во что играли дети в 19 веке
Во что играли дети в 19 веке
В издательстве Бомбора вышла новинка – «Неуправляемые. Гид по воспитанию безупречных детей от родителей викторианской эпохи» Терезы О’Нилл: «Когда-то давно родители не были рабами детей. Нужно было один раз сказать, чтобы ребенок молча встал и поставил тарелку в раковину после того, как все доест. Один раз! Не требовалось считать до трех и угрожать, что вот-вот отберете iPad. Вы сказали — ребенок сделал. Когда-то давно родители были богами, а дети — их смиренными обожателями! Прекрасные времена! И знаете, мы можем вернуть те дни!»
Почему девочкам вредно изучать точные науки? Как вылечить корь вином и бренди? Что делать, если ребенок отвергает алкоголь? Как наказывать и в чем — педагогическая сила «колпака дурака»? Эта книга — кладезь советов о воспитании. В ней описаны только те методы, которые действительно применяли в высших сословиях Англии и Америки 19-го века.
Публикуем отрывки про игры.
Вот некоторые популярные забавы, изложенные в книге преподобного Джона Джорджа Вуда «Современное руководство для мальчика: книга о спорте, играх и развлечениях», написанной в 1891 году. (И да, предвосхищая вопросы: как следует из названия книги, все эти развлечения подойдут только вашим сыновьям.)
Колокольчик
Для начала заведите детей в специально огороженный загон, а потом завяжите им всем глаза. Кроме одного мальчика — к нему привяжите колокольчик. Он и будет водящим! Его задача заключается в том, чтобы, призывно звеня, сбежать с площадки, не будучи пойманным или сбитым с ног своими слепыми товарищами.
Вот что пишет Вуд по этому поводу: Несомненно, нет конца тому веселью, которое приносит эта игра. Хороший водящий втянет ослепленных товарищей во всевозможные передряги, при этом, конечно, не подставив себя самого. Он заставит их сталкиваться между собой, висеть на оградительных веревках, ловить вместо себя более неловкого участника забавы — или же прибегнет к сотне других, не менее действенных выдумок.
Победителем становится тот, кто повалит водящего игрока на землю. Либо им станет сам водящий, если ему удастся сбежать за границы ограждения и не попасться.
Но если вы хотите превратить игру в истинное веселье, то вместо водящего лучше взять сердитую свинью, а игрокам дать по хлысту. Потому что, как объясняет Вуд: В некоторых уголках страны дети играют в похожую, хотя и более грубую версию игры. Вместо водящего колокольчик привязывают к свинье, а мальчикам с завязанными глазами выдают по кнуту. Выигрывает тот, кто попадает по свинье.
Игры, описанные выше, предназначены для здоровых и молодых юношей. И заклеймить их «жестокими» может только мать, которая растит капризного нытика.
Сбей Обезьянку
Прежде всего, нужно крепкое дерево, на котором можно подвесить ребенка. Если вдруг прямо сейчас вы находитесь в открытом море, то корабельная рея тоже подойдет. Ребенок, висящий на дереве, — это и есть Обезьянка. В идеале он должен висеть так, чтобы только пальцы ног едва касались земли, а сам он свободно болтался в воздухе.
По правилам игры мальчика, подвешенного на дереве, «колотят» — бьют отрезами ткани, на которых завязаны большие узлы. Частенько в таких узлах прятали большой камень, чтобы придать замаху силы, хотя я сомневаюсь, что настоящий мальчик выступил бы против экономии времени и просто не набил свои носки осколками кирпичей. Как подчеркивает сам автор: «Когда игроки не боятся получить удары, эта игра становится особенно увлекательной. Подобраться к активно двигающейся Обезьяне крайне сложно, и это, безусловно, добавляет развлечению живости».
По правилам игры мальчик, выбранный Медведем, встает на четвереньки в пыли и грязи и привязывается веревкой к своему Хозяину.
Затрави Медведя
Это еще одна разновидность игры, где все друг друга бьют. Она берет свое начало в средневековом виде спорта, где дикий медведь сходился в кровавой битве за выживание с надрессированными охотничьими собаками.
Эти игры прививали мальчику подсознательную идею о том, что боль неизбежна, и неважно, получена она во время войны, болезни или детских забав с палками и кирпичами.
– Я надеялась услышать что-то о большом теннисе или крокете. Не находите, что они выглядят предпочтительнее на фоне столь жестоких игр?
Нет. Настоящие мужчины играли в такие гендерно-инклюзивные игры исключительно по социальным причинам или из желания поухаживать за дамой (а где еще можно понаблюдать, как она наклоняется и потеет). Игры, описанные выше, предназначены для здоровых и молодых юношей. И заклеймить их «жестокими» может только мать, которая растит капризного нытика. А такой подход к воспитанию в XIX веке не сулил ничего хорошего, поскольку мир вокруг ребенка был по-прежнему жесток, вне зависимости от его социального или материального положения.
Зачем детям в XIX веке нужны были маленькие гробики и почему они играли на кладбище
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иметь в гардеробе своих кукол траурный наряд, а то и гроб для куклы, было не таким уж редким делом в то время. Игры повторяют окружающую жизнь, и жизнь диктует свои правила. XIX век — это время, когда население человечества стало активно расти (с 1800 до 1900 оно увеличилось почти в два раза), города стали сильно увеличиваться в размерах, а уровень санитарии и медицины по-прежнему оставлял желать лучшего.
Те болезни, которые сейчас или излечимы, или, по крайней мере, предотвратимы с помощью вакцинации, в XIX веке почти неизменно приводили к смерти. Оспа, корь, коклюш, скарлатина, периодические эпидемии гриппа, тифа, холеры, туберкулеза — все эти болезни были на то время практически приговором для любого человека, и особенно для маленьких детей, живущих в больших городах. Около 15% детей из сельской местности не доживало до 14 лет, а в крупных поселениях эта цифра увеличивалась вплоть до 30%.
Английская писательница Мэри Карбери, которая родилась в 1849 году, вспоминает в своих мемуарах, как ее братья и сестры дружно хоронили ее любимую куклу Отто в саду, играя в похороны. Похожая сцена была описана в романе Чарльза Диккенса «Лавка древностей», выпущенном в 1840 году — дети играли на настоящем кладбище в прятки, а также «хоронили» одного из малышей, «играя в смерть». И даже почти век спустя Андрей Платонов в своей повести «Одухотворенные люди» также описывает детскую игру «в кладбище» и в «похороны».
Похороны — событие не из весёлых. Но только, если это похороны не в Гане. Это траурное мероприятие в этой стране традиционно сопровождается песнями и плясками.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Методическое пособие для детей подготовительного возраста «Игры крестьянских детей ХIХ века»
Юлия Варнакова
Методическое пособие для детей подготовительного возраста «Игры крестьянских детей ХIХ века»
Аннотация:
В XIX веке крестьянские дети и дети простых горожан много помогали родителям по хозяйству: работали в огороде, убирали дом, ухаживали за младшими братишками и сестренками, осваивали какое-нибудь ремесло, помогали отцам в работе. Но все-таки ребята находили время для игр и веселья. Они затевали салки – догонялки, лапту, соревновались в меткости, играя в бабки.
Для крестьянских детей игра была активным вхождением в обряд, приобщением к традиции. Она вводила ребенка и в реальную жизнь взрослых людей. Многие игры крестьянских детей поражают сходством с серьезными занятиями: охотой, жатвой, посевом льна и пр. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности путем многократного повторения игровых действий с малых лет прививало ребенку уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило его правилам поведения. Игра — это подготовка к настоящей жизни, труду.
«Бука»
Определяют, кому быть «букой» (т. е. водящим). «Бука» отходит в сторону. Дети подходят к нему и, дразня, говорят: «Буки не боюсь». Сначала «бука» сердито поглядывает, затем, в удобный момент, бежит догонять ребят. Тот, кого поймали — выходит из игры. Игра заканчивается, когда бука переловит всех ребят.
«Шатай-валяй»
Дети садятся в ряд друг за другом по росту. Сначала самый большой, к нему подсаживается кто-нибудь поменьше. Все обхватывают друг друга руками и начинают качаться, наклоняясь то в одну, то в другую сторону. При этом они говорят:
Шатай-валяй, каравай, Пришёл к бабе пономарь — Дай, баба, теста. — Нету в печке места. Тесто — пресно, Не выкисло Да не выпресло!
