внеклассное чтение что это
Внеклассное чтение в школе и дома
Что бы такого дать почитать ребенку?
Этим вопросом задаются все хорошие родители. Особенно актуально звучит этот вопрос сейчас, когда ребенок проводит время на даче и даже не помышляет о том, чтобы открыть книгу и прочитать первый абзац.
Детские издательства ежегодно выпускают тысячи книг, и как разобраться в этом многообразии стилей, жанров и направлений, подчас совершенно непонятно.
А ведь есть еще не менее сложный вопрос возраста. Не рановато ли читать «Таинственный остров»? А будет ли десятилетке интересен «Шерлок Холмс»?
В таких вопросах хочется не гадать, а довериться авторитетным профессионалам.
Прежде всего, это мнение учительского сообщества. Не случайно в школьной программе есть внеклассное чтение. Это своего рода мостик, перекинутый из школьной в домашнюю жизнь. Главная задача внеклассного чтения – пробудить в ребенке интерес к литературному миру за пределами учебной программы, научить его вдумчивому осознанному чтению. А ведь именно оно потом пригодится ученикам во время ГИА и ЕГЭ, с их коварными вопросами и аналитическими заданиями!
Учитель формирует списки внеклассного чтения для каждого возраста, подбирая наиболее подходящие произведения отечественной и зарубежной литературы. Именно он решает, исходя из интересов и потребностей своих учеников и их уровня развития, какими произведениями дополнить школьные уроки литературы.
Зимой 2013 года Минобрнауки опубликовало список 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам для самостоятельного прочтения. Список породил множество дискуссий, однако важно то, что он носит рекомендательный характер и будет регулярно обновляться и перерабатываться. Это своего рода The best отечественной литературы, от которого может отталкиваться и педагог, и родитель.
Альтернативные перечни рекомендованной литературы составили сами учителя в рамках всероссийского онлайн-опроса по внеклассному чтению. В этом масштабном исследовании приняли участие более 4500 учителей и родителей, ответивших на вопросы о том, что, как и почему читают современные дети в школе и дома. В списки, составленные педагогами, вошла литература, «проверенная» не одним поколением школьников. Перед вами топ-10 рекомендованных учителями книг для начальной и средней школы:
Внеклассное чтение для детей 6-10 лет
Козлов С. Г. «Трям, Здравствуйте! И другие сказки»
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени»
Носов Н. Н.«Приключения Незнайки и его друзей»
Толстой А. Н.«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Родари Д.«Приключения Чиполлино»
Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Осеева В. А. «Волшебное слово»
«Рассказы о войне»
Внеклассное чтение для детей 11-14 лет
Беляев А. Р. «Голова профессора Доуэля»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Время всегда хорошее»
Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо»
Алексин А. Г. «Повести о дружбе и любви»
Льюис К. С.«Хроники Нарнии»
Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Зощенко М. М., Черный С. «Несерьезные истории»
Грин А. С.«Алые паруса»
Твен М. «Приключения Тома Сойера»
Рыбаков А. Н.«Кортик»
Опытные педагоги советуют родителям обращать внимание на качество чтения, а не на количество «проглоченных» страниц. Такие показатели, как количество знаков или книг, прочитанных за месяц, не являются определяющими; пусть ребенок читает немного, зато полностью «усваивает» материал.
А как понять, что усвоил?
Наиболее важно, говорят специалисты, не просто задавать контрольные вопросы, а вовлекать детей в обсуждение книг с помощью всевозможных викторин, игр, презентаций по мотивам прочитанного; «закреплять эффект» посещением театральных постановок, экранизаций, экскурсий в литературный музей и на выставки книжной иллюстрации. Другими словами – погружайте ребенка в литературный мир с головой, и он обязательно будет читать с удовольствием!
Однако все творческие усилия учителя пройдут впустую, если у ребенка нет практики чтения домашнего. Любовь к книгам зарождается в семье, которая чаще всего и становится катализатором литературных увлечений ребенка. Это ярко демонстрируют результаты опроса. Педагоги и родители едины во многих вопросах, касающихся внеклассного и домашнего чтения. Вопреки классической установке, большинство считает, что ребенка нельзя заставлять читать. Его необходимо мягко побуждать и мотивировать, прежде всего, личным примером.
Хотите, чтобы ребенок начал читать? Читайте сами и, самое главное, читайте вслух!
По мнению 80% учителей и 68% родителей, читать вслух необходимо и полезно детям любого возраста: и малышам, и младшешкольникам, и подросткам.
И не отчаивайтесь, если ребенок не берется за книгу ни при каких обстоятельствах.
С такой проблемой сталкиваются многие родители: только 15% из числа участников опроса отмечают, что их дети читают много, не по программе и без напоминания.
И лишь 44% утверждают, что во время каникул дети читают больше книг.
Специалисты в ответ рекомендуют встраивать чтение в ежедневный распорядок дня, например, выделять время на чтение перед сном. Именно регулярное чтение является залогом успеха.
Вместе с тем опрос показал, что большинство школьников укладывается в рекомендованное педагогами количество часов, предназначенных для чтения. Младшие школьники должны в уделять самостоятельному чтению в среднем 3-4 часа в неделю, а старшие – не менее 5-6 часов.
Важным практическим итогом опроса стало формирование списков для внеклассного чтения по возрастам. Онлайн-опрос обобщил опыт не только учителей, но и родителей, которые тоже рекомендуют лучшие книги для чтения с детьми.
Книги для самостоятельного чтения детьми 6-10 лет
Экхольм Я. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
Вестли А. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
Шмидт А. Ш. «Мурли»
Раскатов М. Е. «Пропавшая буква»
Лобе М. «Бабушка на яблоне»
Волков А. «Открой книгу!/Волшебник Изумрудного города»
Линдгрен А. «Пеппи Длинный чулок»
Петрановская Л. В.«Что делать, если. »
Бунтман Е., Эйдельман Т. «Бородинская битва. 1812»
Книги для самостоятельного чтения детьми 11-14 лет
Барановский М. А. «Я воспитываю папу»
Джонс Д. У. «Ходячий замок»
Толкин Д. Р. Р. «Хоббит. Властелин колец»
Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней»
Дойл А. К. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
Парр М. «Вафельное сердце»
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Я хочу в школу!»
Хокинг С., Хокинг Л., Гальфар К. «Джордж и тайны вселенной»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Брагин М. Г. «В грозную пору»
Списки книг для внеклассного чтения станут отличным подспорьем как для педагогов, которые следят за актуальностью своих рекомендаций, так и для родителей, которые теперь могут изучить, что же пользуется особой популярностью у детей того или иного возраста.
Полностью рекомендованные списки и сам отчет вы можете посмотреть здесь.
Внеклассное чтение
Смотреть что такое «Внеклассное чтение» в других словарях:
Внеклассное чтение — Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала … Википедия
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со… … Российская педагогическая энциклопедия
Внеклассное чтение (книга) — Внеклассное чтение Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала: русский Оригинал издан: 2003 Серия: «Приключения магистра» Издательство: « … Википедия
чтение — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева
Детское чтение и детская литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детское чтение и Д. литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фондорин — Фондорин, Самсон Данилович Самсон Данилович Фондорин Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия
Самсон Данилович Фондорин — Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия
Ласточкина — Ласточкина, Елизавета Гурьевна Ласточкина, Елизавета Гурьевна (5 июня 1869 1 января 1967) – русский сурдопедагог. Ласточкина, Елизавета Гурьевна Дата рождения: 5.6.1869 Дата смерти: 1.1. 1967 Место смерти: Москва Гражданство: Подданство … Википедия
Ласточкина, Елизавета Гурьевна — Ласточкина Елизавета Гурьевна Дата рождения: 5 июня 1869(1869 06 05) … Википедия
Зачем в школе нужно внеклассное чтение
Не знаю, что произошло, но тема внеклассного чтения школьников по обсуждаемости в этом году просто зашкаливает. Звонят и пишут родители, интересуются СМИ…
Выбери книгу сам
В советской школе, сколько себя помню сначала в качестве ученика, затем учителя и директора школы, внеклассное чтение было всегда. Раз в две недели, обычно в субботу (пятидневки тогда не было), в начальной школе проходили уроки внеклассного чтения. Учительница заранее объявляла тему урока, например, про животных, а ты имел право сам выбрать автора. Или называла автора, а ты мог сам определиться с текстом. После уроков мы шли в сельскую библиотеку, и её «хозяйка», очень любившая своё дело, преданная ему до бесконечности (в селе её звали Настенька, оттого и не отложилось в голове отчество), помогала нам с выбором книги. Причём делала это очень внимательно, для каждого из нас. Задав буквально пару вопросов, находила свою книжку, другими словами, умела разглядеть в каждом свои особенности. А Зинаида Андреевна Тупицына, моя учительница в начальных классах, не дожидаясь субботы, с завидным постоянством у каждого интересовалась, читаем – не читаем, что читаем, нравится или нет, если нравится, то почему. Иногда авторы и тексты совпадали, и тогда она советовала кому‑то взять другую книжку. Это я потом, уже будучи взрослым, понял, что так она изучала наши интересы и умно и тонко формировала читательские пристрастия. На урок внеклассного чтения можно было не приносить учебник, в этот день тексты были другие, не из учебника. У каждого на парте была своя книжка, и всякий раз ты рассказывал, о чём книжка, причём старался это делать красиво, чётко, грамотно строя речь, потому что плохого рассказчика класс не воспринимал.
