виртуальная одежда что это
Что такое цифровая одежда и кто ее носит
Как создают цифровую одежду?
Сначала проводят фотосессию модели, либо же берут готовые фото с разных ракурсов. При этом важно выбрать подходящее освещение и позы, а также обтягивающую одежду — чтобы виртуальная хорошо сидела по фигуре.
3D-манекен в цифровой одежде от Регины Турбиной
На основе фотографий создают цифровой аватар: 3D-манекен внутри программы.
Затем его делают подвижным — чтобы одежда смотрелась красиво и эффектно.
На следующем этапе моделируют одежду, «примеряют» ее на модели и драпируют ткань. Важно, чтобы одежда сидела максимально естественно и реалистично.
В финале дорабатывают освещение и текстуру, после чего готовый файл отправляется владельцу.
Сколько это стоит?
Самую первую цифровую коллекцию в конце 2018 года придумало агентство Virtue, чтобы привлечь внимание к реальной одежде скандинавского бренда Carlings. В коллекции было 20 унисекс-вещей по цене от €10 до 30. Идея была в том, чтобы сделать ультрамодную одежду доступной для каждого.
Их примеру последовал английско-немецкий стартап Rohbau, который представил коллекцию из одного худи за €40.
Российский дизайнер Регина Турбина пока только создает отдельные модели в дополнение к своей физической коллекции. Цифровой лук по заказу Даниила Трабуна обошелся ему в 5 тыс. руб.
Есть варианты и побюджетнее: например, цифровые кимоно от The Milliardova всего за 890 руб.
Как это носить?
Если у вас нет минимальных навыков работы с графическими редакторами, вы не сможете сами наложить одежду на фото. Поэтому и Carlings, и Rohbau работают по такой схеме: вы покупаете вещь, они делают макет под вас, а потом накладывают на ваше фото и присылают в готовом виде.
Цифровая одежда в метавселенных: почему так дорого?
Цены в люксовых бутиках зачастую ниже, чем на NFT-маркетплейсах. Такие бренды, как Dolce & Gabbana, Louis Vuitton всерьез смотрят на цифровую одежду, как на способ увеличить капитализацию компаний, падающую из-за пандемии и моды на осознанное потребление.
Философия и социология
Многие коллекционеры NFT, криптомечтатели и энтузиасты рано или поздно приходят в метавселенные — огромные цифровые миры, в которых можно открывать галереи и выставлять картины, проводить вечеринки и звать на них гостей, играть в казино или просто гулять и общаться.
Сейчас формируются геймифицированные социальные сети нового поколения. Они выходят за рамки двухмерной картинки и обрастают атрибутами полноценной цифровой культуры. Любая культура обладает набором визуальных составляющих и дифференцируется от других в том числе с помощью одежды.
Люди проводят время в принципиально иной медиа-среде — метавселенной. В ней есть новые способы выразить себя и провести время, по сравнению с обычными социальными сетями. У многих появляется необходимость в самовыражении, люди готовы платить за это реальные деньги, предварительно конвертировав их в криптовалюты.
Истоки и финансы
Идея владением одеждой для персонажа перекочевала в метавселенные из видеоигр. Однако теперь с популяризацией NFT и появлением миров на блокчейне у людей появилась возможность не беспокоиться об изъятии предметов или закрытии проекта — в обычных играх все принадлежит разработчикам, в том числе и сама игра. Метавселенные действуют иначе — менеджмент и владение происходят через DAO (децентрализованная организация), а одежда хранится в криптокошельке.
Сейчас формируется принципиально новый рынок, на который устремляются бренды, перекупщики и просто любители стильно выглядеть.
Например, Dolce & Gabbana анонсировали свою первую NFT-коллекцию, а в Louis Vuitton выпустили мобильную игру, в которой награждения происходят NFT-токенами. Coca-Cola на виртуальной вечеринке в честь «дня дружбы» представила коллекцию одежды, после мероприятия NFT с цифровой курткой перепродали за полмиллиона долларов.
Подробнее о метавселенных
На данный момент существует три крупнейшие метавселенные и один многообещающий проект готовится к запуску.
