собачье сердце кому звонил преображенский
Кому позвонил профессор Преображенский, когда к нему пришёл Швондер?
Чтобы отнять на уплотнение две комнаты.
Какому-то Петру Алексеевичу, что ли, чинов его не уточняют. Не думаю, что Романову. ))) Видимо, кто-то очень влиятельный, но не существующий, как и все остальные. Как раз вчера посмотрела «Собачье сердце» 1976 года, итальянский фильм, и очень неплохой. Даже не знала, что такой есть. Шариков там Бобиков и очень милый.
Оператор у номера ПАО «МегаФон». Московская область.
Моё мнение, что звонить (брать трубку) на номерок +79255560174 не нужно. Словно бы номер располагает жутко отрицательными откликами. Я считаю, что хорошо сию же минуту разместить прилипчивый номерочек молниеносно в ЧС. С телефонного номера, как правило, звонят представители ОТП-банка. Предлагают кредитную карту. Страховку на мою кредитную карту. Ничего интересного.
Не брать трубку, естественно.
У всех есть ваш сотовый, пусть звонят. Домашний останется как резерв, если ВАМ надо будет кому-то позвонить.
Если не можете не брать, попросите перезвонить потом, потому что вы сейчас заняты очень. В следующий раз попросите уложиться минут в 10.
И не перезвоните. Позвонит, скажете, что забыли.
Потом позвоните ему сами и скажите, что вы можете его сейчас выслушать, т.к. у вас сейчас есть немного свободного времени, а потом не будет.
Он звонит, продолжая диктовать вам свою волю. Он делает это не столько для вас, сколько для себя. По умолчанию считает, что у вас, после его ухода, не может быть ничего важного и значительно, интересного даже для вас. Также, он выясняет, что пока вы его готовы выслушать, значит у вас никого и ничего нового не появилось.
15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны
Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. В России ее опубликовали лишь в 1987 году, но уже через год Владимир Бортко ее экранизировал. Благодаря отличному сценарию и тщательно подобранным актерам, фильм стал не менее культовым, чем само произведение. Он не только собрал множество наград, но и так полюбился зрителям, что и спустя десятки лет его смотрят и пересматривают.
Как проходили съемки и что осталось за кадром?
После премьеры на режиссера обрушились критики
Владимир Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но там было написано примерно следующее: „Такой дряни, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через 2 года после выхода „Собачьего сердца“ на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Итальянские кинематографисты экранизировали повесть «Собачье сердце» на 12 лет раньше
Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий как «Почему лает господин Бобиков?». Этого самого Бобикова сыграл начинающий комик Коки Понцони, а профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
Профессора Преображенского мог сыграть другой актер
На роль профессора пробовалось сразу несколько признанных актеров: Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссер. — Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
Для Евгения Евстигнеева эта роль стала спасением
На момент съемок Евгений Александрович переживал нелегкий период — в тот год МХАТ разделили, а самого актера отправили на пенсию. Поначалу он и в фильме-то не хотел сниматься, но родные его уговорили. Зато потом он часто повторял, что роль Преображенского останется для него любимой.
Сын Евстигнеева вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Трудно соглашаясь на работу в „Собачьем сердце“, он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены. В тот момент картина стала для него опорой».
Шарикова искали по всей стране
Во все театры Советского Союза были отправлены телеграммы с просьбой прислать «самого уродливого актера», ведь режиссер искал эдакого человека-собаку. Кинематографистов завалили фотографиями. В итоге остановились на 8 кандидатах, в числе которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но режиссер не был до конца доволен ни одним из них. Когда же ему показали фотографию неизвестного на тот момент актера алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова, он сразу же попросил позвать того на пробы.
Пробы Владимира Толоконникова
Во время съемок Толоконников поранился
В фильме есть эпизод, в котором доктор Борменталь с профессором ловят Шарикова, а тот мечется и разбивает посуду и стекла в буфете. Владимир Алексеевич тогда сильно порезал ногу.
Актер, который понял Булгакова
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актер обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
На роль Шарика пробовалось сразу 20 претендентов
В итоге выбрали пса Карая, который служил в милиции и уже успел произвести 38 задержаний. Роль он получил благодаря оригинальной внешности: одно ухо у него стояло, а другое — висело.
Для того чтобы ухоженному псу придать бродячий вид и гладкую шерсть превратить в клокастую, ее обмазали желатином, а на боку нарисовали ожог. «Собачье сердце» стало дебютом Карая, но потом он еще не раз появлялся на экранах.
Режиссер назвал Карая самым талантливым актером в картине
«Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил», — признался Владимир Бортко. И действительно, Карай точно следовал указаниям режиссера, мигом обучился ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя он их очень любил) и терпеливо ловить колбасу.
Лишь одна сцена далась ему с трудом — та, в которой он кусает доктора Борменталя. Хозяйка собаки Елена вспоминает: «Укушенным никто быть не хотел, поэтому сделали муляж. Но умный пес сразу раскусил подделку и долго отказывался ее тяпнуть. В конце концов он все же сделал это неблагородное дело».
Владимир Бортко «привел» в фильм персонажей из других произведений Михаила Булгакова
Помните начитанного дворника, который прочитал 2 тома словаря Брокгауза и Эфрона? Его режиссер «взял» из рассказа «Самоцветный быт». Также в фильме есть сцена, в которой Преображенский приглашает коллег осмотреть Шарикова. Так вот, один из них, профессор Персиков, — герой повести «Роковые яйца». А вот сестры-близняшки Клара и Роза «пришли» из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Многих полюбившихся зрителям шуток в повести не найти
После выхода фильма зрители бросились читать «Собачье сердце». Все искали в книге любимые фразы, но, конечно, не нашли. Дело в том, что режиссер использовал цитаты из других произведений писателя. Например, прорицательница Жанна с ее «самое главное событие в вашей жизни у вас впереди» взялась из рассказа «Мадмазель Жанна», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
Эпизод со свечкой был придуман режиссером
Помните эпизод, когда Шарикова побили, а он в белой рубахе и со свечкой идет к зеркалу и долго вглядывается в свое отражение? Эту сцену придумал Владимир Бортко: по его задумке, Шариков тут пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Сцену сняли с одного дубля, а вот актер потом еще долго стоял у зеркала грустный. Когда же его спросили, в чем дело, он ответил: «А может, я родился для того, чтобы сыграть Шарикова».
Частушки в исполнении Шарикова сочинил Юлий Ким
В повести, в сцене, когда профессор представляет результаты своего опыта в виде Шарикова, написано просто: «поют». Но режиссер, увидев, как лихо актер отплясывает с балалайкой, понял, что тут нужны подходящие частушки. Он позвонил Киму, а тот уже через день надиктовывал ему по телефону знаменитую «Эх, яблочко, мое ты спелое».
Перевоплотиться пришлось не только актерам
В повести действие происходит в Москве, сам же фильм снимали в Ленинграде. Пречистенкой, где профессор встретил Шарика, стала улица Боровая. Дом Преображенского, который должен стоять в Обуховом переулке, стоял на Моховой. Часть съемок происходила в Дегтярном переулке и на Преображенской площади.
Источник
М. А. Булгаков «Собачье сердце». Краткое содержание
«Собачье сердце» — повесть Булгакова, которую писатель опубликовал в 1925 году. В те годы в науке было популярным скрещивать разные виды животных, совершать разные медицинские манипуляции ради улучшений существования человека. Так, главный герой Булгакова, профессор Преображенский, внезапно совершает поражающее его открытие, пока познает тайны человеческого бессмертия. Он узнает способ, как животное при помощи операции сделать человеком.
Но полученный результат вовсе не тот, который хотел видеть профессор. Человеческий мозг плохо функционирует у собаки, чье сердце продолжает ощущать себя животным.
Образ профессора Преображенского
Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.
Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.
Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.
Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.
Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.
Полиграф Полиграфович Шариков
Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.
Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.
Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.
Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.
Доктор Борменталь
Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.
Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.
Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.
Швондер и его окружение
Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.
Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.
Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».
Второстепенные герои
Собачье сердце: короткий обзор по главам
Глава первая
Бездомная собака по кличке «Шарик» страдает от холода в московском дворике. Пёс осмысленно рассуждает о своей жизни, тонко подмечая детали человеческого быта, типов людей. Особенно ему не нравятся швейцары и дворники. Тут Шарику протягивает колбасу статный, богато одетый мужчина. Он спокойно принимает угощение и идет за господином.
Глава вторая
Попав в теплое помещение, Шарик со страху мечется по квартире. Пса усыпляют, и лечат ему больную лапу. Затем собака, пробудившись, с интересом следит за тем, как принимают пациентов. К Преображенскому на приём приходят самые разные люди: и престарелая леди, мечтающая о партии с молодым красавцем; и пожилой дамский угодник. Все они требуют от чудо-доктора одного — омолодиться. А он и готов им помочь за круглую сумму.
Вечером к профессору заявляются Швондер и члены домкома. Они желают отобрать его семь комнат для других жильцов. Преображенский жалуется знакомому, требуя разрешить его проблему. Швондер и компания уходят ни с чем, обвинив профессора в ненависти к рабочему классу.
Глава третья
Обедая, профессор философствует о пролетарском классе, о нормах приличия. Он негодует, почему это восхваляемое нынче сословие настолько популярно, если они, рабочие, промышляют мелким воровством. При этом возвеличивают друг друга, называют себя патриотами. Преображенский справедливо полагает, что вместо пустых слов и гимнов, которые распевают пролетарии, нужно заниматься делом. И тогда в мире будет царить порядок, а не хаос, что сейчас вокруг. Профессор смотрит на Шарика и предполагает, когда можно изменить его судьбу. У Борменталя есть патологоанатомы, которые пообещали предоставить материал для пересадки.
Шарик пока оправляется от старых болячек, привыкает к квартире и обстановке. Но едва он расслабляется, как профессор, получив звонок, тут же бросается начать операцию.
Глава четвёртая и пятая
Шарика оперируют. От свежедоставленного трупа ему достаются гипофиз и семенники. Борменталь и Преображенский считают, что таким путём они добьются успехов и в омоложении людей. Профессор делает предположение, что собака перед ними не выживёт — очередной эксперимент может ни к чему не привести.
Однако Шарик выжил, и вся операция прошла удачно. Борменталь ведёт дневник, где описывает изменения в поведении бывшего пса. У Шарика меняется форма черепа, выпадают лишние волосы, происходит интенсивный рост когтей. Лай постепенно переходит на голос. Пёс когда-то выучился распознавать буквы на магазинных вывесках и теперь воспроизводит изученное. Молодой помощник поспешно подводит итог: они добились не омоложения, а полного превращения собаки в человека. Преображенский для него теперь сродни богу. Однако сам профессор понуро изучает анамнез того человека, чей мозг теперь принадлежит Шарику.
Глава шестая
Преображенский хочет переселить новоявленного Полиграфа Полиграфовича, но Швондер не позволяет ему прикупить комнату из-за недавнего идейного спорта.
В квартире профессора вскоре происходит бедствие: Шариков разгромил ванную, угнавшись за кошкой.
Глава седьмая и восьмая
Шариков, будто заядлый пропойца, употребляет на обед водки. Профессор, наблюдая за ним, делает вывод, что это из-за пагубного влияния того человека, чей мозг пересадили Шарику. Шариков желает развлечений, и Преображенский советует сходить в театр. Попытки дать ему образование он не оставляет и предлагает также книги для чтения.
Отправив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, профессор размышляет, не сделать ли чего с оставшимся гипофизом собаки…
Шариков, науськанный Швондером, требует у профессора выдать ему вид на жительство. Преображенский угрожает Полиграфу тем, что лишит еды, а домоуправителя обещает пристрелить. Шариков отступает, но ненадолго. Он уже украл у доктора пару монет и попытался свалить вину на Зину. После чего ещё и напился, приведя в дом посторонних. Преображенский лишается любимых вещей.
Но Шариков преподносит своим докторам сюрприз: он устраивается на работу — заведующим отдела по избавлению города от бродячих животных. Полиграф приводит домой и невесту — коллегу со службы. Девушке тут же рассказывают о нём правду. Шариков пробует удержать её под угрозой увольнения. Борменталь встаёт на защиту барышни.
Глава девятая
Эпилог
В квартире профессора появляется милиция с ордером на обыск. Их вызвал Швондер, решивший, что доктора убили-таки Шарикова. Но Преображенский спокойно объясняет, что его экспериментальный человек теперь снова собака, что произошло по самым естественным причинам. Он показывает милиционеру создание, отдалённо напоминающее Полиграфа.
А на самом деле, псу вернули его гипофиз, и он, став обратно Шариком, продолжил жить в квартире профессора, полностью забыв о своём приключении в людском обличии.
В повести «Собачье сердце» Булгаков заложил и философские, и биологические мотивы на тему человеческого существования. Он затронул актуальную для того времени проблематику межклассовых различий, общей тенденции к необразованности населения. По мысли автора, человек должен быть, прежде всего, гуманным, мудрым, сострадающим. На фоне экономической разрухи одни превозносят себя и принижают других, тогда как те начинают огрызаться в ответ.
О чём же «Собачье сердце», если ответить коротко? О законах человеческой жизни. О том, что нельзя неестественным образом навязывать кому-то свои принципы, характер, расписывать за него судьбу наперёд. Природа создаёт и людей, и животных, чтобы те жили в содружестве. И каждый из её творений заслуживает счастья.
Таков краткий пересказ произведения Булгакова. Чтобы глубже проникнуться трогательной повестью «Собачье сердце», прочтите её целиком.
Замечательный разбор фильма «Собачье сердце»
Есть одно произведение, отношение к которому у меня поменялось более чем полностью. Гений Булгакова, написавшего «Собачье сердце», и Бортко, снявшего по нему фильм, засияли совершенно другими гранями. До сих пор многие считают этот фильм (речь будет прежде всего о нем) антисоветским, не видя за своими проекциями всей его глубины и многозначности. Бедный люмпен Шариков стал для многих зрителей олицетворением всего возможного зла, а интеллигентный профессор Преображенский — всего добра и мудрости. Как же это бесконечно далеко от того, что нам в действительности показывает автор!
С первых минут профессор Преображенский завоевывает зрительские симпатии. Ведь он демонстрирует самые лучшие человеческие качества — сочувствие к бродячему псу, заботу, стремление действовать «лаской — единственным способом обращения, которое возможно с живым существом», демонстрирует доброту и прощение к ошибкам пса. Профессор олицетворяет все лучшие качества интеллигенции, элиты «старого общества». Именно через это — первое — впечатление воспринимается весь остальной фильм. А зря.
В реальности профессор вовсе не так прост. Основой роскошной — по меркам времени — жизни профессора является доход от весьма скользкого «бизнеса» — лечения половых дисфункций, видимо, довольно прибыльного во все века. Даже псу это понятно: «похабная квартирка», — думает он. Но фильм и не о том, хорош или плох профессор.
О чем же это произведение? Первый намек на это появляется еще задолго до Шарикова, во время визита Швондера. Когда новое домуправление стоит напротив стола профессора и ведет с ним диалог. Который, по сути, и диалогом-то назвать нельзя. Ведь стороны говорят на совершенно разных языках.
За столом профессора мы видим элиту интеллигенции. Профессор живет в своей системе ценностей, в которой он всегда прав, и вовсе не намерен выходить за ее пределы. С порога он свободно делает новым соседям замечания, как детям, в отношении внешнего вида, не стесняется открыто поязвить в адрес нового домуправления («Боже, пропал дом. Что будет с паровым отоплением?»), быстро «показывает» домуправлению его место («говорите скорее, у меня обед»). Профессор хорошо знает и смело защищает свои права — по крайней мере то, что таковыми считает.
Швондер представляет собой часть совершенно иного мира. Советская власть, если помните, занималась расселением людей из производственных общежитий, где люди жили по 10 человек в комнате. Швондер с домуправлением решает вопрос не собственного комфорта — ему надо разместить людей. У него совершенно другие проблемы — у него жильцы паркет в печке жгут от холода! В его понятии права определяются не юридическими бумажками и не связями — а человеческими потребностями и социальными задачами, что в то время называлось правом революционным. В его представлении нет места комфорту одного человека, даже столь уважаемого, как профессор, и воспринимается им не как право — как блажь, как противостоящая враждебная сила, с которой надо бороться. При этом Швондер с порога ведет себя подчеркнуто вежливо и на колкости профессора не реагирует, считает необходимым подойти к профессору с убеждением.
Диалог профессора и Швондера заканчивается очень знаково — только так, как может закончится диалог без решения. Профессор прибегает к доброй старой…. коррупции. Позвонить вышестоящему начальнику, наврать, что его терроризируют револьверами, и шантажировать прекращением практики…
В этом столкновении — вся суть Собачьего сердца. Революция трагична не потому, что унижает интеллигента, а потому, что приводит к вынужденному столкновению разных миров, в обыденности почти не пересекающихся, и не способных понять друг друга. Ни профессор не считает нужным вникать в заботы Швондера, ни Швондер не готов сочувствовать профессору. Профессор возмущается, что люди, которые жили в нищете, не способны усвоить культурных норм богатого дома — ходить по коврам, оставлять калоши в парадной…
Но скоро в фильме появляется и третья сторона. Прооперированный пес — не просто символ целого слоя граждан. Он не только представляет совершенно новый, третий мир, одинаково далекий и от Швондера, и от профессора, — на отношении к нему проявляются все противоречия этой новой вселенной, где эти стороны вынуждены отныне сосуществовать.
Итак, Шариков. Он не воспитывается профессором с детских лет — он вводится внезапно уже целостной личностью, люмпеном, воспитанном улицей и кабаками, также как революция внезапно ввела целый пласт люмпенов в общественную жизнь. Но появляется он не в своей «родной» среде — а в совершенно новом мире, в квартире профессора. В мире, который он не может понять, потому что является культурным продуктом совершенно других условий. Он бесконечно далек от профессора: у него свои представления о культуре, он не понимает интеллигентного застолья, предпочитая тому веселую пьянку в кабаке. При всем при этом ему хочется быть человеком — выглядеть красиво (вспомним галстук и туфли), иметь документы, работу, ходить в цирк, иметь красивое имя и отчество. Даже некоторая традиционность ему не чужда (вспомним выбор фамилии). Конечно, его понятия о красоте и престиже низкие, вульгарные — те, которые он впитал «из прошлой жизни». И в этом новом мире он не может найти себе место — все ему кажется чуждым, нигде он не находит понимания. Квинтессенция внутренней трагедии Шарикова — сцена, когда он смотрится в зеркало со свечой, чувствуя свою чуждость тому миру, в котором оказался. Конечно, интеллигентному зрителю, как и профессору, Шариков противен, но он — продукт своих социальных условий, и ожидать от него другого было бы по меньшей мере неправильно.
Но Шариков интересен не сам по себе, а тем, как в отношениях к нему проявляется «подноготная» Швондера и профессора. Швондер является олицетворением новой власти, которая взяла на себя ответственность за народ, — и за Шарикова, как представителя люмпенов, в том числе. Посильна была эта ноша или нет, мог ли пролетариат справиться с самовоспитанием и воспитанием людей — вопрос тяжелый и сложный. Но Швондер честно пытается. Именно домуправление Швондера пытается «поднять» Шарикова до человека: подобрать тому имя и фамилию, оформить документы, дать права на жилплощадь, найти работу (пусть и неприятную, но соответствующую склонностям Шарикова — каждому по способностям…), поставить на воинский учет, объяснить происходящие социальные перемены. Швондер даже озабочен его культурным развитием — снабжает литературой (конечно, той, которую сам считает полезной — переписку Энгельса с Каутским).
Итог фильма очень трагичен, но неизбежен. Профессор, как интеллигенция уходящего века, не готов, не хочет, не желает сосуществовать бок-о-бок с теми людьми, которых он сам породил. Ведь Шариков — это детище своего времени, того, в котором главенствующая роль принадлежала как раз элите — Преображенскому, и недаром в фильме он тоже рвется называть профессора «папашей». Не зря ведь Булгаков не просто заставил Швондера подселить к профессору в комнату Клима Чугункина, а сделал Преображенского непосредственным создателем Шарикова. Шариков — вовсе не порождение Швондера; коммунисты лишь зажгли в прихожей яркий свет, который высветил всю накопившуюся «грязь». Но профессор не признает за ним право на человека: отворачиваясь в отвращении от обнаруженной грязи, профессор просит скорее выключить свет обратно. Интеллигенция не просто отказывается брать на себя ответственность за судьбы люмпенов в новом мире, она отказывает им вообще в праве… на человеческую жизнь. Ведь в глазах профессора всему есть свое место, даже непосредственное дело Швондера — «чистка сараев», а не устройство жизни людей. И для Шарикова у профессора есть такое место — теплое, сытное место домашнего питомца. Профессору проще признать Шарикова животным, отказать тому в праве на человечность, и потом снисходительно проявлять к нему свою доброту и ласку. Правы те, кто говорит, что идеализм неизбежно скатывается к фашизму: профессор уже считает Шарикова недочеловеком, испорченным существом, у которого «сердце человеческое — и самое дрянное». Из которого нельзя «сделать человека» принципиально, никому не удасться, и даже пытаться не стоит. И если фашисты предпочитали «недолюдей» сжигать в печах, то профессор более гуманен — он всего лишь превращает Шарикова обратно в животное, о котором можно заботиться. Такая вот либеральность, такое вот неприятие террора, который «никому еще не помогал».
Трагедия столкновения разных миров очень остро переживается всеми зрителями даже сегодня, почти через 100 лет после революции. Оказалось, тема Шарикова — этого «осадка» общества, порожденного существующим строем, и поднятого революцией «на поверхность», где он пытается всячески устроиться, не будучи готовым встроиться в чуждые ему культурные нормы, — стала снова близка нам, когда история в очередной раз повторилась в 91 году. Мы снова встречаемся с теми же героями: та же либеральная интеллигенция, которой так любим Преображенский, вся из себя гуманистическая и против террора, у которой «30 миллионов вымрут — не вписались в рынок». Вновь на глазах расцветает и сверхприбыльный бизнес по лечению половых дисфункций. И даже те же шариковы нашего времени, которых мы легко можем увидеть в «новых русских» — бандюках 90-х годов, которые вынесены буржуазным переворотом из своего бандитского слоя в международный бизнес, но не готовые к нему ни культурно, ни интеллектуально — а потому одевающиеся в малиновые пиджаки и разъезжающие в черных джипах.
Так что на мой взгляд, это фильм не о плохих неблагодарных шариковых, не о подлых швондерах или мудрых преображенских. Это о трагедии разных социальных слоев, которые вынуждены столкнуться — но не могут понять друг друга, не могут, потому что пользуются разными языками и разными системами ценностей. В состоянии постоянного кризиса и Швондер, и Шариков, и Преображенский пытаются приспособиться и используют те средства, которые имеют. Но только идеалист, делящий людей на человеков и недочеловеков, может увидеть в Шарикове зло, а в Швондере — сволочь, мешающую жить нормальным людям. Социалист, подходящий к обществу с материалистических позиций, вынужден видеть в Шарикове трагедию общества, в Швондере — силу, пытающуюся эту трагедию исправить через изменение общества, а в Преображенском — нашу любимуюинтеллигенцию, которая от этой трагедии умывает руки.
Оригинал взят у mira_the_red
LiveJournal