внутри так пусто что аж больно лсп
«Это будет понятно только людям с низким уровнем культуры»: кировские филологи анализируют рэп
29 ноября в рамках совместного проекта газеты «Мой Pro Город» и ВятГУ пройдет занятие по русскому языку на тему «Что такое литературный язык и почему Пушкин – «наше всё»». Слушатели будут обсуждать и творчество современных поэтов, к которым относятся и популярные у молодежи исполнители.
В преддверии занятия мы попросили филологов проанализировать тексты тех хип-хоп музыкантов, чьи клипы набирают миллионы просмотров, а на концерты проходят при полном аншлаге. Преподаватели русского языка факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ охотно согласились на эксперимент.
Первым прослушали филологи текст хип-хопера Фараона — на примере популярной песни «Порнозвезда», отметив плоскость и нехудожественность текстов певца.
Pharaoh, Глеб Голубин, 21 год — российский хип-хоп и клауд-рэп-исполнитель. Лидер творческого объединения «Dead Dynasty». В 2014-м выпускает дебютный альбом, а уже через год становится одним из самых известных российских рэперов благодаря своему провокационному творчеству.
Отрывок из песни «Порнозвезда»:
Все твои секреты видно в объективе,
Сколько они стоят? Мальборо, Мартини.
Рисуешь мне сюжеты, но ведь мы не в фильме.
Полно, теперь так пусто, что аж больно,
Я бы хотел опять любовью заткнуть пустоту,
Но вижу перед собой только порнозвезду.
Она боится спать одна, долго не держит синиц в руках,
Им вечно пылиться на пленках.
Я так хочу испить эту чашу до дна, до последнего глотка,
Хоть она и не так глубока, как глотка.
Анализ текста проводит Наталья Наумова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка ВятГУ:
Текст песни с точки зрения языковых норм сделан без особых нарушений, однако в отношении стихосложения присутствуют сбои в ритме и размере, а рифма весьма банальна и натянута. Обычно в поэтическом тексте используются такие языковые средства образности? как метафоры, эпитеты, сравнения. В данном тексте они также присутствуют, но образ создается односторонний, неглубокий, нехудожественный, плоский и пошлый. Этот текст будет понятен и приятен людям с низким уровнем и речевой, и общей культуры.
Далее преподаватели факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ прослушали песни ЛСП. На примере текста песни «Монетка» они вынесли свой неутешительный вердикт.
Олег Савченко, 28 лет, белорусский певец, рэпер. Билеты на все осенние концерты в Москве и Санкт-Петербурге были проданы в считанные часы. Во время концерта в Кирове хит «Монетка» исполнили 4 раза.
Отрывок из песни «Монетка» :
В моем сердце дырка — мне нужна таблетка
Хотя бы половинка, марионетка
Я вызову моделей: шатенок и брюнетку
Как мы их поделим? Подбрось монетку
Припев:
Орел (что?), решка
Орел (что?), решка
Орел (что?), ещё раз
Орел (что?), решка
Мне. Мне тоже
Базаришь? Конечно
Анализ текста проводит Наталья Наумова:
В языковом отношении текст практически полностью находится за пределами литературного языка, то есть составлен из жаргонной, сленговой, бранной лексики. В тексте нет ни равномерного ритма, ни размера, ни рифмы, ни мысли, ни логики, ни идеи, ни чувств, кроме одного, недвусмысленно выраженного, кричать о котором таким образом в пору разве животному, лишенному разума, но только не человеку.
Отрывок из песни «Розовое вино» :
Ксения Лицарева, декан факультета филологии и медиакоммунникаций ВятГУ, в целом резюмировала итоги знакомства с содержанием и творчеством современных музыкантов:
Елизавета Еланская, организатор общероссийского конкурса талантов и красоты «Мисс Старшеклассница» и «Мистер Старшеклассник»:
Я встану на защиту хип-хоперов: у всех молодых исполнителей есть песни со смыслом, но они подаются с примесью современного сленга, порой слишком жесткого. Однако этот сленг внедрился в жизнь молодежи и подростков далеко не из песен, а из жизни и окружения. Хорошая музыка сейчас у подростков оценивается по принципу — прокачала или нет. Почти все проанализированные филологами исполнители имеют как зажигательные и легкие по восприятию тексты и биты, так и смысловые композиции, в которых они хотят рассказать и выражают то, что волнует новое поколение. Просто раньше о чем-то не принято было говорить, а теперь есть свобода слова. Таковы реалии 21 века, стоит ли осуждать за это современное поколение?
Поговорить о литературном языке можно будет на уроке русского языка. Следующий урок пройдет 29 ноября в ВятГУ. Начало в 18.30. Адрес: Ленина, 111. Регистрация на занятие по телефону: 8 982 389 24 13
«Сладкие песни о страшном»: рецензируем совместный релиз ЛСП и Pharaoh «Кондитерская»
Союз представителей “Молодой России” и “Молодой Беларуси” — затея вполне логичная. При всех стилистических различиях, оба эти лидера новой школы (прости, Мезза) — фактурные ретрансляторы тлена и морока. И если идеолог Dead Dynasty пользуется, скорее, внешними атрибутами (взять хотя бы название формации или песни про разложение в камышах), то Олег ЛСП действует чуть более тонко — как шут посреди чумы он с улыбкой на лице поёт про нарывы поколения онлайн-дэйтинга, покемон-хантинга и лайф-проёбинга.
А помните, с чего всё началось? В прошлом году ЛСП выпустил трэповый, пьяный и до одури печальный альбом “Magic City”. Там нашлось место песне под названием “Bullet” — совместной с тогда ещё набиравшим популярность Pharaoh. Казалось, подписчицы соцсетей в тот год сравнимо жадно цитировали лишь два трека — этот, про “девку просто пулю”, и про девочку-пиздец авторства Oxxxymiron.
Сейчас “Bullet” на фоне песен с “Кондитерской” кажется слишком кичливой и пёстрой. Шесть треков нового EP — это нежнейше спетые баллады о пиздеце и попытках заткнуть экзистенциальную пустоту тушкой кого-нибудь покрасивее. Похожий фокус всегда хорошо удавался ЛСП сольно — заставить людей на танцполе весело скакать под песни о кошмарнейших вещах.
Другие бы уже сорвались в карикатурное “Детка, мы не можем быть вместе, со мной слишком опасно”, но Олегу и Глебу удаётся балансировать, они занимают одновременно позицию и злодея, и жертвы. Будучи убедительными трагиками, вызывают сочувствие, когда говорят о том, насколько стали невосприимчивы, будто обколотые новокаином, к наивным историям, обещающим светлое завтра в семейном домике с белым заборчиком и лабрадором (“Теперь так пусто, что аж больно / Я бы хотел опять любовью заткнуть пустоту / Но вижу перед собой только порнозвезду”). Забавно, что пару дней назад я случайно наткнулся на Periscope-трансляцию ЛСП, где тот отвечал на вопросы зрителей. На предложение руки и сердца одной из слушательниц Олег отреагировал приблизительно так: “Представь, мы поженились. Допустим, есть, где жить. И что дальше? Вот сидим мы, смотрим друг на друга и на эту бумажку, где написано, что мы поженились — и кому от этого стало весело?”.
Дуэт очень органичен, каждый умело пользуется своими козырями. Pharaoh продолжает удивлять как вокалист — интонирует и скримит на грани разрыва связок. ЛСП же собирает свои тексты как дьявол — что в масштабе работы со строкой (“Долог наш путь в серпентарии / Долбим башку — Супер Марио”), что в масштабе работы с композицией куплета целиком — как в песне “9 жизней”, поэтапно разоблачая лакшери-лайф выпрыгнувшей замуж за богатого папика мадам.
“Кондитерская” — это ещё один логичный кирпичик в брусчатке творческого вектора двоих артистов. И если на этапе анонса у затеи было немало скептиков (сложно было им не быть: у артистов общий букинг, значит совместный релиз мог оказаться только поводом повторно проехаться с концертами, что обещало бы, скажем прямо, мало хорошего), то результат перечеркнул любые опасения.
Но девушку на их концерт я бы, всё-таки, не повёл. Ну его к чёрту.