что больше линкор или эсминец
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия
Названия военных кораблей звучат красиво и загадочно: линкор, эсминец, дредноут, крейсер. Но людям, далёким от военно-морской тематики, порой сложно понять, о чём идёт речь. Постараемся разобраться, что это за корабли и какие боевые функции на них возложены.
Линкор
Слово «линкор», как и многие военные термины, является сокращением, образованным от словосочетания «линейный корабль». Это был класс боевых кораблей с мощным бронированием и тяжёлыми артиллерийскими установками на борту.
Залп главного калибра линкора «Айова». Wikimedia Commons / Phan J. Alan Elliott
Фактически линкоры были наиболее крупными военными кораблями после авианосцев. Они достигали в длину 150-280 метров, а их водоизмещение варьировало в пределах от 20 до 70 тысяч тонн. Численность экипажа такого корабля составляла от полутора до трёх тысяч человек, главный орудийный калибр – от 280 до 460 мм, т.е. в стволе главного орудия спокойно помещался человек. Название «линейный корабль» произошло от тактики боевых действий, при которой корабли выстраивались в линию для усиления ударной мощи.
Линкоры составляли основу боевых флотов во время первой мировой войны. Их основным предназначением была борьба с надводными кораблями аналогичного класса и поддержка сухопутных войсковых операций при помощи своей мощной артиллерии.
Развитие подводного флота и авиации постепенно снижало эффективность линкоров, и морские сражения второй мировой войны это ярко продемонстрировали. Несмотря на толщину брони и большое количество крупнокалиберных орудий на борту, эти корабли в условиях современной войны оказались не слишком жизнеспособными. Они представляли собой большую, хорошо заметную цель, которую довольно легко уничтожить с самолёта или подводной лодки гораздо меньшего класса.
В настоящее время линкоры практически повсеместно выведены из состава военных флотов. Сегодня они либо выполняют функцию музейных экспонатов, либо отправлены на переплавку.
Дредноут
Британский линкор «Дредноут». Wikimedia Commons / US Navy Historical Center Photo # NH 63367
После этого все боевые корабли данного типа, вооружённые артустановками максимального калибра, стали называть дредноутами. В России аналогом дредноутов были линкоры – линейные корабли. С течением времени толщина брони и калибр главных орудий увеличивались, но соответственно росла и стоимость судов. К началу второй мировой войны дредноуты были во флотах всех ведущих государств. Однако боевые действия быстро выявили их слабые места – слабую защищённость против атак из-под воды и с воздуха. Последний дредноут был построен на верфях Британии в 1946 году.
Крейсер
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Wikimedia Commons / Александр Вепрёв (CC BY-SA 3.0)
В ХХ столетии крейсерами стали называть боевые корабли универсального назначения, которые выполняли широчайший ряд задач: участвовали в обороне флотилий и конвоев, уничтожали лёгкий флот противника и торговые суда, обеспечивали высадку десантов и оказывали сухопутным войскам огневую поддержку, ставили минные заграждения и т.д. Начиная со второй половины ХХ века военные корабли начали приобретать определённую специализацию и действовать преимущественно в группах. В настоящее время крейсеры сохранились только во флотах США и России.
В настоящее время крейсеры оснащаются газотурбинными и атомными силовыми установками, а также несут на борту весь спектр современного корабельного вооружения – зенитные установки, торпедные аппараты, ракетные комплексы и т.д. Водоизмещение крейсера составляет примерно 10 тысяч тонн. Это наиболее крупные корабли, помимо авианосцев, выполняющие боевые задачи как в составе групп, так и самостоятельно.
Эсминец
Название этого класса кораблей является сокращением от слов «эскадренный миноносец». Первые эсминцы предназначались для формирования минных полей, а их вооружение было довольно слабым – малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. В настоящее время основным предназначением эсминцев является поражение надводных, подводных и воздушных целей в составе эскадры. Кроме того, эсминцы выполняют разведывательные и патрульные задачи, поддерживают огнём высадку десанта, ставят минные заграждения и дымовые завесы.
Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Wikimedia Commons / Сергей Федюнин, Mil.ru (CC BY 4.0)
Водоизмещение эсминцев в России составляет 6,5 тысяч тонн, в других странах этот показатель варьирует от 2,5 до 10 тысяч тонн.
В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше
Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.
Классификация и определение
Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.
Корвет
Эсминец
Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.
Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.
Фрегат
В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.
Крейсер
Линкоры
Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.
Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.
Авианосцы
Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.
В задачу авианосцев входят такие моменты:
Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.
Сравнительная таблица отличий
Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.
Боевая единица | Водоизмещение | Скорость | Задачи |
Корвет | От 1200 до 1500 тонн | От 30 до 40 км/ч | Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта |
Эсминец | От 3000 до 10 000 тонн | Около 60 км/ч | Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия |
Фрегат | До 4000 тонн | От 55 до 60 км/ч | Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей |
Крейсер | Около 10 000 тонн | До 60 км/ч | Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника |
Линкор | От 20 000 до 80 000 тонн | От 20 до 25 км/ч | Уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций |
Авианосец | От 30 000 до 100 000 тонн | От 45 до 55 км/ч | Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника |
В чем разница
Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.
Чем линкор отличается от эсминца или броненосца?
Линкор (англ. battleship) — самый тяжеловооружённый и защищённый артиллерийский корабль. Русскоязычное название происходит от того, что эти корабли предназначались для «линейного боя», то есть когда корабли выстраивались в линию друг за другом (кильватерную колонну) и мочили противника бортовыми залпами.
Линкоры появились ещё в эпоху парусного флота (водоизмещение до 2-3 кт, вооружение до 140 орудий). Когда парусные корабли стали сходить с исторической арены, начался довольно продолжительный период поиска оптимальной конструкции цельнометаллического боевого корабля. Начиналось всё с небольших бронированных уродцев, вооружённых 1-2 крупнокалиберными пушками, которые у англичан назывались ironclad, а у русских — броненосец.
В конце концов устоялась конструкция «классического броненосца». Это был корабль водоизмещением около 10-15 кт, вооружённый четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях и 12-16 скорострельными орудиями калибра 152 мм в казематах или одно-двухорудийных башнях. Самым известным русским классическим броненосцем был «Потёмкин». У англичан эти корабли назывались battleship, у русских — броненосец, но в начале 20 в. русские броненосцы были переименованы в линкоры. С этого времени понятия «линкор» и battleship стали тождественными и означали самый крупный, тяжело вооружённый и тяжело бронированный артиллерийский корабль. Термин «броненосец» с тех пор в русском языке применяется только в историческом аспекте.
В годы второй мировой войны линкоры потеряли своё ведущее военное значение на море, уступив его авианосцам и подводным лодкам. Последние линкоры (четыре американских линкора типа «Айова») находились в составе флота до 1980-х годов и применялись для артиллерийской поддержки наземных операций в прибрежных районах. Имели водоизмещение 50+ кт, главный калибр — девять 406-мм орудий.
Миноносцы (destroyer) первоначально были небольшими катерами, предназначенными для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем их размеры и скорость увеличивались, мореходность улучшалась, появилась артиллерия. Миноносцы, способные действовать в составе эскадры (то есть достаточно быстрые и мореходные) стали называться по-русски эскадренными миноносцами или эсминцами. По-английски их название не изменилось — destroyer. Классический эсминец второй мировой войны – это корабль водоизмещением 2-3 кт, со скоростью 35-40 узлов, вооружённый орудиями калибра 100-130 мм. Это был самый слабый и самый быстрый из основных боевых надводных кораблей. Основная задача — ПВО и ПЛО.
В 1950-х годах артиллерийские корабли стали сходить с исторической арены, и смысл термина «эсминец» изменился. Сейчас это универсальный ракетный корабль водоизмещением 6-10 кт, предназначенный для ПВО и ПЛО, а также артиллерийской поддержки десанта. Не считая авианосцев, это самый крупный из основных боевых надводных кораблей.
В России классификация кораблей несколько отличается. Западному термину «destroyer» у нас примерно соответствует «большой противолодочный корабль». Российский же «эсминец» (сейчас у нас есть эсминцы только одного типа — проект 956) — это корабль водоизмещением примерно 8 кт, предназначенный для уничтожения кораблей противника (для этого он вооружён сверхзвуковыми противокорабельными ракетами), ПВО и артподдержки. Аналогичных кораблей на западе нет.
Отличие эсминца от линкора – Объясните простым языком, чем отличаются типы военных кораблей (линкор, крейсер, галеон, фрегат и т.д.)?
Российский корвет «Стерегущий»
Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Конструкция «Бисмарка»
Немецкие инженеры, разрабатывавшие судно, решили сделать его максимально бронированным. На 70 % площади поверхности стальные листы покрывали корпус корабля. Уязвимые места закрывались толстой сталью марки Schiffbaustahi 52 (St. 52).
В местах со сложной конфигурацией использовались более мягкая сталь марки St.45 и судостроительная мягкая сталь N-52.КМ.
Самые важные участки брони скреплялись заклепками, в остальных случаях использовалась сварка. Корпус делился на семь палуб. Три из них были сплошными, остальные четыре представляли собой по сути площадки под бронепалубой. В среднем расстояние между палубами равнялось 2,40 м.
В длину линкор «Бисмарк» имел 251 м в подводной части и 241,6 м по ватерлинии. Ширина корпуса составляла 36 м, а в высоту корабль был 15 метровый. Любители моделирования могут поискать модель от компании Звезда в масштабе 1:400 и 1:1200. Большего масштаба выпустить громадный корабль смельчаков пока не нашлось.
Новый корабль должен был получить мощное бронирование, способное защитить от тяжелой артиллерии противника. Цементированную броню, использовавшуюся для линкора, произвела фирма Круппа. Специальный сорт брони имел название Wotan, в честь древнегерманского бога войны, отождествляемого с Одином. Толщина броневого листа варьировалась в разных частях судна, и составляла:
Общий вес бронирования составлял почти 19 тыс. тонн, и на момент создания это был самый бронированный корабль в мире, за исключением японского «Ямато», но японец был большего размера.
Силовая установка представлена 12 котлами конструкции Вагнера, с тремя турбозубчатыми агрегатами фирмы-изготовителя корабля.
Суммарно установки выдавали 138 тыс. л.с., что позволяло развить скорость в 30 узлов. Три трехлопастных винта приводили махину корабля в движение, изготовлены они были из особого бронзово-марганцевого сплава.
Топливные цистерны вмещали 7900 м³ мазута, что обеспечивало дальность похода без дозаправки в 8410 морских миль при 15 узлах или 3740 морских миль на 30 узлах.
Всего в штате корабля было 1962 матросов и старшин и 103 офицера, то есть 2065 человек. Они были разделены на дюжину команд от 122 до 18 в каждой, каждая обслуживала свой сектор на корабле, на российском флоте это называется БЧ (боевая часть):
В среднем матросам «Бисмарка» было по 22 года. Перед последним выходом в море на борт взошли 65 штабистов адмирала Лютьенса, отвечавшего за операцию, и примерно столько же курсантов, отправившихся на веселую практику, а так же некоторое число рабочих, «недопиливших» линкор в срок и отправленных доделывать работу прямо в боевом походе.
Всего в походе мая 1941 года участвовало 2221 человек и 1 судовой кот.
Для питания экипажа на корабле было организовано четыре камбуза – два матросских, и по одному для унтеров и офицеров. Матросы принимали пищу на носу и на корме, на броневой палубе, там же, за загородкой кормили унтеров. Их благородия офицеры кригсмарине изволили откушивать в настройках, там же была организована кают-компания.
Интересно, что в последний поход на борт поднялись тысяча 50-литровых бочек с пивом. Однако экипажу оно было положено только после оплаты, по 30 пфеннигов за кружку 0,5 литра. Вслед за пивом на борт отправились 500 свиных и 300 говяжьих туш, но большая часть этого досталась рыбе Атлантики.
Чем линкор отличается от эсминца или броненосца?
Линкор (англ. battleship) — самый тяжеловооружённый и защищённый артиллерийский корабль. Русскоязычное название происходит от того, что эти корабли предназначались для «линейного боя», то есть когда корабли выстраивались в линию друг за другом (кильватерную колонну) и мочили противника бортовыми залпами. Линкоры появились ещё в эпоху парусного флота (водоизмещение до 2-3 кт, вооружение до 140 орудий). Когда парусные корабли стали сходить с исторической арены, начался довольно продолжительный период поиска оптимальной конструкции цельнометаллического боевого корабля. Начиналось всё с небольших бронированных уродцев, вооружённых 1-2 крупнокалиберными пушками, которые у англичан назывались ironclad, а у русских — броненосец.
В конце концов устоялась конструкция «классического броненосца». Это был корабль водоизмещением около 10-15 кт, вооружённый четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях и 12-16 скорострельными орудиями калибра 152 мм в казематах или одно-двухорудийных башнях. Самым известным русским классическим броненосцем был «Потёмкин». У англичан эти корабли назывались battleship, у русских — броненосец, но в начале 20 в. русские броненосцы были переименованы в линкоры. С этого времени понятия «линкор» и battleship стали тождественными и означали самый крупный, тяжело вооружённый и тяжело бронированный артиллерийский корабль. Термин «броненосец» с тех пор в русском языке применяется только в историческом аспекте.
