витальные функции что это такое
Как повысить уровень витальности?
Знаете ли вы, что такое витальность? В психологии этот термин используется достаточно давно, а определения ему дают разные. Если говорить просто, то это чувство жизни, ощущение себя живым и способным достигать высоких целей. Но для полного понимания давайте рассмотрим этот термин в более широком смысле.
Что значит быть витальным?
Психологи трактуют это понятие по-разному. Витальность в широком смысле – это способность оставаться живым, чувство человека, что он способен двигаться, действовать, ощущение собственной силы на жизненном пути, а также наличие энергии, энтузиазма, выносливости.
Витальность – это уровень жизненной энергии, личный показатель продуктивности, ведущий к успеху выполнении во всех сферах жизни. Возможность управлять витальностью позволяет напрямую контролировать результаты своей жизни. Искусство такого контроля заключается в несложных техник.
Что влияет на витальность?
На нашу энергичность и жизнерадостность влияют такие вещества, как серотонин и дофамин. Управляет выделением этих веществ наш мозг. А самый простой способ сигнализировать мозгу о необходимости выделения этих нейромедиаторов – предоставить информацию о том, что у нас есть положительные достижения.
При регулярном тренинге положительных достижений, мозг интенсивнее вырабатывает нужные вещества. На физиологическом уровне это помогает оздоравливать организм, повышает уверенность в себе, самоуважение, амбициозность, активность, что в свою очередь ведет к дальнейшему достижению целей и одержанию побед.
Регулярность выполнения любых действий зависит от развития силы воли. Ведь именно с её помощью мы можем концентрировать внимание на выполнении нужных действий по своему распоряжению. Приятной новостью является то, что волевой аппарат поддается развитию.
Как развивать силу воли?
Самым простым и незатейливым упражнением является подведение итогов за конкретный период: день, неделю, месяц, год. В процессе подведения итогов важно зафиксировать малейшее позитивное достижение. Список таких достижений – верный путь к быстрому получению доступа к положительным эмоциям, ключевому фактору контроля самооценки.
Ежедневное или еженедельное подведение итогов занимает всего 10-15 минут, а пользу трудно переоценить. В таком, казалось бы, малом действии заложена большая сила воздействия, заряжающая мозг и организм позитивом. Главное в этом простом упражнении – отбросить скепсис и отмечать самые малые победы над ленью, инертностью и тому подобными явлениями.
Как только начнётся практика, станет понятно, как начинает ускользать внимание, а мозг принимается лениться и хитрить. К таким своеобразным манифестам можно отнести скепсис, сомнения, убеждения в бесполезности. При возникновении подобных манифестов со стороны мозга, важно просто продолжать. Нужно сказать себе так: «Решение принято, это дело я доведу до конца. Сейчас, без исключений. Всё остальное – потом». После нескольких таких упражнений, мозгу станет понятна неотвратимость усилий, и сопротивлений не будет.
Можно начинать с регулярных полезных занятий чем-либо, например, с ежедневной легкой зарядки. Начните её делать в запланированном объеме. Преодоление сомнений, отговорок и отвлекающих моментов прекрасно освежит волевой аппарат. Неплохой результат дает ежедневное выполнение упражнений на концентрацию внимания.
Витальность и успех
В жизни бывают периоды, когда обстоятельства в прямом и переносном смысле берут нас за горло. И только от нас зависит, насколько мы сможем собрать свои силы и энергию не только для освобождения от них, но и для дальнейшего движения вперёд, к достижению новых приятных побед. Поэтому необходимо развивать витальность, постоянно повышать уровень жизненной энергии, аккумулировать в себе чувство силы, чтобы в самый сложный момент задействовать его и с минимальными потерями выйти из трудной ситуации. А от того, как быстро мы справляемся с проблемами и неудачами, напрямую зависит наш успех в целом.
Совершенно невозможно повышать витальность, если голова забита токсичными мыслями и негативом, который копится и никуда не уходит. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться с собственными мыслями, эмоциями. Для этого Викиум предлагает курс «Детоксикация мозга». Попробуйте очистить свой разум, сократить уровень стресса и восстановить сон.