Уроки внеклассного чтения в так называемых средних и старших классах проходили реже, где‑то один раз в месяц. Мои учителя Зинаида Дмитриевна Рухленко (никакого отношения к нашей семье не имеющая), а затем Татьяна Иосифовна Ковалевская практиковали обзоры прочитанного. Очень хорошие были учителя! Никакие читательские дневники мы не вели, даже не слышали про них.
Что писать в дневник?
Что это такое, я ощутил в вузе, учась на факультете русского языка и литературы, где читательский дневник у всех преподавателей и по русской, и по зарубежной литературе был обязателен. Его как важнейший документ ты предъявлял и на зачёте, и на экзамене. Дневник свидетельствовал о том, какой ты молодец, программные произведения прочитаны, преподаватель доволен. Мы в студенческие годы читали очень много, но прочесть всё было нереально, а в дневнике было всё. Это всё бралось из учебников, тогда тексты в кратком изложении не публиковались. Отсутствие дневника даже не предполагалось, это грозило большой неприятностью. Без дневника претендовать на хорошую и отличную отметку было бессмысленно. Какие же сведения фиксировались в дневнике? Это: автор, название произведения, главные герои, краткое содержание. Очень много сил оставалось в этих самых дневниках. Кто‑то записи делал подробные, кто‑то краткие, на этот счёт никаких требований не выдвигалось. Но странно другое: дневник никоим образом не был показателем освоения программы и никак не свидетельствовал об уровне понимания прочитанного произведения, разве что на экзамене иногда помогал вспомнить, кто герои книги и в чём суть сюжета. Поскольку в дневнике записывалось краткое содержание, а экзаменационные билеты требовали другого, прежде всего понимания, осмысления художественного текста, то дневник мало чем помогал. Но так как он был положен, то чего только не придумывали студенты! Студентов-филфаковцев, если говорить о дневнике, можно разделить на несколько групп. Одни читали произведения и заполняли дневник. Другие не читали произведения, но писали что‑то в дневник, беря для списывания у тех, кто читал произведения и заполнял дневник. Третьи поступали иначе, чем первые и вторые. Они брали у кого‑то готовый дневник, после того как у первых и вторых прошёл зачёт или экзамен, меняли обложки общих тетрадей, подписывали свою фамилию и спокойно шли сдавать экзамен. Через читательские дневники прошла, будучи студенткой, и моя жена, также учитель-словесник. К теме читательского дневника пришлось вернуться спустя 20 лет, когда на филологический факультет поступила наша дочь. Время статуса обязательности дневника не отменило.
После вуза был продолжительный период работы в Орликовской средней школе Чернянского района. Уроки внеклассного чтения во всех классах проходили регулярно, так как они были предусмотрены программой. Каждый словесник стремился оригинальничать в хорошем смысле. Кто‑то, чтобы заинтересовать учеников, организовывал творческую мастерскую, кто‑то готовил читательскую конференцию и т. п. Детям рассказывали о новинках. Что в результате? Дети читали, причём любили это делать. Некоторые учителя даже отваживались проводить открытые уроки внеклассного чтения, на которые приходили и приезжали коллеги из разных школ района. Это было здорово и увлекательно. Причём без читательских дневников. Главным было способствовать глубокому восприятию произведения и самостоятельной, обоснованной его оценке. Навсегда врезался в память урок внеклассного чтения «Аллея литературных героев» по произведениям о Великой Отечественной войне, проведённый моей коллегой. Эмоциональное воздействие было сильнейшим, потому что очень умело и умно были отобраны для анализа эпизоды и детали.
Три списка
В современных условиях, когда ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, программа делит их на три списка. Первый — для чтения и изучения. Второй — для чтения и бесед. И третий — для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст. Но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором – более общо, с позиций главной идеи или каких‑то идейно-художественных особенностей. Возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками.
В рубриках программы «Для самостоятельного чтения» после определённых тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.
Убеждён, что уроки внеклассного чтения очень нужны, важны и полезны, так как расширяют кругозор, раздвигают границы познания литературного процесса. А как же быть с читательскими дневниками? Совсем недавно в книжном магазине случайно обратил внимание на что‑то подобное общей тетради, лежавшее на полке. Взял, чтобы посмотреть. Оказалось, читательский дневник. Наша промышленность сегодня очень быстро улавливает потребности рынка. Стал листать, в самом начале даны довольно‑таки неглупые рекомендации, как дневник нужно вести. Их всего десять. И представляют они своего рода алгоритм действий. Отдельные откровенно заинтересовали: укажи жанр произведения и его основную тему; после прочтения книги опиши свои впечатления, было ли чтение увлекательным и познавательным; нарисуй портрет главного героя или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду; узнай, какие ещё произведения написал этот автор и есть ли продолжение у этой книги и т. д.