В годы второй мировой войны линкоры потеряли своё ведущее военное значение на море, уступив его авианосцам и подводным лодкам. Последние линкоры (четыре американских линкора типа «Айова») находились в составе флота до 1980-х годов и применялись для артиллерийской поддержки наземных операций в прибрежных районах. Имели водоизмещение 50+ кт, главный калибр — девять 406-мм орудий.
Миноносцы (destroyer) первоначально были небольшими катерами, предназначенными для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем их размеры и скорость увеличивались, мореходность улучшалась, появилась артиллерия. Миноносцы, способные действовать в составе эскадры (то есть достаточно быстрые и мореходные) стали называться по-русски эскадренными миноносцами или эсминцами. По-английски их название не изменилось — destroyer. Классический эсминец второй мировой войны – это корабль водоизмещением 2-3 кт, со скоростью 35-40 узлов, вооружённый орудиями калибра 100-130 мм. Это был самый слабый и самый быстрый из основных боевых надводных кораблей. Основная задача — ПВО и ПЛО.
В 1950-х годах артиллерийские корабли стали сходить с исторической арены, и смысл термина «эсминец» изменился. Сейчас это универсальный ракетный корабль водоизмещением 6-10 кт, предназначенный для ПВО и ПЛО, а также артиллерийской поддержки десанта. Не считая авианосцев, это самый крупный из основных боевых надводных кораблей.
В России классификация кораблей несколько отличается. Западному термину «destroyer» у нас примерно соответствует «большой противолодочный корабль». Российский же «эсминец» (сейчас у нас есть эсминцы только одного типа — проект 956) — это корабль водоизмещением примерно 8 кт, предназначенный для уничтожения кораблей противника (для этого он вооружён сверхзвуковыми противокорабельными ракетами), ПВО и артподдержки. Аналогичных кораблей на западе нет.
Вооружение корабля
Немцы справедливо решили, что их корабль должен топить любого, бросившего вызов «Бисмарку». Для обеспечения этого были установлены 4 башни, в каждой из которых помещалось по два 380-мм орудия SK/C34. Каждая башня имела собственное имя, Anton, Bruno, Cesar и Dora, наименование начиналось с носа.
Примечательно, что пушки считались скорострельными, цикл стрельбы составлял всего 26 секунд.
Вспомогательный калибр был представлен дюжиной 150-мм орудий. Они так же располагались в барбетах попарно. Установлены барбеты были в средней части судна, и вместо имен собственных имели номера, начинавшиеся от носа.
Из-за близкого расположения к настройкам углы были недостаточны для полноценной стрельбы в своих секторах, однако это не было трагедией для инженеров, ведь все должны были решить орудия главного калибра.
Зенитки на корабле были разного калибра и разного назначения. Самыми серьезными в этом классе орудиями были 105-мм SKC/33. 12 стволов устанавливались в несколько этапов, конструкции менялись в зависимости от новых скоростей стремительно развивавшейся авиации. 105-мм зенитки ставились так же по две в башню. Средний класс представляли спаренные 37-мм орудия SK.C/30, общим числом 16, в 8 турелях.
Скорострельность этих орудий в теории 80 выстрелов в минуту, но практически редкий расчет делал больше 30 выстрелов. Объяснялось это ручной зарядкой обойм со снарядами. По традиции, именно эти установки не имели брони вообще. Никак не были защищены и операторы тяжелых зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20-мм.
Их так же было 12, и у этих пулеметов также были проблемы с теоретической и практической скорострельностью. На этот раз дело было в магазинах более удобной формы, но менее вместительных. Также в Данциге на «Бисмарк» были поставлены счетверенные MG.C/38, дававшие большую плотность огня за счет стрельбы из четырех стволов.
Уже в 1930-е годы немецкое руководство пронимало важность авиации на флоте, однако у нового линкора это вооружение обеспечивало скорее разведку, нежели штурмовку кораблей противника.
На «Бисмарке» имелось 4 гидросамолета, в случае необходимости могли добавить еще 2. Хранились они в сложенном состоянии в районе грота и трубы. Интересна система использования авиации.
Для запуска требовался необычайно смелый летчик и телескопическая катапульта. В катапульту устанавливали самолет, в самолет пилота, и запускали в свободный полет.
Когда пилот решал возвратиться на корабль, он сажал гидроплан у борта «Бисмарка», после чего его забирали на борт. Пока пилот сушился в кают-кампании, его AradoAr 196 складывали до следующего раза. Неудивительно, что в своем походе «Бисмарк» не очень активно использовал свою авиацию.
Линкоры, крейсера, эсминцы и военные катера в разрезе
5-фев-2013 03:16 pm Подборка изображенийДля увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкойЛинкоры, крейсера и эсминцы Линейный крейсер «Инвинсибл» (HMS Invincible), ВМФ Великобритании (1907) |
Большой крейсер «Лютцов»(SMS Lutzow), ВМФ Германии (1916)
Линейный крейсер «Худ» (HMS Hood), ВМФ Великобритании (1918)
Тяжёлый крейсер «Такао» (HIJMS Takao), ВМФ Японии (1930)
Тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee), ВМФ Германии (1934)
Линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales), ВМФ Великобритании (1939)Линкор типа «Бисмарк» (Bismarck), ВМФ Германии (1940)Эскадренный миноносец «Моррис» (USS Morris), ВМФ США (1940)
Линкор «Северная Каролина» (USS North Carolina), ВМФ США (1941)
Линкор «Нью-Джерси» (USS New Jersey), ВМФ США (1942)
Эскадренный миноносец «Лаффей» (USS Laffey), ВМФ США (1943)
Военные катераТорпедный катер MTB 223, ВМФ Великобритании (1941)
Противолодочный катер SC-497, ВМФ США (1941)
Торпедный катер Elco (Elco 80 ft pt boat), ВМФ США (1943)
Сторожевой катер MGB 658, ВМФ Великобритании (1943)
Торпедный катер PT-658, ВМФ США (1945)
Патрульный катер PCF Mk 1, ВМФ США (1965)
Торпедные катера, СССР
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами
«Военный флот»
и
«Вооружение»
Leave a Comment to the Entry
Типы кораблей: минный тральщик, миноносец, крейсер, эсминец, линкор (1850—1945 г.).
Типы кораблей: минный тральщик, миноносец, крейсер, эсминец, линкор (1850—1945 г.).
Исчезновение специальных наименований парусных военных судов было обусловлено не столько появлением парового двигателя, сколько использованием железа и стали при постройке корпусов и одновременно с этим развитием вооружения.
Паровой двигатель не сыграл значительной роли в изменении ситуации: так в 1860-1870 гг. все еще существовали типы кораблей, классифицировавшиеся как «парусно-винтовые», «колесные фрегаты» или «паровые корветы». Даже появление брони не привело к каким-либо значительным переменам, потому что применялись такие названия как, «бронированные фрегаты», «бронированные корветы» и «бронированные плавучие батареи».
Со временем, после отказа от парусного оборудования, а главным образом, от размещения артиллерийских орудий по бортам, появились
новые названия для военных кораблей, которые в 1870-х г. были известны как броненосцы и линейные корабли. Пришедшие на смену броненосцам корабли таких же примерно размеров и вооружением называли крейсерами. Согласно расположению бронированной защиты они подразделялись на броненосные и бронепалубные крейсера. В 1910-1915 гг. развитие броненосного крейсера привело к появлению линейного крейсера с большей скоростью и более мощным вооружением. Разница между броненосным и бронепалубным крейсерами постепенно стерлась, им на смену пришел новый тип корабля, так называемый легкий крейсер. После первой мировой войны крейсера делились на легкие и тяжелые.
Поскольку огромные линкоры и крейсера оказались недостаточно быстрыми и маневренными, чтобы противостоять этим небольшим судам, возник еще один тип кораблей — эскадренные миноносцы, или просто эсминцы. Они предназначались для уничтожения миноносцев, однако с дальнейшим изменением своего назначения, сохранили свое первоначальное название.
Миноносцы и эсминцы образовывали так называемые торпедные или легкие суда, в отличие от линкоров и крейсеров, именовавшихся тяжелыми.
В начале 1900-х г. в состав ВМФ стали включать подводные лодки. По прошествии нескольких лет они уже подразделялись на несколько типов: подводные лодки малые (для прибрежных районов), средние (морские) и большие (океанские).
Во время первой мировой войны появился еще один класс небольших военных судов, куда входили торпедные и артиллерийские катера.
В годы первой мировой войны британские и германские флотилии использовали несколько кораблей для транспортировки, спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов, однако лишь после окончания войны были введены в действие настоящие авианосцы. Этот тип военно-морских кораблей сформировался за двадцатилетний промежуток между двумя мировыми войнами, сыграв крайне важную роль во второй мировой войне.
Первые корабли, оборудованные как минные заградители и минные тральщики, начали действовать тоже во время первой мировой войны и совершенствовались даже после второй мировой войны по мере развития минной технологии. Во время второй мировой войны снова вернулись такие наименования как «фрегат» и «корвет», но они применялись не для обозначения судов с одной или двумя артиллерийскими батареями, а для кораблей-эскорта со специальной противовоздушной и противолодочной защитой.
После войны 1939-1945 гг. линкоры и миноносцы исчезли из флотилий, поэтому ныне военные суда делятся на подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты и корветы, МТЛ, канонерские лодки, минные тральщики, плюс несколько видов специальных кораблей, таких как например десантных.
В скором времени ожидайте темы о современных миноносцах.
Крейсер и эсминец. Правила боя » Военное обозрение
Они научились жить. Теперь им придется научиться воевать
Боевые корабли объединяет единая архитектура. Высокий надводный борт, над которым взметнулась коробчатая надстройка, перекрывающая верхнюю палубу от борта до борта. Цена таких изысков — тысячи тонн корпусных конструкций, а экстремальный “верхний вес” и высокая парусность требуют компенсации в виде дополнительных сотен тонн балласта.
Несмотря на глобальное сокращение массы механизмов и вооружения, корабли страдают от хронического “ожирения”. Анализ статей нагрузки свидетельствует о необъяснимой деградации флота.
80 лет назад у крейсера “Максим Горький” на вооружение приходилось 15% от его стандартного водоизмещения (1236 тонн).
У современных эсминцев ВМС США — всего лишь 6%. В абсолютных значениях это
450 тонн (ракетные ПУ с боекомплектом, артиллерия, авиация).
Еще 18% от стандартного водоизмещения “Горького” — броневая защита.
У эсминца Arleigh Burke серьёзной брони нет даже в помине. Имеется локальная защита из кевлара (по слухам, 130 тонн) и пять стальных переборок толщиной в один дюйм. Менее 4% от стандартного водоизмещения.
Современный эсминец: 6 + 4 = 10%.
Где оставшиеся 23%, между прочим — четверть от стандартного водоизмещения эсминца?
Во-вторых, если уж взялись, пусть уважаемые специалисты по радарам посчитают массу аналоговых вычислителей, стабилизированных визиров и КДП с базой величиной 8 метров. А также массу расчетных приборов управления стрельбой главного калибра “Молния-АЦ” и “Горизонт-2” (зенитный огонь). Установленной в радиорубке приемно-передающей аппаратуры на радиолампах той эпохи. И, напоследок, учтут массу четырёх радиолокационных станций британского пр-ва (Тип 291, Тип 284, Тип 285, Тип 282).
И может быть, при большом везении, масса этого оборудования окажется хотя бы не больше, чем у радаров системы “Иджис”.
Экипаж — 380 чел. против 900.
Мощность силовой установки — 100 тыс. vs 130 тыс. л.с. в пользу крейсера эпохи 30-х гг.
Скорость полного хода — 32 вместо 36 узлов.
Полное водоизмещение одинаково (около 10 000 т).
Я сейчас не сравниваю их боевые возможности. Не рассматриваю вопрос о необходимости 36-узловой скорости или дооснащения эсминца тремя сотнями крылатых ракет (чтоб его УВП сравнялись по массе с башнями артиллерийского крейсера).
Вопрос в том, что все это БЫЛО. А потом эта нагрузка исчезла. Так на что был потрачен выделившийся резерв?
Ответ был дан в первых строках: основная часть из этого резерва ушла на удлинение полубака на протяжении почти всей длины корпуса. И частично на гигантскую надстройку. Это очевидно. Иначе, откуда взялись бы такие элементы при сохранении исходного водоизмещения?
Но этот ответ не дает понятия о причинах парадокса. Интересно понять логику, по которой был выбран именно такой облик для боевых кораблей.
Высокий борт обеспечивает меньшую забрызгиваемость и улучшает условия для работы на верхней палубе. Но так ли необходим этот параметр?
Крейсеры эпохи Второй мировой имели в 1,5-2 раза меньший по высоте борт, но у кого хватит смелости обвинить их в низкой боеспособности?
Мгновенный выстрел, см. 0:45
Для чего кораблю высокий борт? Чтобы увеличить силуэт корпуса и повысить заметность?
Теперь переходим к надстройке. Зачем надстройка современному эсминцу?
Рулевым нравится смотреть океанский закат с высоты 9-этажного дома. Но зачем это боевому кораблю? В эпоху 60-дюймовых жидкокристаллических мониторов и телекамер камер высокого разрешения с возможностью работы в тепловом диапазоне?
Теперь, внимание, главный вопрос: какое из установленного в надстройке оборудования не может быть размещено на третьей палубе внутри корпуса?
Высота установки радаров. Чем выше установлена РЛС, тем дальше простирается радиогоризонт, раньше обнаружение целей. Только причем здесь надстройка?
В прошлые времена на кораблях устанавливались мачты с антеннами. На новых отечественных фрегатах и проектах новых эсминцев классические мачты отсутствуют. Взамен применяются башенноподобные конструкции, плавно вырастающие из надстройки.
У американских эсминцев мачта сохранилась, но что-то незаметно, чтоб янки стремились к обеспечению максимальной высоты установки РЛС. Фок-мачта “Арли Бёрка” (она же единственная) используется для размещения антенн связи и навигационных средств. В качестве декоративного флагштока.
Отсюда вопрос. Если это действительно так, то для чего высокая надстройка? Не проще ли установить радар в отдельной башне. Также, как установлена РЛС слежения за горизонтом на британском эсминце “Тип 45”. Или, как на испытательном стенде — эсминце “Фостер”, на котором тестировали радар для “Замволта”.
Шестигранная призма на мачте, не что иное, как AN/SPY-3. Прикройте ферменную конструкцию кожухом из радиопоглощающего материала, и проблема решена.
Всю остальную надстройку — снести её прочь.
Она только ухудшает мореходность и повышает заметность корабля. Поглощая при этом тысячи тонн полезной нагрузки.
Если же специалисты-проектировщики (обязательно найдется и такие) выразят несогласие с моей точкой зрения, то прошу развернутого объяснения. Почему современному кораблю ну никак не обойтись без надстройки размером с небоскрёб.
Попытки объяснить фразой “специалистам виднее” не считаются. Специалисты — они такие. Две тысячи лет повторяли за Аристотелем, что скорость падения пропорциональна массе объекта. Хотя, чтобы понять ошибку, им было достаточно толкнуть с обрыва пару камней. Чёрт побери, две тысячи лет!
Что касается кораблей…
Кто-то станет доказывать, что не хватит объёмов внутри корпуса. Ведь удельная плотность современных ракет меньше, чем у артиллерийского вооружения крейсеров. Многотонные орудия и мощный лязг затворов против полупустых пусковых ячеек. Сплошной массив из стали с коэффициентом наполнения 2% против крылатых ракет из алюминия и пластмассы.
Удельные значения сильно неравны, а распределение плотности слишком неоднородно.
Сравнение значений удельной плотности еще могло иметь какой-то смысл, если бы ракеты были равны по массе артиллерийскому вооружению кораблей эпохи ВМВ.
А компоновка и размещение вооружения были бы СХОДНЫМИ.
О различиях в компоновке можно слагать легенды. Начнем с того, что массивные башни крейсеров располагались снаружи корпуса, над верхней палубой. Объёмов внутри корпуса они не занимали (про погреба будет отдельный разговор). Как можно вести сравнение таких конструкций с подпалубными УВП современных кораблей?
Единственно, что можно учесть на данном этапе — радиус обметания стволов. Сравнив его с размерами крышек пусковых ячеек.
64-ячеечная пусковая установка занимает площадь 55 кв. м.
Площадь обметания по стволам у башни крейсера “М. Горький” составляла 300 кв. метров!
У конструкторов тех кораблей были настоящие проблемы. Разместить что-либо рядом с башней невозможно. Мёртвая зона. Дополнительное вооружение — только ценой удлинения корпуса на десятки метров. Или ограничение углов наводки.
Башня — только вершина айсберга. Под ней находится подбашенное отделение с приводами, погребом и элеватором подачи боезапаса.
По данным из представленной схемы, объём подбашенного отделения трёхорудийной башни МК-3-180 составлял
250 куб. м. (труба диаметром шесть метров, уходящая вглубь корпуса на 9 метров).
Три башни главного калибра — 750 куб. метров.
Пусковая установка MK.41 самой длинной модификации (Strike) имеет габариты 6,3х8,7х7,7 м. Объём легковесной ферменной конструкции составляет 420 куб. метров. В состав вооружения эсминца входят две УВП, одна из которых имеет вдвое меньшую ёмкость (32 ячейки).
Здесь все слишком очевидно без долгих расчетов
Объём, занятый ракетным боезапасом — порядка 650 м3.
Объем трёх подбашенных отделений старого крейсера — 750 м3.
Найдутся еще желающие утверждать, что современным ракетам требуется больше места внутри корпуса?
Всегда удивляла высота его борта
Основное вооружение “Орлана” — 12 подпалубных ПУ барабанного типа для зенитных ракет и 20 пусковых шахт для ПКР П-700 “Гранит”.
Главный калибр “Аляски” — три трёхорудийные башни с 305 мм пушками.
Все остальное вооружение (зенитки и “Кинжалы”, гидросамолёты и вертолёты) взаимно сократим. В данном вопросе приоритет будет отдан основному вооружению кораблей.
На основе представленных схем сделан вывод о том, что 96 ракет комплекса С-300 занимают объём, примерно равный 2800 м3, еще столько же — пусковые установки для “Гранитов”.
Объём всех трёх подбашенных отделений “Аляски” — 3600 м3.
“Орлан” — плохой пример при описании текущей ситуации. Головной “Киров” был спущен на воду 40 лет назад. Возраст самого проекта 1144 перевалил за полвека. ТАРКР был спроектирован в те времена, когда радиоэлектроника занимала совсем другие объёмы, технологии были менее совершенны, а ракеты крупнее.
Из-за абсурдного требования по сокращению числа отверстий в палубе, конструкторам пришлось создавать вращающиеся (!) пусковые установки, которые “по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза тяжелее, а их объём — в 1,5 раза больше”.
Сама разница в 2 тыс. “кубиков” ничтожна в масштабах гигантского корабля. По самым скромным прикидкам, объём корпуса “Орлана” превышает 100 тысяч кубометров!
Что касается оборудования боевых постов, то разговор будет краток. Мы знаем, что аппаратура сложнейшего комплекса С-300 устанавливается на мобильном шасси.
Знаем, что контрольная панель для загрузки полетных заданий размещена в том же самом контейнере, что и ПУ с “Калибрами” (комплекс “Club”). Такие же “Калибры” запускаются с крошечных МРК и корветов, на борту которых нет никаких “гигантских залов с вычислительной техникой”.
Что при современном уровне надежности систем и механизмов, а также отсутствия необходимости для проведения ремонтов в открытом море (обслуживание только в базе, модульный ремонт) появилась возможность для глобального сокращения экипажей. Эталонный пример — “Замволт”, для управления которым требуется всего 140 человек. Для сравнения, экипажи сходных по водоизмещению крейсеров эпохи ВМВ состояли из 1100-1500 чел.
После всего этого “специалисты” будут рассказывать, как требовательны современные корабли к объемам и какие невероятные усилия требуются для размещения современного оборудования.
Главные выводы из этих расчетов:
1. Ракеты занимают меньший объем, чем подбашенные отделения артиллерийских кораблей.
2. Полученная разница мало что значит. Внутрикорпусные объемы, отводимые под установку вооружения, были незначительны и не могли повлиять на общую архитектуру корабля.
Облик боевых кораблей определяют совсем иные параметры.
Для крейсеров ВМВ — размещение боевых постов и вооружений на ограниченной площади верхней палубы. Меньшая высота надводного борта диктовалась тяжестью устаревших механизмов и брони — так, что резервам для наращивания бортов было взяться неоткуда. Впрочем, конструкторов гораздо сильнее заботил вопрос, связанный с длиной ЭУ, связанный с необходимостью обеспечения скорости 35-40 уз. для крупных водоизмещающих кораблей.
В конструкции современных эсминцев приоритет отдается вещам, мягко говоря, странным. Например, снижению заметности. В самом стремлении уменьшить заметность ничего плохого нет. Маскировка — базовый принцип военной науки.
Только неясно, для чего громоздить сплошную надстройку, стараясь обеспечить плавный переход её стенок в надводный борт. И объединив в её конструкции газоходы и антенны. Тысячи тонн на ветер. Не проще ли вообще отказаться от надстройки — по крайней мере, современные технологии это позволяют.
Необъятные резервы позволяют воплотить все задумки конструкторов. Благодаря продленному до кормы полубаку, появилась возможность сделать все палубы параллельными конструктивной ватерлинии. Это упрощает все расчеты, коммуникации, установку, монтаж и замену оборудования.
Но данный аспект останется актуальным ровно до тех пор, пока по кораблю не будет открыт огонь в бою.
Технические характеристики:
Крейсер «Блюхер»:
Экипаж – 41 офицер и 812 моряков, всего 1026 человек;
Крейсер «Мантейфель»:
Экипаж – 41 офицер и 812 моряков, всего 1026 человек;