вираж 1080 зенит что значит
Учим историю вместе с «Зенитом»: чему посвящён перфоманс Виража?
Думаю, перфоманс болельщиков «Зенита» точно не остался не замеченным. В начале матча на фанатском секторе появился баннер с изображением Петра I, солдат и надписью «Российская империя, 22.10.1721»
Немного повторим историю: что значит дата 22.10.1721 в истории России?
Всё началось ещё с Северной войны между Швецией и Россией. Которая длилась на протяжении 21 года (1700-1721 года). И завершилась победой россиян. Благодаря этому, к своей территории Россия присоединила к себе Прибалтику и вернула себе выход в Балтийское море. А между противниками был подписан Ништадтский мир
Могущество Швеции в Европе было сломлено, а Россия стала «великой евразийской державой», прорубив «окно в Европу»
Как думаете, кто самый известный правитель в Российской Империи?
Уверена, многие назовут Петра I. И будут абсолютно правы. Ведь именно он построил своими руками один из красивейших городов России – Санкт-Петербург. Вывел Россию на новый этап развития: и в экономике, и в военном деле. А также выиграл Северную войну, после которой он принял титул «Отца Отечества, Императора и Петра Великого». Так Пётр I и стал первым императором в истории России
Вернёмся из 18 века в 21-ый. Как-бы не было обидно, «Зенит» проиграл «Ювентусу» в Лиге Чемпионов. Хотя смотрелись довольно таки достойно и навязывали борьбу туринцам. Но, к сожалению, ничью сохранить не удалось. На 86-ой минуте победу и 3 очка «Ювентусу» принёс Деян Кулусевски. И ведь интересно то, что он швед. Тут баннер сыграл с нами злую шутку. Хоть и никакой мистики в этом нет, но это совпадение точно нельзя назвать обычным. Особенно, когда речь идёт об упущенной победе в концовке матча
Но отчаиваться не стоит. Ответный матч против туринцев уже 3 ноября. Хочется верить, что в следующем матче удача будет на нашей стороне.
Что значит новый баннер «Зенита»?
Перед матчем «Зенита» и «Ростова» на Вираже появился такой баннер. Возможно вы видели его в трансляции, но не поняли, что он значит.
24 августа в паблике фанатов «Зенита» «Ландскрона» появилась запись, напоминающая о 140-летии победы на Шипке – одного из главных сражений в истории русско-турецкой войны. Оно произошло в августе 1877 года. Этот баннер – в его честь.
Надпись «Не намъ не намъ а имени твоему» совпадает с надписью на оборотной стороне медали «В память русско-турецкой войны 1877—1878». Эти слова – цитата из Псалтиря, кафизма 16, Алилуия 113, строка 9:
– Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей.
«Пост к 140-летию победы на Шипке – решающего сражения освободительной войны на Балканах. Мы не просто так отметили этот подвиг, с Балканами нас связывают особые отношения. Во время регулярных визитов в Сербию мы не раз привозили тематический стафф, приуроченный к тем или иным событиям нашей общей истории, вне зависимости от клубных пристрастий. А в один из наших последних визитов было сделано совместное граффити «Не нам, не нам, а имени твоему» – цитатой из Библии, отчеканенной на медалях, которыми награждали героев русско-турецкой войны, – гласит другая запись в группе «Ландскроны».
Почему фан-сектор Зенита называется Вираж?
“Вираж” — фанатское движение, поддерживающее футбольный клуб Зенит (Санкт-Петербург). На стадионе Петровский главный и наиболее активный фанатский корпус занимал с 12-го по 15-й сектора. Это места за воротами, на своеобразном закруглении-вираже футбольной арены, что и стало главной причиной, по которой фан-движение питерской команды носит имя “Фанатский вираж” или “фан-вираж”.
Стоит отметить, что именно на секторах за воротами зачастую располагаются организованные фанатские группы. Активные болельщики создают разнообразный перформанс и на протяжении всего матча громко и слаженно поддерживают свою команду. Питерский Вираж также является основным источником визуального и шумового сопровождения игр Зенита. Попасть на фанатские трибуны непросто. Необходимо пройти специальное «собеседование» в фан-клубе. Такой отбор болельщиков в той или форме применялся практически всегда.
Болельщики питерского Зенита начали организовываться в фанатские группы в конце 70-х годов прошлого века. Движение взяло старт с нескольких десятков энтузиастов, а со временем переросло в огромную фанатскую армию, состоящую из большого количества группировок, а также имеющую своих лидеров и иерархию. Питерский «Вираж» проявляет себя не только в качестве основной поддержки команды на домашней арене или на выезде. Фанаты активно высказывают свою точку зрения по разным решениям, принятым в клубе. Например, довольно долго была напряженная ситуация вокруг возвращения Быстрова из Спартака в Зенит. Фанатский вираж негативно отнесся к такому событию — на трибунах звучали кричалки и вывешивались баннеры соответствующего характера.
«Шалалайла», Олимпиада-80 и встреча на Московском вокзале: с чего начинался Вираж
Завтра, 21 сентября, организованному фанатскому движению «Зенита» исполняется 40 лет. Официальный сайт клуба рассказывает историю его появления.
По воспоминаниям болельщиков, стоявших у самых истоков, — как, например, Юрий «Ихтиандр» Николаюк и Вячеслав «Очки» Блинов — в середине 1970-х особенных предпосылок для зарождения в Ленинграде сине-бело-голубого фанатского движения не было. Спортом №1 в городе, как и во всем Союзе, был хоккей: в «Юбилейный» было не пробиться, и там народ на трибунах действительно мог завестись, подхватывая знаменитый заряд «Шайбу! Шайбу!». Если при этом еще начинали топать ногами, то подыгрывала сама акустика закрытого помещения — звуковой эффект получался что надо.
А на стадионе имени Кирова, открытом всем ветрам Финского залива, никакой акустики не было. Люди приходили смотреть на футбол — переживали, охали и ахали, но организованным болением это было не назвать. Порой, реагируя на события на поле, могли зарядить «„Зенит“! „Зенит“!», «Судью с поля!» или, на худой конец, ту же хоккейную «Шайбу!».
«Характерный признак того времени — и это не только я, многие вспоминают — звук катящихся вниз бутылок. Стадион большой и покатый. Бутылки не бились, а проносить их не возбранялось — личного досмотра не было», — рассказывал Ихтиандр в интервью «ProЗениту». И добавлял: «На „Зенит“ еще не слишком охотно отпускали родители, поскольку мой дядюшка был на игре с „Торпедо“ в 1957 году и частенько вспоминал, как уходил вплавь на Васильевский остров».
В конце 70-х никто со стадиона вплавь уже не уходил. На трибунах стали появляться отдельные группы молодежи — школьники и студенты, — которые пробовали вводить в обиход активную поддержку команды. В основном переделывались кричалки московских команд, но возникали и свои собственные: «Раз, два, три, „Зенитушка“, дави!» или «Эй, „Зенит“, давай вперед, Ленинград победы ждет». И, разумеется, самый старый и вечный заряд — «Шалалайла», — не вышедший из моды и в наши дни.
В 1977-м Ихтиандр с друзьями оказался на матче «Зенит» — «Арарат». В компании был человек, брат которого служил моряком, бывал в Европе и делился историями, как там люди болеют на футболе. Так что, когда армянские болельщики, сидевшие рядом, затянули свой клич, они решили не отставать. «Нас это задело — они болеют, а мы футбол смотрим. Ну, Антоха и предложил: «Давайте как в Голландии». Он кричал: «Аля-улю!» — а мы: «Гол! Гол!». Получилось здорово, некий аналог современного «Надо гол, гол, гол!». Но милиционерам не понравилось, и они отбили у нас всякую охоту болеть активно».
В определенном смысле переломной точкой стала московская Олимпиада. Перед Играми стадион Кирова закрылся на реконструкцию, но несколько домашних матчей летом 1980-го — 22 июня с минским «Динамо» и 4 июля со львовскими «Карпатами» — зенитовцы всё же провели на Крестовском острове. На 33-м секторе собралось несколько десятков молодых парней.
«Игра с минчанами ничем особенным не запомнилась, а вот на „Карпатах“ эта группа стала очень активно кричать, и народ стихийно к ним повалил. Я сам сидел за воротами и, увидев, что происходит на 33-м, предложил друзьям пересесть туда, тем более что проход был свободным. К середине матча сектор оказался заполнен практически наполовину», — делился Очки в разговоре с «ProЗенитом».
После игры ударили по рукам — решено было и впредь встречаться на 33-м. Через две недели началась Олимпиада. Футбольный турнир проходил в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске. На Кирова приезжали сборные Кубы, Замбии, Венесуэлы, Чехословакии, Колумбии, Нигерии и Кувейта. Фантастический национальный колорит, новый опыт боления, флаги и барабаны на трибунах — всё это впитывалось моментально. И после завершения Игр на матч с одесским «Черноморцем» активные фанаты уже целенаправленно шли на 33-й сектор — болеть.
После крупной победы (3:0) состоялась, как бы назвали ее сегодня, несогласованная демонстрация. Толпа с 33-го, к которой примкнули болельщики с других трибун, шла со стадиона по центральной аллее парка, выкрикивая всё, что можно и что нельзя. По слухам, на Левашовском проспекте побили окна. Когда кто-то вспомнил, что недавно умер Владимир Высоцкий, все начали скандировать имя поэта. Окружающие люди не понимали, что происходит.
«Что нами двигало? Трудно сказать. Всё произошло стихийно. Своего рода глоток свободы, ведь в те времена компаниями больше трех человек разрешалось собираться только на демонстрации 1 мая да 7 ноября. А тут в обычный день люди перегородили улицу и пошли. Милиция к этому оказалась не готова и среагировала поздно. Но когда понаехали машины с мигалками, народ разбежался врассыпную», — вспоминал Очки.
Ровно через месяц, 13 сентября 1980-го, «Зенит» играл дома с «Шахтером» (1:1). Пока на поле команды обменивались забитыми мячами — на гол полузащитника хозяев Игоря Яковлева ответил защитник гостей Алексей Варнавский, — в 33-м секторе бурлила жизнь. Фанат, позже получивший прозвище Вельвет, размахивал плакатом: «У нашего „Зенита“ болельщиков не счесть, пока такие люди, как Казачёнок, есть». Сектор дружно скандировал кричалку. Чуть позже в его руках появился другой плакат — приглашение всех желающих на выездной матч со «Спартаком» 21 сентября.
Желающих набралось 44 человека. Они встретились 20-го числа на Московском вокзале Ленинграда у памятника Ленину, чтобы в 21:47 отправиться на поезде №27 в Москву. Всё, что было дальше, — уже история.
История, которой завтра исполнится 40 лет.
В подготовке материала использовались цитаты из интервью изданию «ProЗенит».
Как выглядит фанатское движение «Зенита» изнутри? Максим «Пацифик» Дукельский рассказывает о «вираже», выездах и драках
Как устроено фанатское движение, кого берут на «вираж» и как относятся к болельщикам, которые дерутся с фанатами других клубов?
« Бумага» поговорила с Максимом «Пацификом» Дукельским. Максим начал болеть за «Зенит» в начале 80-х, в конце 90-х стал одним из первых футбольных хулиганов Петербурга, а затем организатором фанатской трибуны. Сейчас Дукельскому 52 года, он до сих пор ходит на «вираж».
Интервью — часть спецпроекта «Бумаги» о фанатах «Зенита».
— Расскажите, как развивалась ваша фанатская «карьера».
— Я заинтересовался футболом в конце 1970-х. Первое воспоминание: ЧМ-1978 в Аргентине. Запомнились именно болельщики, потом специалисты признали этот чемпионат первым, где трибуны активно себя проявляли. Раньше такое не практиковалось.
За «Зенитом» я начал следить в 1980-м, в 1981-м впервые пошел на стадион: на игру с тбилисским «Динамо» меня отвела мама. В том же году посетил стадион Ленина (сегодня «Петровский» — прим. « Бумаги»), куда переносили матчи «Зенита». Меня поразило, что у клуба были фанаты и как активно они себя вели. В 1983-м — первый выезд. А дальше всё покатилось, как у всех.
Не могу назвать себя основным человеком в движе 1980-х; я был на вторых ролях, даже уходил на несколько лет, но в 1994-м вернулся на трибуну, а в 1996-м плотно подсел на фанатизм. Я тогда занимался бизнесом, но фанатский образ жизни стал для меня не менее важен. Могу без ложной скромности сказать, что вплоть до 2005 года мало событий в движении происходило без моей или моих ближайших товарищей санкции.
На моих глазах произошла организация современного фанатского движения в Петербурге. Я состоял в группировке «Ультрас Невский фронт» с середины 90-х и до ее расформирования в 2000 году. Мы тогда рулили всем. Много пришлось вложить в организацию фанатской трибуны — теперь «виража», которой я занимался с 2003 по 2005 год. Также участвовал в формировании «силовых структур» движения (я состоял в одной из первых мощных группировок «Коалиция» — тогда это была абсолютно топовая бригада). Кроме того, именно наша организационная группа в середине 2000-х заложила правила поведения на фан-секторе и остальные базовые вещи.
В 2006 году из-за проблем со здоровьем я отошел в сторону от активных дел, но внимательно наблюдал, как всё развивалось на фан-секторе. Сейчас по-прежнему хожу на «вираж»; правда, раньше ходил туда как хозяин, а теперь — как гость. Занимаюсь архивом фанатов клуба, своим магазином фанатской атрибутики и нашей организацией «33-й сектор — ветераны», которая стоит на страже истории клуба. Например, нам пришлось отбивать гимн от [президента клуба Сергея] Фурсенко, когда он решил изменить в нем слова. Постоянно размещаем информацию об истории фанатского движения в соцсетях и СМИ, занимаемся организацией льготного прохода ветеранов движения на трибуны и автобусов на выезды с организацией культурной программы об истории движения.
У меня около 90 выездов за «Зенит», сделанных до середины 2000-х. Могло бы быть и больше, если бы не травмы. Кроме того, в силовых фирмах (группировках фанатов — прим. « Бумаги»), в которые я входил, было мнение: нечего делать на выездах просто так, если и ездить, то боевым составом и что-нибудь «мутить». Я же был другого мнения: выезд — это суть фанатизма.