виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Зачем в России столько виртуальных операторов и кому нужен свой MVNO

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Об эксперте: Сергей Волков, директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2.

Откуда берутся MVNO

Виртуальный оператор мобильной связи, или MVNO (mobile virtual network operator) — это компания, которая оказывает услуги связи под своим брендом, но работает на инфраструктуре другого оператора. Обычно его называют материнским, или хост-оператором.

В Европе и США количество виртуальных операторов связи исчисляется десятками, число их абонентов — миллионами человек, выручка — миллиардами долларов. В одной только Великобритании услуги оказывают 87 виртуальных операторов, в Штатах — 73. По данным GSMA Intelligence, количество действующих MVNO по всему миру превышает 1,2 тыс.

Только за последние пару лет появились десятки интересных MVNO-проектов: от виртуальных операторов футбольных клубов в Бразилии и Испании, кофейного сообщества Tchibo до MVNO с криптокошельком внутри экосистемы и другими финансовыми сервисами. Такие проекты создают на рынке на рынке абсолютно новый тренд, бесшовно встраивая цифровые деньги в нашу повседневную жизнь.

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Почему MVNO так популярны на Западе

Во-первых, они появились задолго до того, как это произошло в России. Регуляторы осознали важность здоровой конкуренции на рынке сотовой связи и подготовили нормативную базу для успешного развития MVNO-индустрии заметно раньше, чем у нас.

Во-вторых, на Западе много компаний-агрегаторов: для них создание MVNO — отдельный бизнес, который они поставили на поток.

И в-третьих, западные MVNO «попали» в своего потребителя: нашли уникальную нишу, создали правильный продукт для целевой аудитории и не пытались быть оператором связи для всех.

Британский MVNO-проект GiffGaff ориентируется на молодежь. Пользователям из поколения Z он предлагает недорогую связь и мобильный интернет. После запуска в 2009 году GiffGaff ввел пакетные тарифы, которые состояли из набора минут, SMS, дата-трафика и назывались «коробками с подарками» (от англ. goody bags). Идея таких пакетов возникла на форумах сообщества проекта. Позже появились «коробки», которые включали в себя только мобильный интернет.

Tesco Mobile — еще один успешный британский виртуальный оператор. Его запустила популярная торговая сеть Tesco. MVNO-проект работает в четырех странах, количество его клиентов только в Великобритании превышает 4 млн.

Tesco Mobile предлагает своим пользователям удобный конвергентный продукт на стыке телекома и ретейла: скидки в магазинах на разные бренды Tesco, удвоение гигабайтов для обладателей клубной карты, бонусные баллы, семейный тариф с бонусами для всех членов семьи.

Как MVNO развивается в России

То, что бизнес MVNO может быть коммерчески успешен и в России, впервые стало понятно после взлета Yota в 2014 году (MVNO на сети «Мегафона»). Тогда доля виртуальных операторов на мобильном рынке страны составляла порядка 1% абонентов.

Спустя два года на развитии этого направления сфокусировалась Tele2. Чтобы сделать интеграцию систем более простой, а запуск виртуальных операторов быстрым и доступным по цене, мы вместе с партнером «ТВЕ-телеком» проинвестировали в покупку специальной технологической платформы — MVNE (mobile virtual network enabler). Она помогла поставить запуск виртуальных операторов на поток и радикально снизила порог входа в MVNO-бизнес, сделав его доступным компаниям любого уровня.

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Если оценить абонентскую базу наших MVNO-партнеров, мы увидим, что с момента старта первого проекта в конце 2016 года она выросла с нуля до 4,5 млн абонентов по состоянию на конец октября 2020-го. При этом число абонентов основного бизнеса Tele2 также уверенно росло.

В 2020 году MVNO-проекты в России стали появляться один за другим. Только за последние несколько месяцев начали работать сразу три новых виртуальных мобильных оператора. Так, в сентябре на рынок вышел Migo Mobile от бизнес-блогера Азама Ходжаева. В начале декабря о создании виртуального оператора Eagle Mobile объявил действующий чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов. А следом за ним свой MVNO-проект запустил «Газпромбанк».

Всего в нашей стране сейчас действует больше 20 MVNO, и почти все они запущены на сети Tele2.

Российские виртуальные операторы обслуживают в общей сложности порядка 11,5 млн клиентов, то есть около 4,4% всех мобильных абонентов страны. По итогам 2020-го клиентская база MVNO-проектов увеличилась на 16% — и это на фоне стагнирующего рынка мобильной связи.

Что MVNO дают операторам и абонентам

По статистике, более 80% клиентов не задумываются о том, что MVNO работает на инфраструктуре какого-то мобильного оператора. Пользователи полагают, что связь предоставляет сам бренд. Это позволяет нетелеком-компаниям быть ближе к людям.

Для клиентов это способ решать все насущные вопросы в режиме «одного окна» и пользоваться всеми преимуществами экосистемы любимого бренда. Для компании, которая интегрирует мобильную связь в основной бизнес, она становится связующим звеном и объединяет разные элементы экосистемы.

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

На чем же тогда зарабатывает материнский оператор и почему MVNO-проекты для него не конкуренты? Виртуальные операторы, которые работают на сети Tele2, платят нам только за трафик: количество минут, гигабайтов, SMS, которые понадобились клиентам. По сути, мы продаем «трубу» и зарабатываем на этом — монетизируем нашу сеть.

Но есть нюанс: мы как хост-оператор не тратим деньги на создание и развитие продукта, на привлечение новых клиентов и маркетинг, на зарплату сотрудникам. После запуска виртуального оператора эти затраты несет партнер.

Запуск MVNO-проектов помогает нам привлекать новых клиентов на высоконасыщенном и очень конкурентном рынке. Ведь любой клиент нашего виртуального оператора одновременно является и нашим пользователем, поскольку «живет» именно в нашей сети.

Сколько стоит запуск собственного оператора

MVNO-проект можно встроить практически в любой бизнес, будь то футбольный клуб, бренд кофе, сообщество поклонников кукол Barbie, социальная сеть, коммерческий банк или интернет-провайдер.

Размер инвестиций, которые нужны для входа в этот бизнес, варьируется в зависимости от модели работы виртуального оператора. Запуск собственного MVNO-проекта доступен не только большим корпорациям — его может создать компания или медийная личность с лояльной клиентской базой.

Какими могут быть модели запуска MVNO

Light MVNO (агент). Такая модель предполагает, что виртуальный оператор (агент) запускает продукт под своим брендом, со своим приложением и тарифами, занимается маркетингом и продажами, обслуживает клиентов. Все остальное он берет у компании-партнера, которая сама является MVNO-проектом. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 3 до 10 млн руб.

MVNE-платформа. Оператор, который запускается по этой модели, обладает большей степенью самостоятельности, получает свою нумерацию, лицензию на оказание услуг связи. Такой MVNO может создавать любые конвергентные со своим основным бизнесом продукты. На стороне виртуального оператора остается маркетинг, обслуживание, продажи, прием платежей, продукт. Размер инвестиций — от 20 млн до 50 млн руб.

Medium MVNO. Эта модель запуска подразумевает, что на стороне материнского оператора остается сеть радиодоступа и часть инфраструктуры. Виртуальный оператор берет на себя биллинг, разработку продукта и его кастомизацию, продажи, обслуживание, маркетинг. Такой оператор получает свою нумерацию и самостоятельно лицензирует работу. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 70 млн до 300 млн руб.

Full MVNO. Такой виртуальный оператор максимально независим от материнского, он арендует только сеть радиодоступа, а всю остальную инфраструктуру покупает сам. Эта модель запуска MVNO потребует максимальных вложений — от 500 млн до 1 млрд руб.

Как запустить собственного виртуального оператора:

Как будет развиваться рынок

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Допускаю, что рынок традиционных телеком-операторов в нынешнем виде перестанет существовать в течение ближайших пяти-десяти лет. Он трансформируется либо в экосистемы, где мобильная связь будет лишь транспортом и связующим звеном, либо — в «трубу» для множества разных брендов.

Так или иначе, российские MVNO внесут свой вклад в развитие мировой индустрии. По нашим прогнозам, к 2025 году виртуальные операторы будут обслуживать 10-15% российского мобильного рынка в России. А к 2030-му — уже около 20%.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Секреты тарифов российских операторов. У кого лучше

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Настало время подвести итоги повышения цен различных операторов связи после вступления в силу пакета Яровой. Сухо и без истерик — только цифры, только фактическая стоимость услуг связи различных брендов.

