витальный интеллект что это
Как повысить уровень витальности?
Знаете ли вы, что такое витальность? В психологии этот термин используется достаточно давно, а определения ему дают разные. Если говорить просто, то это чувство жизни, ощущение себя живым и способным достигать высоких целей. Но для полного понимания давайте рассмотрим этот термин в более широком смысле.
Что значит быть витальным?
Психологи трактуют это понятие по-разному. Витальность в широком смысле – это способность оставаться живым, чувство человека, что он способен двигаться, действовать, ощущение собственной силы на жизненном пути, а также наличие энергии, энтузиазма, выносливости.
Витальность – это уровень жизненной энергии, личный показатель продуктивности, ведущий к успеху выполнении во всех сферах жизни. Возможность управлять витальностью позволяет напрямую контролировать результаты своей жизни. Искусство такого контроля заключается в несложных техник.
Что влияет на витальность?
На нашу энергичность и жизнерадостность влияют такие вещества, как серотонин и дофамин. Управляет выделением этих веществ наш мозг. А самый простой способ сигнализировать мозгу о необходимости выделения этих нейромедиаторов – предоставить информацию о том, что у нас есть положительные достижения.
При регулярном тренинге положительных достижений, мозг интенсивнее вырабатывает нужные вещества. На физиологическом уровне это помогает оздоравливать организм, повышает уверенность в себе, самоуважение, амбициозность, активность, что в свою очередь ведет к дальнейшему достижению целей и одержанию побед.
Регулярность выполнения любых действий зависит от развития силы воли. Ведь именно с её помощью мы можем концентрировать внимание на выполнении нужных действий по своему распоряжению. Приятной новостью является то, что волевой аппарат поддается развитию.
Как развивать силу воли?
Самым простым и незатейливым упражнением является подведение итогов за конкретный период: день, неделю, месяц, год. В процессе подведения итогов важно зафиксировать малейшее позитивное достижение. Список таких достижений – верный путь к быстрому получению доступа к положительным эмоциям, ключевому фактору контроля самооценки.
Ежедневное или еженедельное подведение итогов занимает всего 10-15 минут, а пользу трудно переоценить. В таком, казалось бы, малом действии заложена большая сила воздействия, заряжающая мозг и организм позитивом. Главное в этом простом упражнении – отбросить скепсис и отмечать самые малые победы над ленью, инертностью и тому подобными явлениями.
Как только начнётся практика, станет понятно, как начинает ускользать внимание, а мозг принимается лениться и хитрить. К таким своеобразным манифестам можно отнести скепсис, сомнения, убеждения в бесполезности. При возникновении подобных манифестов со стороны мозга, важно просто продолжать. Нужно сказать себе так: «Решение принято, это дело я доведу до конца. Сейчас, без исключений. Всё остальное – потом». После нескольких таких упражнений, мозгу станет понятна неотвратимость усилий, и сопротивлений не будет.
Можно начинать с регулярных полезных занятий чем-либо, например, с ежедневной легкой зарядки. Начните её делать в запланированном объеме. Преодоление сомнений, отговорок и отвлекающих моментов прекрасно освежит волевой аппарат. Неплохой результат дает ежедневное выполнение упражнений на концентрацию внимания.
Витальность и успех
В жизни бывают периоды, когда обстоятельства в прямом и переносном смысле берут нас за горло. И только от нас зависит, насколько мы сможем собрать свои силы и энергию не только для освобождения от них, но и для дальнейшего движения вперёд, к достижению новых приятных побед. Поэтому необходимо развивать витальность, постоянно повышать уровень жизненной энергии, аккумулировать в себе чувство силы, чтобы в самый сложный момент задействовать его и с минимальными потерями выйти из трудной ситуации. А от того, как быстро мы справляемся с проблемами и неудачами, напрямую зависит наш успех в целом.
Совершенно невозможно повышать витальность, если голова забита токсичными мыслями и негативом, который копится и никуда не уходит. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться с собственными мыслями, эмоциями. Для этого Викиум предлагает курс «Детоксикация мозга». Попробуйте очистить свой разум, сократить уровень стресса и восстановить сон.
