внимание дошкольника характеризуется тем что
Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста
Любовь Архипова
Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста
Статья на тему: «Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является периодом в жизни ребенка, когда у него формируются все необходимые для дальнейшей жизни психологические процессы, в том числе развивается и внимание.
Внимание в этом возрасте непроизвольное и неустойчивое. Его необходимо все время развивать, чтобы в итоге не появились проблемы с развитием ребенка.
Актуальность статьи заключается в том, что без разработки правильных действий и использование эффективных программ будет тяжело добиться результата, который порадует родителей. Необходимо все время улучшать способности детей, стимулировать их к развитию собственного внимания.
Возрастные особенности развития внимания у детей младшего дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста развиваются все основные свойства внимания у ребенка. Он старается осознанно сосредотачиваться на конкретных предметах. Инструментом для ознакомления и обращения внимания ребенка на предмет в этом возрасте является, как правило, слово или жест родителей.
Стоит понимать, что объект будет вызывать интерес со стороны ребенка в соответствии с его заинтересованностью, а также значимостью самого предмета в жизни чада [1].
Сейчас у детей дошкольного возраста выделяют такие формы внимания, как:
При этом, внимание имеет следующие функции:
— Активация процессов, необходимых для концентрации внимания ребенка на определенном объекте;
— Анализ и отбор поступающей информации
— Получение информации с объектов внимания до тех пор, пока не будет получен необходимый результат;
— Сосредоточенность ребенка на объекте;
— Контроль выполнения процесса [2].
Непроизвольное внимание связано с получением ребенком дошкольного возраста новых знаний. Изначально, он получает их от родителей и старших родственников, но впоследствии обнаруживает сам, непроизвольного для самого себя. Дети, как правило, акцентируют свое внимание на необычных объектах, которые они не видели ранее/
Произвольное внимание появляется у ребенка в процессе выполнения каких-либо действий. Оно актуально в том случае, если ребенок или его родители, акцентированно делают внимание на определенном объекте. Источником подобного внимания могут быть инструкции родителей, который впоследствии приведет к самоконтролю ребенком.
У детей дошкольного возраста целью внимания является выполнения поставленных задач и соревновательных моментов [3].
На протяжении этого периода жизни ребенок значительно увеличивает продолжительность внимания на каких-либо объектов. Если младшие дошкольники могут учавствовать в процессе или игре на протяжении 10-15 минут, то время старших товарищей увеличивается до 30 минут.
Непроизвольное внимание достигает высокого уровня развития у детей дошкольного возраста. Оно активируется с появлением новых процессов и интересов, а также непосредственного участия ребенка в какой-либо активности [1].
Особенности развития внимания у детей
Одной из важнейших задач, которые ставятся перед родителями детей младшего дошкольного возраста, а также специалистами в образовательных учреждениях (детских садах) есть развития процессов, позволяющих в значительной мере увеличить внимание у ребенка, посредством выполнения комплекса действий. В общем случае, они связаны с:
— Развитием процессов психической направленности, путём работой над памятью и мышлением, которые в свою очередь способствуют значительному улучшению внимания на ключевых объектах, которые должны отыгрывать ключевую роль в взрослении ребенка;
— Развитие активности относительно познания окружающего мираж
— Акцентирование внимание на развитии познавательного процесса [3].
Все вышеуказанные действия должны начинаться выполняться родителями у детей младшего дошкольного возраста. Ведь, именно в этот период, ребенок начинает учавствовать в игровой, коммуникативной и изобразительной деятельности.
Такие ученые, как Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов и другие, не смогли прийти к единому мнению относительно правильных действий улучшения внимания у детей. Как правило, они считают, что внимание является лишь характеристикой для более обширных процессов, а именно памяти и мышления.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание ребенка привлекают все ярки предметы и действия, которые выполняются этими объектами. Внимание в этом возрасте непроизвольное, а потому возникает само собой, без участия ребенка.
В возрасте 3-4 лет, который относится к младшему дошкольному, внимание и интерес ребенка будет актуальным до тех пор, пока ему интересны объекты и люди, на которых сосредоточено внимание. Новый, необычный предмет автоматически переводит внимание дошкольника на себя. В среднем, внимание ребенка на определенном объекте не превышает 15 минут, а также младшие дошкольники не имеют возможности сконцентрироваться на одном объекте. Центр их внимания всё время изменяется и за день ребенком может быть изучено более 150-200 новых предметов, которые по каким-либо причинам могут быть им интересны [5].
С младшими дошкольниками обязательно нужно проводить работу по развитию их свойств внимания, которые будут необходимы во время игр, общения с родственниками или сверстниками, а также во время обучения [1].
Особое внимания у младших дошкольников может акцентироваться на игрушках, которые отыгрывают в этом возрасте сосредоточено на игрушках. Это связано с:
— Именно с акцентированием внимания ребенка дошкольного возраста на игрушке и построено развитие ребенка. У родителей не всегда есть достаточное количество времени, чтобы полноценно проводить его с чадом, а потому они стараются предложить им альтернативное общение, путем предоставление игрушки;
— Игрушки могут нести в себе необходимые функции, которые важны в педагогическом направлении развития детей: игровые, эстетические, развлекательные, коммуникативные и т. д
— Также, красочная игрушка, воплощающая собой живые и яркие образы, предоставляет детям общее понимание об окружающей среде[4].
Типология игрушек, также отыгрывает свою роль. Они могут быть театральными, дидактическими, моторными, образными и т. д. Любая игрушка для ребенка младшего дошкольного возраста является предметом развлечения, радости и забавы, который позволит детям всесторонне развиваться.
Подводя итог, можно сказать, что внимание, которое формируется у ребенка младшего дошкольного возраста отыгрывает важную роль в его дальнейшем развитии.
Список литературы:
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.
Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
Шелтыганова Екатерина Вадимовна
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
«Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных обьектов» [ Эльконин 1989].
Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект»[ Эльконин 1989]. Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.
Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется B обусловленных,определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. «Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом»
Традицонно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что
является причиной его возникновения. Рассмотрим их более подробно.
1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.
внимания явлестя ориентировочный безусловный рефлекс» [Немов 1999].
Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.
Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо
(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут
привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые
пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка
каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним
содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда
дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную
поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них
возникает вторичное непроизвольное внимание.
Для эффективного развития непроизвольного внимания можно
использовать познавательные интересы детей. Однако при этом, учителю не
следует стремиться к развлекательности на уроке,1 так как смешные рассказы,
шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание
школьника от учебного материала. 1
Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,
осознанием необходимости быть внимательным.
«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой
обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».
У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические
колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия
встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет
активность, чем больше продолжительность и монотонность работы» [Левитина 2016].
Произвольное внимание, как считала, Ф. Н. Гоноболина, относится к
высшим психическим функциям, присущим только человеку.
Психологический механизм возникновения внимания непосредственно
связан с постановкой разнообразных целей и деятельностью человека. Под
контролем произвольного внимания осуществляются: формирование цели,
подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция
производимых действий и последующая оценка полученного результата.
Произвольный вид внимания возникает при решении человека
сознательно уделить внимание объекту и концентрироваться.
П. Я. Гальпериным была выдвинута теоретическая концепция внимания.
Основные тезисы данной концепции могут привести к следующему:
1) По своей функции внимание представляет собой контроль за
внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и
контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.
2) Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот
момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.
3) He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь
дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.
4) Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно-
исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое
воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного
образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент
5) Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно
выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану
6) Контроль во внимании исполняется посредством критерия, меры,
образца, что Дает вероятность сопоставления результатов действия и его
уточнения. [Немов 1999].
А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования
внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого
времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких
раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь
старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени
является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина.
Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие.
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Дети 3-4 лет Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку.
«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»
Пименова Юлия
«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»
Очень важно для познанья
Иметь чуткое вниманье
Коль его не развивать
Сложно мир воспринимать.
(Пименова Юлия Константиновна)
Я не знаю, как вы, дорогие читатели,но я часто говорю своему сыну: «Даня, будь внимательней!»— и когда он переходит дорогу, когда он делает уроки.
А если задуматься, как часто мы говорим ребенку подобные фразы и для чего? Родители считают, что ребенок сосредоточен на своем и не обращает внимание на то, что они считают важным. Он, ребенок, у которого свое видение мира и свои приоритеты. Гаджет, который он держит в руках ему гораздо интересней ситуации на дороге, а еще и мама идет рядом, с которой ребенок чувствует себя в полной безопасности. Делая уроки, ваш ребенок мысленно стремиться на улицу к ребятам, которые запускают ракету где он главнокомандующий. Концентрация внимания потеряна.
Порой мы родители слишком много хотим от своих детей, забывая, а порой и не задумываясь, что устойчивость внимания зависит от возраста ребенка. Например, Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различном возрасте.
Так, например, дети от года до двух лет могут играть двадцать одну минуту и одну секунду. От двух лет до трех продолжительность игры составляет двадцать семь минут. Максимальная длительность игры детей от трех до четырех лет составляет пятьдесят минут. От четырех до пяти лет восемьдесят три минуты и три секунды. От пяти до шести лет девяносто шесть минут. Рассматривая труды Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трех лет, а к шести годам высокий уровень-на грани школьного возраста. Также Бейлер изучал рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым подвергался ребенок в течение 10 минут. Таким образом он выяснил, что дети пяти шести лет отвлекаются реже чем дети от двух до четырех лет, дети трех четырех лет отвлекаются гораздо меньше чем дети двух трех лет. В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но при этом преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержать внимание возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. По мере расширения интересов ребенка продолжает развиваться произвольное и непроизвольное внимание. В школьном возрасте внимание развивается и совершенствуется. У детей с 4 по 6 класс наблюдается заметный рост в умственном развитии, развитии отвлеченного мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания.
Внимание обладает определёнными свойствами: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
Давайте рассмотрим какие отклонения бывают в деятельности ребенка при нарушении внимания.
При маленьком объёме внимания-это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удержать их в уме. Часто сталкиваюсь с этой проблемой, играя на занятиях с детьми. Я раскладываю картинки на столе, даю их рассмотреть и даже взять в руки взять, а потом накрываю их платком и прошу назвать, что запомнил ребенок. Доказано что взрослый человек может сконцентрироваться не более чем на семи предметах. А ребенок шести лет способен воспринять не один предмет как, дети четырех пяти лет, а даже три, причем достаточно полно и детально. Бьём внимания сужается, если ребенку надо воспринять сразу несколько незнакомых предметов или предметов, расположенных близко друг к другу или, наоборот, рассредоточенных на большой площади. Надо сказать, что объём внимания на прямую зависит от интереса ребенка. Ведь он будет сосредотачиваться на тех объектах, которые ему интересны.
При недостаточной концентрации и устойчивости внимания, ребенку трудно долго сохранить внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Зачастую сосредоточенность дошкольника не великане надо развивать. Я, например, со своим ребёнком делаю уроки при включенном телевизоре.
Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься не более 10-15 минут. Оптимальное время урока для ребенка шести лет 35 минут, а перемена не менее 20 минут.
При недостаточной избирательности внимания, ребенок не может сосредоточится на той части материала, которая нужна ему для решения задачи.
При плохо развитой переключаемости внимания, ребенку трудно переключится с одного вида деятельности на другой. (часто встречаю в своей практике при выполнение артикуляционной гимнастики, ребенок не может переключиться с одного упражнения, например, «трубочка» на другое «улыбка» даже, смотря в зеркало на меня)
При плохо развитой способности распределения внимания, ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно делать несколько дел. В дошкольном возрасте переключение и распределения внимания развиты слабо и требуют тренировки. Своим детям я даю такие задания. Например, найти в таблице букв все буквы «А» и подчеркнуть их, а буквы «О» обвести в кружок; домашних животных перечеркнуть синим карандашом, диких животных обвести красным
Недостаточная произвольность не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.
Произвольное внимание формируется при его общении со взрослыми (как было доказано Выготским Л. Ф).
Подобные нарушения нуждаются в специальной комплексной организационной работе.
Которую должны организовать специалисты группы воспитатели музыкальный руководитель, руководитель физкультурной подготовки и конечно же родители, которые закрепляют полученные навыки.
Дидактические игры в младшем дошкольном возрасте Каждый ребенок появившись на свет, уже готов воспринимать окружающий его мир. Ребенок сталкивается с многообразием форм, красок, величин,.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.
Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.
Конспект музыкального досуга по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского в старшем дошкольном возрасте Цели и задачи: Прививать любовь к творчеству П. И. Чайковского, прививать любовь к классической музыке, развивать музыкальный вкус, музыкальные.
Мастер-класс. Виды конструирования из строительного материала в старшем дошкольном возрасте. Часть 1 Педагоги и психологи отводят техническому конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает.
Мастер-класс. Виды конструирования из строительного материала в старшем дошкольном возрасте. Часть 2 Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится по определённым темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») (По Парамоновой Л. А., где.
Педсовет «Организация привития любви к чтению литературы в дошкольном возрасте в условиях детского сада» Педсовет «Организация привития любви к чтению литературы в дошкольном возрасте в условиях детского сада» Присутствовали: воспитатели.
Развитие мышления в дошкольном возрасте Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.