визуальный контакт что это такое
Визуальный контакт
Визуальный контакт — изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения. В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не способен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложения собеседника, об отношении к нему. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются.
Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены), или же чувствует враждебность к партнеру и невербально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.
Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую он устремлен.
Деловой взгляд, устремленный в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.
Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения. Исследования, проведенные в этой области, показали, что во время различных вечеров и приемов собеседники чаще всего смотрят друг на друга. При этом они обращают внимание на треугольник, который расположен между глазами и ртом человека.
Интимный взгляд устремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который воспринимает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.
При этом, чтобы принять правильное решение об отношении собеседника, необходимо учитывать и культурную среду, в которой он вырос. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разговора смотреть на шею.
Взгляд поверх очков. Человек, на которого смотрят подобным образом, может подумать, что к нему относятся критически и пытаются каким-то образом оценить. Взгляд поверх очков может быть сильной ошибкой, так как слушатель сразу же закрывается: он скрещивает на груди руки, закладывает одну ногу на другую, за этим следует целая серия жестов, говорящих о негативном отношении. Люди, которые носят очки, должны снимать их, когда говорят, и надевать снова, когда слушают. Это не только смягчает собеседника, но и позволяет человеку, носящему очки, держать разговор под контролем.
Взгляд искоса говорит или об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.
«Пустой»взгляд, устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стеснение, стыд, недостаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.
Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении.Пристальный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие трудности.
«Язык» глаз проявляется в степени их открытости, направлении взгляда, движении.
• Степень открытости глаз
Слишком широко открытые («вытаращенные») глаза всегда свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Часто одновременно широко раскрыты рот и нос (раздутые ноздри). Это происходит, когда человек бессознательно хочет получить максимум стимуляции, чтобы не ускользнуло даже самое мельчайшее: при удивлении, неожиданности, озадаченности, удивленном восхищении; при возникновении вдруг наивысшей радости; при испуге, ужасе (при шоке такая мимическая картина застывает на некоторое время); при огромном любопытстве, напряженном ожидании, жажде, в уменьшенной форме проявляется при надежде или сильном стремлении («глазеть», «смотреть, открыв рот», «пожирать глазами»); при тотальной беспомощности, неспособности понять, полной наивности; при пришедшем вдруг понимании; как предостерегающий взгляд при сильном порицании или упреках («прими во внимание», при этом — серьезное, напряженное лицо); при интенсивном ожидании после поставленного вопроса.
Особенности имеющейся ситуации и прочие мимические явления (например, оцепенение или блеск глаз, положение уголков рта, руки в защитной позиции, общее напряжение или расслабление тела и т. п.) указывают на подходящее в данном случае толкование.
Полностью открытые глаза свидетельствуют о высокой восприимчивости чувств и выражают, в частности: мечтательность, «сон с открытыми глазами»; гипнотический транс; открытость в случае доверия, проявления наивности; специальный прием — мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, стремясь создать впечатление простачка, наивного человека.
Прикрытые, «занавешенные» глаза, когда верхнее веко прикрывает верхнюю часть глаза, выражают равнодушие, покорность, инертность и даже тупость. Чаще всего это выражает: неподдельное отсутствие интереса, скуку; надутость, высокомерие, чванство, высокое самомнение; инертность, равнодушие, слабость побуждений, покорность; сильное утомление вплоть до истощения.
Закрытые глаза (без особого напряжения) означают: самоизоляцию от внешних воздействий с целью тщательного обдумывания; рассматривание с наслаждением чувственных образов или мыслей (на концерте, на докладе, в глубоком разговоре, в сауне и т. д.); незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединенное лишь с чуть обозначенным кивком головой.
Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца сокращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд) чаще всего означает: пристальное наблюдение, напряженное внимание (если это взгляд сбоку, то еще хитрость); высокую степень душевной концентрации; чрезмерную критичность, черствость и недоброжелательность.
Прищуривание только одного глаза, подмигивание чаще всего означает: достижение тайного согласия с кем-то другим; знак кокетства между полами (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка).
Сверкание глазами (резкое, повторяющееся мигание) может быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозности, повышенной возбудимости.
• Направление взгляда
Прямой взгляд, с полностью обращенным к партнеру лицом, означает: полный, неподдельный интерес к другому лицу и к делу;
человеческое признание другого лица, внимание к нему; ненарушенное естественное доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «прямой человек»).
Взгляд, направленный вдаль, чаще всего говорит о задумчивости, сосредоточенности, сомнении и колебании.
