внешнеторговая транспортная и таможенная логистика что это
Структурное подразделение Академии: факультет таможенного дела Института права и национальной безопасности (ИПиНБ)
Условия поступления и обучения:
Обучающиеся имеют возможность участвовать в работе студенческого клуба по международному праву, слушать лекции приглашённых отечественных и зарубежных профессоров и действующих сотрудников международных организаций, участвовать в программах академической мобильности в рамках соглашений Института права и национальной безопасности и РАНХиГС с зарубежными университетами.
Параллельно с получением высшего образования студенты могут пройти профессиональную переподготовку в области иностранного языка по программе – Переводчик в сфере юриспруденции и правового обеспечения национальной безопасности и получить диплом о профессиональной переподготовке, а также по другим программам дополнительного профессионального образования, реализуемым Институтом с получением соответствующих документов.
Партнеры программы
Практика и трудоустройство выпускников
Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, в том числе: Евразийская экономическая комиссия, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня, Центральная энергетическая таможня, на таможенных постах Московской таможни (Железнодорожный, Выставочный, М/Почтамт, Центр электронного декларирования, Научно-инновационный ТП), на таможенных постах Московской областной таможни (Каширский, Акуловский, Киевский, Кубинский, Истринский, Лобненский, Вашутинский, Сходненский), АО «Транспортная компания Трафт», компания «ФМ-логистик», ЗАО Фирма «Скайфор», ООО «СЕВКО», ПАО «Промсвязьбанк» и др.
В основном в эти же организации выпускники трудоустраиваются после окончания обучения
Что такое ВЭД в логистике (внешнеэкономическая деятельность)
Одно из главных правил успешного бизнеса – строгий учет и контроль объемов запасов для конкретной точки инфраструктуры. Основная задача – обеспечение этих запасов в соответствующем количестве/качестве и их доведение до целевой точки. Решить этот вопрос под силу только специалисту, понимающему, что такое логистика.
Вопрос о найме логиста становится более актуальным, когда компания начинает вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Сложности возникают не только на уровне заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД), но и при закупке, распределении груза, его транспортировке и многом другом. Но так ли важно включать такого сотрудника в штат? Об этом и многом другом узнаете из статьи.
Что такое логистика
Под логистикой подразумевается доставка товара за определенное время в конкретное место по установленной цене. То есть логист должен уметь доставлять груз в минимальные сроки с минимальными расходами на транспортировку.
Пример: молочному заводу своевременно нужно доставить свою продукцию в несколько торговых точек так, чтобы товар не испортился в пути. Помимо этого условия, учитывают объемы поставок, поскольку спрос сезонный, и он влияет на количество продуктов, остающихся нереализованными. Эти нюансы требуют точного расчета, и для его выполнения востребована логистическая деятельность.
Примечание. Под логистикой чаще всего понимается транспортная логистика. Это деятельность по доставке груза наиболее рациональным и качественным способом.
Знания логиста необходимы при международных и мультимодальных перевозках, когда груз отправляют несколькими видами транспорта.
Что такое ВЭД в логистике
Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность компании, связанная с импортом/экспортом различных услуг и товаров иностранным партнерам.
Выход на мировой рынок усложняет работу логиста, поскольку требует высокого профессионализма и готовности решать текущие проблемы не только на территории России, но и за границей. К обязательным квалификационным требованиям логиста внешнего рынка добавляются: знание нескольких иностранных языков и законодательства страны-партнера, ее этических норм и негласных правил ведения бизнеса.
В работе на мировом рынке отсутствие требуемых знаний и опыта может повлечь ошибки, например, лишение возможности наладить выгодный торговый путь с определенной страной.
Функции логистики
Выделяют три функции логистики:
Инфраструктура
Логистическая инфраструктура – система средств преобразования логистических потоков (доставки), а также совокупность предприятий, с организационно-экономической помощью которых эта доставка становится возможной.
Инфраструктура способствует решению задач:
Инфраструктуру логистики рассматривают на макро- и микроуровне и выделяют внешние и внутренние объекты взаимодействия.
Внешние объекты – это компании-поставщики, логистические операторы, грузовые терминалы, центры логистических услуг, торгово-посреднические организации, магазины розничной торговли, транспорт и склады общего пользования, тароупаковочные предприятия, таможни, телеинформационные сети и др.
Внутренние объекты – это складские помещения, внутренние дороги предприятия, оборудование для перемещения, упаковки материальных ресурсов и преобразование информации.
Особенности. У организации может не быть собственной инфраструктуры логистики. Она вправе использовать объекты других предприятий и организаций, т. е. отдавать эту деятельность на аутсорсинг.
Транспортировка
Для создания непрерывного транспортного обеспечения между пунктами товарного пути чаще всего используют автомобильный транспорт. Железнодорожный, морской и воздушный применяют реже.
Важно! Главная задача при транспортировке – обеспечение сохранности груза.
Задачи транспортной логистики:
Складирование
Склады – это здания, сооружения и различные устройства, используемые для приема, размещения и хранения товаров, а также их подготовки к отпуску конечному потребителю.
Склады различают по назначению: одни связаны с производством, другие – самостоятельные единицы, а третьи располагаются на оптовых базах и в розничных магазинах.
Управление запасами
Этот термин подразумевает контроль движения запасов и принятие решений, направленных на сокращение денежных средств и времени. Это достигается благодаря минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного процесса деятельности компании.
Грамотное управление товарно-материальными запасами (ТМЗ) помогает:
Управление ВЭД логистикой
Управлением логистикой ВЭД занимается логист. Он регулирует товарные потоки на уровне одноплановых либо многоплановых задач по созданию оптимального способа транспортировки товаров/услуг в требуемом промежутке времени от точки отгрузки до точки получения конечным потребителем.
Качественное управление логистикой складывается из совокупности следующих сфер деятельности:
Одна из ключевых задач – оформление документов для подачи ГТД и дальнейшего пропуска товара за границу. В этом деле уделяют внимание всем мелочам. Например, ошибка в виде и количестве перемещаемой через границу продукции, ее фактурной и таможенной стоимости может сбить сроки поставок.
При сотрудничестве с иностранными партнерами неотъемлемая часть взаиморасчетов – фактурная стоимость товара. Ее величина определяет сумму, которую покупатель должен уплатить продавцу за товар в валюте контракта.
Что такое фактурная стоимость в ГТД
Фактурная стоимость в ГТД отражается в определенной ей позиции (графа 42), что предусмотрено документами, регламентирующими порядок заполнения грузовой таможенной декларации.
Фактурная стоимость в ГТД – это цена товара, определенная в валюте контракта, сведения о которой указаны в счете (инвойсе), выписанном при поставке товара или его оплате. Она может быть рассчитана также исходя из условий поставки, указанных в контракте, если согласно этим условиям расходы по доставке включены в сумму, которую следует уплатить поставщику за товар.
Единица, которая может отличаться от таможенной стоимости товара, отраженной в ГТД, но в рублях, а не в валюте контракта – это фактурная стоимость товара. Таможенная стоимость товара в большей степени зависит от условий поставки – когда транспортные услуги изначально входят в стоимость экспортируемого (импортируемого) товара либо увеличивают ее. Увеличить фактурную стоимость до таможенной может также страхование груза.
Экономическая суть аутосорсинга ВЭД
Смысл аутсорсинга ВЭД – передача обязанностей по управлению ВЭД сторонней фирме (брокеру). Это поможет оптимизировать издержки, а также повысить прогнозируемость поставок по их стоимости и срокам выполнения.
Если организация не ведет регулярную внешнеэкономическую деятельность, ей не имеет смысла держать в собственном штате отдельного сотрудника. Проще для таких целей обращаться в аутсорсинговую компанию, которая обойдется намного дешевле в долгосрочной перспективе.
Предлагаем формулу для расчета стоимости штатных сотрудников по ВЭД, чтобы определить, выгодно ли будет организации их содержать:
Ст-ть ВЭД = (з/п сотрудника + налоги от з/п + доля стоимости управленческих ресурсов компании + стоимость доли занимаемой площади + стоимость оборудования рабочего места ÷ 12 + переменные затраты (телефон, транспорт и пр.)) × количество работников.
Заключение
Суть логистики заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке от производителя до конечного получателя. Процесс перемещения товара делится на несколько стадий: закупку, производство и сбыт. Ни одна из них не может рассматриваться отдельно, это единый процесс, для завершения которого создается соответствующая инфраструктура, подбирается система складирования, транспортировки и управления запасами.
При ВЭД логистика усложняется работой с таможенными органами, мультимодальными перевозками и пр. Работа с иностранными партнерами требует большей точности, в частности при валютных расчетах (расчете фактурной стоимости).
Я много лет работал специалистом по ВЭД
Кто это такой, как им стать и сколько можно заработать
Я специалист по внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей.
Компания поставляет за границу — то есть экспортирует — молочные продукты, а оттуда привозит — импортирует — оборудование для производства. Я помогаю проводить сделки с иностранными партнерами: отвечаю за то, чтобы товары добрались из одного государства в другое и прошли таможню.
Еще у меня есть подработка: фирма, которая возит из Китая и Кореи сырье для косметики, а в Европу продает лаки и средства для ухода за кожей.
Я расскажу, кто такой специалист по ВЭД, чем он занимается, как им стать и сколько можно заработать.
Что такое внешнеэкономическая деятельность
ВЭД — это все, что связано с коммерческими сделками предприятий из разных стран. К внешнеэкономической деятельности относятся и международные выставки, и инвестиции, и совместное производство. Но основная часть ВЭД — это международная торговля. Чтобы торговать, компании должны перемещать товары через таможенные границы государств. Специалисты по ВЭД как раз отвечают за такие сделки.
Вот чем они занимаются:
Как проходит внешнеэкономическая сделка
Торговая сделка между компаниями из разных государств делится на несколько этапов.
Заключение контракта. Сделка начинается с того, что поставщик и покупатель подписывают договор поставки. Такой договор называется внешнеэкономическим контрактом, в нем прописаны условия сотрудничества.
Выставление инвойса. Затем поставщик выставляет покупателю счет — инвойс. В этом документе указывается наименование и количество товаров, их стоимость, стороны сделки, условия оплаты и поставки по Инкотермс.
Инкотермс — это список правил поставки. Каждое из них определяет, какие права и обязанности есть у покупателя и продавца, а также кто будет отвечать, если с грузом что-то случится. Инкотермс помогает партнерам понимать друг друга. Без него участники ВЭД могли бы трактовать термины по-своему — и были бы постоянные споры из-за формулировок в контрактах и инвойсах.
Например, в инвойсе указано EXW Шанхай — ex works. Это значит, что поставщик передает покупателю товары на своем заводе, фабрике или складе в Шанхае. А все остальное — погрузка, доставка, таможенное декларирование на ввоз и вывоз — расходы покупателя. Фактически это самовывоз.
А вот если в инвойсе написано DAP Москва — delivered at place, — тогда поставщик за свой счет доставляет товары в Москву. Покупатель должен сам их разгрузить и задекларировать на таможне.
Подробнее обо всех правилах поставки Инкотермс можно прочитать на сайте компании «Альта-Софт».
Отгрузка и доставка. Далее поставщик упаковывает и отгружает товары: сразу или после предоплаты, если она предусмотрена контрактом. Он составляет специальный документ — упаковочный лист, — где указывает количество грузовых мест, вид упаковки, объем и вес товаров.
Затем поставщик передает груз перевозчику: компании, которая доставит товары покупателю. Передача оформляется через транспортную накладную. Это трехсторонний документ: его подписывают поставщик, покупатель и перевозчик.
Таможенные процедуры. Груз должен преодолеть иностранную и российскую таможни, прежде чем попадет к покупателю. Как правило, зарубежная компания решает вопросы со своей таможней, а российская — со своей. Но все зависит от условий контракта.
Например, у меня были сделки, когда обязанности по таможенным процедурам в другой стране лежали на моей фирме. Тогда я находил таможенного представителя за рубежом и договаривался, чтобы он задекларировал наш груз.
Как происходит декларирование на российской таможне
Чтобы таможня пропустила товары, их нужно задекларировать. Но перед этим российская компания оплачивает таможенные платежи: пошлину, акциз, НДС и сборы.
Затем она подает в таможню письменное заявление: таможенную декларацию, где указывает, какие товары импортирует или экспортирует, в каком количестве и сколько они стоят.
Чтобы правильно задекларировать товары, нужно выяснить, из чего они изготовлены, указать их характеристики и назначение, рассчитать таможенные платежи и подобрать код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД.
Товарная номенклатура — это список разных видов товаров и их кодов. Например, для парфюмерии код ТН ВЭД будет 3303001000, 3303009000 или 2207100000, в зависимости от химического состава, объема тары и назначения.
Важно точно подобрать код: он влияет на условия ввоза и вывоза, ставку пошлины и правила декларирования. Если указать неправильный код, можно получить административный штраф, конфискацию товаров и даже судимость.
Как-то раз мы привезли из Китая контейнер с картинами. Таможенный инспектор оказался знатоком живописи: одно полотно он мгновенно опознал как оригинал за авторством Куинджи.
На таможню сразу же вызвали специалиста из областного управления культуры и назначили экспертизу. Оказалось, что это обыкновенная дешевая мазня с китайского рынка, но мы страшно перенервничали. Если бы это оказался оригинал, нам грозила бы уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей.
Кроме того, есть товары, которые нельзя ввозить или вывозить из страны без сертификатов, деклараций соответствия, разрешений, лицензий и согласований с госорганами.
Например, для импорта обуви и бытовой мебели нужно получить разрешение санэпидемстанции и оформить декларацию соответствия — документ, который подтверждает, что товары безопасны для покупателей. Если же обувь и мебель предназначены для детей, то вместо декларации нужно получить сертификат соответствия.
Такие ограничения называются мерами нетарифного регулирования. Специалист по ВЭД должен в них ориентироваться и заранее подготавливать разрешительные документы, если они нужны.
Ошибки недопустимы: любая неточность может привести к тому, что груз задержат на таможне, покупатель не получит его в срок и понесет убытки.
В мае 2019 года Росаккредитация отозвала свидетельства об аттестации у 200 лабораторий, которые выдавали сертификаты и декларации соответствия. В результате тысячи разрешительных документов резко стали недействительными.
Из-за этого мы не смогли растаможить наш груз — пришлось заново оформлять декларацию соответствия в другой лаборатории. Это заняло 20 дней, которые обошлись компании в 300 000 Р : столько она заплатила за хранение груза на таможенном складе.
Чем занимаются и сколько зарабатывают специалисты по ВЭД
Специалист по ВЭД — очень условное название, которое объединяет несколько профессий. В одной организации этот человек может заниматься таможенным декларированием грузов, в другой — искать партнеров за рубежом и заключать с ними договоры, в третьей — готовить кофе руководителю и работать переводчиком на международных переговорах.
Иногда работодатели нанимают специалиста по ВЭД и считают, что получили еще и переводчика-синхрониста. Или, наоборот, берут на работу переводчика и надеются, что он без проблем разберется с внешнеэкономической деятельностью. Часто бывает, что название вакансии или должности в штатном расписании не отражает функций специалиста. Поэтому на собеседовании лучше уточнить: «А что конкретно нужно делать? За что я буду отвечать? Какие возможности и полномочия у меня будут?»
Осенью 2019 года я активно искал работу в сфере внешнеэкономической деятельности в Москве. Я много общался с работодателями: ездил на собеседования, проходил интервью по «Скайпу». Поделюсь наблюдениями и расскажу, как работодатели могут называть специалистов по ВЭД в вакансиях, какие задачи поручают и сколько платят в каждом случае.
Это лайтовая версия специалиста по ВЭД — подойдет для старта в профессии. На этой должности я в основном встречал вчерашних студентов, которые уверенно говорили на нескольких европейских языках, но не особо разбирались в международной торговле.
Такой специалист помогает более опытным коллегам: переводит документы, отправляет почту и ведет несложную переписку по дежурным вопросам. Еще он может участвовать в переговорах, международных выставках и деловых мероприятиях в качестве переводчика. Немного разбирается в коммерческой и юридической областях, но на начальном уровне.
Требования: высшее образование и уверенное знание нескольких иностранных языков на уровне В2 или С1. Опыт работы, как правило, желателен, но необязателен.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Еще одна должность, которая не требует большой ответственности и глубоких познаний в таможенном законодательстве. Работа монотонная и низкооплачиваемая — подходит, чтобы получить опыт и двигаться дальше.
Этот специалист контролирует отгрузку товаров по уже заключенным контрактам. Он согласовывает поставки, собирает документы, общается с логистами и перевозчиками — в основном по электронной почте. Как правило, такие работники сами не декларируют товары, а готовят бумаги для людей, которые это умеют: таможенных декларантов.
Некоторые предприятия-экспортеры доверяют специалистам по ВЭД самое примитивное таможенное декларирование. Когда компания поставляет одну и ту же продукцию одним и тем же покупателям, то ничего изобретать не требуется. Работникам выдают типовой шаблон таможенной декларации, где нужно только менять номера транспортных средств, инвойса и накладной. Это монотонная работа, которую в будущем будут делать роботы-декларанты.
Требования. На такую работу берут и без высшего образования. Нужно уметь оформлять коммерческие документы: инвойсы, упаковочные листы, транспортные накладные. Обычно работодатели требуют хотя бы базового знания английского или немецкого языка: на уровне А2—В1.
Сколько платят. Уровень зарплат примерно такой же, как и у ассистентов менеджеров по ВЭД.
Р в месяц» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Логистические компании перевозят грузы не для себя, а для своих клиентов.
Например, российская кондитерская фабрика хочет продавать шоколад в Китае и Южной Корее, но у нее нет специалистов, чтобы организовать поставки. Тогда фабрика нанимает логистическую компанию, которая возьмет это на себя. В таких организациях тоже трудятся специалисты по ВЭД.
Сотрудники логистических компаний работают с импортерами и экспортерами: ищут для них транспорт, оформляют документы, контролируют отгрузку и доставку груза до конечного получателя. Бывает, что они же предлагают дополнительные услуги: подбирают варианты страхования груза при перевозке, консультируют клиентов на этапе согласования контракта, как лучше оформить сделку.
Например, типичная задача для логиста может выглядеть так:
А в некоторых компаниях специалисты по ВЭД еще и сами ищут себе клиентов. Умение разговаривать с людьми, договариваться и сглаживать острые ситуации — полезный навык для логистов.
Требования. Логистические компании предпочитают нанимать работников с высшим образованием в области международной логистики и коммерческого права. Для этой должности обычно требуются опыт и знания в сфере международных перевозок морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
Специалист должен разбираться в международном законодательстве и тарифных ставках на перевозку. Есть множество способов доставить груз из одной точки в другую — нужно выбрать самый выгодный. Можно отправить товары по суше, воздухом или морем, купить место на транспортном средстве или арендовать его целиком — зафрахтовать весь корабль или самолет.
При этом тарифы постоянно меняются, поэтому нужно ориентироваться в сезонных коэффициентах. Перед Новым годом пик авиаперевозок: расценки взлетают в несколько раз. А вот в середине лета деловая активность обычно снижается.
Пики нагрузок в морских перевозках совпадают со сбором урожая в странах-экспортерах зерновых и бобовых культур, фруктов. В апреле 2020 года стоимость фрахта морского судна упала в два раза, а стоимость авиаперевозок выросла в два с половиной раза. Умелый логист способен значительно снизить расходы на перевозку, если убедит клиента подождать груз пару лишних недель.
Среди других обязательных требований — хотя бы средний английский или немецкий на уровне В1 или В2, знание профессиональной терминологии и понимание логики построения транспортных маршрутов. Важно уметь правильно заполнять международные транспортные документы — транспортные накладные и счета за перевозку — на английском или немецком языках.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Вот чем занимается такой специалист:
Работу таможенных декларантов регулирует федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании». Раньше стать декларантом было сложнее. Чтобы трудиться на этой должности, нужно было пройти аттестацию в таможне и получить именное свидетельство. Но в 2018 году Федеральная таможенная служба решила, что с этим справится любой желающий, и отменила экзамены и свидетельства.
Я работаю таможенным декларантом в компании, которая занимается экспортом и импортом для собственных нужд. Но многие специалисты работают на посредников — таможенных представителей.
Это специализированные организации, которые помогают другим компаниям пройти все таможенные процедуры. Услугами таможенных представителей в основном пользуется малый и средний бизнес, потому что у крупных предприятий есть собственные декларанты в штате.
Требования. Для этой должности нужно юридическое, экономическое, логистическое или таможенное высшее образование. Работодатели отдают предпочтение соискателям с опытом работы от 3 лет. Хорошие шансы на трудоустройство у специалистов, которые закончили Российскую таможенную академию при ФТС РФ.
Для себя я составил краткий чек-лист знаний и умений.
Что нужно, чтобы работать таможенным декларантом
Знать | Уметь |
---|---|
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, особенно пригодится Таможенный кодекс ЕАЭС | Подбирать коды ТН ВЭД и обосновывать свой выбор |
Методы расчета таможенной стоимости | Разбираться в Инкотермс и в международных внешнеэкономических терминах |
Правила заполнения таможенных деклараций | Заполнять и подавать таможенные декларации в электронном виде |
Меры нетарифного регулирования: какие сертификаты, лицензии и свидетельства нужно оформлять и как их получить | Рассчитывать таможенные платежи: пошлины, акцизы, НДС и сборы |
Как составлять контракты и какие у них существенные условия | |
Международные конвенции в области внешней торговли |
Например, нужно привезти из Италии оборудование для молокозавода стоимостью 150 млн евро. Молокозавод состоит из различных узлов и составных агрегатов. Для таможенного декларирования необходимо описать каждый узел и присвоить ему правильный код ТН ВЭД. Но можно подготовить документы так, чтобы оформить завод одним кодом, например 8434200000. Причем по этому коду установлена нулевая ставка пошлины на ввоз. Не все специалисты по ВЭД об этом знают.
Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Менеджеры по экспорту работают на всех крупных предприятиях, которые поставляют свою продукцию за границу. Но в малом и среднем бизнесе эта специальность тоже востребована: многие предприниматели пытаются выходить на иностранные рынки и продавать товары в других странах.
Менеджер по экспорту — это смесь специалиста по продажам и эксперта по внешнеэкономической деятельности. Он ищет покупателей за границей, договаривается с ними, заключает контракты, организует отправку и доставку грузов.
Такие специалисты часто ездят в командировки за границу, участвуют в международных выставках, делают холодные и горячие звонки зарубежным коллегам. Им часто приходится готовить презентации и коммерческие предложения на иностранных языках.
Требования. Нужно владеть навыками продаж и переговоров, знать культурные особенности и деловые обычаи разных народов, разбираться в международном праве, ориентироваться в таможенном и налоговом законодательствах разных стран. Потребуется уверенное владение хотя бы одним иностранным языком, а лучше — несколькими. Как правило, в переговорах используют английский, испанский, французский, китайский или японский языки.
Р в месяц и регулярные командировки за границу. Нужен свободный английский и опыт в продажах B2B» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Условия работы
Как правило, у специалиста по ВЭД зарплата белая и состоит только из оклада. Премии — это редкость: лишь у менеджеров по экспорту встречается переменная часть заработка с привязкой к результатам деятельности.
Если рассчитываете на постоянные зарубежные командировки за счет работодателя, то, возможно, зря: они бывают только у экспорт-менеджеров и у ассистентов-переводчиков. Например, за все время работы я не уезжал в командировки дальше СНГ.
До пандемии коронавируса большинство специалистов работали по трудовым договорам. Но сейчас наниматели сокращают издержки: переводят сотрудников на удаленку и выводят за штат. Многие мои коллеги уже работают из дома по договорам ГПХ сразу на несколько компаний.
Как стать специалистом по ВЭД
Хорошее знание иностранных языков — это входной билет в профессию. Например, я знаю английский и китайский. На английском разговариваю свободно: выучил еще в университете и сейчас занимаюсь с преподавателем, чтобы поддерживать уровень. Китайский учу для работы, но пока могу объясняться только на несложные бытовые темы и переписываться с помощью «Гугл-переводчика».
Вообще, с языками странная история: при трудоустройстве работодатели требуют, чтобы соискатель знал английский на уровне профессора из Кембриджа. Но когда начинаешь работать, выясняется, что достаточно и среднего уровня, а все коллеги без стеснения пользуются переводчиком.
У меня два высших образования: экономическое по специальности «международная торговля» и юридическое. Но я считаю, что все знания, опыт и навыки, которые нужны для работы, можно получить самостоятельно. Никто из потенциальных работодателей не интересовался моими дипломами. Зато почти на каждом собеседовании меня просили подобрать коды ТН ВЭД, составить контракт или заполнить таможенную декларацию.
В интернете есть множество курсов по ВЭД: очных и дистанционных. Каждый год я прохожу обучающие курсы и участвую в семинарах от российских поставщиков программ для таможенного декларирования. Например, у компании «Альта-Софт» есть обучающий центр. Еще рекомендую курсы по таможенным операциям от компании «ТКС».
Полезную информацию по теме ВЭД можно найти в «Телеграме» — я подписан на каналы:
Бесплатные уроки по внешнеэкономической деятельности смотрю на ютуб-канале Корпоративного университета.
Как я стал специалистом по ВЭД. После окончания университета я 3 года служил в таможенных органах: сначала в аэропорту, потом в отделе, который оформлял грузы юридических лиц.
Служба в таможне — это мощный ускоритель для карьеры специалиста по ВЭД: меня охотно взяли на крупное мебельное предприятие. Я занимался экспортом и импортом: мы везли из-за границы детали для мебели и химию для производства, а готовую продукцию отправляли в Европу, Центральную Азию и СНГ.
Я менял работодателей и изучал новые отрасли промышленности, специфику перевозки разными видами транспорта, узнавал особенности законодательства и деловые обычаи новых стран.
В профессиональном опыте у меня был пробел, когда я занимался только внутренними продажами и ездил в командировки по всей России. Но в 2018 году я почувствовал, что страшно устал от постоянных разъездов, и поэтому вернулся во внешнеэкономическую деятельность. Немного подучился и освоил специальность таможенного декларанта.
Как я работаю
У меня нет одинаковых рабочих дней. Я веду деловую переписку с иностранными поставщиками и логистическими компаниями, согласовываю инвойсы, заполняю транспортные документы.
Пару раз в неделю мы с зарубежными партнерами созваниваемся по «Скайпу», чтобы обсудить рабочие вопросы и просто поболтать о новостях. Я стараюсь поддерживать деловые контакты: у меня есть знакомые и приятели почти во всех странах Европы.
Много времени и усилий уходит на заполнение деклараций и подготовку других документов для таможенного контроля. Часто условия сделок меняются, и приходится пересчитывать таможенные платежи или переделывать документы. Я стараюсь не перерабатывать, но как минимум раз в неделю сижу до полуночи.
Когда проходят сделки с Китаем, то из-за разницы в часовых поясах приходится созваниваться с китайскими партнерами в 5 утра: в Пекине уже 10. Пытаться что-то решить после 11 утра по московскому времени очень сложно: китайские партнеры уже вовсю отдыхают.
Иногда груз прибывает к вечеру. Тогда я отправляю таможенную декларацию, а потом сижу перед компьютером до 9 вечера, пока работает таможня. Если груз прибывает в выходной день, тоже приходится трудиться. Нужно, чтобы товар как можно быстрее прошел таможню: простои дорого стоят. Наниматель возмещает мне переработку, но бывает, что я тружусь без выходных.
Плюсы и минусы профессии
Работа мне нравится. Я выбрал ее осознанно, в ней много плюсов: прокачка языковых навыков, знакомства с людьми по всему миру, нет изматывающих командировок по всей России.
Специалисты по ВЭД могут трудоустроиться за границей — знаю по себе. В 2018 году я нашел работу в Китае и уже собирался уезжать, но китайское посольство в последний момент отказало мне в визе.
Другой важный плюс для меня заключается в том, что можно перейти на удаленную работу: обязанности специалиста по ВЭД не требует постоянного пребывания в офисе.
В основном я работаю из дома: провожу переговоры по «Скайпу», обмениваюсь с партнерами электронными документами, подаю декларации с помощью электронной подписи. А офис посещаю изредка, по мере необходимости. Точно так же работают практически все мои коллеги.
В отсканированном контракте в начале статьи:
«. в случае обнаружения брака» | «. in case of detection of marriage»
Видимо не только коллеги без стеснения пользуются переводчиком 😉
Alek2ander, там в целом перевод на английский ужасен, ошибка на ошибке
Alek2ander, а вы вбейте в словаре Мультитран фразу «marriage act» и выйдет перевод «закон о браке», но из области бизнеса. Бизнеса, подчеркиваю! Так что не всё ещё потеряно! 😊
Проработала в ВЭДе 5 лет, но топовым спецом так не стала по чисто психологическим причинам. Вокруг сплошной негатив, все хотят обдурить друг друга. Сейчас справляюсь с выгоранием ( Зато запомнились поездки в Китай и практика китайского языка.
Аня, да, это неотъемлемый элемент работы.
Роман, Можете помочь новичкам в ВЭД сопроводить небольшую закупку товаров?
lemeshko85, Здравствуйте! Пишите на the.2267779@gmail.com
Статья хорошая и интересная. Но полезно добавить, что функциональные обязанности очень сильно зависят от размеров компании.
В небольшой организации ВЭД менеджер это «универсал-многостаночник» в полном смысле этого слова. Он и продукт-менеджер (решает, что и в каких количествах покупать), и специалист по работе с поставщиками (формирует заказы и проводит оплаты) и логист (доставляет и растамаживает грузы).
В средних компаниях объем поставок больше, а значит спектр задач сужается: работник отвечает только за работу с поставщиками, например, а логистикой заведует уже другой человек.
Ну и наконец, в крупных компаниях разделение труда самое глубокое: человек может отвечать за работу по одной товарной категории или вообще за один завод или страну.
Работа в каждом типе компаний довольно сильно отличается и по разному влияет на профессиональный опыт. И, конечно, у каждого типа работы есть свои плюсы и минусы.
Маргарита, благодарю Вас. К сожалению, такие ощущения, что нашей профессии осталось лет 5 от силы
Роман, я в ВЭДе 10 лет. И все 10 лет слышу (от таможни), что вот-вот все автоматизируют и не нужен будет инспектор выпускающий.
А воз и ныне там.
Так что, я думаю, на наш свами век работы нам хватит.
Amstera, плюсом добавить портовую логистику и какое-то представление о фрахте.
Валютный контроль это непаханое поле. Мне где-то жаль бухгалтеров. Они делают нужную, но зачастую бесполезную работу из-за нашего несовершенного, постоянно меняющегося зак-ва.
Amstera, не поспоришь.
Тоже вот, уже более 10 лет в ВЭД. Начинал декларантом, оформлял металл в Китай. Потом переехал в Мск, и также работал в этой сфере. Импорт и экспорт оборудования.
Потом ушел в фэшн, таскал шмотки из Европы в крупной европейской компании с крутым менеджментом.
Теперь занимаюсь медицинским оборудованием, в маленькой компании.
Также, кто то из комментаторов заметил, что работа сильно отличается, в зависимости от размеров компании, это и правда так. Притом отличается, кардинально.
Но честно, ВЭД уже надоел, хочется сменить эту деятельность. Ибо тут требуются довольно большие и обширные знания, язык, практические знания, а зп при этом, абсолютно не соответствуют требованиями.
Очень запомнился опрос в том же тинькофф журнале, когда нужно было угадать зп по професии в мск.
так вот, нужно было угадать зп танцовщиц го-го в мск, я не угадал, указав ниже, и когда высветился правильный ответ, комментарий запомнился и порадовал: «менеджеры по ВЭД плачут горькими слезами)))»
>>> Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Денис, ну я имел в виду законные способы снижения совокупного таможенного платежа
Miroslav, ничего принципиально не изменилось: трещат чубы у декларантов.
Роман, спасибо, то есть зря на меня босс обижался, что типа я никак с таможней не договорюсь о «хорошей цене» на товар, а я со зла на это написал заявление на увольнение. Этот момент (цены на товар) официально не обойдешь. Просто потом они (моя компания) транспортной компании за таможенные процедуры стали платить, а те видимо уже сами тёрли с инспекторами. В общем вы понимаете о чём я. Эта система не совершенна и видимо её специально так настроили. Удачи вам!
Miroslav, цену прямого контракта можно доказать в таможне, предоставлением документов при ответе на запрос.
Miroslav, что за чушь)?
т.е. вы поставщику платили по 7 долларов за мяч, хотя стоил он 2?) ахахах
Борис, ну да, статья сильно упрощена. Но писалась для людей, которые не часто сталкиваются с темой.
Pashok, ну экзамены уже не сдают. Теоретически любой человек с Альтой или ТКС декларант своих грузов и под свою ответственность
Статья интересная.
Я заканчиваю РТА, начала работать менеджером ВЭД где-то с третьего курса.
Работа, конечно, классная, но постоянный стресс и необходимость браться за тридцать дел сразу выматывает.
Поэтому пришлось закончить курсы логистики, еще один курс по мировой экономике и думать о курсах декларанта, поскольку ДТ я заполнять умею благодаря своей основной специальности, но многие работодатели требуют «корочку» еще и с курсов.
В общем, нужно думать, прежде, чем идти работать, подводных камней много, все не так гладко, как кажется на первый взгляд.
- что нужно для получения лицензии на медицинскую деятельность
- countrycode org как создать номер