть какое-то действие, которое они никогда не делали. Например, игрок А говорит: «Я никогда не опаздывал на уроки». Все, кто на них опаздывал, загибают один палец. Игра продолжается до тех пор, пока у кого-то из участников не будут загнуты все пальцы рук. По основной версии игры, человек, который первый загнул все пальцы, проиграл, зато прожил самую насыщенную жизнь!
Кстати, играть можно и на английском языке, если вы хотите другой уровень сложности.
3. «Тематические слова»
Количество игроков: от 2 человек
Правила игры предельно просты. Вам с другими участниками нужно придумать тему, на которую вы будете называть слова. Например, «школа». Дальше все участники по кругу должны называть существительные, которые относятся к главной теме. Если кто-то из участников думает больше пяти секунд или повторяет уже сказанное слово — он выбывает. Побеждает тот, кто остался последним. Когда круг закончился, можно начинать новый на другую тему, пока кто-то из участников не победит, например, три раза.
Количество игроков: от 3 человек
Сначала всем игрокам нужно договориться, какие слова будут использованы на протяжении всей игры: только существительные, или можно употреблять названия, глаголы и словосочетания. Дальше один игрок загадывает другому на ухо какое-нибудь слово. Тот должен объяснить его другим участником игры, используя для описания только слова, начинающиеся на букву «п». Например: «Пожалуйста, посмотрите, подумайте, почтальон приносит почту…» Задача всех игроков — назвать загаданное слово. Когда оно названо, объяснявший придумывает угадавшему новое.
Если такая версия игры уже поднадоела, предлагаем загадывать не только слово, но и букву, с помощью которой игроку нужно объяснять слово.
Кстати, выражать согласие или несогласие с ходом мыслей игроков, которые отгадывают, объясняющему тоже нужно только словами на выбранную букву. Например, «правильно» и «подумай получше».
5. «Я беру с собой в поход…»
Количество игроков: от 3 человек
В начале игры нужно выбрать ведущего. Этот человек должен придумать принцип, по которому он будет брать других с собой в поход. Например, тех, кто называет предметы на конкретную букву, или тех, чьи слова состоят из пяти букв.
Дальше игроки по очереди начинают говорить фразу «Я беру с собой в поход…» и называть предмет. Если он подходит под загаданный принцип, то ведущий отвечает: «Да, и ты идешь со мной в поход». Если слово не подходит: «Нет, ты не идёшь со мной в поход».
5 игр с бумажкой и ручкой, которые помогут скоротать вечера в самоизоляции
Задача всех игроков — угадать принцип, по которому ведущий отбирает людей. Если кто-то из участников догадывается, он должен тихо высказать свое предположение на ухо ведущему или написать в телефоне. Игра продолжается до тех пор, пока все не отгадают принцип.
6. «Алиби»
Количество игроков: от 4 человек
В начале игры нужно выбрать двух человек, которые будут играть роли преступников. Они должны изолироваться от остальных в другую комнату и до мельчайших подробностей продумать, что они вместе делали в тот день, когда ограбили банк: какая была погода, во что были одеты, кого встречали на улице, всю последовательность действий. Главная цель преступников — продумать идеальное алиби.
Пока они этим занимаются, остальные игроки превращаются в детективов. Им нужно придумать 10–15 вопросов, которые они зададут преступникам, чтобы вывести их на чистую воду и раскрыть преступление.
Когда обе команды готовы, первый преступник входит в комнату и начинает рассказывать, что делал в день преступления, с утра до вечера. Важно, чтобы второй преступник в этот момент оставался в другой комнате и не слышал речь первого. Когда первый закончит говорить, детективы задают ему подготовленные вопросы и запоминают ответы. После чего в комнату входит второй преступник, рассказывает свою историю и также отвечает на вопросы.
В игре побеждает команда детективов, если они нашли три несостыковки в рассказе преступников. Например, один сказал, что они ехали утром на автобусе, а другой — на машине. Если разногласий не обнаружено, то побеждает команда преступников. Количество вопросов и несостыковок может меняться по желанию участников.
7. «Контакт»
Количество игроков: от 4 человек
В начале игры выбирается ведущий. Он загадывает слово — существительное в единственном числе. И называет другим участником первую букву. Например, «а».
Дальше любой игрок из команды, кто придумал слово на эту букву, должен начать объяснять его товарищам по игре. Нужно, чтобы угадали они, но не ведущий. Например, Саша говорит: «Это такой сладкий крупный красный плод, который все едят летом». Если кто-то из игроков догадался, о чём идет речь, он должен сказать: «Есть контакт». После этого они вместе вслух считают от одного до пяти. Если слово совпало, ведущий называет следующую букву. Например, «в». Теперь игроки должны придумывать слова, взяв за основу начало на «ав». Если слова игроков не совпали или ведущий успел назвать слово, пока два игрока считали до пяти, то участники продолжают играть с одной буквой.
12 простых игр, которые точно понравятся всей семье
Объясним на примере. Ведущий объявляет, что его слово начинается на букву «а». Саша придумывает любое слово и говорит: «Ребята, это такой общественный транспорт…» Рома догадывается, о чём речь, и произносит: «Есть контакт!» Они вдвоём считают до пяти, и оба вслух называют слово: «автобус». Слово совпало. Поэтому ведущий говорит: «Вторая буква — „р“». Рома говорит: «Струнный музыкальный инструмент». Маша догадывается о слове и кричит: «Есть контакт!» Они начинают считать до пяти, но на третьей секунде ведущий называет слово «арфа», которое загадал Рома. Поэтому он не говорит им третью букву.
Цель игры — отгадать слово, задуманное ведущим. Это можно сделать как в процессе отгадывания, так и назвав его сразу (бывают такие случаи).
Устные игры, помогающие скоротать время
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
В сердце у меня любовь
Вырастает, как морковь.
Потому и лью я слезы –
Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
Ведущий: Какая сегодня погода?
1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
1-й игрок: «Это было в большом городе?»
2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
14 словесных игр для всей семьи
Содержание
Собраться всей семьей и увлекательно провести время можно независимо от времени года – для этого почти ничего не нужно (кроме хорошего настроения, разумеется).
Посмотрите, как много интересных игр существует! Мы их объединили в подборку и советуем вам сохранить статью в закладках, чтобы постепенно освоить каждую игру.
Можно играть вдвоем с мужем (есть парные игры), а можно собрать друзей и родных. Ну а дети, если они совсем маленькие, будут только рады хорошему настроению взрослых. Ребята от 6-7 лет могут стать достойными партнерами в предложенных ниже играх.
Письменные игры
1. Энциклопедия
Кроме ручки и бумаги для игры потребуется какой-нибудь энциклопедический словарь.
Суть игры:
Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность, но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков – написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и, по возможности, замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью.
Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого “статьи” перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков.
Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по одному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту.
После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое слово. Всего их должно быть примерно 6-10. В эту игру можно играть и командами: придумывать мнимые определения коллективно.
Количество игроков: от 4-х чел.
2. Игра из кинофильма Квентина Тарантино “Бесславные ублюдки”
Суть игры:
Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб. Соответственно, все видят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами.
Задача участников – с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как “да” или “нет” (“Я историческая личность?”, “Я деятель культуры?”, “Я знаменитый спортсмен?”), узнать, кем именно они являются.
В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические – “карусельщик”, “таксидермист”), в кино- и литературных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.
Количество игроков: любое.
3. Телеграммы
Суть игры:
Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы. Первая буква станет началом первого слова, вторая – второго и так далее.
К примеру, выбрано слово “вилка”. Тогда телеграммой может стать следующее послание: “Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит”. Еще один виток игры – добавление жанров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова: деловую, поздравительную, романтическую (о типах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово.
Количество игроков: любое.
4. Дешифратор
Суть игры:
Каждый из участников пишет слово не длиннее 6 букв, не содержащее: “ь”, “ы”, “ъ”. Теперь нужно представить, что это аббревиатура, которую надо расшифровать. Расшифровка может быть самой неожиданной – чем смешнее, тем лучше.
Например:
Зима – Зайцы Ищут Мерзнущих Альпинистов
Бэби – Блондин-Электрик Боится Иглоукалывания
Стол – Степан терпеливо окучивал лук.
Побеждает тот, у кого получается самая оригинальная расшифровка.
Количество игроков: любое.
5. Чепуха
Суть игры:
Каждому участнику выдаются длинные полоски бумаги. На них нужно написать свой ответ на вопрос и свернуть листок так, чтобы не было видно написанного. Затем листок передается соседу по кругу.
Подобным образом необходимо ответить на несколько вопросов.
Вопросы:
После того, как все ответы написаны, передают листки еще раз, разворачивают и по очереди зачитывают вслух. В этой игре нет победителей и проигравших, ее результатом является всеобщий смех.
Количество игроков: от 2-х чел.
6. Быки и коровы
Суть игры:
Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговаривается, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго – отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки.
Представим, что загадано слово “чудак”. Если отгадывающий говорит “точка”, то получает от второго игрока ответ: “три коровы” (то есть буквы “ч”, “к” и “а”, которые есть и в “чудаке”, и в “точке”, но в разных местах). Если затем он скажет “кочан”, то получит уже не трех коров, а двух коров и одного быка – поскольку буква “а” и в “чудаке”, и в “кочане” находится на четвертой позиции.
В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй – называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.
Количество игроков: 2 чел.
7. Каркас
Суть игры:
Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы “Каисса” и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных – это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начинают “натягивать” на каркас гласные (а также “й”, “ь”, “ъ”), чтобы получились существующие слова.
Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве.
К примеру, игроки выбирают буквы “т”, “м”, “н” – тогда им подойдут слова “туман”, “манто”, “мантия”, “монета”, “темень”, “атаман”, “немота” и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе).
Количество игроков: любое.
Устные игры
1. Ассоциации
Суть игры:
Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы: с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т.п., чтобы понять, кто загадан.
Вопросы могут быть самые разные – это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации – дело индивидуальное и точное, совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки.
Количество игроков: любое*.
*Игра рассчитана на большую компанию, но, если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант “ассоциаций” – это все же герметичная игра.
2. Игра в “П”
Суть игры:
Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”. Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти правильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему. Тот становится следующим ведущим.
Количество игроков: от 4 чел.
3. Характеры
Суть игры:
Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть “ъ”, “ы” или “ь”, не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером – задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.
Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово “старик” и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй – терпеливым, третий – авторитарным, четвертый – радушным, пятый – игривым и шестой – коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов – компания “проживает” свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.
Единственное условие – как только ведущий произнесет верный характер, например, угадает коварного, тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове “старик” – шестой).
Количество игроков: от 4 до 10 чел.
4. Узнай песню
Суть игры:
Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова – каждому по слову. Например, загадана песня “Пусть всегда будет солнце”: одному игроку достается слово “пусть”, второму – “всегда”, третьему – “будет”, четвертому – “солнце”.
Ведущий возвращается и начинает задавать самые разные и неожиданные вопросы: “Твой любимый город?”, “Куда впадает Волга?”, “Что делать и кто виноват?”. Задача отвечающих – употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.
Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.
Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, “Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро” или “Волга – в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное”.
Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Количество игроков: от 4 до 5 чел.
5. Любимая буква
Суть игры:
Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего – задавать каверзные вопросы, сбить с толку игроков.
Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет “Раз-два-три”, он выбывает из игры, и вызывается следующий участник – он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так пока игра не надоест.
Вот примерный диалог:
– Как тебя зовут?
– Роман.
– В какой стране ты живешь?
– В России.
– Твой любимый овощ?
– Редис.
– Какой фильм ты смотрел вчера?
– Ромео и Джульетта.
– Твой любимый писатель?
– Ремарк.
Количество игроков: любое.
6. Say the Same Thing (Скажи одно и то же)
Суть игры:
Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go, из которого многие о ней узнали (музыканты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, – правда, в настоящее время оно недоступно).
Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих – с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.
Предположим, что первый игрок сказал слово “дом”, а второй – слово “колбаса”. В теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут “магазин”. Но если один скажет “магазин”, а другой – “холодильник” (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться. Тем более что повторяться нельзя – ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до “рефрижератора” или “ИКЕИ”. Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, “бордюр” и “невесомость”), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Количество игроков: 2.
7. Наводка
Суть игры:
Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме – нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя).
После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, – и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.
К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово “старик”. Игрок C вслух говорит своему партнеру D: “возраст”. Если D сразу отвечает “старик”, то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, “юность”, то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом “возраст”, предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу “юность” от D), говорит своему партнеру B: “возраст, мужчина”. Теперь B, вероятно, угадает старика – и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит “подросток” (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет “возраст, мужчина, восьмидесятилетие”, и уж тут, вероятно, “старик” будет угадан.
В одном из вариантов игры разрешается также “кричать”: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.
Количество игроков: четное, от 4-х.