внутренние монологи что это
О внутреннем монологе в актерском мастерстве
Внутренний монолог в актерском мастерстве играет не просто большую, но огромную роль. Это по сути — фундамент любой роли, ее необходимая изнанка. Внутренний монолог в актерском мастерстве и театральном искусстве называют еще «второй план». Первый план — то, что видит и слышит зритель. Второй план — то, что он ощущает через призму образа и действия. Если интересно — то читайте.
М.О. Кнебель в своем фундаментальном труде «Метод физических действий» говорит о том, что К.С. Станиславский на начальном этапе репетиций запрещал актерам брать текст в руки. И по тем временам это была революция. По сути, Станиславский стал первопроходцем этюдного метода репетирования, когда актеры (вместе с ним) искали второй план. Или внутренний монолог их роли.
Внутренний монолог — это не озвучиваемый ход мыслей и возникающие с ними переживания. Это то, что называется «творческое самочувствие». Или «состояние наполненности». В общем, в актерском мастерстве нет единого терминологического стандарта. Да, есть схожее понимание МНОГИМИ тех вещей, что давал Станиславский. Но это понимание в очень многих случаях идет с определенной (иногда большой, иногда и не очень) степенью допуска. Иными словами, в актерском мастерстве область ТРАКТОВАНИЯ системы весьма широка. И, возможно, — не может и не могло быть иначе.
Но не в том суть. А в том, что работу над ролью нужно выстраивать с внутреннего монолога, чтобы понять образ мысли персонажа. Определить скорость его мышления с учетом события, его внутренние картины (ощущения ). Но перед тем, как создавать внутренний монолог — нужно сделать разбор роли. Как? Об этом я писал тут.
Но, прежде чем делать разбор и заниматься монологом — выполните следующее упражнение. Поставьте на площадку стул, сядьте. Не пытайтесь ничего показывать или играть. И лучше — начинайте отслеживаться свои мысли. Встаньте, походите по площадке, повспоминайте что-то. Поищите сор на поверхности сцены (или помещения, где Вы находитесь). Только — я Вас умоляю, ничего не показывайте и не играйте! Мысли и действия должны быть совершенно настоящими!
Педагог Топорков в книге Станиславского «Работа актера над собой» просил актеров во время репетиций искать иголку в кулисе. При этом, актеры не знали, что там ее нет. И начинали ее УСЕРДНО искать. Усердно — значит — со вниманием и внутренним монологом. Не забывайте: когда Вы ищете что-то — Вы реагируете на то, что видите, оцениваете это (а оценка — это всегда высказывание).
Но Вам для начала (если Вы новичок) — полезно просто понять, КАК Вы думаете. Заниматься очень конкретными действиями на сцене. Какими конкретно?
— возьмите ведро с водой и тряпку и вымойте сцену. Нет-нет, вымойте КАЖДЫЙ ее сантиметр так, как если бы Вы знали, что на нее взойдет Ваш кумир (вместе с Вами, кстати),
— найдите где-то стул или другой предмет с небольшой поломкой и попытайтесь на сцене его поправить (возможно, с помощью инструментов). Старайтесь, старайтесь. Но не с пустым ощущением, а если бы например, у Вас нет денег, и Вы его несете продавать.
Вы понимаете, про что я? Про ОСМЫСЛЕННОСТЬ любого действия, помноженную на ПОНИМАНИЕ ситуации (события).
И вот эти два компонента (с учетом Ваших предлагаемых обстоятельств, сверхазадачи и события) рождают Ваш внутренний монолог.
А последующий разбор роли позволит Вам выстроить Ваш внутренний монолог уже в образе.
Вот, все. Не ленитесь.
А узнать о практиках действования в актерском мастерстве Вы сможете, записавшись на курсы в нашей театральной школе в Москве.
Концентрированная мысль. Внутренний монолог
К счастью или сожалению, качественно написанного сценария недостаточно для того, чтобы в фильме засверкали живые, интересные персонажи. Режиссеру нужно провести еще дополнительную, сложную работу с актером. И одним из важных элементов в общении постановщика и артиста становится внутренний монолог.
Далеко не все режиссеры умеют писать сценарии, причем это касается даже больших мастеров. Многие режиссеры не очень хорошо знают особенности съемочной техники. Значительная часть постановщиков не слишком дисциплинированы для того, чтобы взять на себя организационные и продюсерские функции. Однако есть навыки, без которых кинорежиссер толком не сможет создавать фильмы — я говорю о работе с актером, об умении взаимодействия с ним. Общение постановщика с артистом представляет собой комплексный процесс, состоящий из множества различных явлений, и, пожалуй, его можно назвать одним из сложнейших при создании кинематографического произведения. Потому в наших статьях мы обращаемся к нему фрагментарно: Craftkino уже рассказывал о физическом действии и оценке. Теперь пришло время затронуть внутренний монолог.
Мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что человек, никогда не снимавший фильм (даже любительский), весьма превратно понимает работу режиссера с актером. Будто бы в сценарии все и так написано. Нужно просто найти хорошего актера, который всё сделает в соответствии с текстом. Т.е. по большому счету, процесс воспринимается, как своего рода колдовской обряд, где артист при помощи своей харизмы и умений должен сделать всё «живо и хорошо». Живо и хорошо, к сожалению, просто так, само по себе не получится. И даже если сценарий действительно написан мастерски, в нем железобетонная структура, четко выдержанный жанр, незабываемые диалоги и яркие характеры — это еще не значит, что актерское воплощение будет адекватным такому материалу. Причем, можно провалить его, даже имея в распоряжении отличного актера.
Почему? Потому что актер нуждается в постоянном направлении всей внутренней, психологической жизни его героя. Ведь в сценарии зафиксированы только действие и внешний, физический мир фильма. Глубинные вещи известны только режиссеру. Одно из таких глубинных явлений называется внутренний монолог.
Внутренний монолог — это мысли героя, то, что он думает, как человек, во время отдельной сцены, эпизода или целой кинокартины.
Термин введен в обиход благодаря знаменитой системе Станиславского. Для разъяснения понятия обратимся к книге «Слово в творчестве актера» ученицы Константина Станиславского, режиссера Марии Осиповны Кнебель:
«Человек в жизни беспрерывно думает. Он думает, воспринимая окружающую действительность, думает, воспринимая любую мысль, обращенную к нему. Он думает, спорит, опровергает, соглашается не только с окружающим, но и с самим собой, его мысль всегда активна и конкретна. На сцене актеры в какой-то степени овладевают мыслью во время своего текста, но далеко не все еще умеют мыслить во время текста партнера.
И именно эта сторона актерской психотехники является решающей в непрерывном органическом процессе раскрытия «жизни человеческого духа» роли»
Для того, чтобы понять природу внутреннего монолога, нужно проанализировать, как работает наш собственный мозг в различных обстоятельствах. Движется ли наша мысль, когда мы направляемся куда-то? Или когда разговариваем с другим человеком? Или когда от нас требуется принять незамедлительное решение?
Мысль всегда работает — мы можем прислушаться к ней, вполне можем превратить ее в конкретные слова. Это наш внутренний монолог в реальной жизни.
Соответственно, для того, чтобы внутренняя, психологическая жизнь персонажа была наполнена, необходимо разработать внутренний монолог героя. Тогда артист сможет понять, о чем персонаж думает в момент той или иной сцены, как трансформируются его мысли с изменением обстоятельств, как он вообще реагирует на окружающую действительность.
Представим, что молодой человек и девушка ужинают в ресторане. Они мило беседуют, трапезничают, пьют кофе или вино. И с виду это просто беседа двух влюбленных. Более того, даже на уровне сценария сцена выглядит аналогичным образом.
А теперь введем обстоятельство. Молодой человек хочет сделать девушке предложение, и пока еще не знает, как подвести к этому разговор. Изрекая самые обыденные реплики, актер, на уровне внутреннего монолога, будет держать мысль: «Когда же мне удобнее подступиться к ней? Все должно быть красиво и убедительно. Нужно лишь поймать момент, достать кольцо и сказать ей всё. Но тут так много людей, и она совсем не ожидает этого…». В данном случае я лишь привожу наиболее очевидный пример.
Удерживая такой внутренний монолог, все существование артиста в кадре изменится, и фразы с движениями, написанные в сценарии, заиграют особенным образом.
Однако добавим еще одно обстоятельство. Девушка ничего не знает о намерениях парня. И пришла сюда, чтобы заявить о том, что между ними все кончено — отношения придется прекратить. Соответственно, актриса, ужиная, отпивая вино, отвечая на реплики собеседника, держит совсем иной внутренний монолог: «Господи, почему ты никак не поймешь, что у нас нет ничего общего? Не будем терзать друг друга. Помоги мне, дай мне возможность все высказать. Неужели ты не видишь, что и мне, и тебе нужен кто-то другой?». Внутренний монолог исполнительницы также наложит отпечаток на всё, что она делает в рамках снимаемой сцены.
Фрэнсис Форд Коппола беседует с Марлоном Брандо
Причем, такая работа с внутренним монологом у одного и другого артиста создает дополнительный конфликт, заставляя следить за обычным бытовым разговором. Отдельно стоит заметить, что проработка монолога помогает даже непрофессиональному исполнителю чувствовать и вести себя в кадре более естественно, чем без нее.
В случае же, если режиссер решил (по незнанию, халатности или нежеланию) устраниться от проработки внутреннего мира и мыслей героя, оставляя этот процесс на совести актера, он вступает на очень опасную почву. Конечно, при определенном стечении условий, если артист смотрит с постановщиком в одну сторону, понимает персонажа и предлагаемые обстоятельства примерно таким же образом, то может получиться то, что и задумывалось. Однако во всех других случаях происходящее перед камерой срывается в неуправляемое состояние.
Если артист трактует мир сценария, характер персонажа, его мотивы и внутренний мир не так, как это делает режиссер (ведь он не обладает телепатическим даром, чтобы заглянуть в голову несчастного автора), то своей жизнью в кадре он вполне может, сам того не желая, сломать заложенную в сценарии концепцию. Но это еще в том случае, если актер квалифицированный и ответственно подходит к делу.
К сожалению, бывает, что исполнитель либо не очень замотивирован, либо не обладает достаточными навыками (или не профессионал вовсе). И в этом случае отсутствие внутреннего монолога превратится в катастрофу. Глаза актера станут стеклянными, текст мертвым (даже если будет выразительно прочитан), движения механическими и деревянными. В итоге, вы получите человека, изображающего, что он играет персонажа, а не живого героя, в которого можно было бы поверить.
Киноэкран обладает коварным свойством заострять любую фальшь, попадающую под прицел объектива. Только представьте себе актера с театральным гримом на крупном плане: нарисованные морщины, пудра, искусственные усы-щётка — всё это бросается нам в глаза за долю секунды.
И если даже плохо наклеенная борода в кадре становится в сотню раз заметнее, то что говорить о «пустом» актерском исполнении?
Андрей Кончаловский беседует с Якобом Дилем
Поэтому не будем прикрываться сценарием и утверждать, будто там все понятно написано. Сценарий дает лишь прочный фундамент для развития работы над персонажами фильма. Чтобы они в итоге сложились и зажили полной жизнью на экране, актеру и режиссеру придется терзать друг друга бесконечными вопросами, выяснять одно, другое, третье и четвертое. И внутренний монолог — одно из важнейших понятий в такой работе.
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
внутренний монолог
Смотреть что такое «внутренний монолог» в других словарях:
внутренний монолог — повествовательный приём, заключающийся в воспроизведении мыслей и чувств персонажей; обращённое к самому себе развёрнутое высказывание героя. Предтечей внутреннего монолога считается театральный монолог «про себя» – в тех сценах, когда герой… … Литературная энциклопедия
внутренний монолог — см. монолог … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
внутренний монолог — См. статью монолог … Учебный словарь стилистических терминов
МОНОЛОГ — (от моно. и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия
МОНОЛОГ — (от моно. и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь
Монолог — (от моно. и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен “внутренний монолог” героев. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монолог — У этого термина существуют и другие значения, см. Монолог (значения). Монолог (от др. греч. μόνος один и λόγος речь) речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения… … Википедия
монолог — а; м. [от греч. monos один и logos слово] 1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя. 2. Часть драматического… … Энциклопедический словарь
монолог — а, м. Форма речи, развернутое высказывание одного лица. Монолог Чацкого. Произнести монолог. Развитие общих мест процесс, в котором участвуют все этические установки речи, принятые в монологах и в диалогах (Ю. Рождественский). Родственные слова:… … Популярный словарь русского языка
монолог — (от греч. monos один и logos слово, речь) в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Внутренний монолог
Нестерова И.А. Внутренний монолог // Энциклопедия Нестеровых
Способы передачи внутренних монологов
Внутренний монолог – это важный элемент картины мира в литературе.
Внутренний монолог – это оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону» [1].
Выделяются следующие способы передачи внутренних монологов:
Классическое текстовое строение складывается из противопоставления двух контекстовых типов – прямой речи и речи рассказчика. Внутренняя речь занимает промежуточное положение между речью автора и речью персонажа, при этом план рассказчика может плавно переходить в план персонажа и наоборот. Внутренний монолог позволяет придать повествованию большое экспрессивное и стилистическое разнообразие.
В современной лингвистической теории нет единого мнения о том, каким термином называть внутренний монолог, изображённый в художественном произведении. Нет единодушия и в том, сколько существует способов передачи чужого высказывания.
И. Р. Гальперин выделяет следующие способы передачи речи:
В. А. Кухаренко, говоря о видах повествования, разграничивает внутреннюю речь (Interior Speech) и изображённую речь (Represented Speech).
Многими лингвистами выделяются следующие виды внутренней речи или, другими словами, внутреннего монолога:
Виды внутренней речи
Будучи по своему характеру психологическим явлением, в художественном произведении, «превращаясь в изображённую речь, ВР становится категорией языкознания» и стилистической категорией текста [3]. В лингвистике ВР определяется как «непроизносимая, незвучащая, немая речь, обращённая к её субъекту (к самому себе); процесс, обратный образованию «внешней», или собственно речи» [4].
Выделяются следующие способы передачи внутренних монологов: авторская речь, речь персонажей и речь с установкой на чужую речь. Первые два способа являются «одноголосыми», а третий – «двуголосым» и характеризуется слиянием голосов автора и персонажа.
Внутренние монологи в авторском пересказе выражают обобщённую характеристику психического состояния персонажа. Внутренние монологи, исходящие от персонажей, показывают течение внутренней жизни героев прямо и непосредственно. Внутренние монологи с установкой на чужую речь отражают течение мыслей и чувства в самосознании героев и содержат авторский комментарий. Последний способ позволяет передать экспрессию мыслей и чувств, стиль речи героя и выразить отношения автора [5].
Внутренняя речь и внутренний монолог
Следует отметить отсутствие в большинстве литературных словарей, учебных пособий и научных трудов самого термина «внутренняя речь». Вместо него широко используется термин «внутренний монолог», которым называют «обращённое к самому себе высказывание героя непосредственно отражающее внутренний психологический процесс, монолог «про себя», в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в её непосредственном протекании».
При таком подходе объектом рассмотрения является не ВР в совокупности всех проявлений, а лишь одна (хотя и основная) её форма.
Одной из важных проблем литературоведческой стилистики и лингвостилистики является определение взаимоотношений личности и окружающего мира, моделирующих целостность и смысл произведения. Процесс осмысления мира и действия зарождается как поток сознания. Движение этого потока двунаправлено: от объективного мира к субъективному и от субъективного к объективному. Ещё Гёте говорил, «что человек всеми своими чувствами и стремлениями привязан к внешнему миру». Опровергая лозунг самопознания как чисто субъективного процесса, немецкий поэт утверждал, «что каждое здоровое стремление, исходя из внутреннего мира, устремляется к миру объективному, и это характерно для всех великих эпох, которые были полны стремления и движения вперёд и были по природе своей объективны»[6]. Самопознание, включённое в систему отношений между субъектом и объектом, и есть сфера проявления эмоциональных оценок в их художественном воплощении.
Внутренний монолог, или «внутреннее действие», как называет его М. Я. Поляков, является как бы сообщением для самого себя, этот монолог вырабатывает особый язык для автосообщения, для мнимо замкнутого процесса коммуникации.
Виды внутренних монологов
Виды внутренних монологов характеризуются значительным разнообразием, так как классифицируются по разным признакам:
Использование внутренних монологов обусловливается познавательно-эстетической природой художественной литературы. Важнейшей их функцией является изображение внутреннего мира героев, прямой и непосредственный показ душевной жизни человека. Другой важной функцией монологов является композиционная, в соответствии с которой он и применяются как средство развития сюжета в самые напряжённые и критические моменты жизни героев.
Признаком внутреннего монолога героя является обращенность речи героя к самому себе. Внутренняя, непроизносимая речь героя дает возможность автору передать процесс и диалектику рождения мысли. Такая форма речи является замкнутой в сфере сознания героя и лишена артикуляционной стороны. В ней теряются некоторые признаки, присущие звучащей речи, поэтому она во многом субъективна и может быть минимально оформлена. Внутренняя речь не нуждается в уточнении отношений и связей, грамматически организующих поток представлений, суждений, умозаключений. Говорящему нет надобности каждый раз называть этот предмет – смысловое подлежащее. Он хорошо знает, о чём думает. Вся суть его высказывания – в предикации. Как указывает А.А.Андриевская, – это «не просто тенденция к сокращению слов, а совершенно особая, специфическая тенденция к сокращению фразы в направлении сокращения предиката и относящихся к нему частей предложения» за счет опускания подлежащего и его группы.
Внутренняя монологическая речь в художественном тексте может реализоваться в форме внутренних монологов, отдельных мысленных вопросов, попутных замечаний, оценок [7]. При помощи внутренних монологов героев создается внутренняя канва произведения, которая развертывается параллельно и в органической связи с основным его сюжетом. Так как характерным признаком внутренних форм речи, в отличие от других форм изложения, является отражение процесса рассуждения героя, можно предположить, что это соответственно будет оформлено и выражено в виде текстам типа рассуждения и предоставит богатый материал для анализа.
Рассуждение может быть представлено во всех четырех типах изложения: авторская речь, диалогическая речь, внутренняя и несобственно-прямая речь. Однако мы ограничиваемся лишь внутренними формами речи. Исследования текстем типа рассуждения или текстам смешанного типа с элементами рассуждения как внутренних форм речи героев составит основу анализа и поможет избежать возможной путаницы, которая может возникнуть при анализе других форм речи, включающих функционально-смысловой тип речи – рассуждение. Кроме того, при таком подходе остается простор для возможного дальнейшего анализа рассуждения и в других формах изложения [8].
Внутренние монологи что это
ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава 11
ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИ, УСТАНОВКИ И ОБРАЗЫ
Внутренний монолог это обращенная к себе мысленная речь, которую мы постоянно произносим, когда находимся одни. Как только мы остаемся наедине с собой, начинается нескончаемый внутренний монолог; его содержание на 99% связано с нашими предполагаемыми обидчиками, личными неудачами, проблемами, намерениями и т.п. Например, мы можем долго пережевывать в уме, чтó такой-то сказал нам, и почему он не относится к нам, как дóлжно, и чтó мы должны были бы сказать ему, но не сказали. Или почему люди думают, что они могут делать с нами на работе все, что вздумается только потому, что мы относимся к людям того сорта, которые от работы не увиливают. Или почему наша жена и дети проявляют к нам недостаточно уважения и т.д., и т.п. Внутренний монолог наш постоянный спутник в часы бодрствования. Во время его мы вновь и вновь воспроизводим различные происшествия дня, пытаясь представить себе себя в возможно более выгодном свете, придумывая извинения за те высказывания и ситуации, в которых мы, по нашему мнению, недостаточно себя проявили. Короче говоря, посредством внутреннего монолога мы проводим кампанию самооправдания и самопоклонения, что помогает нам удерживаться на самом высшем уровне личной самооценки.
Внутренний монолог обслуживает наше себялюбие и культ личности. В то же время он служит самым значительным источником расхода сил. Чем больше мы отдаемся произнесению этой долгой внутренней речи, тем больше теряем сил; поэтому склонность к внутреннему монологу одна из самых отрицательных черт личности в ее повседневной жизни. Осознав и изучив факт нашей вовлеченности во внутренний монолог, мы поймем, до какой степени это верно. Люди, которые излишне предаются внутренним монологам, обычно больше других жалуются на утомление и недостаток жизненных сил; они легко подхватывают сезонные эпидемические заболевания и нередко страдают хроническими болезнями.
Одним из первых шагов к самопознанию является осознание факта существования внутреннего монолога и того, как он на нас влияет. Его нужно остановить. Это очень трудно и может быть достигнуто лишь со временем; каждый изучающий эзотерическую психологию должен постоянно работать в этом направлении.
Например, мы можем полагать, что имеем право на такую вещь, как уважение окружающих; что мы должны нравиться другим людям; что мы не должны страдать; что у нас должна быть хорошая работа и прекрасная семья; что внешние условия не должны создавать для нас неудобств, лишать удовольствий и т.д.
Чем меньшего мы требуем от жизни и других людей, тем меньше причин для раздражения или недовольства в связи с тем, что наши требования не удовлетворяются. С точки зрения Системы можно с уверенностью утверждать, что человек, который сократил свои претензии до минимума, встал на верный путь к достижению цели эзотерического развития. Ведь если мы ничего не будем ждать от жизни, нас не постигает разочарование. Это приведет к исчезновению обид, и внутренний монолог, лишенный своего источника, иссякает. Но в самом деле ничего не требовать от жизни может лишь воистину великий человек.
Они представляют собой различные наряды личности, большей частью личности ложной, и складываются годами под влиянием образования, обычаев, традиций и т.д.
Чем искреннее мы принимаем свое устоявшееся отношение за подлинное выражение своего Я, тем дальше уходим от истинного понимания себя. Если мы хотим познать себя, нам следует осознать и изучить свои разнообразные установки с помощью тщательного постоянного самонаблюдения, благодаря чему мы будем в состоянии отделить себя от них и постепенно от них избавиться. Наградой за труды будет то, что наша глубинная сущность сможет начать проявлять себя. Тогда все, что мы говорим и делаем, будет находиться под влиянием этой более подлинной части нашего Я, а не граммофонной пластинки наших установок, которая была поставлена ложной личностью. Когда мы будем лучше сознавать себя, то без труда увидим, как эти установки пытаются управлять нами в зависимости от сиюминутных обстоятельств. Если же мы с ними отождествлены, то считаем их различными устойчивыми сторонами своей личности.
Мы идем по жизни, свято веря в эти образы, даже если другие люди считают их неверными. Главное, что мы верим, будто они верны, верим, что они представляют нас в истинном свете. Мы наслаждаемся этими образами себя, сливаемся в ними и тем самым способствуем совершенно ложному развитию своего «я». Мы видим себя совсем не так, как нас видят другие.
Например, у нас может быть образ себя как весьма рассудительного человека, всегда открытого для аргументов и мнений других лиц; сами же они могут видеть в нас несговорчивого, высокомерного и упрямого человека. Или человек может воображать себя щедрым и великодушным, тогда как людям он кажется скупым и расчетливым. Это повсеместное явление, свидетельствующее о том, как мало мы себя знаем. Следовательно, мало того, что мы отождествляем себя со своей личностью, не имея ни малейшего представления о том, что за этим фасадом скрывается, мы не имеем также никакого представления и о том, что эта личность собой представляет. Общая картина еще больше искажается образами и установками, которые составляют такую значительную часть содержания нашего ума, что даже трудно себе представить.
Чтобы познать себя, мы должны изучать себя. Это очень сложный и трудный процесс, и это естественно, так как ничто, в чем нет непосредственной жизненной необходимости, легко не дается. Если бы самопознание было делом легким, оно мало что добавляло бы к уже известному. Выход на неведомый уровень бытия должен быть трудным. Содержание данной главы дает некоторое представление о трудностях, с которыми мы при этом сталкиваемся.
ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)