Анализ основан на попытке усреднения стоимости услуг по каждому оператору с целью поиска наиболее выгодных тарифных планов. За основу берём регион Москва.

Средняя стоимость минуты/гигабайта рассчитывалась исходя из равновесного разделения стоимости пакетами минут/интернета с учетом дальнейшего приращения стоимости тарифа.

Мегафон

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Настоящего конструктора тарифов у «Мегафона» на данный момент не представлено. Этот тип тарифов заменяет 2 линейки планов «Теплый прием» для приезжих и «Включайся!» для граждан России.

Большое число вариантов и бонусные предложения позволяют рассматривать их как своеобразный конструктор с фиксированными ставками.

«Включайся!»

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет: на тарифах дороже 550 руб. (бесплатная опция)
Безлимитные звонки: — / внутри сети (все тарифы)
Безлимитные смс:
Безлимитный мессенджер (за шт):
Безлимитная музыка (за 1 сервис): — / Подписка Boom! («Слушай!»)
Безлимитное видео: — / Мегафон ТВ («Смотри!») и «Амедиатека» («Смотри+» и «Премиум»)
Режим модема: не тарифицируется

Стоимость минуты, min: 0,3 руб.
Стоимость минуты, max: 0,67 руб.
Стоимость Гб, min: 20 руб.
Стоимость Гб, max: 50 руб.

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Конструкторы «Тарифище» и «Smart» этого оператора отличаются идеологией сборки и уже в полной мере могут называться именно так.

Впрочем, таковым можно считать и третий план «Наш Smart», но с оговоркой: в нем МТС предлагает фиксированный размер пакетов разделять между дополнительными абонентами (до 5 человек).

Подчеркну, что наиболее выгодным тарифом МТС для пользователя смартфона является «Х», так как предлагает бесплатный доступ к основным контентным площадкам и социальным сетям (включая YouTube), что приводит к минимальной стоимости 1 минуты/1 Гб.

«Тарифище»/«Смарт»

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет: +
Безлимитные звонки: — / внутри сети
Безлимитные смс:
Безлимитный мессенджер (за шт):
Безлимитная музыка (за 1 сервис):
Безлимитное видео:
Режим модема: не тарифицируется

Стоимость минуты, min: 0,23 руб.
Стоимость минуты, max: 0,59 руб.
Стоимость минуты, min:
Стоимость Гб, max:

«Smart»
Безлимитные услуги отсутствуют

Стоимость минуты, min: 0,36 руб.
Стоимость минуты, max: 0,5 руб.
Стоимость минуты, min: 18 руб.
Стоимость Гб, max: 25 руб.

Билайн

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбратьвиртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

«Билайн» в качестве тарифных планов «собери сам» предлагает линейку «ВСЁмоё» из 5 вариантов с оригинальным подходом: фиксированные пакеты минут, SMS и интернета можно обменивать между собой.

Обмен идет по жесткому курсу вне зависимости от выбранного варианта: 1 Гб = 300 SMS, 2 Гб = 100 мин, 3 Гб = 100 мин + 300 SMS, 6 Гб = 300 мин, 10 Гб = 500 мин.

Услуга #можноВСЁ подключает безлимитный доступ к разнообразным ресурсам: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Facebook.Messenger, Instagram, Twitter, Яндекс.Музыка, Яндекс.Радио, Zvooq. Однако просмотр видеофайлов тратит пакет трафика.

Примечание. Все тарифы предлагают ежедневное списание средств, цены приведены к средним за календарных 30 дней

В перечне сервисов для подключения нетарифицируемого доступа числятся:

«ВСЁмоё 1/2/3/4» / «Анлим»/ «Совсем ВСЁмоё»

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет:
Безлимитные звонки: — / внутри сети
Безлимитные смс:
Безлимитный мессенджер: — / бесплатно «ВСЁмоё 3/4/Совсем ВСЁмоё»
Безлимитная музыка: 120 руб. / бесплатно «ВСЁмоё 3/4/Совсем ВСЁмоё»
Режим модема: 50 руб./час

Стоимость минуты, min: 0,25 руб.
Стоимость минуты, max: 1 руб.
Стоимость минуты, min: 17,6 руб.
Стоимость Гб, max: 20 руб.

ТЕЛЕ2

Популярный дискаунтер не отстает в запутывании своих клиентов. Даже наоборот: он предлагает сразу 4 настраиваемых тарифа, 3 из которых на поверку оказываются одним и тем же.

Из них любопытно выглядит «Мой Теле2» с ежедневной оплатой и 0-5 Гб трафика. За 1 руб./день можно получить доступ к социальной сети на выбор, ещё за 50 коп. — одному из 3 популярных мессенджеров.

Но что ещё интереснее, есть безлимитный доступ к «Амедиатеке» (14 руб./день, подписка включена), Twitch (5 руб./день), сервисы «Яндекса» с картами и маршрутами (3 руб./день). Так же присутствует безлимитный доступ к собственным ресурсам «Теле2 TV» и «Звук».

В перечне сервисов для подключения нетарифицируемого доступа числятся:

«Мой Онлайн»/«Мой Онлайн+»/«Мой Разговор»

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет:
Безлимитные звонки: — / внутри сети (все тарифы)
Безлимитные смс: — / 100 шт. за 70 руб.
Безлимитный мессенджер (за шт): 10 руб. / бесплатно с пакетом 350 мин.
Безлимитный соцсети (за шт): 20 руб. / бесплатно с пакетом 350 мин.
Безлимитная музыка (за 1 сервис): — / «Звук»
Безлимитное видео: — /«Теле2 TV»
Режим модема: не тарифицируется

Стоимость минуты, min: 0,36 руб.
Стоимость минуты, max: 0,67 руб.
Стоимость минуты, min: 10 руб.
Стоимость Гб, max: 13 руб.

СберМобайл

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Сбербанк оказался самым точным оператором из всех: только у них учитывается календарный месяц, а не условные 30 дней.

Кроме того, компания предлагает широкий набор дополнительных услуг, которые становятся бесплатными при определенных ежемесячных тратах — начиная от бесплатных соцсетей и заканчивая автоматическим кэшбеком.

Кэшбек бонусами «Спасибо» возвращается: при оплате от 300 руб. — 10%; от 400 руб. — 15%; от 500 руб. — 25%; от 800 руб. — 30%. ВАЖНО — стоимость дополнительных пакетов в данном случае не учитывается.

В перечне бесплатных сервисов для подключения числятся:

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет:
Безлимитные звонки:
Безлимитные смс: 50 руб.
Безлимитный мессенджеры: 49 руб. / 0 на тарифах от 300 руб.
Безлимитная музыка: 99 руб. / 0 на тарифах от 400 руб.
Безлимитный соцсети: 69 руб. / 0 на тарифах от 500 руб.
Безлимитное видео: 199 руб. / 0 на тарифах от 800 руб.
Режим модема: не тарифицируется

Стоимость минуты, min: 0,33 руб.
Стоимость минуты, max: 0,67 руб.
Стоимость минуты, min: 16,5 руб.
Стоимость Гб, max: 25 руб.

Тинькофф

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Тинькофф в соответствии со своими традициями предлагает оригинальный сервис с такими услугами, которых не встретить у других операторов.

Очень интересно выглядят предложения виртуального оператора для поездок за границу и бонус в размере 1000 руб. за переход. Кроме того, это единственный ОпСоС, предлагающий услугу «Виртуальный номер», эмулирующую существование второй SIM-карты.

Увы, подключение доступно только в ряде регионов. Не смотря на это, пакеты без ограничений действуют на всей территории РФ, за исключением Крыма и Севастополя.

В перечне бесплатных сервисов для подключения числятся:

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет: 999 руб.
Безлимитные звонки: 999 руб.
Безлимитные смс: 59 руб.
Безлимитные мессенджеры: 59 руб.
Безлимитная музыка : 59 руб.
Безлимитное видео: 159 руб.
Режим модема: 499 руб./месяц

Стоимость минуты, min: 0,25 руб.
Стоимость минуты, max: 0,5 руб.
Стоимость минуты, min: 22,5 руб.
Стоимость Гб, max: 50 руб.

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

На удивление, первый виртуальный оператор оказался не настолько продвинутым, как его современные коллеги: цены на услуги Yota изменяются динамически, намного сильнее, чем у конкурентов.

Тем не менее, это единственный оператор, предлагающий раздельное подключение безлимитного доступа к отдельным сервисам. И единственный виртуальный, представленный во всех регионах страны.

