внедорожные мототранспортные средства категории а1 что включает в себя
Права подкатегории «А1»: всё что нужно знать о водительском удостоверении для вождения лёгкого мотоцикла
Что значит права категории «А1»
Для удобного вождения транспортных средств и для структурирования законодательства РФ все транспортные средства, начиная с велосипедов и сноубордов и заканчивая троллейбусами и маршрутками, разделяются на категории и подкатегории. Категория «А», согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», включает в себя мотоциклы, без уточнения их мощности и габаритов. К подкатегории прав «А1» относятся только лёгкие мотоциклы, иными словами – мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 125 см3, а мощность которого не превышает 11 кВт.
Подкатегорию «А1» не зря называют облегченной версией категории «А»: водительские права категории «А» автоматически дают право на управление всеми транспортными средствами из категории «А1» без дополнительных экзаменов (при условии, что в медицинской справке указано отсутствие противопоказаний). То есть, если человек сдал экзамен ГИБДД и получил право управлять всеми мотоциклами, он также получил право управлять лёгкими мотоциклами – никаких особых разрешений для этого не требуется. Однако, чтобы перейти с категории «А1» на полноценную взрослую категорию «А», придётся проходить курс обучения в мотошколе, заново сдавать экзамен в ГИБДД и получать новые права.
Не следует также путать категорию «А1», которую мы разобрали выше, с категорией «АI» самоходных машин. Дело в том, что самоходные машины, например сельскохозяйственные машины, такие как тракторы и комбайны, самосвалы, снегоходы, квадроциклы, строительные краны и катки для асфальта, относятся к отдельному виду транспортных средств и делятся на свои собственные категории. Так, права категории «АI» самоходных машин (удостоверение машиниста-тракториста) даёт право на управление внедорожными мототранспортными средствами, развивающие скорость до 50 км/ч, например снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами. Главное отличие этой категории – возможность водить только внедорожные средства, доступ к дорогам общего пользования для таких машин закрыт. Такое водительское удостоверение, в отличие от привычных прав подкатегории «А1», выдаётся не ГИБДД, а Гостехнадзором.
Таким образом, ни техническая категория «А1», ни категория «AI» самоходных машин не даст вам права водить малокубатурный мотоцикл – такое право дают лишь обычные водительские права подкатегории «А1».
Что разрешают и не разрешают права категории «А1»
Водительские права категории «А1» разрешают водить любые малокубатурные мотоциклы с объёмом двигателя внутреннего сгорания менее 125 см 2 и мощностью менее 11 кВт. Такие байки относятся к стандартным транспортным средствам, так что обладатель водительского удостоверения будет иметь те же права, что и водитель крупных байков или автомобилей.
Какие мотоциклы подойдут для категории «А1»
При наличии прав категории «А1» человек может беспрепятственно управлять мотоциклами с объёмом двигателя 50, 75, 100 и 125 см3. Несмотря на кажущиеся ограничения, таких байков достаточно на рынке, чтобы начинающий байкер сумел подобрать транспорт по душе. Другой вопрос, что после длительных тренировок, например спустя полгода, ему скорее всего захочется пересесть на что-то более мощное и попробовать свои силы на 250- или 350-кубовых мотоциклах, но такой возможности не будет. Однако для новичков, впервые в жизни садящихся за руль байка, такой ограниченной кубатуры должно хватить. Если говорить о средних числах, 125-кубовые мотоциклы весят 100–130 кг, потребляют от 2 до 3 л топлива на 100 км пути и разгоняются не выше 120 км/ч. Под эту классификацию подходят следующие модели.
Кроме этих моделей, обратите внимание и на менее распространённые 125-кубовые дорожные мотоциклы: KTM 125 EXC Enduro, KYMCO Zing 125, Yamaha YS 125, Honda CG 125, энудуро Honda XLR 125, Honda XR 125 L, Kawasaki KMX 125, Kawasaki KLX 125, Suzuki DR 125, Aprilia RX 125, спортбайки Honda CBR 125 R и Yamaha YZF-R125, круизеры Kawasaki Eliminator 125, Suzuki VL 125 Intruder, Yamaha Virago 125, Honda Rebel 125. Существуют и другие модели: лёгкие южнокорейские и китайские вариации «взрослых» мотоциклов, а также байки с меньшей кубатурой.
Водительские права категории «А1»: юридическая сила и внешний вид
Право на управление малокубатурным байком подтверждается водительскими правами категории «А1», выдаваемыми ГИБДД. Согласно всё той же ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», российское национальное водительское удостоверение выдаётся на срок 10 лет (если в федеральных законах не сказано иное) и остаётся действительным до истечения срока действия, то есть так же 10 лет. Дата окончания срока действия удостоверения указывается на лицевой стороне под пунктом 4b. За вождение мотоцикла с недействительным или истёкшим удостоверением предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 руб., а также конфискация транспортного средства (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ), поэтому важно вовремя его менять. Замена прав осуществляется только органами ГИБДД, причём обязательно в том регионе, где человек зарегистрирован или проживает. Для экономии времени предлагается оформить замену документа через сайт Госуслуг в онлайн-формате, а затем получить готовые права на руки уже в отделении ГИБДД.
Внешний вид и устройство водительских прав для категории «А1» ничем не отличается от водительского удостоверения на вождение автомобилей или крупных мотоциклов. Это пластмассовая карточка размерами 8,6 х 5,4 см, на которой располагаются фотография и подпись владельца, индивидуальный номер документа и индивидуальный защитный штрих-код для автоматизированного учёта, таблица с категориями транспортных средств и указанными датами начала и окончания действия прав для каждой из них, защитные логотипы и водные знаки, а также 14 пометок с определённой информацией, которые мы рассмотрим ниже. Пометки с 1 по 9 находятся на лицевой стороне, с 9 по 14 – на оборотной.
Условия получения прав на управление лёгкими мотоциклами
Чтобы получить права категории «А1», необходимо выполнить 4 условия, прописанные в ст. 26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Первое из них – водитель должен быть старше 16 лет, так как лица, не достигшие 16 лет, не допускаются ни к обучению в мотошколе, ни к сдаче экзамена. С 16 же лет водитель имеет право получить водительские права некоторых категорий транспортных средств, в том числе и категорию «А1».
Второе условие – медицинское заключение об отсутствии противопоказаний (по форме №003-В/у) для управления выбранным транспортным средством, то есть малокубатурным мотоциклом. Медицинское заключение выдаётся после посещения нескольких врачей – их список определяет отделение ГИБДД. К обязательным врачам относятся терапевт, врач общей практики или семейный врач, офтальмолог, психиатр и нарколог. Невролог – только если к нему вас назначит терапевт. В некоторых случаях требуется сдать анализ мочи или анализ крови на предмет наличия там психоактивных веществ, а также электроэнцефалографию. Все врачи, за исключением нарколога и психиатра, находятся в районной поликлинике, и записаться к ним можно бесплатно. Психиатр и нарколог принимают посетителей в государственных аккредитованных учреждениях по месту жительства. В случае с психиатром учреждение должно иметь лицензию на психиатрическое освидетельствование. В случае с наркологом – на лабораторную и клиническую лабораторную диагностику.
Третье условие – будущий водитель обязан пройти полный или ускоренный курс обучения мотоезде на транспорте категории «А1». Программы предлагаются в мото- и автошколах и включают в себя как теоретические, так и практические занятия. При этом, если ученику меньше 18 лет, для учёбы в мотошколе ему понадобится письменное согласие родителей, так как несовершеннолетние водители не имеют права обучаться в мотошколе по собственному согласию. После завершения курса мотоезды ученик получит письменный документ (сертификат или удостоверение) о том, что он прошёл обучение и теперь допускается к сдаче экзамена в ГИБДД.
Четвёртое условие – сам экзамен в ГИБДД, доступ к которому водитель получает при условии выполнения трёх предыдущих пунктов. Он состоит из теоретической и практической части. Подробнее о нём мы расскажем в следующем разделе.
Итого, лица, достигшие 16-летнего возраста, имеют право обучиться в мотошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские права подкатегории «А1», и несовершеннолетие никак этому не мешает.
Экзамен в ГИБДД на категорию «А1»
В соответствии с действующими нормами законодательства, сдать на права категории «А1» разрешается в любом отделении ГИБДД, независимо от места проживания, регистрации или расположения мотошколы, в которой проходила учёба. После завершения обучающего курса мотошкола предлагает водителю помощь с регистрацией на экзамен: в таком случае мотошкола собирает требуемые документы и проверяет их на соответствие правилам, договаривается с ГИБДД о дате и времени проведения экзамена. Если обучающегося всё устраивает, экзамен проводится на площадке мотошколы на одном из мотоциклов, которые водитель тестировал ранее. Второй вариант – сдать экзамен ГИБДД независимо от мотошколы. Тогда в выбранное отделение ГИБДД приносится пакет документов, в том числе и сертификат о пройденном мотокурсе, после чего назначается дата и время экзамена. При этом нужно учитывать, что не у всех отделений есть собственная подходящая площадка и малокубатурные мотоциклы – этот момент уточняйте заранее.
Требования к проведению экзамена идентичны и не зависят от выбранного варианта. То есть человек, сдающий практический экзамен на мотоплощадке школы, где он обучался, и человек, решивший сдавать экзамен в отделении ГИБДД, будут оцениваться одинаково – никаких поблажек.
Допуск к экзамену в ГИБДД и пакет необходимых документов
Список документов, необходимых для допуска водителя к экзамену ГИБДД, зафиксирован в п. 18 ч. II Постановления Правительства России от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Он выглядит одинаково для всех категорий транспортных средств, начиная со скутера и заканчивая трамваем. Список состоит из следующих документов:
Сколько стоит сдача экзамена в ГИБДД на права категории «А1»
Сам экзамен, согласно законодательству, проводится бесплатно, но за получение водительских прав взимается госпошлина. Госпошлина оплачивается после подготовки и отправки всех документов. Для получения национального государственного водительского удостоверения госпошлина составляет 2000 руб., однако при оплате онлайн через личный кабинет Госуслуг водителям предоставляется скидка 30%, так что стоимость госпошлины оказывается 1400 руб. Сумма госпошлины остаётся неизменной при первичном получении, утере или замене водительских прав. Кроме сайта Госуслуг, оплатить пошлину можно прямо в отделении ГИБДД, почтовым переводом или через банк. Некоторые из этих вариантов подразумевают взимание комиссии.
Как устроен экзамен в ГИБДД на права категории «А1»
Экзамен на водительские права подкатегории «А1» состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Допуск к практической части предоставляется водителю только после успешной сдачи теоретического экзамена. В случае, если кандидат в водители не сдал теоретическую часть с первой или второй попытки, назначается повторное тестирование в срок от 7 до 30 календарных дней со дня несдачи предыдущего экзамена. В случае, если кандидат не сдал теоретический экзамен с третьей и более попытки, повторное тестирование назначается в срок от 1 до 3 месяцев. Для водителей, не сдавших практическую часть, правила похожи: если не сдал с первой или второй попытки – повторный экзамен в срок от 7 до 60 календарных дней, если не сдал с третьей и последующих попыток – от 1 до 3 месяцев со дня несдачи предыдущего экзамена. Количество попыток не ограничено ни для теоретической части, ни для практической.
Ни теоретическая, ни практическая части экзамена на подкатегорию «А1» не отличаются от экзамена на категорию «А». Единственное расхождение – модель мотоцикла, на которой сдаётся экзамен. На категорию «А1» экзамен сдаётся строго на мотоциклах с объёмом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт. Чаще всего это бывает Yamaha YBR 125.
Теоретическая часть состоит из 1 билета, включающего в себя 20 вопросов с вариантами ответов (обычно от 2 до 5 вариантов). При правильном ответе на 18 и более вопросов ставится зачёт, при этом за каждый неотвеченный вопрос полагается 5 дополнительных штрафных вопроса. Если экзаменуемый отвечает меньше чем на 18 вопросов, экзамен считается несданным. Для ответа на каждый вопрос, в том числе и дополнительный, даётся 1 минута, то есть тестовая часть займёт от 20 до 30 минут. Если экзаменуемому не хватило времени, и он не успел ответить на вопросы, они так же считаются отвеченными неправильно. Экзамен сдаётся на компьютере при помощи подключения к единой экзаменационной системе. Теоретическая часть касается 5 тем:
Чтобы подготовиться к сдаче тестовой части, рекомендуется не только заниматься в мотошколе, но и готовиться самостоятельно. В рамках подготовки особое внимание необходимо уделить следующим законодательным актам:
Практическая часть включает в себя 6 упражнений, проводимых на специальной мотоплощадке. Выезд в город для сдачи практической части экзамена ГИБДД на категорию «А1» не подразумевается. Перед началом экзамена водителю обязаны предоставить 2 минуты для освоения мотоцикла и проверки своих сил. Никакие ошибки, совершённые в этот период времени, не учитываются. После этого начинается экзамен, включающий в себя 6 испытаний:
После начала экзамена все совершённые экзаменуемым ошибки фиксируются инспектором по следующей схеме:
Штрафные баллы за все упражнения суммируются, максимальное возможное число штрафных баллов – 5 баллов. Если экзаменуемый набирает более 5 баллов, практическая часть считается несданной и водитель отправляется на пересдачу.
Обучение в мотошколе на категорию «А1»
С 2013 г. МВД отменило право сдавать экзамен в ГИБДД, закончив учёбу в мотошколе экстерном или вовсе не учась в мотошколе. Поэтому двухмесячная учёба в мотошколе обязательна для всех желающих получить водительские права категории «А1». Чтобы сертификат мотошколы засчитывался ГИБДД, она должна иметь государственную лицензию на право учить водителей вождению транспортных средств.
Мотошкола «Автофактор» предлагает полный курс вождения мотоциклов категории «А1», который длится от 2 до 2,5 месяцев и включает в себя параллельные практические и теоретические занятия, а также внутренний экзамен на владение транспортом, включающий в себя все 6 упражнений из перечня ГИБДД и необходимый для тренировки и понимания устройства официального экзамена.
Условия и программа обучения в мотошколе
Теоретический курс изучения программы на категорию «А1» состоит из 136 часов, практический курс – из 18 часов, 16 из которых предполагают двухчасовые практические занятия, а ещё 2 часа выделены для сдачи внутреннего тренировочного экзамена по итогам учёбы. С учётом посещения двухчасовых лекций дважды в неделю, а также самостоятельного домашнего изучения дистанционного курса лекций, полное прохождение курса займёт от 2 до 2,5 месяцев, в зависимости от личного расписания и наличия свободного времени. Во время изучения теоретического курса учащиеся имеют право пользоваться дополнительной учебной литературой, выдаваемой мотошколой, и тестовыми заданиями для самостоятельного контроля знаний.
В курс теоретической программы на категорию «А1» входят циклы лекций по следующим темам:
Стоимость полного курса вождения на категорию «А1», включающего в себя практические и теоретические занятия) составляет 22 000 руб.
Документы для обучения в мотошколе
Чтобы потупить в мотошколу и приступить к учёбе, будущий водитель также обязан представить пакет документов, подтверждающих его право и способность учиться. Список документов, необходимых для допуска к курсу, требуемый мотошколой «Автофактор» выглядит следующим образом:
Заключение
Подводя итог ко всему написанному, мы добавим, что, несмотря на кажущуюся сложность процесса получения водительских прав категории «А1», эта процедура ничем не отличается от получения автомобильных прав или мотоциклетных прав подкатегории «М» и категории «А». Главное – это не напутать с документами, соблюсти сроки и тщательно подготовиться как к теоретическому, так и к практическому экзамену, чтобы не пришлось нервничать и стрессовать больше одного раза.
Внедорожные мототранспортные средства категории а1 что включает в себя
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ
Общие технические требования
Four wheel all-terrain vehicles.
General technical requirements
Дата введения 2004-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 «Мотоциклы и мопеды»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 января 2003 г. N 36-ст
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к мотовездеходам, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мотовездеход: Любое механическое внедорожное транспортное средство на четырех колесах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования.
3.1.1 мотовездеходы категории У: Мотовездеходы универсальные, предназначенные для общего применения.
3.1.2 мотовездеходы категории С: Мотовездеходы, предназначенные для соревнований.
3.1.3 мотовездеходы категории Х: Мотовездеходы, предназначенные для хозяйственного использования.
3.1.4.1 мотовездеходы подкатегории Д-6: Мотовездеходы, предназначенные для использования детьми не моложе 6 лет.
3.1.4.2 мотовездеходы подкатегории Д-12: Мотовездеходы, предназначенные для использования подростками не моложе 12 лет.
3.2 шина низкого давления: Шина, предназначенная для эксплуатации на мотовездеходах, внутреннее давление в которой не более 69 кПа.
3.3 колесная база: Расстояние, измеренное вдоль продольной оси мотовездехода между центрами его передней и задней осей.
3.4 левая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.
3.5 правая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.
3.6 максимальная полезная нагрузка мотовездехода: Максимально допустимая нагрузка, предписываемая изготовителем мотовездехода, включающая в себя массу водителя и не включающая в себя массу ненагруженного мотовездехода.
3.7 масса ненагруженного мотовездехода: Масса мотовездехода, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:
— оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации мотовездехода;
— полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем;
— инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается законодательными актами, касающимися измерения массы ненагруженного мотовездехода;
— соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей мотовездехода.
Топливо и смесь топлива с маслом не учитывают при определении массы ненагруженного мотовездехода, однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе, должны быть учтены.
3.8 масса снаряженного мотовездехода: Масса ненагруженного мотовездехода, к которой добавлена масса следующих компонентов:
— топлива в баке, заполненном не менее чем до 90% объема, установленного изготовителем;
Если мотовездеход работает на смеси топлива с маслом, то:
— в случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, под термином «топливо» подразумевают такую предварительно подготовленную смесь;
— в случае, когда топливо и масло заправляют раздельно, термин «топливо» означает только топливо. В этом случае масса масла уже учтена при определении массы ненагруженного мотовездехода.
3.9 дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые на мотовездеходе после его изготовления.
3.10 водитель: Лицо, которое осуществляет управление мотовездеходом.
3.11 испытатель: Лицо, которое осуществляет управление и контроль над функционированием мотовездехода в процессе испытаний. Во время испытаний испытатель должен сидеть в нормальном прямом положении, соответствующем виду испытаний.
3.12 выключатель двигателя: Устройство, предназначенное для прерывания работы системы зажигания двигателя.
3.13 рабочий объем двигателя: Объем, освобождаемый поршнем, движущимся из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, умноженный на число цилиндров.
3.14 электростартер: Электродвигатель, являющийся частью конструкции мотовездехода, предназначенный для прокрутки коленчатого вала с последующим запуском двигателя.
3.15 блокировка электрозапуска: Устройство, предотвращающее запуск двигателя мотовездехода электростартером в определенных условиях.
3.16 орган управления дроссельной заслонкой: Орган управления, расположенный на рукоятке, предназначенный для управления мощностью двигателя.
3.17 устройство включения/выключения подачи топлива: Механическое устройство, предназначенное для включения или выключения подачи топлива из топливного бака.
3.18 система зажигания: Система двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, предназначенная для зажигания топливной смеси посредством электрической искры.
3.19 механическое сцепление: Устройство, предназначенное для отсоединения двигателя от трансмиссии, приводимое в действие водителем.
3.20 рычаг привода сцепления: Орган управления ручного типа, предназначенный для включения и выключения механического сцепления.
3.21 коробка передач: Устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от двигателя к движителю при наличии более чем одного варианта соотношения крутящего момента и частоты вращения двигателя.
3.22 орган управления переключением передач: Орган управления, предназначенный для выбора комбинации зацепляющихся шестерен в коробке передач.
3.23 нейтральное положение рычага переключения передач: Фиксированное положение рычага переключения передач, в котором не существует прямой механической связи между входным и выходным валами трансмиссии.
3.24 индикатор нейтрального положения рычага переключения передач: Средство световой сигнализации или сигнализации иного типа, указывающее на то, что трансмиссия мотовездехода находится в нейтральном положении.
3.25 устройство отбора мощности (УОМ): Устройство внешнего привода, предназначенное для передачи вращательного движения к навесному оборудованию или другим системам.
3.26 устройство ограничения скорости: Устройство, предназначенное для ограничения максимальной скорости мотовездехода.
3.27 рабочая тормозная система: Основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехода.
3.28 стояночная тормозная система: Тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.
3.29 тормозной путь ( ): Дистанция, проходимая мотовездеходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки мотовездехода.
3.30 тормозное замедление: Степень изменения скорости мотовездехода с момента приложения усилия к органу управления до момента полной остановки мотовездехода.
3.31 рычаг привода тормозов: Орган управления ручного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.
3.32 тормозная педаль: Орган управления ножного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.
3.33 механизм стояночной блокировки: Блокировочное устройство в цепи агрегатов и узлов, передающих мощность, приводимое в действие, когда орган управления переключением передач переводят в фиксированное состояние, соответствующее положению парковки.
3.34 механическая подвеска: Система, которая компенсирует вертикальные перемещения колес мотовездехода по отношению к его шасси и обеспечивает подрессоривание и демпфирование.
3.35 ход подвески: Суммарное перемещение контрольной точки подвески (например, центра колеса) от положения, когда подвеска полностью отпущена и на нее не действуют никакие силы, к положению ее полного сжатия. При определении хода подвески не учитывают упругие ограничители хода сжатия и хода отбоя.
3.36 искрогаситель: Устройство, предназначенное для гашения искр в отработавших газах.
3.37 противоугонное устройство: Средство, предназначенное для приведения мотовездехода в состояние, при котором невозможно его движение в том случае, если не будет использован соответствующий ключ.
3.38 опора для ног: Выступающие с обеих сторон мотовездехода элементы, на которые водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении, выполненные в виде площадки или стержня.
3.39 ручной захват: Элемент конструкции, расположенный в задней части мотовездехода, предназначенный для подъема, вытягивания или толкания мотовездехода.
3.40 стержень руля: Элемент конструкции руля, соединяющий правую и левую рукоятки.
3.41 рукоятка руля: Элемент конструкции руля, предназначенный для управления траекторией движения мотовездехода и опоры рук водителя, а также для установки на нем органов ручного управления.
3.42 багажник: Полка (полки) или иное место (места) на мотовездеходе, предназначенное изготовителем для укладки и закрепления груза.
3.43 руководство по эксплуатации: Сопроводительный документ, прилагаемый изготовителем к мотовездеходу, содержащий информацию и предписания, касающиеся эксплуатации, обслуживания мотовездехода и ухода за ним.
3.44 электромагнитная совместимость: Способность электрического или электронного устройства подавлять излучение, вызывающее электромагнитную интерференцию, а также способность этого устройства противостоять наведенной электромагнитной интерференции.