внедрение дейла что это значит
Принцип Дейла: что это такое и что он говорит о нейронах
Содержание
Гипотеза о нейрональной активности.
В этой статье мы объясняем, что такое принцип Дейла и какова его актуальность в настоящее время, из чего состоит феномен совместной передачи и на его примере.
Что такое принцип Дейла?
Принцип Дейла, или закон Дейла, названный в честь английского физиолога Генри Х. Дейла, удостоенного Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1936 году за свои открытия о передаче нервных импульсов, гласит, что нейрон высвобождает один и тот же нейромедиатор (или группу нейротрансмиттеров) во всех своих синаптических связях.
Этот принцип изначально постулировался с некоторой двусмысленностью; некоторые ученые, в том числе Джон Экклс, интерпретировали это следующим образом: «нейроны выделяют одну и ту же группу нейротрансмиттеров во всех своих синапсах»; в то время как другие интерпретировали исходное утверждение иначе: «нейроны выделяют только один нейротрансмиттер во всех своих синапсах».
Как видите, вроде бы существовали две версии принципа Дейла, подтверждающие нечто подобное, но с некоторыми нюансами. В то время были известны только два нейромедиатора: ацетилхолин и норэпинефрин (который в то время считался адреналином); и возможность того, что нейрон выпустил более одного в одном синапсе, вообще не рассматривалась.
Возникшая в результате двусмысленность исходной гипотезы Дейла вызвала некоторую путаницу в отношении значения постулируемого принципа. В конечном итоге это было неверно истолковано, поскольку считалось, что возможность того, что нейрон может высвобождать более одного нейротрансмиттера, была отвергнута.
Однако теперь доказано, что принцип Дейла, то есть гипотеза о том, что нейрон выделяет только один нейротрансмиттер во всех своих синапсах, неверен. Установлено научный факт, что многие нейроны выпускают более одного химического посланника, явление, называемое котрансмиссией, о котором мы поговорим далее.
Феномен котрансмиссии
В течение многих лет понимание механизмов нейротрансмиссии научным сообществом подчинялось закону или принципу Дейла, который, как мы уже обсуждали, постулировал концепцию, согласно которой нейрон высвобождает только один нейротрансмиттер. Однако, начиная с 1970-х годов, появились новые направления мысли и исследований, которые поставили под сомнение эти идеи.
Концепцию совместной передачи начали использовать в середине 1970-х годов, среди других ученых, Джеффри Бернсток.. Эта концепция вводит идею о том, что отдельные нейроны как в центральной нервной системе, так и в периферической системе содержат и могут выделять большое количество и разнообразие веществ, которые способны влиять на клетки-мишени.
Таким образом, совместная передача подразумевает высвобождение различных типов нейромедиаторов, нейромодуляторов и веществ из одного нейрона, позволяя оказывать более сложные эффекты на постсинаптические рецепторы и, таким образом, создавать более сложную коммуникацию, чем та, которая происходит при нормальной передаче.
Сегодня мы знаем, что вопреки тому, что постулировал принцип Дейла, не исключение, что нейроны выделяют нейротрансмиттеры вместе с другими веществами (котрансмиттерами), такими как АТФ (источник энергии и важный нейромедиатор нервной системы), азотная кислота. оксид или нейропептиды (крошечные быстродействующие белки).
Есть несколько примеров нейрональной котрансмиссии. В симпатической нервной системе АТФ вырабатывается совместно с норадреналином., и оба нейротрансмиттера проявляют свое действие, активируя определенные рецепторы, которые в конечном итоге экспрессируются в гладкомышечных клетках. Таким образом, АТФ участвует в сокращении этих мышц.
В парасимпатических нервах мы также можем найти примеры котрансмиссии. Ацетилхолин, вазоактивный кишечный полипептид (VIP), АТФ и оксид азота являются котрансмиттерами, синтезируемыми и высвобождаемыми этими типами нервов. Например, оксид азота действует как главный медиатор нейрогенной вазодилатации в сосудах головного мозга, в то время как VIP играет важную роль во время нейрогенной вазодилатации в поджелудочной железе.
Изучение механизмов котрансмиссии: аплизия
После преодоления принципа Дейла изучение влияния котрансмиссии на активность нейронной цепи был подробно проанализирован в системах беспозвоночных животных, таких как Aplysia. С помощью электрофизиологических методов функции котрансмиттеров в физиологически идентифицированных нейронах были идентифицированы и определены в четко определенных нервных цепях.
Схема кормления Aplysia предоставила важную информацию о функциональной роли котрансмиссии и о том, как котрансмиттеры, такие как кардиоактивный пептид и миомодулин способны модулировать мышечные сокращения вызывается другим нейротрансмиттером, таким как ацетилхолин, который высвобождается моторными нейронами в мышцах, отвечающих за контроль пищевого поведения животного.
Аплизия может вызывать два антагонистических пищевого поведения, а именно: проглатывание и проглатывание. Повторяющаяся стимуляция интернейрона CBI-2 будет активировать генератор центральных схем питания в щечном ганглии, чтобы, таким образом, постепенно производить моторные программы пищевого пищеварения.
Переваривание пищи будет активироваться повторяющейся стимуляцией пищеводного нерва, что вызывает кратковременное усиление синаптической передачи между интернейроном B20 и двигательным нейроном B8. B20 будет иметь нейротрансмиттеры, такие как ГАМК и дофамин, в качестве котрансмиттеров.
Дофамин в этом случае будет действовать как быстрый возбуждающий передатчик., оказывая влияние на рецептор, подобный 5-HT3. Габа, со своей стороны, не будет иметь прямого воздействия на эти синапсы, но может усилить дофаминергические ответы, воздействуя на рецептор ГАМК b и, впоследствии, активируя протеинкиназу С.
Последнее является примером, когда «обычный» передатчик (такой как ГАМК) будет вызывать модулирующий эффект, а «модуляторный» передатчик (дофамин) будет оказывать обычный эффект. Этот эффект ГАМК считается примером внутренней модуляции котрансмиттера, поскольку он модулирует цепь, к которой он принадлежит.
«Пирамида Дейла»: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?
Эта теория предлагает простое решение сложных задач, но не имеет доказательств. Похоже, это просто миф.
Из этой статьи вы узнаете:
Если вы часто читаете литературу об обучении, то наверняка слышали о «пирамиде Дейла» — теории, гласящей, что человек запоминает в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам. Проценты в разных трактовках могут меняться, но суть остаётся той же: якобы активное обучение на реальном опыте всегда лучше, чем любой другой подход. Идея звучит заманчиво, но есть одна большая проблема — с самого её зарождения не было ни одного достоверного исследования, которое бы её подтверждало.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
С чего всё началось
Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.
В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.
По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.
Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.
По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.
Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором подчеркнул, что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.
Возникает очевидный вопрос: откуда в истории этого мифа вообще возникли проценты? И почему они такие ровные? Даже если бы кто-то действительно провёл исследование, неужели его результаты могли бы быть такими идеальными? Это всё ещё остаётся загадкой.
Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна
Как минимум она не универсальна и не применима к абсолютно любому материалу, и тому есть реальные доказательства.
В статье «Что делать с ухудшающимися оценками по математике в Канаде» (What to Do about Canada’s Declining Math Scores) доцент Университета Виннипега Анна Стокк вывела важную закономерность. Она отметила, что в период с 2003 по 2012 год практически во всех провинциях Канады отмечено резкое снижение баллов учащихся в тестах по математике, которые школьники сдают после восьмого класса. Этот общенациональный спад совпал по времени с переходом школ на учебные программы, основанные на идее «опытного пути».
Согласно этой концепции, ученики должны сами находить ответы, а не получать алгоритмы решений и формулы от преподавателя. Для подобного подхода характерны:
Стокк пришла к выводу, что в случае с математикой дети намного лучше усваивают материал, если сначала им расскажут правила, дадут формулы и объяснят важные принципы, и уже потом начнётся закрепление на практике.
Вопрос об эффективности «пирамиды» также рассматривали учёные Джеймс Лэлли и Роберт Миллер в статье «Пирамида обучения: показывает ли она учителям правильное направление». Они изучили работы, исследующие эффективность разных методов обучения, и пришли к выводу, что каждый из них действенен в определённых условиях и ни один метод не обладает однозначными преимуществами перед другими.
Насколько широко распространился этот миф
Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».
Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.
Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:
«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан „конус обучения“. Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения являются чтение и лекции, а наиболее эффективным — практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования всё ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что „конус обучения“ известен уже с 1969 года!»
Почему людям так нравится «пирамида Дейла»
Компания Metiri Group, занимающаяся аналитикой данных, в 2008 году провела исследование «Мультимодальное обучение с помощью медиа» (Multimodal Learning Through Media), в котором подробно разобрала миф о «пирамиде Дейла».
Исследователи предполагают, что люди, добавляющие к схеме американского педагога проценты усвоения информации, чаще всего пытаются найти простое решение комплексной проблемы. В материале об аудиалах, визуалах и кинестетиках мы уже упоминали, что стремление педагогов найти лучший подход к ученикам совершенно естественно. Это желание подпитывает мифы вроде «пирамиды Дейла», но они при этом только создают приятную иллюзию.
Специалисты Metiri Group приходят к выводу, что не существует идеального решения для всех учащихся и любого преподаваемого материала. В некоторых случаях практические занятия действительно более эффективны, но это вовсе не значит, что они подойдут всем или что человеку всегда будет нужен исключительно «опытный» подход, что бы он ни изучал.
Принцип Дейла
Сам Дейл никогда не высказывал своего «принципа» в какой-либо явной форме. Источником, на который ссылается Экклс, является опубликованная Дейлом в 1934 году лекция под названием «Фармакология и нервные окончания», в которой описываются некоторые из самых ранних исследований физиологии нейротрансмиссии. В то время были известны только два химических передатчика, ацетилхолин и норэпинефрин (тогда считалось, что это адреналин). Было известно, что холинергическая и адренергическая передача в периферической нервной системе происходит от разных групп нервных волокон. Дейла интересовала возможность того, что нейрон, высвобождающий одно из этих химических веществ на периферии, может также выделять это же химическое вещество в центральных синапсах. Он написал :
Далее следует отметить, что в случаях, для которых уже имеются прямые доказательства, явления регенерации, по-видимому, указывают на то, что природа химической функции, холинергической или адренергической, характерна для каждого конкретного нейрона и неизменна.
И ближе к концу журнала:
Поскольку в то время было известно только два химических излучателя, возможность того, что нейрон будет выпускать более одного излучателя в одном синапсе, никому не приходила в голову, и поэтому не было принято никаких мер для формулирования каких-либо предположений с учетом этой возможности. Получившаяся двусмысленность в первоначальных утверждениях привела к некоторой путанице в литературе относительно точного значения принципа, например, Николл и Маленка поняли это, заявив, что нейрон всегда выделяет один и только один нейротрансмиттер во всех своих синапсах. В таком виде это, безусловно, неверно. Многие нейроны выделяют более одного нейромедиатора, что называется «котрансмиссией». Хотя были и предыдущие подсказки, первое официальное предложение об этом открытии появилось только в 1976 году. Большинство нейронов выпускают несколько различных химических мессенджеров. В современной нейробиологии нейроны часто классифицируются в соответствии с их наиболее важным нейротрансмиттером и ко-трансмиттером, например, нейроны полосатого тела GABA используют либо опиоидные пептиды, либо вещество P в качестве своего первичного сопутствующего трансмиттера.
Однако в публикации 1976 года Экклс интерпретировал этот принцип несколько иначе:
«Я предложил определить принцип Дейла, согласно которому во всех аксональных ветвях нейрона происходит высвобождение одного и того же излучающего вещества (веществ)».
Добавление «или веществ» необходимо. С этим изменением принцип предусматривает возможность того, что нейроны высвобождают более одного передатчика, и только утверждает, что один и тот же набор высвобождается во всех синапсах. В этой форме это все еще является важным практическим правилом, за некоторыми исключениями, включая открытие Дэвида Сульцера и Стивена Рейпорта, что дофаминергические нейроны также выделяют глутамат в качестве нейротрансмиттера, но в отдельных местах.
Принцип Дейла: что это такое и что он говорит о нейронах
Содержание:
В этой статье мы объясняем, что такое принцип Дейла и какова его актуальность в настоящее время, из чего состоит феномен совместной передачи и приводим его пример.
Что такое принцип Дейла?
Принцип Дейла, или закон Дейла, названный в честь английского физиолога Генри Х. Дейла, который был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1936 году за свои открытия о передаче нервных импульсов, гласит, что нейрон высвобождает один и тот же нейромедиатор (или группу нейротрансмиттеров) во всех своих синаптических связях.
Этот принцип изначально постулировался с некоторой двусмысленностью; некоторые ученые, в том числе Джон Экклс, интерпретировали это следующим образом: «нейроны выделяют одну и ту же группу нейротрансмиттеров во всех своих синапсах»; в то время как другие интерпретировали исходное утверждение иначе: «нейроны выделяют только один нейротрансмиттер во всех своих синапсах».
Как видите, вроде бы существовали две версии принципа Дейла, подтверждающие нечто подобное, но с некоторыми нюансами. В то время были известны только два нейромедиатора: ацетилхолин и норэпинефрин (который в то время считался адреналином); и возможность того, что нейрон выпустил более одного в одном синапсе, вообще не рассматривалась.
Возникшая в результате двусмысленность исходной гипотезы Дейла вызвала некоторую путаницу в отношении значения постулируемого принципа. Короче говоря, это было неправильно истолковано, поскольку считалось, что возможность того, что нейрон может высвобождать более одного нейромедиатора, была отвергнута.
Однако теперь стало возможным проверить, что принцип Дейла, то есть гипотеза о том, что нейрон выделяет только один нейротрансмиттер во всех своих синапсах, неверен. Установлено научный факт, что многие нейроны испускают более одного химического посланника, явление, называемое котрансмиссией, о котором мы поговорим далее.
Феномен котрансмиссии
В течение многих лет понимание механизмов нейротрансмиссии научным сообществом подчинялось закону или принципу Дейла, который, как мы уже обсуждали, постулировал концепцию, согласно которой нейрон высвобождает только один нейротрансмиттер. Однако, начиная с 1970-х годов, появились новые направления мысли и исследований, которые поставили под сомнение эти идеи.
Концепция совместной передачи начала использоваться в середине 1970-х годов, среди других ученых, Джеффри Бернстоком.. Эта концепция вводит идею о том, что отдельные нейроны как в центральной нервной системе, так и в периферической системе содержат и могут выделять большое количество и разнообразие веществ, которые способны влиять на клетки-мишени.
Таким образом, совместная передача подразумевает высвобождение различных типов нейромедиаторов, нейромодуляторов и веществ из одного нейрона, позволяя оказывать более сложные эффекты на постсинаптические рецепторы и, таким образом, создавая более сложную коммуникацию, чем та, которая происходит при нормальной передаче.
Сегодня мы знаем, что вопреки тому, что постулировал принцип Дейла, нередко нейроны выделяют нейротрансмиттеры вместе с другими веществами (котрансмиттерами), такими как АТФ (источник энергии и важный нейротрансмиттер нервной системы), азотная кислота. оксид или нейропептиды (крошечные быстродействующие белки).
Есть несколько примеров нейрональной котрансмиссии. В симпатической нервной системе АТФ вырабатывается совместно с норадреналином., и оба нейротрансмиттера проявляют свое действие, активируя определенные рецепторы, которые в конечном итоге экспрессируются в гладкомышечных клетках. Таким образом, АТФ участвует в сокращении этих мышц.
В парасимпатических нервах мы также можем найти примеры котрансмиссии. Ацетилхолин, вазоактивный кишечный полипептид (VIP), АТФ и оксид азота являются котрансмиттерами, которые синтезируются и высвобождаются этими типами нервов. Например, оксид азота действует как главный медиатор нейрогенной вазодилатации в сосудах головного мозга, в то время как VIP играет важную роль во время нейрогенной вазодилатации в поджелудочной железе.
Изучение механизмов котрансмиссии: аплизия
После преодоления принципа Дейла исследование влияния котрансмиссии на активность нейронной цепи был подробно проанализирован в системах беспозвоночных животных, таких как Aplysia. С помощью электрофизиологических методов функции котрансмиттеров в физиологически идентифицированных нейронах были идентифицированы и определены в четко определенных нервных цепях.
Схема кормления Aplysia предоставила важную информацию о функциональной роли котрансмиссии и о том, как котрансмиттеры, такие как кардиоактивный пептид и миомодулин способны модулировать мышечные сокращения вызывается другим нейротрансмиттером, таким как ацетилхолин, который высвобождается моторными нейронами в мышцах, отвечающих за контроль пищевого поведения животного.
Аплизия может вызывать два антагонистических пищевого поведения, а именно: проглатывание и проглатывание. Повторяющаяся стимуляция интернейрона CBI-2 будет активировать генератор центральных схем питания в щечном ганглии, чтобы, таким образом, постепенно производить моторные программы пищевого пищеварения.
Переваривание пищи будет активироваться повторяющейся стимуляцией пищеводного нерва, которая вызывает кратковременное усиление синаптической передачи между интернейроном B20 и двигательным нейроном B8. B20 будет иметь нейротрансмиттеры, такие как ГАМК и дофамин, в качестве котрансмиттеров.
Дофамин в этом случае будет действовать как быстрый возбуждающий передатчик., оказывая эффект на рецептор, подобный 5-HT3. Габа, со своей стороны, не будет иметь прямого воздействия на эти синапсы, но может усилить дофаминергические ответы, воздействуя на рецептор ГАМК b и, впоследствии, активируя протеинкиназу С.
Последнее является примером, когда «обычный» передатчик (такой как ГАМК) будет вызывать модулирующий эффект, а «модулирующий» передатчик (дофамин) будет оказывать обычный эффект. Этот эффект ГАМК считается примером внутренней модуляции котрансмиттера, поскольку он модулирует цепь, к которой он принадлежит.
Ринэнцефалон: что это такое, части и их функции в головном мозге
Конус Дейла
Эдгар Дейл — известный американский педагог, профессор Университета Огайо.
В 1946 году выпустил книгу Audiovisual Methods in Teaching, где впервые представил конус опыта. С его помощью Дейл «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Профессор преподавал ученикам разными способами один и тот же материал. Оказалось, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным личный опыт.
Схема Эдгара Дейла стала очень популярна. В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения.
У пирамиды обучения есть как поклонники, так и критики. Однако практика показывает, что двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.
Как пользоваться пирамидой обучения
Какой материал вы хотели бы отработать? Выберите одну не слишком узкую, но и не очень обширную тему.
Рассмотрим, как можно погрузиться в материал с помощью пирамиды обучения. В качестве примера возьмём тему «Эпоха дворцовых переворотов в России», которую в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» изучают в середине восьмого класса.
Чтение
Минимум: прочтите теоретический материал или нужный параграф в учебнике.
Максимум: подберите статьи и научные книги по теме. Например, о дворцовых переворотах писали профессор Евгений Анисимов, профессор Николай Павленко и другие историки. Быстро справляться с большим массивом литературы помогает скорочтение.
Слушание
Минимум: прослушайте урок, не глядя на экран. Будет непривычно, особенно в негуманитарных предметах. Но смысл в том, чтобы активизировать воображение и представить то, о чём говорит преподаватель.
Максимум: поищите аудиокниги или выступления учёных по теме.
Просмотр картинок
Минимум: скачайте и внимательно изучите презентацию урока. Старайтесь «фотографировать» в памяти не только изображения, но и текст.
Максимум: найдите инфографику, диаграммы, иллюстрации. Повесьте их перед глазами. Так, в изучении дворцовых переворотов вам поможет генеалогическое древо Романовых, хронологические таблицы и художественные картины.
Просмотр видео
Минимум: просмотрите видеоурок целиком. Внимательно следите за рассказом преподавателя и дискуссией в чате.
Максимум: найдите лекцию TED, документальный ролик на YouTube или художественный фильм по изучаемой теме. Например, дворцовым переворотам посвящено несколько серий документального цикла «Романовы» и сериал Светланы Дружининой.
Эксперименты
Минимум: составьте интеллект-карту, сделайте макет, проведите лабораторную работу. На этом этапе ваша задача — продемонстрировать услышанную и увиденную информацию.
Максимум: устройте презентацию вашего проекта перед родными или друзьями. Важно проговорить вслух всё, что вы уже изучили.
Дискуссия
Минимум: пишите в чате урока. Человек скорее забудет сказанное ему, чем то, что произнёс сам.
Максимум: устройте дискуссионный клуб с одноклассниками, например, в мессенджерах или социальных сетях. Задавайте вопросы и просите сверстников ответить. Выдвигайте тезисы и предлагайте их оспорить.
Выступление с речью
Минимум: запишите небольшое видеосообщение для участников вашего дискуссионного клуба.
Максимум: найдите научный клуб или конференцию, где можно выступить с докладом. Инструкция по подготовке к публичному выступлению →
Реальные действия
Минимум: поставьте мини-спектакль для домочадцев. Потребуется сценарий, костюмы, декорации — придётся задействовать креативность по полной программе. Но оно того стоит.
Максимум: примените полученные действия на практике. В нашем примере с дворцовыми переворотами это может быть участие в исторической реконструкции. В других областях можно устроить мастер-класс или попробовать передать свои знания кого-то другому.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.