Измерить интеллект: работают ли IQ-тесты и зачем они нужны
Стоит ли проходить онлайн-тесты интеллекта и как относиться к результатам
Тесты интеллекта оценивают общую способность человека мыслить логически, решать арифметические, вербальные и пространственные задачи. Нужно ли знать свой уровень IQ и что делать с полученными результатами — рассмотрим в этой статье.
Что такое IQ
IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют.
Зачем придумали IQ-тесты
Для изучения человека
Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.
В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.
Для оценки умственных способностей
Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.
Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.
IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.
Для профориентации и отбора
В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.
Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.
Что общего у популярных тестов IQ
Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел. У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта. Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.
Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.
Тест Стэнфорд — Бине
Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.
В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.
Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности. Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет. Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.
Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:
В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.
В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
Опросник Дэвида Векслера
Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:
На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.
Тест Айзенка
Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.
Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.
Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.
Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.
Школьный тест
В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.
В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.
От чего зависит результат теста IQ
IQ, доходы и здоровье
Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.
Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.
Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.
Как сдать IQ тест на максимальный балл
Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.
Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.
Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.
О чём не говорят баллы IQ
Успех в труде
С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.
Общественная ценность
Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.
Эффективность
Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.
Проходить тест или нет
Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление. Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе. И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.
Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Коэффициент жизненной силы VQ: что это такое и почему это важно
Долгое время было принято считать, что на успех влияет уровень (коэффициент) интеллекта (IQ): чем он выше, тем проще человеку добиться определенных высот.
Прошло время, и акценты сместились на изучение эмоционального интеллекта (EQ), наличие которого стало жизненно необходимым для успешного взаимодействия с другими людьми.
Сегодня же все большую популярность приобретает коэффициент жизненной силы, определяющий скорость роста и развития человека. Что это такое, на что он влияет и можно ли его повысить? Об этом и поговорим в статье.
Что такое vitality quotient?
Коэффициент жизненной силы (vitality quotient или VQ) – относительно молодое понятие, означающее способность человека использовать природный энергетический потенциал для улучшения качества своей жизни и мотивации других людей.
Чем выше vitality quotient, тем лучше основа для развития других важных талантов и навыков. Иными словами, чем больше в человеке энергии, тем большего успеха он может добиться.
VQ – качество врожденное, которое на протяжении всей жизни особо не меняется. Мы приходим в этот мир с определенным объемом жизненной энергии и тратим ее так, как считаем нужным.
Человек, обладающий высоким коэффициентом жизненной силы, растет, развивается и обучается быстрее и лучше других, тем самым обеспечивая себе конкурентное преимущество на рынке труда.
Как показывает практика, у более активных людей гораздо больше шансов стать лидерами, поскольку они склонны постоянно меняться и менять все вокруг себя в лучшую сторону, в то время, как их менее энергичные товарищи чаще остаются в тени.
Выделяют два уровня vitality quotient:
Реальный VQ всегда ниже потенциального. Это связано с наличием обстоятельств и причин, удерживающих нас от реализации своего максимума. Чем меньше разрыв между этими двумя типами, тем выше уровень жизни.
Человек c высоким vitality quotient способен не только мотивировать себя на достижение целей, но и делиться этой энергией с окружающими. Это, в свою очередь, способствует усилению тяги к росту, развитию, обучению и повышению качества жизни в целом.
Исследования VQ
Термин VQ впервые ввел французский психолог Пьер Касс. По его мнению, объем жизненной энергии – главная движущая сила и стимулятор человека.
Он полагал, что именно этот коэффициент определяет стремление реализовать возможности, чтобы воплотить в реальность главную стратегию.
Но мысль о разных видах интеллекта допускалась и до работы Пьера Касса. Так, в 1983 году психолог Говард Гарднер ввел понятие «множественный интеллект», которое включает в себя следующие типы:
Психолог утверждал, что каждый человек обладает одним или двумя основными типами интеллекта, но при желании вполне может развить способности и в других направлениях.
Какой вид интеллекта важнее?
Убеждение «Чем выше IQ, тем успешнее человек» долгое время считалось единственно верным. Психологи и социологи полагали, что навыки размышления, расчета и анализа – одни из определяющих для успешной деятельности.
Однако, по мнению исследователей, от высокого интеллекта зависят только 20% успеха человека. В мире существует масса примеров, когда гении оказывались абсолютно не приспособленными к общению с людьми. Их коммуникативные навыки были ниже среднего, что приводило к отсутствию взаимопонимания с другими и определенного рода трудностям.
Тогда пришло время эмоционального интеллекта. Люди, обладающие высоким EQ, имеют такие важные в социуме навыки как активное слушание, ведение переговоров, способность мотивировать других, эмпатия, уважение чужих границ и т.д.
С открытием термина «vitality quotient» мнения психологов и социологов изменились. Так, Пьер Касс был убежден, что высокий VQ непременно важнее высокого IQ или EQ, поскольку именно наличие жизненной энергии позволяет человеку развивать и остальные навыки и компетенции.
Несмотря на разницу взглядов, выделить какой-то один из перечисленных видов интеллекта невозможно. Важно понимать, что у успешных и эффективных лидеров часто развиты все три типа.
В качестве примера приведем модель оценки лидерских качеств, которую использовал известный всему миру полководец Наполеон. Выбирая, на какую должность назначить того или иного солдата, он анализировал два важных показателя: интеллект и энергию.
Были 4 возможных комбинации:
Данная классификация позволяла назначать на ключевые должности подходящих для этого людей, учитывая их природные особенности и таланты.
Коэффициент жизненной энергии позволяет людям эффективнее добиваться поставленных целей, заряжая при этом своим энтузиазмом других. Но без высокого уровня IQ и EQ сделать это будет гораздо сложнее.
Почему мы можем терять жизненную энергию?
Как мы уже отметили ранее, VQ дается нам с рождения и остается на относительно одинаковом уровне. Однако в жизни каждого человека могут возникать ситуации, когда энергия начинает его покидать.
Давайте рассмотрим основные:
Задайте себе вопрос: «Соответствует ли моя жизненная активность желаниям?» Если ответ будет отрицательным, проведите подробный анализ собственной жизни: работы, отношений, интересов, окружения. Найдите моменты, в которых будет наибольший разрыв между желанием и реальностью. Именно над ними вам предстоит поработать.
Откуда брать жизненную энергию?
Проведя с собой честный диалог и выяснив, какие зоны вашей жизни требуют работы над ними, приступайте к их изменению. Подумайте о том, что вас действительно вдохновляет, чего вы по-настоящему хотите, что вам нравится.
Итак, что же можно сделать, чтобы восполнить свой баланс жизненной силы и не допустить морального и физического истощения? Вот лишь несколько способов:
Важно сделать эти привычки своим образом жизни. Каким бы высоким ни был ваш VQ, его всегда необходимо поддерживать на нужном уровне. И делать это лучше планомерно и заранее, чтобы не исправлять потом последствия неправильного отношения к себе в виде апатии, депрессии, профессионального и эмоционального выгорания.
Заключение
Только занимаясь любимым и интересным делом, можно в полной мере проявить и развить свои таланты. Коэффициент жизненной силы дает нам энергию для этого. Но, даже обладая от природы невысоким уровнем vitality quotient, любой человек при желании сможет развить свой природный потенциал.
Изучайте себя и используйте любую возможность, чтобы стать лучше! Желаем удачи и достаточного количества энергии для любых действий!
Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке
9 апреля 2020 года
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.
«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.
Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.
Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.
Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.
Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.
Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения
Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.
Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.
Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)
Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.
Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.
Реалистичная и надежная самооценка
Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.
Система ценностных ориентаций
Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.
Толерантность к переживанию интенсивных эмоций
Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.
Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.
Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания
Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».
Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения
Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».
Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.
Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы