визуалов больше чем аудиалов
«Аудиалов», «визуалов» и «кинестетиков» не бывает
Разделение на аудиалов, визуалов и кинестетиков, как и многие другие популярные теории, — всего лишь… миф. Не пора ли развенчать его и узнать о себе правду?
«Мы используем всего 10% возможностей мозга». «Слушая Моцарта, мы становимся умнее». «Правополушарные люди креативнее остальных». Эти и многие другие утверждения ученые называют «нейромифами», то есть ложными представлениями о мозге и обучении.
К ним же относится и очень популярное разделение людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. А ведь за годы распространения этой теории многие привыкли считать это частью своей личности или определять таким образом собственных детей или учеников.
«Видите ли, я визуал, поэтому не воспринимаю информацию на слух». «Мой ребенок кинестетик, поэтому он не хочет читать, но готов работать с игрушками». Неужели все это — глобальное заблуждение?
Научная правда
Лаборатория исследования когнитивного здоровья при Лаврентийском университете в Канаде изучает как раз нейромифы стилей обучения, связанных с «аудиальными», «визуальными» и «кинестетическими» особенностями людей.
Оказалось, 90% канадских учителей убеждены, что это деление — верное. Исходя из него, они выстраивают способы обучения и взаимодействия с детьми. Но так ли велики различия в развитии мозга разных людей?
Из 100 миллиардов нейронов, которые уже есть в мозге ребенка при рождении, у каждого развивается уникальная сеть синаптических связей. Но это развитие не делает мозг одного человека полностью отличным от мозга другого. Иными словами, ни слуховое, ни зрительное, ни тактильное восприятие не «лидирует» как основной способ общения с миром.
Скептикам ученые предлагают взять фотографию человека, которого кусают комары. Без предупреждения покажите это фото другу-«аудиалу», и вы увидите, что он начнет реагировать кинестетически, то есть расчесывать кожу, не осознавая этого. Так выглядит реальное функционирование мозга.
Самосбывающиеся пророчества
Так ли уж безвредны нейромифы? Казалось бы — ну считает человек себя таким или сяким. Ну и что? Но на самом деле ложные убеждения о себе, о детях или учениках работают как «самосбывающиеся пророчества». То есть мы программируем с их помощью сами себя.
Если вы или ваш ребенок проявляете музыкальные способности, стоит только поставить штамп «аудиал», и потеряется мотивация к обучению другим предметам, таким как история, литература или геометрия. «Я все равно не смогу запомнить все эти страны и континенты — я же аудиал». Мы понимаем, к чему приводит подобное убеждение.
Но что, если ребенок мог бы стать прекрасным ученым, сохранив любовь к музыке как хобби? Нейромифы могут закрыть для человека многие возможности. Особенно вредны такие предубеждения для педагогов и репетиторов, которые выстраивают обучающие программы, опираясь на ложную концепцию.
Что на самом деле нужно учитывать? Что человеческий мозг любит воспринимать мир разными органами чувств. Это усиливает синаптические связи между ними. Поэтому учебные материалы, занятия, выступления, презентации и прочие варианты подачи информации в нашей повседневной жизни должны задействовать и визуальный, и слуховой, и тактильный способы восприятия.
Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики
Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.
Общая информация о видах восприятия
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:
Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.
Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.
Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:
Характеристика визуалов
Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.
Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:
Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.
Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.
Для визуалов характерны следующие особенности:
Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.
Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.
Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.
Характеристика аудиалов
Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.
Для аудиала характерны следующие признаки:
Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.
Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.
Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.
Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.
Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.
Описание кинестетика
Определить такого человека можно по ряду признаков:
Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.
Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.
Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.
Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.
Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.
Особенности дигитала
Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:
Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.
Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.
Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.
Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.
Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.
Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам. Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов. Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.
Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет: почему важен тип восприятия
Информация о типе восприятия сегодня часто попадается на просторах интернета. Можно подумать, что это какое-то модное течение в психологии. На самом деле ничего нового в этом нет, и определением того, какой тип восприятия у того или иного человека, психологи занимаются довольно давно и часто.
