владелец продукта и менеджер продукта в чем разница
Менеджер продукта и владелец продукта: в чем разница
В статьях об управлении продуктами часто пишут о разнице между продакт- и проджект-менеджер — наверно, потому что звучит очень схоже. Если вы смогли в этом разобраться, то вот вам другая задача, со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать и в чём разница, разбираемся вместе с куратором программы курса Project Manager Дмитрием Васиным.
Кто чем занимается
Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: по его видению, стратегии, бизнес-цели. А владелец продукта — это роль в методологии Scrum, ответственная за достижение максимальной ценности продукта.
Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании. Он нацелен на развитие продукта, который с наименьшими вложениями принесёт наибольшую прибыль. Продакт-менеджер сфокусирован на долгосрочной стратегии, отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Здесь речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.
Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальной ценности продукта — как результата работы команды. И добивается он этого при помощи Scrum — фреймворка гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем занимается в команде, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели ясное представление, над чем работают и в какой последовательности будут выполнять задачи.
Почему возникает путаница
Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами: разработку стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает этот фреймворк, — приоритизация бэклога.
Есть подходы, где разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера, чтобы облегчить масштабирование. Например, SAFe — Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом (или связанными проектами) для пяти и более скрам-команд. Владелец продукта в SAFe — не то же самое, что продакт-оунер в Scrum, так что это только добавляет путаницы. Зачем тогда в Scrum вообще введена роль владельца продукта? Почему бы в фреймворке не использовать термин «менеджер продукта»?
Дело в том, что в 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от сегодняшнего. Менеджеры продукта делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Затем менеджеры продукта возвращались только для того, чтобы поставить задачу на внесение правок или помочь на этапе запуска.
Сейчас, при гибком управлении, все работает совсем иначе. Сотрудники, создающие продукты, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.
Сегодня Scrum применяется за пределами сферы разработки: в банках, ритейле, медиакомпаниях. Эти организации приняли такую систему, но у них традиционно нет команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. А диджитал-продукты есть: приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.
Чтобы начать работать гибко, в этом случае достаточно ввести должность продакт-оунера (владельца продукта). Scrum позволяет возложить эту роль на кого-то из команды — так что не придётся создавать целую группу управления продуктами и инициировать организационные изменения. Сотрудники бизнес-подразделений после обучения и инструктажа смогут выступать в качестве владельцев продуктов. Но в долгосрочной перспективе полезно выделять эту функцию отдельно.
На практике термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами — это две уникальные функции. Сравним рабочие задачи:
Есть ли на самом деле разница между Project Manager, Product Owner и Product Manager
Несмотря на рост популярности и понимание методологий управления проектами, включая Agile, многие люди часто путаются в определении кем он хочет стать или кого ищет компания себе в штат. В случае Project Manager, Product Owner и Product Manager вы, наверное, сталкивались с путаницей в понимании ролей и обязанностей сотрудников.
Итак, попробуем разобраться в чем разница и есть ли она между Project Manager, Product Owner и Product Manager?
Давайте для начала проясним, что такое “проект” и “продукт”.
Проект — временная активность, направленная на создание уникального продукта или услуги.
У проекта есть критерии успеха, по достижению которых проект считается завершенным, или когда проект прекращается в связи с тем, что его цели не будут или не могут быть достигнуты.
Продукт — товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности пользователей.
Продукт можно улучшать и за счет запуска и выполнения новых проектов.
В рамках одного продукта может существовать множество подпродуктов и подпроектов.
Чтобы понять роли более четко и иметь возможность различать Project Manager, Product Owner и Product Manager, давайте углубимся в набор обязанностей, которые фактически воплощает каждая роль.
Project Manager
Роль Project Manager появилась самой первой в виду необходимости иметь ответственного координатора за реализуемый проект. Изначально все проекты следовали методологии Waterfall, координируя действия команды проекта.
Project Manager берет на себя управление определенной фазой продукта или услуги, например, выпуском нового продукта, а также отвечает за удовлетворение потребностей: потребностей задач, потребности проектов и индивидуальных потребностей членов команды. Но его ответственность может быть расширена на основе дополнительных обязанностей или бизнес процессов в компании.
Основные обязанности Project Manager’a:
Product Owner
Роль Product Owner возникла после появления на свет методологии управления проектами — Agile Project Management. Обязанности Product Owner похожи на роль Project Manager, но Product Owner работает в относительно лучшей координации со всей командой Agile. Какой тип лидера будет наиболее эффективным, зависит от того, на какой философии построен проект.
Project Manager вступает в игру, когда проект использует более традиционный подход Waterfall, тогда как проект, разработанный с учетом гибкого подхода Agile, будет возглавляться Product Owner. Project Manager предпочитают диаграммы Ганта (Gantt chart), а Product Owner предпочитают Agile-инструменты.
Способ, которым Project Manager или Product Owner решает задачу, должен быть гибким, но всегда будут существовать некоторые конкретные различия в подходе. Идеи, лежащие в основе роли Product Owner и философии управления Agile, выросли и развились на основе идей, разработанных в методе Waterfall.
Product Manager
В отличие от проекта, который может иметь временные рамки, сам продукт является чем-то более долгосрочным. По сути, управление продуктом вращается вокруг продукта или услуги, то есть всего, что может быть предложено рынку для решения проблемы или удовлетворения потребности.
Product Manager отвечает за успех продукта на протяжении всего жизненного цикла продукта. Он сосредотачивает внимание больше на вопросе «что?», чем на «как?». Product Manager отвечает за верхнеуровневое планирование и отвечает за рост и развитие продукта.
Основные обязанности Product Manager:
В итоге выделим самое главное:
Роли Project Manager, Product Owner и Product Manager имеют разные обязанности и набор необходимых знаний.
Основное различие между Project Manager и Product Owner можно найти в направлении проекта, которым необходимо управлять. Если это тип проекта, который должен быть построен из надежного плана, в котором изложены все шаги в том порядке, в котором они должны быть завершены до начала следующего шага, Project Manager поможет вам туда добраться.
С другой стороны, проект, подразумевая продукт, который нуждается в гибкой разработке функционала, то для такого проекта Product Owner будет лучшим решением.
Product Owner vs. Product Manager – в чем разница
Тут на работе с коллегами на днях спорили, есть ли разница между менеджером продукта (Product Manager) и владельцем продукта (Product Owner), или это одна и та же роль, только называют ее по-разному. Из более-менее внятного по теме в русскоязычном интернете нашлась только прошлогодняя статья на vc, и, хоть я и не согласна с мнением автора, прочитать однозначно стоит. Поэтому мы пошли в гугл, поспорили еще полчаса и в итоге пришли к следующему.
Принципиальная разница между этими ролями нигде формально не описана, и чаще всего все сводится все-таки к “ну так просто назвали должность, какая разница-то”. А вот если придираться и твердо следовать идеологии, то Product Owner (владелец продукта) – это чисто скрамовская роль, предполагающая очень конкретный круг задач в рамках этого фреймворка, и не более того. А вот Product Manager (менеджер продукта) – это уже про управление продуктом как таковым без привязки к способу разработки, работа с рынком и пользователями, продвижение и проч.
Если говорить про компетенции, то:
Product Owner (владелец продукта) – больше про управление проектом или набором проектов для создания и совершенствования продукта. Product Owner плотно работает с командой проекта (и имеет минимальные технические навыки, чтобы говорить с ними на одном языке, от разработки до UI/UX), решает, каким именно будет продукт, управляет бэклогом, взаимодействует с пользователями на всех этапах (от сбора требований до тестирования и получения обратной связи), иногда – контролирует бюджет на разработку продукта.
В общем, основная обязанность Product Owner – получить работающий продукт, отвечающий ожиданиям пользователей, и, в идеале, даже их превышающий, и развивать его. В большинстве случаев этот термин используют при разработке внутренних продуктов, не ориентированных на внешний рынок.
При этом Product Owner, конечно, не равно руководитель проекта, но в отдельных случаях возможно его совмещение с этой ролью или с ролью Scrum Master.
Product Manager (менеджер продукта) – больше про маркетинг, вывод продукта на рынок и получение выгоды. Product Manager работает с рынком, анализируя потребность, наличие конкурентов и прочие факторы, отвечает за видение и направление развития продукта (как правило, не спускаясь на технический уровень), определение ценовой и ассортиментной политики, работу с клиентами и выполнение поставленных KPI.
В общем, основная обязанность Product Manager – не просто создать продукт, а сделать его успешным на рынке и обеспечить возврат инвестиций. В большинстве случаев этот термин используют при разработке продуктов, ориентированных на внешний рынок и внешнюю аудиторию.
При этом Product Manager также не выступает в качестве руководителя проекта, скорее – в качестве спонсора и внутреннего заказчика одновременно.
Забавное короткое видео в тему:
Расскажите, а как вы воспринимаете эти роли? Если у вас другое видение – расскажите в комментариях, интересно!
Product Owner vs Product Manager или Product Owner/Product Manager
Кто прав? Единого ответа нет. Сфера ИТ стремительно развивается, компании расширяются, создаются новые проекты, которые требуют новых подходов. Появляются “многостаночники”: девопсы, фулстек-разработчики, технические проджект-менеджеры. Все это зачастую приводит к путанице, когда HR-команда не может четко сформулировать, кто же им собственно нужен, и появляются вакансии, которые включают в себя набор обязанностей “от всех по чуть-чуть”.
Сделав сравнение Project Manager и Product Manager, я получила вопрос:
“А в чем тогда разница между Product Owner (владелец продукта) и Product Manager (менеджер продукта)?”
Давайте разбираться вместе!
Product Manager не привязан к какой-то определенной модели, методологии или фреймворку.
Менеджер продукта отвечает за общее видение продукта и его соответствие требованиям рынка; он контролирует процесс создания, общается с целевой аудиторией и разрабатывает маркетинговую стратегию для запуска, после которого постоянно оценивает актуальность продукта и, при необходимости, совершенствует его.
Владелец продукта отвечает за “достижение максимальной ценности продукта”. Он работает с командой, владеет минимальными техническими знаниями для лучшего понимания задач, решает, что и в какой последовательности будет реализовано из беклога, общается с пользователями на разных этапах для сбора обратной связи.
На этапе зарождения продакт-менеджмента скорость развития рынка и выпуска продуктов была совсем другой. Продакт-менеджер разрабатывал видение продукта и передавал его на реализацию проджект-менеджеру. В 1980-х, когда рынок стал меняться быстрее, продукты к моменту их выхода могли потерять свою актуальность. Появился Scrum со своей ролью владельца продукта, который чувствует, “куда ветер дует” относительно его бизнеса, и вносит необходимые изменения в беклог, постоянно держа руку на пульсе и корректируя приоритеты.
“визионера, который ведет идеи новых продуктов от первоначального концепта до запуска “созревшего” продукта”.
Примеры вакансий и более подробное их описание можно посмотреть FB Product Manager и Sr. Product Manager от Amazon. В Google помимо более 600+ запросов на эту должность, есть своя обучающая программа “Google Associate Product Manager Program”.
А что же с требованиями к этим должностям? Какими эти позиции видят рекрутеры?
Требования к Product Manager:
Умение анализировать рынок и продукцию конкурентов, выявлять болевые точки и проблемы потенциальных пользователей для понимания возможных зон развития.
Понимание, как превращать потребности клиента в готовый продукт.
Опыт в проведении тестов (к примеру, A/B, A/A) и навыки анализа больших объемов информации.
Знание принципов UX/UI дизайна и инструментов для прототипирования.
Опыт в создании плана развития продукта или отдельных функций и отслеживание его выполнения.
Умение работать в постоянно-меняющейся окружающей среде и сбор необходимых аналитических данных для “процветания” продукта в этих условиях.
Понимание процессов разработки продукта, зон ответственности команды и навыки общения с заказчиками и потенциальными пользователями.
Требования к Product Owner
Опыт работы в Scrum и понимание гибких методологий и фреймворков в целом.
Организационные, аналитические и коммуникационные навыки.
Умение находить ключевые проблемы и возможности разрабатываемого продукта.
Способность правильно приоритизировать деятельность (как свою, так и команды) для успешной работы над проектом.
Умение анализировать, КАК думают потенциальные пользователи, ЧЕГО они хотят, КАК себя ведут с целью дальнейшего “превращения” этой информации в функции и услуги.
Способность “предсказывать” тренды в будущем, основываясь на имеющихся данных.
Опыт в оптимизации продукта через А/В тестирование.
Умение разбивать весь объем работы на отдельные задачи для дальнейшей презентации их стейкхолдерам и членам команды.
Опыт написания технической документации.
И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.
Обязанности Product Manager:
Находить и анализировать возможности рынка и потребности ЦА для создания концепта продукта и стратегии его разработки.
Общение с клиентами напрямую.
Создание плана разработки, контроль его выполнения и написание документации.
Сотрудничество со стейкхолдерами, проджект-менеджерами и командой для общего понимания, каким образом создаваемый вами продукт будет соответствовать требованиям клиентов.
Написание high-view требований и детализация их с командой.
Создание пути клиента “от А до Я”, чтобы впечатления пользователей были максимально положительными на всех этапах взаимодействия с продуктом.
Мониторинг метрик, создание и проверка гипотез.
Помощь при выведении продукта на рынок и дальнейшая его поддержка.
Обязанности Product Owner:
Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию.
Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.
Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними.
Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог.
Управлять релизами, ставить задачи команде.
Участвовать в демонстрациях и ретроспективах.
Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.
Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей.
Формировать дорожную карту продукта.
Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику.
Product Manager vs Product Owner — кто нужен вашему бизнесу
В чем разница между двумя популярными профессиями.
Product Owner (PO) и Product Manager (PM) занимают лидерскую позицию в продуктовой команде. Они отвечают за разработку продукта, а также за результат — удалось ли предоставить решение проблемы клиента. Именно из-за того, что оба специалиста преследуют одну и ту же цель, сложно разграничить их обязанности. Если ввести запрос Product Owner на поисковой платформе вакансий Indeed, в выдаче частично окажутся результаты для Product Manager — и наоборот.
Кто же руководит процессами в отделе по разработке продукта и формирует его ценность — PM или PO? Это отдельные должности или просто разные названия для одной?
Разбираемся вместе с Андреем Хлякиным, ex-Senior Product Manager в Jobble, EVO и преподавателем онлайн-курса «Продакт-аналитик» в Laba. У Андрея 10+ лет опыта в продакт-менеджменте. Он участвовал в создании системы ProZorro и торговой площадки Zakupki.Prom.ua.
Как зарождался продакт-менеджмент
Все началось с памятки на 800 слов, которую в 1931 году написал Нейл Макэлрой, президент Procter & Gamble. В ней он определил основные принципы современного бренд-менеджмента.
Описанный в памятке Brand Man становился ответственным за бренд и продукт, причем управление продуктом должно было происходить путем экспериментов и взаимодействия с клиентами. Макэлрой реструктурировал P&G в бренд-ориентированную организацию и создал должность продакт-менеджера в сфере FMCG (рынок товаров повседневного спроса).
При этом своей теорией Макэлрой оказал влияние на двух предпринимателей — Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда. Когда они строили свою технологическую империю, применили идеологию Brand Man, решив стать как можно ближе к клиенту.
Именно Hewlett-Packard стала первой компанией, которая адаптировала методологию Just In Time (JIT) и внедрила Kanban-доску — концепт, разработанный в Toyota в Японии. Благодаря адаптации новаторских идей HP выдержала 50-летний рекорд непрерывного развития с ежегодным ростом в 20% в период с 1943 по 1993.
Андрей:
«У Product Manager много лиц и задач. Он несет ответственность за смысл, видение и стратегию продукта. Это человек-оркестр, чаще всего его задача — отвечать на вопрос “что делать дальше?”. Мне в этом плане нравится одноименная формулировка Саймона Сайнека в его книге
Let’s start with why».
Итак, изначально продакт-менеджеры в FMCG в большей степени были частью маркетинговой функции. Основная задача заключалась в определении потребностей клиентов и поиске решения, чтобы удовлетворить их. Продакты опирались на классический маркетинговый комплекс:
Хотите получать дайджест статей?
Ключевыми показателями PM-ов были продажи и прибыль, но из-за медленных процессов разработки и производства новых продуктов в FMCG они больше сосредоточились на последних трех P: Place, Price и Promotion.
Однако по мере того как роль продакт-менеджера перешла из FMCG в сферу IT, это разделение больше не оправдывало себя. Многие технологические компании изобретали совершенно новые отрасли на рынке, и к успеху их не могла привести только красивая упаковка или приемлемая цена.
По этой причине разработка продукта вернулась к корням самого Product-менеджмента, ведь необходимо было не только понимать клиентов, но и согласовывать с ними процесс разработки.
Скотт Кук, бывший Brand Man P&G, одним из первых применил продакт-менеджмент в технологической сфере — он внедрил этот концепт в своей компании Intuit.
Возникновение Agile: Product Owner выходит на сцену
Чтобы разрешить организационную дилемму между теми участниками команды, которые создают продукт, и теми, кто коммуницирует с клиентами, программисты Кен Швабер и Джефф Сазерленд разработали новую методологию — фреймворк Scrum.
Первое описание Scrum они представили в 1995 году на конференции OOPSLA. Новый фреймворк позволял правильно организовать процессы в production-команде благодаря ежедневному планированию, проведению спринтов и получению фидбека по проделанной работе.
В рамках этого фреймворка роль продакт-менеджера была пересмотрена и расширена. Она стала более приближенной к команде, клиентам и процессам. Так появилась позиция Product Owner.
Андрей:
«PO — это человек, который отвечает на вопрос, КАК мы это сделаем. Здесь больше о процессах и непосредственной работе над смыслами, которые генерирует РМ. То есть про реализацию задуманного, тесную работу с инженерами и другими заинтересованными».
Изначально Сазерленд вложил в роль PO больше ответственности за стратегию продукта и получение дохода, чем на PM, однако должность Product Owner не включает в себя непосредственно маркетинг и обеспечение продаж. В зоне ключевых обязанностей PO — организация процессов в команде разработки.
В 2001 году 17 разработчиков, среди которых был и Сазерленд, создали Agile-манифест и 12 принципов Agile-разработки. Это дало толчок для распространения Scrum в технологических компаниях и для внедрения в отделы позиции Product Owner.
Человек-оркестр и мини СЕО. Кто такой продакт-менеджер?