визуально ритмические ряды в логопедии для чего
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова
Хохлова Татьяна
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова.
Логоритмика – комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.
На самом деле эта методика называется «логопедическая ритмика«. Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.
Сегодня мы рассмотрим опыт работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи и формирования их эмоционально-волевой сферы на занятиях по логоритмике.
Дети, поступающие в речевые группы с тяжёлыми нарушениями речи, в структуре своего речевого дефекта имеют стойкие нарушения слогового состава слов.
Каким же образом можно разнообразить коррекционный процесс, направленный на формирование слоговой структуры слова?
Именно занятия по логоритмике, основным принципом построения которых является тесная связь движения, слова и музыки, и стали средством развития ритмических способностей, а, следовательно, и средством формирования слоговой структуры слова.
Работа по развитию ритмических способностей детей строится поэтапно. На каждом этапе стоят определённые задачи, решение которых способствует созданию оптимальных условий для восприятия и осуществления правильной речи.
формирование и усвоение представлений о пространственно-временной последовательности знаков в ритмическом ряду;
усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов (зрительного в слуховой, в моторный; слухового в зрительный, в моторный; звукового в зрительно-пространственный);
формирование умения подчинять темп собственных движений темпу музыки.
усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого – медленного – умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);
формирование представления о ритмическом ударении.
усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз);
усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова.
Логоритмические занятия построены с опорой на лексические темы. Но обязательным условием при проведении таких занятий является использование разнообразных моделей движения, поддающихся зрительному контролю. Модели движения представлены в виде зрительных ритмических схем.
Например, при выполнении дыхательной гимнастики проговаривание слоговых цепочек (Рис. 2) на выдохе в соответствии с изменением темпа звучания музыки опирается на такой ритмический ряд:
Рис. 2. Ритмическая схема
Используя приём, направленный на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки, работаем со считалками. Проговаривание каждого слога сопровождается «дирижированием»: рука движется на каждый слог к себе от себя (на этапе разучивания текста).
Пла чет ту ча, до ждь и дёт.
Мок нут гал ки у во рот.
Ве те ро чек на ле тел
И те бе во дить ве лел.
Впоследствии рука осуществляет движения по кругу, т. е. пересчитывая детей. Таким образом, движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций.
Постепенно увеличиваем объём фразы, уходя от послогового проговаривания.
Пла чет ту ча, до ждь идёт.
Мок нут гал ки у ворот.
Ве теро чек на летел
И тебе водить велел.
На втором этапе мы используем такие виды упражнений, с помощью которых обучаем навыку передачи акустико-двигательным способом метрических отношений, заданных зрительно-наглядной схемой.
Детям предъявляются схемы, на которых в определённой последовательности располагаются, например, треугольники разные по оттенку цвета – тёмные и светлые (Рис. 3).Дети должны на осязательных ковриках воспроизвести эту схему соответствующими ударами ладоней (громко и тихо):
Рис. 3. Ритмическая схема для передачи метрических отношений
Большой эмоциональный вклад в занятия вносят осязательные коврики. Что это такое? Это листы толстого картона размером 30х20, на которые наклеены либо синтепон, либо самоклеющиеся обои, либо наждачная бумага с самой крупной крошкой.
Вся работа с ковриками строится таким образом, чтобы через ладошки каждого ребёнка «прошли» все виды ковриков, а их три. То есть упражнение должно повториться три раза, при этом каждый раз коврики передаём по кругу соседу справа (Рис. 4).
Рис. 4. Фрагмент работы с осязательными ковриками
На третьем этапе предлагаются упражнения, с помощью которых учимся соотносить длительности и выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.
Предъявляются упражнения, с помощью которых обучаем детей умению передавать речедвигательным способом отношения, заданные зрительной схемой (Рис. 6). Детям предъявляются схемы.С опорой на эти схемы дети пропевают потешки:
Сидит ворон на дубу
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Он играет во трубу
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Рис. 6. Пропевание потешек с опорой на ритмические схемы
В данных схемах малая фигура ассоциируется с коротким по длительности звуком, а большая фигура – с долгим звуком.
Очень нравятся и самим детям задания, направленные на умение выделять паузу, где предлагается воспроизвести, т. е. отхлопать или отстучать заданный ритм,комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза». Хлопки (постукивания) сменяются паузой (подниманием рук). Для данных упражнений используем «стучалки» и «шумелки». «Стучалки» пластмассовые бутылочки из-под питьевых йогуртов, заполненные различной крупой (горохом, гречкой, чечевицей и т. п.). «Шумелки» пластмассовые скорлупки из-под шоколадок «Киндер-сюрприз», также заполненные крупой.
По мере усвоения ритмического ряда постепенно сворачиваем внешнее комментирование сначала на шёпотную речь, а затем на проговаривание про себя.
Пример упражнения, с помощью которого мы учимся выделять паузу в ритмическом зрительном ряду и трансформировать её в речедвигательный ряд (Рис. 7). Детям предъявляется дорожка и предлагается воспроизвести её, т. е. отхлопать или отстучать,комментируя каждое движение:
Рис. 7. Ритмическая дорожка
Используемые условные обозначения обеспечивают зрительный контроль над организацией речевого потока (Рис. 8).Отработанные модели переносятся на лексический материал:
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
А под ёлкой спит медведь Кладём ладошки под ушко
Тише, тише, не шуметь. Указательный палец прикладываем к губам
Рис. 8. Образец переноса модели на лексический материал
Таким образом, используемая система занятий, сопровождаемая музыкой, создаёт оптимальные условия для восприятия и осуществления правильной речи,а также нормализации поведения детей: менее выраженными становятся изменения в эмоционально-волевой сфере, улучшается саморегуляция.
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).
Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.
Авторская разработка по использованию визуально-ритмических рядов в практике логопеда
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
(примеры авторских разработок по лексическим темам)
Составила: Калинина Оксана Викторовна,
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Фото из личного архива автора
Лексическая тема: Детский сад. Игрушки
Оборудование: мелкие игрушки (из киндер-сюрприза), бумажные стаканчики, мягкие мячи (сквиши), музыкальные инструменты: металлофон, бубенчики.
Игрушка + мяч +музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок один раз стучит в металлофон, на мяч – один раз звенит бубенчиками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком (например, видя мяч произносить «Ш-Ш-Ш»).
Игрушка+бумажный стаканчик+мяч+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и мячи. Видя игрушку, ребенок два раза стучит в металлофон, затем накрывает игрушку стаканчиком, на мяч – два раза звенит бубенчиками, затем сжимает его руками. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком (например, видя мяч произносить «Ш-Ш-Ш»).
Лексическая тема: Осень. Изменения в пророде.
Засушенные листья и листья из фетра +музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат листья разной фактуры. Видя лист из гербария, ребенок три раза звенит погремушкой, а фетровый лист – шуршит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Шишки + желуди + белочки + музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат шишки, желуди, белочки большая и маленькая. Видя шишки, ребенок стучит палочкой в стаканчике, затем отдает шишку большой белочке, видя желудь –стучит в кастаньету три раза, затем отдает желудь маленькой белочке. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Лексическая тема: Домашние птицы.
Оборудование: игрушки по теме «домашние птицы», мягкие шарики разной величины, карточки с домашними птицами и детенышами, карточки из пособия «Топни-хлопни», музыкальные инструменты: барабанчик и погремушка.
игрушки +шарики+музыкальные инструменты. Инструкция: в ряд лежат игрушки и шарики под ними. Видя цыпленка, ребенок отстукивает в барабанчик столько раз, сколько видит шариков, если шарик большой, то громче, если маленький, то тише, а если видит утенка, то шумит погремушкой. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз.
Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Карточки с семьей птиц+карточки с детенышами птиц+карточки из пособия «Топни-хлопни». Инструкция: в ряд лежат карточки с семьями птиц и карточки с детенышами птиц. Ребенок выполняет задание на карточке (отстукивает, отхлопывает один раз), называет детеныша, и отдает в семью птиц. Порядок расклада предметов меняется, ребенок проходит ряд еще раз. Примечание: в задание можно добавить задание произнести изолированный звук или слог с изучаемым звуком.
Фотографии из личного архива автора
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мастер-класс «Нейропсихологические приемы ритмизации речи дошкольников»
Вера Кузьмина
Мастер-класс «Нейропсихологические приемы ритмизации речи дошкольников»
данный каждому его природой, дыханием.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию нейропсихологических приемов ритмизации речи дошкольников.
— Представить участникам мастер-класса методы и приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
— Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
— Показать практическую значимость использования игровых упражнений, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, видеоматериалы.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов) по использованию различных нейропсихологических приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
• Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
• Опыт работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологических игр и упражнений
• Практическая часть – показ с участием педагогов некоторых нейропсихологических игр и упражнений (видео)
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования игровых упражнений, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.
Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.
Диагностика ритмического восприятия:
1. Беседа с ребенком. Если ребенок не произносит целиком слово, значит нарушена слоговая и ритмическая структура слова. В предложении могут быть пропуски предлогов, слов (не удержание количества слов).
2. Просим ребёнка посчитать, сколько ударов было.
3. Просим ребёнка прохлопать такое же количество ударов.
4. Просим ребёнка повторить ритмический рисунок.
5. Обращаем внимание на моторное развитие ребёнка: как ползает, ходит, умеет ли делать поскоки, не подволакивает ли ногу.
Опыт работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологических
Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Актуализируется неречевой слуховой гнозис, кинетический фактор, регуляция и контроль, развиваем навык работы по показу и по словесной инструкции, навык моторного планирования (смены моторных программ).
Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.
Отстукивание или отхлопывание ритма (автоматизация в слогах, словах)
В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий. Выполнение заданного взрослым количества движений. «Хлопай, не зевай, правильно считай…» (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз, сколько… (раз я кивну головой, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.). Выполнение заданного взрослым количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью. «Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков, подсказывает цифра и т. п.).
Прохлопывание ритмов по показу или образцу (картинки) можно использовать при запуске речи,где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ.
Упражнение «Барабанщик» (автоматизация в слогах, словах)
Ребёнок кладёт руки на стол, кисти приподняты. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна. Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.
Упражнения со стаканчиками (по показу)
Изображение ритма
Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.
Воспроизведение ритма по заданному рисунку
Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе, а также изображён с помощью разных предметов на бумаге. Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.
Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка
Перед ребёнком – ряд, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.
Выкладывание камешков или другого материала на слоги (можно использовать обе руки, проговаривание слов с помощью камешков
Ритмическая артикуляционная гимнастика, выполняемая под счёт с элементами биоэнергопластики
Кулак-ребро-ладонь (автоматизация трехсложных слов, кулак-ладонь (автоматизация двухсложных слов)
Использование мячей в ритмических упражнениях (стаканчиков, шишек и т. д.).
Ритмические упражнения:
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот
2. передача соседу и наоборот.
4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)
Ритмичное отбивание мячом слов (по слогам) и знакомых стихотворений (по словам, мяч бросать одной рукой, ловить другой. Вариант усложнения – одновременно двумя мячами.
Музыкально-ритмические игры
Подвижные упражнения (с обручами, «классики») под ритмичную музыку
Игры с цветными карточками (по показу, стаканчиками (со сменой позиции)
1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М. : Айрис-пресс, 2006
2. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм,движение: пособие для логопедов и родителей. СПб. : Дельта, 1997
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.
Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.
Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».
Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.
Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.