во что можно поиграть с куклами барби
Сюжеты игр с Барби
Последовательность действий, составляющих сюжет игры.
В 3-летнем возрасте игры с Барби состояли, как правило, из трех действий: куклы встали, поели и поспали (не считая действий, инициированных экспериментатором). Данный сюжет мог несколько раз повторяться. Лишь в одной игре кукла выходила пить пиво, не уточнив куда. В играх с обычными куклами ряд игровых действий был более длинным: куклы встали, поели, отвели ребенка в детский сад или «Макдоналдс», вернулись, поспали. Сюжеты игр с обычными куклами были более развернуты, чем с Барби.
В 6 лет в играх с Барби было зафиксировано наибольшее число составляющих сюжет игровых действий (от 10 до 29); сюжет удлинялся за счет действий, связанных с заботой о внешнем виде куклы и ее красоте. В играх с обычными куклами число игровых действий меньше, чем в играх с Барби (от 15 до 21), однако сюжеты и этих игр были хорошо развернуты и типы тем незначительно отличались от типов тем игр с Барби. Одна часть сюжетов игр с обычными куклами была более развернутым вариантом игр детей в возрасте 5 лет. Вторая часть сюжетов была качественно иной из-за цепочки действий кукол в роли самостоятельных, почти взрослых подружек.
В 7 лет дети в трех следующих друг за другом играх с Барби разыгрывали три разные темы (в «подружек», в «свидание Кена и Барби», в «свадьбу»), которые все вместе составляли, по сути, одну длинную последовательность действий (от 10 до 20) единственного сюжета, содержание которого состояло в переходе от «девушек» к «женам» («мамам»). После «свадьбы» девочки вносили в игру куклу маленького ребенка и заботились о нем как мамы.
В играх с обычными куклами число игровых действий (от 16 до 17) особенно не отличалось от числа действий 6-летних детей.
В отличие от игр с Барби в играх с обычными куклами три последовательности действий в идущих друг за другом трех играх могли быть не на одну, а на три разные темы, а могло быть и так, что девочки продолжали во второй игре сюжет первой.
Эти темы не были связаны со смысловым переходом.
Семантические пространства
Поляризация игрового пространства на два семантических мира способствует пониманию ребенком смысла человеческих действий и отношений [12]. Прояснение отношений между полами требует противопоставленности двух пространств: 1) детского («своего»), которое локализовано в отграниченном пространстве родительского дома; 2) взрослого («иного»), имеющего свою специфику, к которой следует отнести и четко отделенную от глаз других людей интимную жизнь. Однако мы полагаем, что не только отделение смысловых пространств, но и постижение специфики жизни в каждом из них помогает ребенку прояснить отношения между полами. По этой причине мы обращали внимание на то, как при возникновении поляризации пространств дети выделяют границу между ними и как они обустраивают каждое из пространств.
Дети 5 лет расширили пространство дома: построили ванную и гостиную; кроме того, они впервые отделили спальню родителей от спальни детей. Начиная с 6 лет дети для кукол экспериментатора выделяли уже не комнату, а отдельный дом («у нее будет другой дом»). Стены домов специально не строили (например, из кубиков); они физически существовали только в том случае, если дети помещали дом внутри какого-либо предмета мебели (например, на полке, под стулом), что происходило довольно часто.
Первое отделение внешнего («чужого») пространства от дома («своего») происходило на четвертом году жизни, когда сами дети выделяли два места, куда можно выходить из дома (работа, магазин). В этом возрасте новые места часто предлагал взрослый (цирк, театр, зоопарк). В 4-5-летнем возрасте дети сохраняли ранее освоенные «места» и добавляли к ним новые (танцы, прогулочные места, ЗАГС, аптека, больница, парикмахерская). К 7 годам дети уже хорошо дифференцировали «чужое» (внешнее по отношению к дому) пространство (в этом отражались представления детей об окружающем их реальном внешнем мире). Например, от хорошо дифференцированного внутреннего пространства дома Барби дети отграничивали дом или квартиру кукол экспериментатора, магазин, кино и церковь.
Четкое определение границы «своего» пространства, отделяющей его от всего остального («иного» пространства), появилось у детей в 4 года в играх с обеими куклами и обозначалось чаще всего словами («то будет дом моей куклы»). Граница дома в виде стен могла появляться и раньше, если ребенок обустроил дом внутри какого-то предмета мебели (книжной полки) или использовал готовый кукольный дом («Розовый дом» Барби). Дети старшего возраста (5-6 лет) в играх с Барби предпочитали именно готовые домики, а в играх с обычными куклами они четко словами отграничивали «свое» пространство от близко находящегося внешнего пространства (обычные куклы были гораздо больше, чем Барби, и не помещались в домике или на полке шкафа).
Дети 3 лет с обеими куклами развертывали игру в основном в «своем» пространстве (в доме), а освоение «чужого» чаще происходило по инициативе взрослого. Он, во-первых, предлагал новые «места», куда можно выходить из дома (т.е. называл новые смысловые точки во внешнем пространстве, например зоопарк), и, во-вторых, «подталкивал» выход ребенка в «чужое» пространство (гак, его кукла пошла в «цирк» или в «лес»). Игра детей 4 лет также, как правило, проходила в «своем» пространстве, однако дети уже начинали осваивать и «иное» пространство. Взрослый в играх с детьми 4 лет вносил разнообразие в выстраиваемое ребенком внешнее пространство (так, его куклы ходили в «Макдоналдс»).
Дети 5 лет заметно отличались от младших детей. Они были самостоятельнее в дифференциации внешнего («чужого») пространства и выходах за пределы «своего»: инициатива взрослого постепенно снижалась. В этом возрасте появились различия между играми с Барби и играми с обычными куклами. С Барби дети в основном играли в «чужом» пространстве, но они еще часто возвращались в «свой дом». В играх с обычными куклами дети совсем не играли в «своем» пространстве, а активно «жили» в «чужом». В 6-7 лет дети практически самостоятельно (без инициативы взрослого) выделяли все новые места в «ином» пространстве, обживали его, и игра происходила именно в «чужом», а не «своем» пространстве. Количество разных мест в «ином» пространстве достигало 11 (у всех детей 5-7 лет, играющих с обычными куклами).
Переходы границы между семантическими пространствами
Контекст понимания перехода через границу связан с понятийной интерпретацией строения акта развития [9]. Событие здесь понимается как открытие совершённого действия, как двойной (одновременный) переход между «своим» и «иным», реальным и идеальным; при этом данный переход является не столько пространственным, сколько смысловым. В сюжетно-ролевой игре такой переход связан с открытием смыслов человеческого поведения [12].
Переход границы способствует прояснению отношений или смыслов действий лишь в том случае, когда ребенок специально строит этот переход, а не осуществляет его «походя», на фоне интереса к чему-то другому. Нас интересовала форма игрового перехода и его Произвольность.
Наблюдая, как дети обыгрывают «свое» и «иное» пространства и переходят границу между ними, мы выявили три качественно разных физических передвижения в игровом пространстве:
1) передвижение внутри одного, как правило, «своего» пространства (из «кухни» в «спальню»);
2) выход за пределы «своего» пространства в несколько мест в «чужом», «ином» (выход в «магазин» или «ресторан» и возврат «домой»);
Инициатива
Инициатива ребенка
Тактика экспериментатора состояла в том, чтобы предоставить ребенку как можно больше самостоятельности, поменьше вмешиваться в его свободный игровой выбор. Мы обращали внимание на то, какую роль ребенок отводит кукле (мамы, красавицы, женщины, работницы и т.п.).
Что касается игровых действий, выражающих представление ребенка об интимных отношениях между полами, то они появились только в играх с куклой Барби. Это были действия, когда куклы ложились вместе в одну кровать (иногда еще и голыми), целовались и ребенок себя в этот момент вел неестественно, например хихикал, смеялся, поглядывал на экспериментатора. Мы зарегистрировали всего четыре таких действия, когда две 6-летние девочки играли в «мужа и жену».
Инициатива взрослого
Как мы уже упоминали, экспериментатор предоставлял детям возможность действовать самостоятельно. Чем старше были дети, тем меньше взрослый проявлял инициативу. Он был инициативен в следующем: предлагал новые места в «ином» семантическом пространстве и переходил туда из «своего» пространства. Однако дети самостоятельно выделяли «иное» пространство как место проживания кукол взрослого.
Повторы тем игр, игровых действий и их смысловая нагрузка
Повторы тем
Повторы действий
Действия, характерные для еды, сна, посещения магазина и работы, просмотра телепередач, и отчасти гигиенические процедуры (действия, многократно повторяющиеся и в обычной жизни) совершались одинаково часто в играх с обоими куклами во всех возрастах.
В играх с обычными куклами приблизительно одинаково часто повторялись действия выхода во внешний мир (детский сад, работа, дельфинарий, цирк), а также действия, связанные с заботой о внешнем вид»; (переодевание, причесывание; посещение парикмахерской и т.д.).
В играх с Барби игровых тем было значительно больше, чей в играх с обычными куклами, поэтому повторяющихся действий, соответствующих той или иной теме, было меньше, и этот показатель становится недостаточно информативным.
