влюбленным казалось что их чувства будут вековыми
В материале содержится вариант тренировочного теста в формате ЕГЭ 2018.
по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы. (2)Постепенно он был вырублен и в почти ненарушенном состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории Белоруссии и Польши. (3)В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список всемирного наследия человечества. (4)Позже он получил статус биосферного заповедника и был награждён дипломом Совета Европы. (5) Беловежская пуща является уникальным массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. (6)Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более ста лет, отдельные участки леса имеют возраст до 350 лет. (7)…, здесь зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов: пятисотлетние дубы, трёхсотлетние ясени и сосны, старые ели.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы.
2) Средний возраст реликтовых лесов, которые произрастали в Средней Европе
в древности, в биосферном заповеднике «Беловежская пуща» составляет более ста
лет, отдельных участков — до 350 лет.
3) Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, где сохранились пятисотлетние дубы, трёхсотлетние ясени и сосны, старые ели.
4) Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список
всемирного наследия человечества.
5) В биосферном заповеднике «Беловежская пуща» сохранились уникальные
древние леса, типичные для равнин Средней Европы, средний возраст которых более
ста лет, а возраст отдельных участков до 350 лет.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Например Кроме того Однако Между прочим Итак
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ПАРК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами. Раз_
бить парк. Городской парк.
2) Передвижной склад для снабжения армии. Артиллерийский парк.
3) Место стоянки и ремонта подвижного состава. Трамвайный парк.
4) Совокупность транспортных средств, а также механизмов, аппаратов. Парк
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
зубчАтый обеспЕчение аристокрАтия апОстроф гЕнезис
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.
Роскошный наряд и ЭФФЕКТНАЯ причёска делали юную Варю неотразимой.
Ведущая ИНФОРМАЦИОННОЙ телевизионной программы сдержанна и тактична.
Учитель — одна из ГУМАННЫХ профессий.
Влюблённым казалось, что их чувства будут ВЕКОВЫМИ.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
перед первым СЕНТЯБРЯ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)
1) По завершению эксперимента учёные публикуют аналитические отчеты.
2) Возвращения парусника «Седова», прошедшего вокруг света за 14 месяцев, в июле 2013 года ждал весь Санкт-Петербург.
4) В 1986 году, окончив факультет физической культуры в Туринском университете, Адриано пригласили на работу учителем физкультуры
в одну из школ Венеции.
5) В конспекте статьи, сданной на проверку преподавателю, отражены все микротемы.
7) Исследователи из Оксфордского университета смогли повысить математические способности добровольцев с помощью стимуляции мозга случайными электромагнитными шумами.
8) Искусственная клетка сможет быстро и точно доставлять лекарственные препараты в отдельные органы человека или нейтрализовать в них токсины, отравляющие организм.
9) Искусственные алмазы лучше поддаются ювелирной обработке из-за отсутствия природных примесей и прочной кристаллической структуры.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к…нарейка прищ…мить д…льфин недор…сль ук…ризна
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
дез…нфекция, без. скусный
чере..чур, и. подтишка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
мороз…ц никел..вый беззастенч…вый фасол…вый гуттаперч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(баран) бле..т стел..шь (постель) выздорове…шь чу..шь (запах)
(за ним) не угон…шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Справа от дороги был до сих пор (НЕ) СКОШЕННЫЙ луг.
(НЕ) БУДУЧИ членом клуба, вы вряд ли сможете посещать семинары.
Атлет, к сожалению, (НЕ) ПРОШЁЛ в финал соревнований.
Прохожий (НЕ) ВЗНАЧАЙ задел ограждение.
Ни для кого (НЕ) СЕКРЕТ, что скоро будут выборы.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
НЕТ (ЛИ) в вашей библиотеке книги КАКОЙ (НИБУДЬ) о жизни морских скатов?
ЧТО (БЫ) не попадать ежечасно (В) ПРОСАК, лучше всего думать сначала, а делать потом.
ЧТО (БЫ) ни говорили, а он делал (ПО) СВОЕМУ.
ВРЯД(ЛИ) поможет аспирин, когда (В) ТЕЧЕНИЕ недели зуб болит.
Дело отложили (НА) ЗАВТРА (В) СВЯЗИ с пожеланием партнёра.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Во дворе дома были свале(1)ы пилё(2)ые дворником брёвна, плетё(3)ые кресла, кухо(4)ый стол, краше(5) ый серебря(6)ой краской, заготовле(7)ой ещё старыми хозяевами.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Веселы были и растения и птицы и насекомые и дети.
2) Не только Петя но даже и маленький Павлик поняли отца сразу.
3) Джек обежал лесом озеро прошлёпал но мелкому таю остановился на обмыске
4) Строения кажутся старыми испытавшими всякое горе и нужду ветеранами
и как будто гордо и несколько презрительно смотрят на вас.
5) Хотя двор и сад всё ещё были в тени но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые жёлтые и голубые тыквы…
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лётчики (1) настрелявшись всласть (2) и (3) набегавшись по лугу (4) собрали дичь с воды (5) пожали руки (6) жаждущим охотничьего фарта артельщикам (7) и улетели…
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Живым сочувствием привета (1)
С недостижимой высоты (2)
О (3) не смущай (4) молю (5) поэта!
Не искушай его мечты!
Всю жизнь (6) в толпе людей затерян,
Порой (7) доступен их страстям,
Поэт (8) я знаю (9) суеверен,
Но редко служит он властям.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Все живые сцены путешествия (1) вошли в поэму (2) сюжет (3) которой был достаточно неопределенным (4) и сделали ее реалистичной.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Кутузову надо было идти ещё целые сутки (1) со своими обозами (2) чтобы достигнуть Цнайма (3) и (4) потому (5) чтобы спасти армию (6) Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат (7) удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию…
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26
(1)Моё раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2)Семья жила
в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это между заставами Покровской и Спасской. (3)Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.
(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5)В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы.
(6)Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя
Валентин ( Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7)На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккуратненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9)Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11)Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание. (12)Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках. (13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.
(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла её
Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лёка, один со скрипкой, а другой с нотами
в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.
(16)Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение
друг к другу. (17)Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!»
(19)Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю
уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн,
трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20)Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21)А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль – модерн начала века». (22)Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23)Тётя училась в художественном училище — по росписи фарфора. (24)Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25)Только бабушка однажды дала понять своё ироническое отношение к действительности. (26)Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27)Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — (28)«А что, — говорит, — ведь это ваш гимн».
(29)Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (30)Не стало
переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты. (31)Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства? (По И.Н. Крюковой*)
* Ирина Николаевна Крюкова (1920–1913) — доктор биологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В гостеприимном доме бабушки находили приют многочисленные родственники.
2) В бабушкином доме была оранжерея с тропическими растениями.
3) Мама и её сёстры не тосковали, когда вспоминали более обеспеченную жизнь
до революции, а воспринимали изменения в жизни спокойно.
4) Бабушка в шутку запела при побудке «Интернационал», а её сын испугался,
что шутка может закончиться репрессиями.
5) Там, где раньше пролегал Брошевский переулок, проложили Рязанский и Волгоградский проспекты.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 31 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные
в предложениях 29, 30.
2) В предложениях 25–28 представлено рассуждение.
3) Предложения 1–5 включают элементы описания.
4) Предложения 6–11 содержат повествование.
5) В предложениях 19–21 представлен пример, иллюстрирующий информацию,
выраженную в предложении 17.
23. Из предложений 2-9 выпишите книжное слов со значением « причинение вреда кому-либо».
24. Среди предложений 16–21 найдите такое (-ие), которое (-ые ) соединяется (-ются) с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассказ И. Крюковой о доме своего детства напоминает непринуждённый разговор с читателем, чему в немалой степени способствуют такие синтаксические приёмы, как (А) __(предложения 13, 14) и (Б) ___(предложения 2, 6, 15). Эту же стилистическую особенность усиливает и применение (В) ______(приживались, сборища, убогие). Эмоциональность тексту придаёт и особый приём (Г)_______ (предложения 6, 17, 20)».
2) вставная конструкция
5) разговорная лексика
9) риторический вопрос
26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В материале содержится вариант тренировочного теста в формате ЕГЭ 2018.
по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы. (2)Постепенно он был вырублен и в почти ненарушенном состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории Белоруссии и Польши. (3)В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список всемирного наследия человечества. (4)Позже он получил статус биосферного заповедника и был награждён дипломом Совета Европы. (5) Беловежская пуща является уникальным массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. (6)Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более ста лет, отдельные участки леса имеют возраст до 350 лет. (7)…, здесь зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов: пятисотлетние дубы, трёхсотлетние ясени и сосны, старые ели.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы.
2) Средний возраст реликтовых лесов, которые произрастали в Средней Европе
в древности, в биосферном заповеднике «Беловежская пуща» составляет более ста
лет, отдельных участков — до 350 лет.
3) Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, где сохранились пятисотлетние дубы, трёхсотлетние ясени и сосны, старые ели.
4) Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список
всемирного наследия человечества.
5) В биосферном заповеднике «Беловежская пуща» сохранились уникальные
древние леса, типичные для равнин Средней Европы, средний возраст которых более
ста лет, а возраст отдельных участков до 350 лет.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Например Кроме того Однако Между прочим Итак
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ПАРК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами. Раз_
бить парк. Городской парк.
2) Передвижной склад для снабжения армии. Артиллерийский парк.
3) Место стоянки и ремонта подвижного состава. Трамвайный парк.
4) Совокупность транспортных средств, а также механизмов, аппаратов. Парк
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
зубчАтый обеспЕчение аристокрАтия апОстроф гЕнезис
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.
Роскошный наряд и ЭФФЕКТНАЯ причёска делали юную Варю неотразимой.
Ведущая ИНФОРМАЦИОННОЙ телевизионной программы сдержанна и тактична.
Учитель — одна из ГУМАННЫХ профессий.
Влюблённым казалось, что их чувства будут ВЕКОВЫМИ.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
перед первым СЕНТЯБРЯ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)
1) По завершению эксперимента учёные публикуют аналитические отчеты.
2) Возвращения парусника «Седова», прошедшего вокруг света за 14 месяцев, в июле 2013 года ждал весь Санкт-Петербург.
4) В 1986 году, окончив факультет физической культуры в Туринском университете, Адриано пригласили на работу учителем физкультуры
в одну из школ Венеции.
5) В конспекте статьи, сданной на проверку преподавателю, отражены все микротемы.
7) Исследователи из Оксфордского университета смогли повысить математические способности добровольцев с помощью стимуляции мозга случайными электромагнитными шумами.
8) Искусственная клетка сможет быстро и точно доставлять лекарственные препараты в отдельные органы человека или нейтрализовать в них токсины, отравляющие организм.
9) Искусственные алмазы лучше поддаются ювелирной обработке из-за отсутствия природных примесей и прочной кристаллической структуры.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к…нарейка прищ…мить д…льфин недор…сль ук…ризна
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
дез…нфекция, без. скусный
чере..чур, и. подтишка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
мороз…ц никел..вый беззастенч…вый фасол…вый гуттаперч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(баран) бле..т стел..шь (постель) выздорове…шь чу..шь (запах)
(за ним) не угон…шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Справа от дороги был до сих пор (НЕ) СКОШЕННЫЙ луг.
(НЕ) БУДУЧИ членом клуба, вы вряд ли сможете посещать семинары.
Атлет, к сожалению, (НЕ) ПРОШЁЛ в финал соревнований.
Прохожий (НЕ) ВЗНАЧАЙ задел ограждение.
Ни для кого (НЕ) СЕКРЕТ, что скоро будут выборы.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
НЕТ (ЛИ) в вашей библиотеке книги КАКОЙ (НИБУДЬ) о жизни морских скатов?
ЧТО (БЫ) не попадать ежечасно (В) ПРОСАК, лучше всего думать сначала, а делать потом.
ЧТО (БЫ) ни говорили, а он делал (ПО) СВОЕМУ.
ВРЯД(ЛИ) поможет аспирин, когда (В) ТЕЧЕНИЕ недели зуб болит.
Дело отложили (НА) ЗАВТРА (В) СВЯЗИ с пожеланием партнёра.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Во дворе дома были свале(1)ы пилё(2)ые дворником брёвна, плетё(3)ые кресла, кухо(4)ый стол, краше(5) ый серебря(6)ой краской, заготовле(7)ой ещё старыми хозяевами.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Веселы были и растения и птицы и насекомые и дети.
2) Не только Петя но даже и маленький Павлик поняли отца сразу.
3) Джек обежал лесом озеро прошлёпал но мелкому таю остановился на обмыске
4) Строения кажутся старыми испытавшими всякое горе и нужду ветеранами
и как будто гордо и несколько презрительно смотрят на вас.
5) Хотя двор и сад всё ещё были в тени но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые жёлтые и голубые тыквы…
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лётчики (1) настрелявшись всласть (2) и (3) набегавшись по лугу (4) собрали дичь с воды (5) пожали руки (6) жаждущим охотничьего фарта артельщикам (7) и улетели…
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Живым сочувствием привета (1)
С недостижимой высоты (2)
О (3) не смущай (4) молю (5) поэта!
Не искушай его мечты!
Всю жизнь (6) в толпе людей затерян,
Порой (7) доступен их страстям,
Поэт (8) я знаю (9) суеверен,
Но редко служит он властям.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Все живые сцены путешествия (1) вошли в поэму (2) сюжет (3) которой был достаточно неопределенным (4) и сделали ее реалистичной.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Кутузову надо было идти ещё целые сутки (1) со своими обозами (2) чтобы достигнуть Цнайма (3) и (4) потому (5) чтобы спасти армию (6) Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат (7) удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию…
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26
(1)Моё раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2)Семья жила
в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это между заставами Покровской и Спасской. (3)Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.
(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5)В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы.
(6)Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя
Валентин ( Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7)На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккуратненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9)Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11)Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание. (12)Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках. (13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.
(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла её
Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лёка, один со скрипкой, а другой с нотами
в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.
(16)Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение
друг к другу. (17)Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!»
(19)Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю
уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн,
трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20)Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21)А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль – модерн начала века». (22)Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23)Тётя училась в художественном училище — по росписи фарфора. (24)Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25)Только бабушка однажды дала понять своё ироническое отношение к действительности. (26)Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27)Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — (28)«А что, — говорит, — ведь это ваш гимн».
(29)Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (30)Не стало
переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты. (31)Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства? (По И.Н. Крюковой*)
* Ирина Николаевна Крюкова (1920–1913) — доктор биологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В гостеприимном доме бабушки находили приют многочисленные родственники.
2) В бабушкином доме была оранжерея с тропическими растениями.
3) Мама и её сёстры не тосковали, когда вспоминали более обеспеченную жизнь
до революции, а воспринимали изменения в жизни спокойно.
4) Бабушка в шутку запела при побудке «Интернационал», а её сын испугался,
что шутка может закончиться репрессиями.
5) Там, где раньше пролегал Брошевский переулок, проложили Рязанский и Волгоградский проспекты.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 31 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные
в предложениях 29, 30.
2) В предложениях 25–28 представлено рассуждение.
3) Предложения 1–5 включают элементы описания.
4) Предложения 6–11 содержат повествование.
5) В предложениях 19–21 представлен пример, иллюстрирующий информацию,
выраженную в предложении 17.
23. Из предложений 2-9 выпишите книжное слов со значением « причинение вреда кому-либо».
24. Среди предложений 16–21 найдите такое (-ие), которое (-ые ) соединяется (-ются) с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассказ И. Крюковой о доме своего детства напоминает непринуждённый разговор с читателем, чему в немалой степени способствуют такие синтаксические приёмы, как (А) __(предложения 13, 14) и (Б) ___(предложения 2, 6, 15). Эту же стилистическую особенность усиливает и применение (В) ______(приживались, сборища, убогие). Эмоциональность тексту придаёт и особый приём (Г)_______ (предложения 6, 17, 20)».
2) вставная конструкция
5) разговорная лексика
9) риторический вопрос
26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.