Особенности психического развития детей с аутизмом первых двух лет жизни
Витальные функции и аффективная сфера
Когда ребенок начинал сидеть, его пассивность становилась еще более очевидной. В 9 мес. многих из них матери спокойно оставляли в манеже с игрушкой. Ребенок подолгу сидел там, почти не двигаясь. Одна из матерей заметила, что, если ей нужно было уйти на кухню, она могла положить на колени сидящего сына ленточку и быть уверенной, что он не передвинется.
При неврологическом осмотре у 68% детей этой группы был диагностирован мышечный гипотонус, который достаточно быстро купировался массажем.
Ходить эти дети начинают чаще к 1г. 3-4 мес. Отставленный до этого времени первый возрастной криз привносил в аффективную сферу компоненты тревожности и негативизма. Эти дети как будто бы боялись ходить, стремились обратно в манеж, негативистично «отстаивали» малоподвижность и вялость. Возникали негрубые расстройства сна (длительное засыпание, прерывистость), эпизоды отказа от еды, пользования горшком. Эти явления в течение 1-2 мес. постепенно сглаживались, и тогда вновь возвратившаяся пассивность ребенка уже становилась для родителей более очевидной: «Нужно было подвинуть ложку ко рту, он как будто бы ждал этого и только тогда глотал. », «Сидел на горшке, пока его не поднимут. ». Обращали внимание кратковременность интереса к игрушке, слабость эмоциональной реакции на нее.
Дети с явлениями гипервозбудимости (30% наблюдений) не представляли однородной группы. Среди них можно было выделить две подгруппы.
Особенности аффективной сферы гипервозбудимых детей I подгруппы (17% наблюдений) могут быть охарактеризованы как неврозоподобные.
Уже на первом году жизни эти дети отличались сочетанием малой двигательной активности с тревожностью, склонностью к аффективным колебаниям.
Общий тревожный фон настроения проявлялся в состояниях дискомфорта и многочисленных страхах, бытовых сенсорных раздражителях: звуковых, зрительных, тактильных, реакциях страха на новизну, мышечном напряжении при взятии на руки.
Отмечались нарушения пищевого поведения. Большая часть детей плохо брали грудь, мало сосали. В ряде случаев наблюдалось «отсутствие пищевого рефлекса» — явления анорексии, в связи с чем ребенка нередко приходилось кормить ночью в сонном состоянии. У многих отмечались срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Еще более характерными были различные нарушения сна: длительное засыпание (в течение 2-3 ч), часто они могли уснуть только на улице, на балконе, на руках. Наблюдались прерывистость, значительное смещение времени сна, отсутствие его днем, беспокойство в определенные часы сна.
У многих детей именно этой подгруппы уже на первом году жизни возникала симбиотическая связь с матерью.
В период первого возрастного криза, возникавшего в 1 г.-1 г. 2 мес., эти дети становились еще более тревожными, значительно усиливались тревога и страх при отсутствии матери в поле зрения. В течение 1-2 мес. ребенок мог ходить только в ее присутствии. В ее отсутствие ребенок отказывался от взаимодействия со взрослыми, становился тревожным, плакал, часто кричал. Усиливались нарушения сна.
На втором году жизни отмечались большая избирательность и чувствительность к еде, нередко употребление только протертой пищи. Сон несколько стабилизировался, его расстройства обычно провоцировались состояниями тревоги и страха, возникающими при психогенных нагрузках.
Более отчетливо выступали и немотивированность в колебаниях настроения, его суточный, а также сезонный ритм. Однако ряд аффективных расстройств можно было отнести и к невротическим, связанным с реальными неудачами адаптации, ощущением раздраженности близких. Невротические реакции проявлялись в эпизодах самоагрессии (кусании, щипании рук, ударах себя по голове).
У гипервозбудимых детей II подгруппы (19% наблюдений) особенности аффективной сферы даже на самых ранних этапах развития по своей внешней характеристике ближе всего были к психопатоподобным.
Такой ребенок уже с рождения был двигательно беспокоен, все время что-нибудь на себя тянул; его нельзя было положить на живот, так как он легко мог скатиться на пол. Характерным был беспричинный крик, который нередко не удавалось успокоить ни укачиванием, ни взятием на руки. Такой же крик и сопротивление возникали при купании, пеленании, голоде. Как правило, возникали подозрения о соматическом неблагополучии, которые не подтверждались. Неврологическое исследование чаще всего обнаруживало мышечный гипертонус: ребенок квалифицировался как «расторможенный».
И у этих детей были проблемы со сном: его недостаточность, смещение в течение суток. Характерными были крик и плач при пробуждении.
Первый возрастной криз у детей этой подгруппы наиболее интенсивен. Характерно появление или резкое усиление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, большей частью сопровождавшееся агрессией, стремлением делать назло, истериформными реакциями. Однако при тщательных расспросах за этим фасадом возбужденности нередко удавалось обнаружить тревожность, эпизоды ночных страхов, боязнь посторонних. В этих случаях можно было думать о защитном характере негативизма.
Истериформные реакции легко возникали при любом взаимодействии: ребенок бросался на пол, рыдал, если кто-то передвигал его игрушку, не хотел возвращаться с прогулки и дома бросался на пол, стучал ногами.
Существуют определенные показатели, которые позволяют судить, насколько хорошо работают жизненно важные системы человеческого организма. Это витальные функции. Проводить их исследование и оценку должен уметь каждый медик. В статье мы рассмотрим, что к ним относится, как на практике проводится мониторинг данных функций, какие показатели будут считаться нормальными.
Определение
Главные показатели
Применение инструментов
Для мониторинга витальных функций пациента используются сравнительно простые инструменты.
Иногда специалисты используют зеркальце для установления факта наличия дыхания вообще. Инструмент подносят ко рту, к носу пациента. Еси дыхание имеется, на стекле образуется конденсат.
Если пульс настолько слабый, что его невозможно прощупать пальцами, то для мониторинга витальных функций используется стетоскоп.
Выявление расстройств дыхания
Вам будет интересно: Подготовка управленческих кадров (президентская программа). Послевузовское профессиональное образование и стажировка
Рассмотрим оценку витальных функций по шкале, принятой в медицине. Первым делом специалисту необходимо определить наличие нарушений дыхания, так как они проявляют себя ранее расстройств сердечно-сосудистой деятельности. При летальном исходе остановка дыхания всегда будет предшествовать остановке сердца.
Для выявления наличия расстройства дыхания определяется следующее:
Центральные и периферические расстройства
Выявленные нарушения дыхания могут быть двух типов:
Оценка работы сердца
Вам будет интересно: Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность
Рассмотрим это исследование подробнее.
Частоту сердечных сокращений пациента специалисты определяют только в его физическом и эмоциональном покое. Норма ЧСС для взрослых людей следующая:
При этом может наблюдаться физиологическая, непатологическая тахикардия. Например, при сильных физических нагрузках, при эмоциональных потрясениях. Непатологическая физиологическая брадикардия характерна для спортсменов, людей, ведущих активный образ жизни, натренированных.
Ритм сердца
В норме сердечные сокращения ритмичны. То есть, при объективной их оценке периоды сокращений будут примерно равными друг другу.
Если же сокращение сердца выпадает из ритма, после чего следует компенсаторная (иными словами, удлиненная пауза), то специалист может судить о наличии у пациента экстрасистолы.
Последняя не всегда выступает патологическим состоянием. Она может быть и физиологической, если наблюдается единожды в час.
Обычно ритм и ЧСС оцениваются специалистом вместе. Поэтом уменьшение или увеличение ЧСС считается учащением сердечного ритма. Тут медики говорят об аритмии по типу брадикардии или тахикардии.
Пульс
Важность пульса в том, что этот показатель позволяет судить не только о работе сердца, но и о состоянии сосудов. Это периодические колебания стенок артерий, которые связаны с динамическим изменением кровяного (артериального) давления на продолжении сердечного цикла.
Специалисты выделяют не только артериальный, но и венозный, капиллярный пульс. Но два последних измеряются только по специальным показаниям. В свою очередь, артериальный пульс разделяется на две разновидности:
Исследование пульса
Существует определенный алгоритм оценки пульса пациента. Артерию пальпируют, обязательно прижимая ее к одной из прилегающих костей. Пульсовая волна, достигнув этой локации сужения сосудов, окажет давление на стенку артерии, вызывая ее расправление. Подобный процесс легко прощупывается при пальпации.
Характеристика пульсовой волны
При исследовании пульса специалисту важно верно оценить следующие свойства:
Вам будет интересно: Сила тяжести: определение, формула, роль в природе и космосе
При исследовании центрального пульса специалист всегда помнит о том, что длительное сдавливание артерии ведет к нежелательным последствиям для пациентов, острой гипоксии жизненно важных систем.
Нарушение гомеостаза
Расстройства дыхания и гемодинамики ведут за собой нарушение гомеостаза:
Дополнительные способы
Выше мы перечисли основные простые методики. Также используются и дополнительные способы исследования и оценки витальных основных функций:
Оценка у детей
При исследовании и оценке состояния витальных функций у детей специалисты орудуют тремя важнейшими показателями:
Чтобы оценить тяжесть состояния ребенка, фактические данные сравнивают со стандартными для его возраста.
Показатели частоты дыхания у детей
Показатели частоты пульса у детей
Показатели артериального давления у детей
Контроль витальных функций у маленьких пациентов обязательно включает в себя измерение артериального давления. Стандартными тут являются следующие показатели у детей (систолическое давление):
Оценка витальных функций проводится с целью диагностики состояние жизненно важных систем пациента. Для этого специалист исследует его дыхание, пульс, деятельность сердца.
Витальные функции и аффективная сфера
По особенностям формирования витальных функций и аффективной сферы аутичных детей первых двух лет жизни, как уже было сказано, можно условно разделить на две основные группы: гиповозбудимых и гипервозбудимых.
Гиповозбудимые дети – на первом году жизни обычно не вызывают тревоги у родителей. Это время сначала характеризуется как благополучное. При опросах родителей, на первом году жизни не обнаруживалось отклонения в формировании витальных функций и аффективной сферы у детей с самых первых месяцев жизни.
В состоянии бодрствования эти дети могут быть слишком спокойными, малоподвижными, пассивными, не реагируют на физические неудобства: мокрые пеленки, холод, не проявляли чувства голода. Плохо берут грудь, вяло сосут, слабо отвечают на попытку расшевелить прикосновением, взятием на руки.
Нарушения сна в возрасте до года отмечается у многих детей, большей частью в виде «спокойной» бессонницы, когда ребенок часами тихо лежат без сна. Характерным может быть отсутствие реакции на задержку стула.
Комплекс оживления в 2–3 месяца был слаб: невыраженность эмоциональной реакции на погремушку, свет, звуки, нередко и человеческое лицо. В 3–5 месяцев недостаточно реагирует на лицо близкого, в 6–9 – на окружающее.
Когда ребенок начинает сидеть, его пассивность становится заметнее. В 9 месяцев матери оставляли на длительное время в манеже с игрушкой. Ребенок подолгу сидел там, почти не двигаясь.
При неврологическом осмотре у большей половины детей этой группы диагностирован мышечный гипотонус, который достаточно быстро купировался массажем.
Ходить эти дети начинают чаще в 1 год 3–4 месяца. Отставленный до этого времени первый возрастной кризис привносит в аффективную сферу компоненты тревожности и негативизма. Дети будто бы боятся ходить, стремятся обратно в манеж.
Возникают негрубые расстройства сна (длительное засыпание, прерывистость), эпизоды отказа от еды, пользования горшком.
Эти явления постепенно в течение 1–2 месяцев сглаживаются, и тогда вновь возвратившаяся пассивность ребенка становится для родителей более очевидной («Сидел на горшке, пока его не поднимут», «Нужно было подтолкнуть ложку ко рту, а он как бы ждал этого и только потом глотал»). Обращает внимание кратковременность интереса к игрушке, слабость эмоциональной реакции на нее.
Дети с явлениями гипервозбудимости не представляют однородной группы. Среди них можно выделить 2 подгруппы.
Особенности аффективной сферы детей 1 подгруппы могут быть охарактеризованы как неврозоподобные. Уже на первом году жизни они отличаются сочетанием малой двигательной активности с тревожностью, склонностью к аффективным колебаниям.
Общий тревожный фон настроения проявляется в состояниях дискомфорта и многочисленных страхах, бытовых сенсорных раздражителях: звуковых, зрительных, тактильных, реакциях страха на новизну, мышечном напряжении при взятии на руки.
Еще более характерными были отклонения сна: длительное засыпание (в течение 2–3 часов), могли уснуть только на улице, на балконе, на руках. Наблюдается прерывистость, значительное смещение времени сна, отсутствие его днем, беспокойство в определенные часы сна.
Дети этой подгруппы вовремя овладевают навыками опрятности. Многие из них уже в 5–6 месяцев никогда не бывают мокрыми, так как терпят до высаживания на горшок. Общий фон настроения понижен. Родители отмечают частое «нытье», нередко в течение нескольких часов невозможно вызвать у ребенка положительную эмоцию.
Наблюдаются суточные колебания настроения: более выраженная капризность, плаксивость с утра и нарастание некоторой возбужденности к вечеру. Обращает внимание некоторая метеолабильность.
На втором году жизни наблюдается большая избирательность и чувствительность к еде, нередко употребление только протертой пищи.
Такой ребенок уже с рождения двигательно беспокоен, все время куда-нибудь тянется; его нельзя положить на живот, так как он легко может скатиться на пол. Характерен беспричинный крик, который нередко не удается остановить ни укачиванием, ни взятием на руки. Такой же крик и сопротивление возникают при купании, пеленании, голоде.
Неврологическое исследование чаще всего обнаруживает мышечный гипертонус: ребенок квалифицируетсся как «расторможенный».
И у этих детей были проблемы со сном: его недостаточность, смещение в течение суток. Характерны крик и плач при пробуждении.
Первый возрастной криз у этих детей наиболее интенсивен, проявляется резкое усиление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, большей частью сопровождающееся агрессией, стремлением делать назло. На втором году жизни эти проявления выходят на первый план. Ребенок бросается на пол, рыдает, если кто-то передвигает его игрушку.
Отмечались и немотивированные перепады настроения: чаще периоды напряженности с негативизмом, агрессивной готовностью; реже – состояния, близкие к эйфории, с многоречивостью, монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, стремлением брать в рот несъедобное.
Наука сна: внутренние часы, биологические ритмы и страшные сновидения
Что такое циркадные ритмы и как наладить свой сон в подростковом возрасте. Советы сомнолога Романа Бузунова.
Вокруг подросткового сна много мифов: тинейджеры поздно ложатся спать и долго спят, потому что ленятся, или убеждают себя, что среди недели могут спать меньше восьми часов, а на выходных отсыпаться. Родители и педагоги стараются решить проблемы жёстким режимом, ранними подъёмами и запретом на использование гаджетов. Правда ли, что сон подростков отличается от сна взрослого? Отдыхает ли мозг ночью? Можно ли заставить себя лечь пораньше? Мы поговорили с сомнологом Романом Бузуновым и разобрались в науке сна.
президент «Российского общества сомнологов»,
профессор, доктор медицинских наук
Что такое циркадные ритмы, или почему мы спим ночью
Человек — это дневной вид. У нас есть суточные циркадные ритмы (циклы сна и бодрствования), которые настроены на то, чтобы мы бодрствовали днём и спали ночью. Мы так живём не потому, что привыкли, — внутри нас тикают часы, которые регулируют активность мозга. Это наш биологический внутренний механизм, то есть цикл «сон — бодрствование» работает не только из-за связи с внешними стимулами типа темноты или времени суток.
В шестидесятые годы прошлого века профессор Мишель Сифр поставил на себе эксперимент «Вне времени» по изучению биологических ритмов. Вместе со своими студентами он несколько месяцев провёл в пещере с постоянной освещённостью, влажностью, температурой и без часов. Результаты эксперимента показали, что даже без внешних раздражителей (естественного света, изменения погоды, посторонних шумов) человек всё равно какую-то часть времени спит, а какую-то бодрствует. Он делает это с определённой периодичностью, а не как попало.
Испытуемые начали жить по своим внутренним часам, и оказалось, что наш внутренний цикл длится чуть больше 24 часов, поэтому за время эксперимента профессор со студентами насчитали меньше суток, чем провели в пещере на самом деле.
Как работают наши внутренние часы и с чем связаны циркадные ритмы
Учёные стали искать, где находятся эти часы, и нашли их в центре мозга, в месте под страшным названием «супрахиазматическое ядро». Эта часть командует всеми остальными часами в нашем организме и устанавливает центральное время.
Внутренние часы — это гены и белки, которые очень хитро регулируют друг друга, нашу активность, аппетит, секрецию гормонов, температуру тела, артериальное давление и другие показатели. Часы идут даже в клетках нашей кожи: они тикают уже несколько миллиардов лет. И у нас, и у мухи они устроены похоже. Это очень древний и надёжный механизм, против которого идти сложно.
Нарушение и регуляция циркадных ритмов
Рассинхронизация часов и нарушение циркадных ритмов плохо сказывается на общем состоянии человека. Если мы ложимся в разное время, учимся по ночам, спим разное количество часов в будни и в выходные, мы сбиваем внутренние ритмы. Организм не успевает синхронизироваться сам с собой.
В результате может получиться так, что мозг будет считать, что сейчас день, печень — что сейчас ночь, а гормоны — что вечер. И это может сильно ударить по здоровью. Почему?
Во сне мозг не отключается — он просто занят другой работой
Центры мозга, которые днём отвечали за взаимодействие человека с окружающей средой, помогали нам обрабатывать информацию и избегать опасности, ночью начинают руководить организмом и восстанавливать его жизнеспособность. Они настраивают работу печени, лёгких, лимфатической системы, иммунитета. Во время сна все внутренние процессы восстанавливаются.
Параллельно эти процессы идти не могут: невозможно одновременно расходовать энергию и накапливать. Когда мозг включает каналы, которые активно работают вовне, у него не остаётся ресурсов обрабатывать что-то внутри. Когда машина едет, сложно заниматься её техобслуживанием и менять колёса на ходу.
Восстановление работоспособности происходит преимущественно в первые четыре-пять часов сна. В оставшиеся три-четыре часа мозг в основном «переваривает» информацию, запоминает нужное и забывает ненужное, сортирует новый опыт по различным системам памяти, формирует ассоциации. Информационная фаза обработки накопленного опыта ближе к утру, поэтому и сны нам снятся в это время.
Когда человек спит пять часов, физически он может функционировать: организм всё настроил и наладил, но ментально — нет. Если вдобавок к этому имеются какие-то расстройства сна, мозг отвлекается от своей внутренней работы, и мы хуже себя чувствуем днём, повышаются риски развития депрессии и тревоги.
Сон ничем не заменить и никак не компенсировать
Подросткам нужен долгий сон от 8 до 10 часов: это реальная потребность организма. Если мы будем её удовлетворять, днём мы будем работать на 100%. Если мы спим меньше, начинаем наносить себе ущерб. Если намного больше, это признак каких-то фоновых проблем.
Рекомендованная продолжительность сна по данным National Sleep Foundation
Недостаток сна трудно осознать
Когда мы недостаточно спим, мы сами у себя отнимаем силы и не даём организму работать на максимум. Если человек не будет спать в течение суток, по исследованиям, он не восстановится даже за неделю.
Недостаток сна бьёт по функциям префронтальной коры: снижает способность к эмоциональному контролю и повышает риск депрессивных состояний. У подростков эти функции только начинают формироваться, а недостаток сна их сразу выбивает. Поэтому невыспавшегося человека так легко вывести из равновесия, довести до слёз или спровоцировать на другую бурную реакцию.
В подростковом возрасте ритмы сдвигаются на совиный тип
СХЕМА ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ
Синяя линия — среднестатистический взрослый
Жёлтая линия — среднестатистический подросток
Спад бодрости у среднестатистического взрослого в 4–5 часов ночи
У среднестатистического подростка в 6–7 часов утра
У циркадных ритмов есть разные варианты — в зависимости от них, человек будет склонен либо к более ранней активности (жаворонки), либо к более поздней (совы). Это не культурная привычка, а наследуемая вещь.
Среди подростков большой процент сов, поэтому им труднее вставать и ложиться в ранние часы. Самый крепкий сон у них приходится на семь часов утра — время, в которое все обычно встают в школу.
Подъём в самый минимум бодрого состояния влечёт за собой недостаток парадоксального сна — последней фазы, которая критически важна для запоминания и обучения.
С возрастом внутренние часы постепенно ускоряются, и среди взрослых преобладают жаворонки.
Как наладить режим при нарушении циркадного ритма
Соблюдение режима и регуляция света позволяют подстраивать свои внутренние часы под реальность, потихоньку их ускорять или замедлять. Люди, которые живут в Москве по времени Гонконга, вечером носят солнцезащитные очки, чтобы мозг думал, что уже закат, а утром используют светобудильники для имитации восхода.
Налаживать режим после каникул или праздников лучше постепенно, поскольку нужен примерно час в сутки, чтобы организм перестроился на новый режим без последствий. Начинать нужно с того, чтобы раньше вставать на час: волевым усилием заставить себя лечь раньше мы, к сожалению, не можем. Лучше не пытаться этого делать, чтобы не связывать засыпание с тревожностью и не выработать условный рефлекс — «боязнь не заснуть».
Три дополнительных вопроса про сон
🌚 Почему дети лунатят и говорят во сне, а в подростковом возрасте это пропадает
Все системы в нашем организме имеют особенность дозревать. Регуляция сна и бодрствования тоже постепенно налаживается. У детей ещё не очень развит нейрохимический блок, и когда в парадоксальной фазе дети видят сны, они реализуют команды, которые подаёт им мозг: строят гримасы, показывают язык, двигаются. Это нарушение поведения происходит в парадоксальном сне, когда у человека сохранены быстрые рефлексы и он может действовать в соответствии с фабулой сна.
Сноговорение и снохождение происходит во второй фазе сна, когда какая-то часть мозга спит, а другая уже проснулась. Лунатики могут воспроизводить некоторые закрепившиеся рефлексы, выполнять последовательности действий, но делают они всё медленно — у них отсутствуют быстрые рефлексы.
В подростковом возрасте возникает нейрохимический блок, который не пропускает команды и не даёт нашему телу их осуществлять. Получается активный мозг в парализованном теле. Сомнамбулизм к подростковому возрасту тоже обычно пропадает. Если в детстве ходят и разговаривают во сне 10–15% детей, к пубертату нервная система постепенно созревает, снохождение и сноговорение остаётся у 2–3%.
👹 Откуда берутся повторяющиеся страшные сны
Сновидения— это анализ накопленной за день информации, который, правда, может быть алогичным, поскольку в сновидениях преобладают свободные ассоциации. Обычно мы смотрим сны, ненужное забываем, важное — переводим в долгосрочную память и принимаем какие-то решения.
Навязчивые сны обычно бывают после какого-то страшного события. Мозг во сне обращается к этой ситуации, пытается её проанализировать, но не может ни решить, как действовать в будущем, ни забыть, ни принять этот ужас. Мозг не может отложить это и, как заезженная пластинка, постоянно возвращается к одному и тому же сюжету.
🧠 Как работают осознанные сновидения
Во время осознанных сновидений какая-то часть мозга чувствует, что мы во сне, и начинает руководить сном. Человек из исполнителя собственного сна превращается в режиссёра, который может влиять на фабулу. С одной стороны, это классный опыт — ты можешь стать кем угодно и делать что захочешь: задавать себе задачи и решать их, отрабатывать новые навыки во сне, проигрывать страхи. С другой стороны, если слишком увлечься осознанными сновидениями, можно вообще уйти от реальности и жить только во сне.
Сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter