вкл в истории что это
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ
Формирование княжества.
Союз литовских земель, включавший Лиетуву, области Упиты и Делтувы, Шяуляй и часть Жемайтии, впервые упоминается в договоре 1219 г. Среди пяти старших литовских князей называется Миндовг. В 1230-х годах он занял лидирующие позиции среди литовских князей на фоне консолидации Великого княжества Литовского, из-за сопротивления крестоносцам Ордена меченосцев в Ливонии и Тевтонского ордена в Пруссии. В 1236 г. в битве при Сауле литовцы и жемайты разгромили войско крестоносцев. К середине XIII в. в состав княжества вошла Чёрная Русь.
Государство Миндовга не имело постоянной столицы, правитель со своей дружиной перемещался по дворам и замкам, собирая дань. В целях улучшения внешнеполитического положения княжества и собственной власти Миндовг пошел на установление отношений с папой римским и принял католичество вместе с ближайшим окружением в 1251 г. С согласия папы римского Иннокентия IV Миндовг был коронован королём Литвы, таким образом государство получило признание в качестве полноправного европейского королевства. Коронацию прошла 6 июля 1253 г., на ней присутствовал магистр Ливонского ордена Андрей Стирланд, архиепископ прусский Альберт Суербер, а также доминиканские и францисканские монахи, хлынувшие в страну.
Сын Миндовга Войшелк, отказавшись от королевского титула, принял постриг в православном монастыре в Галиче и затем в 1255—1258 годах отправился в паломничество на Афон.
В 1265 г. в Литве появился православный монастырь, способствовавший распространению православия среди язычников. Вопрос о принятии Литвой католичества вновь неоднократно поднимался, но здесь мешала постоянная угроза со стороны Ливонского ордена.
В 1317 г. при патриархе Иоанне Глике (1315—1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в Новгородке (Новогрудке — Малом Новгороде). Этой митрополии, по всей видимости, подчинились те епархии, которые зависели от Литвы, то есть Туров, Полоцк, а затем, вероятно, и Киев.
На западе для Литовского княжества и Гедимина ситуация складывалась гораздо сложнее. Здесь ему приходилось защищать свои границы от Тевтонского орден. Когда в начале 80-х гг. XIII в. рыцари Тевтонского ордена завершили завоевание земли пруссов, следующим объектом их экспансии стало Великое княжество Литовское, где они натолкнулись на активное сопротивление. Литва пыталась обрести союзников: ими стали мазовецкие князья, а затем польский король Владислав Локетек.
После смерти Гедимина зимой 1340/41 г. страна оказалась на грани распада. Но его сыну Ольгерду (правил в 1345−1377) удалось не только остановить междоусобицу, но и значительно укрепить княжество. На юге владения расширились после присоединения Брянского княжества (ок. 1360). Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах и присоединил к своим владениям Подольскую землю. Вслед за тем Ольгерд сместил княжившего в Киеве князя Фёдора, подчинённого Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. Присоединенные княжества несли вассальную повинность в виде выплаты дани и участия в военных действиях, при этом литовский князь не вмешивался в дела местного управления.
В 1368 и 1370 гг. Ольгерд дважды безрезультатно осаждал Москву, вынужденный отвлекаться на борьбу с крестоносцами. Поддерживал тверских князей в борьбе с Москвой. Но в 1372 г. Ольгерд заключил мир с Дмитрием Донским. Однако в последние годы своего правления Ольгерд утратил контроль над восточными землями княжества, прежде всего Брянском и Смоленском, склонившимися к союзу с Москвой, в том числе и против Орды.
