внедрение системы символической экономики при сдвг для чего

Лекция. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Лекция. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ — реально существующее расстройство

В Российской Федерации принята Международная классификация болезней МКБ-10, в соответствии с которой СДВГ считается гиперкинетическим расстройством (F90). «Нарушение активности и внимания» — F90.0

СДВГ — дисфункция управляющей системы мозга

Для того, чтобы человек был способен думать, учиться и вести себя так, как от него этого ожидает человеческое общество, у него должны быть хорошо развиты высшие психические функции: память, восприятие, мышление, речь (иногда к их числу относят волю, внимание, внутренние чувства и социальные эмоции). Он должен быть способен воспринимать информацию, обрабатывать ее, хранить, вспоминать при необходимости, строить программу своего поведения на основе этой информации и т. п. Всю эту деятельность обеспечивает головной мозг.

Советский нейропсихолог Александр Лурия выделил в нем три функциональных блока, согласованная работа которых обеспечивает работу высших психических функций. Вот эти блоки:

При СДВГ больше всего страдает третий блок мозга. Он отвечает за то, чтобы человек мог создать программу своего поведения, выполнить ее (а для этого — привести свое поведение в соответствие с этой программой) и проверить, соответствует ли результат первоначальным намерениям. СДВГ нарушает работу этого отдела мозга, и деятельность человека дезорганизуется: она подчиняется не планам и программам, а импульсивной реакции на хаотично поступающие из окружающей среды сигналы. СДВГ мешает человеку управлять своим поведением и своими эмоциями. От СДВГ страдает мотивация, целеполагание, воля, самоконтроль, управление собственным временем.

СДВГ — это не лень. Окружающие описывают людей с СДВГ как ленивых, безвольных, безответственных, не умеющих себя вести, и объясняют их поведение моральным дефектом — нежеланием выполнять определенные требования. Предполагается, что человек способен их выполнять, но сознательно отказывается это делать. А значит, наказание за неправильное поведение способно его исправить. Если речь о ребенке, окружающие предполагают, что он попросту не знает правил поведения, потому что родители их ему не объяснили; вина возлагается на родителей, и моральный дефект приписывается им. Проблема, однако, в том, что невыполнение требований обусловлено отклонениями в работе мозга, которые не устранить ни дополнительным объяснением правил поведения, ни наказанием.

внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Смотреть фото внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Смотреть картинку внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Картинка про внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Фото внедрение системы символической экономики при сдвг для чего

Причина СДВГ — отклонения в функционировании определенных областей мозга. Эти отклонения могут быть наследственными, а могут вызываться негативными средовыми факторами во время беременности, родов и послеродового периода (курение матери во время беременности, недоношенная беременность, родовые травмы, отравление свинцом и проч.).

СДВГ наблюдается примерно у 3-7% детей. Некоторые ученые увеличивают эту цифру до 8-11%. Разница обусловлена тем, какими критериями и методиками подсчета исследователи пользовались, а также тем, что СДВГ — расстройство спектрального типа: нельзя провести четкую черту между здоровьем и расстройством. Разница между расстройством и его отсутствием — не качественная (к примеру, в крови выявляются или не выявляются антитела к возбудителю болезни), а количественная: одни и те же особенности поведения свойственны большинству людей, вопрос в силе, частоте, уместности, с которой они выражаются в разной обстановке.

Выделяется 3 типа СДВГ:

У мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. У подростков это соотношение уже 2 к 1, у взрослых – 1,5 к 1. Возможно, это вызвано тем, что у мальчиков больше выражена гиперактивность, тогда как преимущественно невнимательный тип, преобладающий у девочек, часто вовсе не диагностируется.

В социально неблагополучных районах детей с СДВГ может быть больше, чем в социально благополучных, однако диагностируется это состояние реже в связи с низким уровнем медицинского обслуживания. Повышенное количество случаев СДВГ может быть связано и с тем, что родители детей с СДВГ сами могут иметь СДВГ, влияющий на их социально-экономический статус, и с большей возможностью негативных средовых факторов.

Генетическая природа СДВГ не означает врожденных антисоциальных склонностей. При адекватной помощи ребенок с СДВГ может научиться компенсировать свои проблемы за счет медицинской помощи, особой организации жизни, опоры на свои сильные стороны. Но отсутствие помощи и наказание за то поведение, которое ребенок не может контролировать, может привести к школьной и социальной дезадаптации.

Способы помощи детям с СДВГ в классе

Дети и подростки с СДВГ часто испытывают серьезные проблемы в школе. Невнимательность, импульсивность, гиперактивность, неорганизованность мешают им выполнять задания до конца, заставляют их делать нелепые ошибки, а их поведение мешает учиться им самим и их одноклассникам. Небольшие изменения в обстановке классной комнаты и в стиле преподавания могут помочь учителю учесть сильные и слабы стороны учеников с СДВГ. Изменение учительского отношения к ученику и коррекция ожиданий превратят для ученика трудный и провальный учебный год в полезный и успешный.

«Протезная среда» — решение проблемы. Для того, чтобы ребенок с СДВГ вел себя в соответствии с требованиями общества, для него следует создать особую среду, которая поможет ему организовывать свою деятельность, выполнять намеченное и получать обратную связь в момент выполнения, контролировать сделанное. Один из ведущих специалистов по СДВГ Рассел Баркли называет такую среду «протезной» — специально организованной системой внешних подсказок, которая возьмет на себя роль отсутствующей внутренней системы целеполагания, целеустремленной деятельности и самоконтроля.

Компоненты протезной среды:

Экстернализация — вынесение программы действия «наружу». Работа по программе с внешними «материализованными» опорами с постепенным переходом от совместного, развернутого (поэлементного) внешнего действия к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям.

Помощь в классе при гиперактивности

Ребенок, который голоден, плохо себя чувствует или боится, не будет проявлять познавательной активности. В первую очередь важно удовлетворить базовые потребности в безопасности, принадлежности и физические потребности, чтобы у ребенка возникла познавательная потребность.

«Островок безопасности»: ребенку важно быть успешным в какой-то сфере. Найдите дело, в котором ученик успешен и хвалите его за достижения в этом деле. Положительная обратная связь поможет меньше переживать из-за неудач в учебе и повысить мотивацию.

Мотивацию в классе повышает:

Что помогает справиться с СДВГ?

Правильно подобранное медикаментозное лечение помогает уменьшить проявления гиперактивности и импульсивности, увеличить диапазон активного внимания. Оно способно существенно облегчить жизнь ребенка и его семьи и благотворно повлиять на школьную успеваемость. Однако конкретному ребенку может не подойти тот или иной препарат или у него могут оказаться серьезные побочные эффекты.

Медикаментозное лечение — не панацея, оно дает только временное облегчение симптомов, а не окончательное исцеление. Однако временное облегчение создает хорошие условия для психолого-педагогической помощи. Существенную помощь может оказать работа психолога, направленная на обучение ребенка планированию и самоконтролю (например, программа «Золотой ключик»)

Важно обучение родителей способам помочь ребенку, методам воспитания, средствам создания «протезной среды». Когда родители принимают своего ребенка, это снижает уровень стресса и сопутствующих расстройств. Когда они умеют структурировать жизнь ребенка, учат его справляться с повседневными задачами, это облегчает жизнь ребенка и работу учителя. Родителям детей с СДВГ и взрослым с СДВГ специалисты рекомендуют посещать группы поддержки.

Важна помощь ребенку в школе: некоторые изменения в визуальной и предметной среде класса, в организации работы детей на уроке, в манере общения учителя с детьми, изменение способов обратной связи с ребенком и родителем, дополнительная помощь со стороны взрослых сотрудников школы существенно снижает напряжение между участниками образовательного процесса, улучшает поведение ребенка с СДВГ и повышает его успеваемость.

Очень полезны регулярные физические нагрузки.

В отечественной литературе для помощи детям с СДВГ рекомендуются нейропсихологический метод замещающего онтогенеза, коррекция шейного отдела позвоночника и некоторые другие методы, которые сейчас не находят отражения в рекомендациях зарубежных специалистов.

Научить ребенка социализации дома и привести в школу готовым к общению нельзя!

Дети в коллективе ведут себя иначе, чем дома. Развитие коммуникативных навыков и встраивание в социум происходит именно в школе, поэтому вариант «пусть родители дома воспитывают» — неработающая установка. В коллективе обязательно должен быть взрослый лидер, который задает ясные правила и учит детей им следовать. Если взрослый устраняется из детского коллектива и не следит за правилами, то лидерами обычно становятся самые сильные и жестокие дети. В задачи школы входит обеспечение психической и физической безопасности ученика (согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Детям с СДВГ сложно контролировать свои эмоции. Их часто считают агрессивными, но на самом деле их поведение — это проявление неприемлемой импульсивной реакции, которую им сложно контролировать, на внезапно поступающий стимул. Эмоциональные проблемы также выражаются в сложности с пониманием чувств других людей. Полезными в такой ситуации могут быть наводящие вопросы: «Как по-твоему, почему она расстроилась?» или «Что надо было сделать вместо этого?». Важно отметить, что такая помощь в самоосознании должна быть нерепрессивной.

Большая проблема детей с СДВГ — неконтролируемые истерики.

Источник

Методические рекомендации по работе с детьми с СДВГ

внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Смотреть фото внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Смотреть картинку внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Картинка про внедрение системы символической экономики при сдвг для чего. Фото внедрение системы символической экономики при сдвг для чего

«СДВГ у детей: рекомендации учителю».

Причина СДВГ — отклонения в функционировании определенных областей мозга. Эти отклонения могут быть наследственными, а могут быть вызваны негативными средовыми факторами во время беременности, родов и послеродового периода (курение матери во время беременности, недоношенная беременность, родовые травмы, отравление свинцом и проч.).

СДВГ наблюдается примерно у 3-7% детей. Некоторые ученые считают, что таких детей — 8-11%. Разница обусловлена тем, какими критериями и методиками подсчета пользовались исследователи, а также тем, что СДВГ — расстройство спектрального типа: нельзя провести четкую черту между здоровьем и расстройством. Разница между расстройством и его отсутствием — не качественная (к примеру, в крови выявляются или не выявляются антитела к возбудителю болезни), а количественная: одни и те же особенности поведения свойственны большинству людей, вопрос в их силе, частоте и уместности.

СДВГ — состояние, при котором проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности не соответствуют возрасту и возрастным требованиям, которые предъявляются к ребенку, подростку или взрослому. Это приводит к серьезным проблемам в социализации и учебе, а у взрослых — в работе. С возрастом состояние человека улучшается: гиперактивность значительно снижается, но невнимательность часто остается. По разным оценкам, СДВГ сохраняется у 10-34% взрослых. Однако во взрослом возрасте увеличивается количество областей, на которые влияет СДВГ (семейные отношения, работа, вождение, управление собственными финансами, злоупотребление психоактивными веществами и проч.).

Выделяется 3 типа СДВГ:

Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип

Преимущественно невнимательный тип

У мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. У подростков это соотношение уже 2 к 1, у взрослых – 1,5 к 1. Возможно, это вызвано тем, что у мальчиков больше выражена гиперактивность, тогда как преимущественно невнимательный тип, преобладающий у девочек, часто вовсе не диагностируется.

На СДВГ часто накладываются вторичные проблемы, связанные с тем, что окружающие дети и взрослые не принимают особенностей ребенка. У мальчиков вторичные проблемы чаще обращены вовне: это агрессивное, рискованное, антисоциальное поведение. У девочек — внутрь: это депрессия, тревожность, расстройства пищевого поведения. У детей с СДВГ вероятность возникновения сопутствующих расстройств в целом выше, чем у их здоровых сверстников.

В социально неблагополучных районах детей с СДВГ может быть больше, чем в социально благополучных, однако диагностируют это состояние реже в связи с низким уровнем медицинского обслуживания. Повышенное количество случаев СДВГ может быть связано и с тем, что родители детей с СДВГ сами могут иметь СДВГ, влияющий на их социально-экономический статус.

Генетическая природа СДВГ не означает, что у ребенка врожденные антисоциальные склонности. При адекватной помощи ребенок с СДВГ может научиться компенсировать свои проблемы за счет медицинской помощи, особой организации жизни, опоры на свои сильные стороны. Но отсутствие помощи и наказание за то поведение, которое ребенок не может контролировать, может привести к школьной и социальной дезадаптации.

СДВГ — дисфункция управляющей системы мозга

Чтобы человек был способен думать, учиться и вести себя так, как от него этого ожидает человеческое общество, у него должны быть хорошо развиты высшие психические функции: память, восприятие, мышление, речь (иногда к их числу относят волю, внимание, внутренние чувства и социальные эмоции). Он должен быть способен воспринимать информацию, обрабатывать ее, хранить, вспоминать при необходимости, строить программу своего поведения на основе этой информации и т. п. Всю эту деятельность обеспечивает головной мозг.

Советский нейропсихолог Александр Лурия выделил в нем три функциональных блока, согласованная работа которых обеспечивает работу высших психических функций. Вот эти блоки:

Энергетический блок (ствол мозга)

Блок, отвечающий за прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов восприятия (задние отделы коры мозга)

Программирование, регуляция и контроль (передние отделы коры мозга)

При СДВГ больше всего страдает третий блок мозга. Он отвечает за то, чтобы человек мог создать программу своего поведения, выполнить ее (а для этого — привести свое поведение в соответствие с этой программой) и проверить, соответствует ли результат первоначальным намерениям. СДВГ нарушает работу этого отдела мозга, и деятельность человека дезорганизуется: она подчиняется не планам и программам, а импульсивной реакции на хаотично поступающие из окружающей среды сигналы. СДВГ мешает человеку управлять своим поведением и своими эмоциями. От СДВГ страдает мотивация, целеполагание, воля, самоконтроль, управление собственным временем.

СДВГ — это не лень. Окружающие описывают людей с СДВГ как ленивых, безвольных, безответственных, не умеющих себя вести, и объясняют их поведение моральным дефектом — нежеланием выполнять определенные требования. Предполагается, что человек способен их выполнять, но сознательно отказывается это делать. А значит, наказание за неправильное поведение способно его исправить. Если речь о ребенке, окружающие предполагают, что он попросту не знает правил поведения, потому что родители их ему не объяснили; вина возлагается на родителей, и моральный дефект приписывается им. Проблема, однако, в том, что невыполнение требований обусловлено отклонениями в работе мозга, которые не устранить ни дополнительным объяснением правил поведения, ни наказанием.

Почему СДВГ — это айсберг?

Способы помощи детям с СДВГ в классе

Дети и подростки с СДВГ часто испытывают серьезные проблемы в школе. Невнимательность, импульсивность, гиперактивность, неорганизованность мешают им выполнять задания до конца, заставляют их делать нелепые ошибки, а их поведение мешает учиться им самим и их одноклассникам. Ситуацию могут улучшить небольшие изменения в обстановке кабинета и в стиле преподавания. Изменение учительского отношения к ученику и коррекция ожиданий превратят для ученика трудный и провальный учебный год в полезный и успешный.

«Протезная среда» — решение проблемы. Чтобы ребенок с СДВГ вел себя в соответствии с требованиями общества, для него следует создать особую среду, которая поможет ему организовывать свою деятельность, выполнять намеченное и получать обратную связь в момент выполнения, контролировать сделанное. Один из ведущих специалистов по СДВГ Рассел Баркли называет такую среду «протезной». Это специально организованная система внешних подсказок, которая возьмет на себя роль отсутствующей внутренней системы целеполагания, целеустремленной деятельности и самоконтроля.

Компоненты протезной среды:

Индивидуальный план помощи

Изменения в обстановке класса

Дополнительные льготы ребенку с СДВГ

Изменения в методах преподавания, оценивания, поддержания дисциплины в классе

Организация рабочего времени и самоорганизация

Связь с родителями

Экстернализация — вынесение программы действия «наружу». Работа по программе с внешними «материализованными» опорами с постепенным переходом от совместного, развернутого (поэлементного) внешнего действия к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям.

ЧТО МЫ ЭКСТЕРНАЛИЗИРУЕМ:

ПРИМЕР: ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ

Повесить текст правил в классе

Визуализировать время, визуализировать задачи

Использовать символическую экономику и выдавать жетоны в ситуации успеха

Создать алгоритмы для решения проблемы

Обучение проходит в три этапа:

Поддержка — взрослый помогает ребенку, ребенок не может справиться без взрослого.

Контроль — ребенок выполняет задание самостоятельно, взрослый наблюдает и готов помочь при необходимости.

Самостоятельность — ребенок справляется без взрослого.

Что может сделать учитель:

Договориться о секретных знаках, которые напомнят ученику, что он отвлекся.

Обращать внимание на успехи учеников, а не только на их проступки.

Использовать больше утвердительных предложений: «будь тише» вместо «не шуми».

Создать индивидуальный план с долгосрочными и краткосрочными целями.

Научиться не выкрикивать с места

Следовать расписанию и выполнять необходимые организационные процедуры на уроке

Научиться поднимать руку

Быть спокойным, предсказуемым, уважительным в отношениях со взрослыми и детьми

На обиды реагировать словами

Не менее 80% урока заниматься делом и не отвлекаться

Источник

Методические рекомендации по работе с детьми с проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности

«СДВГ у детей: рекомендации учителю».

Причина СДВГ — отклонения в функционировании определенных областей мозга. Эти отклонения могут быть наследственными, а могут быть вызваны негативными средовыми факторами во время беременности, родов и послеродового периода (курение матери во время беременности, недоношенная беременность, родовые травмы, отравление свинцом и проч.).

СДВГ наблюдается примерно у 3-7% детей. Некоторые ученые считают, что таких детей — 8-11%. Разница обусловлена тем, какими критериями и методиками подсчета пользовались исследователи, а также тем, что СДВГ — расстройство спектрального типа: нельзя провести четкую черту между здоровьем и расстройством. Разница между расстройством и его отсутствием — не качественная (к примеру, в крови выявляются или не выявляются антитела к возбудителю болезни), а количественная: одни и те же особенности поведения свойственны большинству людей, вопрос в их силе, частоте и уместности.

Выделяется 3 типа СДВГ:

1. Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип

2. Преимущественно невнимательный тип

У мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. У подростков это соотношение уже 2 к 1, у взрослых – 1,5 к 1. Возможно, это вызвано тем, что у мальчиков больше выражена гиперактивность, тогда как преимущественно невнимательный тип, преобладающий у девочек, часто вовсе не диагностируется.

Генетическая природа СДВГ не означает, что у ребенка врожденные антисоциальные склонности. При адекватной помощи ребенок с СДВГ может научиться компенсировать свои проблемы за счет медицинской помощи, особой организации жизни, опоры на свои сильные стороны. Но отсутствие помощи и наказание за то поведение, которое ребенок не может контролировать, может привести к школьной и социальной дезадаптации.

СДВГ — дисфункция управляющей системы мозга

Чтобы человек был способен думать, учиться и вести себя так, как от него этого ожидает человеческое общество, у него должны быть хорошо развиты высшие психические функции: память, восприятие, мышление, речь (иногда к их числу относят волю, внимание, внутренние чувства и социальные эмоции). Он должен быть способен воспринимать информацию, обрабатывать ее, хранить, вспоминать при необходимости, строить программу своего поведения на основе этой информации и т. п. Всю эту деятельность обеспечивает головной мозг.

Советский нейропсихолог Александр Лурия выделил в нем три функциональных блока, согласованная работа которых обеспечивает работу высших психических функций. Вот эти блоки:

При СДВГ больше всего страдает третий блок мозга. Он отвечает за то, чтобы человек мог создать программу своего поведения, выполнить ее (а для этого — привести свое поведение в соответствие с этой программой) и проверить, соответствует ли результат первоначальным намерениям. СДВГ нарушает работу этого отдела мозга, и деятельность человека дезорганизуется: она подчиняется не планам и программам, а импульсивной реакции на хаотично поступающие из окружающей среды сигналы. СДВГ мешает человеку управлять своим поведением и своими эмоциями. От СДВГ страдает мотивация, целеполагание, воля, самоконтроль, управление собственным временем.

СДВГ — это не лень. Окружающие описывают людей с СДВГ как ленивых, безвольных, безответственных, не умеющих себя вести, и объясняют их поведение моральным дефектом — нежеланием выполнять определенные требования. Предполагается, что человек способен их выполнять, но сознательно отказывается это делать. А значит, наказание за неправильное поведение способно его исправить. Если речь о ребенке, окружающие предполагают, что он попросту не знает правил поведения, потому что родители их ему не объяснили; вина возлагается на родителей, и моральный дефект приписывается им. Проблема, однако, в том, что невыполнение требований обусловлено отклонениями в работе мозга, которые не устранить ни дополнительным объяснением правил поведения, ни наказанием.

Почему СДВГ — это айсберг?

Способы помощи детям с СДВГ в классе

Дети и подростки с СДВГ часто испытывают серьезные проблемы в школе. Невнимательность, импульсивность, гиперактивность, неорганизованность мешают им выполнять задания до конца, заставляют их делать нелепые ошибки, а их поведение мешает учиться им самим и их одноклассникам. Ситуацию могут улучшить небольшие изменения в обстановке кабинета и в стиле преподавания. Изменение учительского отношения к ученику и коррекция ожиданий превратят для ученика трудный и провальный учебный год в полезный и успешный.

«Протезная среда» — решение проблемы. Чтобы ребенок с СДВГ вел себя в соответствии с требованиями общества, для него следует создать особую среду, которая поможет ему организовывать свою деятельность, выполнять намеченное и получать обратную связь в момент выполнения, контролировать сделанное. Один из ведущих специалистов по СДВГ Рассел Баркли называет такую среду «протезной». Это специально организованная система внешних подсказок, которая возьмет на себя роль отсутствующей внутренней системы целеполагания, целеустремленной деятельности и самоконтроля.

Компоненты протезной среды:

1. Индивидуальный план помощи

2. Изменения в обстановке класса

3. Дополнительные льготы ребенку с СДВГ

4. Изменения в методах преподавания, оценивания, поддержания дисциплины в классе

5. Организация рабочего времени и самоорганизация

6. Связь с родителями

ЧТО МЫ ЭКСТЕРНАЛИЗИРУЕМ:

ПРИМЕР: ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ

Повесить текст правил в классе

Визуализировать время, визуализировать задачи

Использовать символическую экономику и выдавать жетоны в ситуации успеха

Создать алгоритмы для решения проблемы

Обучение проходит в три этапа:

1. Поддержка — взрослый помогает ребенку, ребенок не может справиться без взрослого.

2. Контроль — ребенок выполняет задание самостоятельно, взрослый наблюдает и готов помочь при необходимости.

3. Самостоятельность — ребенок справляется без взрослого.

Что может сделать учитель:

Научиться не выкрикивать с места

Следовать расписанию и выполнять необходимые организационные процедуры на уроке

Научиться поднимать руку

Быть спокойным, предсказуемым, уважительным в отношениях со взрослыми и детьми

На обиды реагировать словами

Не менее 80% урока заниматься делом и не отвлекаться

Записывать домашнее задание на каждо

Помощь в классе при гиперактивности

Ребенок, который голоден, плохо себя чувствует или боится, не будет проявлять познавательной активности. Чтобы она возникла, нужно в первую очередь удовлетворить базовые потребности в безопасности и принадлежности, а также физические потребности ребенка.

«Островок безопасности»: ребенку важно быть успешным в какой-то сфере. Найдите дело, в котором ученик успешен, и хвалите его за достижения в этом деле. Положительная обратная связь поможет меньше переживать из-за неудач в учебе и повысить мотивацию.

Мотивацию в классе повышает:

1. Эмоциональная подача материала

2. Шутки, необычные уроки, новизна

3. Яркая речь, живые примеры

5. Возможность что-то делать руками

6. Положительные эмоции

7. Дополнительная мотивация: конкурсы, призы, бонусы, игры

8. Символическая экономика

Полезные возможности в классе

Разрешите ребенку использовать игрушки (стресс-мячики, массажные мячики, игрушки, набитые крупой, и т. п.) – в свободной руке, которой он не пишет. image

Некоторым детям необходимо что-то жевать, они обгрызают ручки, воротники одежды, рукава. Лучше предоставить им возможность грызть безопасные для здоровья предметы: специальные брелоки, кулоны и насадки на ручки. image

Чтобы ребенок мог постоянно двигаться, но не мешать окружающим и оставаться сосредоточенным на теме урока, можно вместо обычного стула посадить ребенка на подвижный – на гибкий табурет или фитбол. Ребенок будет балансировать на нем, чтобы сохранить равновесие, но это движение не будет мешать ни ему, ни окружающим. image

4. БЕСПОКОЙНЫЕ НОГИ

У некоторых детей с СДВГ беспокойные ноги. Чтобы ноги были «заняты», но не мешали окружающим, можно перевязать ножки стула резиновой лентой, которая продается в аптеках, или резиновым эспандером для фитнеса. Есть и другие решения. image

5. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ В НАУШНИКАХ

Защита от шума – еще один важный способ помочь ребенку с СДВГ. Здесь ему на помощь придут беруши и противошумные наушники. Во время выполнения самостоятельной работы в классе можно разрешить ребенку слушать музыку в его собственных наушниках: это не отвлекает его, а, наоборот, помогает сосредоточиться и отсекает внешние шумы и раздражители. image

6. ПОМНИМ ПРО ВРЕМЯ

Следить за временем помогают таймеры. Можно попросить ученика скачать таймер на телефон, можно вывести онлайн-таймер на доску. Кухонный таймер из хозяйственного магазина тоже годится! image

7. ЛЕГКО ПРИВЛЕКАЕМ ВНИМАНИЕ

Внимание учеников можно привлечь коротким звуковым сигналом. Это бывает полезно для обозначения начала и конца какой-то деятельности, для прекращения шума в классе и т. п. На проявления СДВГ можно влиять

В незнакомом окружении, при выполнении интересных заданий

В скучной, малоинтересной, очень знакомой обстановке

Во время стимулирующих занятий (видеоигр, компьютерных игр)

В большой группе детей

При возможности много двигаться (физкультура, перемены)

Когда нельзя двигаться (при ответе у доски)

При надзоре и частой обратной связи

Без обратной связи и надзора

При работе в маленьких группах с ровесниками

При самостоятельной работе

При работе один на один со взрослым

После обеда или вечером (усталость и недостаток самоконтроля)

Без необходимости ждать

При необходимости ждать

С преподавателем, который говорит коротко, но последствия нарушения правил наступают сразу

С родителями или педагогами, которые воспитывают нотациями

Сначала работа — потом правильность. Ученик с СДВГ приложил много училий, чтобы сфокусироваться, собраться и сделать задание. Не стоит сразу ругать ученика за ошибку, похвалите его за попытки. Иначе он может воспринять комментарии учителя как наказание за продуктивность, если сразу несколько заданий подряд сделаны плохо. Когда продуктивность улучшится — сосредоточьтесь на правильности.

Если ребенок не удерживает информацию в памяти — выносим ее вовне:

image Что помогает справиться с СДВГ?

Медикаментозное лечение — не панацея. Оно дает только временное облегчение симптомов, а не окончательное исцеление. Однако временное облегчение создает хорошие условия для психолого-педагогической помощи. Существенную помощь может оказать работа психолога, направленная на обучение ребенка планированию и самоконтролю (например, программа «Золотой ключик» ).

Важно обучение родителей способам помогать ребенку, методам воспитания, средствам создания «протезной среды». Если родители принимают своего ребенка, то у ребенка снижается уровень стресса и сопутствующих расстройств. Когда они умеют структурировать жизнь ребенка, учат его справляться с повседневными задачами, это облегчает жизнь ребенка и работу учителя. Родителям детей с СДВГ и взрослым с СДВГ специалисты рекомендуют посещать группы поддержки.

Очень полезны регулярные физические нагрузки.

По данным Рассела Баркли, к настоящему времени не доказано, что на улучшение симптоматики СДВГ существенно влияют пищевые добавки (полиненасыщенные жирные кислоты, антиоксиданты, витамины, минералы и проч.); диеты (исключение сахара, глютена красителей и т. п.; только исключение красителей оказывает очень небольшой эффект на дошкольников); хиропрактика и остеопатия; биологическая обратная связь; тренинги по сенсорной интеграции; игровая терапия и психотерапия; когнитивная терапия; терапия социальных навыков; транскраниальная микрополяризация.

В отечественной литературе для помощи детям с СДВГ рекомендуются нейропсихологический метод замещающего онтогенеза, коррекция шейного отдела позвоночника и некоторые другие методы, которые сейчас не находят отражения в рекомендациях зарубежных специалистов.

Научить ребенка социализации дома и привести в школу готовым к общению нельзя!

Дети в коллективе ведут себя не так, как дома. Развитие коммуникативных навыков и встраивание в социум происходит именно в школе, поэтому установка «пусть родители дома воспитывают» не работает. В коллективе обязательно должен быть взрослый лидер, который задает ясные правила и учит детей им следовать. Если взрослый устраняется из детского коллектива и не следит за правилами, то лидерами обычно становятся самые сильные и жестокие дети. В задачи школы входит обеспечение психической и физической безопасности ученика (согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Детям с СДВГ сложно контролировать свои эмоции. Их часто считают агрессивными, но на самом деле их поведение — это проявление неприемлемой импульсивной реакции, которую им сложно контролировать, на внезапно поступающий стимул. Эмоциональные проблемы также выражаются в сложности с пониманием чувств других людей. Полезными в такой ситуации могут быть наводящие вопросы: «Как по-твоему, почему она расстроилась?» или «Что надо было сделать вместо этого?». Важно отметить, что такая помощь в самоосознании должна быть нерепрессивной.

Большая проблема детей с СДВГ — неконтролируемые истерики.

Избегать ситуаций, в которых ребенок может сильно перевозбудиться

Отвести ребенка в тихое место и дать ему возможность успокоиться в одиночестве

Не окружать ребенка с СДВГ другими похожими детьми, чтобы они не зажигались друг от друга

Не реагировать на выкрики, даже если их содержание неприемлемо

Перед ситуацией, когда ребенок может перевозбудиться (большая перемена, праздник) напомнить о правилах поведения и о последствиях их нарушения

Вернуться к обсуждению случившегося, когда ребенок будет спокоен

Своевременно отслеживать признаки перевозбуждения и физически выводить ребенка из помещения/ситуации

Если ребенок сильно возбужден, не обсуждать с ним его поведение, не требовать успокоиться, не ругать, а вывести из ситуации и дать успокоиться

Важно также помочь ребенку почувствовать себя успешным. В этом могут помочь:

1. Творческие работы

2. Альтернативные формы проверки знаний

3. Обучение конспектированию и мнемотехнике

4. Ситуация успеха, подчеркивание успеха

5. Похвала (соотношение похвал к замечаниям 5:1)

6. Упор на качество домашних заданий, а не количество

7. Постоянная связь между домом и школой

8. Самоотчет и самоконтроль

9. Внимание к озарениям

10. Островки безопасности, ситуации успешности

У детей с СДВГ специфические отношения со временем.

Рассел Баркли называет их «временнОй близорукостью»: они видят только то, что непосредственно рядом с ними во времени и не видят того, что от них отдаленно.

Дети с СДВГ существуют «здесь и сейчас». В своем поведении они руководствуются стремлением прямо здесь и сейчас обеспечить себе максимально стимулирующее окружение, приятное занятие, интересное развлечение – или, наоборот, прямо сейчас избежать трудностей, тяжелой работы, неприятностей. Их бесполезно убеждать, что когда-нибудь за это придется расплачиваться дополнительной работой, временем, нервами.

Именно поэтому в неприятной ситуации они могут соврать, чтобы прямо сейчас отвести от себя неприятный разговор, и не думают о том, что ложь может быть разоблачена. Это не означает их склонности ко лжи – только нелюбовь к неприятностям и неумение задумываться о последствиях.

С такими детьми не работают угрозы, требования пообещать, что «больше никогда», и запугивание отдаленными последствиями («завалишь экзамен»). Им помогает устранение временных зазоров между тем, что они сделали, и обратной связью, реакцией на произошедшее, оценкой их работы: чем короче промежуток между действием ребенка и обратной связью, тем она эффективнее.

Важно, чтобы во время выполнения работы часы или таймер были в зоне видимости, а временные промежутки, отведенные на работу, четко обозначались.

Одно из упражнений, предложенных нейропсихологом Ольгой Семеновой для выработки понимания времени у таких детей, — «Обгони таймер». Для этого можно пользоваться простым кухонным таймером: он нагляднее, чем таймер в гаджете с мелькающими цифрами. Мы спрашиваем ребенка, сколько времени ему нужно, чтобы сделать работу. Если он говорит «двадцать минут» — ставим таймер на двадцать минут. По окончании времени он сам оценивает, какая часть работы сделана и сколько ему еще нужно. Заводим таймер еще раз. Ребенок не получит никакого наказания, если не уложится во время: соревнование с таймером нужно для оценки своих возможностей, во-первых, а во-вторых, стремление обогнать таймер и уложиться в заявленное время помогает ребенку не отвлекаться.

Проблема — это не ребенок, а его СДВГ. Чтобы с ней справиться, необходимо выстроить трехсторонний диалог, в котором взрослые не борются с ребенком, находятся на его стороне и помогают ему справиться с проблемой. При этом ребенок — эксперт по своему состоянию и равноправный участник создания плана помощи. Выстраивая трехсторонний диалог, важно объяснить и ребенку, и родителям суть плана, контрольные точки, способы оценки прогресса, а также договориться, за что отвечает каждый участник.

Используйте помощь родителей. Они могут:

СДВГ и одаренность

Ученые внимательно изучают связь между СДВГ и одаренностью. К настоящему времени большинство концепций, существующих в этой области, можно отнести к одной из трех групп:

1. Одаренность может сочетаться с проявлениями СДВГ.

2. Проявления одаренности и СДВГ похожи друг на друга, их можно спутать.

3. То, что мы принимаем за проявления СДВГ, и есть проявления одаренности (концепция «дети индиго», которую справедливее считать эзотерической, нежели научной).

Сходство в проявлениях СДВГ и одаренности связано с тем, что одаренные дети, находясь в учебной среде, которая не дает им достаточно стимулирующего материала, ведут себя так же, как дети с СДВГ: скучают, отвлекаются, ерзают, занимаются не относящимися к уроку делами. Однако у детей с СДВГ, в отличие от одаренных детей без СДВГ, заметны колебания работоспособности; они уклоняются от выполнения заданий, не предполагающих немедленного вознаграждения; симптомы СДВГ сохраняются у них не только на скучных уроках, но и в любой обстановке. Одаренные дети могут совершать значительные усилия; их работа носит целенаправленный характер, они отличаются высокой познавательной активностью. Поведение детей с СДВГ подчиняется скорее поиску сильных стимулов в конкретный момент — для них скорее характерно избегание усилий.

Высокий интеллект и повышенный интерес к ряду предметов вполне могут сочетаться с клинически значимыми симптомами СДВГ и других расстройств. В этих случаях современные ученые говорят о «двойной исключительности», — то есть высоких достижениях в одних сферах человеческой деятельности при наличии выраженных дефицитов в других сферах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *