во что играли дети во время великой отечественной войны
Исследовательский проект «Игрушки детей Великой Отечественной Войны»
Светлана Валерьевна Юсупова
Исследовательский проект «Игрушки детей Великой Отечественной Войны»
Исследовательский проект
«Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»
Выполнила: Плотникова Мария, 5 лет.
Руководитель: Юсупова С. В.,
1. Война и дети.
2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».
2.1. Результаты социологического опроса. (приложение 1)
3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.
3.1. Игрушки – это радость.
3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.
3.3. Игрушки спасали детей.
3.4. Игрушки – верные друзья.
4. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»
4.1. Кукла из соломы.
Список используемой литературы и источников.
Цель: изучить значение игрушки для детей в годы войны.
Гипотеза: я предполагаю, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях военного времени.
Тема: игрушки детей ВОВ.
Объект исследования: война и дети.
Предмет исследования: игрушки детей войны.
— узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;
— провести анкетирование на тему «Игрушки детей войны»;
— узнать, какие игрушки были у детей в это суровое время;
— изучить значение игрушки для детей в годы войны;
— изготовление игрушек, которыми играли дети в ВОВ;
— подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Методы и приёмы: чтение литературы, интервью-беседа с пожилыми людьми, детьми войны, изучение интернет-ресурсов.
1. Война и дети.
А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?
2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».
2.1. Опрос детей группы
Мне стало интересно узнать, что думают дети моей группы об игрушках детей войны.Я задала детям вопрос: Как вы думаете, были ли игрушки у детей во время Великой Отечественной войны? В опросе приняло участие 20 детей.
Результат опроса: По результатам опроса мнение детей разделилось. 10 детей – считают, что игрушек не было, а 10 детей – были. (Приложение 1)
3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.
Дети есть дети! Во время войны они не оставались совсем без игрушек, берегли довоенные игрушки. Из воспоминаний ветеранов жителей нашего города я узнала, что дети сами делали игрушки.
3.1. Игрушки – это радость.
Игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны.Подтверждение этому слова Барановой Евгении Федоровны 82 года: Делала игрушки из соломы и мочала. У неё были 2 резиновые игрушки поросенок и барашек. Но однажды её младший брат разрезал поросёнка на кусочки и засолил его в бочку, он видел как это делали родители только с настоящим. Ей было очень обидно, и она долго плакала, и никогда больше не расставалась с барашком. Любила и с радостью играла с ним. Игрушки были для детей радостью.
3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.
Игрушки, игры напоминали детям о детстве, мире. Это подтверждают воспоминания людей, которые в годы войны были маленькими.
Фофанова Нина Максимовна 85лет: Сама скручивала кукол из тряпок –называлась такая кукла самокрутка, лицо рисовала углём. Пели для кукол колыбельные песенки. Играли осколками разбитых кувшинов.
Золотарева Вера Парфирьевна 89 лет: Одной девочке понравилась моя кукла, она напоминала ей о доме. Вера Порфирьевна отдала девочке свою любимую куклу, а девочка принесла за куклу масло. Игрушки напоминали о семье, доме где детей любили.
3.3. Игрушки спасали детей.
Иногда игрушки становились настоящим спасением для детей и всей семьи.
Из воспоминаний Юсупова Юнуса Юнусовича 79 лет: Его мама потеряла карточки на хлеб, и его сестра предложила обменять своих кукол на еду. На базаре старый узбек поменял кукол на пуд риса.
3.4. Игрушки – верные друзья.
Знакомясь с воспоминания детей войны, я узнала, что во время войны играли очень мало, не до этого было.
Мальчишки выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из тряпок и коровьей шерсти. Дети играли в прятки, догонялки, салки, в казаки-разбойники, в лапту, народные игры. Девочки прыгали на скакалке.
Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.
Работая по теме проекта, я рассматривала фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете.Это наше новое подтверждение гипотезы: игрушки – верные друзья. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек-кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов.
3.2. Изготовление куклы
Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка»
мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками.
Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или
навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно
подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.
2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).
3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать
4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.
Этапы работы. Изготовление куклы
4. Игрушки детей Великой Отечественной Войны!
Вместе со своей семьёй, мы изготовили игрушки которые прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны (кукла – самокрутка, мяч из тряпок, автомат из доски).
Я показала и рассказала детям своей группы эти игрушки. Ребята очень удивились, ведь эти игрушки совсем не похожи на наши современные игрушки.