После его смерти вспыхнула междоусобица. На престол взошел один из его сыновей Ягайло, который в сентябре 1380 г. отправился на соединение с Мамаем против московского князя Дмитрия Ивановича, но так и не принял участия в Куликовской битве. Возобновление войны с Тевтонским орденом в 1383 г. вынудило Ягайло обратиться к Польше. В результате Соглашение 1385 г. (Кревская уния) предусматривали брак польской королевны Ядвиги и Ягайло, коронацию Ягайло королём Польши, крещение Ягайло и литовцев (в католическую веру) и освобождение из литовского плена польских христиан. Так Ягайло с 1386 стал одновременно королём Польши и великим князем литовским. После смерти супруги права Ягайла на престол были подтверждены королевским советом. С тех пор и до 1795 г. согласие королевского совета было необходимо для избрания короля.
Кревская уния была неоднозначно воспринята в самой Литве. Ягайло в значительной мере опирался на польских феодалов. Ряд территорий был передан польским старостам, а в Вильно был размещен польск. гарнизон, что вызывало недовольство местного боярства. Во главе литовской оппозиции стал его двоюродный брат Витовт, который начал борьбу с Ягайло и добился того, что был признан великим князем литовским (Виленско-Радомская уния), но под верховной властью Ягайло, так что уния Литвы с Польшей была сохранена.
Витовт проводил политику по укреплению централизации государства: ликвидировались удельные княжества, вместо удельных князей на русских землях заняли наместники, назначавшиеся из литовских бояр, так он значительно укрепил единство государства и усилил свою власть. Теперь доходы от сбора налогов и от княжеского хозяйства стали поступать в великокняжескую казну.
Во внешней политике Витовт, опираясь на поддержку Ягайло, стремился укрепить позиции Великого княжества Литовского по отношению к Северо-Восточной Руси, Великому Новгороду и Пскову. При этом всячески стремился к союзу с Тевтонским орденом для поддержки своей экспансии на восток. По Салинскому договору с Тевтонским орденом (1398) Новгород признавался зоной интересов Литвы, Псков – Ливонского ордена; Жемайтия была передана Тевтонскому ордену.
По Виленско-Радомской унии 1401 г. Литва оставалось самостоятельным государством в союзе с Польшей. В 1404 г. Смоленское княжество вошло в состав Литвы. Привилегии 1432, 1434 уравняли в некоторых экономических и политических правах православную и католическую знать.
В 1409 г. началось восстание против крестоносцев в Жямайтии, которому Витовт оказал открытую поддержку, в результате земли были отвоеваны. В 1410 г. соединенные силы Польши и Литвы в битве при Грюнвальде разгромили войска ордена. По заключенному в 1411 г. миру Жямайтия была уступлена орденом только на срок жизни Ягайло и Витовта. С этого времени более чем на десятилетие борьба с орденом и его европейскими союзниками (главным из них был Сигизмунд I Люксембург) стала одной из главных задач внешней политики Ягайло и Витовта.
Развитие ВКЛ во 2-й пол. 15 – 16 вв.
В 30-е гг. произошел разрыв унии между Польшей и Литвой, из-за территориальных споров и борьбой двух элит за влияние.
В 1449 г. польский король Казимир заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделял зоны влияния двух государств в Восточной Европе (в частности, Новгородская республика была признана зоной влияния Москвы), запрещал каждой стороне принимать внутриполитических противников другой стороны и соблюдался до конца XV в.
В то же время в результате русско-литовский войн, Литва в начале XVI в. лишилась примерно трети своей территории (чернигово-северские земли), в 1514 г. — смоленских земель. В этих обстоятельствах Литва стремилась подчинить своему влиянию Ливонию. После начала Ливонской войны 1558–83 по Вильнюсскому договору 1559 г. установлен сюзеренитет Литвы над Ливонским орденом. После 2-го Виленского перемирия (28.11.1561) орденские владения в Ливонии подверглись секуляризации и перешли под совместное владение Литвы и Польши.
Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.
При Сигизмунде Августе (1522—1572) была заключена Люблинская уния (1569). Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в федеративное государство — Речь Посполитую. Согласно акту Люблинской унии, Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, денежная система, армия и правительства оставались отдельными, также существовала граница между двумя государствами, на которой взимались таможенные сборы. Литовское дворянство крайне отрицательно отнеслось к подписанию унии, поскольку Литва понесла территориальные потери в пользу Польши: Подляхию (Подляшье), Волынь и Киевское княжество. Ливония была объявлена принадлежностью обоих государств.
В XVI—XVIII вв. в Великом княжестве Литовском господствовала шляхетская демократия. К концу XVII в. на польском языке говорила большая часть шляхты, с 1697 польский – официальный язык. В результате разделов Речи Посполитой территория Великого княжества Литовского отошла к Российской империи. 14 (25) декабря 1795 г. российской императрицей Екатериной II был издан манифест «О присоединении к Российской Империи всей части Великого Княжества Литовского, которая по прекращении мятежей в Литве и Польше занята была войсками».
Попытку возродить княжество предпринял Наполеон Бонапарт 1 июля 1812 г., подписавший декрет о восстановлении Великого княжества Литовского. Однако уже 28 ноября (10 декабря) русские войска вступили в Вильну, положив тем самым возрождённому княжеству конец.
Являлось ли Великое княжество Литовское белорусским государством
Специфика истории ВКЛ
Великое княжество Литовское существовало на территории сразу нескольких современных держав Восточной Европы: Литвы и Белоруссии полностью, а Латвии, Украины, Польши и России — частично.
Конечно, в Средневековье не было принято национальное деление, хотя балты и славяне в ВКЛ очень серьезно отличались друг от друга уровнем культуры и государственности. При этом создание ВКЛ было делом именно литовской знати, долгое время выполнявшей роль правящего сословия. Политолог Константинов: Белорусов 70 лет учили, что они не русские
До недавних пор вопрос о преимущественно «белорусской» государственности в ВКЛ вообще не стоял. Он закономерно возник в начале 90-х гг., когда белорусские националисты приступили к переосмыслению средневековой истории. Фактическим «отцом» версии стал писатель Николай Ермолович, не имевший исторического образования, но одержимый идеей полностью нивелировать вклад иных народов в историю ВКЛ.
Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок вопрос, необходимо не только изучить политическую историю данного государственного образования, но и оценить роль каждого народа в его историческом развитии.
При этом в разные периоды истории Великое княжество Литовское не было однородным в культурном и религиозном отношении. Во многом это сыграло роковую роль в XV-XVI веках, когда внутренние противоречия привели к фактической ликвидации местной государственности и ее растворению в польской по своему характеру Речи Посполитой.
Роль «литовской» и «белорусской» элиты в создании ВКЛ
Белорусско-литовская летопись 1446 года определенно свидетельствует о том, что основание ВКЛ было осуществлено балтскими князьями с территории современной Литвы.
На момент создания литовской государственности (XIII век) все земли, на которых проживают современные белорусы, находились в состоянии глубокой феодальной раздробленности. Полоцкое княжество, даже в пору своего наивысшего могущества находившееся на второстепенных ролях, при потомках Всеслава Чародея (ок. 1029—1101) окончательно распалось на ряд уделов, неизменно продолжавших дробиться в последующее время.
В XII-XIII веках мы не встречаем среди полоцких Рюриковичей сильных личностей, способных объединить страну. Более того, некоторое время Полоцком правит смоленская династия. Мятеж Михаила Глинского. «Не так восстали» или «хитрый план» Василия III
Возникает резонный вопрос: на каком основании создание ВКЛ приписывается западнорусским князьям?
Внятного ответа на него у создателей «белорусской» идентичности ВКЛ нет. Вместо этого они пытаются локализовать историческую Литву в пределах современной Белоруссии, а ее население отнести к славянам.
Вместе с тем непредвзятому историку очевидно, что основатель первой династии литовских князей Миндовг и последующие литовские князья белорусами не могли быть в принципе. Они носили балтские имена, открыто называли себя язычниками, их интересы на первоначальном этапе были локализованы прежде всего в балтских землях. А в середине XIV века Ольгерд и Кейстут, сыновья основателя самой известной династии великих князей литовских Гедимина, даже разделили государство на славянскую и балтскую части, чтобы упростить управление разнородными регионами.
Собственно говоря, летописцы однозначно свидетельствуют, что в западнорусских (белорусских) землях Миндовг и его дружина появились после гражданской войны в Литве. Воспользовавшись полной беспомощностью местной династии Рюриковичей, они взяли на себя роль правящей элиты и начали захватывать местные земли, неспособные оказать им сопротивление. При этом местная западнорусская элита чаще всего сохранила некоторые права в прежних владениях, а часть ее поступила на службу к литовским князьям.
Религиозный аспект
К середине XIII века все западнорусские земли были крещены по православному обряду.
Разумеется, вся западнорусская знать (без исключения) также была православной. Если бы именно она выступила создателем ВКЛ, то государство с самого начала было бы целиком православным.
Однако ничего подобного в Великом княжестве Литовском мы не наблюдаем. От Миндовга до Витовта все литовские князья являются язычниками. Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма
Учитывая значимость религиозного вопроса в то время, мы вынуждены констатировать, что балтская знать настолько чувствовала себя хозяином положения, что не находила нужным уважать религиозные чувства на подчиненных ей территориях. В данном случае мы имеем совершенно уникальную для средневековья ситуацию, когда христианами управляли язычники, а местная знать с этим мирилась.
Действия литовских князей красноречиво свидетельствуют о том, что православные подданные для них были все-таки покоренным народом. Да, покорение проходило не в форме жестокого противостояния, однако строить свою государственность на наследии полоцких Рюриковичей литовские князья не стремились.
Более того, иногда они (как Ольгерд) даже казнили своих православных подданных за защиту веры.
Отмечу также, что когда принятие христианства стало насущной необходимостью для политических целей, то все литовцы крестились в одночасье по католическому обряду. То есть принятие веры западнорусских земель (православия) для правящей элиты не являлось обязательным. Понятное дело, что ни о каком западнославянском аспекте государственности в таких условиях говорить не приходится.
Культура
Сфера культуры ВКЛ наиболее подвержена мифотворчеству, поскольку является единственной областью, где западнорусский элемент сыграл решающую роль.
Балтские племена на середину XIII века не имели собственной письменности и сформированной государственности. Их элита, утвердившаяся в западнорусских землях, была вынуждена перенимать культурные достижения местного населения, чтобы эффективно управлять им. Однако, как сказано выше, это не приводило к ассимиляции литовцев и превращению их в часть западнорусского народа. Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинам
Здесь уместно привести пример с маньчжурской династией, в свое время утвердившейся в Китае. Ее правящая верхушка заимствовала у покоренных народов язык и некоторые обычаи, однако при этом продолжала считать себя маньчжурами. То есть четко отделяла себя от местного населения, хотя и использовала его культурные достижения.
Принятие определенных культурных навыков и практик не привело к ассимиляции. Литовская знать предпочитала просто быть правящим сословием. Именно поэтому в Великом княжестве Литовском православная культура так и не стала господствующей.
Разумеется, были и обратные примеры, в том числе среди потомков правящих литовских князей. Так, дети Ольгерда от витебской княжны Марии Андрей и Дмитрий были убежденными сторонниками православия и защитниками местных традиций. Впрочем, они скорее ассоциировали себя с западнорусской знатью, чем с литовской элитой.
Часть западнорусской знати, допущенной в окружение литовских князей, пыталась влиять на характер государственности, однако не преуспела в этом. Позже из нее стала формироваться оппозиция правящей династии.
Литва и Москва
Отношения ВКЛ и Москвы — еще одно яркое свидетельство литовского происхождения местной государственности.
