визуальные референсы что это
Что такое референсы, и как ими пользоваться?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Термин «референс» – означает примерный образец, на который ориентируется автор, когда создает свое произведение. Это слово используется во всех сферах искусства, в том числе и кинематографе.
Референсом в кино может выступать другой, уже созданный кем-то фильм или сериал. Иногда в этом качестве могут выступить книги, картины или фотографии. В редких случаях даже музыка может стать нужным ориентиром. Ведь главная задача референса – показать, на что должен быть похож будущий проект
Кому нужен референс?
Так зачем все-таки нужен этот ориентир? В чем его смысл?
На самом деле и сценаристам, и режиссерам, и продюсерам в повседневной работе постоянно приходится пользоваться референсами, для того чтобы объяснить какие-то моменты будущего проекта.
Например, после кассового успеха какого-нибудь фильма, многие продюсеры звонят сценаристам с фразой: «Мне срочная нужна история похожая на…» И название этого хита в данном случае – референс.
Например, после оглушительного успеха первого фильма из серии «Голодные игры», все бросились искать похожие сюжеты. Кинокомпаниям нужны были фантастические антиутопии на литературной основе, чтобы минимум было три книги, а главными действующими лицами были либо подростки, либо очень молодые люди. Так на экран вышли серии «Дивергент» и «Бегущий в лабиринте».
И точно также, кассовый успех «Гарри Поттера» привел к экранизациям таких циклов как Хроники Нарнии, Перси Джексон и Темные начала (имеется в виду фильм «Золотой компас», а не сериал от BBC и HBO).
Сами сценаристы также используют референсы при объяснении нюансов проекта режиссеру или тому же продюсеру. Например, братья Дафферы продвигая «Очень странные дела» с самого начала указывали, что их проект будет похож экранизации книг Стивена Кинга из восьмидесятых. После такого примера представители Нетфликса, нанятые режиссеры, актеры, да и в принципе все причастные к созданию шоу сразу поняли, на что должно быть похоже это шоу.
Подбирать референсы полезно и для самого сценариста. Во-первых четкий референс дает автору необходимый ориентир чисто с творческой точки зрения. Ведь выстраивать стройный сценарий всегда легче, держа в уме какой-либо образец.
А во-вторых, если у вашего проекта есть прямые референсы, то есть похожие чем-то фильмы и сериалы, будет полезно изучить их сильные и слабые стороны. Кроме того, чтобы избежать обвинений в плагиате нужно будет подумать, чем ваш проект будет отличаться от уже снятых.
Вдохновение, а не плагиат
Референс – это всегда только ориентир для подражания, источник вдохновения для автора. Нельзя копировать первоисточник, никак его не развивая или не переосмысливая.
Во-первых, потому что можно нарваться на судебный иск. А во-вторых, зрители это заметят и не простят. И если иск возможен только в самых крайних случаях, публика всегда максимально безжалостна.
Причем недостаточно изменить несколько сюжетных моментов, чтобы зритель не заметил подвох. Нужно именно переработать референс и внести в него что-то новое.
Например, фильм «Небоскреб» с Дуейном «Скалой» Джонсоном явно вдохновлен первым «Крепким орешком». Но в этот раз главный герой не полицейский, а агент ФБР, да еще инвалид с протезом вместо ноги и эксперт по системам безопасности. Проблемы в браке заменили на семейную идиллию. Да еще ввели лучшего друга-предателя.
То есть номинально изменений много и все они как-то влияют на сюжет. Но в целом, с точки зрения идей, развития сюжета, решения проблем – это все тот же крепкий орешек. Никакого развития или переосмысления на глобальном уровне.
И как итог, вряд ли хоть кто-то, в мире говоря об этом фильме не сравнил его с «Крепким орешком». И вряд ли это сравнение было в пользу «Небоскреба».
Чтобы избежать подобной ошибки, автор во время работы не должен задавать себе вопрос: «Какие внести изменения, чтобы мой проект не был похож на референс?» Правильная постановка вопроса звучит так: «Что нового я могу рассказать в своем проекте, чего не было в референсе?».
Конкретность референса
Когда референс используется для того чтобы объяснить какие-то нюансы будущей истории постороннему человеку: продюсеру, режиссеру – неважно, всегда нужно указывать на какой именно аспект референса нужно смотреть.
Уже по предыдущему разделу понятно, что не может быть референса, который полностью и по всем аспектам объясняет нюансы вашего будущего фильма. Ведь тогда это не референс, а источник плагиата.
Поэтому указывая референс всегда нужно следить, чтобы было, понятно по какому аспекту это референс.
Например, «Голодные игры» – это референс по аудитории для «Дивергента» и «Бегущего в лабиринте». Именно ориентируясь на аудиторию продюсеры искали новые книжные серии. А, например, Перси Джексон оказался референсом Гарри Поттеру не только по аудитории, но и по сюжетной канве. Мальчик из обычного мира попадает в магический, где все считают его избранным. Экранизации Ставена Кинга были рефернсом по тональности и атмосфере для «Очень странных дел».
Ориентир можно подобрать к любому элементу вашей идеи: персонажу, сеттингу, теме, формату. Режиссерам могут пригодиться ваши визуальные референсы или референсы по монтажным переходам, музыкальному сопровождению.
Вариантов много, поэтому называя какой-либо в пример другому человеку какой-либо фильм или сериал, на всякий случай уточните о референсе по какому аспекту вы говорите.
Если нет референса…
Кинематографу более ста лет. За это время вышли миллионы фильмов и сериалов. Кроме того, есть другие произведения искусства на которые тоже можно ориентироваться в своей работе.
А значит шанс, что по у вашего проекта нет референса по какому-нибудь аспекту максимально приближен к нулю.
Если же такое все-таки случится, это скорее минус идее, чем плюс. Ведь неизвестно примут ли зрители фильм, который по какому-то аспекту совсем не похож ни на один из уже существующих.
Но скорее всего, если у вас нет нужного примера, то это значит, что вы просто не смогли его найти.
В этом есть большая сложность: референс нельзя придумать, его можно только подобрать. А значит все сложности с поиском ориентиров напрямую связаны с эрудированностью автора в общем и его насмотренностью в частности.
Чем больше фильмов и сериалов видел сценарист, чем лучше он разбирается в искусстве, чем больше книг он прочел, тем легче ему подбирать референсы.
Решить эту проблему кардинально можно лишь увеличив свой кругозор. Но это бессрочная цель на всю жизнь, завершить которую невозможно.
Так что в повседневной работе, сценаристам приходится постоянно искать похожие проекты в интернете и просить помощи у друзей, коллег и близких. А после, в рамках подготовке к работе над проектом, осматривать и изучать все, что хоть каким-то образом похоже на ваш будущий проект.
Но, не смотря на все проблемы, попытка создать сценарий полностью абстрагируясь от возможных референсов в итоге приведет к еще большим сложностям. Представьте, что после года работы над сценарием полнометражного фильма и массы усилий приложенных для подготовки питчинга перед продюсером, вы вдруг получите отказ из-за того что недавно уже вышел похожий проект. И более того, он провалился в прокате. Вряд ли можно представить ситуацию обидней для автора. Так что всегда тщательно ищите и изучайте все референсы до которых сможете дотянуться.
Референсы: что такое, где искать и как использовать?
Практически каждый художник хоть раз использовал референсы, пусть даже и не называл их так. По сути референс (от английского reference — справка, сноска) это изображение, которое помогает художнику в творчестве, которое он изучает перед работой или в ходе работы, на которое опирается при построении. Референсы необходимы при обучении, ведь рисовать анатомию человека из головы очень сложно и под силу только профессионалам, а натура есть «под рукой» не всегда.. Да и не только с натуры ведь рисовать. В прошлом художникам приходилось часами наблюдать за движениями голубя или бабочки, чтобы нарисовать их, или же непременно искать живого человека и звать его позировать. Многие известные картины собраны из сотен таких «референсов прошлого», и огромное время уходило у художника не только чтобы нарисовать эту сложную композицию из множества человеческих фигур, но и чтобы найти нужную натуру для каждой. Но всё изменилось с приходом фотографии, ведь точный облик предмета стало возможно узнать по результату работы фотографа.
Скачать референс
Как искать референс?
Как бы банально это не звучало, для начала следует понять что именно вам нужно. Сформируйте в голове картинку, подумайте над композицией, цветовой гаммой и деталями. Чем подробнее вы сформируете в своем воображении все свои требования, тем лучше. Когда это удалось, осталось просто забить в поиск.. стоп, не так всё просто. Для того чтобы найти большой выбор качественных и подходящих под описание референсов, вам могут потребоваться более серьезные и продвинутые ресурсы, чем просто поиск в браузере. Ведь его алгоритмы не заточены под нахождение картинок по настолько строгому и конкретному описанию, хотя он безусловно удобен для широкого круга пользователей. Но что-то найти там тоже вполне возможно. В этой статье я хочу дать полный и наиболее широкий список ресурсов для поиска референсов.
Основы 2D-графики
Вы освоите основы живописи и цифрового рисунка. Научитесь создавать иллюстрации в Adobe Photoshop и применять сторителлинг. Соберёте портфолио и сможете выполнять заказы как 2D-художник.
Референсы для рисования
Если тематика вашего референса не слишком узкая и специализированная, то для его поиска можно обратиться к «универсальным» ресурсам. Вот их список:
Теперь, когда мы рассмотрели основные универсальные приложения и ресурсы, пришла пора перейти к специализированным и менее известным широкой аудитории. Ведь часто запросы художников бывают крайне нестандартными, а желаемое найти хочется, и чтобы было именно «то что надо».
Анатомия референсы
Как известно, одна из самых сложных вещей в рисовании — анатомия. На ней много ошибаются, её долго изучают, и в этом вам помогут референсы. Этот краткий список ресурсов поможет вам найти картинку живого существа в подходящей позе, чтобы вы смогли рассмотреть его строение, пропорции, мышцы и всё что нужно для грамотного изображения.
Референсы одежды
Очень часто художники ищут референсы одежды для рисунков с персонажами. Одежду рисовать сложнее, чем может показаться, а для изображения всех её изгибов и складок будут полезны подсказки. Со временем можно научиться создавать это всё полностью из головы, такой навык приходит с опытом. Спустя десятки выполненных работ вы научитесь не просто рисовать одежду, но самостоятельно дизайнить её на хорошем уровне.
Референс портрет
Число художников, рисующих портреты, поистине огромно, а модель для портрета удается найти не всегда. Между тем, человеческое лицо это одна из тех вещей, которые следует изображать максимально точно. Ведь «одна ошибка и ты ошибся» — при сколько-нибудь заметной неточности возникает тот самый эффект зловещей долины. Ладно, не будем об ужасах, давайте лучше о красоте
Референсы животных
Не все ведь рисуют людей. Автор этой статьи, к примеру, совсем их не рисует. А потому посоветует вам ресурсы с изображениями других творений природы.
Референсы предметов
Далеко не всегда рисовать доводится живых существ, но и на этот случай есть богатые базы референсов.
Референсы для художников
Использование референсов очень упрощает жизнь художнику, давая ему возможность рисовать то, к чему он не имеет доступа в реальности. Это прекрасная возможность для обучения — если изучать много разных референсов и рисовать по ним с пониманием формы и построения объектов, то вскоре вы научитесь «доставать» такие образы из собственного воображения без особого труда. Качественные рефы развивают художественный вкус и насмотренность. Используйте референсы с умом — не просто копируйте, а дополняйте своей идеей, комбинируйте, не бойтесь экспериментов. Воплощайте свою задумку с помощью референса, а не наоборот. Обязательно указывайте авторов ваших рефов, ведь в современном мире интеллектуальный и творческий труд — самый ценный. Вам не сложно, а автору приятно. Старайтесь чередовать использование референсов, рисование с настоящей физической натуры и рисование из головы — или смело совмещайте всё это. Возможности художника в наше время безграничны.
Как искать и использовать референсы для видео
Когда клиент обращается в продакшн или креативное агентство за созданием рекламного ролика, чаще он уже имеет при себе несколько референсов. Он может не знать этого термина, но фраза «хочу вот так» или «сделайте примерно как в этом ролике» прозвучит точно. Даже если у клиента не будет референса, исполнитель попросит поискать наиболее понравившиеся примеры у других брендов, на которые можно ориентироваться при создании креатива.
На нашем YouTube-канале «Каждый пиксель важен» мы проводили эфир с копирайтером Иваном Мартыновым и креативным директором Everypixel Studio Андреем Лишаковым, в котором разбирали удачные и неудачные примеры использования референсов в видеорекламе. В этой статье мы выделили главные правила работы с референсами, которые помогут избежать чужих ошибок. Также расскажем о сервисах, в которых можно найти примеры рекламы на любой вкус и под любые задачи.
Референсы
(от англ. справка, отсылка) – опорные визуальные материалы, которые изучают перед началом креативной работы для вдохновения. Также они могут задавать вектор технической реализации задумки.
Где кончается референс и начинается плагиат?
Первая и частая ошибка — брать референс и полностью переносить на свою концепцию, не добавляя ничего нового. Очевидно, что это неэтично и в среде профессионалов называется «ленивым креативом». Такой подход, если не провалится, то до эффекта оригинала скорее всего не дотянет. Причина кроется в разности целевых аудиторий. Чтобы было понятно, приведем в пример поговорку: «Что русскому здорово, немцу — …» не очень, мягко скажем. Когда вы берете в качестве референса чужую рекламу, нужно учитывать аудиторию, в которую она целится. Маловероятно, что ваш потребитель воспримет эти приемы так же.
Яркий пример — рекламные видео британского бренда Lurpak.
А это ролики, создатели которых ориентировались на видео Lurpak.
Здесь, несмотря на качественное техническое исполнение, видно полное копирование – идея, приемы съемки, стилистика фоновой музыки, и даже диктор имитирует голос актера Рутгера Хауэра из роликов Lurpak. Хоть сферы деятельности брендов близки (продукты питания), потребители отличаются. Lurpak продвигает маргарин на британский рынок. Перед тем, как создать свои ролики, они на протяжении полутора лет проводили исследования своих покупателей. В итоге компания нащупала новый тренд на домашнюю готовку среди своих потребителей, для которых раньше было привычнее ходить в рестораны. Этот инсайт Lurpak заложил в основу роликов. Бренд «Помидорка» рассчитан на российскую аудиторию, для которой приготовление пищи дома — и так норма. Такая идея в рекламе томатной пасты не получит схожего с Lurpak отклика у потребителей.
Бренд мебели «Кухни Мария», вероятно, тоже взяли в качестве референса видео Lurpak для своего рекламного ролика.
В этом примере из референса взяты только технические наработки, которые бренд наложил на собственную идею. Пусть реализация достаточно стандартная и шаблонная (счастливая семья, два ребенка, большая кухня), этот вариант гораздо ближе аудитории бренда.
Полезный совет
Сопровождайте каждый референс комментариями, что в нем нравится, а чего категорически стоит избежать (цветовое оформление, настроение, композиция, подбор моделей, креатив и т.д.).
Прямое копирование можно также увидеть в ролике приложения Veon от «Билайн», где в качестве референса взяли видеоклип группы Woodkid.
Музыка, цветовая гамма, крупные планы, визуальные эффекты и сюжет идентичны оригинальному ролику. Особенно видны заимствования на покадровом сравнении (Woodkid | Veon).
Излишний креатив не поймут
Другая крайность в противовес «ленивому креативу» – создавать слишком сложные концепции на основе референсов. Конечно, вы избежите упреков в плагиате, но рискуете вызвать непонимание у целевой аудитории.
В примере «АСКО-Страхование» главный посыл не лежит на поверхности. Чтобы понять идею, нужно копаться в деталях. Последнее требует внимательности, а человек, как известно, старается игнорировать рекламу.
Для сравнения, похожая идея, но в более простой и понятной интерпретации, реализована в ролике Пермского мясокомбината.
Отличный пример совмещения понятности и легкости контента показывает IKEA. Если хотите достучаться до аудитории и быть услышанными, смело берите эти видео в качестве референсов.
Визуальные референсы что это
Референс — от англ. отсылка, рекомендация.
Для создателей творческого продукта референс — это вспомогательное изображение или ролик, которые используют в качестве ориентира при работе над новым проектом. Для заказчика — это пример того, что нравится и того, что он хотел бы получить от студии или специалиста.
Референсы используют в различных творческих сферах деятельности: кино, музыке, дизайне, геймдизайне и так далее. Я работаю в анимационной студии, поэтому расскажу про подбор референсов в анимации.
Для чего нужны референсы?
Мы всегда в брифе* просим клиентов прикрепить ссылки на референсы. Но даже если их не присылают, мы подбираем сами по следующим причинам:
1. Они помогают нам лучше понять клиента и выбрать подходящие для ролика стилистику иллюстрации, цветовое решение, анимацию, темп повествования, звуковое сопровождение. А клиенту дают представление о том, как можно визуализировать идею.
2. Поиск референсов — это способ проанализировать текущую ситуацию на рынке: тренды в анимации, дизайне и иллюстрации, что делают конкуренты, и почему это работает или не работает.
3. По референсу можно оценить предварительную стоимость проекта и предстоящий объем работы: сколько понадобится времени на отрисовку иллюстраций в выбранной стилистике и на их анимирование.
*Бриф — техническое задание, в котором прописываются основные параметры заказанного продукта.
Виды референсов: на что обратить внимание при их подборе
Искать идеальный пример, в котором понравится всё, бессмысленно и опасно, так как может закончиться чрезмерным копированием. Лучше найдите несколько анимационных роликов и изображений, обозначив, что конкретно вас зацепило в том или ином случае.
Мы делим референсы на три вида.
1. Тематические — примеры идей и драматургической основы.
Проанализируйте анимационные ролики у конкурентов, оцените их идеи, сценарий и его воплощение. Этот анализ необходим для понимания того, как выделиться на общем фоне, какие истории хорошо сработали, а какие — провалились.
2. Стилистические — примеры визуальных решений.
В этом случае референсом может быть, как анимационный ролик, так и изображение. При выборе стилистических примеров, ориентируйтесь не только на принцип
«нравится/не нравится», но и на тренды. В 2020 году в работах иллюстраторов часто встречаются гиперболизированные пропорции, смелые цветовые сочетания, неон, атмосферные градиенты, коллажи, 3D-арт, изометрическая иллюстрация (трехмерные объекты на плоской поверхности) и абстракция.
3. Технологические — примеры анимации.
При выборе технологического референса, обратите внимание на приемы анимирования: переходы от сцены к сцене, походку персонажей, визуальные эффекты, взаимодействие объектов друг с другом.
Три совета от Collby по поиску референсов
1. Ищите референсы на нескольких ресурсах, не ограничивайтесь одной площадкой. Самый популярный видеосервис — YouTube, но мы рекомендуем обращаться к нему в последнюю очередь. Площадка создана для массового творчества, так что в потоке контента, можно просто никогда не найти хорошей анимации.
Вот несколько ресурсов для поиска референсов:
Vimeo
Создана кинематографистами для художников, режиссеров, аниматоров и других творческих людей. Поэтому эстетически ценных видео на этой площадке значительно больше, чем на YouTube.
На Vimeo видео сортируются по категориям и есть тематические каналы, по которым транслируется контент. Еще одной классной особенностью видеохостинга является подборка Staff Pick. Редакция Vimeo регулярно отсматривает загруженные видео и публикует лучшие по их мнению работы.
Behance
Профессиональное комьюнити для художников, иллюстраторов, фотографов и аниматоров, где делятся своим портфолио. Особенность этого ресурса в том, что можно посмотреть не только готовый проект, но и этапы работы над ним.
Dribbble
Профессиональное сообщество дизайнеров, иллюстраторов и 3D-визуализаторов. Сервис подходит больше для поиска стилистических решений, так как позволяет публиковать только изображения и гифки.
2. Используйте запросы близкие по теме с вашей сферой деятельности. Например, если компания занимается переработкой мусора, набирайте «экология», «природа», «мусор», «загрязнение окружающей среды» и т.д. В таких роликах можно найти визуальные образы, подходящие конкретно вашему бизнесу. Только при вводе запросов используйте английский язык: результат выдачи будет значительно выше, так как все сервисы являются международными ресурсами. Если у вас узкая тема и примеров нет, не расстраиваетесь, ищите в более широком сегменте или просто переходите к следующему пункту.
Референс
Референс (от англ. reference) — это образец для подражания, на который ориентируется автор в процессе творчества.
Референсами могут выступать песни, тексты, архитектурные сооружения и многие другие объекты, способные направить творца к нужному ему результату. Но чаще всего так называют рисунки и фотографии, которыми пользуются дизайнеры, художники или фотографы.
Референс помогает заказчику описать свои требования. Допустим, владельцу интернет-магазина нужен сайт. Но без специальных знаний будет сложно объяснить дизайнеру, как должен выглядеть результат. Проще всего для предпринимателя найти один или несколько подходящих сайтов в Сети и попросить исполнителя сделать что-то похожее. В таком случае эти сайты послужат ориентирами для дизайнера. То есть будут его референсами.
Нередко референсы подбираем сам автор. Например, художник работает над иллюстрацией с птицей, но не может нарисовать правильную позу из головы. В таком случае автор ищет подходящие фотографии и срисовывает с них необходимые детали. Иначе говоря, использует фотографии как референсы.
Важно понимать, что работа с референсами никогда не подразумевает полное копирование. Автор переносит в свою работу лишь некоторые элементы образца: общий стиль, сочетания цветов, детали формы, — и творчески перерабатывает их.
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Статьи о маркетинге, автоматизации и интеграциях в нашем Блоге