4.1. Процесс изготовления куклы из соломы.
Мне захотелось попробовать сделать куклу из соломы своими руками, такую которой играли дети в годы войны.
Мне понадобилось: высушенная чистая солома, разноцветные лоскутки для одежды и веревка.
Для изготовления я взяла высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовила разноцветные лоскутки для одежды и бечевку.
Соломку нарезала одинаковой длины и согнула пополам.
Соломенные руки вставила в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху.
И вот, что у меня получилось.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. А в то время каждая игрушка была большой ценностью.
Проделанная работа помогла мне понять, что военное детство наших прабабушек и прадедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.
Моя гипотезе подтвердилась: игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Хотя игрушек из магазина у них не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.
Дети войны выжили и выстояли! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей.
Список используемой литературы и источников.
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.
2. Чудакова, Н. В.Я познаю мир:Детская энциклопедия: Культура.
серии «Я познаю мир»/ Н. В. Чудакова – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД
Во что играли дети СССР и Третьего Рейха во время Второй Мировой Войны.
Бумажные солдатики Советского Союза и Третьего Рейха
В годы Великой Отечественной войны классических оловянных солдатиков в нашей стране по вполне понятным причинам не выпускали. Какие там, простите, солдатики. Настоящих солдат бы обуть, одеть, накормить, а еще и вооружить по штатному расписанию, а не по нормативу «одна винтовка на троих». Но в 1944 году, когда в исходе войны можно было не сомневаться, полиграфическая фабрика Москворецкого райпромторга выпустила тиражом 100 тысяч экземпляров набор бумажных солдатиков. Дешево, сердито и, вместе с тем, изящно.
По ту сторону фронта тоже было не до игрушек. Война с Россией шла совсем не так, как ее планировал германский генштаб. Русские совсем не поняли, что к ним пришли цивилизованные европейцы подарить высокую европейскую культуру и по каким загадочным причинам убивали немцев и их европейских союзников в промышленных количествах. А культурные цивилизованные англосаксы, вместо того, чтобы плечом к плечу с немцами бороться с азиатским большевизмом, предпочли ровнять с землей немецкие города при помощи стратегических бомбардировщиков. Тем не менее, солдатиков выпускали и наши враги. И они (солдатики) тоже были дешевыми и бумажными.
Начнем с советских.
Набор таких солдатиков стоил всего десять рублей и, надо полагать, на прилавках магазинов эти наборы не залежались.
Ну а теперь солдатики наших противников.
Сколько они стоили, сказать не могу, но на интернет аукционах в наши дни эти игрушки стоят в среднем 150 долларов за набор.
Имя рейхсминистра пропаганды и просвещения доктора Йозефа Геббельса стало именем нарицательным. В пропаганде нацисты знали толк. Средствами пропаганды служили не только выпуски кинохроники, газетные статьи и плакаты на стенах, но и детские настольные игры. Приглядимся повнимательней к тому, во что играли дети в Третьем рейхе.
uden Raus! (Евреи — вон отсюда!)
15 сентября 1935 года в Нюрнберге были приняты печально знаменитые расовые законы. Согласно этим законам, евреи лишались практически всех гражданских прав и становились изгоями. Производители настольных игр оперативно откликнулись на изменения в немецком законодательстве. Уже в 1936 году вышла игра Juden Raus! (Евреи — вон отсюда!). Разумеется, расскажи кто-нибудь обычному рядовому немцу в 1936-ом году о предстоящем «окончательном решении» еврейского вопроса, немец бы повертел пальцем у виска и с пеной у рта доказывал бы, что такого не может быть. Так что, в игре речь идет вовсе не об «акциях по специальному обращению». Игроку надо вывести шестерых евреев из города и доставить их на сборный пункт, откуда они отправятся в Палестину. Сделать это не так то просто — у кого-то из игровых евреев не все в порядке с документами, кто-то совсем не хочет отправляться в Палестину… В правилах написано «вы одержали чистую победу, если вам удалось выдворить всех шестерых евреев».
Так в этой игре выглядели евреи.
Игра была издана огромным тиражом — нацисты постарались, чтобы она дошла до каждого немецкого ребенка. Невзирая на то, что в ней нет речи о массовых расстрелах или газовых камерах, Juden Raus! считается одной из самых одиозных игр. Действительно, все прекрасно помнят о том, что случилось, когда юные игроки подросли.
Jagd auf Kohlenklau (Охота за угольным вором)
Пожалуй, это самая невинная и мирная из настольных игр, изданных в нацистской Германии. Впрочем, без пропаганды и здесь не обошлось. Игра стала составной частью пропагандистской кампании «Kampf dem Kohlenklau» (Борьба с угольным вором), стартовавшей 23 июня 1942 года. В рамках этой кампании немцев призывали экономить уголь и не жечь зазря электричество. Летом 42-го немцы стремительно приближались к Волге и предгорьям Кавказа, в Северной Африке для Вермахта было уже рукой подать до берегов Нила. Победа казалась им неизбежной. Тем не менее, основным потребителем электроэнергии и угля была (да так и осталась до последнего дня войны) военная промышленность. Визуальным воплощением расточительного и несознательного немца стал Kohlenklau — Угольный Вор. По правилам игры, посвященной охоте на этого нехорошего человека, игроки перемещаются по игровому полю, разбитому на клетки трех разных цветов. Черная клетка означала дополнительные очки — игрок сэкономил топливо и энергию для своего Фатерланда, красная клетка — наоборот, игрок не бережет энергию и теряет очки, белая клетка — не происходит ровным счетом ничего.
А теперь поговорим о военных настольных играх, популярных в Третьем Рейхе. Во что играют дети в стране, ведущей войну? Правильно — в войну они и играют. Игры становятся своего рода допризывной подготовкой. Настольные игры — не исключение. Наоборот, настольные игры становились весьма эффективным средством военной пропаганды. В стране, развязавшей Вторую мировую, среди детских настольных игр, разумеется, преобладали «варгеймы» — военные игры, не слишком сложные настольные стратегии. Но были и исключения из этого правила. Были в Третьем Рейхе и настольные игры, напоминающие пинбол. Приведем характерный пример.
«Бомбардировщики над Англией». Игра издана еще до того, как немцы перешли 10 мая 1940 года в наступление на Западном фронте и в рекордно короткие сроки разгромили Францию и скинули в море британский экспедиционный корпус под Дюнкерком. Воздушная «Битва за Британию» тоже была впереди. Но бомбить Британию немецкие дети могли уже зимой 40-го года. Правила игры «Бомбардировщики над Англией» предельно просты — есть игровое поле, в игровом поле есть отверстия, и есть маленькие «катапульты», стреляющие шариками. Удачное попадание шариком в дырку, означающую британский город, приносит игроку призовые очки. Дырки на игровом поле есть не только на территории нарисованной Англии и на побережье Западной Европы (еще не оккупированной немцами), но и в море. Они означают корабли, которые неплохо бы потопить.
А это «катапульты», при помощи которых производилась бомбардировка. Правда эти «катапульты» из другой игры. Более поздней, посвященной «вундерваффе» (чудо-оружию) — баллистическим ракетам Фау-1. Сканы игрового поля этой игры нам найти, увы, не удалось. Но известно, что особенностью этой игры было то, что попасть баллистической ракетой можно было не только по Лондону, но и по Берлину. В этом случае с игрока снимались все набранные очки, а товарищи по игре вполне могли настучать в гестапо.
А как же выглядели немецкие «варгеймы» — не очень сложные настольные тактические и стратегические игры? Приведем характерный пример. Перед вами настольная игра «Атака Штуки». «Штука» это Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик. Самым известным немецким пикирующим бомбардировщиком был Ю-87 (Ju-87, наши солдаты называли его «лаптежником» из-за обтекателей неубирающихся шасси). В начале Второй мировой этот самолет был символом «блицкрига» — молниеносной войны, символом победы, которая казалась немцам неизбежной. Так что, нет ничего удивительного в том, что на экранах немецких кинотеатров в 1941 году появился фильм «Stukas!», а у немецких детей в том же году появилась возможность играть в настольную игру «Атака Штуки».
Правила, как всегда, просты — игроку, бросая кубики, нужно довести самолет до вражеской базы, отбомбится и вернуться на свой аэродром. По дороге туда и обратно следует избегать вражеских зениток и прожекторов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945.�«У нас и детства не было отдельно�А были вместе детство и война.»
Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»
Просмотр содержимого презентации
«142231»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»
«Над проселочной дорогой Пролетали самолеты. Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи. «
Дети Великой Отечественной войны
Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.
Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.
Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.
Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.
Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.
Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.
Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.
Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.
Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.
Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.
Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.
Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.
Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.
Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.
Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.
Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.