Дело в том, что уже при первых успехах московских князей по объединению русских земель интересы почти всех православных феодалов западнорусских земель начинают вращаться вокруг нового центра объединения Руси. Князь Константин Острожский между Москвой и Литвой
Это свидетельствует о том, что именно православная московская государственность была для православной знати белорусских земель своей, и как этнически русская и как религиозно православная.
Позже это приведет к массовым переходам западнорусских князей под крыло Москвы. До тех пор, пока литовские князья были язычниками, они не слишком преследовали православие, однако с переходом в католичество начались настоящие гонения.
Согласно Городельской унии 1413 года, лишь католические феодалы могли занимать ключевые государственные посты. Если бы государственность ВКЛ была «белорусской», то ничего подобного не могло бы произойти.
Таким образом, уже в XIV веке литовская правящая династия не только не ассимилировалась с местным населением, но и приняла другую веру, которую распространила на литовскую часть своих подданных. А население западнорусских земель, входивших в состав ВКЛ, было вынуждено терпеть гонения на веру и находило спасение в бегстве в московские пределы.
Столица
Построение Гедимином столицы в литовских, а не западнорусских землях также не было случайным.
Дело в том, что изначально столица была еще и языческим центром государства. Именно здесь находилась резиденция главного жреца литовских племен, перенесенная из покоренной крестоносцами Пруссии. «Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной Европы
Христианские церкви в Вильно присутствовали, но не играли определяющую роль. Как я уже писал выше, литовские князья даже казнили наиболее ретивых православных, пытавшихся христианизировать местное население.
Языческий характер столицы был изжит лишь после того, как литовцы массово перешли в католичество. То есть приняли веру не западнорусских земель, а польских.
По той же самой причине в современном Вильнюсе много памятников литовской и польской культуры, но православные святыни практически отсутствуют.
Коренная Литва
Коренные литовские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, так и не стали по своему характеру западнорусскими.
Более того, всю историю княжества сохранялся определенный антагонизм между ними и белорусско-украинскими территориями.
Правящая литовская династия никогда не делала каких-либо попыток сблизить эти земли. Они и до настоящего момента не имеют ничего общего с Белоруссией и Украиной.
Заключение
1) ВКЛ управлялось чуждой западнорусским землям иноземной династией, не разделявшей религиозных воззрений восточных славян.
2) Ближайшее окружение литовских князей состояло из балтской знати, позже крещенной в католичество. Подавляющее большинство магнатских родов ведут свое происхождение из коренной Литвы. Западнорусская знать представлена лишь небольшим количеством родов.
3) Столица государства располагалась в центре литовских, а не западнорусских земель, там же находился и языческий, а позднее католический ее центр.
4) Использование славянской письменности, а также западнорусской культуры носило вынужденный характер, не влиявший на самоидентификацию.
5) Западнорусская знать в XIV веке связывает свои надежды с единоплеменной Москвой, а не с Литвой.
6) Литовцы оставались в государстве особым этносом, не связанным с западнорусским населением.
Таким образом, нет никаких оснований считать ВКЛ «белорусским» государством. Предки современных белорусов лишь частично приняли участие в государственном строительстве этой державы. Западнорусские земли всегда сохраняли второстепенный характер по сравнению с Литвой. Люблинская «шахматная партия». Как украинские земли оказались в составе Польши
В конце XIV века начинается борьба между западнорусской знатью и литовцами. Она вылилась в две большие войны — Ягайло с Андреем Полоцким, а позже Сигизмунда Кейстутовича со Свидригайло. Поражение православной партии резко ухудшило положение западнорусского населения. Отныне и до конца существования ВКЛ многие его представители не просто находятся в дискриминационном положении, но и участвуют в противостоянии Москвы с Вильно.
В конечном счете ВКЛ из полуязыческой страны превращается в католическую, а государство перенимает польскую культуру и продолжает свое существование в русле польской государственности.
Великое княжество Литовское: меж трёх огней
Появившееся в Восточной Европе в 13 веке Литовское государство успешно отбило агрессию крестоносцев и расширяло свои территории за счёт русских княжеств.
«Не силою, не храбростью Литвы, а умом, искусством, политикою Гедимина, соединились Русские княжества за Днепром в одно целое и образовали великое княжество Литовское. Он действовал Русскими против Русских так точно, как и Государи Московские, и гордился именем Русского князя». Так писал о причинах появления Великого княжества Литовского известный русский историк Николай Устрялов в первой половине 19 века. Споры о роли этого государства в истории восточной Европы ведутся по сей день. Тем не менее, ясным остаётся одно — детище Миндовга, Ольгерда, Гедимина, Витовта и иже с ними оставило яркий след в прошлом, который не угасает и в настоящем.
Миндовг — объединитель жемайтов, земгалов и куршей
Балтские племена издревле проживали на территориях современных Латвии, Литвы, Эстонии и Беларуси. Ещё до образования Древнерусского государства они активно взаимодействовали со славянскими племенами, зачастую участвуя в складывании отдельных племён на западных окраинах славянского ареала расселения — так, например, появились радимичи и вятичи. Во времена централизованной Киевской Руси литва, земгалы и курши попали в данническую зависимость от восточного соседа, которая затем частично «передалась по наследству» Полоцкому княжеству в эпоху раздробленности.
В начале 13 века литовские племена (жемайты, земгалы, курши) начинают движение к объединению и проводят самостоятельные походы против западных русских земель: прежде всего, Новгородской республики. Ослабленные междоусобной борьбой, славянские княжества были сладкой добычей для балтских племён — средства, полученные в результате грабежей, они могли использовать в борьбе с другим серьёзным противником, немецкими крестоносцами. В столкновениях с воинами Христа литовцы зачастую выступали союзниками русских князей.
Примерно в это время на страницах древнерусских летописей появляется имя Миндовга — ещё в качестве одного из вождей балтских племён он заключает договор с Галицко-Волынским княжеством. Именно он спустя несколько десятилетий сможет объединить рыхлый племенной союз в Литовское княжество и даже согласится принять католичество, однако верным новой религии останется ненадолго. При первой же возможности поддержать соплеменников в борьбе с крестоносцами Миндовг порывает связи со Святым Престолом.
Гедиминовичи: возвышение княжества
Литовское княжество после Миндовга отличалось нестабильным внутренним положением — во многом это объяснялось отсутствием внятных законов о престолонаследии. Конец 13 и почти весь 14 век после смерти очередного правителя государство фактически распадалось на несколько уделов, управляемых сыновьями умершего, однако всякий раз вновь объединялось под властью наиболее способного отпрыска правящего дома.
Первым в череде великих литовских князей, значительно укрепивших мощь своего государства, следует назвать Гедимина — родоначальника правящей династии княжества. Не отдавая предпочтение ни католичеству, ни православию, он, тем не менее, не мешал распространению христианства на своих землях и не притеснял уже проживавших в пределах Литвы последователей веры христовой. Таких уже было достаточно — именно при Гедимине княжество начинает распространять своё влияние на русские княжества, постепенно расширяя свои границы на Восток. Наиболее серьёзные территориальные приращения произошли при преемнике Гедимина, Ольгерде. Благодаря успешной борьбе с татарами Гедиминовичи смогли присоединить к своим землям Киев — мать городов русских. Для многих княжеств некогда единого Древнерусского государства добровольное вхождение в состав Литвы означало, с одной стороны, прекращение выплат дани в Орду, а с другой — защиту от посягательств католических священных орденов, прежде всего, Тевтонского.
Именно немецкая угроза подтолкнула Литву и Польшу к взаимному сближению, что приведёт к судьбоносным изменениям на карте Восточной Европы в будущем. В 1385 году страны заключили Кревскую унию — теперь Гедиминовичи занимали трон двух крупнейших государств региона. Инициатор договора, Ягайло, сам принял католичество и стал первым христианским князем Литвы и одновременно королём Польши. Тем не менее, консолидации двух стран мешало соперничество внутри самой династии: на лидирующую роль претендовал Витовт, фактический государь Литвы, выражавший чаяния антипольской группировки двора и даже пытавшийся найти поддержку у Московского княжества. Однако после неудачных попыток вести самостоятельную политику и серии поражений от татарских войск он пошёл на сближение — и во время знаменитой Грюнвальдской битвы оба выступили плечом к плечу против крестоносцев.
«Холодная война» — Литва против Москвы
Пользуясь ослаблением русских княжеств в результате татаро-монгольского нашествия и наступившего периода зависимости от ханов в Сарае, литовские князья смогли значительно распространить своё влияние на русские земли, став важным фактором внутриполитической борьбы на осколках Киевской Руси. Присоединив территории Полоцка, Киева и других княжеств, Гедиминовичи активно участвовали в столкновениях партий в Псковской и Новгородской республиках, где их интересы схлестнулись с московскими.
Фактически в 14−15 вв. можно говорить о двух потенциальных центрах объединения русских земель — этой концепции придерживаются некоторые отечественные историки русского средневековья. В то же время соперничество Москвы и Литвы временами сменялось потеплением отношений — культурные и экономические связи между странами были сильны, а Рюриковичи и Гедиминовичи нередко выступали союзниками в борьбе против Орды или Польши. «Потепления» отношений закреплялись династическими браками: так, дочь Витовта, София, стала женой московского князя Василия I.
Памятник Витовту в Каунасе. Источник: wikipedia.org
Однако в дальнейшем стремление Москвы объединить русские земли под своим крылом фактически поставили крест на возможных тёплых отношениях между странами и открыли новую страницу в истории двух стран — период бесконечных войн. Московское княжество, вышедшее из глубокого экономического кризиса, вызванного проблемами с престолонаследием, шаг за шагом в конце 15 — начале 16 века «отгрызало» от Литвы бывшие территории Киевской Руси.
Последним крупным столкновением пока ещё независимой Литвы и Русского государства оказалась Ливонская война. Этот конфликт стал судьбоносным для обеих стран — обе по её итогам оказались в глубочайшем кризисе. Для России последний конфликт эпохи Ивана Грозного обернулся Смутой, для Литвы — фактической потерей независимости.
Люблинская уния: конец независимости Литвы
Бесконечная череда войн с Москвой и периодические разорительные походы татар подточили экономическое и социальное благополучие Литовского княжества. На протяжении всего XV века Польша и Литва заключали между собой унии, усиливавшие зависимость последней от Варшавы, однако окончательное объединение государств в одно случилось во время Ливонской войны, по результатам Люблинского сейма, в 1569 году.
Несмотря на то, что большинство литовских магнатов было против слияния Польши и Литвы — это привело бы к окончательной «полонизации» страны и потере их влияния на внутреннюю политику государства — угроза с Востока заставила аристократов поменять свою позицию. Только окончательно объединив усилия с Варшавой, литовцы могли защитить ещё остававшиеся в их руках бывшие земли Киевской Руси, несмотря на то, что некоторые из них (например, сам Киев), были переданы под прямое управление Польши.
Создание Речи Посполитой стало началом новой эпохи в истории литовских земель. Процесс полонизации, начавшийся ещё в период первых уний, активизировался — возросло число католических священников, что в условиях обострявшегося религиозного противостояния 17 века стало причиной многочисленных конфликтов. По мнению многих историков, слияние Польши и Литвы подорвало королевскую власть в Речи Посполитой и усилило роль ставшей ещё более многочисленной шляхты, что спустя время предопределило начало политического кризиса и ослабления государства. Уже в конце 18 века земли Великого княжества Литовского войдут в состав Российской империи по результатам трёх разделов Речи Посполитой.