Что такое тип восприятия? Почему ему уделяют столько внимания и считают очень важным для определения типа личности? Расскажем подробнее, какую пользу приносит такая информация, и как определить кто вы: визуал, аудиал, кинестетик или дискрет.
Тип восприятия: что это, как определить
О том, как те или иные люди воспринимают действительность, писали еще в древних трактатах VI века. Долгое время человека считали частью социума, а психологию личности серьезно начали изучать только в XVIII веке. Социальная психология как наука активно развивалась в XIX-XX веках, когда проводились эксперименты, тестирования. Так родилась соционика.
Как считают специалисты, человек должен учиться всю жизнь, информация усваивается ежедневно. Поэтому, зная свой тип восприятия, человеку легче найти путь к саморазвитию, улучшению качества жизни. Механическое выполнение каких-либо действий ведет к деградации, уверены ученые.
Очень важно определить тип восприятия у маленьких детей, это поможет им учиться, осваивать материал. У ребенка, которому подают знания в той форме, в которой он их воспринимает лучше всего, интерес к учебе не погаснет никогда. Цивилизованное общество давно уже перешло на персонализированный подход к построению учебного процесса. Эта информация крайне важна для лечения детей с проблемами развития нервной системы.
Определить свой тип восприятия довольно просто, в интернете есть масса онлайн-тестов, которые выдают мгновенный результат. Найти такие тесты можно и в литературе по психологии. Более предметно определением типа восприятия занимаются психологи, и без очной консультации в таком случае не обойтись. Специалист предложит вам исследование, результаты которого будут более достоверными и всеобъемлющими, чем онлайн-тест. Вы серьезно разберетесь со своими способностями и научитесь их использовать с максимальной пользой.
Какие бывают типы восприятия
Изначально стоит отметить, что несмотря на существующее деление, чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет скорее о предрасположенности к тому или иному типу.
В психологии определяют четыре типа восприятия.
Кто такой визуал: как использовать свой тип восприятия
Визуалу достаточно один раз увидеть, чем сто раз услышать, для того чтобы правильно воспринимать информацию. Визуал воспринимает мир по его яркости, палитрам, гаммам. К такому типу относится большинство людей на планете, они делают акцент именно на зрительном восприятии информации. Вероятно, именно благодаря визуалам в современном мире существует культ внешности, люди стремятся к эстетике. Понятно, что художники, дизайнеры и стилисты, режиссеры являются в большинстве своем визуалами, чем аудиалами и кинестетиками. Такие личности делают общество ярким, стремятся к визуальной идиллии.
Как у любого типа личности, у визуалов есть свои недостатки. Так, ориентируясь на внешнюю оболочку, им сложно понять суть: они встречают «по одежке», а вот провести по уму — не просто.
Воспитывать ребенка-визуала необходимо через наглядные пособия: картинки, схемы, инфографику, отлично помогают комиксы.
Визуалы любят глазами, поэтому построить отношения с ним проще стильной и красивой женщине, чем умной. Этот психотип любит порядок, чистоту, красивый декор.
Преимущества и недостатки аудиала
Аудиал менее многочисленный тип людей (5-7%), он больше доверяет ушам, чем другим органам чувств. Музыканты в большинстве своем чистые аудиалы. Этот психотип легко можно отличить от других людей по манере общения. Он внимательно слушает и даже может закрывать глаза во время общения. А вот лица людей аудиалы не помнят, узнают вчерашних собеседников только по голосу. Аудиалы не могут находиться в шумных помещениях: для работы или учебы они выбирают тихое место, где можно сосредоточиться, либо надевают наушники.
Если ребенок аудиал, огромное внимание необходимо уделять словам, а также манере подачи информации. Нельзя кричать или даже повышать голос, тем более оскорблять маленького аудиала, с ним разговаривают красивыми фразами в спокойном тоне. Аудиалу в обучении очень помогают аудиокниги, а также занятия музыкой.
Мужчины и женщины аудиалы «любят ушами», они не воспринимают ссоры с криками, оскорблениями и битьем посуды. Комплименты, приятные и нежные слова — путь к сердцу аудиала.
Кинестетик и его восприятие информации
Кинестетики держатся в стороне от визуалов и аудиалов, поскольку воспринимают окружающую реальность через кожу, обонятельные и вкусовые рецепторы. Кинестетики — практики, экспериментаторы, все маленькие дети обладают именно этим типом восприятия, даже у эмбриона первое чувство — это осязание.
Обучение кинестетика должно проходить через практические занятия. Таким детям мало услышать или увидеть принцип работы, им важно все потрогать, разобрать и собрать самостоятельно. Кстати, кинестетики часто страдают синдромом дефицита внимания, потому что им сложно длительное время концентрироваться, особенно на чем-то скучном и неинтересном. Они ждут перемены как манны небесной.
Этот тип людей обладает повышенной сексуальностью, предпочитают полностью раствориться в ощущениях. Кинестетикам важны предварительные ласки, поцелуи, объятия, даже простые прикосновения. Именно кинестетики чувствуют от человека феромоны и выбирают себе партнера, исходя именно из этого критерия.
Почему быть дискретом сложно и легко одновременно
Дискрет — это дигитал, и этим все сказано. Он познает мир посредством логического анализа. «Думаю — значит существую», — сказано именно про дискретов. Доказано, что ими не рождаются, а становятся по мере взросления. Данному типу личности достаточно просто научиться манипулировать окружающими, поэтому дискреты — прирожденные лидеры.
Склонность к интеллектуальной деятельности передается по наследству, но проявляется в процессе воспитания и обучения. Дискретов невозможно заставить зубрить предмет, пока он не выстроит логическую цепочку и не поймет, зачем ему это нужно. Дискреты выбирают профессии юристов, аналитиков, инженеров, это хорошие экономисты и социологи.
Данный психотип очень скуден на чувственные проявления, зато может быть верным спутником и надежным партнером. В семейных парах счастливы дискрет с визуалом, аудиалом или кинестетиком, но только не с себе подобным.
Подписывайся на наш Viber и не пропускай самые полезные материалы от Beauty HUB!
Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному: правда или миф?
Кто это вообще придумал и зачем.
По данным международного опроса, более 90% учителей верят в то, что аудиалов, визуалов и кинестетиков нужно учить по-разному. Но правда в том, что нет ни одного доказательства, которое убедительно подтвердило бы этот подход. Мы решили разобраться, откуда взялся этот миф и почему он очень вредный.
Из этой статьи вы узнаете:
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
С чего всё началось
В начале девяностых годов ХХ века новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг решил разобраться в том, что давно не давало ему покоя. Он посетил около 9 тысяч разных классов и заметил, что иногда даже самые профессиональные и талантливые учителя не могли найти подход к части своих учеников, и в то же время абсолютно ординарным учителям порой везло — ни у кого в их классах не возникало трудностей с пониманием нового материала. Флемингу стало интересно, в чём тут секрет.
После некоторых размышлений он решил, что это связано с тем, что разные люди предпочитают получать информацию разными способами. Проще говоря, если ученикам не подходит тот способ, который использует учитель, то они его не понимают, будь он хоть суперпедагогом. И наоборот: если всем детям в классе подходит тот способ, который использует учитель, то они хорошо его поймут, даже если он педагог отнюдь не блестящий.
Например, для кого-то лучшим ответом на вопрос «Как пройти к музею?» будет нарисованная карта, а другому достаточно словесного описания. Исходя из этих различий, Флеминг разработал опросник VARK — это акроним для слов Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic («визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое»). По результатам ответов на вопросы VARK делит людей на четыре группы в зависимости от того, как они воспринимают информацию:
Вы можете и сами ради интереса пройти VARK-тест. Правда, есть вероятность получить результат multimodal (то есть смешанный тип).