По окончании слов последний игрок (самый маленький) выкатывается из ряда. Он уходит. Каждый раз по окончании слов игроки по очереди выкатываются. Последний, самый большой, оставшись один, говорит и при последних словах валится на бок. Игра окончена.
«Олень»
Дети выбирают «оленя», который становится водящим и садится на камень или на ступени. Ребята подходят к нему и говорят:
Уж ты, батюшка-олень, ты спусти меня на день, с утра до вечера, до сего вечера. Вот тебе хомут, вот тебе дуга, больше я тебе не слуга.
Проговорив это, игроки разбегаются в разные стороны. «Олень» бежит за ними и старается кого-нибудь поймать. Кого он поймает, тот начинает помогать ловить других ребят. Когда «олень» всех поймает, игра начинается снова. «Оленем «становится первый пойманный.
«Петушки»
«Жмурки»
Водящего игрока называют «жмуркой».
Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:
— Кот, кот, на чем стоишь?
— Лови мышей, а не нас.
После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.
«Бабки»
Фотоотчет военно-спортивной игры «Зарница» для детей старшего и подготовительного возраста В предверие праздника 9 Мая мы в детском саду провели спортивные соревнования между детьми старшего и подготовительного возраста. Начали.
Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста» Интересное занятие Нам придумали воспитатели. Из обыкновенных крышек Красивый узор у нас вышел. Описание: пособие предназначено для.
Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» (для детей старшего дошкольного возраста) Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ВЕСНУ. МАРТ. o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Как изменилось солнышко? Каким оно стало, а каким было зимой?.
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16 Перспективный план исследовательской деятельности на осень. СЕНТЯБРЬ. Опыты с почвой. 1. Из чего состоят песок и глина. Взять стаканчики.
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 17 ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ Опыты с предметами, со снегом и водой. 1. Определение возраста дерева по.
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.
Методическое пособие «Самостоятельные игры детей 2–3 лет с обручем» в ясельной группе Методическое пособие «Самостоятельные игры детей 2-3 лет с обручем» в ясельной группе Дети, начиная с полутора лет, охотно играют в подвижные.
Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка» Дети первой младшей группы «Незабудка» очень полюбили игры с прищепками. Постепенно сами или с помощью воспитателей, они усвоили технику.
От «Академии» до «Чародея». Или во что играли сургутские дети в ХIХ веке
Читать «Новости Югры» в
Далекое детство
Жизнь детей и не только в ХIХ веке значительно отличалась от нашей отсутствием различных гаджетов и других модных, дорогих игрушек. Однако детство проходило не менее интересно, а где-то, может, с большим азартом. Стоит отметить, что игры и игрушки прошлого, помимо развлекательной, несли в себе обучающую и оздоровительную функции.
Так, например, девочки играли в куклы, сделанные из лоскутов ткани своими руками, цветными стеклышками, фрагментами кухонной утвари, что в быту уже не пригодятся, различными пузырьками и прочими милыми детскому сердцу вещами. Также девочки играли куколками в семейную жизнь, где вели хозяйство, как мама. Тем самым привыкая к основным женским делам по дому и к женской роли в семье. Когда они подрастали, то были полноценными мамиными помощницами.
У сургутских мальчиков в дошкольном возрасте настольные игры были связаны в основном с темой лошади. Повозки они делали из спичечных коробков, лошадь из футляра для спичечного коробка, гужи из нитки, а оглобли из березового прутика. Среди мальчиков-школьников была популярна игра в бабки. Это старинная русская народная игра, напоминает городки тем, что выложенные определенным образом бабки (околокопытные кости животных), нужно было разбить самой тяжелой и большой из них. У сургутских ребятишек было несколько разновидностей этой игры. Например, шапки-бабки или в котел. Помимо этого, мальчики учились плавать и ловить рыбу.
Не оставались в стороне у ребятишек и летние подвижные игры: прятки, жмурки, догонялки, перебежки или лапта. Последняя была любима и среди взрослой молодежи. Очень часто в нее играли всей улицей сразу! Ну и, конечно, играли во всем известные городки.
Мы все играли понемногу
Этим жарким летом на территории ИКЦ «Старый Сургут» каждое воскресенье открывался «Старосургутский AРT-квартал». В воскресный день «вырастал» образ нашего старинного городка со своими улицами и переулками. Например, на Ремесленной улице можно было не только посмотреть на различные сувениры местных мастеров, но и прикупить их себе на память, а также изготовить их на уличных мастер-классах. Со сцены Концертного дворика звучали стихи местных поэтов, бардовские и другие песни. Сургутянам пришлась по душе историческая реконструкция, посвященная особенностям сургутской торговли позапрошлого века.
На Игровой площади можно было поиграть в любимые игры сургутских ребятишек. Играли в основном в городки, а также в малоизвестную «Академию». Таким образом жителям и гостям города была предоставлена возможность окунуться в детство, пока бита летела рушить очередную построенную фигурку. А очень маленьким представителям нового поколения сургутян предстояло сыграть впервые в известную им по мультику «Ну, погоди!» игру городки.
Если о городках некоторое представление имели даже самые маленькие наши гости, которые держали биту не без помощи пап, мам или даже бабушек, то об игре «Академия» слышали буквально единицы! Популярная у сургутской детворы конца ХIХ века игра напоминает всем известные классики. Схема в ней та же – чертятся классы с цифрами по порядку, а в самом последнем, девятом классе пишется слово «академия». Правила игры следующие: прыгая на одной ноге легонько пинать деревянный березовый кружок так, чтобы он последовательно переместился из первого класса в академию. Мальчишки и девчонки нашего времени с большим интересом играли в эту игру. Некоторые взрослые с удивлением узнавали эту игру – им рассказывали о ней родители. В общем, играли в академию, как говорится, и стар и млад. Энергии им было не занимать!
В те дни, когда на Игровой площади собиралось особенно много народу, играли в другие подвижные игры старожильческого населения: «Разлуку» или «Чародея». Первая напоминает известную многим с детского сада «Ручеек», а суть второй заключается в том, что назначенный «чародей» ловит игроков, распределенных на две группы, «по домам» – небольшим квадратам, начерченным на асфальте. Те же, кого он поймал, становятся ему помощниками в ловле остальных, пока они бегут от «дома» к «дому».
Живое общение
Когда в народные игры весело играет большое количество веселых людей, то и на душе сразу же становится радостно. Нам так и становилось. Как, впрочем, и всем, кто наблюдал за игрой или пробегал мимо по своим делам. Нам было хорошо от того, что не зря это все придумали и затеяли – сургутяне полюбили нашу программу «Игры нашего двора». Думается, что не в одной семье теперь есть ответ на вопрос: «Куда податься в воскресенье?». Он для них очевиден – в ИКЦ «Старый Сургут»!
Очень приятно, когда ты можешь создать условия для появления ярких эмоций у людей. Зарядить их доброй энергией, а в ответ получить энергию благодарности. Когда ты можешь подарить взрослому человеку частичку воспоминаний о детстве, моментах беспечности, а ребенка научить чему-то новому, необычному и увлечь игрой разные поколения одновременно. Думается, что в наше время информационных технологий у подвижных игр появилась еще одна функция – создание возможности общения не по видео-звонку или в онлайн-игре, а вживую. Такое общение – важный элемент социума, его нельзя исключать из нашей жизни.
Впереди главные семейные праздники – Новый год и Рождество, а соответственно, праздничные каникулы у детей и взрослых. Сотрудники историко-культурного центра «Старый Сургут» подготовили множество интересных программ для сургутян. В том числе и программу под названием «Зимние игры нашего двора». Зима – время чудес и исполнения желаний, время уютных вечерок и красивых узоров на окнах, время мороза и веселья. Так было и сто лет назад. Дети любили это время года за необычные игры и развлечения. Приходите к нам в январские дни на каникулах. Вместе будем познавать, как забавлялась сургутская ребятня в позапрошлом веке, когда вьюга пела свои песни, а на дворе стоял крепчайший мороз.