визуальное общение что это
Дизайн визуальных коммуникаций
Текст – не единственный способ рассказать о продукте. В графическом дизайне широко используются техники визуальных коммуникаций – передачи информации с помощью изображений. Дизайнер может заниматься только графикой, но понимание принципов визуальных сообщений значительно повышает шансы найти работу в серьёзных проектах. О том, почему коммуникации – это одно из самых перспективных направлений и как научиться рассказывать о товаре без использования текста, поговорим в нашем материале.
Что такое визуальные коммуникации?
Визуализация помогает нам эффективнее воспринимать информацию. Человеку достаточно нескольких секунд, чтобы понять смысл указателя или рекламного изображения. Основные способы применения визуализации:
Визуальные коммуникации широко используются в маркетинге. Упаковка продуктов, полиграфия, наружная реклама – всё это содержит информацию, которую необходимо донести до аудитории. Дизайн визуальных коммуникаций обычно разрабатывает целая команда: креаторы, PR-менеджеры, маркетологи, но основную роль играет дизайнер.
В рекламе изображения выполняют сразу несколько функций: привлекают внимание клиентов, воздействуют на эмоции, рассказывают о продукте, создают устойчивые ассоциации. Если рекламируется компактный товар (например, складной фен), то с помощью текста на листовке или вывеске подчеркнуть его малые размеры будет непросто. Гораздо нагляднее покупателям о размере продукта расскажут ассоциативные изображения – например, сравнение фена и зажигалки (кружки, сумки и т. д.). Ассоциации используются для выделения и других качеств товаров: прочности, долговечности, надёжности, безопасности и др.
Чем визуальные коммуникации отличаются от графического дизайна?
Графический дизайн и визуальные коммуникации тесно связаны, но не идентичны. Так, графический дизайнер решает проблему оформления текста, работает с шрифтом, цветом, наклоном букв и т. д. Его работа – сделать рекламу красивой, гармоничной, создать определённую композицию. Задача же коммуникационного дизайнера состоит в том, чтобы свести к минимуму текстовое сообщение, заменить слова изображениями.
Виды коммуникационного дизайна
По изображению клубники покупатель сразу понимает, какой наполнитель в этом йогурте.
Кто может стать специалистом по визуальным коммуникациям? Что для этого нужно?
Дизайн визуальных коммуникаций разрабатывают графические дизайнеры. Чтобы научиться передавать информацию с помощью изображений, нужно владеть редакторами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и др.), разбираться в продукте заказчика, знать основные принципы маркетинга. Получить необходимое образование можно в высших учебных заведениях по программам бакалавриата и магистратуры, обучение проходит в очной форме.
Если вы уже занимаетесь графическим дизайном, освоить техники визуальных сообщений вы можете на нашем курсе « Дизайн рекламы от брифа к макету ». Программа научит вас определять цели рекламного сообщения, находить подход к целевой аудитории, правильно выбирать графический образ. Преподаватель курса – дизайнер с 15-летним опытом работы, сотрудничавшая с крупнейшими агентствами (AS media group, SKL group).
Для новичков в Pentaschool разработана программа « Графический дизайн в рекламе ». Этот курс не только поможет вам освоить профессию графического дизайнера, но и даст базовые знания по маркетингу и рекламе. Вы научитесь разрабатывать концепцию айдентики бренда, создавать макеты и верстать все типы рекламных макетов (буклеты, листовки, наружная реклама и т.д.). Итогом обучения станет профессиональное портфолио, в которое войдут растровые и векторные иллюстрации, презентация айдентики, шрифтовые и графические логотипы. Окончив курс, вы сможете найти заказы на фрилансе или устроиться работать в студию.
Визуальное общение – ключевой фактор качества обслуживания клиентов
Еще в 2018 году в информационном документе IDC утверждалось, что две трети руководителей компаний по всему миру сместили акцент с традиционных офлайн-стратегий на современные цифровые стратегии, ориентируясь на запросы и потребности клиентов.
Один из инструментов улучшения качества обслуживания клиентов – визуальное общение. Появился даже термин «визуальное вовлечение», которое объединяет процессы и технологии управления клиентским опытом (CEM) для создания счастливых клиентов.
Попробуем подробно разобраться, что скрывается за термином «визуальное вовлечение» и какие инструменты помогают улучшить качество обслуживания. Ведь на практике нужно правильно понимать, что нужно существующим и потенциальным клиентам на протяжении всего пути к покупке.
Что такое «визуальное вовлечение»
Хотя из самого термина понятно, о чем идет речь, для корректности приведем определение:
Визуальное вовлечение определяется как персонализированная беседа с клиентом один на один в режиме реального времени с помощью расширенных инструментов, таких как совместный просмотр, совместное использование экрана, видео и голосовой чат.
Инструменты такого «живого» взаимодействия обладают огромными возможностями для выявления проблем, с которыми сталкивается целевая аудитория (то есть потенциальные клиенты). По сути, визуальный контакт – это способ быть ближе к клиенту, как это происходит при непосредственном общении с продавцом в офлайн-магазине или с консультантом в офисе.
Концепция общения и взаимодействия в реальном времени опирается на простой принцип «увидеть – значит поверить». Он широко применяется в отраслевых вертикалях, включая розничную торговлю, банковское дело, контактные центры, здравоохранение и других. Получение обратной связи и проработка проблемы помогают предлагать персонализированные решения, обеспечивают положительный опыт работы с клиентами и повышают лояльность.
Инструменты визуального общения
Для упрощения онлайн-взаимодействия с клиентами на пути к покупке используются разные инструменты общения.
Как инструменты визуального общения повышают качество обслуживания клиентов
Компании, которые используют инструменты «живого» онлайн-общения в стратегии, могут с большей скоростью направлять клиентов по воронке продаж, создавая при этом положительный опыт работы с брендом.
Каковы преимущества использования таких инструментов и как их использование способствует улучшению качества обслуживания клиентов?
1. Улучшение реагирования на первое обращение
Несложно представить ситуацию – клиент неоднократно обращается в службу поддержки с одним и тем же вопросом, потому что первоначальная проблема не была решена. Такой негативный опыт является серьезной причиной оттока клиентов.
Конечная суть онлайн-взаимодействия в реальном времени – это способность видеть, понимать и решать проблемы клиентов. Использование инструментов позволяет успешно разрешить первый контакт (FCR – First Contact Resolution) и предотвратить повторные обращения и отток клиентов:
2. Уменьшение количества точек соприкосновения
Очень часто специалисты не могут понять суть проблемы клиента сразу, так как не всегда человек может описать проблему должным образом, особенно если разговор происходит по телефону или в чате. В результате увеличивается количество точек соприкосновения, когда пользователя многократно переключают на специалистов и руководителей разного уровня. Это является признаком ненадлежащего обслуживания клиентов. Внедрение инструментов визуального общения – хороший способ решить эту проблему.
3. Увеличение конверсии
По мнению Oracle, компании могут увеличить коэффициент конверсии до 2,5 раз за счет включения визуальных каналов.
В e-commerce визуальное общение часто является важным фактором, когда дело доходит до превращения посетителей сайта в покупателей. Многие интернет-магазины вкладывают средства в инструменты живого взаимодействия, чтобы увеличить продажи.
Перечислим, как инструменты визуального общения помогают повысить конверсию.
4. Повышение уровня удовлетворенности клиентов
Способность обеспечивать положительный опыт клиентов и превосходное обслуживание – один из способов повысить лояльность. Визуальное общение помогает лучше понять друг друга и сэкономить время при решении проблем. Разнообразие сценариев чат-ботов, онлайн-чатов и видеочатов на сайтах дает возможность подобрать индивидуальные решения для клиентов.
Инструменты визуального общения могут уменьшить потенциально неприятные и стрессовые ситуации. И в совокупности со всем перечисленным привести к улучшению показателей взаимодействия с клиентами.
5. Повышение пожизненной ценности клиента и уменьшение оттока клиентов
Пожизненная ценность клиента (Customer Lifetime Value или CLTV) – один из важных показателей, на которые бизнес должен обращать внимание при оценке маркетинговой стратегии. Это предсказание чистого дохода, связанного с будущими отношениями с клиентом.
Как показывает практика, заинтересованный постоянный клиент потратит на общение в среднем на 20% больше времени (за все время существования отношений с брендом или компанией). Это является веской причиной использовать инструменты визуального общения, которые будут обеспечивать удовлетворенность, повышать лояльность, способствовать более значимому взаимодействию с клиентами.
Чтобы повысить CLTV, необходимо персонализировать клиентский опыт: после идентификации переключать постоянного клиента на персонализированные инструменты – чат-бот, видеочат, которые можно настроить в соответствии с потребностями.
Отложенная реакция на обращения и отсутствие взаимодействия – основные причины ухода клиентов. По данным Oracle, некоторые компании продемонстрировали 9,5-кратный уровень удержания клиентов после внедрения визуальных каналов, чтобы отстроиться от конкурентов, у которых эти каналы обслуживания клиентов отсутствовали.
6. Повышение эффективности команды
Потенциал инструментов визуального взаимодействия не ограничивается только взаимодействием с клиентами, но и оказывает влияние на общую производительность команды.
Согласно исследованию Forrester, использование инструментов визуального общения и взаимодействия (визуальное вовлечение) повышает продуктивность команды и повышает доход от обслуживания клиентов.
Команда работает быстрее и эффективнее. Упрощается процесс привлечения клиентов, налаживается эффективный обмен информацией.
Примеры использования инструментов визуального общения
Инструменты визуального общения с клиентами применяются в различных отраслях. Приведем несколько примеров.
1. Контактный центр
Решения для визуального общения эффективны для контакт-центров. Использование чат-бота и видеочата сокращает время обработки и успешной обработки первого обращения клиента.
2. Банковские, финансовые услуги и страхование (BFSI)
Видеобанкинг как интуитивно понятная банковская платформа превращает онлайн-общение в привычное взаимодействие с клиентом, аналогичное посещению физического отделения.
3. Здравоохранение и социальная сфера
Благодаря визуальному общению пациенты могут связываться с медицинскими организациями и врачами. Медицинские учреждения могут обмениваться опытом.
Видеообщение позволяет разгрузить социальных работников и медицинский персонал и сэкономить время, особенно если необходима краткая консультация и не требуется непосредственный контакт с социальным работником или лечащим врачом.
4. Продажа автомобилей
Визуальное общение обеспечивает совместный просмотр материалов, а видеочат – демонстрацию автомобиля. Это помогает повысить уровень вовлеченности покупателей авто. Прямые разговоры помогают быстрее решать запросы, оказывать помощь покупателям с заполнением форм.
5. Розничная торговля и электронная коммерция
В розничной торговле и электронной коммерции качество обслуживания клиентов играет важную роль. Сегодня широко распространены инструменты визуального общения для улучшения взаимодействия с клиентами.
6. Услуги
Визуальная поддержка для улучшения качества обслуживания клиентов полезнее, чем традиционные телефонные переговоры. Она помогает предоставлять выверенную информацию клиентам, когда они связываются с компанией через сайт:
Эффект от визуального общения очевиден
Поскольку клиентам требуется все больше и больше вариантов помощи в реальном времени, очевидно, что инструменты визуального вовлечения (общения и взаимодействия) играют важную роль на основных этапах пути к покупке.
Такие инструменты от разных производителей можно собрать в эффективное комплексное решение. Вместе с тем есть омниканальные инструменты, например, сервис CallShark и другие. Посетитель сам выбирает удобный способ коммуникации, что повышает вероятность не только конвертации в лид, но и повторных заходов на сайт.
Правильное использование возможностей видеочата, совместного просмотра и совместного использования экрана может улучшить качество обслуживания клиентов. Если пользователю быстро и качественно помогли с одним вопросом, со следующим он придет на этот же ресурс.
Как быстрее доставить сообщение в мозг или немного о современном языке визуальной коммуникации
За последние 20 лет интернет превратил практически каждого человека в источник публичных данных. Большинство людей, которые что-либо публикуют в сети, хотят что-то донести до окружающих, хотят чтобы это заметили, поняли и в идеале запомнили. Это в равной степени касается бесчисленного множества пользователей социальных медиа, интернет магазинов, СМИ. Не смотря на это своё желание, визуальная коммуникация, по моему субъективному мнению, развивается достаточно медленно.
Лучше один раз увидеть и при этом хорошо разглядеть
Помимо умозрительных заключений и не слишком подробной и научной маркетинговой статистики, существуют достаточно фундаментальные исследования о том, почему именно визуальный контент является наиболее действенным и лучше воспринимается аудиторией. Косвенно, но очень убедительно об этом свидетельствует исследование нейробиологов из Университета Рочестера.
Ученые доказали, что важнейшим типом восприятия для человека является визуальный. Исследование демонстрирует, что в процессах визуального восприятия задействовано более 50% нейронов коры головного мозга. Это детерминировано первостепенной важностью зрительной информации для человека на протяжении всей его эволюционной истории.
зрительная кора — анализатор, отвечающий за получение мозгом зрительной информации с ним связана внушительная часть нейронов неокортекса, обеспечивающих восприятие, формирование и сравнение образов, взаимодействие со зрительной памятью
Иными словами, человеку на протяжении веков было важнее видеть объекты, нежели слышать, ощущать тактильно или по запаху. Именно этот вид восприятия определил многое в нашей культуре и именно он является ведущим у Homo Sapiens до настоящего момента.
Среди коммерческих исследований на тему эффективности разных типов контента в коммуникации особого внимания заслуживает подробное Not Another State of Marketing Report от разработчиков ПО для маркетологов HubSpot, все участники исследования сходятся во мнении о том, что визуальная коммуникация в несколько раз эффективнее вербальной.
Джон Медина (англ. John Medina) — известный молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся исследованиями в области генетики и нейробиологии в Вашингтонском университете ставит точку в вопросе ведущего типа восприятия у человека. В своем видео ученый демонстрирует, что человек, получив информацию полученная при помощи вербальных каналов коммуникации, например услышав, через три дня сможет воспроизвести лишь 10 % из неё. Тогда как добавление визуализации позволяет усвоить до 65% информации.
Таким образом можно не сомневаться в факте значимости визуализации для восприятия, и, что порой важнее усвоения передающейся информации. Это важно для образования, торговли, журналистики, значимо в проектной работе, где участникам проекта необходимо усвоить большое количество данных.
Обзор современных средств визуального представления контента
VR-туры в недвижимости и музейном деле
Форма распространенная в первую очередь в торговле недвижимостью, а также в качестве образовательного и музейного контента. Очень бурно растет и сообщает пользователю впечатления практически идентичные реальным. В торговле недвижимостью сосуществует с испытанными временем рендерами, в музеях с AR и аудиогидами, а в образовании является практически самостоятельным инструментом. Любопытно, что Goldman Sachs в 2020-м прогнозировал совокупную перспективную прибыль от VR в недвижимости ок 2,6 миллиарда долларов до 2025 года.
360 панорамы и 3D-обзоры в интернет торговле
360 photo — это панорамные фотоснимки, не смотря на то, что они известны ещё со времен расцвета аналоговой фотографии, 10 лет назад такой контент вызывал WOW-эффект и считался чем-то необычным. Сегодня к нему привыкают всё больше, особенно покупатели luxuty и premium товаров в сети. Существуют 360 экскурсии по городам и музеям, 360 обзоры домов и квартир.
Сложности, связанные с необходимостью хранить большие объемы, решают такие компании как Cappasity, которые создают SaaS-платформы, позволяющие крупным магазинам хранить трехмерные визуализации своих товаров в облаке и не повышать нагрузку на серверы. Сервис активно использует отечественный ЦУМ и заокеанский American Greetings.
Принципиально иным путём пошла компания Review3, где средствами 3D моделирования создаются 3D обзоры объекта. Компания массово создаёт обзоры популярных товаров и предлагает купить размещение и «прикрутить» обзоры к магазину, воспользовавшись API.
Такой процесс ускоряет размещение контента и серьезно снижает стоимость применения контента. Сервис используют как крупные бренды, например DNS и Яндекс-Маркет, так и небольшие магазины.
Пользовательский визуальный контент социальных медиа
Главный привлекающий фактор такого контент — «живость» фотографий. По сути это самый посещаемый сегодня контент в интернете. Ничего принципиально нового в нем нет, но существуют неписаные форматные рамки, которые продиктованы удобством получения информации в той или иной социальной сети. Особый интерес он представляет для контент маркетинга, но его продвижение, ка и в случае с большинством других решений потребует дополнительных вложений. В отношении соц. сетей действует простое правило, чем выше качество, уникальность и оригинальность визуального контента, тем ниже стоимость его продвижения.
Визуализация, созданная не цифровыми методами в контент-маркетинге
Когда мы говорим о языке визуальных средств, то одной из главных задач контента становится поразить воображение аудитории. Необходимо нечто необычное, существенно отличающееся от того, чем переполнена сеть. Это вернуло к жизни классические методы, например рисунок, живопись или фразы написанные от руки. Это особенно востребовано бизнесом, который нуждается в очеловечивании, в эпоху стерильного контента созданного дизайнерами. Контент из соц. сетей, который служит той же цели уже поднадоел пользователем, а появление среди корпоративного контента рисунков, картин и от руки написанных фраз делает его не только живым, но и незаурядным. Особенно хорошо это играет на контрасте, когда такими кастомными и почти домашними средствами пользуется крупная, известная компания.
Почему всё это востребовано меньше, чем банальные подходы к визуализации?
Такой вопрос возникает у многих, кто создает современный контент контент и сталкивается с заказчиками, особенно в России. Так торговцы недвижимостью хотят только рендеры игнорируя VR и AR решения. Далеко не все интернет магазины торопятся внедрять 3D-обзоры и панорамные 360 photo, музеи редко предлагают что-то кроме аудиогидов, а визуальный контент крупных компаний редко значительно отличается от отраслевых шаблонов конца 90-х годов прошлого столетия.
По моей эмпирической оценке на 20 оригинальных визуальных решений с применением современных технологий и креативных подходов в российском сегменте приходится 80 совершенно заурядных стандартных решений, который не впечатляли уже 2008 году. Аналогичная история с внесетевыми сценариями использования визуальных средств.
За пределами рунета и России ситуация не намного лучше. Я пришёл к выводу, что основной причиной этого удручающего ретроградства является не готовность лиц принимающих решения воспринимать нечто новое и страх, что новый визуал не будет эффективно работать.
У руля компаний, СМИ и музеев часто находятся люди, которые живут стереотипами прошлого. Они могут впечатлиться новой технологией, но не рискнут применить её в собственном бизнесе, своей организации, для своего проекта. Даже сам тезис о том, что визуальный контент объективно работает более эффективно, для них не очевиден.
Нужно ли с этим что-то делать?
Наиболее ригидных руководителей бессмысленно убеждать. Даже если ведущее глянцевое издание о бизнесе напишет, что без этих методов нельзя обойтись, они скорее всего его проигнорируют. Всех остальных убеждают цифры и позитивные примеры использования. Мой знакомый работает на застройщика, и он скептически относился к внедрению VR-туров, пока не узнал, что их использует аукционный дом Sotheby’s. Другой открыл интернет-магазин электроники и сопротивляться покупке 3D-обзоров, пока не узнал, что они подняли конверсию у “Связного”. Никакие логические доводы здесь не работают, т.к. большинство из нас заложники собственного опыта.
Зрительный контакт глаз
Зрительный контакт глаз
Основные приёмы установления зрительного контакта в деловом общении
Визуальный контакт – невербальное средство общения, которое подкрепляет любую коммуникацию. Направление взгляда в сторону собеседника сигнализирует о внимании и даёт обратную связь. Человек сознательно или неосознанно постоянно сообщает о своем отношении к происходящему при помощи взгляда, поэтому у нас всегда есть возможность не только считывать с лица собеседника и интерпретировать подобную информацию, но и подавать подобные сигналы.
Учитесь правильно интерпретировать невербальные сигналы собеседника
Главные принципы визуального контакта – ненавязчивость и открытость. Умелым использованием данного невербального средства можно считать то, что не мешает общению, не настораживает партнера, не вызывает дискомфорта. Это требует навыка и хотя бы простейших знаний из области психологии.
В этике делового общении есть несколько важных приёмов установления визуального контакта:
2/3 времени общения необходимо сосредоточивать на лице собеседника;
официальный взгляд – это концентрация внимания на области лица в районе переносицы или чуть выше – в области «третьего глаза»;
во время делового разговора следует избегать пристального взгляда (более 10 секунд): для установления контакта достаточно нескольких мгновений (2-3 секунды), при этом скользящий или постоянно ускользающий взгляд может быть прочитан как робость и неуверенность;
при монологе необходимо несколько раз концентрировать внимание на лице собеседника, при окончании речи увеличить частоту обращения в сторону партнера, в финале же можно задержать взгляд в глаза оппонента на более длительный срок – 3-4 секунды;
желательно контролировать не только направление и частотность взгляда, но в целом мимику – свою (демонстрируя искренность и открытость) и собеседника (считывая его согласие или несогласие с происходящим).
Умение пользоваться зрительным контактом, контролировать выражение своего взгляда и навыки прочтения подобных невербальных сигналов может стать одним из условий успешной деловой коммуникации.
Общие принципы эффективного контакта глазами
Итак, что нужно делать для качественного зрительного контакта?
1. Поддерживать взаимность
Как правило, когда вы смотрите в глаза людям в первый раз, они отводят взгляд. Но большинство людей просто ждут разрешения на взаимность. Исследования показали, что, как только один человек в разговоре инициирует зрительный контакт, другой через некоторое время следует его примеру.
Но не нужно быть навязчивым. Чтобы зрительный контакт был эффективным, он должен быть желанным и уместным. Когда зрительный контакт нежелателен, взгляды воспринимаются как недоверчивые и пристальные.
Зрительный контакт приводит к физиологическому возбуждению. Он усиливает префронтальную активность мозга и активизирует симпатическую нервную систему, ускоряя частоту сердечных сокращений, потоотделение и дыхание. Причем это происходит не только, когда вы прямо смотрите кому-то в глаза, но и когда вы чувствуете, что кто-то смотрит на вас.
Такое возбуждение может быть позитивным — если вы и прекрасная женщина и смотрите в глаза своему собеседнику, это создает более интенсивную связь. Но когда кто-то подозрительно смотрит на вас, вам становится жутко, вы сразу чувствуете угрозу.
Если вы сделали 2-3 попытки инициировать зрительный контакт с кем-то, и не получили взаимность, откажитесь от этой идеи.
2. Держать расстояние
Когда вы говорите с человеком, с которым не так хорошо знакомы, откиньтесь или отступите немного назад, чтобы увеличить расстояние между вами.
Дополнительное пространство между снижает напряженность зрительного контакта, это позволит вашему собеседнику чувствовать себя более комфортно. Также это поможет удерживать дистанцию в отношениях.
И наоборот, когда кто-то говорит с вами о чем-то важном и личном, наклонитесь вперед, когда смотрите ему в глаза, показывая, что вы уделяете разговору все свое внимание. 3. Переключаться между глазами
Переключаться между глазами
3. Переключаться между глазами
Если вы попытаетесь это сделать, ваш взгляд станет отталкивающим и похожим на лазер
Когда вы сидите рядом с кем-то, вы не можете одновременно смотреть на оба его глаза. Если вы попытаетесь это сделать, ваш взгляд станет отталкивающим и похожим на лазер.
Возможно, вы никогда не задумывались об этом, но когда вы смотрите кому-то в глаза, вы смотрите ему только в один глаз.
Вероятно, у вас уже есть привычка фокусироваться на определенном глазу собеседника. Но во время разговора хорошо переключать взгляд с одного глаза на другой
Так ваш взгляд выглядит более естественным и ярче указывает на ваше внимание и интерес.
Не переводите взгляд между глазами слишком часто — вы ведь не хотите выглядеть так, как будто смотрите матч по пинг-понгу.
Есть предположение, что, так как вы не можете смотреть в оба глаза человека одновременно, вы должны смотреть на его переносицу. Но в этом случае ваш взгляд будет искусственным.
Долгий зрительный контакт — это хорошо… но до определенного момента. Примерно каждые 5-10 секунд отводите на мгновение взгляд от глаз собеседника. Повторяйте это снова и снова в течение разговора. Найдите естественный ритм — не считайте секунды в своей голове.
Если вы не знаете, как найти этот ритм, используйте «метод треугольника». Посмотрите на один глаз человека, затем на другой его глаз, затем на его рот. И так далее.
Отводите взгляд, когда вы пытаетесь собраться с мыслями.
Вполне нормально и целесообразно нарушать зрительный контакт и отводить взгляд от кого-то, когда вы что-то вспоминаете, обдумываете или собираетесь с мыслями.
Когда вы отводите взгляд, смотрите в сторону, а не вниз. Взгляд вниз свидетельствует о низкой самооценке, стыде или страхе. Наверняка это не то, что вы хотите показать своему собеседнику.
5. Практиковать зрительный контакт
Научиться качественному зрительному контакту — это то, что вы можете сделать относительно быстро и легко. Это просто требует практики.
Начните с увеличения времени вашего зрительного контакта с близкими и друзьями. Затем увеличьте зрительный контакт со своими коллегами и знакомыми.
Когда вы начнете чувствовать себя комфортно, пристально вглядываясь в людей, работайте над тем, чтобы смотреть в глаза продавцам и официантам. После этого начните смотреть в глаза незнакомцам, и вскоре вы станете настоящим экспертом по зрительному контакту!
Роль и влияние зрительного контакта
Известно, что женщины в среднем лучше устанавливают и поддерживают зрительный контакт, чем мужчины. Но это не значит, что мужчины теперь должны просто пожать плечами и принять эту предрасположенность.
Способность устанавливать зрительный контакт — это навык, над которым должен работать каждый человек. Доказано, что он создает невероятные преимущества.
Перед чем погрузиться в тему, посмотрите коротенькое видео о важности игры глазами при общении
Многочисленные исследования показали, что люди, которые способны устанавливать зрительный контакт, воспринимаются как:
Когда зрительный контакт установлен, он не только делает вас более привлекательным во всех отношениях, но и улучшает качество взаимодействия с другими людьми. Он придает чувство значимости происходящего и оставляет получателю вашего взгляда более позитивное впечатление об отношениях с вами.
Короче говоря, установление зрительного контакта повышает качество вашего взаимодействия с людьми. Нет такой области вашей жизни, где, используя зрительный контакт, вы не будете считаться более привлекательным, уверенным в себе и заслуживающим доверия.
Умение смотреть людям в глаза и выдержать их взгляды может помочь построить отношения, найти работу, реализовать идею, произнести волнующую речь, иметь успех у противоположного пола и запугать своих врагов.
Зрительный контакт может помочь адвокату убедить присяжных, боксеру — запугать оппонента, а политику — завоевать доверие своих избирателей.
Он может даже помочь музыканту завоевать новых поклонников. Исследования показали, что чем больше зрительный контакт между музыкантом и его аудиторией, тем больше люди наслаждаются его музыкой.
И самое приятное в том, что улучшить качество зрительного контакта можно относительно быстро и легко. Во второй части статьи мы расскажем обо всех практических деталях этого и предложим вам несколько полезных советов по установлению зрительного контакта как для общих разговорных ситуаций, так и для конкретных сценариев.
А начать мы хотели бы с исследования того, почему создание зрительного контакта так важно для формирования отношений с другими людьми, и почему зрительный контакт бывает так сложно наладить
Прямой зрительный контакт в некоторых культурах
Глаза являются неотъемлемой частью лица, когда дело доходит до наблюдения или передачи невербальной информации. Каждое из семи универсальных выражений эмоций имеет выраженные изменения, которые отражаются на лице, что может привести к тому, что мы начинаем ощущать эмоции другого человека, практически полностью меняется мышление.
Во время путешествуя взаимодействие человека с другими людьми неизбежно, но в зависимости от того, куда вы идете, читать информацию по лицам и глазам может быть не так легко и все потому, что в разных культурах мира разное отношение к зрительному контакту. Поскольку культурные нормы разные поэтому люди из разных стран общаются по-другому. Количество, продолжительность и интерпретации визуального контакта будут отличаться в зависимости от того, где вы находитесь.
В Соединенных Штатах и других европейских странах, таких как Испания, Франция и Германия, прямой контакт глаз считается признаком внимательности, честности, доверия и уважения, понимания того, что говорит другой человек. В культуре американских индейцев и большинства латиноамериканских, азиатских и африканских культур все совсем обратно. У этих народов прямой зрительный контакт считается дерзким, конфронтационным и агрессивным. Потому что эти культуры следуют традициям поддержания социальной иерархии, избегать прямого контакта глаз — это знак уважения к старшим и начальству, и используется для поддержания гармонии между людьми.
Зрительный контакт в бизнес-среде
Для мусульманских стран Ближнего Востока, прямой контакт глаз приемлем, и считается признаком искренности и доверия между людьми одного пола. Прямой зрительный контакт между мужчинами и женщинами, однако, не выступал и является минимальным, если он происходит.
В Исламской вере, мусульмане часто опускают глаза и стараются не зацикливаться на лице противоположного пола и глазах после первоначального зрительного контакта, кроме своих законных партнеров или членов семьи, чтобы избежать возможных нежелательных желаний. Похотливые взгляды представителей противоположного пола, молодых или взрослых, также запрещены. Это означает, что зрительный контакт между мужчиной и женщиной допускается только на секунду или две. Это практикуется в большинстве исламских школ, с некоторыми исключениями, например, если приходит молодой человек с целью поиска девушки для брака. Если это разрешается, то допускается только в соответствии с общим правилом: взгляд не должен высказывать «желание», допустим только чистый зрительный контакт. В противном случае такое не допускается, и считается «прелюбодеянием глаз».
Если вы из страны, где прямой контакт глаз считается нормой, то это совсем не значит что другие люди не будут обижены или смущены, когда кто-то будет настойчиво смотреть глаза в глаза, пока вы будете говорите с ними. Если вы проживаете в стране, где нужно избегать прямого контакта, то можете быть обескуражены тем, что кто-то мог проявить наглость смотря вам прямо в глаза. Это особенно неприятно, если человек моложе вас, подчиняются вам, или другого пола. Осознавая эти культурные нормы вы можете облегчить общение, позволяющее людям принимать друг друга такими какими они есть, адаптироваться к культурному стилю общения. Зная культуру, нормы можно повысить свои невербальные коммуникативные навыки. Путем постоянного обучения вы сможете подобрать нужный язык тела, сигналы, особенно, если вам сложно смотреть прямо в чьи-то глаза.
Как наладить эффективный визуальный контакт?
Какой взгляд можно назвать результатным для достижения поставленных целей? Обычно люди смотрят на переносицу или на точку третьего глаза, расположенного над ней. Однако по мнению психологов это не лучший вариант, поскольку он может быть расценен как некомфортный и угнетающий. Такой взгляд является сфокусированным, поскольку направлен только на определенную область, а не на картину в целом. Более действенным является расфокусированный взгляд.
Не поймите неправильно
Оба таких взгляда полезны, но используются они в зависимости от того, нужно ли концентрировать свое внимание на деталях или позиционировать себя не как наблюдателя, а в первую очередь собеседника
Таким образом, лучше расфокусированно смотреть на лицо. Такой контакт является расслабленным. При этом вы можете отслеживать мимику на лице партнера, замечать его эмоции.
Совет: следует держать во внимании следующие зоны — малый и большой треугольники, лист формата A4.
Это соединение левого и правого глаз, а также рта. Эффективность рассмотрения данной области в том, что улавливаются тончайшая мимика, например, можно проследить за дыханием человека.
Голова и плечи образуют данную область. С помощью неё можно проанализировать душевные состояния человека через наклон головы, высоту шеи и движения плеч.
Оптимальная сфера для создания визуального контакта. Мысленно приложите перед человеком лист в вертикальном положении, туда будет входить глаза, ротоносовая полость, шея и плечи.
Информация о статье
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
English: Look People in the Eye, Français: avoir un bon contact visuel, Italiano: Guardare le Persone negli Occhi, Español: hacer buen contacto visual, Deutsch: Einander in die Augen schauen, Português: Olhar as Pessoas nos Olhos, Bahasa Indonesia: Menatap Mata Orang Lain, العربية: التواصل البصري مع الناس, Nederlands: Mensen in de ogen kijken, Tiếng Việt: Giao tiếp bằng mắt, 中文: 直视别人的眼睛, ไทย: สบตาคน
Эту страницу просматривали 13 308 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как научиться выдерживать чужой взгляд
Существуют личности, которые хотели бы уметь держать зрительный контакт с собеседником, когда это необходимо. Ведь на словах это достаточно просто, а вот на деле не всегда. Такому человеку следует потренироваться перед зеркалом, чтобы научиться делать свой взгляд открытым и заинтересованным, без излишней напряженности или испуга. Такой взгляд поможет расположить к себе собеседника, и, как результат, такое общение будет более продуктивным. Можно вначале потренироваться на своих близких, членах семьи или друзьях, затем переключиться на коллег. Также рекомендуется научиться концентрироваться на словах собеседника и не позволять посторонним мыслям, крутящимся в голове, мешать дискуссии. Со временем навык будет развиваться и установка зрительного контакта с собеседником больше не будет являться проблемой. Главное, ничего не бояться и постараться искренне полюбить общение. Не следует забывать, что во всем хороша золотая середина. Упорно отводимый взгляд также плох, как и слишком настойчивый, бесцеремонный, долгий и немигающий взгляд. Такой взор заставит собеседника чувствовать себя неловко и может вынудить поскорее прервать общение.
Люди, которые умеют смотреть открыто и ненавязчиво, дружелюбно и заинтересованно всегда более успешны, чем те, у кого, те или иные проблемы с установлением зрительного контакта. Это очень важная деталь в человеческом общении. И этому можно научиться
Важно искренне любить контактировать с людьми, дискутировать с ними. Ведь подсознательно собеседники считывают истинный настрой друг друга
И в конечном счете именно от него и зависит положительный исход беседы и взаимная симпатия.
Как избавиться от низкой самооценки, если у вас было трудное детство?
Почему здоровый образ жизни популярен?
Трудности жизни: случайность или наша работа?
Книга: Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной
Пора взрослеть: четыре шага от страха к уверенности
Почему не стоит давать новогодние обещания?
Как вернуть любовь к себе, если вас бросили и отвергли?
Пятьдесят пять фраз для связи с реальностью
Восстановление отношений
Зрительный контакт также может помочь восстановить отношения
Психологи исследуют, что происходит, когда два отчужденных человека сталкиваются лицом к лицу – без разговора – чтобы посмотреть друг другу в глаза.
Учитывая, что центром многих срывов в отношениях является отсутствие эффективной коммуникации, то зрительный контакт может показать человеку: «я обращаю внимание, я смотрю на тебя, ты-центр моего внимания» и у меня нет снижения полового влечения. Таким образом, это может показать человеку, что мы заинтересованы в них и «слышим» их сообщение.
Длительный зрительный контакт между отчужденными людьми может иметь эффект «прайминга». Прайминг, по сути, является отношением между двумя связанными вещами
“Например, если сказать «спать“, вы можете подумать о ”кровати», потому что они связаны. Сон «примыкает» к идее кровати. Значит, если двух чужих людей заставить смотреть друг другу в глаза, это может восполнить давно утраченное чувство близости. Но многие переменные и внешние факторы будут способствовать интерпретации того, что подразумевает взгляд.
Когда человек может поддерживать с собеседником контакт глазами, он может тем самым увеличить свои шансы на получение и поддержку хорошего впечатления.
Факторы, которые определяют наш зрительный контакт:
Расстояние. В лифтах мы поворачиваемся лицом к двери, потому что мы стоим слишком близко, и сокращение расстояния между взглядами помогает уменьшить дискомфорт, когда нарушается наше личное пространство.
Тема разговора. Это не случайно, что католические исповедальни и психиатрические диваны расположены таким образом, чтобы попытаться уменьшить количество зрительных контактов между священником или врачом и человеком. Когда люди говорят о позорных и досадных вещах или смотрят внутрь себя, то лучше они себя чувствуют, когда на самом деле не видят других.
Межличностные отношения. Люди смотрят на тех, кого они любят, больше, чем на остальных. Наши зрачки расширяются больше, когда мы смотрим на тех, кто нам нравится. Взгляд также может сигнализировать о доминировании: более мощные люди смотрят продолжительней. При этом надо учитывать, что прямой взгляд сигнализирует об угрозе, в то время как отведение взгляда, скорее всего, сигнал умиротворения.
Сотрудничество. Степень, в которой люди готовы сотрудничать, а не конкурировать, часто передается посредством зрительного контакта. Продолжительность и тип взгляда важны: общее значение продолжительного взгляда, что человек заинтересован и внимателен. Тем не менее, в сочетании с некоторыми выражениями он может так же легко указывать на угрозу.
Личность. Экстраверты смотрят чаще и дольше на своих собеседников, чем это делают интроверты. Уверенный в себе, яркий и доминирующий в обществе тип людей смотрят больше, в то время как это не характерно для социально тревожных личностей.
Внешность. Люди смотрят меньше на инвалидов и менее привлекательных лиц и наоборот.
Психическое заболевание. Многие психопатологии связаны с пониженным зрительным контактом, особенно аутизм и паранойя. Шизофреники и люди, страдающие депрессией, как правило, избегают взгляда.
Люди маскируют зрительный контакт, нося темные очки или зонтики. Слепые люди делают это, чтобы показать их слепоту, но еще и потому, что они не могут смотреть людям в глаза. Охранники носят темные очки, чтобы возможные подозреваемые не могли увидеть направление их взгляда. Дорожная полиция использует зеркальные очки, чтобы уменьшить возможность конфликта: разгневанные или нервные водители могут отложить конфронтацию, если они не только не могут видеть глаза полицейских, но также вынуждены видеть себя их глазами. Они испытывают объективное самосознание, видя себя в качестве объектов, не видя тех, с кем они общаются.Большинство из нас знает людей, которые закрывают глаза во время разговора. Это может означать, что человеку скучно или он чувствует свое превосходство. Они отрицают говорящего и возможность получать и давать обратную связь.То, как обставлены комнаты, может максимизировать или минимизировать зрительный контакт. Как расположены стулья, столы и другая офисная атрибутика, также может быть ключом к пониманию личности и его предпочтительного способа передачи данных. Поскольку расположение мебели может диктовать, как близко вы сидите друг с другом, как легко смотреть друг другу в глаза, угол зрительного контакта или направление взгляда.Итак, наш взгляд — это тривиальное невербальное поведение или важный способ общения, сознательного и бессознательного, друг с другом? Как вы считаете, насколько важен зрительный контакт?
Невербальная сила
О силе невербальных сигналов в целом может рассказать одно занятное исследование, в котором как раз выяснялась разница между вербальными и невербальными сигналами. В результате выяснилось, что человек с большей охотой доверяет невербальным сигналам, особенно в те моменты, когда мимика и слова противоречат друг другу.
Собственно, это только подтверждает тот факт, что глаза посылают более сильные сигналы и являются даже лучшими информаторами, чем все остальные части лица вместе взятые. Поэтому психологи, психиатры, экстрасенсы и другие шарлатаны, работая по фотографии, первым делом смотрят на глаза. Уж они-то знают, что глаза производят в семь раз больше информации, чем рот и жесты.
Вруны не отводят глаз
Старая народная мудрость гласит, что лжеца в разговоре вычислить проще, чем задрать кабана зубочисткой — он всегда будет отводить взгляд. Психологические исследования показали, что это неправда, или, по крайней мере, это не тот признак, которому можно доверять с вероятностью до 100%.
Сейчас лжецы пошли такие матерые, что без труда контролируют свои эмоции и могут в любой момент переключить динамику и тематику беседы, а для этого нужно побольше заглядывать в глаза.
Ученые, как это водится, провели эксперимент, в котором попросили двух импровизированных воров взять из кошельков крупные суммы. Разумеется, их реакция была записана, и она ничуть не напоминала о юлящих туда-сюда глазках и попытках свернуть разговор — напротив, они старались побольше смотреть в глаза своим жертвам.
Можно предположить, что человек не хочет, чтобы его собеседник догадался об его истинных эмоциях или намерениях, и пытается скрыть какую-либо информацию. Как правило, если человек лжет, то помимо отсутствия зрительного контакта с ним, могут присутствовать и такие признаки, как:
1) попытки уйти от темы разговора, обсуждение ненужных деталей
2) бледность или покраснение лица
3) прикосновения к носу или губам
4) напряженное выражение лица и поза
5) быстрая и сбивчивая речь.
Следует заметить, что человек, ведущий себя подобным образом, не обязательно лжет. Он может просто не хотеть посвящать собеседника во что-либо. К примеру, пытаться скрыть свои отрицательные эмоции – зависть, осуждение, безразличие.
Эффективность контакта глазами
В 1985 году исследование, опубликованное в одном из американских журналов гласило, что «трехмесячные младенцы сравнительно нечувствительны, чтобы стать объектом чужой визуальной связи».
В 1996 году Канадское исследование младенцев от трех до шести месяцев обнаружило, что улыбка у детей этого возраста меньше по длительности, особенно когда между ними установлен зрительный контакт с взрослыми.
А вот совсем недавно Британские исследователи обнаружили, что узнавание лица взрослых новорожденными способствовал прямой взгляд. Другие недавние исследования подтвердили, что прямой взгляд взрослых влияет на стойкость взгляда младенцев.
Зрительный контакт мамы и малыша
Последние исследования показывают, что контакт глазами имеет положительное влияние на сохранение и выборку информации и может способствовать более эффективному обучению.
Исследование, проведенное психологами, свидетельствует, что дети, которые избегали контакта глаз при ответах на вопросы, имели более высокие показатели правильных ответов, чем дети, которые поддерживали постоянный зрительный контакт
Один исследователь предположил, что, непрерывный взгляд на человеческое лицо требует много умственной обработки, которая отвлекает внимание от когнитивной задачи. Исследователи также отметили, что пустой взгляд, свидетельствует об отсутствии понимания
Как установить зрительный контакт?
Доктор Гвинет Доэрти-Шедон сказал: «Зрительный контакт требует довольно много умственного напряжений. Мы получаем полезную информацию когда слушаем кого-то, но человеческие лица имеют стимулирующие влияния и требуют постоянной обработки. Поэтому, когда мы пытаемся сосредоточиться на процессе, требующем умственного напряжения, то бесполезно смотреть на лицо собеседника».
Некоторым людям находить и устанавливать контакт глазами сложнее, чем другим. Например, те люди, которые имеют аутистические расстройства или социальную тревожность, могут относится к зрительному контакту особенно тревожно.
В организме человека контакт глазами можно рассматривать как личное участие и создание интимной связи. Взаимный взгляд сужает физическим контактом между людьми.
Животные многих видов, включая собак, часто воспринимают зрительный контакт как угрозу. Специалисты рекомендуют избегать прямого контакта глаз с неизвестной собакой, чтоб не стать жертвой укуса. Согласно докладу New Zealand Medical Journal, дети младшего возраста чаще всего могут быть жертвой нападения собаки, потому что они поддерживают зрительный контакт из любопытства или убеждения, возможно думают, что зрительный контакт позволит им подчинять животное.
В 1990-е годы легендарный черный медведь вернулся в Мэриленд, Catoctin Mountain Park после двадцатилетнего отсутствия. Работники парка рекомендуют посетителям избегать прямого зрительного контакта, особенно, если медведь стоит на задних лапах.
Техники установки зрительных контактов
Шимпанзе используют зрительный контакт для сигнала по поводу агрессии враждебных столкновений, поэтому прямой взгляд на шимпанзе в зоопарке может вызвать возбужденное поведение.
Насколько важен зрительный контакт?
Но почему же зачастую так трудно посмотреть девушке в глаза и не отводить взгляд?
Этому может быть несколько объяснений. Начнем с природного. Прямой, уверенный, непосредственный, «не отводя глаз» взгляд – это показатель сильного самца. Он уверен в себе, никого и ничего не боится, и делает то, что хочет.
Это интересно: 10 признаков стресса, которые не стоит игнорировать (видео)
«Разбитое сердце» – это не просто метафора
Получены доказательства того, что такие стрессовые события, как расставание, развод, потеря любимого человека, предательство или даже нахождение от любимого на расстоянии могут стать причиной болей в области сердца. Данное состояние получило название «Синдром разбитого сердца». Глубокие эмоциональные переживания приводят в действие определённые химические соединения мозга, которые значительно ослабляют работу сердца, что приводит к сильным болям в груди и затруднённому дыханию. Данным заболеванием чаще страдают женщины, а врачи зачастую путают его с сердечным приступом.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные понятия и правила зрительного контакта, выяснили зачем и как смотреть прямо в глаза человеку.
В том, что наш характер запечатлен в наших глазах есть что-то метафизическое. Люди с “добрыми глазами” — почти всегда добрые люди. Люди с “блеском в глазах” почти всегда обладают завидной жизненной силой. И те, у кого “мертвые глаза”, тоже имеют тенденцию быть «мертвыми везде».
Таким образом, основа хорошего зрительного контакта закладывается внутри (изменение внешнего вида, похудение, переодевания, конечно, могут помочь, но даже эти вещи требуют изменения внутреннего отношения к себе).
Чем искренней вы живете, тем легче вам будет смотреть в глаза людям и делать это с уверенностью и настоящей улыбкой.
Под конец короткое видео о зрительном контакте