во что играют ваши дети в 5 лет
9 простых и полезных игр для ребенка 5 лет
Дети с восторгом принимают все новое, но это не значит, что нужно каждый день покупать им очередную машинку, куклу или конструктор. Для пятилеток легко придумать увлекательное занятие с подручными средствами или совсем без них.
В этой статье мы расскажем, во что поиграть с ребенком 5 лет дома.
Есть разные виды игр:
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра — это подготовка к взрослой жизни. В домашних условиях можно примерить на себя несколько ролей, используя только то, что есть в каждом доме.
2. Подвижные игры
Дети не могут долго сидеть на одном месте. Когда сорванцам хочется порезвиться, лучше организовать подвижную игру, развивающую координацию, силу и ловкость.
3. Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
4. Интересные игрушки
Зачастую детям быстро надоедают дорогие коллекционные Барби и навороченные автотреки. А другие подарки используются почти каждый день и не приедаются. Покупая игрушку, взрослый должен задуматься, чему научится ребенок с ее помощью и соответствует ли она его интересам. Вот несколько игрушек, которые понравятся практически любому и займут надолго:
5. Когда руки заняты
Делая что-то по дому, родители могут придумать совместные увлекательные занятия. Пока руки работают, можно вдвоем играть со словами, придумывать загадки, вспоминать детские песенки и даже учить буквы.
Родителям нужно играть вместе с детьми, чтобы направлять их интерес в сторону полезных и познавательных занятий.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Чем занять ребенка в 4-5 лет: 38 увлекательных занятий дома
Чем можно занять ребенка в 4-5 лет? Многие детки уже начинают играть самостоятельно, без привлечения помощи родителей. Но все же существуют ситуации, когда родителям требуется отвлечься на личные дела и занять детей дома.
Чем занять ребенка в 4-5 лет дома и на улице
Домашняя дискотека
Многие малыши любят танцевать,где бы не услышали музыку. Почему бы не устроить дискотеку в домашних условиях. Просто включите любимые песни вашего чада и пусть танцует. Поверьте полчаса свободного времени родителям гарантировано. А если есть возможность, танцуйте вместе с детьми.
Игры с надувными шарами
Упражнения на фитболе
Если у вас дома есть фитбол, тогда предложите четырехлетке поскакать на нем. Пусть он представит, что он прыгает на коне или другом выдуманном герое.
Прятки
Старая хорошая игра в прятки никогда не потеряет свою актуальность. Если детей двое и больше, предложите пусть играют самостоятельно. Если же ребенок один, тогда родителю придется участвовать также.
Обводим буквы в трафарете
Современным детям не часто приходится сталкиваться с трафаретами, которые были в нашем детстве. Найдите дома или приобретите такой трафарет и ваше чадо надолго застынет над созданием интересных букв.
Закрашиваем монетку
Возьмите любые монеты и простой карандаш, положите сверху них белый лист бумаги, после чего пусть ребенок водит карандашом по бумаге, где расположена монета. Получается нарисованная монетка, на которую можно просто любоваться либо вырезать ножницами для игры в магазин.
Играем в магазин
Кинетический песок
Для игры в специальный песок понадобится пластмассовый тазик или специальная надувная песочница, чтобы песок не был разбросан по дому. Игры с кинетическим песком помогут ребенку развить моторику, придумать разные игры и расслабиться.
Цветной и обычный скотч
Приклеивать разные предметы к чему-либо весьма увлекательное занятие, проверьте.
Мыльные пузыри
Обычная баночка мыльных пузырей позволит занять малыша на некоторое время. Если есть возможность, включите вентилятор, пусть малыш поднесет кисточку от мыльных пузырей и они полетят сами.
Эксперименты с шампунем
Дети очень любят проводить эксперименты. Дайте им немного шампуня, пусть они палочкой или ложкой готовят «детское зелье».
Фотографии на телефон или фотоаппарат
Деткам очень нравится быть взрослыми, поэтому они так любят брать у родителей телефон и фотографировать. Сейчас есть в продаже замечательные детские фотоаппараты, которые помогут разнообразить досуг и занять ребенка 4-5 лет.
Готовим с мамой
Делаем тесто для лепки
Если вы не сторонних покупного модулина или нет финансовой возможности, то в интернете легко можно найти несметное количество рецептов по изготовлению домашнего теста для лепки. Самый популярный: мука, вода, пищевой краситель. Ребенка вы не услышите долго, ведь лепить можно так долго и что угодно.
Картинка из круп и макарон
Предложите малышу сделать интересную картину. Дайте ему разные крупы и макароны, предварительно их разложив в отдельные емкости. Пусть ребенок нанесет клей на бумагу и сыпет любую крупу, чтобы получился задуманный рисунок. Для более легкого варианта, родители могут предварительно сделать заготовку, нарисовав карандашом рисунок.
Сказочные костюмы
Нередко дети просят сделать им какую-либо часть сказочного костюма. Можно вырезать из картона крылышки бабочки. Завязать небольшую легкую ткань на шее, которая сразу же превратится в волшебный плащ. Если мама умеет шить, то вопрос чем занять ребенка в 4-5 лет можно легко закрыть, пошив сказочный костюм.
Купание в ванной
Для более веселого купания предложите ребенку взять с собой любимых героев, тех которых можно окунать в воду. Затем можно сделать бумажные кораблики, взять пустые баночки и стаканчики. А пена для ванны разнообразит скучное купание.
Пазлы
Настольные игры и карточки
Сейчас в продаже предлагают несметное количество настольных игр. Просто выберете любую, которая понравится вашему ребенку, а также подойдет по возрасту. Такие игры развивают память, поднимают настроение и устанавливают теплый контакт с родителями.
Коллекционирование
Можно собирать магниты, маленькие камушки, ракушки, наклейки, да все что угодно ребенку.
Показ мод (для девочек)
Разрешите юной моднице достать свои наряды, а возможно и мамы тоже. Включите веселую музыку, расстелите красную дорожку и вперед.
Добрый доктор
Для этой игры понадобится игровой набор доктора или подручные средства (шприц без иглы, вата, крем). Пусть малыш лечит или взрослого или игрушек, если вам надо отвлечься на свои дела и занять ребенка 4-5 лет.
Перебирание монет
Дайте разнообразные монетки детенышу, пусть изучает и играет с ними, а возможно складывает по разным стаканчикам.
Игра с буквами
Данная игра поможет расширить словарный запас у ребенка. Вы можете ее составить сами, предварительно написав буквы на бумаге или купить готовую игру в магазине.
Учим буквы
Домик или палатка
Постройте халабуду из покрывал или разложите детскую палатку, ребенок сам придумает, что там делать.
Интересная лупа
Купите обычную лупу и пусть ребенок изучает различные предметы в увеличенном состоянии. А также можно предложить ребенку стать детективом и изучать улики по всей квартире.
Волшебные чернила
Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно.
Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.
Цветное молоко
Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители (несколько цветов, тарелка). Нальем молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель (капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребенка это будет очень увлекательным зрелищем!
Игры с использованием овощей
В этой игре вы должны уточнить представление ребенка об овощах, которые он видит и часто употребляет в пищу. Способствуйте развитию восприятия, обогащению словаря обозначением формы, цвета, вкуса, величины (круглые, длинные, красные, горькие, мягкие, хрустящие и т. д.) овощей. Упражняйте ребенка в узнавании овощей зрительно и на ощупь.
Для проведения игры приготовьте морковь (оранжевую, сладкую, можно есть сырую), свеклу (круглую, красную или темно-красную), лук (круглый, желтый, горький, можно есть и сырым, полезен для здоровья), огурец (зеленый, овальной формы). Показывая каждый овощ отдельно, спросите, что это, как называется, какого цвета.
Можно показать две разные по величине моркови и спросить, чем они отличаются. В беседе уточняете, что лук горький, но очень полезный, кто его ест, тот бывает здоровым и сильным. Морковь сладкая.