Decentraland — проект открыли в феврале 2020 года. Все пользователи попадают в один большой открытый мир. Зайти в него можно через обычный браузер, а для регистрации понадобится криптокошелек.
В метавселенной можно создавать реалистичную графику, несмотря на то, что работает она в браузере. Пользователи могут покупать землю, загружать свой контент и создавать токенезированную NFT-одежду (wearables). В Decentraland есть своя криптовалюта — MANA.
Cryptovoxels — эту метавселенную запустили в июле 2018. Мир состоит из островов, которые разделены на участки и апартаменты. Он доступен из браузера компьютера и мобильных устройств. По сравнению с другими мирами, графика здесь менее реалистичная, а все вокруг вас состоит из вокселей (кубиков). Из-за упрощенной графики Cryptovoxels не очень требователен к производительности устройства.
Пользователи могут покупать участки на земле или апартаменты в зданиях и загружать туда свой контент (воксельный и 2D). Можно выпускать одежду и аксессуары. При оплате пользователи используют Ethereum.
Somnium Space — проект запустили в 2017 году. Концепция схожа с другими метавселенными — большой открытый мир. Проект доступен через программу для шлема виртуальной реальности, но также есть версия для браузера с сильно урезанным функционалом. VR-версия позволяет делать очень качественную графику, но на текущий момент развитие проекта ограничено пользовательской базой VR-шлемов.
The Sandbox — проект, который еще не запустился. Цифровой мир будет доступен через приложение для ПК. Графика воксельная (кубики). Пользователи могут покупать землю и создавать на ней свои мини-игры. Компания Atari откроет в The Sandbox парк развлечений, а диджей Ричи Хоутин будет играть сеты.
Для кастомизации персонажа будет две возможности: 1 — создание аватара, 2 — создание «equipments» (одежда, броня, аксессуары). У еще не вышедшей игры есть свой служебный токен под названием SAND.
Примеры коллабораций
Главной вселенной для коллабораций с брендами в последние месяцы остается Decentraland. В конце июля там прошло событие, приуроченное к первому полету человека на Луну. Агентство DappCraft провело реконструкцию прилунения Apollo 11. После нее началась продажа виртуальной брендированной одежды, разработанная с согласия NASА.
В коллекции было представлено несколько видов курток разной степени редкости, а также части скафандра. Купив их, можно полностью трансформировать своего аватара в космонавта.
За последний месяц в метавселенной прошло несколько громких событий от мировых брендов: 30 июля Coca-Cola провела вечеринку, приуроченную к старту продаж коробок с NFT — в ней компания представила цифровые фирменные куртки. 9 июля обладатели прав на наследие певицы Эми Уайнхаус продавали одежду на фотовыставке, посвященной ее памяти. Американская певица Элисон Вандерленд также выпустила цифровую одежду.
Многие мероприятия в метавселенных часто дополняются раздачей брендированной одежды. Так, компания TrustSwap раздавала цифровые кепки всем пришедшим на открытие их офиса, а галерея Fluxart в честь своего открытия дарила посетителям разноцветные виртуальные штаны.
Это позволяет привлечь внимание и заинтересовать дополнительную аудиторию. Вот лишь краткий список известных компаний и проектов, которые создавали свои коллекционные предметы в Decentraland: JAY-Z, Sotheby’s, Binance US, Adidas, футбольный клуб «Манчестер Сити».
Собственные бренды
В метавселенных появляются свои бренды, одним из ярчайших представителей которых является Moon Miner. Это одна из первых коллекцией одежды от стороннего разработчика, которую одобрили в Decentraland.
Костюм стал узнаваемым брендом для многих пользователей метавселенной. Moon Miner смело можно назвать первым успешным брендом, выросшим в метавселенной. Его начали портировать в другие миры, он появится в еще не вышедшем The Sandbox и других мирах.
Индустрия сейчас находится на самой заре становления. Ее можно сравнить с эпохой появления интернета или временем запуска YouTube и Facebook. Хотя до запуска чего-то по-настоящему массового, кажется, точно потребуется еще несколько лет. Марк Цукерберг, например, отмерил пять лет до окончания работы над своей метавселенной.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Виртуальная одежда что это
«Когда мир узнал о продаже первого цифрового лука в России, который я сделала для Дани Трабуна, внимания и заказов прибавилось. Но изначально цели заняться продажей цифровых костюмов не было — я все-таки в основном шью реальные вещи, — говорит дизайнер одежды. — Готовилась к первому показу ophelica, шила одежду и не могла взять все эти заказы, но несколько все же взяла. Мне нравится, как развивается эта история. Это творчество, и цифровые образы — это всегда ручная работа дизайнера, которая доступна в единственном экземпляре, — рассказала „Канобу“ Трубина. — Если людям это нравится, я очень рада. Особенно приятно, когда, например, пишет мужчина, который хочет подарить цифровой лук своей жене. Это очень мило и трогательно, от такой работы не отказываюсь и вкладываю в эти образы всю душу».
А еще есть сайты упомянутых выше компаний Carlings и The Fabricant, где представлены виртуальные коллекции. Чтобы купить себе такую одежду нужно выбрать, а потом оплатить наряд, загрузить на сайт фотографию в полный рост, на которую дизайнеры потом «наденут» купленные цифровые вещи.
Еще немного цифрового лука от Carlings
Ценник такой одежды относительно небольшой (от 10 до 30 евро в онлайн-магазине Carlings), а на сайте The Fabricant даже есть раздел с бесплатной digital-коллекцией. Каждый цифровой костюм или его часть весят от 30 до 300 мегабайт. Цифровой лук доступен в формате Obj, который поддерживают большинство 3D-редакторов, где цифровую одежду «надевают» на на фото пользователя (Cinema 4D, 3D Studio Max и другие).
Польза цифровой одежды
Главное достоинство цифровой одежды — она не материальна, а значит когда-то не станет обычным мусором и не осядет на огромных свалках по всему миру. Digital-одежда — «зеленая» одежда.
Вторая причина — уникальность и смелый дизайн. Если человек заказывает виртуальные вещи, то он хочет видеть на своей фотографии не обычные красивые вещи, а нечто неординарное, яркое и запоминающееся. Именно такой и делают цифровую одежду, чтобы опубликованная в сети фотография вызвала много положительных эмоций и оставила после себя только их.
С развитием технологий digital-одежда станет все более популярнее, к тому же это новые вызовы для дизайнеров. С этим согласна и Регина Турбина, которую также радует экологичность такой моды.
«Цифровая одежда открывает безграничные возможности для дизайнеров, позволяя создавать новые смелые образы, экспериментировать с текстурами, цветами, тканями и формами. Это полная свобода творчества. Но главное преимущество виртуальной одежды — это экологичность. — рассказала „Канобу“ модельер. — Для больших брендов в эпоху перепроизводства, когда одежда просто сжигается, чтобы она не теряла в цене, это может стать выходом и возможностью проявить трепетное отношение к окружающей среде. Марки смогут выставлять виртуальные вещи, демонстрировать 3D-коллекции, а люди, которым понравится дизайн, будут заказать уже реальные вещи. То есть отшиваться будет только та одежда, которую купят. Это сэкономит огромное количество ресурсов».
Виртуальные вещи за реальные деньги: зачем покупать и куда надеть
Цифровую сумку Gucci продали за 4000 долларов, почти вдвое дороже физического оригинала. Почему так дорого? Кому нужны вещи, которые нельзя носить?
В обычной жизни все ходят в одинаковой одежде — простых серых олимпийках и спортивных брюках. Это удобно. Зато своему цифровому аватару можно выбрать любую причёску и одежду. Разумеется, не бесплатно. Люди так много времени проводят в виртуальном мире, что готовы тратить на это с трудом заработанные деньги. Так выглядит мир из эпизода «Пятнадцать миллионов заслуг» сериала «Чёрное зеркало». Он вышел в 2011 году.
Десять лет спустя всё это уже не кажется фантастикой. Из-за пандемии многие компании перевели работников на гибридный график, а то и на вечную удалёнку. Их сотрудники с облегчением сменили офисные костюмы на джинсы и худи. В Zoom уже можно улучшить свою внешность с помощью фильтров, а в Instagram — выложить фото в дизайнерской одежде, которой никогда не существовало в реальности. О том, как устроен рынок цифровой моды, читайте в разборе Skillbox Media.
Обозреватель Skillbox Media, в прошлом продюсер РБК. Пишет про идеи, технологии и истории. И про то, как на всём этом можно заработать.
От геймерских скинов до дизайнерских платьев
Первая виртуальная одежда появилась вместе с компьютерными играми. И довольно быстро стало понятно, что игроки готовы платить за цифровые «луки» реальными деньгами. Так, в игре 2007 года «Sims 2: Стиль H&M» уже можно было примерить на симов последние модели шведского fashion-гиганта.
Digital-мода много лет развивалась в основном в играх. Она стала частью рынка скинов, то есть изменений облика героя. Ввести платные скины — один самых распространённых способов монетизировать игру. Так, во вселенной Fortnite, где уже зарегистрированы 250 млн пользователей, каждый месяц продают скинов на 220 млн фунтов. По прогнозам сервиса Statista, в 2022 году мировой рынок скинов достигнет объёма 36 млрд фунтов, то есть 3,66 трлн рублей.
Но в 2020 году цифровая одежда перестала быть чем-то ориентированным исключительно на геймеров. Из-за пандемии и локдауна в онлайн-пространство ушли и работа, и шоу, и дружеские вечеринки. Всё это в доковидном мире было связано с модой: офисный костюм и одежду для выхода в свет тщательно подбирали. Это помогало настроиться на рабочий день или получить больше удовольствия от ивента. На карантине альтернативой реальным лукам стали элементы дополненной реальности — маски и фильтры соцсетей.
В ответ на это ретейлеры стали активно развивать AR-направление. У многих брендов такие наработки были и до пандемии. Например, бренд L’Oreal ещё в 2018 году запустил сервис, позволяющий «примерить» помаду или краску для волос онлайн. А компания Burberry интегрировала дополненную реальность в мобильную версию поисковика Google. Пользователи, которые искали товары бренда со смартфона, могли увидеть их рядом с собой, оценить реальный размер, обойти вокруг и рассмотреть со всех сторон.
Ускоренное развитие технологий на фоне ковидных ограничений привело к тому, что в 2021 году мысль «надеть» цифровую одежду на реальное изображение уже не кажется странной. За виртуальные вещи теперь готовы платить не только геймеры, но и обычные пользователи соцсетей. Потенциальных покупателей стало в несколько раз больше, и производители одежды уже обратили на это внимание.
В отчёте The State of Fashion 2021 McKinsey говорится, что итогом 2020 года, скорее всего, станет 90-процентный спад экономической прибыли (после 4-процентного роста в 2019 году). Эксперты компании отмечают, что из-за масштабных изменений в покупательском поведении и разрушения традиционных цепей поставок fashion-ретейлеры смотрят в будущее с тревогой и пытаются найти в происходящем положительные стороны. Одной из них может стать цифровая мода: треть опрошенных топ-менеджеров в сфере моды считают, что именно digital открывает для их бизнеса больше всего возможностей в 2021 году.
Цифровые версии своих вещей сегодня выпускают Prada, Moschino, Gucci и Nike. Из российских дизайнеров в этом направлении уже работают Александр Терехов и Алёна Ахмадуллина.
Куда можно «надеть» цифровой лук
На игру
Видеоигры — по-прежнему один главных рынков для производителей цифровых вещей. Сейчас в эту нишу начали выходить люксовые бренды. Именно в игровом мире Roblox проходил аукцион, на котором виртуальную сумку Gucci продали за 4115 долларов (при том, что настоящая обошлась бы покупателю всего в 2450 долларов). Бренд Louis Vuitton создал скины для игры League of Legends, а Martin Margiela представил новую коллекцию 2020 года одновременно и в физическом формате, и в симуляторе Animal Crossing от Nintendo.
На съёмку для соцсети или глянца
К тому, что люди устраивают фотосессии ради лайков, все давно привыкли. Часто для таких съёмок покупают или берут в аренду дизайнерские вещи. В 2021 году, чтобы произвести впечатление на подписчиков, достаточно купить цифровой лук на одной из платформ, которые их предлагают. Виртуальную вещь «наденут» на вашу фотографию и подгонят по фигуре. Весь процесс занимает меньше суток.
Многие клиенты площадки DressX, которая продаёт цифровую одежду, используют Instagram для работы. Этот магазин также популярен среди путешественников. «Цифровая мода делает процесс создания контента для инфлюенсеров намного проще, быстрее и дешевле. А путешественникам она экономит место в багаже и позволяет создавать красивый уникальный контент, даже когда поездка уже завершена. Фотографии из путешествий можно просто „переодеть“ в виртуальную одежду», — пояснили в DressX.
Удобство цифровой моды оценили и стилисты из глянцевых журналов: провести съёмку с цифровыми луками проще, чем традиционную. Особенно в условиях пандемии. Модель, стилист и фотограф могут находиться в разных местах и координировать работу онлайн. Цифровые вещи уже демонстрировали на страницах Vogue и GQ.
Дороже всего стоят именно те категории digital-вещей, которые лучше смотрятся в кадре:
Предметы цифрового гардероба можно коллекционировать так же, как реальные вещи и аксессуары от известных модных домов. В цифровом пространстве уже есть свои эксклюзивы — лимитированные партии вещей, которые, по расчётам покупателей, со временем будут дорожать. Такая покупка — прежде всего инвестиция в будущее. Но цифровой аксессуар или костюм нельзя просто положить в шкаф на несколько лет. Скины существуют только в той игре, где они были созданы, и если на сервере произойдёт сбой, то владелец вещи может её потерять.
Самый надёжный способ закрепить свои права на вещь — купить невзаимозаменяемый токен, NFT. Токенизация digital-объектов удобна и для покупателя, и для бренда. Если обойтись без неё, то вещь могут скопировать, а это снизит её стоимость. «Маркетплейсы токенизированных вещей — это будущее fashion-экономики», — считает Меган Каспар, соосновательница компании Magnetic, которая специализируется на инвестициях в блокчейн.
Fast fashion в опасности
Digital-одежда удовлетворяет тот же запрос покупателя, что и остромодный масс-маркет: быстро и за небольшие деньги собрать новый лук, выложить фото в соцсети и получить лайки.
Но если в реальности 4000 рублей стоят вещи от H&M и Zara, то на маркетплейсе цифровой моды за те же деньги можно «одеться» в Alexander Terekhov.
Но возможность купить вещи от люксовых брендов по цене масс-маркета — не единственное преимущество цифровой моды. Производственный цикл в традиционной индустрии моды длится полгода. Именно столько времени проходит от возникновения идеи до выпуска коллекции. Лидеру сегмента fast fashion, компании Inditex, удалось сократить этот срок до двух недель. Поэтому трендовые вещи появляются в магазинах Zara почти в то же время, что и на показах высокой моды. Но цифровую одежду можно создавать ещё быстрее — за считаные дни и даже часы. Соосновательница платформы по продаже виртуальной одежды DressX Дарья Шаповалова считает, что «цифровая мода — это новый fast fashion. Если мы действительно хотим, чтобы мода была быстрой, она должна быть цифровой».
Когда виртуальная мода обгонит реальную
Пока до этого далеко. Регина Турбина, которая создала маркетплейс цифровой одежды replicant.fashion, так описала состояние рынка digital-моды: «Я знаю всего четыре крупные площадки, где можно купить цифровые вещи. Это хорватский Tribute Brand, проект с киевскими корнями DressX, который базируется в Америке, индийский XR Couture и наш replicant.fashion». Все четыре компании появились в течение последнего года. За это время на площадке replicant продали около 700 луков, а DressX обслужил более тысячи клиентов.
Регина Турбина (replicant.fashion) уверена, что «цифровая мода в том виде, в котором она существует сейчас, должна трансформироваться и перерасти во что-то новое. Должен измениться сам конечный продукт. Но пока непонятно, что это будет. Мы ищем это прямо сейчас. И все проекты, которые предлагают покупателю взаимодействие с цифровой одеждой, пока только собирают знания, которые нужны для создания этого нового продукта».
Несмотря на скромные объёмы, инвесторы, эксперты и стартаперы видят в новом рынке потенциал. «Мы предполагаем, что через 10 лет рынок цифровой одежды составит не менее 13 млрд долларов» — заявила Skillbox Media Дарья Шаповалова (DressX). «Цифра позволяет моде развиваться, не нанося ущерба экологии. И чем быстрее будет расти популярность цифровых каналов, тем больше это будет востребовано. Мне кажется, что уже через 30 лет 70% одежды будет существовать в онлайне — её можно будет примерять и постоянно менять — и лишь 30% будет реально производиться. Уже лет через 15 онлайн-площадки будут отгружать не сотни луков в год, как сейчас, а миллионы», — рассказал Skillbox Media эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов. По его мнению, чтобы это произошло, нужны две вещи: чтобы люди ещё больше времени общались в цифровых каналах в режиме реального времени и чтобы появились технологии, которые будут естественно отображать виртуальную одежду, причём не только на фото, но и в движении.
Что такое цифровая одежда, где купить диджитал-одежду и как её примерить?
Виртуальные кроссовки или реальные — что выбрать? Надеть на себя или на виртуального персонажа — вопросы, которые уже сейчас возникают в связи с популярностью диджитал-моды. Чем же она хороша и где можно купить виртуальные наряды?
Почему виртуальная одежда набирает популярность?
Диджитал-одежда становится популярнее с каждым годом. Всё начиналось с переодевания вымышленных персонажей в компьютерных играх и выросло в целый бизнес — новый виток в истории моды. Причём рынок так называемых «скинов» в играх, которые позволяют героям менять внешний вид, по прогнозам аналитиков The Guardian, к концу 2022 года достигнет £ 36 млрд.
Какие бренды выпускают диджитал-одежду?
В 2019 году цифровое платье Iridiscence от The Fabricant было продано за £ 7800. И это лишь один из многих дорогостоящих нарядов, который нельзя увидеть вживую. Норвежская компания Clarings, популярная по всему миру, также выпустила серию виртуальной одежды за фиксированную цену — € 20. Всю линейку раскупили меньше чем за неделю.
Как ещё можно примерить виртуальный наряд?
Те, кто пока не готов тратить деньги на несуществующие в реальности наряды, могут примерить одежду в виртуальном магазине, не выходя из дома, а затем её купить. Многие сервисы дают возможность посмотреть, как на вас будет выглядеть та или иная вещь перед покупкой. Не придётся тратить время на поездку до магазина, очередь в примерочную, а потом и в кассу. Ведь нередко бывает так, что мы носим вещь до первой фотографии в «Инстаграме». А увидев себя со стороны, разочаровываемся и прячем неудачное платье поглубже в шкаф.
Ещё один вариант — приложение Drest. Там можно одеть специально созданного персонажа в существующие вещи из коллекций Gucci, Fendi, Prada и других брендов, а потом купить понравившиеся образы на Farfetch.
Преимущество диджитал-одежды не только в том, что она не занимает место и на её поиск не нужно тратить большое количество времени. Она помогает экологии, сокращая углеродный след модной индустрии.
Где можно будет увидеть виртуальную одежду?
Дэниел Гридер, исполнительный директор Tommy Hilfiger Global и PVH Europe, отмечает, что цифровую одежду станут выставлять на продажу гораздо быстрее, потому что не нужно будет тратить время на её пошив и фотографии. Он считает, что диджитал-изделия почти неотличимы от тех, что производят традиционным способом. В планах Tommy Hilfiger к концу 2022 года разместить цифровые модели одежды более чем в двух тысячах торговых точек наряду с обычной одеждой.