виваха ягья что это
Виваха ягья что это
Если бы не было любви в Боге, то откуда бы ей взяться в миру?
Материальный мир есть извращенное отражение духовного. Как в мираже озера нет воды, так и в материальном мире нет реальности. Но поскольку мы видим мираж, то надо думать, что есть и реальное озеро. В духовном мире существует любовь к Верховной личности Бога, Шри Кришне. В материальном мире она принимает извращенные формы страстных желаний и вожделения. То что в духовном мире является высочайшим проявлением любви, в материальном – лишь слабое отражение ее. Кришна является источником любви, высшим и совершенным ее объектом.
Обряды существуют в любой культуре, и их значение, утверждают психологи и культурологи, весьма велико. Система обрядов позволяет выстроить жизненно-важные поступки человека и создать лестницу «к небу», иными словами, к счастью.
Можно ли проводить виваху без инициации?
Считается ли брак без вивахи освященным?
Можно ли в нём заводить детей?
Виваха-ягья может проводиться не менее чем через полгода совместного проживания. Обряд может проводиться перед Божествами только, если никто из супругов не проходил такой обряд раннее, а также если оба они инициированы. В любом случае последнее решение за храмовым священником. Так что вы можете провести виваха-ягью не перед Божествами, и тогда ваша семейная жизнь будет освящена.
Но даже если нет никакой возможности провести этот обряд, семейная жизнь освящается тем, что вы вместе служите Богу, вместе думаете о Боге, посвящаете и свою семью, и своих детей божественному плану. То есть освящено всё, что посвящено. Бог освящает всё, что человек Ему посвящает!
Но закрепить своё посвящение обрядом необходимо, так как это усиливает степень нашего посвящения и даёт нам возможность крепче держать свои обеты, ведь они даны уже не только перед Богом, но и перед преданными Бога, перед родными и близкими, перед уважаемыми людьми. Кроме того во время обряда вы получаете благословения от всех окружающих, от родителей, от мудрецов, от искателей истины, от священного огня, а такие благословения оказывают сильнейшее влияние на нашу решимость пройти этот путь как следует.
Так что лучше сделать всё, что можно и что в наших силах.
Патита Павана прабху
Шрила Прабхупада проводит виваха-ягью Малати и Шьямасундары
Свамиджи объяснил нам, что мужчины и женщины не могут получить посвящение, если они живут вместе не женившись, поэтому Мэлэни и Сэм решили инициироваться, заодно и пожениться.
Мэлэни одолжила у Джанаки ее красное обшитое золотом шелковое сари, которое Джанаки одевала недавно во время своей свадьбы. Между Свамиджи и молодоженами лежал китайский котелок с выпуклым днищем, в котором был разведен жертвенный огонь. Впереди Сэма и Мэлэни на бумажных тарелках лежали два банана и три ап ельсина. Так как никто из них до этого не участвовали в огненном жертвоприношении, им было трудного понять, что Свамиджи говорит им делать.
Поэтому, когда Свамиджи сказал им поклониться и предложить свои поклоны (bow down to pay obeisances), Сэм и Мэлэни показалось, что Свамиджи просит их дуть на огонь (blow, blow out). Поэтому они встали на четвереньки и начали интенсивно сдувать жертвенный огонь.
Это создало некоторое беспокойство, и Свамиджи поправил их, сказав: » Нет, нет. Поклонитесь. Предложите свои поклоны!»
В конце-концов они поняли, что он имеет ввиду.
Затем, когда нужно было опустить бананы в жертвенный огонь, Сэм и Мэлэни, теперь получившие имена Малати и Шьямасундара, решили, что Свамиджи просит их съесть бананы. Сняв кожуру, они начали есть свои бананы. Свамиджи сказал: «Нет, нет, положите их в огонь».
Мы были очень молоды. Мы были неофитами. Но Свамиджи видел нашу искренность. Несмотря на наши недостатки, он был неизменно сострадательным и терпеливым по отношению к нам, и это в свою очередь увеличивало наше желание удовлетворить его своим служением».
Из воспоминаний Ямуны Дэви
Yamuna Devi a life of unalloyed devotion
Читать ещё интересные материалы по теме :
Виваха ягья что это
Из данной статьи вы узнаете :
«Пусть твоё сердце будет моим, а моё – твоим».
(Мантра-брахмана 1.3.9)
В Ведической традиции бракосочетание – это акт священнодействия, а не соглашения, которое люди заключают между собой, побуждаемые вожделением. Соединение в браке мужчин и женщин – не только физический, моральный, но также – духовный процесс. Он налагает на супругов ответственность не только за их материальное существование, но и за духовное развитие. Совместно муж и жена объединяются ради служения Богу. Жена защищает мужа от других женщин, а муж жену от сексуального домогательства других мужчин. Женщина может иметь только одного мужа, а мужчина только одну жену.
Пусть божественное начало двух существ через процесс бракосочетания принесет великое наслаждение душе, как одно сознание, одно сердце и как одна вода. Воду невозможно разделить палкой, точно также невозможно разделить два существа единой, божественной природы. Пусть бог любви и целомудрия защитит наш брак (Риг-веда 10.8.47).
Нерушимость брачных уз побуждает супругов принять характер, привычки, интересы и идеалы друг друга. Единство во взглядах, устремленность к поиску Истины, служение Богу – залог счастливой семейной жизни. С другой стороны, как только возникают различия во взглядах, брак становится источником страданий. В истории мы найдем множество трагедийных случаев, причиной которых были не сложившиеся супружеские отношения. Это должно бы заставить разумного человека хорошо подумать прежде, чем заключить брачный союз.
Если в гороскопе существует физическая или психическая несовместимость супругов, то проведенный должным образом обряд виваха-самскары устранит такую несовместимость. Необходимая аскеза и ритуал огненной церемонии во время проведения вивахи поможет супругам развить необходимые качества (терпение, доброту и уважение к личности).
Ведические писания акцентируют особое внимание мужчин на снисходительности по отношению к женщинам и покровительству им. По природе женщина является не только женой, другом и возлюбленной, но, прежде всего, матерью. Уважительное отношение к женщине, как к матери, наиболее важно. Такое отношение к женщине поможет человечеству достичь материального процветания и благословений Господа.
Обязанности мужа
Прежде чем вступить в брак, мужчина (жених) обязуется:
Сексуальные отношения допустимы только для зачатия потомства. Поэтому, посвятив себя чистому преданному служению Кришне, человек должен постепенно освободиться от сексуального желания, которое является оковами материального существования. Не стоит прибегать к искусственным средствам для возбуждения страсти, но, наоборот, возвыситься над этим животным чувством. Как писал известный русский классик Виссарион Белинский, человек не животное и не ангел, поэтому он должен любить как человек.
На самом деле брак представляет собой возможность уменьшить сексуальное влечение, путем развития сознания Кришны и любви к Кришне. Жена защищает мужа от других женщин, а муж – от других мужчин, помогая друг другу духовно расти и избавляясь от порочной привязанности к материальной жизни, основанной на удовлетворении чувств материального тела и ума. Материальная жизнь и животная – в данном случае синонимы. Через процесс духовного образования человек становится «человеком разумным», или как говорится в писаниях, двиджа (дважды рожденным).
Образование
В ведические времена детей с раннего возраста обучали наряду с грамматикой и прочими науками, умению контролировать чувства, воспитывая положительные качества характера. Позже, вступив на путь самостоятельной жизни, человек прошедший подобное обучение, становится способен достичь цели человеческой жизни, освободиться из круга рождения и смерти. Тот, кто до конца прошел этим путем, способен насладиться в свое время вечным бытием, знанием и блаженством. Человеческая жизнь уникальна и ценна; она отличается от животной формы существования более развитым сознанием и наличием разума. Стать счастливым – это законное право человека. Как сказал один известный русский моралист, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, БУДЬ ИМ!
Духовное образование о вечных отношениях живого существа и Кришны, делает человека дважды рожденным! Первое рождение он получает, как всякое животное, от материального отца и матери, а второе, как человек, от духовного учителя, вечного духовного отца.
Мальчики в пятилетнем возрасте отправлялись в дом гуру и проходили курс обучения всем премудростям жизни. Точно так же и девочки получали надлежащее образование. Позже, когда юноши и девушки заключали брак, они никогда не уклонялись от цели человеческой жизни. Оковы сексуального инстинкта крепко накрепко связывают обусловленную душу с повторным рождением и смертью, заставляя отождествлять себя с материальным телом и привязывая результатам кармы. Вот почему необходимо обучение. Движение сознания Кришны – это единственное в своем роде научно обоснованное движение, которое реально освобождает человека от пут материальной иллюзии.
Выбор спутника и спутницы по жизни
Прежде, чем заключить брак и провести виваха-самскару, необходимо составить гороскоп и подобрать пару. Чтобы брак был счастливым, нужно получить благословение духовного учителя. Наиболее подходящий возраст для брака девочек – 18 лет, а мальчиков – 21 год.
В ведические времена родители выбирали своей дочери мужа, что в наше время практически невозможно. Западное общество отвергло принципы варнашрамы, поэтому брак в большинстве случаев осуществляется на основе чувственного влечения без учета астрологических данных, психологической совместимости партнеров, полностью игнорируя духовную цель.
В настоящее время спутника или спутницу по жизни выбирают исключительно на основе полового инстинкта, пренебрегая высшими духовными достояниями человека разумного – интеллектом и развитым сознанием. Когда люди сходятся и спариваются, не следуя никаким принципам, как кошки с собаками, то в результате этого появляется нежелательное потомство (варна-самскара). Поэтому, несмотря на высокий уровень развития науки, техники и благие намерения, жизнь в современном обществе становится все более и более невыносимой. Говоря о нравственности и чести, многие не имеют даже представления о том, что есть нравственность и честь.
Различные виды бракосочетания
В «Ману-самхите» упоминается восемь видов бракосочетания:
В Кали-югу брак осуществляется просто через обмен цветочными гирляндами между молодоженами, питающими друг к другу взаимные чувства. Такая форма бракосочетания наиболее практична для современных людей.
МУЖЧИНА по своей природе занимает лидирующее положение. Чтобы ощутить себя в этом качестве, он должен работать и быть способным содержать семью, жену и детей. Однако реальное положение вещей в современном обществе таково, что женщины все чаще и чаще добиваются значительного превосходства над мужчинами; они более успешны в бизнесе, более образованны и активны; в результате этого современные женщины не желают подчиняться мужчинам и быть придатком, орудием их чувственных наслаждений.
Известно, что в основе ведической культуры лежит патриархат, но современные женщины восстают против этого, предъявляя свои права на равенство. По милости Чайтаньи Махапрабху, который проповедует не варнашрама, а бхагавата-дхарму, наступило торжество справедливости. Каждое живое существо есть душа; названия мужчина и женщина – это обозначения, которые относятся к материальному телу, и не затрагивают тела духовного. Душа трансцендентна ко всем названиям и определениям (мужчина, женщина, христианин, индуист, русский и американец). Она не имеет отношения к материальному миру. По отношению к Кришне, как неотъемлемая Его частица, она обладает женской природой, представляя собой энергию Господа. Такое самосознание делает женщин и мужчин неподвластными законам материальной природы.
Хотя ЖЕНЩИНА, в отличие от мужчин, зависима, ведома и более эмоциональна, тем не менее, она стоит значительно выше мужчины – утверждая ее абсолютное превосходство матери. Ей поклоняются как матери-земле, как богине Дурге (персонификации всей материальной природы), как корове (сурабхе), дающей молоко, весьма ценный продукт, необходимый для развития тонких тканей в мозгу человека. Лучшие из брахманов и Сам Господь Кришна боготворит женскую форму. В «Бхагавад-гите» (10.34) Он говорит: «Среди женщин Я – слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость».
Мужчина может гордиться своей физической силой и превосходящим интеллектом, но женская природа превосходит его свое интуицией, мягкостью сердца и естественной склонностью к служению. Муж и жена должны понимать эти различия женской и мужской природы и быть уважительными друг к другу.
Даури
В Индии по сей день принято давать приданное за дочерью, достигшей совершеннолетия. Часто это становится предметом сделки между женихом и родителями дочери. Отец, который хочет выдать свою дочь замуж, обязуется дать за нее приличное состояние или деньги. Дочери, родителей которых не в состоянии дать приданое, лишены возможности найти себе пару и выйти замуж.
Как преодолеть недоразумения в семейной жизни?
Когда муж и жена следуют принципам духовной жизни, обретя сознание Кришны и освободившись от телесных представлений о жизни, все недоразумения устраняются сами собой. Желание господствовать над ресурсами материальной природы трансформируется в желание использовать их в служении Кришне, а вожделение – в любовь к Кришне. Заканчивая нашу статью, мы подведем итог сказанному выше и кратко опишем сам ритуал.
Виваха-самскара
Самскара бракосочетания. Это одна из наиболее важных самскар для мужчин и единственная самскара для женщин. Она совершается один раз в жизни, устанавливая нерушимость брачных уз. Жених должен иметь хороший характер. Невеста должна быть достаточно образованна, моложе своего избранника, приятной наружности, отличаться мягким покладистым нравом. Речь невесты должна быть приятной. Будущая жена должна быть энергичной и не лениться. В индуизме перед церемонией бракосочетания совершаются: нанди йагйа, павана пуджа, каши ятра, гоури пуджа, лагна мухуртхам и канйадана. А также многие другие ритуалы (Mangalya Dharane, Alankara Dana, Phala Pooja, Arathi, Ashirvada и пр.) Как правило, цивилизованный человек никогда не должен терять самообладание, даже когда к тому есть серьезные причины.
Жених желает счастье своей невесте и просит Индру о хорошем потомстве. Для семейного человека наиболее важным является всегда находиться вместе со своей женой и иметь хороших детей. Женщина помогает своему мужу в трудные минуты жизни, являясь для него источником вдохновения. Их физическое и ментальное здоровье является залогом счастливой жизни. Супруги должны иметь общность интересов и избавляться от различия во мнениях. Существует семь шагов, которые проходят новобрачные, совершая обряд. Каждый из них символизирует разные аспекты, наличие:
Пройдя их, невеста присоединяется к семье мужа. Когда невеста приходит в новую семью, она освещает, таким образом, дом своего мужа и их совместную жизнь. Это способствует продолжению семейных традиций и рода. Согласно аюрведе человек без наследника считается голым, бедным и незащищенным. Его жизнь теряет смысл и становится бесцельной. С другой стороны, никто не должен становиться ни отцом, ни матерью, если он не способен воспитать свое потомство людьми сознающими Кришну и освободить его из когтей неминуемой смерти. Семейная жизнь согласно дхарма-шастре (законам религии), позволяет человеку обрести милость Господа и достичь освобождения из круга рождения и смерти. Поэтому во время брачной церемонии оба супруга принимают обет о нерушимости брачных уз. Это помогает поддерживать единство семьи и способствует развитию сознания Кришны. В ведические времена разводы, как в наше время, были исключены не только в силу традиции, но руководствуясь здравым смыслом.
Санкиртана-виваха самскара
Среди верующих в Бога нередко можно слышать расхожее выражение «Бог – это любовь». Такое определение Бога можно найти в Библии и Коране, но на этом все заканчивается. Хотя все говорят о любви к Богу, но в Библии и Коране нет описания этой любви, как нет описания и самого Бога. Чтобы скрыть свое невежество, многие верующие говорят, что никто не видел Бога, поэтому нет смысла говорить о Нем. Да, но в таком случае, как можно любить Его? Какой смысл вообще говорить о любви к Богу, если Его никто не видел? Если мы хотим узнать, кто такой Бог и как Его можно любить, то нужно найти человека, который видит Бога, общается с Богом и любит Бога.
В «Брахма-самхите» сказано, что Тот, чьи глаза увлажнены любовью к Богу могут видеть его постоянно в своем сердце.
В ведической литературе таких людей называют вайшнавами. Вайшнав – это тот, кто поклоняется Вишну и Его различным формам и экспансиям, таким, как Нарайана, Нрисимха, Вараха и пр. согласно шастре, проявляя, таким образом, свою любовь.
В Шастре, т.е. в ведических писаниях приводится описания Бога и Его воплощений; рассказывается там и о том, как любить Бога.
Любовь к Богу может проявляться в различных видах и типах отношений, даже в гневе и изумлении. Она проявляется в признании величия и могущества Господа (шанта-расе), в служении Ему (дасья-расе), в братских и дружеских отношениях (сакхья-расе). Наиболее ярко и эмоционально она проявляется в родительских отношениях, в любви матери или отца к своему ребенку и достигает своего апогея в супружеской любви, в особенности во взаимоотношениях влюбленных, не связанных узами брака. Этот тип любви представляет собой наиболее концентрированную форму всех видов любовных сантиментов (рас), превосходя своим опьянением, особой сладостью и романтичностью все другие ее типы. Такая любовь не имеет аналогов в этом мире, поэтому представляет собой величайшую тайну и не может быть темой для публичного обсуждения. Интимность этого чувства любви позволяет супругам хранить целомудрие и верность Богу на протяжении всей жизни.
Почему свадебная церемония называется очистительным обрядом?
От чего очищаться жениху и невесте?
Прежде всего, от эгоизма. Это опасное чувство почти всегда возникает при общении с противоположным полом. Мы требуем безоговорочной любви исключительно к своей персоне. И ни на секунду не задумываемся, что любовь бесконечна по своей природе и требует расширения. Конечно же, человек особенно любит самых близких, но это не значит, что он не должен любить остальных.
Долг и сладость семейной жизни
Проходя свадебный обряд, мы подтверждаем, что вступаем в брак не с целью безудержного наслаждения, пока позволяют тело и чувства, а для того, чтобы исполнить свой долг заботы. И мы принимаем этот долг надолго, фактически навсегда, потому что только в этом случае он будет считаться исполненным.
Обряд настраивает будущих супругов на нужный лад, позволяет осознать, что всю жизнь они будут заботиться, хранить верность и помогать духовно развиваться друг другу. Фактически, это обряд верности перед судьбой и людьми, и, если человек его нарушит, ничего хорошего ждать не стоит. Поэтому и проводить такой обряд надо, только взяв перед самим собой обязательство никогда не разводиться. Потому что аннулировать свадебную церемонию невозможно! Подобного обряда не существует и существовать не может. Обет, данный однажды, обратно не забирают.
Но если последовать обету и полностью убрать из своего сознания саму идею разрешения конфликтов методом развода, то совместная жизнь будет протекать спокойно и безопасно, а трудности окажутся вполне разрешимыми. А сам процесс их преодоления разовьет множество необходимых качеств, в частности, таких, как терпение и понимание.
В случае же с возможным ожиданием развода хорошие качества не развиваются, а наоборот, уступают место нетерпению, сомнению и неуважению. Кроме того, развод забирает у человека половину (50%) здоровья, спокойствия, процветания и жизненной силы.
В процессе обряда молодоженам дают попробовать очень сладкой жидкости, которая называется «чаринамрита». Она приготавливается из сока, меда, йогурта, молока, розовой воды и других ингредиентов, после чего освящается. Сладость напитка говорит о том, что семейная жизнь может быть сладкой, если построить её на принципах заботы. Это значит, что каждый должен быть готов пожертвовать своими удобствами ради счастья другого.
Священное число «7»
В процессе обхождения огня человек должен 7 раз дать мысленное или публичное обещание, начиная его словами «Я обещаю», после чего и создается СЕМЬ-я как таковая.
Первый шаг, или круг, вокруг огня делается ради процветания в жизни. Молодые обещают: «Я буду честно трудиться и честно распоряжаться тем, что заработаю на благо всего мира». Традиционно заработанное делится на несколько частей: на семью, здоровье и отдых, репутацию, новые вложения и духовность. И разумным считается тот, кто умеет правильно определить соотношение трат в зависимости от сложившейся ситуации.
Второй шаг (круг) — для обретения энергии в жизни. Молодые обещают, что посвятят все свои силы заботе друг о друге, родных, близких, нуждающихся (в этот круг входят те, кто попал в беду, очень больные, святые и монахи) и служению Богу.
Третий шаг — для получения земли и собственности. Раньше считалось, что семья может быть счастливой, если обладает достаточным местом для жизни и землей для пропитания.
У каждого человека свое понимание уюта, и, чтобы его обеспечить, необходимо отдельное пространство. По этой причине в разных культурах дом делился на мужскую и женскую половину, так как понятие уюта у мужчины и женщины не совпадает.
Четвертый шаг делается для счастья в жизни. Человек понимает, что состояние счастья фактически от него не зависит. Невозможно купить, украсть или дождаться счастья, потому что оно имеет отражающую природу. И проще всего его ощутить, заботясь об окружающих. Мать счастлива, когда счастлив ее ребенок, а ребенок начинает смеяться, когда смеется его мать. Поэтому, если мы всех окружающих воспринимаем как родственников: старших как родителей, равных как братьев и сестер, а младших как детей, и заботимся о них счастье, то и сами наполняемся этими эмоциями.
Современный же человек старшим завидует, с равными воюет, а младших эксплуатирует. И то же получает взамен.
Пятый шаг раньше делался для приобретения рогатого скота и животных. Животные не имеют ярко выраженной корысти, и забота о них прививала человеку мягкость характера. Считается, что особенным бескорыстием отличается корова, поэтому на Востоке можно встретить культ коровы, который в своем тонком аспекте является культом бескорыстных отношений.
Шестой шаг совершали для получения поддержки Природы во все времена года, так как человек понимал, что не он хозяин природы, а природа его хозяйка, и она может распоряжаться им, как хочет. Хочет — даст вырасти урожаю, а хочет — нет. Все может пропасть за один день, и происходит именно в тот момент, когда человек возомнит себя ее хозяином. Она просто смеется и ставит его на место.
Седьмой шаг делается для обретения дружбы, основанной на уважении. И это главное качество, позволяющее семейным людям преодолевать все тяжести и невзгоды совместной жизни. Любовь должна начинаться с дружбы и заканчиваться ей же. Это естественный цикл отношений. Поэтому и взаимоотношения должны начинаться с уважения, переходить к любви и заканчиваться уважением. А если любовь начинается с любви, то, когда она заканчивается, у мужа и жены не остается никаких причин для дальнейшего общения, и они просто расстаются.
Одухотворение семьи
Обычно на свадебной церемонии невеста садится слева от жениха. Эта восточная традиция напрямую связана с психофизиологией мужчины и женщины. Согласно системе Инь-Янь, у мужчин слаба чувственная область, поэтому на них легко воздействовать слезами. У женщины же слабее разумная составляющая, поэтому её легко запутать аргументами и обмануть, чем частенько пользуются некоторые мужчины.
За ум отвечает левая часть тела, а за разум — правая, поэтому муж и жена садятся слабыми сторонами друг к другу. И это основа семейной космоэнергетики. Семья становится сильной, если расположена правильно, и слабеет в противном случае. Особенно опасно пренебрегать этим в первые годы совместной жизни, когда появляется много соблазнов и глупых желаний.
Располагаясь подобным образом, супруги навсегда отказывались от борьбы за превосходство, признавая, что у каждого из них есть свой недостаток. В обычной же жизни мужчина пытается подчинить себе жену, жена старается изо всех сил подчинить себе мужа, а в результате рождается ребенок и подчиняет всех себе.
Регистрируя свой брак перед Богом, муж и жена клянутся заботиться друг о друге, как о сыне и дочери Бога, и тогда Бог в ответ заботится о них. Отсюда можно сделать интересный вывод: если в нашу жизнь пришли проблемы, значит, мы недостаточно заботимся о своих близких. И не надо вопрошать, куда смотрит Бог. Он смотрит на нас и делает выводы, заботясь, чтобы мы вовремя осознали свои ошибки.
Тело становится живым, если в нем есть душа. Так и брак становится живым, если муж и жена занимаются преданным служением Богу в семейной жизни.
Не бойтесь трудностей, радуйтесь им, как экзамену радуется хороший ученик. Помните, что хорошая семья — не та, в которой нет проблем, а та, которая учится их разрешать. Священный же брак отличается от сожительства желанием учиться отдавать, терпеть и заботиться друг о друге.
Читать еще материалы по теме :
Свадьбы Мариупольских преданных. Перейти в ФОТОГАЛЕРЕЮ :