После этого можно сложить в мешочек овощи больших и маленьких размеров (морковь, свеклу, луковицу) и предложить ребенку найти в мешочке рукой морковь, затем свеклу и т. д., не заглядывая в него.
Для закрепления воспринятого скажите малышу, чтобы он выбрал из множества заготовленных геометрических форм из одноцветной бумаги похожие на морковь, свеклу и огурец, а из разноцветных полосок бумаги или из пластилина разных цветов — выбрать по цвету похожие на морковь, огурец и т. п. Аналогично можете ознакомить детей с фруктами.
Лепим палочки
Это занятие с ребенком позволит обучить его отщипывать от большого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями прямыми движениями, воспитать аккуратность. Покажите малышу несколько готовых палочек. Продемонстрируйте прием раскатывания комочка пластилина прямыми движениями: пусть он повторит их сначала в воздухе без пластилина, а затем в работе с пластилином. Поощрите за старание и аккуратность.
Для занятия понадобятся дощечка (или клеенка) и пластилин.
Лепим баранки
Научите ребенка сгибать палочки и соединять их концы, образуя кольца. Пусть он их рассмотрит, отметит форму. Побудите его к тому, чтобы он вылепил такие же баранки. Спросите, как можно это сделать (сначала слепить палочку, свернуть ее в кольцо и скрепить два конца, положив их один на другой или прижав один к другому). Поощрите ребенка за старание, аккуратность. Готовые баранки можно использовать в играх с куклами и другими животными.
Лепим свеклу большую и маленькую
Покажите ребенку свеклу. Предложите хорошенько рассмотреть, обратив внимание на форму, величину. Он должен разложить свеклу по величине: большая, поменьше и самая маленькая, а затем вылепить. Когда малыш закончит лепить, предложите показать свеклы, которые он вылепил, и сказать, какая самая большая, какая самая маленькая, разложить от самой большой до самой маленькой. Проверьте, правильно ли он это сделал. Ребенок учится сравнивать предметы по величине, определять «большая», «маленькая», «больше», «еще больше», «меньше», передавать различия по величине в лепке этих предметов, их общую форму.
Лепим колобок
Лепим лису
Покажите ребенку игрушку — лису и спросите: «Ты помнишь, мы с тобой читали сказку «Колобок». Колобок ты уже лепил, а сегодня мы будем лепить Лису. Посмотри, какая она красивая, яркая. Ты знаешь, как ее лепить?» — Покажите, как лепить голову.— «А это что?» — «Мордочка».— «Вот какая она остренькая. А что мы еще забыли?» — «Хвостик».— «Вот какой у Лисы пушистый хвостик». После того как ребенок вылепит Лису, похвалите его: «Какую красивую Лису ты слепил!».
Поделка из бумаги Самолет
Прямоугольный лист плотной бумаги, разделенный продольной линией, сложите пополам, а затем ножницами со стороны сгиба листа вырежьте корпус самолета и из оставшихся кусочков бумаги — крылья.
Старшие дошкольники смогут сделать это сами. Взрослые могут нарисовать корпус самолета на сложенном листе. В передней части самолета сделайте надрез, в который вставьте крылья. При изготовлении поделки старайтесь учитывать те навыки и умения, которыми владеет ваш малыш, и в соответствии с этим организовывать свою помощь ему.
Гирлянда из листьев
Материал: разнообразные листья (березовые, кленовые, осиновые, липовые). Гирлянда оформляется из листьев, примерно одинаковых по размеру. Для скрепления соберите крепкие травинки, или иглы сосновой хвои, или черешки кленовых листьев. Соедините листья за нижние и верхние основания, прокалывая два листочка вместе и как бы стягивая, за боковые стороны листьев — прокалывая тоже два листочка вместе и делая такой же маленький стежок.
Если осенние листья слегка прогладить горячим утюгом, удастся сохранить не только их форму, но и неповторимость оттенков. Из них можно сделать гирлянду — украшение к осеннему костюму на утренник или праздник.
Делаем зарядку
Предложите ребенку сделать зарядку. Показывайте простые упражнения, а он пусть повторяет. Можно включить веселую музыку для веселой зарядки.
Игры для детей 3-5 лет
Чем занять детей 4-5 лет? Зная ответ, многих родителей данный вопрос больше не вводит в ступор. В любом возрасте найдутся интересные и полезные занятия для детей дома и на улице. От родителей требуется только проявить инициативу и немного помочь своему ребенку.
23 интересных игры с детьми 5-6 лет дома
Игры с детьми 5-6 лет дома подойдут веселого досуга для всей семьи.
Игры с детьми 5-6 лет дома
Игры с детьми 5-6 лет дома помогут взрослым заниматься вместе с детьми, развивая различные навыки детей: логику, находчивость, чувство юмора и тд.
Игра 1. В барыню
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Играющие садятся друг против друга, и ведущий, выбранный по жребию, начинает речитативом:
ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
— К нам барыня пришла,
Голик принесла,
Голик да веник,
Сто рублей денег,
Она наказала,
Строго приказала:
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать,
Черно с белым не носить,
«Да» и «нет» не говорить!
— Вы поедете на бал?
— Поеду, конечно.
— А какое платье наденете: белое, черное?
— Голубое!
— Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют.
— Пусть засмеют!
— Что с вами? Вы больны?
— Нет, здорова! Ведомый попал в западню.
Указания к проведению: в эту игру играют вдвоем. Когда ведомый ошибается, играющие меняются ролями и игра продолжается.
Игра 2. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять (вариант)
Содержание игры то же. Меняются диалоги водящего с играющими:
— Какая у тебя шляпа?
— Синяя.
— Как синяя? Она белая.
— Зеленая.
— Как зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Совершенно белая.
— Нет не белая, а черная.
Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный». Или спрашивают так:
— Есть ли у тебя рога?
— Есть.
— Неужели есть?
— Имею.
— Так, стало быть, и хвост у тебя есть?
— Хвоста не имею.
— Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?
— Человек.
— Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.
— Нет, человек.
И отвечающий платит фант.
Указания к проведению: в эту игру лучше играть втроем, вчетвером. Важно соблюдать правила: тот, кто произнесет запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий.
Игра 3. Воробей
Играющие называются кустарниками или деревьями, например яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру, он говорит: «Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Яблоня подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на …» и т. д.
Указания к проведению: минимальное количество играющих — 4 человека. Чем больше участников, тем интереснее игра.
Необходимо помнить: разговор нужно вести быстро, за медлительность и рассеянность берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.
Игра 4. В птицы (вариант)
Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру, он говорит: «Села». Другой спрашивает: «Где?» — «На веточке. Полетела». — «Кто полетела?» — «Канарейка». — «Куда полетела?» — «К жаворонку».
Играющий жаворонка начинает диалог сначала: «Села…», а «канарейка» спрашивает.
Указания к проведению: в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.
Игра 5. В садовника (вариант)
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий, выбранный по жребию, начинает диалог:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме… розы— раз, два, три!
После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником: «Я!» — «В чем дело?» — «Влюблена». — «В кого?» — «В тюльпан — раз, два, три!»
Указания к проведению: в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.
Игра 6. Тарелка кружится.
Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру — раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.
Указания к проведению: варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек. Следует соблюдать правило: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант.
Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).
Игра 7. Молчанка
Перед началом игры все участники произносят приговорку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!
Можно также использовать другие приговорки:
Чок, чок,
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Молчок!
Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок!
Кони, кони, мои кони.
Мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
Чаб-чаллби, чаб-чаллби!
Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется или произнесет хоть одно слово, платит водящему фант.
Указания к проведению: водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Разыгрывать фанты можно сразу после того, как кто-нибудь засмеется или заговорит. Это снимает напряжение, возникающее в ходе игры.
***
Игра 8. Кухня (вариант)
Указания к проведению: участников игры должно быть не менее 4 человек. Правило такое: если спрашивающий засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант. Шутливые вопросы водящего делают игру более интересной.
Игра 9. Но зато я
Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком (шариком) или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не …». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я…». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». — «Но зато я не мою руки перед едой». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч, платит фант.
Указания к проведению: в игре участвуют не менее 3 человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки. Родители имеют возможность посмеяться вместе с детьми над их недостатками. Доброжелательный смех партнеров по игре действует сильнее, чем замечания, наказания.
Игра 10. Первый слог
Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный узелком. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать второй слог. Можно подбирать слова и с большим количеством слогов.
Указание к проведению: в эту игру можно играть и вдвоем. Важно соблюдать правило: если кто-либо из играющих повторяет слово, уже названное ранее, платит фант. До начала игры договариваются о том, как будут составлять слова (из двух или трех слогов).
Игра 11. Холодно — горячо
Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь тут же в комнате.
Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если он приближается к предмету; «холодно», если удаляется от него.
Предупреждать можно не только словами: тихой или громкой игрой на фортепьяно, звоном колокольчика. Когда вещь найдена, выбирается новый водящий.
Игра 12. Иголку искать
Водящий, выбранный по жребию, ищет спрятанную иголку. Чтобы облегчить поиск, один из игроков звонит в колокольчик: громче, когда водящий приближается к иголке, тише, когда он от нее удаляется.
Нашедший иголку получает право прятать ее для следующей игры, а прятавший ранее становится водящим.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем и т. д. Она проводится, как правило, дома. Малыши с удовольствием будут искать игрушки. Прятать их лучше каждый раз на новом месте, которое легко обозначить словом, нетрудно найти. Игра не только забавляет участников, у детей можно развивать пространственные представления и их словесные обозначения. Если вы в пути, например едете в поезде, и хотите занять ребенка интересной игрой, можно прятать предмет (конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Когда играющих двое, прячут и ищут вещь по очереди.
Игра 13. Камешек
Играющие садятся в ряд, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Водящий с камешком в руках обходит всех и делает вид, что кладет камешек в ладони каждому. Одному из игроков он действительно кладет камешек, затем отходит в сторону и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает. Теперь он будет водящим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут задержать игрока. В этом случае водящий не меняется.
В наши дни эта игра известна под названием «Кольцо-мальцо». Водящий зовет игрока так: «Кольцо-мальцо, выйди на крыльцо!»
Указания к проведению: минимальное количество участников — 4 человека. Водящий должен стараться положить камешек незаметно, чтобы никто не видел, у кого он. Важно помнить правило: игрок с камешком не должен выходить раньше слов «Камешек, ко мне!»
Взрослые могут создавать забавные ситуации в игре: папа старается задержать маму, в то время как камешек находится у младшего сынишки. Это обычно вызывает восторг у детей.
Игра 14. Король в плену
Двое играющих поочередно кладут руку на руку партнера, считая до девяти, затем наиболее быстрый игрок хватает медлительного и говорит: «Король в плену».
Указания к проведению: количество игроков всегда постоянно — 2 человека. Необходимо соблюдать правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть обе руки подряд. Чтобы играть было интереснее, можно изменять темп счета, то ускоряя, то замедляя его.
Игра 15. В цапки
Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:
Под моею крышей
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба
Цап!
Под моею крышей
Жили-были мыши.
Чижик, котик, жаба
Цап!
На горе стояли зайцы
и кричали: «Прячьте пальцы!»
Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Вначале лучше играть вдвоем с ребенком. Водящим должен быть взрослый.
Он показывает, как можно изменить темп приговорки, чтобы отвлечь играющих, перехитрить их. Когда ребенок освоится в парной игре, можно увеличить количество участников. Игра развивает быстроту реакции у детей.
Игра 16. Береги руки
Играющие сидят или стоят по кругу, вытянув руки перед собой ладонями вверх. Водящий стоит в центре. По сигналу «Берегите руки!» он старается коснуться ладони одного из игроков. Все должны быстро спрятать руки. Если водящему удается осалить кого- то из игроков, тот становится водящим. Игра повторяется.
Указания к проведению: чем больше участников игры, тем интереснее она проходит. Перед началом игроков предупреждают, что нельзя все время прятать руки. Водящий должен двигаться в различных направлениях, совершая обманные действия. Взрослые дают образец такого проведения игры. Игру можно усложнить, выбрав двух водящих.
Игра 17. В ушки
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!
При последних словах играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Указания к проведению: это парная игра. От игроков требуется не только быстрота реакции, но и внимание. В ладоши они ударяют в такт песни-приговорки, в конце которой можно изменять темп. «В ушки» играют и с двумя детьми: один наблюдает, а затем занимает место проигравшего.
Игра 18. Ладошки
Двое играющих садятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Один из игроков, по уговору, держит свои руки неподвижно, другой же хлопает в ладоши, потом ударяет правой ладонью по левой ладони партнера, опять хлопает в ладоши, затем левой ладонью по правой партнера до тех пор, пока не промахнется (или ошибется). Затем игроки меняются ролями.
Игра 19. Перевертышки
Игроки, постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладонью о ладонь партнера, приговаривают:
О чки, чки, чки,
Огуречечки!
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
Огуречики соленые,
Московские, зеленые.
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При последнем слове играющие прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте не остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Указания к проведению: это игра парная. В ней можно использовать различные приговорки, многие сочиняют сами ребята. В начале игра проводится в медленном темпе. Когда навыки детей совершенствуются, темп увеличивается.
Игра 20. Крестики
На листе бумаги или на доске чертят прямоугольник, разлиновывают его на две колонки клеточек. Двое играющих договариваются, кто на какой половине будет играть. Затем один из игроков зажимает в руке камешек и предлагает другому отгадать, в какой руке он спрятан.
Если партнер отгадал, то он ставит на своей стороне в верхней клетке крестик. Если не отгадал, то крестик на своей стороне ставит другой игрок. Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою половину крестиками.
Игра 21. В трубочисты (вариант)
Прямоугольник расчерчивают на два ряда клеточек (по 9 в каждом). Если игрок не угадает, в какой руке камешек, в его клетку ставят букву т, потом — р, у, б и т. д. («трубочист»). Если угадает, то букву ставят в клетку партнера, а угадавший прячет камешек. Игра оканчивается, когда у кого-нибудь будет вписано все слово.
Игра 22. Крестики-нолики (вариант)
Квадрат делят на девять клеточек. Один из играющих ставит крестики, другой — нолики (по договоренности). По жребию определяют, кто начинает игру. Поставивший три своих значка в ряд по диагональной или вертикальной линии перечеркивает их и выигрывает.
Указания к проведению: в основном эти игры парные. Но игра «В трубочисты» может собрать и несколько участников. Тогда для каждого прибавляют ряд клеточек, и камешек прячут по очереди.
В игре «Крестики-нолики» взрослые дают детям образец, как разместить значки, чтобы выиграть. Сложность последнего варианта заключается в том, что, располагая значки в ряд, нужно препятствовать партнеру разместить его значки.
Игра 23. Перышко
Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок или садятся вокруг стола. Подбросив вверх перышко (пушинку), дуют так, чтобы оно все время поддерживалось в воздухе, не падая. Если дунуть слишком сильно, перышко удаляется и им трудно управлять; если дуть слабо, перышко упадет и игра остановится. Смысл игры в том, чтобы направить перышко на кого- либо из товарищей: если оно упадет на игрока, он должен платить фант.
Указания к проведению: играть можно вдвоем, втроем, вчетвером. Кружок должен быть небольшим, чтобы дети дули на перышко не напрягаясь. Нельзя разнимать руки во время игры.
А какие игры с детьми 5-6 лет дома знаете вы?