У Флеминга были предшественники и последователи
Флеминг был не первым, кто попытался выявить индивидуальные склонности к тем или иным стратегиям обучения. Задолго до него, в двадцатые годы прошлого века, существовала идея, что люди лучше всего запоминают информацию, когда используют правильный («доминантный») стиль обучения. Концепция не включала вербальную стратегию из модели Флеминга, поэтому обозначалась тремя буквами — VAK (Visual, Auditory, Kinesthetic — «визуальное, слуховое, кинестетическое»).
Особенно активно эту концепцию развивали Уолтер Барб и его коллеги во второй половине ХХ века. Стили обучения они называли модальностями, и их исследования были тесно связаны с нейролингвистическим программированием.
Одна из концепций Барба зашла даже дальше, чем теория Флеминга: Барб предположил, что при подборе преподавателя и студента с одной модальностью успеваемость студента улучшится.
Однако именно VARK-опросник Флеминга стал особенно популярным в образовательной среде. За половину 2006 года более 180 тысяч человек прошли этот тест. Можно предположить, что сейчас эти цифры уменьшились или что опросник популярен только в США. Но если вы введёте в поисковик запрос «VARK стили обучения», вы найдёте сотни статей на тему в том числе на русском языке (и многим из них не больше двух-трёх лет), авторы которых выступают за применение этого метода на практике.
Обозревательница The Atlantic Ольга Казан считает, что столь широкое распространение концепции «стилей обучения VARK» можно связать с популярным в девяностые движением по повышению самооценки. В его основе лежала идея, что каждый человек — особенный. Следовательно, у каждого должен быть свой необычный стиль обучения.
Дают ли подобные опросники и деление людей на типажи какую-то пользу для обучения?
Какие есть доказательства эффективности теории
Если коротко — никаких. На текущий момент нет ни одного научного доказательства того, что VARK/VAK подходы действительно работают и могут помочь студентам лучше учиться. Большая часть исследований, которые пытаются доказать пользу стилей обучения в зависимости от того, относятся студенты к аудиалам, визуалам или кинестетикам, не удовлетворяют основным критериям научной достоверности.
Давайте представим, что нужно для того, чтобы подтвердить гипотезу о визуалах, аудиалах и кинестетиках. Основное требование — это правильно поставленный эксперимент. Чтобы он был достоверным, подборка участников исследования должна быть рандомизированной (то есть случайной). Именно это позволяет свести к минимуму статистическую ошибку, из-за которой часто и возникают недостоверные результаты. Как же этого достичь?
Представляется так: участников эксперимента нужно поделить на типы (аудиалы, визуалы, кинестетики), затем случайным образом распределить их по группам, потом протестировать их образовательные успехи. При этом каждый человек должен пройти через несколько этапов: опросник на определение типа восприятия информации, случайное разделение на группы, в которых преподавание будет построено по определённому стилю (некоторые люди попадут в группу с подходящим им стилем, другие — нет). И сдача финального теста для оценки усвоения материала (одинакового для всех участников). Дальше учёные смогут сравнить результаты.
Если студенты, попавшие в группу обучения по своему типу, на финальном тестировании покажут результаты лучше, чем остальные, то это подтвердит, что такой подход к обучению работает.
Например, визуалы в таком исследовании должны лучше запомнить информацию, когда им показывают картинки, чем когда они воспринимают ту же информацию на слух — а следовательно, пройдя материал по такому принципу, они покажут лучшие оценки на экзамене.
Учёные из университетов Калифорнии, Вашингтона и Южной Флориды в своём обзоре исследований «Стили обучения. Концепции и доказательства» указывают на то, что большинство научных работ о стилях обучения в принципе не основаны на эксперименте. Те же, кто всё же проводил эксперименты, не смогли подтвердить, что стили обучения действительно работают. В конце этого научного ревью учёные отдельно отмечают, что «любое применение стилей обучения в классе неоправданно».
Какие есть доказательства несостоятельности теории
В 2018 году вышло исследование, в рамках которого учёные попросили сотню студентов заполнить VARK-опросник, чтобы выяснить их «доминантный» тип. Затем участники получали стратегии обучения, которые в теории должны были коррелировать с их доминантным типом.
Выяснилось, что студенты обычно не учились тем способом, который якобы идеально подходил им по данным теста. А люди, которые, получив свои результаты, решили попробовать подстроиться под якобы подходящий им стиль обучения, не улучшали свои показатели.
Кроме того, VARK-опросник показал, что многие студенты используют сразу несколько стилей (например, визуальный и кинестетический), но ни один из них не даёт им явной выгоды в оценках и успеваемости. Авторы добавляют, что всё ещё можно экспериментировать с разными методами и стилями обучения, но не стоит зацикливаться на чём-то одном.
Кандидат наук в области экспериментальной психологии Эбби Нолл и её коллеги из Центрального Мичиганского университета выяснили, что люди часто заблуждаются в оценке себя в качестве визуалов, аудиалов или кинестетиков.
Так, студенты, которые называли себя «визуалами», думали, что запоминают картинки лучше (то же самое говорили о запоминании слов учащиеся с «вербальным» стилем), однако после эксперимента их предположения не подтвердились.
По сути, их «доминантный стиль обучения» всего лишь значил, что им больше нравились, например, картинки или чтение, а не то, что благодаря картинкам или чтению они лучше запоминали что-то. Получается, можно уверенно заявлять, что знание о том, «аудиал» вы или «визуал», едва ли приносит реальную практическую пользу.
Бэт Роговски из университета Блумсберга и Барбара Калоун из университета Вандербильта также подтвердили несостоятельность теории стилей обучения. Они выяснили, что люди с «визуальными» предпочтениями на самом деле лучше справлялись со всеми видами тестов (а не только с заданиями с картинками).
Исследователи сделали довольно важный вывод: преподавателям лучше прекратить приспосабливать уроки и задачи к типам студентов, ведь, по сути, это медвежья услуга.
Именно разнообразие подходов, сочетающих в себе различные стили обучения, может помочь студентам лучше справляться с учёбой.
А есть ли работающие способы помочь студентам учиться лучше?
К счастью, когнитивная наука уже давно исследует методы обучения. Так что есть достаточно много техник, которые, хотя и не могут стопроцентно гарантировать любому человеку успех в обучении, много раз показывали свою эффективность.
Так, известно, что студенты достигают больших успехов, если:
Эти техники уже были хорошо изучены. Так зачем же доверять мифу, который раз за разом опровергается?
Научное сообщество старается донести до сотрудников сферы образования, что идея деления на визуалов, аудиалов и кинестетиков в целях обучения несостоятельна.
В научном мире существует даже забавный челлендж — первая команда учёных, которая сможет доказать не только правдивость этой концепции, но и эффективность вообще любого деления людей на типы в зависимости от подходящим им стилей обучения, получит тысячу долларов. Инициатива пошла от блогера и исследователя Уилла Тальхаймера, который даже выделил 11 критериев, по которым он готов принять результаты. Среди них и детали эксперимента, и минимальная статистическая значимость, и требования к участникам (это должны быть взрослые люди, обучающиеся на рабочем месте). Как можно догадаться, пока приз никто не получил.
В действительности самое важное при обучении — это концентрация внимания на материале. То, какие стили обучения человек при этом использует, уже вторично.
Мозг человека «любит» разные варианты приёма информации. Например, вполне вероятно, что некоторым студентам запись информации на карточках с картинками действительно помогает лучше запоминать тему. Однако эти карточки в любом случае не сработают, если учащийся не сосредоточен на теме, которая на них представлена. И тем более — если он использует подготовку этих карточек в качестве способа прокрастинации.
Оптимальный вариант — предлагать студентам разные техники и наблюдать за тем, что им больше подходит. Для всего этого нужны любопытство и терпение. Но такой экспериментальный подход лучше, чем приверженность идее, истинность которой ни разу не была доказана.