Взгляд, направленный «сквозь» партнера, означает подчеркнутое неуважение, возможную агрессивную реакцию.
Взгляд, направленный мимо партнера, говорит об эгоцентризме, направленности и нацеленности на себя.
Преимущественно ближайший или дальний «прицел» глаз («смотрящий далеко вперед» или «близко перед собой», «недалекий» человек) во взаимосвязи с направлением взгляда во многих ситуациях разговора имеет очень большое значение. По нему должно создаваться надежное общее впечатление.
Взгляд направлен в неопределенную даль: мысли и интересы сконцентрированы на далеком (непосредственно конкретном) содержании. Соответствует спекулятивно-абстрактному мышлению, задумчивости, раздумьям.
Взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера:
своеобразная смесь ослепления и раздражения; вызывающее незамечание партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух;
подчеркнутое неуважение. Наиболее сильно выводит другого из равновесия. Это небезопасно вследствие возможной агрессивной реакции.
Сведение глаз (центрированный взгляд): направленность на конкретную ситуацию или реальность из непосредственного окружения. Означает конкретное мышление, практическую установку, хорошую наблюдательность.
Взгляд, направленный мимо партнера на какую-либо фиксированную точку в пространстве: впечатление разговора с самим собой, нехватка связей с окружающими людьми, направленность на себя вплоть до аутизма.
Взгляд сбоку, углами глаз делает возможным контакт глаз с партнером в то время, как лицо более или менее отвернуто от него. Отсутствие полной отдачи, незаметное тайное наблюдение активного рода, дистанция, скепсис, недоверие — все это обостряется при беззаботном выражении лица и (или) неподвижности его черт и тела. Соответственно: при широко раскрытых глазах: тайный, скрываемый страх; при нормально раскрытых глазах: критический, оценивающий, сохраняющий резервы, тайное любопытство, скрываемая готовность к действиям; при суженном взгляде:
недоверие, угроза, «полностью настороже», «камень за пазухой», предостережение, недовольство («злой взгляд»), нехорошие эгоцентрические намерения, особенно при сильном напряжении; при поднятой с одной стороны брови и горизонтальных складках: своеволие, резкое отклонение авторитетов, порождающее враждебность из-за неуверенности, или из-за непомерного самомнения с отрицающим все пренебрежением; взгляд искоса через плечо: демонстративное пренебрежение, презрение, презрительность.
Взгляд снизу (при склоненной голове) означает при малой напряженности и согнутой спине подчиненность, покорность, услужливость. При более сильном напряжении и легких вертикальных складках на лбу — расчетливую самоотдачу после скрытого наблюдения. При сильном напряжении также может выражать готовность, мобилизацию, доходящую до готовности к борьбе.
Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) говорит об увеличении дистанции из-за критического отношения, чувстве превосходства, истинной гордости, высокомерии, презрении, поисках господства.
«Небесный взгляд» — при нормальной посадке головы глазные яблоки повернуты вверх — означает: при расслабленности (в лице) и соответствующих условиях глубокие религиозные размышления, восхищение, погружение в высокие мысли; при напряженности (в лице) — особенно если заметить, что это позирование: попытку изобразить религиозные размышления при приверженности высоким этическим идеалам, создать такую видимость и использовать ее для достижения эгоистических целей.
Уклоняющийся взгляд (всегда уходит, убегает из-за чувства слабости) демонстрирует неуверенность из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Опускание глаз во время разговора, используется, чтобы сделать невозможным контакт глаз.
• Движение глаз
Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремленность к цели, уверенность в себе; на какой-то объект в окружении — однозначная устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»);
на человека — уверенность в себе, сознание своих сил и возможностей, происходящее из витальных глубин, обычно неосознанно-критическое рассмотрение других.
Попеременный контакт глазами говорит о подтверждении внимания, уважении к партнеру, полном к нему доверии. Особенно часто встречается у детей и влюбленных.
Жесткий (слишком фиксированный) взгляд, сопровождающийся сужением сектора обзора, означает бесцеремонность, недоверие, иногда проницательность, догадку, чаще всего скрытость, агрессивность.
Фиксированный (слишком твердый), прямой и одновременно суженный взгляд: критическое испытание, основанное на дистанцировании и недоверии, проницательность, бесцеремонность, скрытность, тайные намерения, в том числе и зловредной природы, агрессивность вплоть до садизма: «холодный», «пронизывающий» взгляд используется прокурорами и криминалистами в известных случаях или же, например, бесцеремонными и навязчиво ведущими себя мужчинами по отношению к практически беззащитной женщине.
Подчеркнуто прямой, твердый и сознательно-открытый взгляд: изощренно-уверенный взгляд человека, «прошедшего огонь и воду», демонстративно показываемая открытость здесь лишь средство достижения недобрых целей.
Глаза направлены твердо и на партнера, голова и верхняя часть тела откинуты назад: защита при готовности нападения, особенно при напряженности в посадке головы и мимике.
Оценивающе-блуждающий взгляд при движении снизу вверх и в стороны говорит о восхищении и даже почитании. При движении сверху вниз и в стороны — означает критическое рассмотрение, а подчас и пренебрежение.
Оценивающе-блуждающий прямой взгляд (при полной обращенности лица к партнеру) сверху вниз, или снизу вверх, или во все стороны: при восхищении красивыми вещами, произведениями искусства или видами, а также красивыми женщинами. При этом соответствующее выражение восхищения в области рта (характерная улыбка) и глаз. При внимательно-критическом рассматривании предмета, например при принятии решения о покупке — трезво-холодное выражение лица.
Неопределенный взгляд: недостаток ясности в целях, недостаток твердости, постоянства. Типичен диффузный взгляд пьяного у некоторых психических больных: безостановочное движение глаз, непрерывно протекающее до бесконечности.
Спокойный взгляд выражает удовлетворенность восприятия, вдумчивость, рассудительность. Спокойный вялый взгляд говорит о заторможенное™, оцепенении.
Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости, непостоянстве, замешательстве, отвлекающих факторах, отсутствии определенной направленности на восприятие слов партнера по общению.
Бегающий взгляд говорит о болезненной чувствительности и возбудимости, существовании неопределенного чувства угрозы.
Особая форма — характерное вращение глаз часто бывает после контрольного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут, а также посылаемое украдкой сообщение, что ситуация невыносимо скучна.
Этика предпринимательской деятельности
Основные составляющие общения
1. Невербальное общение
Невербальное общение включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Словами можно передать только фактические знания, но одних только слов бывает недостаточно, чтобы отразить чувства. Тем не менее чувства, неподдающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности сказанного словами или же, напротив, поставить сказанное под сомнение.
Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникации имеет интеллектуальный характер.
Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми. Взрослые, у которых в раннем детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают трудности общения, мучительное чувство одиночества. То же грозит и забалованному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать. Как правило, чуткость в невербальном общении растет с возрастом.
Значение невербальной коммуникации в работе секретаря и менеджера чрезвычайно велико. Достаточно представить себе телефонный разговор с незнакомым собеседником. Как хочется увидеть выражение его лица, позу и жесты. Недостаток именно этой информации о партнере обедняет общение и сковывает нас в диалоге, дает ощущение недосказанности и недопонимания. Только совокупность всех элементов невербальной и вербальной коммуникации дает полноценное общение с собеседником.
Привлекательность человека для собеседника (аттракция) при первой встрече с ним определяется, прежде всего, средствами невербального общения. К ним относятся: межличностное пространство, визуальный контакт, экспрессия, склонность партнеров к сопереживанию.
Деловые коммуникации в управлении персоналом
Основные составляющие в общении
Невербальное общение включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Словами можно передать только фактические знания, но одних только слов бывает недостаточно, чтобы отразить чувства. Тем не менее, чувства, неподдающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности сказанного словами или же, напротив, поставить сказанное под сомнение.
Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникации имеет интеллектуальный характер.
Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми. Взрослые, у которых в раннем детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают трудности общения, мучительное чувство одиночества. То же грозит и забалованному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать. Как правило, чуткость в невербальном общении растет с возрастом.
Значение невербальной коммуникации в работе секретаря и менеджера чрезвычайно велико. Достаточно представить себе телефонный разговор с незнакомым собеседником. Как хочется увидеть выражение его лица, позу и жесты. Недостаток именно этой информации о партнере обедняет общение и сковывает нас в диалоге, дает ощущение недосказанности и недопонимания. Только совокупность всех элементов невербальной и вербальной коммуникации дает полноценное общение с собеседником.
Привлекательность человека для собеседника (аттракция) при первой встрече с ним определяется, прежде всего, средствами невербального общения. К ним относятся: межличностное пространство, визуальный контакт, экспрессия, склонность партнеров к сопереживанию.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление на собеседника, когда сидят или стоят на расстоянии, по их мнению, соответствующем дистанции диалога. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное расположение отрицательно сказывается на эффекте общения.
