внеклассное чтение для чего нужно
Внеклассное чтение – важный резерв всестороннего развития и воспитания детей (из опыта работы)
А.М. Горький назвал книгу источником знаний. Однако путь к этому источнику у наших детей сложный и трудный. И рождён он отнюдь не органическим пренебрежением к чтению, а причинами, вызванными многими обстоятельствами нашего быстротекущего времени: бурным техническим прогрессом, почти во всех отраслях жизни, сопровождающимися потоком огромной научной информации. Книга же (речь идёт о художественной литературе) как один из древнейших источников знаний как бы отошла на второй план, так как нашла себе замену в других видах искусств: кино, телевизионных передачах, театре и т.д.
В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой личный опыт.
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
28 лет я работаю учителем в начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше, регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от прочитанного у них как-то не появляется.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
Создание классной библиотечки.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу. Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться с другими людьми.
Создание библиотечки помогло мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Сотрудничество с библиотекой.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Проведение уроков внеклассного чтения.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на развитие лучших моральных и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения. В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников, которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
Эти правила были следующие:
Поиск
Кому и зачем нужно внеклассное чтение?
Оценка читателей
ПРОГОЛОСОВАЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: 1 ЧЕЛ.
Каникулы — хоть летние, хоть зимние — праздник не только для детей, но и для родителей. Звенит звонок, и толпы школьников вырываются на свободу, мечтая о приключениях и удовольствиях, которым можно предаваться с утра до вечера. Между тем учителя выдают целый список книг для внеклассного чтения. И вместо долгожданного полного отрыва ребята получают бесконечные скандалы со старшими, которые хотят, чтобы все произведения были прочитаны от корки до корки, а ещё лучше пересказаны и разложены по полочкам в специальных дневниках.
Конечно, никому не нравится жить в состоянии бесконечной ссоры. Да и тот факт, что дети сегодня редко любят читать, секретом не является. Однако пускать ситуацию на самотёк и разрешать бесконтрольно бегать во дворах и играть в онлайн-стрелялки посредством всевозможных гаджетов категорически нельзя. Не станем упоминать о медицинских проблемах, к которым приводит сидение у компьютера, или опасностях, что поджидают мальчиков и девочек, оказавшихся в позднее время далеко от дома. Пусть об этом говорят врачи и представители правоохранительных органов. Обсудим пользу внеклассного чтения и как приучить ребёнка любить книги.
Почему полезно читать на каникулах?
Хорошая литература позволяет расширить кругозор. Это вовсе не открытие очередной Америки. Преуменьшать значение, которое литература имеет для интеллектуального и духовного развития ребёнка, ни в коем случае нельзя. Мамы и папы должны понимать, что авторы, наряду со старшими родственниками и учителями, являются воспитателями, объясняющими, где проходит граница между «хорошо» и «плохо», рассказывающими об окружающей действительности и законах, по которым она существует. Неужели лучше, чтобы школьник познавал жизнь по супергеройским боевикам, нежели по проверенной временем классике или новым книгам, написанным в лучших традициях, завещанных великими мастерами русской словесности потомкам?
Чтение позволяет держать мозг в тонусе. То есть во время каникул ребёнок не так сильно отрывается от учёбы и впоследствии легче включается в процесс получения и усвоения новой информации, ведь её поток не прекращался. Получается, что в сентябре будет проще пройти через неизбежную постканикулярную адаптацию.
Для младшеклассников очень важно увеличивать скорость чтения и поработать над памятью, что можно сделать не только на уроках, но и дома. Здесь литература в принципе незаменима. Внеклассное чтение — возможность сделать так, чтобы ребёнок читал быстрее, становился более внимательным, лучше ухватывал нить диалога и запоминал то, что ему говорят.
Важным бонусом является возможность переключиться и расслабиться после игр, несущих в себе шкал впечатлений и эмоций. Ещё важнее смена активности для тех, кто много времени проводит у экрана компьютера или смартфона.
Выходит, что внеклассное чтение придумали не просто так. Это огромное подспорье в образовательном процессе и воспитании. Книги становятся друзьями, учителями и психологами в одном флаконе. Они делают мир ярче и борются со стрессами, которых хватает даже летом.
Как приучить ребёнка к чтению?
Этот вопрос задают все родители, которые слышат полезные советы, но понятия не имеют, каким образом заставить своё чадо полюбить книги. Начать непростой и долгий процесс следует с осознания банальной истины: заставлять — дело гиблое. Нельзя принуждать малыша, ругать его, если он отказывается читать. Нужно подойти к проблеме с другого конца. Во-первых, попытаться объяснить, зачем самому ребёнку это нужно. А во-вторых, вызвать у него интерес.
Добиться этого можно, начав читать вместе с крохой, пока он совсем маленький, и превратить чтение в обязательный каждодневный ритуал и увлекательную игру. Нельзя жалеть время на обсуждение героев, выражение собственных мыслей и эмоций, рассматривание картинок и объяснение непонятных моментов.
Если время уже упущено, и мальчик или девочка давно учится в школе, а читать всё ещё не любит, имеет смысл поэкспериментировать с жанрами предлагаемой литературы. Можно отклониться от учительского списка и начать знакомство с книгами с чего-то более понятного и близкого, нежели творчество классиков, живших столетия назад и использующих в своей речи странные слова, часто лишённые смысла в представлении современников. Идеальным выбором станет литература нового столетия. Имеет смысл попробовать приключения, путевые заметки, книги об окружающем мире или выбрать что-то ещё, ориентируясь на хобби конкретного человека. То есть не надо зацикливаться на одном жанре или на установленной программе. Если школьник полюбит читать, её он осилит. Но не воспитав у него приятие книг, не удастся принудить ребёнка осваивать не только дополнительные, но и необходимые для аттестации материалы.
Чтение — это радость и удовольствие. Не лишайте его своих детей! В ваших силах изменить их представление о книгах, как о чём-то скучном.
Внеклассное чтение в школе и дома
Что бы такого дать почитать ребенку?
Этим вопросом задаются все хорошие родители. Особенно актуально звучит этот вопрос сейчас, когда ребенок проводит время на даче и даже не помышляет о том, чтобы открыть книгу и прочитать первый абзац.
Детские издательства ежегодно выпускают тысячи книг, и как разобраться в этом многообразии стилей, жанров и направлений, подчас совершенно непонятно.
А ведь есть еще не менее сложный вопрос возраста. Не рановато ли читать «Таинственный остров»? А будет ли десятилетке интересен «Шерлок Холмс»?
В таких вопросах хочется не гадать, а довериться авторитетным профессионалам.
Прежде всего, это мнение учительского сообщества. Не случайно в школьной программе есть внеклассное чтение. Это своего рода мостик, перекинутый из школьной в домашнюю жизнь. Главная задача внеклассного чтения – пробудить в ребенке интерес к литературному миру за пределами учебной программы, научить его вдумчивому осознанному чтению. А ведь именно оно потом пригодится ученикам во время ГИА и ЕГЭ, с их коварными вопросами и аналитическими заданиями!
Учитель формирует списки внеклассного чтения для каждого возраста, подбирая наиболее подходящие произведения отечественной и зарубежной литературы. Именно он решает, исходя из интересов и потребностей своих учеников и их уровня развития, какими произведениями дополнить школьные уроки литературы.
Зимой 2013 года Минобрнауки опубликовало список 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам для самостоятельного прочтения. Список породил множество дискуссий, однако важно то, что он носит рекомендательный характер и будет регулярно обновляться и перерабатываться. Это своего рода The best отечественной литературы, от которого может отталкиваться и педагог, и родитель.
Альтернативные перечни рекомендованной литературы составили сами учителя в рамках всероссийского онлайн-опроса по внеклассному чтению. В этом масштабном исследовании приняли участие более 4500 учителей и родителей, ответивших на вопросы о том, что, как и почему читают современные дети в школе и дома. В списки, составленные педагогами, вошла литература, «проверенная» не одним поколением школьников. Перед вами топ-10 рекомендованных учителями книг для начальной и средней школы:
Внеклассное чтение для детей 6-10 лет
Козлов С. Г. «Трям, Здравствуйте! И другие сказки»
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени»
Носов Н. Н.«Приключения Незнайки и его друзей»
Толстой А. Н.«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Родари Д.«Приключения Чиполлино»
Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Осеева В. А. «Волшебное слово»
«Рассказы о войне»
Внеклассное чтение для детей 11-14 лет
Беляев А. Р. «Голова профессора Доуэля»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Время всегда хорошее»
Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо»
Алексин А. Г. «Повести о дружбе и любви»
Льюис К. С.«Хроники Нарнии»
Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Зощенко М. М., Черный С. «Несерьезные истории»
Грин А. С.«Алые паруса»
Твен М. «Приключения Тома Сойера»
Рыбаков А. Н.«Кортик»
Опытные педагоги советуют родителям обращать внимание на качество чтения, а не на количество «проглоченных» страниц. Такие показатели, как количество знаков или книг, прочитанных за месяц, не являются определяющими; пусть ребенок читает немного, зато полностью «усваивает» материал.
А как понять, что усвоил?
Наиболее важно, говорят специалисты, не просто задавать контрольные вопросы, а вовлекать детей в обсуждение книг с помощью всевозможных викторин, игр, презентаций по мотивам прочитанного; «закреплять эффект» посещением театральных постановок, экранизаций, экскурсий в литературный музей и на выставки книжной иллюстрации. Другими словами – погружайте ребенка в литературный мир с головой, и он обязательно будет читать с удовольствием!
Однако все творческие усилия учителя пройдут впустую, если у ребенка нет практики чтения домашнего. Любовь к книгам зарождается в семье, которая чаще всего и становится катализатором литературных увлечений ребенка. Это ярко демонстрируют результаты опроса. Педагоги и родители едины во многих вопросах, касающихся внеклассного и домашнего чтения. Вопреки классической установке, большинство считает, что ребенка нельзя заставлять читать. Его необходимо мягко побуждать и мотивировать, прежде всего, личным примером.
Хотите, чтобы ребенок начал читать? Читайте сами и, самое главное, читайте вслух!
По мнению 80% учителей и 68% родителей, читать вслух необходимо и полезно детям любого возраста: и малышам, и младшешкольникам, и подросткам.
И не отчаивайтесь, если ребенок не берется за книгу ни при каких обстоятельствах.
С такой проблемой сталкиваются многие родители: только 15% из числа участников опроса отмечают, что их дети читают много, не по программе и без напоминания.
И лишь 44% утверждают, что во время каникул дети читают больше книг.
Специалисты в ответ рекомендуют встраивать чтение в ежедневный распорядок дня, например, выделять время на чтение перед сном. Именно регулярное чтение является залогом успеха.
Вместе с тем опрос показал, что большинство школьников укладывается в рекомендованное педагогами количество часов, предназначенных для чтения. Младшие школьники должны в уделять самостоятельному чтению в среднем 3-4 часа в неделю, а старшие – не менее 5-6 часов.
Важным практическим итогом опроса стало формирование списков для внеклассного чтения по возрастам. Онлайн-опрос обобщил опыт не только учителей, но и родителей, которые тоже рекомендуют лучшие книги для чтения с детьми.
Книги для самостоятельного чтения детьми 6-10 лет
Экхольм Я. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
Вестли А. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
Шмидт А. Ш. «Мурли»
Раскатов М. Е. «Пропавшая буква»
Лобе М. «Бабушка на яблоне»
Волков А. «Открой книгу!/Волшебник Изумрудного города»
Линдгрен А. «Пеппи Длинный чулок»
Петрановская Л. В.«Что делать, если. »
Бунтман Е., Эйдельман Т. «Бородинская битва. 1812»
Книги для самостоятельного чтения детьми 11-14 лет
Барановский М. А. «Я воспитываю папу»
Джонс Д. У. «Ходячий замок»
Толкин Д. Р. Р. «Хоббит. Властелин колец»
Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней»
Дойл А. К. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
Парр М. «Вафельное сердце»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Я хочу в школу!»
Хокинг С., Хокинг Л., Гальфар К. «Джордж и тайны вселенной»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Брагин М. Г. «В грозную пору»
Списки книг для внеклассного чтения станут отличным подспорьем как для педагогов, которые следят за актуальностью своих рекомендаций, так и для родителей, которые теперь могут изучить, что же пользуется особой популярностью у детей того или иного возраста.
Полностью рекомендованные списки и сам отчет вы можете посмотреть здесь.
Зачем в школе нужно внеклассное чтение
Не знаю, что произошло, но тема внеклассного чтения школьников по обсуждаемости в этом году просто зашкаливает. Звонят и пишут родители, интересуются СМИ…
Выбери книгу сам
В советской школе, сколько себя помню сначала в качестве ученика, затем учителя и директора школы, внеклассное чтение было всегда. Раз в две недели, обычно в субботу (пятидневки тогда не было), в начальной школе проходили уроки внеклассного чтения. Учительница заранее объявляла тему урока, например, про животных, а ты имел право сам выбрать автора. Или называла автора, а ты мог сам определиться с текстом. После уроков мы шли в сельскую библиотеку, и её «хозяйка», очень любившая своё дело, преданная ему до бесконечности (в селе её звали Настенька, оттого и не отложилось в голове отчество), помогала нам с выбором книги. Причём делала это очень внимательно, для каждого из нас. Задав буквально пару вопросов, находила свою книжку, другими словами, умела разглядеть в каждом свои особенности. А Зинаида Андреевна Тупицына, моя учительница в начальных классах, не дожидаясь субботы, с завидным постоянством у каждого интересовалась, читаем – не читаем, что читаем, нравится или нет, если нравится, то почему. Иногда авторы и тексты совпадали, и тогда она советовала кому‑то взять другую книжку. Это я потом, уже будучи взрослым, понял, что так она изучала наши интересы и умно и тонко формировала читательские пристрастия. На урок внеклассного чтения можно было не приносить учебник, в этот день тексты были другие, не из учебника. У каждого на парте была своя книжка, и всякий раз ты рассказывал, о чём книжка, причём старался это делать красиво, чётко, грамотно строя речь, потому что плохого рассказчика класс не воспринимал.
Уроки внеклассного чтения в так называемых средних и старших классах проходили реже, где‑то один раз в месяц. Мои учителя Зинаида Дмитриевна Рухленко (никакого отношения к нашей семье не имеющая), а затем Татьяна Иосифовна Ковалевская практиковали обзоры прочитанного. Очень хорошие были учителя! Никакие читательские дневники мы не вели, даже не слышали про них.
Что писать в дневник?
Что это такое, я ощутил в вузе, учась на факультете русского языка и литературы, где читательский дневник у всех преподавателей и по русской, и по зарубежной литературе был обязателен. Его как важнейший документ ты предъявлял и на зачёте, и на экзамене. Дневник свидетельствовал о том, какой ты молодец, программные произведения прочитаны, преподаватель доволен. Мы в студенческие годы читали очень много, но прочесть всё было нереально, а в дневнике было всё. Это всё бралось из учебников, тогда тексты в кратком изложении не публиковались. Отсутствие дневника даже не предполагалось, это грозило большой неприятностью. Без дневника претендовать на хорошую и отличную отметку было бессмысленно. Какие же сведения фиксировались в дневнике? Это: автор, название произведения, главные герои, краткое содержание. Очень много сил оставалось в этих самых дневниках. Кто‑то записи делал подробные, кто‑то краткие, на этот счёт никаких требований не выдвигалось. Но странно другое: дневник никоим образом не был показателем освоения программы и никак не свидетельствовал об уровне понимания прочитанного произведения, разве что на экзамене иногда помогал вспомнить, кто герои книги и в чём суть сюжета. Поскольку в дневнике записывалось краткое содержание, а экзаменационные билеты требовали другого, прежде всего понимания, осмысления художественного текста, то дневник мало чем помогал. Но так как он был положен, то чего только не придумывали студенты! Студентов-филфаковцев, если говорить о дневнике, можно разделить на несколько групп. Одни читали произведения и заполняли дневник. Другие не читали произведения, но писали что‑то в дневник, беря для списывания у тех, кто читал произведения и заполнял дневник. Третьи поступали иначе, чем первые и вторые. Они брали у кого‑то готовый дневник, после того как у первых и вторых прошёл зачёт или экзамен, меняли обложки общих тетрадей, подписывали свою фамилию и спокойно шли сдавать экзамен. Через читательские дневники прошла, будучи студенткой, и моя жена, также учитель-словесник. К теме читательского дневника пришлось вернуться спустя 20 лет, когда на филологический факультет поступила наша дочь. Время статуса обязательности дневника не отменило.
После вуза был продолжительный период работы в Орликовской средней школе Чернянского района. Уроки внеклассного чтения во всех классах проходили регулярно, так как они были предусмотрены программой. Каждый словесник стремился оригинальничать в хорошем смысле. Кто‑то, чтобы заинтересовать учеников, организовывал творческую мастерскую, кто‑то готовил читательскую конференцию и т. п. Детям рассказывали о новинках. Что в результате? Дети читали, причём любили это делать. Некоторые учителя даже отваживались проводить открытые уроки внеклассного чтения, на которые приходили и приезжали коллеги из разных школ района. Это было здорово и увлекательно. Причём без читательских дневников. Главным было способствовать глубокому восприятию произведения и самостоятельной, обоснованной его оценке. Навсегда врезался в память урок внеклассного чтения «Аллея литературных героев» по произведениям о Великой Отечественной войне, проведённый моей коллегой. Эмоциональное воздействие было сильнейшим, потому что очень умело и умно были отобраны для анализа эпизоды и детали.
Три списка
В современных условиях, когда ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, программа делит их на три списка. Первый — для чтения и изучения. Второй — для чтения и бесед. И третий — для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст. Но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором – более общо, с позиций главной идеи или каких‑то идейно-художественных особенностей. Возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками.
В рубриках программы «Для самостоятельного чтения» после определённых тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.
Убеждён, что уроки внеклассного чтения очень нужны, важны и полезны, так как расширяют кругозор, раздвигают границы познания литературного процесса. А как же быть с читательскими дневниками? Совсем недавно в книжном магазине случайно обратил внимание на что‑то подобное общей тетради, лежавшее на полке. Взял, чтобы посмотреть. Оказалось, читательский дневник. Наша промышленность сегодня очень быстро улавливает потребности рынка. Стал листать, в самом начале даны довольно‑таки неглупые рекомендации, как дневник нужно вести. Их всего десять. И представляют они своего рода алгоритм действий. Отдельные откровенно заинтересовали: укажи жанр произведения и его основную тему; после прочтения книги опиши свои впечатления, было ли чтение увлекательным и познавательным; нарисуй портрет главного героя или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду; узнай, какие ещё произведения написал этот автор и есть ли продолжение у этой книги и т. д.
Знаю людей, у которых вести дневник вошло в привычку с детства, но есть и те, кто самостоятельно уже во взрослой жизни пришёл к такой необходимости. Вспоминается, как однажды в школу вместо родителей на вызов пришла бабушка и продемонстрировала своему внуку, не проявлявшему интереса к чтению, читательский дневник, который вела в школьные годы. Красивым почерком в нём было заполнено, когда и какие книги она читала, каков их сюжет. Дневник был её гордостью.
Вот тогда мне подумалось, а можно ли придать читательскому дневнику смысл, чтобы он приносил реальную пользу, учил анализировать произведение, понимать его, находить главное, выражать свои мысли? Чтобы и родители были причастны к этому делу и воспринимали его не как повинность, а как почётную миссию. Прихожу к выводу: если работа с дневником формальна и хаотична, то никакого проку не будет, а если работа имеет творческий и системный характер, то и польза будет немалой.
Никаких обязательных требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет. Это решает каждая школа, каждый учитель с учётом особенностей класса или конкретного ребенка. Правильнее было бы, если бы в школе был принят локальный нормативный акт, регламентирующий работу с читательскими дневниками. Тогда бы многие вопросы отпали сами собой.
Виды читательских дневников
Существует несколько видов дневников. Так, дневник-отчёт ведут для учёта только названий книг, имён авторов, дат чтения. Если ученик посчитает нужным, то он может оставить заметки на полях, представляющие собой отдельные краткие замечания о книге. А вот дневник-шпаргалка содержит мини-анализ произведения. Что записывается в таком дневнике? В первую очередь, фамилия, имя, отчество автора произведения. Конечно, название произведения и его жанр (рассказ, повесть, роман и т. п.). Далее посоветовал бы указать год написания произведения, и не просто указать, но отметить, чем он особенен в ленте времени, что в этот год произошло. Следующий блок – это главные герои. Опытные читатели рекомендуют написать не просто их имена, но и дать краткую характеристику (возраст, место в системе образов, в каких связях с другими героями состоит (отчим, мать, подруга и т. д.), отличительные особенности, род занятий, пристрастия, увлечения, интересы). Выразить, хочется или не хочется походить на героя, если хочется, то в чём, если не хочется, то почему. Какой же это дневник, если в нём не передать хотя бы кратко сюжет, не написать отзыв о книге, не перечислить ключевые эпизоды, не охарактеризовать эпоху, в которую происходит действие, или конкретные годы, не указать лицо, правившее страной, место действия (страну, город). В дневнике можно привести список критической литературы по произведению или автору, записать понравившиеся выражения, вехи жизни и творчества писателя, а ещё можно рисовать, создавать кроссворды, тесты, интересные задачи, делать вставки и вклейки из газет, журналов. При желании — почему бы не написать письмо автору или конкретному герою?
Я постарался по максимуму обозначить сведения, которыми можно заполнять дневник. Но уровень сложности зависит от возраста ребёнка. В начальных классах считаю необходимым и правильным участие в процессе чтения родителей. Допустима даже разумная помощь, пределы которой посоветует учитель.
Должны или не должны дневники проверяться? Отвечу так: если дневники ведутся, то, конечно, их надо проверять. Ребёнку очень нужна оценка его труда, похвала, стимул.
Цифровой век вносит свои коррективы и в вопрос, связанный с читательским дневником. Что имеется в виду? Наличие гаджетов позволяет некоторую литературоведческую информацию не фиксировать в дневнике. Её в любой момент можно восполнить из мобильных устройств. Пусть в дневнике будет больше творчества и эмоций!
Николай Рухленко,
первый заместитель начальника департамента –
начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области
Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 6 (9), 2020 г.