Знаю людей, у которых вести дневник вошло в привычку с детства, но есть и те, кто самостоятельно уже во взрослой жизни пришёл к такой необходимости. Вспоминается, как однажды в школу вместо родителей на вызов пришла бабушка и продемонстрировала своему внуку, не проявлявшему интереса к чтению, читательский дневник, который вела в школьные годы. Красивым почерком в нём было заполнено, когда и какие книги она читала, каков их сюжет. Дневник был её гордостью.
Вот тогда мне подумалось, а можно ли придать читательскому дневнику смысл, чтобы он приносил реальную пользу, учил анализировать произведение, понимать его, находить главное, выражать свои мысли? Чтобы и родители были причастны к этому делу и воспринимали его не как повинность, а как почётную миссию. Прихожу к выводу: если работа с дневником формальна и хаотична, то никакого проку не будет, а если работа имеет творческий и системный характер, то и польза будет немалой.
Никаких обязательных требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет. Это решает каждая школа, каждый учитель с учётом особенностей класса или конкретного ребенка. Правильнее было бы, если бы в школе был принят локальный нормативный акт, регламентирующий работу с читательскими дневниками. Тогда бы многие вопросы отпали сами собой.
Виды читательских дневников
Существует несколько видов дневников. Так, дневник-отчёт ведут для учёта только названий книг, имён авторов, дат чтения. Если ученик посчитает нужным, то он может оставить заметки на полях, представляющие собой отдельные краткие замечания о книге. А вот дневник-шпаргалка содержит мини-анализ произведения. Что записывается в таком дневнике? В первую очередь, фамилия, имя, отчество автора произведения. Конечно, название произведения и его жанр (рассказ, повесть, роман и т. п.). Далее посоветовал бы указать год написания произведения, и не просто указать, но отметить, чем он особенен в ленте времени, что в этот год произошло. Следующий блок – это главные герои. Опытные читатели рекомендуют написать не просто их имена, но и дать краткую характеристику (возраст, место в системе образов, в каких связях с другими героями состоит (отчим, мать, подруга и т. д.), отличительные особенности, род занятий, пристрастия, увлечения, интересы). Выразить, хочется или не хочется походить на героя, если хочется, то в чём, если не хочется, то почему. Какой же это дневник, если в нём не передать хотя бы кратко сюжет, не написать отзыв о книге, не перечислить ключевые эпизоды, не охарактеризовать эпоху, в которую происходит действие, или конкретные годы, не указать лицо, правившее страной, место действия (страну, город). В дневнике можно привести список критической литературы по произведению или автору, записать понравившиеся выражения, вехи жизни и творчества писателя, а ещё можно рисовать, создавать кроссворды, тесты, интересные задачи, делать вставки и вклейки из газет, журналов. При желании — почему бы не написать письмо автору или конкретному герою?
Я постарался по максимуму обозначить сведения, которыми можно заполнять дневник. Но уровень сложности зависит от возраста ребёнка. В начальных классах считаю необходимым и правильным участие в процессе чтения родителей. Допустима даже разумная помощь, пределы которой посоветует учитель.
Должны или не должны дневники проверяться? Отвечу так: если дневники ведутся, то, конечно, их надо проверять. Ребёнку очень нужна оценка его труда, похвала, стимул.
Цифровой век вносит свои коррективы и в вопрос, связанный с читательским дневником. Что имеется в виду? Наличие гаджетов позволяет некоторую литературоведческую информацию не фиксировать в дневнике. Её в любой момент можно восполнить из мобильных устройств. Пусть в дневнике будет больше творчества и эмоций!
Николай Рухленко,
первый заместитель начальника департамента –
начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области
Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 6 (9), 2020 г.
Система внеклассного чтения в средней школе
В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.
У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.
ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:
ЗАДАЧИ:
Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).
В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.
Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.
Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.
И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
10-11 КЛАСС
Уточняю ещё раз, что список вариативный.
ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»
ЭТАП УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ) |
Организационный момент | Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие |
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев | Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии |
«Шарики» | По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями |
«Имена» | Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе |
Конкурс кроссвордов | Каждой группе ведущие выдают кроссворды |
Театральный конкурс | Изображение сцен из романа по группам |
«Самый умный» | Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке». |