внимание в музыке что это
Внимание и его развитие в деятельности музыканта
Внимание – это способность человека сосредоточиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всего постороннего.
Можно выделить такие свойства внимания как устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем (устойчивость внимания – это способность музыканта долго сохранять внимание на работе, не отвлекаясь и не ослабляя внимание; сосредоточенность – это глубина концентрации внимания на работе; переключаемость – это способность переводить внимание с одного объекта на другой, например, с одной части пьесы на другую; распределение – это одновременное внимание к нескольким объектам или выполнение нескольких видов деятельности, например, музыкант во время игры должен одновременно контролировать и техническую точность игры, и свободу рук, и музыкальный образ, и т.д.; объем – это количество объектов внимания).
Одним из самых важных свойств в работе музыканта-исполнителя является сосредоточенность внимания. Очень часто начинающие музыканты занимаются без должного внимания. Их мысли нередко рассеянно блуждают между проигрываемой в данный момент гаммой и мыслями о каком-нибудь развлечении, о невыученном уроке по другим предметам, о звонке по телефону знакомым и т.д. Руки в этот момент могут механически проигрывать пассажи, но все это представляет собой только видимость работы, формальное желание отсидеть за инструментом положенное количество часов. Посторонние мысли нередко влияют на появление лишних и неточных движений, ошибок, которые появляются и закрепляются при бездумном повторении, образуют неряшливую игру.
Поэтому, непременное условие в работе музыканта — обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К.С.Станиславским для актеров при отрабатывании ролей: «Добиваюсь и хочу» (т.е. при каждом новом проигрывании пассажа, фразы, фрагмента и т.д. ставить себе четкую задачу – «я добиваюсь того-то и того-то», «я хочу сделать то-то и то-то»). Т.е. музыканту необходимо:
1. Научиться работать над конкретными трудностями в произведении (например, над плохим ритмом, штрихом, динамикой в отдельном такте, фразе, фрагменте и т.д., даже над каким-то отдельным скачком или соединением 2-х нот, и т.д.).
2. Четко контролировать свою игру, работу (т.е. внимательно следить во время игры – получается или не получается, что нужно сделать, чтобы получилось, изменяется или нет, и т.д., т.е. кропотливая работа внимания и ума, чтобы не было посторонних мыслей).
Это и есть работа с сосредоточенным вниманием.
Музыка фоном: помогают ли сконцентрироваться Моцарт, белый шум и тяжелый рок?
За время пандемии работы у разработчиков Учи.ру только прибавилось: по данным SimilarWeb за апрель, платформа стала вторым по популярности образовательным сайтом в мире. А вот сконцентрироваться на ней из дома получается с переменным успехом. Мы проверили на себе самые разные лайфхаки и хотим поделиться результатами. Сегодня разбираемся с одним из самых многообещающих способов — музыкой.
Наверное, у каждого разработчика есть свой набор музыки на все случаи жизни: для учебы, спорта, работы. Причем для горящих дедлайнов выбираем что-то пожестче, для рутинных задач — ритмичное, но без акцентов. Для домашних дел сгодятся подкасты, для обеда — выпуск блогера на YouTube, под игру можно включить белый шум стрима на Twitch. Но мало у кого есть готовый плейлист, чтобы сосредоточиться.
При опросе коллег мнения разделились: примерно по 40% из них для лучшей концентрации выбирают тишину и любимую музыку. Еще у 15% есть специальные плейлисты или приложения именно на тот случай, когда необходима максимальная сфокусированность. Еще 4% и 3% соответственно слушают белый шум и звуки природы.
Интерес к влиянию музыки на концентрацию породил огромное количество исследований, мифов и коммерческих проектов. Миллионы людей ищут способ борьбы с прокрастинацией в аудио. Одно лишь приложение Endel, которое обещает генерировать звуки для концентрации внимания пользователя, скачали в общей сложности более 2 млн раз. А YouTube-канал ChilledCow с самыми популярными стримами лоу-фай хип-хопа насчитывает уже больше 7 млн подписчиков.
Главный миф музыкальной терапии
Одна из самых популярных спекулятивных теорий в области использования музыки для повышения результатов умственной деятельности — так называемый эффект Моцарта. Утверждают, что музыка Моцарта — жизнерадостная и позитивная — помогает решать задачи и учиться.
Судя по всему, это мнение породило исследование, опубликованное в журнале Nature, в котором ученые анализировали влияние музыки разного темпа и тональности на состояние обучающихся. Проблема в том, что участникам эксперимента давали слушать одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. Результаты показали, что быстрая и жизнерадостная музыка лучше способствует решению пространственных задач. Ну а выбор был: Моцарт или Моцарт. Так что победил Моцарт. Возможно, музыка великого композитора действительно позитивно влияет на состояние и помогает настроиться, однако метаанализ с говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» полностью опровергает красивую теорию. Скорее всего, это просто влияние позитивной мажорной музыки. Например, к таким выводам пришли организаторы исследования 2017 года.
Приятный джаз или тяжелый рок?
Исследователи изучали влияние на продуктивность не только произведений великого австрийского композитора. Так какую же музыку выбрать? Есть ли универсальные рецепты?
Для начала стоит сузить круг поисков и рассматривать только приятные мелодии. Непривлекательная музыка, прослушанная до работы, снижает производительность. Некоторые эксперты предлагают слушать саундтреки из видеоигр. Ведь эти композиции составляют специально, чтобы помочь человеку сосредоточиться и погрузиться в процесс.
Тяжелая музыка помогает сбросить напряжение и настроиться на высокий темп работы. Австралийские исследователи провели эксперимент, в котором людям включали панк-рок, скрим и метал и задавали раздражающие вопросы. Во время прослушивания музыки испытуемые успокаивались быстрее. Уверены, что многие присоединятся к популярному мнению, что жесткий активный блэк-метал помогает разогнаться и сделать работу быстрее.
Такие разные виды музыки, как техно, классика и бразильский поп, могут оказывать похожий эффект. Дело в различимой речи: она способствует рассеянности внимания, а ее отсутствие может стать одним из критериев при выборе фона для продуктивного дня (конечно, если вы не знаете португальский язык).
Шум: проблема или решение
Музыка не единственный звуковой допинг для борцов с прокрастинацией. Так называемый белый шум тоже пользуется популярностью. Например, этой весной сайт генератора офисного шума получил сотни тысяч просмотров. Его создатель, бельгийский инженер-исследователь, признался, что не ожидал такого внимания к проекту, запущенному в шутку.
На некоторых белый шум действительно оказывает позитивное влияние. Например, одно из исследований показало, что фоновый шум в 60 дБ улучшил концентрацию у экстравертов. В другом эксперименте ученым удалось выяснить, что белый шум помогает сосредоточиться невнимательным детям, которые часто отвлекаются.
Однако эти исследования показывают и обратную сторону шума. Он снижает показатели интровертов в сравнении с работой в тишине и отвлекает внимательных детей.
Громкий продолжительный шум наносит вред организму — этот факт давно изучен и подтвержден опытами. Длительное воздействие шума негативно воздействует на вегетативную и центральную нервные системы: ухудшает психическое состояние и повышает тревожность. С громким шумом на фоне мы устаем быстрее на 15–25%, чем обычно. По данным Роспотребнадзора, уровень шума не должен превышать 68 дБ. Для сравнения: в жилых домах мы слышим примерно 40 дБ, в офисах, в которые вернемся нескоро, — 55–65 дБ. Поэтому так тяжело работать удаленно родителям младенцев: плач ребенка звучит на уровне 76–82 дБ.
Выход из этой ситуации — хорошие наушники. Правильно подобранные шумоподавляющие наушники могут обеспечить защиту от негативного влияния извне, которое мешает работать и учиться.
Что слушать
Если вы верите, что фоновая музыка помогает настроиться и сосредоточиться, или просто хотите проверить, так ли это лично для вас, мы приготовили небольшую подборку приложений, в которых можно послушать «специальную» музыку:
Endel — обещают, что приложение создаст персонализированный звуковой фон для любого занятия, в том числе для концентрации внимания. Синхронизируется с сердечным ритмом и учитывает уровень естественного света.
Noisli — генерирует фон из звуков природы, в том числе для повышения продуктивности. Можно настроить количество и комбинации из 16 видов шумов.
Coffitivity — синтезатор комфортных фоновых звуков кофейни. Это решение подойдет тем, кто считает небольшое кафе эталоном комфорта, кому нравятся звуки тихих разговоров людей, звон чайных ложек и фарфоровых чашек.
My Noise — универсальный генератор шумов. Один из генераторов Cafe Restaurant позволяет смешать звуки кухни, кафе или имитации разговоров за коктейлем прямо в браузере. В отличие от Coffitivity, здесь все делается прямо на первой странице сервиса, без загрузок и регистраций.
Brain.fm — создатели приложения заявляют об искусственном интеллекте, который генерирует музыку для концентрации внимания, сна и других приятных дел. Обещают, что эффект будет длиться 15 минут после прослушивания. Много это или мало, каждый решает сам.
Rainy Mood — в арсенале этого приложения около 400 разнообразных звуков дождя, призванных помочь расслабиться и улучшить концентрацию.
A Soft Murmur — еще одна система для индивидуального смешивания фоновых звуков. Можно настроить уменьшение звука до тишины к нужному времени.
Расскажите: вы слушаете музыку во время учебы или работы? Помогает ли это вам?
Какая музыка помогает сконцентрироваться?
Научный подход к составлению плейлиста для максимальной продуктивности
Любите включать музыку «фоном» во время работы? И не только вы. Опросы показывают, что около 85% людей, чья занятость позволяет слушать музыку при выполнении профессиональных обязанностей, с удовольствием делают то же самое. Причем у 42% опрошенных фоновая музыка звучит с утра до вечера. Неудивительно, что ученые интересуются, как это влияет на продуктивность. Помогает ли музыка сконцентрироваться или повысить энергию — и если да, то какие именно мелодии лучше добавить в свой рабочий плейлист?
Как музыка может помочь не отвлекаться?
Несмотря на все свои удивительные свойства, наш мозг пока что не способен на простейшую вещь: долго концентрироваться на одной задаче. По сути у нас действуют одновременно две системы внимания. Одна — сознательная, которая позволяет целенаправленно сфокусироваться на том, что нам необходимо. Вторая — бессознательная, вне зависимости от нашей воли смещающая фокус внимания на любой потенциально важный раздражитель, который регистрируют наши органы чувств. Например, даже если вы сосредоточились на чтении этой статьи, бессознательная система мгновенно отреагирует на всплывающее уведомление.
С этим связано несколько проблем. Во-первых, бессознательная система работает автоматически и быстрее сознательной. Это означает: когда вы в процессе работы услышите легкий шум, вы скорее всего отвлечетесь на него еще до того, как поймете, зачем вы это сделали. Во-вторых, чем дольше вы пытаетесь сконцентрироваться на какой-то одной задаче, особенно если она не слишком приятна или интересна, тем меньше разнообразных стимулов получает ваш мозг. Из-за этого бессознательная система внимания переключается в режим повышенной интенсивности. И для отвлечения вам уже достаточно слабых раздражителей. Человек рядом вздохнул или отхлебнул кофе — и вы уже теряете концентрацию.
Фоновая музыка в этой ситуации может быть решением проблемы. В идеале она должна давать сразу два эффекта: 1) неинвазивный шум, который нагружает работой бессознательную систему внимания, чтобы она не отвлекала вас попусту; 2) приятные ощущения, которые придают позитивную эмоциональную окраску рабочему процессу. Посмотрим, какая музыка лучше всего справляется с каждой из этих задач.
Музыкальный фон для концентрации
Удобнее всего исследовать влияние музыки на концентрацию на примере людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Диагноз СДВГ обычно ставят в детском возрасте, поэтому и исследования в основном проводятся на детях — считается, что к взрослому возрасту большинство «перерастает» этот синдром. Однако в последнее время диагностика СДВГ стала точнее, и оказалось, что с проблемой дефицита внимания сталкиваются почти 5% взрослых. Итак, вот два лидера рейтинга музыки для концентрации.
Белый шум
Это монотонный звук с равномерным распределением высоких, средних и низких частот, в котором все звуки слиты воедино и невозможно различить определенный ритм. Пример — гул водопада. Благодаря широкому охвату звуковых частот, белый шум хорошо маскирует любые акустические раздражители. Они просто «тонут» в его потоке. А что показывают эксперименты? Ученые проигрывали записи белого шума детям с СДВГ и их ровесникам без этого синдрома, а потом давали им тесты на память. Результат оказался неожиданным: у детей с дефицитом внимания стимуляция белым шумом улучшила когнитивные функции, а у контрольной группы — напротив, ухудшила. При СДВГ нарушен метаболизм нейромедиатора дофамина, ответственного за мотивацию, из-за чего возникают проблемы с фокусировкой как раз при выполнении длительных и рутинных задач. А белый шум компенсирует слабости мотивации, связанные с недостатком дофамина. Так что можете попробовать включать такие записи во время работы, чтобы побороть прокрастинацию.
Бинауральные ритмы
Идея бинауральных ритмов проста: длительное прослушивание музыки с определенной частотой входит в резонанс с ритмами головного мозга и настраивает его электрическую активность на ту же частоту. В плане работы нас интересуют три диапазона частот.
На практике это выглядит так: в уши через наушники подаются звуки с разными частотами. Расчет на то, что мозг должен сам компенсировать эту разницу, создав третий «промежуточный» ритм (его еще называют «иллюзорным») и таким образом настроиться на требуемую вам частоту. Допустим, в правом ухе вы слышите мелодию с частотой 110 Гц, в левом — 120 Гц. А ваш мозг на основе разницы между ними создает дополнительный ритм с частотой 10 Гц. В реальности это очень низкий звук, едва различимый для человеческого уха. Тем не менее, как показывают исследования, он позитивно влияет на мозг.
Бинауральные ритмы могут уменьшать субъективный уровень стресса, повышать настроение и концентрацию не только при дефиците внимания. Для увеличения продуктивности лучше использовать ритмы, соответствующие нижнему диапазону частот бета-волн головного мозга (от 14 до 30 Гц). Чтобы ваш мозг настроился на нужную волну, рекомендуется прослушивать бинауральный ритм не менее получаса. Найти такие ритмы можно, например, здесь. А для тех, кто хотел бы то же самое, но с мелодией и соло-гитарой, есть 8D-аудио.
Обычная музыка тоже может быть перекодирована в бинауральный формат. На YouTube и в таких стриминговых сервисах, как Spotify, уже много плейлистов с 8D-музыкой. К примеру вот. Такие треки со звуком, как будто перетекающим из одного уха в другое, уже прозвали «музыкой для СДВГ», хотя пока нет никаких серьезных научных данных о ее влиянии на мозг.
Музыка для мотивации
С 50-х по 90-е годы прошлого века в исследовательской среде была популярна теория «музыкального аффекта». Ее выдвинул в 1956 году композитор и философ Леонард Мейер. Он считал, что музыка несет в себе определенный «аффективный заряд» — и, соответственно, может вызывать у всех одинаковые, запрограммированные в ней эмоции: либо радость и воодушевление, либо фрустрацию и грусть.
Однако впоследствии эта теория была опровергнута. Исследователи обратили внимание, что сама композиция мелодии — это лишь небольшая часть того, что влияет на восприятие музыки и вызываемые ею эмоции. Не менее важно, в каких обстоятельствах человек слушает мелодию, какие воспоминания она пробуждает и так далее. Кроме того, оказалось, что музыка может работать по принципу нейрофидбека. Если вы регулярно слушаете определенный плейлист в моменты воодушевления и концентрации, то через какое-то время эти мелодии станут для вас эмоциональным триггером, то есть будут переводить вас в более продуктивное состояние.
Самый продуктивный стиль
В 1993 году исследователи обнаружили так называемый «эффект Моцарта»: оказалось, что при прослушивании классических мелодий этого композитора участники эксперимента лучше справлялись с заданиями на пространственную ориентацию — это один из стандартных тестов на интеллект и внимание. Но уже в 2001 году и эта теория тоже была опровергнута.
В ходе экспериментов исследователи сравнили результаты пространственного теста у тех, кто слушал мажорную мелодию Моцарта, и у тех, кто прослушивал минорную композицию другого классика или просто сидел в тишине. У группы слушателей Моцарта показатели действительно оказались выше, но связано это было прежде всего с приподнятым настроением и эмоциональным возбуждением. Вывод: если хотите сосредоточиться, не обязательно слушать классику — достаточно включить музыку, которая вызывает у вас радость и оживление.
А тут есть некоторые общие закономерности. Как показали эксперименты английского психолога Марии Витек, удовольствие мозгу, как правило, доставляет музыка с разнообразным, но не слишком сложным ритмическим рисунком. Простые и монотонные биты, напоминающие удары метронома, не смогут создать стимулирующий музыкальный фон. А хаотичная и непредсказуемая музыка типа фри-джаза, с массой спонтанных звуков, сама по себе может отвлечь вас от работы больше, чем оживленный разговор коллег. Отсюда четыре правила.
Идеальный плейлист для работы
Такого нет. Все зависит от задачи, которую вы хотите решить: поднять настроение, повысить энергию или максимально сконцентрироваться на конкретной задаче.
Энергия. Если ваша цель — поднять себе настроение и повысить энергию перед работой, чтобы влиться в процесс максимально комфортно, можете воспользоваться принципом ISO. Эта техника управления эмоциями применяется в музыкальной терапии с конца 1940-х. Идея в том, что вы постепенно доводите себя до нужной эмоциональной кондиции, выстраивая плейлист так, чтобы первая песня соответствовала вашему текущему состоянию, а дальнейшие — приближали к желаемому настрою. Если утром вы чувствуете себя подавленным, то для начала включите что-нибудь умиротворяющее, а уже затем переходите к более мотивирующим трекам. При этом музыку вы можете выбирать на свой вкус.
Концентрация. Если ваша цель — максимально сосредоточиться, вам могут подойти саундтреки к видеоиграм. Они специально записаны для того, чтобы создать иммерсивную среду с полным погружением, заглушить посторонние шумы и при этом не отвлекать от главного.
Концентрация + энергия. А можно ли совместить эмоциональность и фокус на работе? Да, если воспользоваться методом известного американского писателя Майкла Льюиса. В подкасте эксперта по продуктивности Тима Ферриса он рассказал, по какому принципу выбирает «саундтрек» — около 20 композиций — для работы над книгой и как его слушает. Три правила:
Что слушают редакторы Reminder?
Вот несколько вариантов, которые используем мы:
5. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все познавательные процессы имеют объективно-субъективный характер: с одной стороны, они направлены на определенный объект, с другой – воспринимает и мыслит человек, субъект. Поэтому в каждом из познавательных процессов всегда имеется какое-то отношение субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит выражение во внимании [5. С. 415].
Внимание не имеет своего особого содержания; оно проявляется внутри восприятия и мышления. Это не психический процесс, а динамическая характеристика протекания всех познавательных процессов. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [Там же].
Внимание определяется интересами и потребностями личности, которые вызывают изменение внимания по отношению к какому-либо объекту. Изменение внимания, в свою очередь, меняет субъективный образ объекта: он становится более ясным, отчетливым и выпуклым. Поэтому, хотя и говорят об отсутствии во внимании собственного содержания, тем не менее, в нем выявляется специфическая взаимосвязь деятельности и образа. Можно проследить и двустороннее взаимодействие объекта и психической деятельности субъекта: с одной стороны, субъект направляет внимание на объект, с другой – объект привлекает внимание. Поэтому, как отмечает С. Л. Рубинштейн, причины внимания к тому или иному объекту находятся ни в отдельно взятом субъекте, ни в отдельно взятом объекте; они – в субъекте, взятом в его отношении к объекту и в объекте, взятом в его отношении к субъекту [Там же].
Внимание подразделяется по степени активности субъекта на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками и действует независимо от сознательных намерений человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание возникает в том случае, если объект, на который оно направлено, сам по себе внимания не привлекает.
При всем существенном различии между ними, в реальном процессе деятельности человека непроизвольное и произвольное внимание тесно связаны, осуществляются в единстве и подразумевают взаимопереход.
На нейрофизиологическом уровне внимание связано с попеременным возникновением в коре полушарий головного мозга господствующих очагов возбуждения, или доминант (А. А. Ухтомский). В нормальной деятельности центральной нервной системы ее текущие переменные задачи в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующие очаги возбуждения». Эти очаги возбуждения привлекают к себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозят другие нейтральные участки. При наличии доминантного возбуждения все побочные, субдоминантные раздражения подкрепляют доминанту, направлены к ней. Но это соотношение не является постоянным: при смене условий и появлении другого, более сильного очага возбуждения доминанта перемещается к нему (цит по: [5. С. 422]).
Этим объясняется явление, при котором сосредоточенность на каком-либо объекте (проблеме) побуждает человека всю поступающую к нему информацию рассматривать через призму этой проблемы; но при появлении проблемы более важной центр будет смещен туда, и внимание отвлечется от предыдущего объекта.
К примеру, «зацикленность» человека, которому предстоит выступление на сцене, на проблеме своего эстрадного самочувствия может повредить выступлению; но если в этот момент произойдет событие, требующее немедленной активной реакции, доминанта сместится к нему, и человек, накануне не находивший себе места от волнения, может вообще перестать волноваться по поводу своего выступления.
С понятием внимания в познавательной деятельности тесно связано понятие контроля. По теории П. Я. Гальперина, внимание предполагает существование образа самого действия, на основе которого происходит управление выполняемым действием [1]. Этот предваряющий мысленный образ требует сопоставления с его реальным воплощением, которое осуществляется в ходе контроля. Контроль – система действий, лежащих в основе произвольного внимания [4].
В сложной системе действий (например, игре на музыкальном инструменте) контроль выполняется поэтапно. Вначале контроль сопровождает действие, сверяет результат действия с внутренним образом. Это запаздывающий контроль. Затем, по мере освоения системы действий, контроль начинает постоянно сопровождать деятельность – сопровождающий контроль. Наконец, при автоматизации действий, контроль может становиться опережающим, то есть предварять действие. Такой контроль необходим во всех видах музыкально-исполнительской деятельности.
Контроль может выступать в виде как развернутых, так и автоматизированных действий. В первом случае он сам по себе требует внимания и способен тем самым ослаблять внимание, направленное на основную деятельность. По мере автоматизации контролирующих умственных действий контроль высвобождает внимание, направленное на основную деятельность, и практически сливается с ним.
Опережающий автоматизированный контроль в музыкально-исполнительской деятельности (или опережающее внимание, предслышание, антиципация) обеспечивает непрерывность взаимосвязи команд, подаваемых центральной нервной системой, и их выполнения периферическими органами. Иначе говоря, пальцы пройдут по нужным клавишам (совершат нужные движения на грифе и т. д. ) только в том случае, если за несколько тактов до того мозг уже разведал предстоящие действия и отдал команду их выполнить.
Особенно ярко такая взаимосвязь проявляется в процессе чтения незнакомого музыкального текста с листа. Опытные концертмейстеры знают, что «голова» должна опережать руки на три-четыре такта. Если расстояние начинает сближаться, следует жертвовать второстепенными элементами фактуры, но сохранять интервал. У обучающихся, не имеющих достаточного опыта чтения с листа, это расстояние все время меняется в сторону сближения. Пока этот процесс идет, со стороны еще ничего не заметно; затем, когда руки и «голова» встречаются, учащийся еще продолжает играть, а вот в следующий момент он остановится. «Голова» не разведала, что должно быть дальше, и рукам нечего выполнять. Такая ошибка не является недостатком исполнительской (двигательной) техники или умения «видеть ноты»; это ошибка внимания.
Исполнение наизусть также требует постоянного опережающего контроля. Он проявляется не столь наглядно, как в чтении с листа, но по механизмам фактически тот же.
Правда, при исполнении наизусть роль внимания зависит от степени осознанности при выучивании наизусть и видов памяти, которыми преимущественно выучено произведение. Если произведение выучено посредством конструктивно-логической памяти, опережающее внимание очень важно, и в том случае, если оно не опережает выполнение, возможна остановка. Это не забывание текста, а остановка, необходимая для восстановления расстояния между «головой» и руками.
В том случае, если ведущим видом памяти являлась слухомоторная память, человек может играть, не затрудняя себя опережающим вниманием (учащиеся в таких случаях говорят «не думал» или «думал о чем-то другом»). При любом «сбое» слухомоторного комплекса (речь об этом шла в главе 2, разделе о музыкальной памяти) играющий остановится. Если в первом случае (выучивание посредством конструктивно-логической памяти и некоторое опоздание внимания) учащийся после остановки, восстановив дистанцию между «головой» и руками, непременно сможет играть дальше, то во втором он дальше играть не сможет – разница существенная.
Помимо моментов, связанных с исполнением, внимание необходимо обучающимся любого уровня в процессе каждодневной работы. На внимании основаны механизмы осознанности работы в целом: и осознанное запоминание (конструктивно-логической памятью; относительно вне внимания действует только слухомоторная); и осознание содержания и структуры произведения, аналитическая стадия работы над ним; и перевод в стадию синтеза.
К вниманию учащихся в процессе работы над репертуаром серьезно относились крупнейшие педагоги-музыканты. Так, Л. В. Николаев на вопрос о том, сколько часов в день нужно заниматься на фортепиано, отвечал: столько, сколько выдерживает внимание. Невнимательные, бездумные, механические занятия не приносят пользы, а в случае, если механическим образом отрабатываются нецелесообразные приемы, способны принести вред.
О том же писал Г. М. Коган: «…Занятия до боли в спине – признак не столько трудоспособности и прилежания, сколько мозговой лени: если голова ученика не устала раньше, чем его спина, – значит, он и не начинал еще заниматься по-настоящему, зря, попусту потратил время и силы» [3. С. 62]. А вот слова И. Гофмана: «Слишком долгая игра в один день оказывает отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов, работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени» [2. С. 130].
Для того чтобы управлять вниманием, необходимо знать его свойства. Основными свойствами внимания являются: концентрированность, объем, распределяемость, устойчивость и переключаемость.
Концентрированность внимания означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация внимания направляет психическую деятельность человека в определенный фокус.
Объем внимания – количество однородных элементов, которое охватывает внимание одновременно. С объемом внимания связаны и две другие его характеристики – распределяемость и устойчивость.
Распределяемость внимания – способность распределить внимание одновременно на несколько объектов, в том числе разнородных. Она представляет собой объем с неограниченным полем.
Если же речь идет об объеме с ограниченным полем внимания, то это рассматривается как его устойчивость. Она определяется длительностью, в течение которого сохраняется концентрированность внимания, т. е. временной характеристикой его интенсивности.
Еще одно важное для познавательной деятельности свойство внимания – переключаемость, гибкость внимания, способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Эти свойства внимания примечательны тем, что они отчасти противоречат одно другому, и интенсивное развитие одного почти непременно влечет ослабленную деятельность другого [5. С. 425-430].
Так, человек с устойчивым вниманием, способный работать, не отвлекаясь на внешние помехи, почти всегда страдает недостаточной распределяемостью внимания. Он покажет хорошие успехи в том случае, если ему нужно изучить какую-либо книгу при посторонних отвлекающих раздражителях (например, в общежитии); но он не сможет одновременно читать лекцию и следить за порядком в аудитории (вести машину и разговаривать с попутчиками; говорить по телефону и следить за сюжетом телевизионной передачи и т. д.). Напротив, человек с хорошей распределяемостью внимания без труда выполнит указанные действия, но будет постоянно страдать от посторонних раздражителей, выполняя работу, требующую сосредоточенности, отвлекаться на каждый звук и визуальный сигнал. Люди с высокой концентрацией внимания часто страдают недостаточной переключаемостью и т. д.
Этим же – преимущественным развитием одних свойств внимания в ущерб другим, или же неодновременным «включением» разных свойств – объясняют пресловутую рассеянность ученых и людей искусства. Их кажущееся невнимательным поведение в быту свидетельствует, напротив, об очень концентрированном и устойчивом внимании, но только не к жизненным мелочам, а к научным и творческим проблемам, которые люди, живущие преимущественно жизнью духа, продолжают обдумывать буквально на ходу.
Так, из бесед с музыкантами мы знаем, что многие из них в процессе обыденной жизни «прокручивают» в голове внутри-слуховой образ музыкального произведения, работают над ним. Известны из рассказов музыкантов случаи, подобные, например, такому: однажды Э. Гилельс вынужден был присутствовать на длинном скучном собрании, и его лицо выдавало колоссальное напряжение внимания. На вопрос коллег о том, что его так заинтересовало, он ответил, что в ходе собрания выучил вторую часть сонаты Шуберта (можно предположить, что ученые в подобной обстановке обдумывают научные гипотезы) [6]. Если бы великому музыканту в тот момент задали вопрос по повестке собрания, он бы вряд ли на него ответил, и его можно было бы поверхностно упрекнуть в невнимательности.
В музыкально-исполнительской деятельности особенно важны два свойства внимания: распределяемость и переключаемость. Распределяемость обеспечивает возможность исполнять полифонию (а на более ранних стадиях обучения – просто играть двумя руками), контролировать разные фактурные пласты и т. д. Переключаемость необходима в эпизодах со сменой характера (темпа, штриха и пр. ), а также при переходе к другому произведению.
В то же время устойчивость, объем, концентрированность внимания необходимы музыканту так же, как они необходимы любому человеку, особенно в период разучивания произведения.
Поэтому следует учиться управлять процессами внимания в расчете на то, какие именно его свойства наиболее необходимы в конкретный момент.
В. И. Петрушин называет следующие преимущества, которыми обладают музыканты, умеющие управлять своим вниманием:
– исполнение отличается большей технической точностью, отсутствием помарок и небрежности;
– исполнение производит впечатление большей осмысленности и логичности благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей;
– музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются точностью. Хорошо развито внутреннее предслышание исполняемого;
– эмоциональная сфера находится в разогретом состоянии;
– личностная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в стрессогенной ситуации публичного исполнения;
– большой объем внимания позволяет распределять его на несколько объектов сразу, а также исполнять произведения крупной формы.
Человек, не владеющий своим вниманием, характеризуется противоположными качествами [4. С. 118].
В целом внимание человека во многом зависит еще от многих факторов, в числе которых тип нервной системы, интроверсия – экстраверсия и др. Так, у экстравертов (т. е. людей, обращенных вовне, к явлениям внешнего мира) переключаемость внимания развивается лучше, чем у интровертов (людей, обращенных вовнутрь, к своим собственным переживаниям) [Там же. С. 113].
В современной нейропсихологии выявлены принципиальные различия между вниманием у мужчин и женщин: установлено, что у женщин значительно лучше распределяемость, а для мужчин характерна большая устойчивость внимания. Однако это не отменяет фактора индивидуальных различий, а также значения тренировки произвольного внимания, которое в значительной мере поддается развитию в конкретной познавательной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Свойства внимания
Свойства внимания Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.УстойчивостьПроявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние
Развитие внимания
Развитие внимания Задание 1Распределение внимания, 2,5–5 летРебенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть последовательно только один предмет в каждой строке
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон
1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии
1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон создал учение о различном воздействии разных ладов на психику и
1.2. Основные направления современной музыкальной психологии
1.2. Основные направления современной музыкальной психологии В качестве основных направлений современной психологии музыкальной деятельности (музыкальной психологии) выделяют:1. Психологию музыкального творчества2. Психологию музыкально-исполнительской деятельности3.
4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности
4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности Музыкальное восприятие и музыкальное мышление как познавательные процессы имеют продолжение и развитие в процессе музыкального воображения. Это отражает общую логику выстраивания психических
6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека,
6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности
6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами. В числе таковых психологи называют: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку,
8. ЭМОЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. ЭМОЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Общая характеристика эмоций Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер,
8.4. Диагностика эмоций в музыкальной деятельности
8.4. Диагностика эмоций в музыкальной деятельности Изучение и диагностика эмоций характеризуется рядом трудностей, которые вызваны следующими причинами. Во-первых, эмоциональные процессы сложно выделить из всего многообразия психических процессов, так как эмоции
Нарушения внимания
Нарушения внимания «Непоседы» – так часто говорят о детях, страдающих от так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Дети с этим синдромом часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться и мешают занятиям. Часто они плохо читают и пишут, так как
Близнецы «Близнецы – это не в два раза больше внимания. Это в миллион раз больше внимания!»
Близнецы «Близнецы – это не в два раза больше внимания. Это в миллион раз больше внимания!» Отцы, произносящие эту фразу, знают, о чем они говорят. Частота рождения близнецов во всем мире выросла благодаря успехам в области лечения бесплодия. И надо отдать должное
II.1. Формы и методы развития мотивации обучения хоровому пению как профессионально значимому виду музыкальной деятельности
II.1. Формы и методы развития мотивации обучения хоровому пению как профессионально значимому виду музыкальной деятельности Мотивация обучения хоровому пению носит многоаспектный характер и имеет иерархическую структуру. Согласно психологической теории процесс
Развитие внимания
Развитие внимания Несмотря на то, что благодаря особому устройству наших органов чувств, мы способны принимать и воспринимать огромное количество информации, тем не менее, единовременно мы сосредотачиваемся на чем-то таком, что в данный момент вызывает у нас наибольший
Глава 4 Виды музыкальной деятельности
Глава 4 Виды музыкальной деятельности 1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах
Роль родителей – роль ребенка
Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они