Мы сравнивали содержание игр с двумя типами кукол: с Барби и обычной куклой. Основой для сравнения служила гипотеза о форме игры, «нормативной» для отображения отношений между полами.
Как квалифицировать то, что одним из содержаний игр с куклой Барби являются отношения полов? Хорошо это или плохо? Взрослые от ребенка требуют соответствующего полу поведения, но для этого необходимо, чтобы ребенок его опробовал. Дети это могут сделать в игре только с такими куклами, которые им кажутся взрослым мужчиной или женщиной. В том, что дети с Барби так разыгрывают отношения мужчин и женщин, нет ничего плохого; наоборот, это правильное, соответствующее их возрасту понимание. Кроме того, свадьба является далеко не единственным сюжетом игр с Барби. В этих играх есть много другого, что составляет содержание жизни ребенка и чему дети уделяют много внимания. Дело не в Барби, а в мере разумности и ответственности взрослых, приоткрывающих детям отношения между полами в реальной жизни.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что Барби сама по себе не стимулирует не соответствующий дошкольному возрасту интерес к половой жизни. Скорее, игра с ней позволяет ребенку осмыслить те отношения между полами, которые он видит в окружающем его мире. Детям нужны разные игрушки, которые выполняют много различных функций.
Вместе с тем Барби у нас не вызывает особых симпатий. Критика нами данной куклы состоит не в том, что она стимулирует разыгрывание половых отношений, а в том, что она несет в себе штамп. Барби представляет собой массовую «красоту», не имеющую индивидуальности. Мы подозреваем, что массовость такого клише может сформировать у девочки штампованный идеал красоты. В подростковом возрасте это может привести к проблемам, связанным, например, с адекватной самооценкой.
Литература
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. № 4, 1998.
2. Антонова М.А. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста: Дипломная работа, защищенная в МГППУ. М., 2002,
3. Ершова Г.Г. Игра как способ развития моделирующего мышления // Мир психологии. 1998. №4.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
5. Лосева В.К., Лунькон А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.
7. Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.
8. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый век. 2000. № 6.
9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психологи отечества. М., 1997.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
12. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.
13. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1997.
Форум о куклах DP
Коллекционные куклы, кукольная фотография, международные выставки и многое другое о кукольном мире для ВЗРОСЛЫХ
Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.
Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста
Модератор: maby
Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста
Сообщение Olga » 12 сен 2006, 06:39
Прочитала на нашем сайте вот эту статью:
Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста
Л.И. Эльконинова,
кандидат психологических наук,
М.В. Антонова
http://www.dollplanet.ru/pages/barbie_003.htm
Сообщение Olga » 12 сен 2006, 07:04
Идея эксперимента мне понравилась, здорово, что опубликованы результаты. Немного непонятна предпосылка. В этом исследовании авторы пытаются определить как влияет кукла к «ориентации ребенка на сексуальность».
Читая статью вспоминала свое детство и детство дочки. Я ходила в садик с 3 с половиной лет. В первые же несколько дней у меня появился ухажер, потом он перешел в статус «жениха». Половину времени мы играли с детьми своего пола, половину времени совместно девочки с мальчиками. Где-то после 4 лет стало интересно как устроены мальчики, а мальчикам наоборот, поэтому любопытсво удовлетворялось по взаимной договоренности. Одного раза, обычно было достаточно.
Когда мне было 5 лет и 4 месяца, мы с «женихом» нашими родителями пошли смотреть фильм Железная маска, про королей-близнецов. Не помню уж, что там были за сцены, фильм был приключенческий, наверняка была какая-то любовная интрига. Короче на следующий день перед всей групой мой жених меня хватает, пытается целовать в губы. Воспитатели прекратили «безобразие» быстро. Родителям не сказали.
Такой вопрос, уместно ли волноваться из-за кукол?
Сообщение Olga » 12 сен 2006, 07:15
И самое интересное, что в кукол мы не играли в дошкольном возрасте, играли в дочки-матери, принцессу и в продавца друг с другом. Куклы у меня были две немецкие, но я с ними тогда не любила играть, а в садик мы приносили мягкие игрушки-зверушки.
Дочь в полтора годика любила машинки, в 3 годика увлеклась лего, в 5 лет начала играть в Барби, но не ролевые игры, в основном, мы им шили, делали раскладные комнаты, обклеивали стены, рисовали картины им на стену, рисовали акварелью кукол, делали украшения. Нам было очень интересно обоим.
Кто-нибудь помнит себя в дошкольном возрасте, во что играли?
Сообщение Екатерина » 17 сен 2006, 13:52
Педагогическая ценность игры с куклой Барби у старших дошкольников
Ольга Ширяева
Педагогическая ценность игры с куклой Барби у старших дошкольников
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла, как и игра с ней позволяет окунуться в мир и традицию игры. Кукла воплощает в себе важную социально-образовательную функцию товарища, друга, объекта для общения, а в старшем возрасте является символом детства и памяти о нем.
Кукла Барби для современного ребенка – это, в некотором роде, партнер для игр, объект любви, символ коллекционирования и подражания, а также объект для эмоционального общения.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики во всех странах мира. Не важно из чего была сделана кукла: из бумаги, тряпок, пластика или дерева, ее одинаково любили во все времена.
Что касаемо куклы Барби:
В. К. Лосев и А. И. Луньков одобрительно относятся к Барби, и считают, что она позволяет девочкам примерить на себя роль «красавицы», а пупсы и куклы- малыши, позволяют почувствовать себя мамой. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3-5 лет, для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосоциальной идентичности и уверенности в себе. [2].
А вот В. В. Абраменкова отрицательно относится к кукле Барби. По ее мнению, обладая такой куклой девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. [1].
В настоящее время, ассортимент кукол Барби велик. Он представлен как российскими так и зарубежными куклами. Но до сих пор нет единого мнения о том, какой именно должна быть кукла дошкольника.
В своих исследованиях Г. Тамбовская выделяла особенности развития игровой деятельности дошкольника с куклой. В раннем возрасте у ребёнка начинает зарождаться игра, как средство познавания мира. Игровая деятельность представляет собой подражание взрослым, имитацию движения жизни (сначала воспроизводить действия конкретных людей – игра «ролью в действия»). Затем ребенок усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребёнок превращает куклу в живое существо. В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла является любимой игрушкой ребенка. [3].
Педагоги В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова определили сюжеты игр с куклами для детей старшего дошкольного возраста.
2. Путешествие с куклой.
3. Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
4. Чтение книг куклам.
5. День рождения куклы.
6. Кукла заболела[3].
Кукла помогает детям ощутить все впечатления от окружающего мира, которые оставляют свой след в психике. Игра с куклой многому учит детей и позволяет примерить на себя разные социальные роли. Благодаря играм с куклами Барби, дети внедряются в жизнь полноправными членами общества.
Дорогие педагоги: сделайте процесс занятий, таким, чтобы кукла являлась непосредственным участником межличностных, социальных отношений, помогала развить взаимодействие с куклой как с игрушкой.
Совместно с детьми создайте выставку кукол «Мир вокруг Барби», «Жизнь Барби» или любую другую. Пусть ваши принцессы приносят своих любимиц и участвуют в оформлении места для выставки.
Привлеките родителей к общению с куклой Барби. Устройте конкурс совместного творчества родителей и детей «Неповторимая Барби», родители уделят своему ребенку время и позанимаются с ним творчеством, а у ребенка появится желание сделать хорошо и красиво. Приурочте, к какому-нибудь празднику, дню детей, к 8 марта или дню матери.
Занятие лепкой можно сделать более интересным, предложив слепить посуду для Барби. В последствии поместите посуду на той же выставке что и кукол. Проведите беседу о кукле. Разовьете речь у ваших подопечных, обогатите их знания о кукле, а они с большой любовью расскажут вам о своих куклах.
И, наконец, обеспечьте кукле хорошую компанию. Поселите рядом с ней красавца Кена, подружек и домашних питомцев.
Таким образом, следуя всем нашим рекомендациям, вы проявите интерес к тому, что интересует дошкольников, научите их трудится, поможете их нравственному становлению, вместе с ними вспомните о детстве, окажете влияние на становление их моральных и нравственных убеждений и избавите от дурного влияния куклы на подрастающее поколение, о котором так много говорят.
1. Абраменкова В. В. Игрыи игрушки наших детей: забава или пагуба / В. В. Абраменкова – М. : Данилов благовестник, 2001. – 144 с.
3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с.
Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Конспект занятия «Игры с куклой Машей» Задачи: Образовательные: Обогащение жизненного, игрового опыта детей. Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные.
«Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников» Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Надежда Вьюгина Информация для родителей «Развивающие.
Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные.
Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка» В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется.
Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольников 1. Игра «Волшебный узор» (на развитие ритмического слуха). Цель игры: развитие ритмического слуха, развитие внимания; учить точно воспроизводить.
Педагогическая разработка «Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной» МАДОУ №223 г. Ульяновск, воспитатель Гомзова В. С. Февраль Тема: «Вставай страна огромная, вставай на страшный бой». Образовательные области.
Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.