Излишне большая дистанция общения подчас ранит самолюбие и достоинство человека. Ему может показаться, что он неприятен партнеру по общению или же он может посчитать партнера высокомерным. На расстояние между общающимися может повлиять стол, исполняющий роль барьера и ассоциирующийся с высоким статусом собеседника. Поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, беседа принимает более доверительный характер. По этой же причине менеджеру или секретарю предпочтительно проводить личные беседы с посетителями за столом, в официальной обстановке. Задушевным, интимным откровениям соответствует способствует «шепотное» расстояние, менее 30-15 см.
Межличностное пространство влияет на длительность и частоту визуальных контактов. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем короче и реже их взаимные взгляды. Напротив, находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.
1. Основные составляющие общение
Простые мимические признаки входят составной частью в более сложные мимические картины, которые отражают совокупность эмоциональных состояний. Опознание мимических выражений зависит от участия в их отражении всех лицевых мускул. Поэтому описать передаваемое состояние возможно, используя комплекс движений тех частей лица, которые несут наибольшую информационную нагрузку.
Описанные мимические картины соответствуют интенсивным проявлениям психического состояния. Для их опознания их не требуется большого социального опыта. Они знакомы практически всем людям. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным эмоциональным состояниям. В них мимические признаки представлены нечетко. Комплекс признаков в целом представляет мимическую картину эмоций и является индикатором психического состояния человека.
Эмоциональные переживания человека можно определить по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Исследователи в области межкультурных коммуникаций считают, что в общении жест и мимика несут до 40% информации. В естественных условиях общения они возникают как бы сами собой, в зависимости от содержания деятельности и соответствующих ей эмоций. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных акцентах высказывания, выразить эмоциональное отношение говорящего к высказываемым им мыслям.
Палитра жестов очень пестра и каждый человек имеет свои, органически свойственные ему движения. Поэтому невозможно дать единую для всех рецептуру жестов общения. Каждый говорящий должен прибегать к жесту по мере ощущения внутренней потребности в нем. Жест, не совпадающий с ритмом речи, может испортить впечатление и быть истолкован слушающим неверно. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут только утомить и вызвать раздражение присутствующих.
При всем богатстве гаммы движений можно выделить общие принципы употребления жестов в общении. Подобно словам-паразитам типа «так сказать», «значит», «ну» и т. д. существуют жесты-сорняки, которые отвлекают собеседника от восприятия речи. Не следует бессмысленно встряхивать головой, бесконечно поправлять волосы, почесывать затылок, переносицу, теребить пуговицу, заламывать и потирать руки, щелкать суставами пальцев и т. п. Заметив в себе эти привычки, нужно постараться избавиться от них как можно быстрее.
Не нужно злоупотреблять жестами и помнить, что чрезмерная жестикуляция теряет свою выразительность при частом повторении. Не следует увлекаться чрезмерной выразительностью движений, иначе можно создать пародию на великих актеров. Жестикуляция которых бывает часто преувеличена в соответствии с требованиями их сценического образа.
Движение рук, как и всего тела, в общении должно быть мотивированным, естественно порождаться излагаемой мыслью и выражаемыми чувствами. Рисунок пантомимы должен соответствовать смыслу и значению произносимых слов.
Бывает крайне трудно начать осуществлять контроль собственных поз и движений в повседневной практике общения. Поэтому самовоспитание культуры движений лучше начать с анализа движений и жестов ораторов, актеров, особенно разговорного жанра или лекторов-пропагандистов. Попросив товарищей или коллег составить краткое описание своих типичных движений, можно выявить собственные недостатки в жестикуляции.
Существуют описания характерных для того или иного состояния человека жестов.
Так, например, ладони могут характеризовать открытость или закрытость человека для общения, вид рукопожатия при деловой встрече также несет определенную информацию.
Скрещенные на груди руки, например, выступают в качестве барьеров общения, а определенные жесты дают информацию о правдивости собеседника, о нахождении его на этапе принятия решения и.т.д. Доказано, что умение добиться успеха в деловом общении во многом будет зависеть от умения человека понимать язык жестов и использовать его для достижения желаемых результатов.
Так что же всем нам мешает хорошо разбираться в людях? Ответ дает психология: нам мешают наши собственные стереотипы восприятия человека человеком:
Работодателям показывали фотографии в полный рост кандидаток на секретарскую должность. Почти все выбирали одну и ту же строго одетую, аккуратно причесанную, серьезную и одновременно сексуально привлекательную девушку.
Люди судят о нас по первому впечатлению, которое формируется в первую минуту знакомства и в дальнейшем мало меняется. Исключение: первое впечатление может измениться значительно, только если мы продолжаем интересоваться человеком и общаться с ним. Из этого психологического закона вытекает известный закон бизнеса: у нас нет второй возможности произвести первое впечатление. Другими словами, в нашем распоряжении только одна первая минута общения, чтобы продемонстрировать свои лучшие качества и понравиться другому человеку.
Хорошо известно, что работодатели не любят второй раз перечитывать резюме кандидата или проводить повторные собеседования, потому что считают, что сразу все поняли о человеке. Они гордятся своим профессиональным опытом и интуицией и часто говорят: «Кандидат на работу только вошел, а я уже знаю, подходит он или нет». Но разве можно узнать человека за несколько секунд?
Чем лучше человек разбирается в людях, тем больше индивидуальных различий между людьми он замечает. А мы часто слышим: «Все мужчины (женщины) одинаковы».
Вот почему так сильно влияет заочная характеристика, данная человеку, на последующее впечатление о нем. Если не хотите навязать свое мнение, воздерживайтесь от предварительных оценок и не очень-то полагайтесь на мнения «доброжелателей».
В народе говорят: «Каждый судит по себе», «Рыбак рыбака видит издалека». Глупый часто жалуется, что вокруг одни дураки, жадный обвиняет весь белый свет в корысти, а умный умеет находить достоинства в каждом человеке и искренне восхищаться ими. Восточные мудрецы говорят по этому поводу так: «Мы осуждаем в других людях то, что не любим и пытаемся скрыть в себе». Если вы внимательно прислушаетесь к тому, что говорит человек о других, то с большой вероятностью узнаете о нем самом. Это маленький секрет психологов: они не слишком доверяют самохарактеристикам человека, потому что все мы часто искренне заблуждаемся на свой счет или сознательно обманываем. А вот характеризуя других, мы невольно выдаем свои собственные мысли, чувства, отношения и многое другое.
7. Оценочность— стремление сравнивать людей и выставлять им оценки: умный или глупый, красивый или некрасивый, хороший или плохой, или никакой.
Вспомните, какие комплименты мы слышим и говорим: «Вы хорошо выглядите, вы умный человек, у вас красивое платье и т.д.». Это неправильные комплименты, потому что они оценочные. Человек, говоря так, ставит себя выше того, кому говорит, потому что берет на себя право оценивать другого. Вы же не скажете начальнику: «Вы умный, красивый. У Вас красивая прическа, галстук и так далее».
Правило комплимента и критики гласит: не оценивай человека, а выказывай свое отношение к нему, свои чувства.
Примеры правильных комплиментов: «Я рад Вас видеть, мне приятно с Вами общаться, я восхищаюсь (горжусь) Вами» и тому подобное.
Примеры правильной критики: «Мне неприятно разговаривать в таком тоне, мне не нравятся ваши манеры, мне стыдно (обидно) за вас, иногда мне хочется тебя ударить».
9. Эффект ореола человека, добившегося больших успехов в одной области, окружающие считают выдающимся и в других областях деятельности.
В школе отличникам часто несознательно завышают оценки, всегда и во всем ставят в пример. То же и на работе. Авторитетные люди на себе испытывают правило: сначала ты работаешь на свое имя, а потом имя работает на тебя. Его слова и дела воспринимаются более положительно под влиянием эффекта ореола.
10. Эффект неудачника: человек, однажды потерпевший крупную неудачу, надолго или навсегда теряет авторитет в глазах окружающих.
А ведь никто не совершенен и человек имеет право на ошибку. Почему же наша память охотнее хранит чужие ошибки и промахи, чем достижения? Недаром говорят, что в чужом глазу соломинку видно.
Вот почему опытные интриганы спешат заранее проинформировать нас о происшедших событиях, их слово будет казаться более правдивым.
При поступлении подтверждающей информации человек обычно запоминает последнюю: если кто-то в сотый раз высказал очевидную ис-тину, мы будем вспоминать именно его слова.
12. Закон похожести: нам больше нравятся люди, похожие на нас, чем слишком непохожие.
У нас вызывают невольные симпатии и доверие люди такого же возраста, внешности, социального происхождения, места рождения, семейного положения, интересов, судьбы, как и мы сами.
Чтобы эти 12 стереотипов восприятия и мышления не мешали нам хорошо разбираться в людях, их надо осознавать и контролировать в себе.