В перечне бесплатных сервисов для подключения числятся:

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

Безлимитный интернет:
Безлимитные звонки: — / внутри сети (все тарифы)
Безлимитные смс: 50 руб.
Безлимитный мессенджер (за 1 шт): 15 руб.
Безлимитная музыка (пакет): 40 руб.
Безлимитный соцсети (за 1 шт.):
Безлимитное видео: 60 руб.
Режим модема: 150 руб./час

Стоимость минуты, min: 0,25 руб.
Стоимость минуты, max: 0,5 руб.
Стоимость минуты, min: 8,4 руб.
Стоимость Гб, max: 125 руб.

Итоги

виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Смотреть картинку виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Картинка про виртуальный мобильный оператор какой выбрать. Фото виртуальный мобильный оператор какой выбрать

По результатам 2017-2018 годов Россия могла похвастаться самой дешёвой связью среди развитых стран. Теперь можно считать, что это достижение утеряно, и всему виной исчезновение бюджетных безлимитных тарифных планов.

С другой стороны, большинство операторов отказались от роуминга по стране, сохранив повышенные региональные цены только для абонентов, временно находящихся на территории Крыма и Севастополя.

У пресловутой «Большой тройки» все ещё существует понятие «домашнего региона», где они предлагают бесплатные звонки внутри сети. Аналогичные правила могут распространяться и на пакеты минут/смс.

Как можно видеть из цифр, наиболее низкие цены на связь предлагают виртуальные операторы. Однако, это не значит, что именно они являются наиболее выгодным выбором: ярким примером может служить МТС с дешёвым безлимитом и 50-рублевая Yota с безлимитными мессенджерами.

Рекомендовать однозначно тот или иной выбор нельзя: у каждого потребителя свой сценарий использования связи, под который и нужно подстраиваться. Но в среднем решают именно безлимитные сервисы.

Источник

Что нам стоит MVNO построить?

Считаем, сколько стоит запуск MVNO-оператора в России.

Если вас интересует, сколько стоит запустить собственного MVNO и как это сделать, придется потратить немало времени на поиск такой информации в рунете. На тему MVNO написаны общие статьи с минимальной детализацией, а стоимости запуска или хотя бы его этапов нет и подавно.

С 2015 года количество российских MVNO-проектов стремительно растет, и число их абонентов уже увеличилось в два раза – частично это связано с тем, что Tele 2 действительно “расшарил” свою инфраструктуру и предлагает несколько вариантов сотрудничества. Если задаться вопросом, кто и зачем запускает MVNO, можно выделить шесть основных направлений.

После запуска восьми MVNO и MNO мы накопили достаточно опыта, которым я и хочу поделиться.

2. Договоренности. Нужно выбрать опорного оператора, на базе которого будет функционировать MVNO, и согласовать с ним схему взаимодействия. Стартапам, не располагающим специалистами с опытом работы в MNO или имеющими опыт запуска виртуального оператора, лучше воспользоваться услугами интегратора, который решит все технические вопросы, возьмет на себя посредничество между MVNO и MNO. Заключение договора на выделение необходимой инфраструктуры и депонирование суммы на выкуп определенного объема трафика с хост-оператором в зависимости от выбранной схемы на Full MVNO выйдет примерно в 15-20 млн. рублей, на Light MVNO примерно 25 млн рублей.

После согласования схемы нужно получить лицензию Роскомнадзора на услуги подвижной радиотелефонной связи. Компании, помогающие оформить документы и гарантирующие получение такой лицензии в течение 75 дней, попросят за это в среднем в районе 100 тыс. рублей.

3. Биллинг и оборудование. На этом этапе нужно определиться с моделью использования биллинга, а точнее OSS/BSS (англ. Operation Support System/Business Support System — система поддержки операций/система поддержки бизнеса) и оборудования для его размещения. Желательно сразу подумать о максимально независимой схеме работы и подбирать систему, которая позволит выстроить конвергентное обслуживание (prepaid и postpaid), сможет обрабатывать большие массивы данных в режиме реального времени. Мы не будем рассматривать схемы аренды OSS/BSS при работе по схеме MVNE поскольку она практически не отличается от MVNA, при ее использовании виртуальный оператор сильно зависит от базового оператора и, по сути, его деятельность становится очень похожа на агентскую. При аренде OSS/BSS для нужд Light MVNO целесообразно включить в общую стоимость и стоимость размещения в “частном” облаке, при таком варианте стоимость аренды варьируется от 300 тыс. до 1,4 млн. рублей в месяц и зависит от достаточно большого количества параметров. Для Full MVNO чаще используется модель покупки и размещения на собственных площадках, и обычно покупка OSS/BSS вылетает «в копеечку». Разлет достаточно большой: в зависимости от вошедших компонентов стоимость может варьироваться от 25 до 90 млн. рублей.

Без грамотно выстроенных бизнес-процессов вы не сможете конкурировать на данном рынке. Абоненты привыкли, что все основные процессы в операторском бизнесе хорошо автоматизированы, и будут ожидать от вас соответствия. Хорошая новость: изобретать велосипед и выдумывать самим не придется, все крупные производители работают по модели eTOM. Эта модель двусторонняя – она обращена как на заказчиков и продукты, так и на системы, поддерживающие бизнес. Любому виду MVNO необходимо реализовывать все виды бизнес-процессов для организации полноценной работы. У модели Full MVNO могут появиться дополнительные процессы, связанные с развитием своего роуминга и интерконнекта.

В проектах по MVNO всегда есть три стороны: сам виртуальный оператор, базовый оператор и команда интегратора, в которую условно входят поставщики ПО и оборудования и команда, выполняющая внедрение и запуск проекта. Состав активных участников со стороны MVNO зависит от зрелости компании и опыта сотрудников. Чаще всего это топ-менеджер, обладающий фактической и административной властью для принятия сложных решений, несколько инженеров, специалисты по коммерции и маркетингу. Чем крупнее планируется MVNO, тем более квалифицированный персонал может привлечь компания. Не стоит забывать и о спонсоре, без которого проект вообще может не состояться. Желательно, чтобы в команде был менеджер проекта, которому знакомы процессы и основные протоколы MNO или MVNO.

Команда может быть меньше, если для сотрудничества привлекли интегратора, уже запускавшего MVNO – тогда он берет на себя функцию управление проектом и координирует действия участников. Такую модель работы предлагает своим клиентам «Форвард Телеком»: сложные этапы работы с биллингом и интеграцией оказываются полностью под нашим управлением и ответственностью. Это схема – самая правильная, но требует дополнительных затрат.

Со стороны базового оператора обычно работает проектная команда, и единственный совет, который я могу дать – постараться заручиться поддержкой человека, способного запланировать и выдержать сроки выполнения работ со стороны хост-оператора.

Количество участников каждой из команд варьируется в зависимости от величины проекта от 3 до 5 человек. Чтобы заложить конкретную сумму на трудозатраты, нужно определиться с составом людей и их компетенциями, после этого можно прикинуть оплату услуг, исходя из опыта или средних предложений по региону.

Быстрее всего запуститься по модели реселлера, это займет около двух месяцев. Во всех остальных случаях сроки запуска упираются в скорость исполнения договоренностей со стороны базового оператора и поставщика OSS/BSS. В среднем запустить MVNO можно за 6-8 месяцев.

Отклонения по срокам плана/факта всегда имеют место быть, когда в процессе замешано несколько сторон. Если выбрать надежного поставщика с опытом, а хост-оператор выполнит заявленные сроки, риски можно минимизировать.

Если суммировать все пункты, то получим следующее: стать реселлером можно с минимальными вложениями, стоимость запуска Light MVNO начинается от 50 миллионов рублей, а в бюджет на создание оператора по модели Full MVNO нужно закладывать минимум 200 миллионов рублей.

Из-за большого количества факторов расчет получается грубым, и реальную стоимость запуска виртуального оператора можно узнать только после детального обсуждения проекта. Я попытался показать усредненную вилку цен для понимания разницы между запуском MVNO разного типа.

Планировать запуск виртуального оператора нужно уже с готовой рабочей идеей, четким определением своей аудитории и составленным бизнес-планом. Для того, чтобы проект дошел до финального этапа с минимальными потерями, предпочтение лучше отдавать работе с опытными и надежными партнерами – это касается и комплектования собственной команды. Необходимо в любом случае учитывать риски при планировании бюджета и времени, а также уделять должное внимание этапу тестирования.

Я представил видение запуска MVNO, основанное на собственном опыте. Мне будет интересно прочитать о случаях в вашей практике. Пишите, согласны ли вы с нашими расчетами и предлагайте свои варианты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *