вице президент это что за должность в россии
Проклятое место: почему в России предали анафеме пост вице-президента
16 сентября 1947 года родился Александр Руцкой — первый и последний вице-президент в истории России. Скопированная с американской политической системы должность вице-президента появилась сначала в СССР в 1990 году, а на следующий год возникла и в РСФСР/РФ. Однако обе попытки внедрить непривычную для местного политического ландшафта должность окончились тяжелейшими политическими кризисами. Евгений Антонюк рассказывает, почему в России так и не прижился «второй президент».
Отцы-основатели
Изначально пост вице-президента возник в США вскоре после провозглашения независимости. Должность задумывалась как компромиссная. Победивший кандидат в президенты брал в вице-президенты представителя проигравшей партии, чтобы никому не было обидно. Постепенно с развитием страны и изменением политического ландшафта менялась и суть этой должности. Со временем вице-президенты стали участвовать в выборах наравне с президентами — в качестве дуэта.
Функции вице-президента расплывчаты и меняются при каждом новом хозяине Белого дома. При одних вице-президенты были лишь «свадебными генералами» с сугубо церемониальными функциями. При других они становились вторыми лицами в государстве с широчайшими полномочиями. Все зависело от личности главы государства и степени его доверия к вице-президенту, ведь именно сам президент определял, какие именно функции он желает делегировать своему заместителю.
17-й президент США Эндрю Джонсон был вице-президентом при своем предшественнике Аврааме Линкольне | Фото: wiki
Товарищ президент
В СССР все было совсем иначе. Диктатура пролетариата не предусматривала всеобщих выборов главы государства. Введение должности президента обсуждалось и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе. Но каждый раз идею откладывали или категорически от нее отказывались. Прежде всего мешал тот факт, что советская идеология категорически отрицала «буржуазный» принцип разделения властей. Кроме того, пост президента нарушал сложившийся политический баланс в стране и был ненужной угрозой для генерального секретаря.
В законодательстве изначально был заложен мощный компромиссный импульс. Оговаривалось, что президент СССР не сможет занимать свой пост более двух сроков, а кандидатом не может быть человек старше 65 лет. Таким образом Горбачев дважды декларировал, что он покинет пост главы государства по истечении полномочий, то есть осуществит то, чего не делал добровольно ни один советский лидер.
Ельцин и Горбачев, 1990 год. Фото: ТАСС, Юрий Лизунов
Дело в том, что выборы, которые должны были укрепить власть Горбачева и добавить ему легитимности, сыграли скорее против него. Все из-за того, что в последний момент советский лидер проявил нерешительность. Существовали опасения, что Горбачев наберет слишком малый процент или вовсе проиграет выборы, поэтому в конце концов решено было «в порядке исключения» первые всенародные выборы президента не проводить, а заменить их голосованием среди депутатов. Вдобавок два конкурента Горбачева на президентский пост сняли свои кандидатуры.
Безликий вице-президент
Исправить ситуацию был призван вице-президент. По настоянию Горбачева депутаты проголосовали за создание этой должности. Функции будущего заместителя президента были сформулированы довольно расплывчато. Ему надлежало выполнять поручения президента и подменять главу государства в случае его болезни или отрешения от должности.
Наиболее вероятным кандидатом на роль вице-президента считался министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Горбачев вел очень активную внешнюю политику, и Шеварднадзе был едва ли не самым известным политиком в стране после него. Он регулярно мелькал на телеэкранах, был хорошо известен за границей, вдобавок имел хорошую прессу.
Шеварнадзе и Горбачев | Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
В прессе замелькали другие фамилии наиболее вероятных кандидатов: Примаков, Станкевич, Явлинский, Рыжков, Назарбаев. Последний сразу же взял самоотвод, заявив, что ему и в Казахской ССР очень хорошо и никуда он не собирается.
В итоге выборы вице-президента превратились в нетривиальную задачу. Нужно было найти лояльную и надежную фигуру, которая не начнет интриговать против президента. При этом было желательно, чтобы эта фигура была популярной и авторитетной. Однако молодые и амбициозные лидеры не желали идти на должность с расплывчатыми полномочиями, рассчитывая поймать журавля в небе. А лояльные кандидаты были слишком безликими.
В итоге ко всеобщему удивлению на пост вице-президента был выдвинут Геннадий Янаев, мало кому известный. Выходец из комсомольской и профсоюзной систем мало кого удовлетворил, на первом голосовании депутаты провалили его кандидатуру, он не набрал даже 50%. Только со второго раза, после вмешательства Горбачева, Янаев был утвержден на должность, получив 55% голосов.
Блин комом
Пресс-конференция ГКЧП 19 августа 1991. Янаев второй справа. ФОТО: ИТАР-ТАСС
После провала ГКЧП Янаев был отстранен от должности вице-президента. Нового так и не назначили. На протяжении трех месяцев вплоть до распада СССР эта должность оставалась вакантной, а после распада ушла в небытие вместе со страной. Однако в России пост вице-президента сохранился, хоть и ненадолго.
Первый и последний вице-президент России
В РСФСР пост президента появился уже после союзного и при других обстоятельствах. В отличие от Горбачева, в последний миг решившего осторожничать, Борис Ельцин осознавал свою популярность и был уверен в себе. Поэтому в России выборы президента были всеобщими, а не кулуарными. Некоторые принципы выборной системы были скопированы у США, поэтому президент избирался сразу на пять лет, а в связке с ним шел вице-президент.
Однако окружение Ельцина отговорило его от этого шага. Ему предстояло участвовать в выборах, причем его ключевой противник Николай Рыжков пользовался поддержкой компартии. Советники Ельцина уговаривали его внести раскол в стан противника и взять вице-президентом наиболее приемлемую кандидатуру из коммунистического лагеря, чтобы отобрать у оппонентов голоса. Ельцин долго размышлял и в конце концов в самый последний момент остановил выбор на Александре Руцком — лидере фракции «Коммунисты за демократию», который ранее неоднократно поддерживал Ельцина в политических конфликтах.
Руцкой и Ельцин
В июне 1991 года Ельцин и Руцкой победили на выборах, почти в 3,5 раза обогнав ближайших конкурентов. Уверенная победа Ельцина на всеобщих выборах сделала его фигурой, равной Горбачеву, если не превосходящей его. Однако два амбициозных политика, победивших на этих выборах, не смогли ужиться в одной лодке.
Отношения между президентом и заместителем начали стремительно ухудшаться еще до распада СССР. Руцкой в штыки принял новое правительство Гайдара и беспощадно бичевал рыночные реформы. Уже к 1992 году он был фактически устранен от всех политических полномочий, Ельцин доверил ему курировать сельское хозяйство и заниматься борьбой с коррупцией.
Однако на фоне ухудшившихся отношений Руцкой попытался использовать должность главы Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией против самого Ельцина и его выдвиженцев. Вице-президент то и дело делал громкие заявления о причастности того или иного президентского выдвиженца к коррупции. Знаменитая фраза Руцкого про «11 чемоданов компромата», собранного им против самых влиятельных членов ельцинской команды, стала одним из главных политических мемов 90-х.
В своей борьбе с Ельциным Руцкой опирался на оппозиционный Верховный совет, который в условиях политической неразберихи никак не мог поделить власть с президентом. Благодаря этому Руцкой превратился из назойливой, но незначительной фигуры, которую можно потерпеть, в опаснейшего противника, которым нельзя пренебрегать.
К 1993 году Руцкой последовательно был лишен всех рычагов власти и в начале сентября 1993 года отправлен в отставку. Он и вставшие на его сторону Верховный совет и Конституционный суд президентский указ об отставке не признали. 21 сентября события устремились к развязке. Ельцин своим указом распустил парламент. Тот президентский указ не признал и при поддержке Конституционного суда объявил Ельцина отрешенным от должности за попытку государственного переворота. Согласно действовавшей Конституции, президентом России стал Руцкой, который от имени президента начал издавать собственные указы.
Обстрел Белого дома. Фото: КП, Владимир Веленгурин
Фактическое двоевластие просуществовало две недели. 3-4 октября произошла кровавая развязка конфликта. Городские бои на улицах закончились победой Ельцина, которую предопределила поддержка силовиков. Новая Конституция РФ, принятая вскоре после этих событий, уже не предусматривала поста вице-президента.
Проклятое место
Попытки скопировать американскую систему не удались. Но почему система, которая не давала сбоев за 2,5 века существования в США, не заработала в России?
Прежде всего это связано с тем, что и в СССР, и в РФ пост вице-президента появился в чрезвычайных обстоятельствах. Он призван был решить сиюминутные задачи: увеличить популярность лидера, отобрать голоса у конкурентов и т.д. При этом в политическую систему он по сути не был встроен и нарушал и без того хлипкий баланс. С политической точки зрения он был не только бесполезен, но и вреден. В США не существует должности премьер-министра, поэтому вице-президент является вторым лицом в государстве. Однако и в СССР, и в России были главы правительства, и по законодательству именно они считались вторыми лицами в государстве. Де-юре вице-президент становился вторым лицом в стране, однако фактически по совокупности полномочий фигура премьера все равно была гораздо более весомой. Вице-президент в этих условиях оказывался пятым колесом в телеге — с неопределенными полномочиями, зато с огромной легитимностью (он избирался всеобщим голосованием, как и президент, тогда как премьер назначался).
Фото: Архив Свердловской области
При этом все это происходило на фоне серьезных политических кризисов и ослабления власти. В этих условиях «второй президент» с громко звучавшей должностью и почти президентской легитимностью, но минимумом политических полномочий автоматически превращался в главную точку притяжения всей оппозиции, кого не устраивал «первый президент». Тем более, что по Конституции именно к нему переходила власть в случае болезни или отставки президента. Потенциальная опасность от существования этой должности быстро стала перевешивать потенциальную пользу. Тот факт, что вице-президент избирался на выборах наравне с президентом, разжигал политические страсти даже в самых тихих заместителях. Даже самый неамбициозный вице-президент в конце концов начинал играть в свою игру или же его втягивали в эти игры противники президента. Возможно, в условиях устойчивой и стабильной политической системы все эти недостатки были бы сглажены, однако опыт оказался настолько травмирующим, что рисковать после двух неудачных попыток больше никто не хотел.
В феврале 1994 года Ельцин амнистировал обоих вице-президентов СССР и РФ. За два месяца до этого вступила в силу новая Конституция РФ, в которой пост вице-президента уже не предусматривался. После двух неудачных попыток внедрения пост был предан анафеме. С тех пор идея возрождения этого поста ни разу всерьез на высоком уровне не обсуждалась — настолько травмирующим оказался опыт начала 90-х годов.
Вице-президент
Полезное
Смотреть что такое «Вице-президент» в других словарях:
Вице-президент — (Vice President) В США вице президент имеет мало официальных обязанностей, и важность этого поста определяется тем, что вице президент занимает место президента в случае его смерти, отставки или отрешения от должности. Тек что вице президентам до … Политология. Словарь.
Вице-президент — (фр. Vice President, нем. Vice prasident, англ.Vice President) термин, имеющий широкое распространение в применении кразличным государственным и общественным учреждениям как в России, так вособенности в иностранных государствах. Он присваивается… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ — ВИЦЕ ПРЕЗИДЕНТ, в ряде государств с республиканской формой правления (например, США, страны Латинской Америки) должностное лицо исполнительной власти, избираемое, как правило, одновременно с президентом. Вице президент обычно не имеет специальной … Современная энциклопедия
Вице-президент — ВИЦЕ ПРЕЗИДЕНТ, в ряде государств с республиканской формой правления (например, США, страны Латинской Америки) должностное лицо исполнительной власти, избираемое, как правило, одновременно с президентом. Вице президент обычно не имеет специальной … Иллюстрированный энциклопедический словарь
вице-президент — вице президент, вице президента … Орфографический словарь-справочник
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ — 1) постоянный заместитель президента в некоторых странах с республиканской формой правления (США, Бразилия, Индия, Казахстан и др.). В. п. избирается, как правило, на тот же срок и тем же способом, что и президент. Согласно конституциям ряда… … Юридический словарь
Вице-Президент — одно из высших должностных лиц в компании, корпорации, заместитель президента. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ — 1) в некоторых государствах (США, страны Латинской Америки, и др.) заместитель главы государства, избирается, как правило, одновременно с президентом;2) заместитель президента в различных национальных и международных организациях … Большой Энциклопедический словарь
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ — одно из высших должностных лиц на фирме, в корпорации, замещающее президента; руководит одним из основных направлений деятельности компании, корпорации. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд … Экономический словарь
Вице-президент — (англ., фр. vice president; нем. Viceprasident) 1) в некоторых странах заместитель главы государства, избираемый, как правило, одновременно с президентом, действующий по его поручению и замещающий президента в случае невозможности выполнения… … Энциклопедия права
ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
Table of Contents:
Вице-президент (VP) организации, как правило, является вторым или третьим в команде, в зависимости от того, имеют ли президент и главный исполнительный директор (CEO) отдельные должности и роли. Во многих организациях звания президента и генерального директора принадлежат одному и тому же человеку. В этом случае вице-президент занимает второе место.
Роль вице-президента начинается с основных должностных обязанностей менеджера. Это основные надзорные обязанности любого сотрудника организации, который выполняет функции руководителя и подотчетен сотрудникам.
Вице-президент Обязанности и ответственность
Вице-президент имеет конкретные обязанности в зависимости от потребностей его или ее организации.
Разница в роли вице-президента заключается в том, что главный руководитель может назначать другие новые непредвиденные обязанности, которые в конечном итоге помогут организации добиться успеха.
Там может быть несколько VP.Старшему вице-президенту часто присваивается звание исполнительного вице-президента, и другие вице-президенты могут отчитываться перед этим лицом или перед президентом или генеральным директором. В любом случае, лицо, назначенное старшим вице-президентом, является вторым в команде президента.
Вице-президент зарплата
Вице-президент также признан должностным лицом компании. Это назначение приносит дополнительную роль, полномочия, ответственность и подотчетность роли. Заработная плата всех руководителей в целом может варьироваться от примерно 68 000 до 208 000 долларов США, в зависимости от дополнительных компенсаций и льгот.
Образование, обучение и сертификация
Те, кто ищет карьеру вице-президента, в идеале должны иметь и высшее образование, и некоторый значительный опыт.
Вице-президент Навыки и компетенции
Вы должны обладать несколькими важными качествами, чтобы стать вице-президентом организации.
Работа Outlook
Прогноз роста рабочих мест для всех руководителей в целом, как ожидается, составит около 8% с 2016 по 2026 год, что является средним для всех профессий. Эти руководители играют решающую роль в любом предприятии или организации.
Рабочая среда
Вице-президент может быть ответственным за несколько отделов в организации, так что это может быть диверсифицированной работой. Вы можете быть привязаны к одному столу, но обнаружите, что утром вы имеете дело с директором по продажам и директором по маркетингу.
Рабочий график
Вице-президенты работают полный рабочий день, освобождают сотрудников. На них не распространяются федеральные правила о минимальной заработной плате или сверхурочные.
Сравнение похожих работ
Некоторые аналогичные рабочие места и их средняя годовая заработная плата включают в себя:
Специалист по связям с общественностью (46Q) Описание работы: зарплата, навыки и многое другое
В армии специалист по связям с общественностью 46Q по военно-профессиональным специальностям (MOS) выполняет много обязанностей, аналогичных гражданскому журналисту или пиарщику.
Описание работы биомедицинского инженера: зарплата, навыки и многое другое
Биомедицинские инженеры объединяют свои знания в области науки и математики с медициной. Узнайте об образовании биомедицинских инженеров, навыках, зарплате и многом другом.
Описание работы редактора книг: зарплата, навыки и многое другое
Если вы любите книги и хотите работать в издательском деле, узнайте, чем занимаются редакторы книг, и какие навыки вам понадобятся, чтобы им стать.
Институт вице-президентства в РФ: место и роль в управлении страной
Соловьева А.В., МИУ МГИМО(У) МИД России (г. Москва).
Автором исследуется значение института вице-президентства. Для России в историко-практическим разрезе данная тема является актуальной, в том числе из-за кризиса начала 90-х годов, вызванного нормативным закреплением данного института в российской правовой системе.
Solov’eva A.V. Institute of vice-presidency in the RF: place and role in management of the country.
Вице-президентство как конституционно-правовой институт является порождением американской государственной мысли и практики (в США институт официального заместителя (помощника) главы государства получил свое юридическое закрепление) и, видимо, органически вытекает из президентской формы правления, которая в своем чистом виде не содержит института премьер-министра, функции которого соединяет президент. Если бы президент не имел «дублера» в лице своего заместителя, его обязанности, при невозможности их личного исполнения, перешли бы временно руководителям парламента, что исказило бы принцип разделения властей, твердо отстаиваемый американской государственно-правовой доктриной.
Во всех странах, где существует должность вице-президента, президент непосредственно возглавляет правительство. Должность премьера отсутствует по той причине, что президентская администрация является правительством. Нет той системы «расслоения власти», которую можно наблюдать, например, в странах с сильной бюрократической традицией, как, например, во Франции, где президент уподоблен скорее королю, в то время как премьер сосредоточивает распорядительные функции. Кстати, должность вице-президента во Франции отсутствует, в ней нет необходимости. Именно премьер-министр замещает президента в кризисных ситуациях.
Следует иметь в виду, что речь в данном случае не идет о служебном несоответствии или деловой несостоятельности главы государства, но только о таких обстоятельствах, которые препятствуют выполнению конституционных обязанностей руководителем государства. Поскольку функции главы государства, в силу их значимости, не терпят, во всяком случае продолжительного, перерыва, их временно в этих случаях выполняет лицо, предназначенное к тому законом, занимающее относительно высокое должностное положение.
Необходимо отметить, что обязанности вице-президента могут быть постоянными, конституционными либо переменными, поручаемыми в силу текущей необходимости главой государства, но они всегда проистекают из функций первого лица государства и связаны с исполнением им своей должности.
Перед другими действительными и возможными претендентами на высшую государственную должность (премьер-министр, спикер и пр.) вице-президент имеет уже одно то преимущество, что избирается всенародно (хотя и благодаря протекции кандидата в президенты) и может временно занимать президентское кресло на вполне легитимных основаниях.
Должность вице-президента, главным назначением которой является замещение главы государства в конституционно предусмотренных случаях, имеет, однако, то неудобство, что остается невостребованной в течение неопределенного времени, поскольку досрочная президентская вакансия отнюдь не является неизбежной, на практике она открывается крайне редко. Вынужденное бездействие вице-президента заставляет наделять его вторичными, но реальными полномочиями, которые превращают его в подлинного государственного деятеля.
В то же время государственная значимость вице-президента заключается не в его эпизодических и, по большей части, второстепенных полномочиях, предоставляемых главой государства, а в том, что он является преемником главы государства, что заставляет с почтением относиться к личности вице-президента, наследующего высшую государственную должность.
При всех особенностях государственной роли вице-президента он все же несколько снижает уровень концентрации президентской власти. Одновременно с этим этот институт таит в себе опасность возможной конкуренции между президентом и вице-президентом, который, подобно самому президенту, формально облечен тем же общественным доверием и может иметь неоправданные политические амбиции. Так произошло в России, в период первого президентства Б.Н. Ельцина, заместитель коего вице-президент А.В. Руцкой вступил в открытую политическую схватку с Президентом, который вынужден был отстранить Руцкого от власти.
Что касается российского опыта, то институт вице-президентства интересен прежде всего тем, что он имел довольно-таки непродолжительную историю в нашем государстве, которая неразрывно связана с историей президентуры в России.
В России демократические институты наложились на традиционные механизмы властвования. Чем меньше мы были готовы к демократической форме правления, тем больше были склонны заимствовать. Институт вице-президента как раз и оказался одним из таких творений. Дважды он вводился у нас и дважды оказывался роковым. И в случае с Янаевым, и в случае с Руцким именно институт вице-президентства, который должен был предохранить демократический режим от кризисных ситуаций, сам становился пространством аккумуляции кризиса. Закономерен вопрос: почему? А дело в том, что, вместо того чтобы подменять Президента в случаях, когда требовалось участие вице-президента, вице-президент стремился создать такой случай. Тень всегда словно бежала впереди короля.
Ельцинские премьеры, конечно же, были людьми значительными. Но отношение между «первым» и «вторым лицом» исполнительной власти в России (наверное, благодаря умело подобранным личностным характеристикам «вторых») окончательно стало игрой в одни ворота. Последний ельцинский премьер смог взлететь, используя премьерскую должность как трамплин, лишь благодаря уходу Ельцина.
За время восьмилетнего президентства Путина премьеров было, как и во времена сталинского руководства, трое. И каждый из них был чрезвычайно озабочен тем, чтобы не показаться самостоятельной политической фигурой. Маловероятно, чтобы после победы Медведева на президентских выборах эта традиция, сформированная всей новейшей историей России, была нарушена. К чему нам в таком случае готовится? Самое недалекое будущее может коренным образом поменять устоявшийся порядок соотношения весов премьера и Президента. Может оказаться, что должность Президента окажется разнесенной со статусом национального лидера. Возможно, тогда новый Президент начнет свою игру, чтобы превратиться из первого лица de jure в первое лицо de facto. В истории России такое бывало, и не раз.
Возможно, новый премьер постарается использовать уже созданную конструкцию параллельной власти для легитимизации привычной ему позиции лидера. Параллельная конституционным структурам властная вертикаль в виде «Единой России» уже выстроена, и этим можно очень эффективно пользоваться. Тогда действительно возможно равноправное партнерство: руководитель партии парламентского большинства с сильной харизмой и достаточно высоким государственным статусом будет «весить» примерно столько же, сколько не руководящий парламентом обладатель остальных властных полномочий.
Между тем, если вдуматься в суть проблемы, нетрудно обнаружить, что монархическая по своей сути Россия уже давно привыкла к единоначалию. Ни у Ленина, ни у Сталина, ни у сменивших их потом генсеков, бывших по большому счету главами государства, никогда не было никого, кого можно было бы с оговорками назвать вице-президентом. Вершина власти в России всегда была поражающе «одинока». Никому и никогда не позволялось приблизиться к этой вершине. Не говорит ли это о слабости такой власти? Представляется, что сильный политик никогда не будет бояться того, кто стоит на полшага сзади.
При этом причины неудачных вице-президентств в России не в слабости самого института, а в том, что для «первых лиц» государства вице-президенты были нужны всего лишь как маскировка их собственных политических действий. Вице-президенты, и в том и в другом случае ощутив себя всего лишь декорацией, пытались играть самостоятельную политическую роль и оба раза проваливались.
Из повторяющихся исторических сюжетов необходимо делать выводы. Не институт вице-президентства плох, как может показаться на первый взгляд, просто эта должность в России должна быть наполнена реальным легитимным содержанием.
Вице-президент должен стать гарантом стабильности власти. В случае болезни или даже смерти первого лица и в будущем, и в настоящем вице-президент должен взять на себя функции первого лица государства вплоть до проведения очередных выборов. Как это делается во всех странах.
По российской Конституции на этот случай функции Президента переходят главе Правительства. Но глава Правительства, как известно, лицо назначаемое, Президент, так же как и вице-президент, должен всенародно избираться. То есть страна должна сама определять, кто в случае чего возьмет на себя функции «первого лица» в государстве. И вот самый главный вопрос: каким же должен быть вице-президент? Важно, чтобы это была сильная политическая фигура, в которую поверят люди. Учитывая федеративное устройство нашего государства, необходимо наделить его функциями постоянного контакта с президентами республик РФ, губернаторами и главами администраций краев и областей. Для России как страны, раскинувшейся в 9 часовых поясах (чего нет ни у одного из других государств мира), такое условие является во многом определяющим и скрепляющим страну. Потому что такая должность требует от лица, занимающего ее, четкого представления о происходящем в отдаленных от центра уголках России.
Совершенствование государственно-политического строительства, по мнению многих политологов, немыслимо без введения института вице-президентства. Принципиально новое в настоящей постановке вопроса то, что вице-президент должен исполнять не только отдельные поручения Президента России, но и быть наделенным четкими полномочиями, прописанными в Конституции РФ.
И все же незавидная судьба Александра Руцкого при Ельцине лишь подтверждает: у нормального руководителя должен быть заместитель. Это тот самый случай, когда за президентский срок можно подготовить настоящего преемника, способного быть не только тенью признанного лидера, но и личностью самодостаточной, способной в любой момент продолжить движение по избранному пути.